Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 428


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

В 428-м выпуске рассылки "Эконометрика" от 6 апреля 2009 года предлагаем материалы проведенного в феврале в Государственной думе "круглого стола" на тему "Анализ социально-экономического положения Российской Федерации и совершенствование законодательства по преодолению экономического кризиса".

Все вышедшие выпуски Вы можете посмотреть в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Грозящая катастрофа и как с ней бороться

Фракция КПРФ в Государственной думе провела "круглый стол" на тему "Анализ социально-экономического положения Российской Федерации и совершенствование законодательства по преодолению экономического кризиса". Более острой проблемы у общества сегодня, пожалуй, нет. Во-первых, кризис резко ухудшает положение каждого человека труда.

Во-вторых, кризис проходится своим беспощадным плугом не только по индивидуальным судьбам, но и по нашей общей судьбе - России. Это космополиты с тугими кошельками подсовывают идейку, будто родина там, где хорошо. Нет, дороже и ближе страны, в которой родился, вырос, переносил с нею боль и радости, не бывает. А кризис угрожает бытию России, потому что её сумел прибрать к рукам - пусть и временно - жадный и циничный капитал.

В-третьих, тема кризиса обостряется потому, что обостряется антагонизм между трудом и капиталом. В новой редакции Программы КПРФ чётко записано: "По мере углубления системного кризиса в народе зреет возмущение и сопротивление правящему режиму".

Для КПРФ (а думская фракция - её неотъемлемая составная часть) важны все уровни, стороны и аспекты проблем, порождаемых нынешним кризисом. О каждой из них наверняка пойдёт речь на предстоящем в марте пленуме ЦК КПРФ. Красная нить этого обсуждения заложена партийной Программой - замена буржуазной власти властью трудящихся, борьба за преодоление капиталистической реставрации и переход к социали-стическому строительству.

Что касается "круглого стола" в Госдуме, то это - одна из сугубо парламентских форм работы. На нём обсуждение загнано в прокрустово ложе буржуазного парламентаризма. Рекомендации "круглого стола", даже если его проводят коммунисты, призваны подсказывать государственным структурам, как можно успешнее преодолеть кризис, учитывая интересы большинства населения страны. О смене власти здесь вопрос не ставится.

На "круглом столе", посвященном преодолению кризиса, ораторы порой выходили за офлажкованное поле. И потому, что уже припекло, и потому, что сама парламентская форма дискуссии многим представлялась зауженной, да и не верят как депутаты, так и их избиратели, что буржуазная власть вдруг бросится осуществлять рекомендации коммунистов.

Но это не значит, что такие рекомендации не нужны. Еще в сентябре 1917 года, за полтора месяца до Великой Октябрьской социалистической революции, В.И. Ленин обстоятельно писал о том, как в обществе, в котором сохраняются частнособственнические порядки, необходимо бороться с надвигающейся экономической катастрофой. Работа, ставшая классикой, так и называется - "Грозящая катастрофа и как с ней бороться". На самой дискуссии ленинский труд вслух не поминался, но, думается, большинство ораторов, выходя на трибуну, ориентировались на него.

"Круглый стол" решал и ещё одну задачу: он позволял зорче вглядеться в кризис, полнее понять его сущность. А принятые рекомендации показывают, что у КПРФ есть основы социально-экономической программы преодоления не только экономического кризиса, но и капиталистической реставрации.

Их ремесло - спекуляции

Сергей Штогрин, заместитель председателя Комитета Госдумы
по бюджету и налогам, член ЦК КПРФ

У меня был спор с министром финансов А.Л. Кудриным. Я ему задал вопрос после его выступления в нашем комитете по поводу стерилизации денежной массы: "Алексей Леонидович, а если человека стерилизуют, у него потомство бывает?" Он замялся. Точно так же если стерилизовать экономику от денег, она вообще развиваться не будет. А теперь обратимся к цифрам. Начиная с 2000 года были накоплены вроде бы большие резервы - и золотовалютные, и фонд национального благосостояния, и резервный фонд. Но это всё привело к тому, что деньги из экономики страны изымались, вывозились за рубеж, рос внешний корпоративный долг.

Что касается иностранного капитала, то он до 2005 года убегал из России, его приток начался лишь в 2006 и 2007 годах. Тогда правительство, прежде всего Кудрин, хлопало в ладоши. Но, оказалось, радоваться-то и рано, и нечему: капитал шёл на фондовый рынок. Это был спекулятивный капитал, который рассчитывал на высокие ставки, чтобы акции наших компаний пошли резко в гору, затем их на этом пике продать и быстро смыться. И поэтому, когда в 2008 году случился мировой финансовый кризис, спекулятивный капитал тотчас ушёл.

Столь же усердно спекулировали и наши банки, вместо того чтобы финансировать реальный сектор. Во время кризиса они в итоге потеряли почти 100 миллиардов рублей. 162 банка из 1200 окончили год с убытками. Среди отличившихся - государственные банки ВТБ, Сбербанк, Газпромбанк.

Когда произошел крах нашей банковской системы, то правительство обратилось в Госдуму, чтобы эту обанкротившуюся систему поддержать. При этом была реализована заранее продуманная мера: накачать "свои" банки деньгами и заработать на девальвации рубля. Деньги выдавали большому количеству банков, но наиболее эффективно бюджетными средствами распорядился Россельхозбанк, потому что он работает напрямую с сельхозпроизводителями, в нём отработана за предыдущие годы схема кредитования сельского хозяйства без посредников. Поэтому 65 миллиардов рублей, которые попали в Россельхозбанк, не ушли на валютный рынок, а пошли на поддержку сельхозпроизводителей.

Центральному банку и федеральному бюджету надо было финансировать три банка: Россельхозбанк для поддержки сельского хозяйства, Сбербанк, имеющий разветвлённую сеть по всей стране, для поддержки остальной экономики, и Внешэкономбанк - для того, чтобы он рефинансировал зарубежные займы и спасал те предприятия, компании и банки, которые назанимали средства за рубежом. Иначе их обесценившиеся акции (а значит, российская собственность) могут перейти в руки зарубежных банков. Выделение же дополнительных 1400 миллиардов рублей банковской системе было нецелесообразно.

Несколько слов о фондовом рынке. В США мировой кризис обрушил фондовый рынок всего на 9,1%, а наш фондовый рынок обвалился почти на 75%. То есть все акции, которые у нас тут стоили такие большие деньги, превратились в пыль, в бумажки.

Ещё одна интересная вещь на фондовом рынке. Появляются сообщения о том, что наши олигархи предлагают государству купить часть своих пакетов крупных компаний: кто 19, кто 25, кто 30%. Это не благотворительность. Выкачав все соки из советской собственности, которую они получили за ваучеры или на залоговых аукционах, олигархи решили превратить себя в портфельных инвесторов и управлять не производством, а пакетами акций, что менее рискованно и менее хлопотно. Вместо выкупа надо их собственность национализировать: редко кто из них вносил свои средства в развитие производства.

Внимание - инвестициям

Михаил Авдеев, председатель Комитета Московской областной думы
по экономике, инновационным проектам

Несмотря на популярность темы инновационного развития, мы до сих пор не имеем законодательного акта, регламентирующего эту сферу. Официально не определено даже содержание понятия "инновационная деятельность". Такой правовой вакуум не позволяет органам государственной власти влиять на цели отдельно взятых субъектов инновационной деятельности.

К тому же в сложившейся структуре управления существует искусственное разделение не способных функционировать друг без друга науки, сферы внедрения инноваций и образования. Законодательно эту проблему не решают федеральные законы о науке и государственной научно-технической политике, об образовании, об особых экономических зонах РФ, о статусе наукоградов. Не выправил ситуацию и принятый 1 декабря 2007 года Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки".

Для создания инновационной системы необходимо не только ускорить принятие федерального закона об инновационной деятельности, но и согласовать с ним и между собой перечисленные законы. В процессе доработки законов необходимо существенно расширить полномочия субъектов Федерации в стимулировании научной и инновационной деятельности, что особенно важно в условиях кризиса. Реальных полномочий субъектов Федерации для стимулирования инновационной деятельности сейчас явно недостаточно. Ряд законодательных органов власти субъектов Российской Федерации уже выходил с предложениями по внесению изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". Однако эти инициативы не были поддержаны Государственной думой.

В Московской области в прошлом году был принят закон о промышленных округах Подмосковья. Он предусматривает формирование областной программы по созданию специально подготовленных площадок, обеспечивающих необходимую инфраструктуру. Такие площадки предназначаются для создания технопарков, деловых и многофункциональных парков, для размещения организаций науки, научного обслуживания и иных организаций, имеющих целью внедрение наукоёмких технологий. Однако нам пока не удалось достигнуть с "центром" взаимопонимания по вопросу о возможности применения налоговых льгот по территориальному признаку или смешанному принципу.

Мы считаем, что в инновационной сфере органы государственной власти субъектов Федерации должны иметь возможность определять приоритетные направления инновационной деятельности, формирование и реализацию региональных программ по её развитию, её финансирование за счёт бюд-жетов субъектов Российской Федерации. Для Московской области крайне актуально и возвращение возможности разрабатывать программы социально-экономического развития наукоградов.

Необходимо возродить госзаказ

Алексей Русских, заместитель председателя
Комитета Госдумы по нанотехнологиям

Строительная индустрия - один из показателей успешного экономического развития страны. С этой отраслью связаны металлургия (стройкомплекс потребляет до 30% её продукции) и производство строительных материалов, а эти отрасли имеют своих многочисленных смежников. Нынешний кризис сильнее всего и раньше всего сказался в строительстве.

Из-за кризиса остановилось сооружение более половины жилого и промышленного назначения. В условиях резкого увеличения процентных ставок по кредитам и сокращения срока их возврата российские строительные предприятия малого и среднего уровня практически не могут продолжать свою деятельность. Это привело к снижению спроса на стройматериалы, которое в ближайшие два года будет усугубляться, что ведет к потере рабочих мест.

Сейчас в России около двух миллионов дольщиков, которые вложили свои средства в строительство жилья. В стране 75% жилья строится за их счёт. Однако практически все коммерческие банки прекратили кредитовать новостройки. Даже такие монстры, как ВТБ и Сбербанк, изменили условия получения ипотеки. Например, первый взнос возрос до 40% от стоимости квартиры, а до кризиса он составлял 10%.

Фонд содействия и реформирования ЖКХ получил от государства 240 миллиардов рублей в уставный капитал. Но на "правительственном часе" выяснилось, что по прямому назначению, то есть на проекты в области ЖКХ, было потрачено немногим более 50 миллиардов рублей. А средства в размере 121 миллиарда размещены в коммерческих банках, средняя доходность по которым составила 13% годовых. Правительству необходимо напрямую кредитовать строительные организации, строящие некоммерческое социальное жильё. Следует возродить так называемый государственный заказ на жильё, сопутствующую инфраструктуру, автодорожное строительство.

Спасти отрасль!

Нина Веселова, председатель обкома профсоюзов работников лёгкой и текстильной промышленности Московской области

До 1991 года легкая промышленность приносила стране около 30-35% доходов. И тогда мы могли говорить о настоящей стабильности нашей социальной жизни. Но вот настали рыночные времена, и наша лёгкая промышленность, как и многие другие отрасли российского хозяйства, оказалась в тяжелейшем финансовом кризисе. 10 лет назад в лёгкой промышленности работало 1,5 миллиона человек, сейчас осталось только 300 тысяч. Отрасль утратила былой потенциал.

Сейчас необходимо от правительства потребовать прежде всего изменения ценовой политики. Рынок монополизирован. Корпорации сегодня установили такие цены, что основной массе населения невозможно покупать даже бытовые вещи и продукты питания. Уровень жизни населения резко снизился. Нужно сбалансировать потребительский спрос..

Вторая - банковская система. Необходимо обеспечить возможность получить нормальные кредиты длительного пользования с нормальной процентной ставкой.

Нужны программы поддержки наших отраслей, в том числе лёгкой промышленности, нужно создать им условия конкурентоспособности не только в России, но и на мировом рынке. Нашей отрасли, в которой износ оборудования достиг 85%, нужна модернизация, нужны дешёвые инвестиции.

И ещё. В это кризисное время государство обязано сократить расходы на всех чиновников, как минимум, на 30% и эти деньги направить на поддержку населения и наших отраслей.

Столица контрастов

Владимир Лакеев, второй секретарь Московского горкома КПРФ,
депутат Московской городской думы

Власти Москвы, как и федеральные, не раз утверждали, что надвигающийся мировой кризис Москву не затронет. Их оптимизм основывался на том, что в столице сосредоточены основные налогоплательщики страны. Но когда стали падать цены на нефть и газ, обнаружилась вся ущербность структуры доходов столичного бюджета.

Сейчас же промышленность Москвы даёт не более 5% в доходную часть бюджета. К тому же московское правительство сознательно идёт на вывод её из города. У предприятий нет должного доступа к источникам финансирования. В результате закрылись или близки к закрытию такие флагманы промышленности, как "ЗИЛ", "Динамо", подшипниковые заводы, "Рубин", "Серп и молот", "Красный богатырь", 2-й часовой…

Кризис ударил не только по промышленности. В 2009 году, по прогнозам, на 25% сократится число офисных работников финансовых структур и предприятий интеллектуальных услуг. В Москве это около 100000 человек. На 25% сокращается число мигрантов в строительном секторе. В связи с кризисом в бюджете 2009 года сокращены на 20-25%, в сравнении с 2008 годом, расходы на дорожное строительство и благоустройство. И это при московских-то пробках! На 20-25% уменьшены в 2009 году расходы на капитальное строительство для образования, спорта, здравоохранения. Между тем смертность в столице по-прежнему превышает рождаемость.

Московский бюджет не решает главную из назревших проблем москвичей - проблему бедности. В Москве прочно закрепляется немыслимая дифференциация москвичей по доходам. Так, по официальным данным, в III квартале 2008 года на долю 10% наиболее обеспеченного населения города приходилось 42% денежных доходов, в то же время на долю 10% наименее обеспеченных - всего 1% денежных доходов, то есть в 42 раза меньше. В стране этот показатель близок к 16.

В городе более одного миллиона 200 тысяч человек имеет денежные доходы ниже прожиточного минимума. Самая обездоленная и социально незащищённая часть населения Москвы - пенсионеры. Их в столице два миллиона 494 тысячи человек. Средний размер назначенных месячных пенсий (с учётом компенсационных выплат) в сентябре 2008 года составил 4801 рубль - это лишь 16% средней зарплаты в городе. Составляя четверть населения столицы, пенсионеры имеют лишь около 4% общих доходов москвичей. Пособие на ребёнка составляет лишь 15% от прожиточного минимума.

Всё это способствует усилению социальной напряжённости в обществе и масштабности массовых протестных акций. Люди требуют проводить социально ориентированную политику в интересах большинства народа. Давайте ещё раз посмотрим на антикризисную программу КПРФ. Здесь ключевое положение - возврат в общенародную собственность природных богатств, возврат народу базовых отраслей экономики, организация их эффективного использования. Способны ли пойти на такие шаги нынешнее руководство России, партия большинства в Госдуме? Ответ известен: не способны. Значит, напрашиваются определённые и неизбежные политические выводы.

Возродить село

Евгений Лысенко, доктор экономических наук, член-корреспондент Российской академии сельскохозяйственных наук, член ЦК КПРФ

Считается, что обстановка в сельском хозяйстве несколько улучшилась. Но это - иллюзорное представление. Аграрная политика не имеет системы мер возрождения агропромышленного комплекса, а государство не только самоустранилось от его регулирования, но и не влияет на его развитие.

Самый главный вопрос - это земельные отношения. Мы не выйдем из кризиса, если не пересмотрим ту законодательную базу, которая легализовала куплю-продажу земли. Вчера на конгрессе экономистов-аграрников высказывалось предложение, что надо немедленно скупить все "доли" и национализировать землю, иначе никакого развития страны не будет.

Остро стоит проблема материально-технического обеспечения. Как можно развивать сельское хозяйство, если скоро выходить на посевную, а треть тракторного парка выведена из строя. Правительство выделило миллиард рублей на запасные части, ремонт и так далее, тогда как надо в 15 раз больше. Сегодня здесь похвалили Россельхозбанк. Да до него не достучишься, чтобы взять кредит! Только 1% личных подсобных и фермерских хозяйств сумел взять кредиты в докризисном прошлом году.

Наиболее острый кризис сложился в животноводстве. В России и в 1915 году, и в послевоенном 1946-м крупного рогатого скота, в том числе коров, было в два раза больше, чем сейчас. Как в таких условиях можно решать проблему продовольствия, прежде всего молочных и мясных продуктов? К тому же сегодня покупательная способность населения уменьшилась в два раза. Поэтому очень важна ценовая политика. Возьмём Микояновский комбинат, который торгует мясными продуктами. Цена килограмма колбасы была 175 рублей, а сегодня - почти 300. Значит, нужен строгий ценовой контроль. Без государственного регулирования невозможно решить в ситуации кризиса ни один вопрос.

У нас возросли цены на продукты питания от 20 до 26%. А в Китае - на 5%. Но там полностью регулируются закупочные цены на сельскохозяйственные и промышленные товары, там не допускают дикого диспаритета цен. В Китае мало вкладывают средств непосредственно из бюд-жета в сельское хозяйство, но зато субсидируются сельское строительство, ирригация, развитие механизации. А у нас, как показала сельскохозяйственная перепись 2006 года, в два раза уменьшилась численность сельскохозяйственных предприятий. Зато село задавлено налогами.

Только консолидированными усилиями мы можем победить.

Это - край нашенский

Дмитрий Новиков, член Президиума, секретарь ЦК КПРФ,
депутат Государственной думы

Когда говорят, что Дальний Восток - стратегический регион России, то это не просто образ. В системе глобальных мирохозяйственных связей Азиатско-Тихоокеанский регион в ХХI веке является чрезвычайно значимым. Утратив Дальний Восток, Россия не просто лишится выхода к Тихому океану, но и потеряет остатки статуса великой страны. За годы президент-ства Ельцина и Путина было сделано слишком многое для того, чтобы этот печальный сценарий стал реальностью.

Здесь самый большой рост цен на авиабилеты в центр России произошёл после того, как первые лица государства пообещали их… снизить. Дальневосточный федеральный округ (ДФО) занимает 36,1% территории России, но на его долю осталось лишь 4,5% населения страны. Его численность здесь сокращалась все последние 17 лет. За первые три квартала 2008 года число умерших превысило число родившихся на 10%, а миграционный отток отсюда составил 12,7 тысячи человек.

В регионе на конец сентября 2008 года число безработных составляло 7,5% от общей численности экономически активного населения. А вот полпред президента в ДФО О. Сафонов заявил, что Дальний Восток живет, работает и развивается. Между тем индекс промышленного производства в регионе за январь-сентябрь 2008 года упал до 97,3% от уровня января-сентября 2007 года. Дальний Восток занимает по этой позиции последнее место в России среди федеральных округов. Но это цифры докризисного третьего квартала 2008 года. Значит, в них не учтен катастрофический спад, который начался в октябре-ноябре 2008 года.

На таком фоне жители Дальнего Востока одними из первых столкнулись с кризисными явлениями. Экономическая деградация региона привела к тому, что в бизнес по продаже вторичных авто оказались втянуты сотни тысяч жителей. Это характерно и для Амурской области, и для Хабаровского края, и для Приморья. Другого занятия для этих людей в регионе сегодня просто нет. В свое время они достойно трудились на предприятиях ВПК, на судах морского флота, работали в других отраслях. Режим отобрал у них эту возможность, правительство практически ничего не сделало для создания новых рабочих мест. Люди своими руками создали индустрию транспортировки, ремонта, продажи и обслуживания подержанных автомобилей иностранного производства. Сейчас у них отбирают и это, ничего не предлагая взамен. Вот откуда в регионе зимние массовые выступления, на которые власть ответила дубинками спецподразделений МВД.

Мощная волна увольнений, связанная с кризисом, прокатилась по региону в ноябре. Сокращения сотрудников планируют Благовещенское ОАО "Буреягэсстрой" (390 человек), Бурейская ГЭС (116 человек), спиртзавод (150 человек), банк "Русский стандарт" (49 человек), управление Федеральной налоговой службы России по Амурской области (36 человек) и т.д. В Хабаровском крае в катастрофическое положение попала авиакомпания "Дальавиа". Увольнения идут на предприятиях "Амуркабель", "Дальэнергомаш", "Амурметалл".

Выхода из ситуации в рамках существующей системы нет. Он может быть найден исключительно через резкое усиление регулирующей роли государства.

Интернет - в арсенал борьбы

Александр Бузгалин, доктор экономических наук,
профессор МГУ

Я буду говорить о том, что можем сделать мы, люди, которые хотят бороться против кризиса, которые причисляют себя к оппозиции. Во-первых, не всякий выход из кризиса в наших интересах. Можно выйти из кризиса, обогатив финансовых спекулянтов, хозяев крупнейших корпораций, сохранив власть нынешнего политического истеблишмента. Во-вторых, можно выйти из кризиса за счёт диктатуры. Но есть третий вариант - это то, что нам с вами надо искать. Это антикризисная программа, она представлена.

Нам надо понять, что президент, правительство, "партия власти", все их союзники действуют профессионально, грамотно и продуманно. Они жёстко и последовательно защищают интересы финансовой олигархии, сращенного с ней чиновничества, части реального сектора (очень небольшой, в основном сырьевой) и некоторых "прихлебателей" вокруг них. Они знают, что они делают. Они ничего из наших предложений делать не будут. Сегодня наших союзников очень много. Это не только беднейшие слои населения, это и безработные. Нужна программа политической и общественной работы с безработными. Нужна программа политической и общественной работы с мигрантами, которые находятся в адском положении. А Интернет поможет работе с молодёжью и офисными служащими.

Наш путь - социализм

Владимир Никитин, член Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, председатель ЦКРК КПРФ

В недавнем выступлении Геннадия Андреевича Зюганова о сути кризиса отмечено, что этот кризис отличается от предшествующих своим планетарным характером. Не слишком ли громко сказано насчёт планетарного характера? Нет, не слишком громко. Потому что путь к спасению от этого глобального кризиса надо искать на основе целостного понимания мировых проблем и коллективной ответственности человечества за выживание людей и планеты Земля. Многие уже поняли, что глобализация по-американски и капиталистический тип хозяйствования ведут нашу планету к гибели.

Мы видим, что нынешний кризис носит не локальный, а всеобщий характер, потому что к власти пришёл самый хищный, а именно - спекулятивный финансовый капитал. Он грабит и производителей, и потребителей.

Он сделал сейчас Россию полигоном по отработке технологий грабежа, оскотинивания общества, оболванивания человека. Сегодня больше половины создаваемого обществом продукта получают те, кто не сеет, не пашет, не мелит, не печет, - это финансовые спекулянты. И наш народ их назвал мироедами. Они пожирают мир, они пожирают человечество. История учит, что из кризиса можно выйти, только жестко ограничив аппетиты этих мироедов. Вместо этого президент и правительство РФ кормят этих мироедов, бросают им последние наши государственные запасы. И поэтому они сами создают вот эту социальную дисгармонию в нашем обществе и тем самым готовят социальный взрыв. Мы должны понимать, что Россия опять оказалась самым слабым звеном. Выход у нас - на пути социалистического развития.

В поле зрения - 107 предприятий

Станислав Наумов, замминистра, статс-секретарь Министерства промышленности РФ

Мы начали взаимодействовать с фракцией КПРФ в июле прошлого года, когда появились рекомендации парламентских слушаний по вопросу законодательного обеспечения промышленного развития.

Ряд мероприятий уже реализован, в частности, внесены изменения в практику применения федерального закона о государственных закупках. Отечественным производителям промышленной продукции будет предоставляться возможность в случае конкуренции с импортным поставщиком предлагать цену на 15% выше.

В Минпроме в январе мы встречались с представителями 107 промышленных предприятий. В это число наряду с организациями, входящими в головной реестр оборонно-промышленного комплекса, входят предприятия, которые мы рассматриваем как очень значимые для российской промышленности. К ним отнесены, во-первых, опорные площадки для реализации тех проектов, которые будут характеризовать облик российской промышленности на рубеже 2010-2015 годов. Во-вторых, уникальный центр технологической компетенции, без которого мы не сможем производить то, что сегодня востребовано прежде всего в рамках государственных программ. В-третьих, участники различных программ инфраструктурного развития, поставщики оборудования для крупных инфраструктурных проектов, трубопроводов, магистралей для новых больших строек, которые, безусловно, будут в нашей стране. Это также предприятия, которые либо имеют надёжные экспортные контракты, либо смогут в ситуации изменений конъюнктуры рынка реализовать ту программу импортозамещения, о которой говорил Юрий Дмитриевич Маслюков.

В этом году мы впервые совместно с представителями лёгкой промышленности добились выделения 200 миллионов рублей на субсидирование сезонных закупок сырья и 100 миллионов рублей на реализацию пилотных проектов в Ивановской, Вологодской и Тверской областях.

Система антикризисных действий касается стабилизации финансового состояния предприятий. Отработан механизм субсидирования для таких предприятий процентных ставок по кредитам. Но наиболее важным направлением считаем управление спросом. Во-первых, это поддержка экспорта. Во-вторых, использование инструментов таможенно-тарифного регулирования с целью защиты нашего рынка от демпингового импорта. И мы, безусловно, готовы оптимизировать расходы, связанные с реализацией федерально-целевых программ.

Банкротство либералов

Игорь Братищев, первый заместитель председателя Центрального совета общероссийской организации "Российские учёные социалистической ориентации", доктор экономических наук, профессор

Перебирал в голове показатели промышленности за прошлые годы - и все показанные руководителем министерства графики тускнеют.

Недавно российские ученые социалистической ориентации обсуждали проблемы кризиса и пришли к выводу, что в рамках сложившейся в России социально-экономической системы победно выйти из него невозможно. Понимаете, не кризис сейчас в мире, а полный провал либеральной парадигмы. Американцы проиграли в войне с нами, проиграли экономически.

В 1995 году я выступал на пленарном заседании Госдумы, где представлял закон "Об экстренных мерах по выводу России из кризиса и обеспечению социально-экономического развития страны". В 1998 году нами была разработана программа "Об эффективных мерах по выводу Российской Федерации из кризиса". Мы в своё время предлагали её, но никаких результатов.

Наша программа – путь возрождения

Николай Коломейцев, член Комитета Госдумы по труду и социальной политике, член Президиума ЦК КПРФ

Я как депутат за январь и 10 дней февраля проехал 14 территорий, 2 тысячи вёрст на машине и провёл 50 встреч. О чём мне говорят избиратели? О том, что на 30% увеличились цены на лекарства и продукты питания, на 25-50% - тарифы ЖКХ, что 116 крупных предприятий Ростовской области либо перешли на односменный режим, либо сократили рабочих.

Хотел бы возразить уже ушедшему замминистра по поводу заботы правительства о промышленности. Биржевым спекулянтам из уже растраченного бюджета 2008 года решено выделить примерно 7 триллионов рублей. А каковы щедроты в отношении промышленности? Председатель обкома профсоюза говорит, что на модернизацию только подмосковных предприятий лёгкой промышленности надо 500 миллионов рублей, руководитель министерства на всю отрасль обещает всего 200 миллионов.

В стране за время Путина в 5 раз увеличились ресурсы на закупку импортного продовольствия. За 2007 год они составили 38,5 миллиарда долларов. Но в том же году бюджет Российской Федерации выделил 1,5 миллиарда долларов на собственное сельское хозяйство. Это меньше в 22 с лишним раза! В прошлом году было запланировано ресурсов на производство 28 самолётов, а выпущено - всего 8.

Здесь профессор Братищев пафосно утверждал, что мы победили американцев. Увы! Победили они при поддержке "чикагских мальчиков" из России. А некоторым выступавшим, которые хотят на чужой шее в большую политику войти, могу сказать, что КПРФ лошадкой ни для кого не была и не будет. Что касается разработки программ, то у КПРФ есть программа возрождения страны.

Пора менять правительство

Леонид Калашников, член Президиума, секретарь ЦК КПРФ

Выступавший здесь замминистра промышленности рисовал нам графики, шахматки, уверял, что всё правильно делается и что мы быстро от кризиса убежим. На самом деле это не совсем так или почти совсем не так.

Мы стали свидетелями проведения крупнейшей национализации. Не у нас, а в Америке. А как правительство тратит деньги у нас? Первые 50 миллиардов долларов Путин выделил бизнесменам, которые влипли на зарубежных кредитах. У Прохорова купил Дерипаска в своё время 25% акций, а потом заложил их на Западе. Акции обесценились, и теперь его выручает Путин, выкупая его долги. Премьер взял 50 миллиардов долларов из казны без согласия парламента и решил отдать их в частные руки.

Теперь о национализации у нас. В России она тоже идет. Возьмём тот же "Норильский никель", он сегодня на 53% у государства, только об этом стараются не говорить. Но что происходит дальше? Председателем совета директоров "Норильского никеля" назначен не государственный представитель, а Волошин. Его туда посадил Дерипаска по своему пакету.

Кстати, Волошин только что покинул пост председателя совета директоров РАО "ЕЭС России", которое Чубайс и Волошин успешно развалили и распродали накануне кризиса по схеме пресловутых чековых аукционов 90-х годов.

Принимаемые программы финансовой стабилизации по экономикам 23 крупнейших стран мира показывают, что средства в среднем распределяются в такой пропорции: 49% идут на обеспечение госгарантий, 15% - на капитализацию финансовых институтов, 10% - на скупку проблемных активов и 26% - на другие цели. Россия в этом плане отличается разительным образом: 0 процентов средств - на предоставление госгарантий по долгам банков и 84% средств - на капитализацию.

Сегодня и на Западе, и на Востоке хотя бы какой-то местный наркоз своей экономике делают. Нам же, по большому счёту, надо менять правительство и снова призывать Примакова и Маслюкова, дай бог им здоровья.

Прожорливых - к ответу

Виктор Таракановский, председатель Союза старателей России

Я работаю на золоте 50 лет. Сейчас цены упали на всё, кроме золота. США очень ценят этот металл. А мы? Государственные запасы России в 1914 году составляли 1 тысячу 700 тонн золота. В 1953 году, в год смерти товарища Сталина, - 2 тысячи 200 тонн, а сейчас в "новой России" и 400 тонн нет. Может, мы золото не добываем? Что вы! За 18 лет мы добыли 2 тысячи 700 тонн золота. Где оно?

В прошлом год Россия впервые добыла 185 тонн золота, увеличив его годовое производство на 20%. Но добыча россыпного золота, которым всегда гордилась Россия, упала за эти годы со 125 тонн в год до 50.

Чтобы сохранить россыпную добычу золота в России, мы попросили убрать налог на добычу. Он составляет несчастные 6%. Что нам ответили правительство и Кудрин? У нас не будет-де наполнения бюджета. Какова же такая сумма этого НДПИ была по россыпному золоту? Всего 900 миллионов рублей. Это позволит сохранить работу десяткам тысяч людей. А за ними стоят ещё 500 тысяч тех, кто выпускает бульдозеры, тракторы, оборудование. Сколько же можно нам говорить? А Васька слушает, да ест. Он будет жрать, пока всё не сожрёт. Если народ не остановит.

Социализм стучится в дверь

Николай Кузнецов, заместитель руководителя фракции КПРФ Смоленской областной думы

У нас был Ярцевский завод двигателей, крупнейший в Европе по производству дизельных двигателей. Его строил весь Советский Союз. Здесь должны были работать 12 тысяч человек. Где этот завод? Его нет. Разруха коснулась всей Смоленщины.

Ситуация сейчас плачевная. В прошлом году падение производства в промышленности составило 4%. Региональный продукт, вместо того чтобы расти, как ему предписывал план, на 8,2%, едва наскрёб прирост в 1%. В очереди получить работу стоит безработных в два раза больше, чем количество заявленных вакансий. Министры, "партия власти" с упоением говорят о компенсациях безработным. Называют 4 тысячи 900 рублей на человека. Но это верхний предел, а есть ведь и минимальный предел - 850 рублей.

Здесь очень много разговоров было о макропоказателях. Правильно, мы должны смотреть в корень. Но корень в том, что в России сейчас капитализм. Но мы знаем, что социализм уже стучится в дверь.

Смотреть вперёд

Наталья Захарова, генеральный директор завода "Дулёвский фарфор"

До трагедии 90-х годов только по России было более 20 фарфоровых заводов. Объём выпускаемой продукции превышал 600 миллионов штук изделий в год. К сожалению, от некогда мощной отрасли сегодня мало что осталось. В 2008 году - 58 миллионов. А чтобы пересчитать, сколько предприятий осталось, хватит одной руки.

В чём же причина такой ситуации? Если в начале 90-х энергоносители составляли 1,4% себестоимости, то сейчас - 14%, а впереди повышение тарифов на электроэнергию до уровня мировых. При такой ценовой политике фарфоровой отрасли осталось недолго существовать, потому что это - энергоёмкое производство. Остро стоит вопрос о его перевооружении.

Смотреть нужно вперёд. Наши нефть и газ - временное преимущество, и мы должны им воспользоваться, чтобы обновить производство. Потом эстафету должна подхватить обрабатывающая промышленность.

Выход из кризиса - в смене курса!

Владимир Кашин, заместитель Председателя ЦК КПРФ, заместитель председателя Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академик РАСХН

Экономические кризисы - неотъемлемая черта капитализма. Это научно доказано в гениальном труде К. Маркса "Капитал" и нашло подтверждение в трудах выдающегося ученого-экономиста Кондратьева о цикличности кризисов при капитализме. Для нас, коммунистов, разразившийся кризис в России - это вовсе не некая свалившаяся неожиданно напасть, как его пытается представить власть. Более того, мы предупреждали: либеральные реформы с ориентацией на распродажу сырья без развития реального сектора экономики приведут к краху. Продуктом капиталистической реставрации в России стала "двуединая экономика" - экспортно-сырьевой и банковско-спекулятивный секторы, которые не нацелены на развитие ни высокотехнологичной промышленности, ни сельского хозяйства, ни страны в целом. При такой ущербной структуре экономики кризис был неизбежен.

Более того, внедрявшаяся модель "свободного рынка" утверждала самодостаточность финансового капитала. Таким способом сторонники либеральной экономики "подправили" К. Маркса, заменив его классическую формулу "деньги - товар - деньги" на более простую, примитивную и грабительскую: "деньги - деньги". Этим они ориентировали "новую буржуазию" на финансовые спекуляции и "пирамиды". В результате к середине 2008 года диспропорция между финансовой и материальной составляющими экономики достигла фантастической величины, и огромный финансовый пузырь лопнул. Кризис в России стал системным с первого дня.

"Подушка безопасности" в виде стабилизационного фонда и золотовалютных резервов, созданная властью за счет обнищания народа, не помогла.

Дело в том, что, создавая её, власть держала экономику страны на голодном финансовом пайке, вынуждая российские компании кредитоваться на Западе. В итоге корпоративный долг российских компаний перед западными кредиторами превысил 500 миллиардов долларов. Появляется угроза перехода ведущих компаний страны в собственность иностранных владельцев, реальная угроза для национальной безопасности.

Что касается реального сектора экономики страны, то спад производства в ноябре 2008 года достиг, по официальным данным, 8,7%, а по подсчетам некоторых аналитиков - все 13%. Он охватил все отрасли. Настоящий обвал произошел в автомобилестроении, химической отрасли, производстве строительных материалов, где объем производства сократился в 2-4 раза. В металлургии загрузка предприятий упала в декабре 2008 года до 45-50%. По железным дорогам перевозки в ноябре 2008 года сократились на 20%, а в декабре - еще на 28%.

Идут массовые увольнения рабочих, ИТР, служащих. Первыми жертвами оказываются работники старшего поколения и молодежь. Сегодня в России около 6 миллионов человек не имеют работы. Растет задолженность по заработной плате. К концу 2008 года она достигла 6,8 миллиарда рублей, что в 2,2 раза больше, чем годом ранее. По данным Росстата, в ноябре 2008 года реальные располагаемые денежные доходы населения России упали на 12,2% по сравнению с 2007 годом, и эта тенденция сохраняется. Снижение реальных доходов населения еще больше усугубляет кризисную ситуацию.

Несмотря на многолетний валютный дождь, в считанные дни затрещала по швам созданная монетаристская финансовая система страны. Минфин уже заговорил о необходимости внешних заимствований для пополнения бюджета. Власть оказалась у разбитого корыта. У КПРФ и её думской фракции сложилось твердое убеждение, что все тяготы и трудности кризиса власть перекладывает на плечи трудящихся, ибо она защищает лишь интересы банкиров и транснациональных корпораций.

На этом фоне растет инфляция. В 2008 году её уровень достиг 13,3%. На 2009 год правительство прогнозирует рост инфляции еще на 13%. Больше всего подорожали хлеб и хлебобулочные изделия (на 25,9%), крупы (на 25,8%), макаронные изделия (на 33,8%), мясо птицы (на 22,2%), а также услуги ЖКХ (на 16,4%). Почти на 25% выросли цены на лекарства. Власть продолжает монетизацию льгот. Попытка фракции КПРФ добиться от правительства обоснования роста цен и тарифов закончилась тем, что первый заместитель председателя правительства РФ И.И. Шувалов в своем выступлении на "правительственном часе" в Госдуме 30 января 2009 года признал, что правительство не контролирует ценообразование в экономике. Однако по закону именно правительство и верховная власть ответственны за ценообразование.

Правительство боится сказать правду о том, что выход из кризиса может быть только в принятии срочных мер и эти меры - учет, контроль, регулирование всеми процессами в экономике со стороны государства. Нынешняя государственная власть даже в условиях системного кризиса не способна посягнуть на всевластие олигархии, на безмерные, скандальные прибыли, которые капитал наживает на дороговизне и грабеже страны и народа.

Не случайно же самой первой реакцией власти на плохие тенденции в экономике явилась поддержка банковского сектора. Государством направлены в банки сумасшедшие деньги налогоплательщиков, планируется всего выделить 9 триллионов рублей под 6,5% годовых на 11 лет и без залога. Из них банки уже успели получить 1,8 триллиона рублей. При этом розданные банкирам деньги уплыли на Запад, минуя реальный сектор российской экономики. Главной заботой власти оставалось благополучие самых богатых. Так, в интересах нефтегазовых компаний приняты решения о послаблении для них налогового бремени, обнулили экспортные пошлины для производителей минеральных удобрений, сейчас этот ход собираются повторить в интересах потанинского "Норникеля".

Казалось бы, в кризисной ситуации, при нехватке финансовых средств правительство должно было бы отказаться от плоской шкалы подоходного налога и перейти на прогрессивную, по которой уплата налога для высокооплачиваемых чиновников и олигархов существенно могла бы вырасти. Коммунисты не раз вносили такое предложение, но ни в правительстве, ни в Думе оно не получило поддержки.

Сегодня реальная программа выхода из кризиса есть только у коммунистов. Она включает национализацию естественных монополий и базовых отраслей народного хозяйства, восстановление плановых начал социально-экономической политики государства, переориентацию денежно-кредитной политики на стимулирование отечественного производства и инвестиций, внутреннего потребления, прекращение оттока капитала за рубеж, создание системы эффективного валютного контроля и совершенствование налогового законодательства, поддержку среднего и малого бизнеса. Фракция КПРФ давно предлагала сделать российский рубль региональной валютой хотя бы на территории СНГ. Необходимо серьезно, а не на словах вести борьбу с коррупцией. От имени большинства соотечественников мы требуем:

- ликвидации нищеты пенсионеров, инвалидов и малоимущих граждан, военнослужащих и их семей, политического и экономического бесправия трудящихся; ликвидации беспризорности миллионов детей;

- прекращения роста цен на продовольствие и товары первой необходимости, роста тарифов; прекращения массовых увольнений и ликвидации безработицы; прекращения реализации антинародной жилищной реформы и монетизации льгот;

- отмены платной медицины, платного высшего образования, прекращения разрушения системы обучения и подготовки специалистов реального сектора экономики; прекращения разрушения производственной базы системы высшего образования, возобновления полномасштабного финансирования фундаментальной науки;

- отмены распродажи земли, лесных и водных ресурсов; прекращения разграбления полезных ископаемых и природных богатств;

- прекращения уничтожения отечественной промышленности и сельского хозяйства, оборонного комплекса, прекращения банкротства предприятий, засилья криминала и "рейдерства" в экономике и хозяйстве страны;

- прекращения уничтожения Вооруженных Сил; ведения внешнеторговой и внешнеэкономической политики в интересах государства и народа страны;

- прекращения насилия и издевательства над русской и советской историей, культурой и традициями; прекращения криминализации общества.

Выход из кризиса - в немедленной смене курса! Но он зависит от сплоченности и решительности трудящихся в отстаивании своих прав.

Государство должно управлять экономикой

Юрий Маслюков, председатель Комитета Госдумы по промышленности, член ЦК КПРФ

Сеодня мы особенно ясно убеждаемся в том, что все процессы мировой экономики крутятся вокруг фундаментального принципа, который открыл Маркс и сформулировал в "Капитале". Ясно, что соотношение между товаром, услугами, рабочей силой и деньгами - это основополагающий экономиче-ский принцип. Но господство транснациональных монополий грубо нарушает его.

Сегодня вся Америка, всё, что у неё есть, оценивается примерно в 800 триллионов долларов. Это если взять все акции, деривативы и прочие бумаги - всё, что ходит на всяких фондовых рынках, на рынках ценных бумаг и обращается среди населения. Однако реальная стоимость экономики Соединённых Штатов составляет 40 триллионов долларов. А это только 5% из всей массы мишуры, которая заменяет реальные деньги. Такова экономика, которая придумана в конце 80-х годов. Это экономика виртуального макроэкономического бесконечного роста. Такая экономика и есть надутый мыльный пузырь.

К этой экономике нас присоединили в конце 80-х-начале 90-х годов. Она не требовала таких руководителей и экономистов, которые знакомы с реальным производством. В политическую и экономическую власть пришли люди, которые совершенно ничего не понимают в нём. Вот эти адепты новейшей экономики и стали руководить нашей промышленностью и банковской системой.

Конечно, по шпаргалкам выучить основные термины макроэкономической экономики и даже принципы этой экономики очень просто. Мы до сих пор слушаем Кудрина и удивляемся. У него ведь, кроме инфляции, сжатия денежной массы и увеличения процентной ставки, никаких рецептов нет.

Мы последние пристроились в хвост монетаристской экономики, мы последними вошли в кризис, но мы последними и выйдем из него. Потому что с нашими смешными вложениями и "подушками безопасности", которые называет нам наше экономическое ведомство, мы далеко не уедем. И это результат сознательной политики, всё было рассчитано очень точно. Наше государство вложило 500 миллиардов долларов в экономику Америки. Персоны, которые сгрудились вокруг банковской системы и ещё сохраняющейся от советских времён части промышленного производства, эти же 500 миллиардов долларов заняли за рубежом. Теперь встаёт вопрос: кто будет платить долги частных корпораций? Выясняется: государство. Однако один раз государство уже помогло Западу, "заплатило" ему, когда перевело на счета в заокеанские банки 500 миллиардов, которыми фактически распоряжались банкиры США, получая от этого прибыль. Сейчас второй раз государство платит.

Этим оно помогает не тем людям, которые в условиях кризиса больше всего пострадали и нуждаются в помощи, не малому и среднему бизнесу, создающему национальное богатство. Все эти деньги снова уйдут к олигархам, и снова олигархи - уже в третий раз - поживятся за счёт накоплений бюджета. А в нём - деньги трудящихся, других денег у государства нет. Это, конечно, катастрофа.

Был ли у российской экономики другой путь? Конечно. Ведь мы не первые, кто искал новые пути в экономике. И Рузвельт, и Сталин искали свои пути. Но каждый из этих путей ни в коем случае не зиждился на том, чтобы надувать мыльные пузыри. Они занимались развитием базовых отраслей промышленности, занимались развитием инфраструктуры. Это - транспорт и энергетика, тяжёлая промышленность и промышленность вооружения и т.д., и т.п.

Чем же занимались наши либеральные реформаторы? Они создавали банковскую систему. Через этот аппендикс экономики можно присосаться к мировому финансовому рынку, что для нуворишей значительно более выгодно, чем заниматься ростом своей собственной промышленности, собственного сельского хозяйства.

В интересах России был другой путь - путь, каким шёл Советский Союз. Но пришедшие к власти после 1991 года правители не пошли таким путём. Основная часть капитала устремилась в спекулятивные сделки, и результатом такой финансовой политики явились отмирание и свёртывание производства во многих секторах экономики, рост импорта, зависимость финансовой системы от иностранных кредитов.

Между тем мы знаем те отрасли, которые обеспечивают наиболее быструю окупаемость вложений. Для того, чтобы окупились вложения в лёгкую промышленность, требуется три-четыре месяца. Нужно только сырьё и немного высокопроизводительного современного оборудования. У нас есть люди, у нас есть города, ориентированные на лёгкую промышленность. Вместо её развития мы покупаем товары массового спроса в Китае, завозим их из ближневосточных стран и т.д.

Или возьмём пищевую промышленность и весь АПК. Сегодня в целом по стране 50% продовольствия - импорт, а в Петербурге и Москве -75 – 80%. Эти показатели очень близки к катастрофическим. Казалось бы, нужно было бы сосредоточиться на том, чтобы максимум импорта заменить отечественной продукцией, но это же очень хлопотно. Вот В.В. Путин опубликовал план своего имени из 55 пунктов. По нему ещё в ноябре 28 законопроектов, которые как бы способствовали выходу из кризиса, должны были поступить в Госдуму. Но их нет. Президент Д.А. Медведев четыре месяца назад заявил, что нужно создавать фронт общественных работ на наших инфраструктурных направлениях. Думаете, хоть один объект открыт? Ничего подобного.

Россия потеряла на таком топтании больше 20 лет. А после Великой Отечественной войны через 15 лет СССР вышел в космос! Политика проедания накопленного Советским Союзом национального богатства продолжается до сих пор. Невозможно назвать ни одной стройки, ни одного возведенного после разрушения СССР масштабного объекта, который бы служил России, что-то менял в структуре нашего хозяйства. Значит, государство должно взяться за управление экономикой. Прежде всего государство должно определять политику ценообразования. Вы знаете, что во времена Советского Союза цены на хлеб не повышались 45 лет. Война была, послевоенная разруха, голод и всё остальное. А цены на хлеб никогда не повышались.

Необходимо настоять на том, чтобы налоговая система была реформирована в интересах большинства населения. Требуется прогрессивная шкала налогообложения доходов физических лиц. Но с этим не соглашается наше правительство, в частности Кудрин. Но существование "плоского подоходного налога" - это преступление. Две страны в мире: РФ и Замбия имеют плоскую шкалу налогообложения.

Нужно принять жёсткие законы по защите внутреннего рынка и заняться импортозамещением всерьёз - на уровне государственных программ, а не разговоров. Нужно, наконец, понять, что представляет собой сегодня наша экономика и как она управляется. Бюджетные показатели, которые мы принимаем в Думе, - это только общие цифры, верхушка финансового айсберга.

Надо, чтобы государство занималось этими вопросами, чтобы все федеральные целевые программы, которые утверждены правительством, парламентом, президентом, обязательно были профинансированы. Следует понять, наконец, что источником инновационного развития является военно-промышленный комплекс, а следовательно, надо его серьёзно поддерживать. От того, что мы будем только вещать: инновации, инновации, инновации,- экономика не изменится. Инновациями должно заниматься государство. Причём государство не в лице тех людей, которые по шпаргалкам изучили современную экономику и никогда в жизни нигде не работали, а люди, которые конкретно знают, что это такое.

Надо восстановить систему социальных льгот, нужно восстановить бесплатную систему образования, здравоохранения, нужно коренным образом изменить отношение к нашей науке. Мне кажется, что все наши силы мы должны сосредоточить на том, чтобы потребовать от правительства реальных мер по выходу из кризиса, а не виртуальных, которые очень похожи на надутые ранее мыльные пузыри.

Рекомендации "круглого стола"

1. Участники "круглого стола" рекомендовали депутатам Государственной думы РФ обратиться к президенту РФ и в Совет Федерации с предложениями:

- отправить в отставку министра финансов А. Кудрина и ближайших его помощников как виновников втягивания России в мировой финансовый кризис;

- вернуть в государственную собственность природные богатства (нефть, газ, землю, лес) и базовые отрасли экономики, поручить правительству организовать их эффективное использование;

- преобразовать Центробанк в Государственный банк Российской Федерации, создать государственную банковскую систему для координации и обеспечения инвестирования базовых отраслей экономики, сельского хозяйства, науки;

- восстановить определяющую роль государства в управлении экономикой, укрепить государственное планирование и регулирование в системе экономических отношений и ценообразования, восстановить отраслевое управление экономикой;

- создать действенную систему народного контроля и борьбы с коррупцией, казнокрадством и взяточничеством.

2. Депутатам Государственной думы рекомендовать правительству РФ:

- секвестровать расходы бюджета на содержание госаппарата минимум на 30%;

- прекратить банкротство предприятий; вывести финансовые активы России из западных банков и фондов, остановить вывоз капитала за рубеж;

- установить государственный контроль над банковской системой; усилить контроль за использованием финансовых средств, выделяемых на преодоление кризиса. Привлечь к уголовной ответственности лиц, виновных в нецелевом использовании средств резервных фондов и золотовалютных резервов. Поставить под строгий контроль любые зарубежные займы - как государственные, так и частные;

- пересмотреть инвестиционную политику, обеспечив свободный доступ предприятиям к дешевым кредитам, поставив во главу угла восстановление базовых отраслей промышленности, возрождение агропромышленного комплекса и науки, что позволит насытить отечественный рынок товарами и услугами. Одновременно стимулировать внутренний спрос за счет роста заработной платы и социальных выплат. Соотношение заработной платы руководителей и рядовых сотрудников величиной не должно превышать 7-кратного размера;

- остановить рост цен на товары первой необходимости и услуги и тарифы на энергоресурсы, принять меры по их снижению, привлечь к ответственности участников сговора на установление завышенных цен и тарифов. Ликвидировать паразитирующую систему посредничества между производителем и потребителем;

- обеспечить продовольственную и лекарственную безопасность;

- диверсифицировать внешнюю торговлю с целью устранения её зависимости от Запада. Добиться интеграции постсоветского пространства с целью восстановления нарушенных народнохозяйственных связей;

- выйти с законодательной инициативой по защите внутреннего рынка и по импортозамещению;

- выкупить земельные доли у крестьян для образования государственного земельного фонда.

Участники "круглого стола" определили приоритетные направления государственной социально-экономической политики (см. вступительное слово заместителя Председателя ЦК КПРФ, депутата Госдумы В.И. Кашина).

3. Участники "круглого стола" рекомендовали депутатам Государственной думы внести в соответствующие федеральные законы поправки, которые будут способствовать скорейшему выходу страны из экономического кризиса, и внести с этой же целью ряд новых законопроектов.

Газета "Правда", No.18, 20-25 февраля 2009 года

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте работает форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

Заходите - вас будут рады видеть!

*   *   *   *   *   *   *

Программа "Диссер" - дополнение для Microsoft Word, предназначенное для создания и работы со списками литературы. В диссертациях, научных статьях, рефератах требуется приводить список использованной литературы, вставляя в текст диссертации ссылки на его позиции. При большом размере списка отслеживать соответствия порядковых номеров публикаций в списке и чисел в ссылках в тексте диссертации становится крайне сложно, особенно при изменении порядка следования ссылок в списке. Эта программа добавляет в Word новую функцию - создание и редактирование списка литературы, позволяя исправлять численные ссылки в тексте одним нажатием кнопки. "Диссер" можно загрузить с сайта http://kankowski.narod.ru.

Удачи вам и счастья!


В избранное