Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 315


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

В 315-м выпуске рассылки "Эконометрика" от 5 февраля 2007 года предлагаем завершающую четвертую статью Юрия Емельянова "Политическое становление супердержавы", посвященную так называемому периоду "застоя". Первая статья из этого цикла включена в выпуск рассылки No.312 от 15 января, вторая - в выпуск No.313 от 22 января, третья - в выпуск No.314 от 29 января 2007 г.

Ситуация в области стандартизации, сертификации и технического регулирования анализируются в статье "Нестандартное регулирование. Как узаконили грядущие аварии и катастрофы".

Итоги деятельности чилийского диктатора Пиночета анализирует Жильвинас Буткус в статье "США, Пиночет и "экономическое чудо"". Принципиально важно, что в результате контрреволюционного переворота и монетаристской диктатуры в течение многих лет наблюдалось падение чилийской экономики, а отнюдь не рост, в чем пытаются нас уверить враги России.

Важные статистические данные о Китае приводятся в статье "КПК и КПРФ: Рукопожатие компартий".

Продолжаем публиковать записки М.В. Родзянко "Государственная дума и февральская 1917 года революция".

Все вышедшие выпуски Вы можете посмотреть в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Нестандартное регулирование
Как узаконили грядущие аварии и катастрофы.

Еще в апреле этого года на заседании правительства премьер М. Фрадков, глядя в закон "О техническом регулировании", заявил: "Проведена супероперация в интересах наших глобальных конкурентов, и нам предстоит разобраться, кто вверг нас в эту пучину с такой степенью некомпетентности. К 2010 году, когда будут разработаны какие-то технические регламенты, наши конкуренты со своими стандартами будут на Луне".

Трудно не согласиться с выводами главы правительства. Сожаление вызывает только то, что они не пришли ему в голову раньше. Да и по части "кто вверг" для него наверняка нет никакой тайны. Инициатива в подготовке закона "О техническом регулировании" No.184-ФЗ исходила от ультралиберального крыла правительства, в частности, Минэкономразвития. Министр Г.Греф рассматривал данный закон как входной билет во Всемирную торговую организацию (ВТО) и требовал его незамедлительного принятия. Все происходило в 2002 году. На то время Госдума уже была во власти проправительственного большинства - фракций "Единство", "Отечество - вся Россия" и депутатских групп "Регионы России" и "Народный депутат", объединившихся позже в правящую партию "Единая Россия". Ее голосами и был принят закон о техрегулировании, вызвавший шок у каждого мыслящего законодателя и специалиста. По их общему мнению, закон целенаправленно добивал производственную сферу и национальную безопасность РФ. Самыми непримиримыми противниками закона были коммунисты, доказывавшие, что он не просто вреден, а крайне опасен. Тогда их не только не слушали, но еще и обвиняли в старорежимном мышлении. Закон без промедления был подписан президентом В.Путиным 27 декабря 2002 года, после чего вступил в силу.

Специфическое название закона мало что говорит нашим читателям. Они даже не подозревают, какие угрозы для них скрыты в его положениях. Чтобы понять, о чем речь, давайте вспомним, как в советское время, покупая тот или иной товар, на этикетках видели надпись: соответствует ГОСТу или ОСТу... Нам поясняли, что товар изготовлен согласно тому или иному государственному стандарту. В Советском Союзе действовало свыше 25 тыс. стандартов и 170 тыс. нормативно-технических документов. Ими устанавливалось, каким требованиям качества, безопасности и техническим нормам должны отвечать производимые в стране товары, возводившиеся объекты, оказывавшиеся услуги... Стандарты были и на хлеб, и на воду, и на детские игрушки, и на дома, и на заводы, и на документацию.

- Система стандартизации в Советском Союзе, - рассказывает депутат фракции КПРФ, член думской комиссии по техническому регулированию Сергей СОБКО, - была детально прописана. Все стандарты коррелировались, в одном ГОСТе была ссылка на другой. Существовала система так называемой кооперации, независимо от того, что производилось, - самолет или подводная лодка, строился дом или выпускался комбайн, шилась одежда или выпекался хлеб. При такой взаимосвязи каждый производитель чего бы то ни было знал, что если он на одном заводе приобрел болт на десять миллиметров, а на другом - гайку к нему, то они обязательно совпадут. А если нестыкующимися болтами и гайками скручивать какую-то конструкцию, например, в Трансвааль-парке, то она просто рухнет. И дома будут рушиться, и ракеты не будут взлетать, и самолеты будут падать, и не сможет работать промышленность без взаимосвязи, которую обеспечивает система стандартизации.

Под тем предлогом, что советские стандарты якобы устарели, не подходят для рыночной экономики, к тому же, с точки зрения "реформаторов", их было чересчур много, что вроде бы и мешало вхождению РФ в ВТО, был разработан "революционный" закон "О техническом регулировании". Им "замораживались" на семилетний срок все прежние нормативные и нормативно-правовые документы: условия безопасности и регулирования промышленного и потребительского рынка, стандарты, строительные нормы и правила, требования пожарной безопасности и т.п. Согласно закону федеральные органы власти (отдельные министерства, ведомства) не вправе принимать обязательные решения в сфере технического регулирования в закрепленных за ними областях даже для обеспечения безопасности граждан. А к 2010 году, как провозглашал закон, все советские нормативы после "заморозки" полностью прекратят свое существование. Их заменят новые стандарты и технические регламенты, которые должны появиться аккурат к тому же 2010-му.

Продавив столь радикальный закон, его инициаторы вместо того, чтобы приступить к подготовке "рыночных" стандартов, попросту отключились от этих забот. А закон между тем дает о себе знать. В стране резко упали требования к безопасности, что особенно ощутимо проявляется на потребительском рынке. Несоблюдение "замороженных" стандартов открыло дорогу к прилавкам всевозможным суррогатам и подделкам. Ими людей обманывают, травят и гробят. По статистике, в стране продается до 60% суррогатного алкоголя, от которого ежегодно умирает свыше 40 тыс. человек. Спросить по всей строгости с производителей и реализаторов за некачественный товар не представляется возможным. Закон No.184 позволяет игнорировать стандарты. Еще хуже обстоят дела в промышленности, строительстве, энергетике, на транспорте. Бесстандартное "плавание" в условиях износа основных фондов оборачивается многочисленными авариями и техногенными катастрофами, число которых постоянно растет.

Недавно страна пережила целую серию жутких авиакатастроф, унесших жизни сотен людей. О том, что они станут неизбежными после вступления в силу закона "О техническом регулировании", сразу заявляли ученые и специалисты. Они выступали против его принятия. В 2002 году в открытом письме в адрес правительства директор ФГУП "ЦАГИ им. проф. Н.Е.Жуковского" В.Дмитриев, генеральный директор ФГУП "ММП "Салют" Ю.Елисеев, генеральный директор ФГУП ВИАМ Е.Каблов, генеральный директор АК "Ильюшин" В.Ливанов, генеральный конструктор АО "Камов", Герой России С.Михеев, генеральный директор ФГУП ЦИАМ В.Скибин, президент-генеральный конструктор АО "Туполев" Ю.Шевчук обращали внимание исполнительной власти РФ на "отрицательное влияние на безопасность полетов, а также на создание, производство и поставки авиационно-космической техники" закона, "направленного на чрезмерную либерализацию отношений между изготовителями (продавцами) продукции и федеральными органами исполнительной власти". Такое техрегулирование, писали они, "значительно изменит в худшую сторону сложившуюся на протяжении более чем 60 лет государственную систему стандартизации - главную составляющую обеспечения качества и надежности продукции. Разрушение ее окончательно подорвет основные принципы создания, производства и эксплуатации унифицированной авиационной техники, лишит ее базовых гарантий и преимуществ в конкурентной борьбе. Закон наносит удар по системе обеспечения качества при проектировании, производстве и проведении испытаний, а также по основному принципу эксплуатации авиационной техники - обеспечению безопасности полетов". Когда ученые поняли, что закон не остановить, то умоляли правительство Касьянова (он в то время был премьером) хотя бы "не распространять его действие на работы, связанные с созданием и эксплуатацией авиатехники". Ни правительство, ни президент не отреагировали.

За минувшие 3,5 года наш авиапром доведен "до ручки", а в небо поднимаются машины и экипажи, которые не гарантируют пассажирам безопасности. Расплодившиеся в стране авиакомпании не считают нужным соблюдать советские стандарты и требования к технике, к ее ремонту и готовности к полету, к подготовке экипажей, - ко всему, что раньше обеспечивало безопасность людям. Право на то им предоставил закон о техрегулировании.

- Мы говорим об авиации, - замечает С.Собко. - Давайте смоделируем логичный, но парадоксальный пример. Итак, приняли мы закон о техническом регулировании. ГОСТов не существует, вступаем в ВТО, открываем границы, начинаются обмены, закупаем какой-то самолет, а в инструкции к нему написано, что в бак нужно залить тысячу единиц горючего. Наш заправщик наливает тысячу единиц, самолет взлетает и падает посреди Каспийского моря. Почему? Да потому что тот, кто сделал самолет, подразумевал под единицами галлоны, а наши заправщики думали, что это литры, и под рукой у них не было стандартов, которыми они должны были руководствоваться. Таким образом, можно дойти до парадокса ценою в сотни человеческих жизней... Система государственного регулирования, независимо от того, какие идеи сейчас появляются и продвигаются в стране, должна быть сохранена во что бы то ни стало. Все строится на системе регламентирования.

Ее-то и перечеркнул у нас закон "О техническом регулировании", пообещав, что к 2010 году появятся новые регламенты. Но прошло уже полсрока, 3,5 года, а разработан всего один нормативный документ, да и то в инициативном порядке, и его еще не приняла Госдума. За это время идеологи закона даже не потрудились подсчитать, сколько всего должно быть регламентов и стандартов. Одним кажется, что достаточно 400, другие полагают, что их должно быть не менее 2,5 тыс., третьи - что более 7 тыс. Могут называться и иные цифры, потому как отсутствуют критерии, позволяющие определить точное число стандартов и регламентов. И все они к тому же должны приниматься в виде отдельного закона. Такой масштаб работы, видимо, и обеспокоил премьера Фрадкова. Он понял, что за оставшиеся 3 года не удастся создать массив нормативов, даже если все министерства с агентствами немедленно усадить за их написание.

Да и финансировать это направление действующие в тесном союзе Минфин (Кудрин) и Минэкономразвития (Греф) не спешат. В этом году на подготовку стандартов выделено 35 млн руб. На следующий год - чуть больше. На каждый стандарт требуется примерно полмиллиона рублей. Простые математические действия показывают, что на такие деньги за год удастся выработать в лучшем случае 7 нормативов. И какой же тут 2010-й? При таких темпах, которые задает правительство, даже 400 стандартов появятся не ранее, чем через полвека.

Что это - некомпетентность или нечто другое? Почему так легкомысленно ведет себя Минэкономразвития, которое продвигало закон и так много обещало с думской трибуны? На что расчет у Грефа?

Коммунист С.Собко ничего не исключает, и не верит в некомпетентность тех, кто стоит за идеей о техрегулировании:

- Каждый раз, когда вот с такой проблемой сталкиваюсь и это касается не только данного закона, ловлю себя подсознательно на мысли: то ли непрофессионалы занимаются, то ли супер-профессионалы, которые делают все для того, чтобы нашу промышленность остановить полностью.

И не только промышленность, но и сельское хозяйство, другие отрасли. В особой мере это относится к закону о техрегулировании. Он разрабатывался некоммерческой организацией "Информационно-аналитический центр "Тезаурус-маркетинг". Само слово "тезаурус" говорит о каком-то лингвистическом уклоне этой организации. Тем не менее ей во главе с неким господином А.Рубцовым на деньги, полученные от Агентства США по международному развитию (USAID) в виде гранта, было поручено разработать концепцию данного закона. С 1 апреля по 30 сентября 2002 года Рубцов и К изготовили документ, который одни окрестили законотворческим казусом, другие - очень сырым и плохо отработанным. А я считаю, что мы получили документ, которым решили остановить всю нашу промышленность, все сохранившееся еще производство.

Произойдет все, конечно, не одномоментно, и не в 2010-м остановится вся производственная база России. Но к указанному сроку она заметно сократится. Хотя бы из-за низкого качества производимой продукции, которое гарантировано в условиях "замороженных" стандартов. Такая продукция полностью утратит конкурентоспособность, что окончательно подорвет производительные силы России. Зато огромная добыча достанется тем, кто воплощал в нашей стране свою теорию "техрегулирования".

Именно эти деятели, по чьей наводке действовала фирма "Тезаурус-маркетинг", нашли подходы к правительственным чиновникам, убедив их в излишней строгости советских стандартов. Они писали в своих аналитических отчетах, что "требования по качеству (потребительским достоинствам) и по безопасности в РФ завышены в сравнении с международными нормами". Доказали, надо думать, известным способом. Все делалось закулисно. Кое-что узнавали специалисты, депутаты. Неслучайно коммунисты твердили: безопасности много не бывает, и что, как не безопасность, является высшим достоинством в конкурентной борьбе на международном рынке товаров, особенно при вступлении в ВТО. В Советском Союзе действительно техника, возводимые энергетические объекты, заводы, фабрики, жилье, да что ни возьми, - все производилось с многоступенчатым запасом прочности, безопасности. И сегодня многое держится как раз за счет этого запаса. К примеру, наша энергетика. Как ее ни терзает Чубайс, а она светит и греет. Сбои, конечно, дает, но тем не менее...

Именно прочность в обеспечении безопасности нашей отечественной техники - авиационной, космической, военной - стала камнем преткновения для заокеанских "партнеров", решивших раз и навсегда избавиться от российских конкурентов, не допустить их на западные рынки. Хорошим подспорьем для них оказались министерские чиновники и фирмы-"тезаурусы". По некоторым данным (пишет газета "Промышленные ведомости", No.9, 2006 г.), за услуги по разработке и лоббированию закона о техрегулировании американская правительственная организация USAID заплатила не менее 100 млн долларов. Но это, делает вывод газета, "сущий пустяк в сравнении с той выгодой, которую получат западные компании от устранения российских конкурентов на товарных рынках". Что, как мы видим, достаточно успешно реализуется в РФ нынешним руководством страны и подчиненной ему "партией власти" "Единая Россия", бездумно штампующей в Госдуме любое решение правительства и Кремля.

К сожалению, отмена стандартов ведет не только к сворачиванию нашего производственного сектора, но и чревата угрозой для жизни наших граждан. Об этом с тревогой заговорили корифеи строительной отрасли - председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства и ЖКХ Е.Басин, президент Российского союза строителей В.Забелин, председатель Ассоциации строителей России Н.Кошман, президент Российского общества инженеров строительства О.Лобов. Они указывают на серьезные проблемы, возникшие в строительстве из-за закона No.184, который предпочитают называть законом о дерегулировании. Им были заблокированы 14 СНиПов, регламентирующих качество жилищного строительства. Без этих норм никто не может гарантировать безопасность жилья, возведением которого занимается масса строительных фирм. Качество их работ без СНиПов невозможно проконтролировать. Отчасти и поэтому самыми дорогими стали квартиры в сталинских высотках. Их качество и надежность не подвергаются сомнению. В них устремились все бизнес-тузы и властные чиновники, минуя престижные таун-хаусы, где не всегда можно чувствовать себя в безопасности.

Они продолжают устранять "недостатки" советской системы стандартизации, с которой, по их утверждениям, РФ не войти в ВТО. Более 25 тыс. стандартов и 170 тыс. нормативных документов - слишком много для становления рыночной экономики в России и ее интеграции в глобальный мир, поучают наших реформаторов западные "учителя". При этом они "случайно" не принимают во внимание тот факт, что советские требования к качеству исполнения и безопасности продукции, особенно в высокотехнологических отраслях, как, например, в ракетно-космической, намного превосходили западные. Поэтому советскую технику всегда отличала надежность.

- Наша отлаженная система стандартизации пользовалась пристальным вниманием европейцев, - говорит первый заместитель руководителя фракции КПРФ Сергей Решульский. - У нас многое переняли европейские страны, благодаря чему им удалось поднять качество, например, ряда строительных материалов, техники. Китайцы создавали свои стандарты, копируя наши. И вошли в ВТО, не отменяя их.

Китай, став членом ВТО, практически сохранил свою национальную систему стандартизации, 3 тыс. стандартов остались обязательными к применению. Это позволило стране не только сохранить свой производственный потенциал, но и интенсивно его наращивать.

Да и в западных странах, склонивших РФ к принятию сомнительного закона о техрегулировании, стандарты не либерализуют и не отменяют. Скажем, в США обязательны к применению 44 тыс. стандартов, а всего их действует 93 тыс., что абсолютно не повредило статусу образцово-рыночной страны и ее успешному участию в ВТО. В Германии действует 30 тыс. стандартов, во Франции - 25 тыс., в Великобритании - свыше 24 тыс. (Промышленные ведомости. No.9. 2006) Для себя они не считают лишним такое количество стандартов. А Россию эти самые "глобальные конкуренты" перед вступлением в ВТО "раздевают" и лишают шанса на собственное производство. Нас заталкивают на задворки, в третий мир, где мы будем обречены снабжать своих "наставников" сырьем. А они будут за нас решать, что и сколько нам потреблять и по каким стандартам жить.

Даже торговля сырьем будет контролироваться и регулироваться не нашими внутренними стандартами, а произволом зарубежных хозяев. Да это происходит уже и сегодня.

А что же правительство, подставившее всю страну под удар "глобальных конкурентов"? Может, господин Фрадков, узнав "некомпетентных" виновников, задал им трепу или по крайней мере потребовал немедленного изменения закона? Отнюдь. Все продолжается в заданном в 2002 году направлении. Те же инициаторы уже ведут речь о подготовке стандартов некими фирмами, которые захотят участвовать в тендерах. Минэкономразвития решило, что победители тендеров получат бюджетные деньги и будут писать стандарты для РФ на все случаи жизни. Кто окажется в этих фирмах, какого уровня специалисты -неважно. Закон No.184 гласит, что "разработчиком технического регламента может быть любое лицо". Над качеством будущих регламентов никто даже не задумывается. Сейчас для Минэкономразвития главное - обеспечить формальное появление неких технических документов, чтобы оправдать существование закона о техрегулировании. А тот самый Рубцов, который возглавлял "Тезаурус-маркетинг", написавший базовый закон о техрегулировании, охарактеризованный Фрадковым как "супероперация в интересах наших глобальных конкурентов", теперь руководит Национальным институтом по техническому регулированию. И самое любопытное, что этот институт в рамках некоммерческого партнерства занимается уже разработкой техрегламента в области машиностроения. Возможно, это не последнее "боевое" задание господина Рубцова, специалиста по социокультурной прогностике. Регламентов нужно много, а его многопрофильные способности позволяют предполагать, что он способен выиграть не один тендер. Да и надо отметить, что у премьера Фрадкова присутствие "испытанного" господина Рубцова среди техрегламентщиков не вызывает аллергии. Видимо, поладили. И поэтому установилась тишина в правительственных коридорах.

Только коммунисты посылают во все инстанции сигналы тревоги. В прессе появилось открытое письмо в адрес президента РФ, главы правительства и спикеров обеих палат российского парламента, подписанное депутатами-коммунистами С.Решульским, С.Собко, "родинцем" Б.Виноградовым, директором Института экономики РАН, членом-корреспондентом РАН Р.Гринбергом, академиком РАН К.Демирчяном. В нем подчеркивается, что реализация закона о техрегулировании, "расчленение действующих нормативных документов и создание регламентов с прямыми техническими нормами нарушает целостность и взаимосвязанность системы технического нормирования и стандартизации". В результате, говорится в письме, "уровень безопасности в стране резко снижается, конкурентоспособность отечественной продукции падает при одновременном снижении уровня требований по доступу на российский рынок импортной продукции, административное давление на добросовестных и законопослушных субъектов бизнеса существенно возрастает". Авторы изложили в письме свои предложения: концептуально пересмотреть закон "О техническом регулировании"; рассмотреть вопрос о ходе реформы технического регулирования на заседании Совета безопасности РФ с участием представителей науки, промышленности и экспертов; создать в прямом подчинении правительства РФ межведомственный федеральный орган технического регулирования, а также национальный орган по стандартизации.

От исполнительной власти реакции еще не последовало. А в Госдуме начала активно работать комиссия по техническому регулированию, куда вошли депутаты от КПРФ С.Собко, Ю.Маслюков и Н.Сапожников. Комиссия поддержала инициативу коммунистов о парламентском запросе Госдумы председателю правительства М.Фрадкову относительно первоочередных мер, связанных с реформированием техрегулирования. И постановление-запрос было принято Госдумой.

Коммунисты намерены добиваться если не отмены закона о техрегулировании, то коренного его пересмотра и восстановления жестких требований безопасности, которые за минувшие десятилетия себя оправдали и получили признание в мире.

Галина Платова,
"Советская Россия",
N 132 (12905),
четверг, 16 ноября 2006 г.

*   *   *   *   *   *   *

Политическое становление супердержавы

Ныне период с октября 1964 года принято объявлять прекращением "оттепели", или началом подавления демократических тенденций в развитии советского общества. На самом же деле отстранение Н.С. Хрущёва от власти положило конец самовольным действиям высшего лица в партии и стране. Были приняты меры по упорядочению политической жизни. Другой вопрос, что с прекращением непродуманных и своевольных экспериментов Хрущёва стала нарастать тенденция уходить от смелых решений, которых всё настоятельнее требовала жизнь, но что касается демократизма, то надо сказать, что с 1964 по 1982 год руководство партии, как никогда прежде, придерживалось уставных норм. Это, в частности, проявлялось даже в строгом соблюдении сроков созыва съездов КПСС и пленумов ее Центрального Комитета.

Численность КПСС росла. С 1966 по 1981 год ее состав вырос с 11,5 до 17,5 миллиона человек, то есть за этот период в более активную политическую жизнь были вовлечены 6 миллионов граждан СССР. 1 миллион членов партии были депутатами Советов различных уровней. Новая Конституция СССР, принятая 7 октября 1977 года, закрепила в 6-й статье реально существовавшую "руководящую и направляющую" роль КПСС. В последующем успех антисоветских сил в борьбе за отмену 6-й статьи прямо способствовал развалу Советского государства.

Заметно усилились в эти годы и общественные организации, такие, как ВЛКСМ, объединявший к 1981 году 40 миллионов членов, и профсоюзы, в которых состояли тогда 129 миллионов человек. О росте влияния профсоюзов и других общественных организаций свидетельствовало положение новой Конституции, в котором, помимо государственной и колхозно-кооперативной собственности, была названа собственность профсоюзных и иных общественных организаций.

Как отмечал Л.И. Брежнев в докладе на Пленуме ЦК КПСС в мае 1977 года, "главное направление" новой Конституции - "это расширение и углубление социалистической демократии". В Основном Законе страны подчеркивалось, что "государство является общенародным". Органы власти отныне именовались Советами народных депутатов. Они получали право не только решать вопросы местного значения, но и в пределах своих полномочий контролировать и координировать деятельность других организаций на своей территории. Речь шла о "систематическом характере контроля Советов за исполнительными и распорядительными органами, за деятельностью организаций и должностных лиц".

Новая Конституция расширила права и обязанности советских людей. Право на труд было дополнено правом на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой и образованием гражданина. Конституция 1977 года гарантировала право на охрану здоровья. Право на образование было дополнено положениями об обязательном среднем образовании, широком развитии профессионально-технического и высшего образования. Впервые в мире в Конституцию было введено право советских граждан на жилище. Теперь о таких правах людям не приходится и мечтать.

Свобода слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, провозглашенная в Конституции 1936 года, теперь дополнялась положениями о многочисленных возможностях рядовых граждан участвовать в управлении государством (право вносить предложения в государственные и общественные органы, критиковать недостатки в работе, право обжаловать в суде действия должностных лиц и право на судебную защиту от посягательств на жизнь, здоровье, имущество, личную свободу, честь и достоинство). В отличие от нынешнего времени предложения в органах управления выслушивались, учитывались и могли на самом деле способствовать улучшению их работы. А советский суд реально защищал права рядовых граждан.

Утверждения же нынешних хулителей советского строя о массовом политическом терроре против инакомыслящих "во времена Брежнева" не выдерживают критики. Сами бывшие диссиденты признают, что их было не более нескольких сотен. В то же время в эти годы десяткам тысяч людей была предоставлена возможность выехать из СССР. При этом выезжавшие, как правило, ссылались на свое желание воссоединиться со своими родственниками. Хотя на самом деле многие из них ехали в надежде на молочные реки и кисельные берега в идеализированной ими загранице.

Никаких серьезных выступлений против существовавшего строя в тот период в стране не было. Материалы, содержащиеся в исследовании В.А. Козлова "Массовые беспорядки в СССР при Хрущёве и Брежневе (1953 - начало 80-х гг.)", свидетельствуют о том, что с конца 1964 по 1982 год отдельные "беспорядки" если и были, то, как правило, не носили массового характера. Фактически произошло несколько спонтанных стычек в небольших городах страны между милицией и теми, кто вступался за задержанных ею людей, обвиняемых в хулиганских поступках.

Проблемы, которые возникали в межнациональных отношениях (например, требования представителей абхазского народа о выходе из Грузинской ССР и вступлении в РСФСР), решались мирным путем. Страна не знала ничего похожего на разгул межэтнических конфликтов, в которые она была ввергнута в последние годы "перестройки". Совершенно очевидно, что в те годы существовали все условия для мирного эволюционного совершенствования политического строя.

Одним из выдающихся достижений СССР во второй половине 60-х - начале 80-х годов стало укрепление его международного положения. Благодаря усилиям рабочих, техников и ученых оборонной и других отраслей промышленности, воинов Советской Армии, всего советского народа в начале 70-х годов СССР добился военно-стратегического равновесия с Соединенными Штатами. Страна уверенно заняла место могучей мировой супердержавы.

Главным следствием достигнутого паритета стало улучшение международного климата. Подписание соглашений об ограничении стратегических вооружений между СССР и США, расширение взаимовыгодных отношений со странами Западной Европы и Японией, хельсинкские соглашения о безопасности и сотрудничестве в Европе, многие другие события свидетельствовали о наступившем периоде разрядки международной напряженности. В те годы продолжался начавшийся с мая 1945-го самый длительный период мира в истории нашей страны.

Правда, США и их союзники не прекращали попыток вмешаться во внутренние дела СССР и других социалистических стран и, воспользовавшись событиями в Афганистане, возобновить "холодную войну". Однако растущая мощь СССР не позволяла претендентам на мировое господство разговаривать языком силы ни с нашей страной, ни с ее союзниками, сдерживала их агрессивные действия во всех концах планеты. Впервые в советской и мировой истории наша страна на съездах партии стала намечать пятилетние программы мирных инициатив, которые успешно осуществлялись.

Несмотря на политический кризис в Чехословакии 1968 года, военно-политический союз Варшавского Договора сохранял свою прочность. Развивалось хозяйственное сотрудничество между странами Совета Экономической Взаимопомощи. В те годы были сооружены газопровод "Союз" и энергосистема "Мир", обеспечивавшие европейских союзников СССР газом и электричеством. (Теперь этот период сотрудничества, когда СССР обеспечивал Центральную и Юго-Восточную Европу дешевыми источниками энергии, а также оказывал другую помощь, враги нашей страны называют "оккупацией" и требуют компенсации за это).

Всё большее число стран мира объявляло о своей "социалистической ориентации". Только с 1976 по 1981 год были подписаны договоры о дружбе и сотрудничестве СССР с Анголой, Эфиопией, Мозамбиком, Афганистаном, Южным Йеменом, Сирией. Растущее число партийно-правительственных делегаций, прибывавших на съезды КПСС, демонстрировало усиление международного влияния СССР. Празднование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина при участии ЮНЕСКО и многих стран мира ярко показало, как возросла в те годы притягательность идей Великого Октября на земном шаре.

В докладе на XXVI съезде КПСС Л.И. Брежнев имел основание сказать: "Нет такой страны или группы стран, такого идейного или политического течения, которое не испытало бы на себе в той или иной мере влияния социализма... ХХ век принес с собой больше перемен, чем любое предшествующее ему столетие. И ни одна страна не внесла в эти перемены более весомого вклада, чем Союз Советских Социалистических Республик - Родина Великого Октября, первая страна победившего социализма".

Нет сомнения в том, что значительный вклад в эти перемены ХХ века внесло советское руководство во главе с Л.И. Брежневым в период с 1964 по 1982 год.

*     *     *

Неоспоримые успехи, достигнутые страной в 1964-1982 годах, рождали надежды на то, что будущее станет непрерывной чередой побед советского народа и Коммунистической партии Советского Союза. Тогда мало кто сомневался в обоснованности слов Л.И. Брежнева, сказанных им в заключение доклада на том же XXVI съезде: "Советские люди с уверенностью смотрят в завтрашний день. Но их оптимизм - не самоуверенность баловней судьбы. Народ знает: всё, что он имеет, создано его собственным трудом, защищено его собственной кровью. И мы оптимисты потому, что верим в свою партию, знаем: путь, который она указывает,- единственно верный путь!"

Можно ли винить Л.И. Брежнева и других руководителей КПСС тех лет, что судьба великой страны сложилась по-иному? Но это уже другой вопрос, требующий особого разговора.

Юрий Емельянов
Газета "Правда",
N 133 от 1-4 декабря 2006

*   *   *   *   *   *   *

США, Пиночет и "экономическое чудо"

Жильвинас Буткус

10 декабря умер бывший чилийский диктатор Аугусто Пиночет. Противно было смотреть, как лицемерно о нём рассказывал ОРТ, сообщая о его смерти. Цитирую: "...Именно Аугусто Пиночета считают отцом так называемого "чилийского экономического чуда". В начале его 15-летнего правления страна лежала в разрухе. В столице даже не хватало продуктов питания. Пиночет отпустил цены, провел денежную реформу и тотальную приватизацию государственных предприятий... В результате к концу 80-х ежегодный рост экономики превышал 10%...".

Можно подумать, что это Альенде довел Чили до экономического коллапса. Во-первых, посмотрим, как он "довел" её до того коллапса. Альенде дал присягу 4 ноября 1970 г. Уже в следующем году заработная плата выросла на 35%. В 1971 г. ВНП вырос на 8,5%. В 1972 г. объем строительства вырос в 3,5 раза. Если в 1970 г. безработица составляла 8%, то в 1972 г. она упала до 4%. Была введена бесплатная медицина и учеба.

Во-вторых, экономический крах произошел потом. Но почему он произошел? Всю осень 1970 г., когда уже было ясно, что Альенде победит на выборах, в Белом Доме вовсю шли разговоры о необходимости разрушить экономику Чили, дестабилизировать обстановку в этой стране и подготовить государственный переворот. В то время Киссинджер послал послу США в Чили телеграмму, в которой говорилось: "Если Альенде приходит к власти, то мы сделаем всё, чтоб обречь Чили и чилийцев на нищету". Белый Дом боялся потерять свое влияние в Латинской Америке. Здесь левые были популярны, и ЦРУ в это время подготовило анализ последствий прихода Альенде к власти, в котором говорилось, что после победы Альенде может начаться "цепная реакция" в других латиноамериканских странах. Т.е. неограниченному влиянию США здесь будет положен конец.

Спустя всего два дня после присяги Альенде состоялось заседание окружения Никсона, в котором было окончательно решено сменить власть в Чили. Запланированная операция составлялась из двух этапов - разрушение чилийской экономики и ликвидация правительства Альенде. К разрушению экономики были подключены компании США, так как после правления предыдущего президента Чили Фрея чилийская экономика находилась в зависимости от них. Важную роль в экономике играл импорт из США. США резко уменьшила его. Банки США перестали давать Чили кратковременные кредиты. Вместе с тем, США сильно ударили по начинающей вставать на ноги стране, когда сбили мировые цены на медь - основы чилийского экспорта. США из своих стратегических запасов выбросили в мировой рынок большие количества меди. Только в 1972 г. ущерб Чили из-за упавших цен составил 200 млн. долларов. Вместе с тем, ЦРУ начала операцию "Кентавр" по разрушению финансовой стабильности чилийской экономики. За короткое время в Чили появились большие количества фальшивых эскудо, подделанных в США, вследствие чего дестабилизировался нормальный оборот денег в стране. Результаты не заставили себя ждать. В 1972 г. рост ВНП сократился до 5%, начало ухудшаться положение жителей. Пользуясь своими связями с боссами профсоюзов рабочих медной промышленности, ЦРУ в 1972-1973 гг. организовало ряд забастовок, ущерб от которых составлял 200-250 млн. долларов.

Вместе с тем, ЦРУ имело в Чили много "друзей". Например, фашистская организация "Патриа и Либертад", которая ещё 5 сентября 1970 г. после победы Альенде на выборах, промаршировала по улицам столицы с лозунгами: "Тревога, чилиец! Русские стоят у твоего порога" (что-то знакомое, не правда ли?). Эта организация выросла из уголовной банды, которой руководил поклонник Гитлера Пабло Родригес. ЦРУ заинтересовалось Родригесом и дало возможность образоваться террористической организации. ЦРУ стало плодить всё больше таких организаций, и они сыграли большую роль в разрушении экономики. Например, из молодёжных групп Национальной партии начали создаваться военизированные отряды. Специально для этого ЦРУ создало в Чили тренировочные лагеря, где готовились будущие террористы.

Со временем все эти группировки и организации удалось сконцентрировать - в 1972 г. чилийские правые, ультраправые и фашистские организации слились в Невидимый фронт. Вскоре после парламентских выборов 1973 г., в которых, несмотря на падающую экономику, победила партия Альенде, Чили залила волна террора. С весны 1973 г. в Чили происходило в среднем несколько десятков терактов в день. Террористы взрывали мосты, железные дороги, электроподстанции и т.д. Из-за нарушенного электроснабжения перестали работать промышленные холодильники, и к августу Чили потеряла половину собранных овощей и фруктов. Из-за разрушенных дорог нарушилось снабжение провинций продуктами.

Стоимость всех до сентября разрушенных объектов составляла треть годового бюджета Чили. Вместе с тем дальше поощрялись стачки. Рабочих, которые не хотели бастовать, терроризировали. Так, когда 8 июня 1973 г. рабочие на руднике "Эль Теньенте" захотели прекратить забастовки, туда прибыли отряды "Патриа и Либертад" и напали на автобусы с рабочими, взорвали несколько установок по подаче воды в рудник, разгромили здание администрации и, захватив местную радиостанцию, начали в эфире призывать людей к свержению Альенде. Также, фашисты из "Патриа и Либертад" терроризировали мелких предпринимателей, которые поддерживали Альенде. Они били им витрины и т.д. Большую роль в параличе экономики сыграли забастовки владельцев грузовиков. ЦРУ имело хорошие связи в верхушках профсоюзов. Например, В. Морено, имевший криминальное прошлое, сделал хорошую карьеру в профсоюзах. И теперь с его помощью ЦРУ организовало и финансировало забастовки владельцев грузовиков. Это был сильный удар, поскольку 80% грузов в Чили перевозились грузовиками.

Обстановка стала действительно мрачной. Стал падать уровень жизни. За деньги ЦРУ и местных олигархов деклассированные элементы выходили на улицы, и, объединившись с группировками Невидимого фронта, блокировали улицы, убивали водителей, возивших нужные продукты в рабочие районы, поджигали здания левых организаций.

Это чем-то напоминает Югославию, когда НАТО бомбардировало города и села, а потом европейские чиновники показывали фотографии тех же горящих городов и сел, и рассказывали, что это дело рук Милошевича.

Вот о чём не сказало ОРТ.

Потом, в сентябре 1973 г., произошел кровавый путч во главе с Пиночетом. Точного числа жертв путча не знает никто. Стадионы в Чили превратились в настоящие концлагеря, в которых погибли тысячи людей. Никто не знает и точного количества жертв репрессий за весь период пиночетовского правления.

А теперь коротко об "экономическом чуде", которое сотворил Пиночет. Вскоре после переворота безработица в Чили подскочила до 20%. В 1980 г. она составила уже 25%, а потом и 30% от трудоспособного населения Чили. Уже в 1977 г. 2,2 млн. людей в Чили жили в крайней нищете. Всего при Пиночете из Чили эмигрировали около 1 млн. жителей.

После переворота подскочили цены. Цены на хлеб выросли в 22 раза, на сахар - в 29, на мыло - в 69 раз и т.д. Чилийская валюта обесценилась и в 1975 г. вместо эскудо был введен песо, которого привязали к доллару: 1 доллар - 1 песо. Но и эта валюта постоянно падала: в 1977 г. за доллар давали уже 18 песо, в 1982 г. - 46 песо, и т.д.

Подсчитано, что в интервале 1974-1989 гг. среднегодовой "рост" чилийской экономики выражался в числе -3,9%. Это - падение.

Рост экономики в 1989 г., превышающий 10%, о котором упомянул ОРТ - официальная статистика пиночетовских времен. В действительности этот рост составлял 7%. В конце концов, и эти 7% в том году мало что значили для чилийцев, ибо безработица составляла 30%.

Да уж... Действительно надо быть волшебником, чтобы довести страну до такого состояния, когда ей никто не объявляет экономической блокады, никто не вводит санкции и т.д., но экономика падает. И в этом отношении волшебная палочка Пиночета сработала великолепно.

P.S. Может, Ельцин тоже сотворил какое-нибудь "экономическое чудо"?

При использовании этого материала
ссылка на Лефт.ру обязательна.

*   *   *   *   *   *   *

КПК и КПРФ: Рукопожатие компартий

Визит делегации российских коммунистов в Китай, несомненно, станет знаковым событием для развития всего международного коммунистического движения.

КПК была основана 1 июля 1921 года. Эту дату в нынешнем Китае чтят. Партия и сейчас, когда страна уже четверть века идет путем рыночных реформ, является правящей. Под ее руководством проводятся колоссальные, глобального масштаба экономические и политические преобразования. КПК представляет интересы всего китайского народа. Она - ядро социалистического строительства.

После образования КНР в 1949 году, преодолевая огромные трудности, китайский народ под руководством КПК добился превращения своего государства из бедной, отсталой, полуколониальной, полуфеодальной страны в социалистическое государство, стоящее, как подчеркивают китайские аналитики, "на начальной стадии создания великой мощи и процветания".

При этом китайские товарищи считают, что руководство Компартии сегодня - это главным образом идейно-политическое руководство. Коммунисты выиграли борьбу за умы и сердца людей, доказали эффективность своих программ и завоевали признание своей руководящей роли.

КПК концентрирует волю народа и воплощает ее в своей позиции и политических инициативах, которые затем в соответствии с законодательной процедурой рассматриваются Всекитайским собранием народных представителей - парламентом. Только после доработки и парламентского одобрения документы партии становятся обязательными государственными актами.

А теперь - цифры. В рядах КПК - более 70 миллионов членов. Показательна динамика роста партийных рядов: в 2005 году число подавших заявления о вступлении в КПК составило 17 млн. 670 тысяч человек, а принято было 2 млн. 470 тысяч. Из них 1 млн. 980 тысяч моложе 35 лет. Партия насчитывает 3 млн. 520 тысяч первичных парторганизаций, которые работают в учреждениях и на предприятиях всех форм собственности.

КПК ответственно относится к своей руководящей роли и бдительно следит за чистотой своих рядов. Для воспитания допустивших ошибки коммунистов используются различные методы. В Китае существует разветвленная, строго отстроенная сверху донизу система комитетов по проверке партийной дисциплины. С декабря 2004 г. по ноябрь 2005 г. эти комитеты приняли к рассмотрению 147 тыс. 539 персональных дел, касающихся нарушений партийных норм. Дисциплинарные взыскания были вынесены по 115 тыс. 143 делам. 24 тыс. 188 человек были исключены из партии. Дела 15 тыс. 177 человек, совершивших противозаконные действия, переданы в правоохранительные органы.

Александр Драбкин,
политический обозреватель "Правды".
Газета "Правда", N 137 12 - 13 декабря 2006

*   *   *   *   *   *   *

К 90-летию Революции

Государственная дума и февральская 1917 года революция

Михаил Родзянко

Продолжение (начало в No.312 от 15 января, в No.313 от 22 января и в No.314 от 29 января 2007 г.)

Дезорганизация власти

Обязанностью народных представителей являлось, таким образом, в это время стремление к изменению отношения Правительства к народу и общественным силам в целях побудить его пойти на путь объединения с отечественными производительными силами и сделать все возможное в этой области. Но шло ли Правительство навстречу ему? Я смело утверждаю, что нет. Чем дальше развивалась война, тем суровее и беспощаднее, если можно так выразиться, становилось отношение Правительства к обществу. Правительству везде снилась и грезилась возникающая революция, и, вместо того чтобы усмирить и успокоить взволнованные небывалыми жертвами и тяжкими сомнениями умы населения, Правительство делало, вероятно бессознательно, все возможное к тому, чтобы еще больше возбудить к себе всеобщее неудовольствие и заслуженное к себе недоверие.

Была ли Государственная власть предупреждена о надвигающейся беде? Привожу здесь мое письмо конца 1915 года к Председателю Совета Министров Ивану Логиновичу Горемыкину.

"Председатель Государственной Думы
19 декабря 1915 г.

Милостивый Государь Иван Логинович!

Пишу Вам под свежим впечатлением тех сведений и данных, которые обнаружились в только что бывшем заседании Особого Совещания по обороне и касаются катастрофического положения вопроса о перевозках по железным дорогам.

Этот вопрос поднят был в Особом Совещании первого созыва, ему посвящены работы особой комиссии, но дальше разговоров, справок и вычислений дело не пошло, и та катастрофа, которая тогда предвиделась, ныне наступила.

Подробности выяснившегося положения заводов, работающих на оборону, которые должны при таких условиях остановиться, а также соображения о надвигающейся голодовке населения в Петрограде и Москве и сопряженных с нею возможных беспорядках, несомненно сообщены уже Вам г. Председателем Особого Совещания по обороне. Мне, как и всем членам Совещания, стало ясно, в какую пропасть идет Отечество наше верными шагами, благодаря полной апатии правительственной власти, которая не принимает никаких активных и решительных мер к устранению возникающих грозных событий. Я считаю, что Совет Министров, председательствуемый Вами, обязан в силу этих обстоятельств безотлагательно проявить ту заботливость о судьбе России, которая составляет его государственный долг. Члены Особого Совещания по обороне предвидели все случившееся ныне еще полгода тому назад, и Вы, Иван Логинович, не можете отрицать, что обо всем этом я лично неоднократно ставил Вас в известность, в ответ на что, однако, слышал лишь одно уверение, что это не Ваше дело и что Вы в дела войны вмешиваться не можете. Ныне такие ответы уже не своевременны. Приближается роковая развязка войны, а в тылу нашей доблестной и многострадальной армии растет общее расстройство всех проявлений народной жизни и удовлетворения первейших потребностей страны. Бездеятельностью власти угнетается победный дух народа и вера в свои силы. И Ваш первейший долг немедленно, не теряя ни минуты, проявить наконец полноту заботы об устранении всего, что мешает достижению победы. Мы, члены Государственной Думы, не можем, имея лишь совещательный голос, принять на себя ответственность за неизбежную катастрофу, что я и заявляю Вам категорически. Если Совет Министров не примет наконец тех мер, которые возможны и которые спасут родину от позора и унижения, - ответственность падает на Вас, и если Вы, Иван Логинович, не чувствуете в себе сил нести это тяжелое бремя и использовать все имеющиеся средства для того, чтобы помочь стране выйти на стезю победы, то имейте мужество в этом сознаться и уступить свое место более молодым силам. Настал решающий момент, наступают грозные события, чреватые гибельными последствиями для чести и достоинства России. Не медлите, горячо прошу Вас об этом: Отечество в опасности.

Примите и проч.
М.Родзянко

Невероятно быстрая и ничем не вызванная перемена и перетасовка министров получила характер системы, и членом Государственной Думы Пуришкевичем с кафедры громко была метко охарактеризована "министерской чехардой". Ясно, что быстрая перемена глав ведомств наносила непоправимый ущерб планомерному течению дел, внося в работу ведомств сумбур, что, конечно, выгодно могло быть только нашим врагам. В прочность и долговечность назначаемых министров никто не верил, да не верили они сами в себя. Последствием такого настроения было то, что энергии в работе не было. Никто из назначаемых не верил в то, что проектируемые меры или реформы удастся провести в жизнь за кратковременностью своего пребывания у власти. В ведомствах устраивались, при назначении нового министра, пари или нечто вроде тотализатора на срок пребывания данного лица у власти. Как назначались, например, министры, столь быстро сменявшие друг друга? На этот вопрос я отвечу их собственными словами. Когда на пост Премьера был назначен Иван Логинович Горемыкин, я спросил его: "Как вы, Иван Логинович, при ваших преклонных годах, решились принять такое ответственное назначение?" Горемыкин, этот безупречно честный государственный деятель и человек, ответил мне, однако, буквально следующее: "Ах, мой друг, я не знаю почему, но меня вот уже третий раз вынимают из нафталина". Когда князь Голицын получил назначение Председателя Совета Министров, я его спросил: "Как вы, почтенный князь, идете на такой пост в столь тяжелое время, не будучи совершенно подготовлены к такого рода деятельности?" Князь Голицын буквально ответил следующее: "Я совершенно согласен с вами. Если бы вы слышали, что я наговорил сам о себе Императору, я утверждаю, что если бы обо мне сказал все это кто-либо другой, то я вынужден был бы вызвать его на дуэль". Возможен ли был при этих условиях порядок?!

На почве жгучего страха за будущее родины, на почве все возрастающего хаоса в транспорте, на почве все возрастающей дороговизны предметов первой необходимости, на почве ненужных наборов воинов, отрывающих рабочие руки от необходимой работы внутри страны, причем все эти неурядицы падали, главным образом, всей тяжестью на низшие слои народа, на неимущее население, - назревало такое недовольство, которое верными шагами вело народ к революционным эксцессам. Могло ли при видимом неустройстве народного хозяйства, при видимой, очевидной неспособности Правительства создать более или менее нормальные условия для того, чтобы хотя бы сносно, но возможно было бы переносить тяготы войны и сопряженные с ней жертвы, могло ли отношение населения быть благожелательным к Правительству и даже к Верховной власти и могла ли Государственная Дума, несмотря на свои сверхчеловеческие усилия, удержать назревающий взрыв? Я смело утверждаю и беру на себя ответственность за эти слова, что Государственная Дума IV-го созыва сделала все от нее зависящее для того, чтобы удалить все эти возникшие недоразумения. Но голос ее никогда ни Верховной властью, ни Правительством в достаточной мере не был услышан. Судите поэтому сами, насколько обвинение, падающее на Государственную Думу, в том, что она возглавила, подготовила, воодушевила и осуществила революцию, - справедливо.

Никто из министров не решался воздействовать сообща с Государственной Думой на политику внутреннюю, уклоняющуюся от правильного пути. Так было всегда и задолго до войны. Еще в 1912 году по поводу конфискации брошюры профессора Московской Духовной Академии Новоселова, направленной против Распутина и начинавшейся словами "Quousque tandem Catilina abutere patientia nostra", был предъявлен в Государственной Думе запрос по поводу этого незакономерного действия. Обстоятельство это грозило развернуться в общественный скандал. В целях предохранения Верховной власти от такой беды и желая сделать попытку прекратить вредное для Императора Николая II пребывание при дворе его пресловутого старца Распутина, я пытался склонить к совместному докладу Императору Председателя Совета Министров В.Н. Коковцова, Председателя Государственного Совета М.А.Акимова и Петроградского Митрополита Владимира; все эти три сановника отказались меня поддержать, и я вынужден был сделать доклад один. Между тем, несомненно, что совместный доклад об опасных последствиях все возрастающего влияния Распутина произвел бы значительное впечатление и, быть может, достиг бы цели. В конце 1916 года я пытался убедить Председателя Совета Министров Кн. Н.Д. Голицина и Председателя Государственного Совета И.Г. Щегловитова в необходимости уступок обществу. Я просил их совместно со мной сделать об этом доклад, заявляя им, что невозможно далее сдерживать народное возмущение; я получил резкий отказ. Мне было при этом заявлено, что Председатель Государственной Думы должен предпринять сверхчеловеческие усилия, но сдержать возникающие волнения. На мое возражение, что легче в пределах человеческого разума совершить благоразумный поступок, чем требовать сверхчеловеческих действий, последовал насмешливый ответ, что такое действие, какое я требую, не входит в пределы их власти.

Нельзя все же не отметить, что Император Николай II хорошо понимал, что ему необходимо помириться с народным представительством и загладить те ошибки, которые упорно продолжало делать его Правительство, - ошибки роковые и во всяком случае неуместные во время войны. Но окружающие его люди, сама атмосфера придворной обстановки при недостаточно твердой воле не давали ему возможности осуществить свои добрые намерения.

Нередко даже, сделав шаг вперед, он через некоторое время совершал обратный шаг и тем портил в корне прекрасное первоначальное впечатление. Так, например, когда под впечатлением тяжких неудач наших в мае и июне 1915 года было учреждено в порядке 87 статьи Особое Совещание по обороне, то Государь относился к нему с полным доверием, о чем мы знали через бывшего еще Военным Министром В.А. Сухомлинова.

Когда в августе 1915 года Совещание это вылилось уже в форму закона, пройдя Законодательные Палаты, и было Высочайше утверждено, Государь Император пожелал его лично открыть в первом же заседании и в своей речи заявил, что в минуту тяжелых переживаний он лично будет руководить нашими занятиями. Первое время он относился действительно с полным доверием к работе Особого Совещания. Но уже с отставкой генерала Поливанова и затем И.Л.Горемыкина это отношение под влиянием новых министров, в особенности Председателя Совета Министров Б.В. Штюрмера, значительно ухудшилось, как это видно из моих сообщений, и в конце 1916 года, когда тревога захватила все умы и члены Особого Совещания ходатайствовали перед Его Величеством в особой записке о том, чтобы он лично председательствовал в Совещании и выслушал бы полный доклад о действительном положении дела, ему угодно было отклонить это ходатайство, что вселило значительное неудовольствие.

Таким же добрым и правильным побуждением было и посещение Государем Государственной Думы 9 февраля 1916 года Посещение это состоялось внезапно, без предупреждения, так что даже Председатель Думы узнал о нем за час до открытия заседания. Следовательно, ничего не могло быть подготовленного или искусственного.

Небывалый энтузиазм, с которым был встречен Император Николай II в этот значительный день, не только членами Думы, но и многочисленной публикой на хорах, - энтузиазм искренний, неподдельный, - не был ли явным указанием, как жаждал тогда весь русский народ полного, доверчивого единения со своим Царем, в дни небывалых лишений, жертв и страданий.

Государь это понял, но не доделал своего доброго начинания. Будь в этот день дано ответственное министерство, революции не было бы и война была бы выиграна.

Но окончательного согласия не состоялось, дело ограничилось одним лишь Высочайшим поощрением, а Правительство продолжало подозрительно и недоверчиво относиться к народному представительству и вообще к общественным кругам, чем только углубляла и расширяла разделяющую их пропасть.

(Продолжение следует.)

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте работает форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

Заходите - вас будут рады видеть!

*   *   *   *   *   *   *

Программа "Диссер" - дополнение для Microsoft Word, предназначенное для создания и работы со списками литературы. В диссертациях, научных статьях, рефератах требуется приводить список использованной литературы, вставляя в текст диссертации ссылки на его позиции. При большом размере списка отслеживать соответствия порядковых номеров публикаций в списке и чисел в ссылках в тексте диссертации становится крайне сложно, особенно при изменении порядка следования ссылок в списке. Эта программа добавляет в Word новую функцию - создание и редактирование списка литературы, позволяя исправлять численные ссылки в тексте одним нажатием кнопки. "Диссер" можно загрузить с сайта http://kankowski.narod.ru.

Удачи вам и счастья!


В избранное