Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 289


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

Вновь стали актуальны проблемы создания организационных структур, предназначенных для развития научных и практических исследований по статистическим методам. В 289-м выпуске рассылки "Эконометрика" от 7 августа 2006 года помещаем Постановление о создании Всесоюзного центра статистических методов и информатики и его Устав. Просим высказать свои замечания и предложения, которые мы сможем учесть при разработке современных аналогов этих документов.

Помещаем подборку материалов на тему: "Сельское хозяйство и голод":

1. Масштаб слов и провалов. "Национальные проекты" Путина

2. Агродуэль (Ющенко - Лукашенко). Стреляющие цифры

3. Голод в Российской империи

4. Голод в США

Все вышедшие выпуски Вы можете посмотреть в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ПРАВЛЕНИЕ ВСЕСОЮЗНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

ПРЕЗИДИУМ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

От 25.12.89No.5-7

Гор. Москва

Об утверждении Всесоюзного центра статистических методов и информатики ЦП ВЭО

Президиум Центрального правления Всесоюзного экономического общества ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Создать Всесоюзный центр статистических методов и информатики Центрального правления Всесоюзного экономического общества (ВЦСМИ ЦП ВЭО).

2. Утвердить Устав ВЦСМИ ЦП ВЭО (прилагается).

3. Утвердить директором ВЦСМИ ЦП ВЭО тов. ОРЛОВА АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА, к.ф.-м.н., с.н.с. НИИ гигиены труда и профзаболеваний AМH СССР.

4. Присвоить ВЦСМИ ЦП ВЭО 1У категорию по оплате труда.

Председатель ЦП ВЭО В.С.Павлов

Секретарь ЦП ВЗО И.В. Воронова

УСТАВ

Всесоюзного Центра статистических методов и информатики Центрального правления Всесоюзного экономического общества (ВЦСМИ ЦП ВЭО)

I. Общие положения

I. Всесоюзный Центр статистических методов и информатики является самостоятельной хозрасчетной организацией Центрального правления Всесоюзного экономического общества (ЦП ВЭО). Деятельность Центра направлена на содействие эффективному использованию потенциала высококвалифицированных специалистов в области теории и практики статистических методов, а также специалистов различного профиля, заинтересованных во внедрении и использовании современных статистических методов в условиях промышленного производства и прикладных научных исследований.

Центр решает конкретные задачи по разработке, пропаганде и внедрению теоретической к прикладной статистики и других статистических методов, повышению научно-технического уровня работ по использованию статистических методов в разных отраслях народного хозяйства ив различных областях науки, распространению, обеспечению и переработке научной информации с учетом зарубежного опыта, оказанию содействия в применении современных статистических методов в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, геологии, биологии, социологии, психологии, экономике и других областях научной и практической деятельности.

2. Основные направления деятельности Центра:

- проведение научно-исследовательских работ по заказам организаций и предприятий;

- разработка, внедрение и сопровождение программных продуктов по основным направлениям статистических методов (для реализации в СССР и за границей);

- проведение постоянно действующих семинаров;

- проведение региональных, всесоюзных и международных конференций, конгрессов, симпозиумов, школ, коллоквиумов, встреч и совещаний;

- выпуск информационных, методических, научных, научно-популярных, учебных и других изданий, в том числе журналов, по статистическим методам;

- консультации для специалистов, организаций и предприятий;

- рецензирование по заказам заинтересованных организаций

разработок, проектов, изданий, лекций, учебных курсов, студенческих и диссертационных работ, развивающих или использующих статистические методы;

- развитие международного сотрудничества в области статистических методов;

- обучение статистическим методам (в различных организационных формах);

- подготовка предложений по вопросам развития и внедрения статистических методов для министерств, ведомств и других государственных, общественных и иных организаций и проведение экспертиз;

- проведение рекламных мероприятий, участие в ярмарках и выставках, изучение и использование конъюнктуры соответствующих типов товаров и услуг (вопросы маркетинга);

- участие в аттестации специалистов с подготовкой предложений для соответствующих организаций;

и другие формы работы, направленные на выполнение стоящих перед Центром задач.

3. Всесоюзный Центр и его региональные филиалы создаются по решению ЦП ВЭО.

4. Центр является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать, угловой штамп и бланки со своим наименованием, наделяется собственными оборотными средствами и осуществляет свою деятельность на основе полного хозрасчета и самофинансирования, а также самоуправления.

5. Центр несет ответственность за эффективное использование средств и за реализацию возложенных на него функций. Центр имеет право:

- осуществлять предварительный отбор поступивших в Центр заказов и формировать временные творческие коллективы (ВТК) для их выполнения;

- приобретать в установленном порядке необходимые материалы, изделия непроизводственного характера в розничной торговле, у кооперативов, а также продукцию производственно-технического назначения у промышленных предприятий, заключать договоры с органами материально-технического снабжения, предприятиями (объединениями), иными изготовителями продукции на приобретение необходимых материальных ресурсов, представлять в установленном порядке по централизованно распределяемым видам продукции заявки на их приобретение органами материально-технического снабжения;

- взыскивать, в том числе через арбитраж и суд, неустойки, штрафы и применять другие санкции к заказчикам и другим контрагентам за невыполнение договорных обязательств;

- самостоятельно распоряжаться своим имуществом, в необходимых случаях создавать собственную опытно-экспериментальную базу за счет финансирования из фонда развития уставной деятельности;

- пользоваться банковскими кредитами;

- проводить конкурсы на лучшие научно-экономические и технические разработки;

- заключать договоры на выполнение работ и услуг по договорным ценам, а также реализовывать, тиражировать собственные законченные разработки;

- вступать в качестве члена в добровольные объединения (ассоциации) в целях проведения совместных научно-технических работ, совместного финансирования мероприятий, в том числе и зарубежные;

- обращаться с предложениями по вопросам организации деятельности Центра в ЦП ВЭО и в другие организации, а также советские и партийные органы.

6. Центр действует на основе Устава. Права и обязанности, связанные с деятельностью Центра, возникают со дня его утверждения ЦП ВЭО.

Права, представленные Центру, должны использоваться в интересах всего народного хозяйства, Центра и творческих коллективов, специалистов, ученых и активистов ВЭО.

7. В своей деятельности Центр должен соблюдать социалистическую законность и государственную дисциплину.

2. Хозяйственная и научно-организационная деятельность Центра

1. Деятельность Центра направлена на выполнение задач, предусмотренных его Уставом.

2. Центр осуществляет организаторскую и хозяйственную деятельность по:

- выполнению научно-технических и других разработок на основе заключения договоров с хозяйственными организациями, предприятиями (объединениями) независимо от их ведомственной подчиненности, инженерно-техническими и иными кооперативами, частными лицами и иностранными фирмами в установленном порядке;

- формированию планов научно-исследовательских, внедренческих и консультативных работ;

- созданию и обеспечению деятельности временных творческих коллективов на основе добровольного участия в их работе специалистов, преподавателей, научных и инженерных работников, высококвалифицированных рабочих и служащих. Преимущество при включении в ВТК отдается членам ВЭО.

3. Основным документом, регламентирующим отношение Центра с заказчиком научно-технической продукции, услуг и других работ по профилю деятельности Центра, является хозяйственный договор, заключенный в порядке и на условиях, предусмотренных нормативными документами.

При невыполнении обязательств, обусловленных договором, Центр возвращает заказчику полученные средства и выплачивает штрафы; неустойки, пени в соответствии с условиями договора и действующим законодательством.

Оплата научно-технической продукции, услуг и других работ, выполняемых Центром в интересах заказчика, производится по договорным ценам.

Превышение затрат по сравнению с договорной ценой, допущенное Центром без согласования с заказчиком, компенсируется за счет его собственных средств.

В случае прекращения работы по вине или инициативе заказчика работа оплачивается по фактически произведенным, трудовым, финансовым и материальным затратам с уровнем рентабельности, предусмотренным в цене на данную продукцию, а также с выплатой неустоек, предусмотренных условиями договора.

4. Центр, выполняющий работы на основе заключенного договора, обеспечивается научно-технической информацией, материально-техническими ресурсами, комплектующими изделиями, аппаратурой и услугами - организациями, предприятиями, учреждениями и кооперативами, с которыми заключен договор.

Обеспечение материально-техническими ресурсами работ, выполняемых Центром, на которые не заключены договоры с организациями, осуществляются за счет ресурсов Центра.

5. При выполнении научно-технических и проектных работ по хозяйственным договорам с предприятиями-заказчиками Центр несет всю полноту ответственности за выполнение их в установленные сроки, достоверность и качество полученных результатов.

6. Передача результатов работы Центра заказчику оформляется двусторонним актом приемки-сдачи. Если заказчик в течении 10 дней не представит мотивированного письменного отказа от подписания акта приемки-сдачи, то последний считается подписанным и служит основанием для предъявления договорной цены к оплате в бесспорном порядке по платежному требованию Центра.

7. Все результаты работы Центра, разработки являются его собственностью. Заказчику, с которым Центр заключил договор, передаются копии документов, оформленных соответствующим образом. Центр имеет право реализовывать свои разработки, изделия и другую продукцию иным заказчикам, оформить патент или передать безвозмездно заинтересованной организации.

8. Хозяйственная и научно-организационная деятельность Центра строится на основе самостоятельно разрабатываемых и утверждаемых планов, исходя из объема и характера заключенных договоров с предприятиями, организациями и иными заказчиками.

3. Управление Центром и социальное обеспечение его работников

1.Хозрасчетный Центр научно-технических услуг возглавляется директором на основе единоначалия. Директор и Главный бухгалтер Центра назначаются на должность и освобождаются от нее решением Центрального правления Всесоюзного экономического общества.

2. Кандидатура директора Центра определяется на конкурсной основе.

3. Директор организует всю работу Центра, несет полную ответственность за его деятельность, без доверенности действует от имени Центра, представляет его во всех учреждениях, организациях и на предприятиях. В соответствии с действующим законодательством и Уставом Директор распоряжается имуществом Центра, выдает доверенности, в соответствии с трудовым законодательством принимает на работу и увольняет работников (по согласованию с профсоюзным комитетом), принимает меры поощрения и налагает взыскания на работников Центра. Договора с организациями, предприятиями, временными творческими коллективами от имени Центра заключает директор Центра (или лицо, его замещающее на основании приказа по Центру).

4. Центр заключает договоры с временными творческими коллективами на конкурсной основе. Критерием выбора временного творческого коллектива является оптимальный срок выполнения работ и максимальный социально-экономический эффект от их внедрения.

Предпочтение при этом отдается активным членам ВЭО, успешно проявившим себя. ВТК организуется как непосредственно при самом Центре, так и при его региональных отделениях. ВТК имеют право запрашивать и получать всю имеющуюся информацию, консультации, методические пособия и документы, пользоваться в обусловленных договором рамках электронно-вычислительной техникой, участвовать в проводимых мероприятиях. Центр организует семинары, учебу членов ВТК, привлекает их для участия в уставной деятельности.

В целях стимулирования деятельности членов ВТК Центр осуществляет посредническую деятельность, включая обмен специалистами с зарубежными странами, рекламу, помощь в редакционно-издательской деятельности, внедрении результатов исследований в практику.

5. Для рассмотрения основных вопросов научно-технической политики и .для разработки рекомендаций по использованию и внедрению в производство новейших достижений отечественной и зарубежной науки и техники, решения важнейших хозяйственных вопросов в составе Центра действует научно-технический совет.

Научно-технический совет Центра:

- осуществляет методическое руководство научно-технической деятельностью Центра;

- вырабатывает рекомендации по формированию временных творческих коллективов и экспертных комиссий;

- выдвигает работы, выполненные Центром, на выставки, соискание премий в области науки и техники.

6. Для определения объема и стоимости работ по поступившим от предприятий заявкам, приемки выполненных работ, а также для определения перспективности разработок директором Центра могут создаваться экспертные комиссии из числа высококвалифицированных специалистов. Экспертная комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением об экспертных комиссиях ВЭО. Передача Центром выполненной или готовой разработки предприятию-заказчику без заключения экспертной комиссии допускается только при наличии положительного решения НТО Центра.

7. Оклады работникам Центра устанавливаются в соответствии с действующим законодательством и нормами. По итогам деятельности Центра или его региональных филиалов должны быть определены характер и размеры премирования работников по результатам основной деятельности.

8. Оплата труда членов ВТК осуществляется па основе договорных цен на разработку.

9. Структура и штаты Центра разрабатываются и утверждаются директором Центра. Смета расходов на содержание Центра утверждается его директором, исходя из необходимости всемерной экономии средств.

10. Штатные работники Центра подлежат государственному социальному страхованию.

11. За ущерб, причиненный Центру, работники Центра несут материальную ответственность в порядке и в размерах, предусмотренных законодательством.

4. Образование и использование финансовых ресурсов Центра

1. Финансовые средства формируются из:

- средств выделенных ЦП ВЭО на становление Центра; ∙

- средств, поступивших по договорам на выполнение работ от организаций и предприятий-заказчиков;

- поступлений за разработки и услуги, выполненные в Центре при повторной их реализации;

- дохода от совместных с другими, организациями коммерческих мероприятий;

- поступлений за оказание Центром посреднических услуг;

- поступлений от издательской деятельности;

- других поступлений.

При определении договорной цены на выполнение научно-исследовательских и проектно-конструкторских разработок используются нормативные указания Госплана СССР, ГКНТ на проведение научно-исследовательских и проектно-конструкторских разработок.

2. Финансирование работ, осуществляемых Центром, производится за счет средств заказчика в соответствии с Положением о временных творческих коллективах.

3. Сумма средств, поступающих на расчетный счет Центра от заказчика, расходуется на возмещение материальных затрат, оплату труда и стимулирование членов ВТК.

Из расчетного дохода -в установленном порядке производятся отчисления Центральному Правлению ВЭО (15 процентов расчетного

дохода). Оставшаяся сумма образует хозрасчетный доход Центра..

Из хозрасчетного дохода по нормативам, конкретное значение которых определяется Центральным правлением ВЭО, формируются фонды:

- развития уставной деятельности;

- социального развития;

- единый фонд оплаты труда.

Образованные фонды используются в соответствии с нормативными документами.

4. Материальное поощрение руководящих работников Центра (директора, зам. директора, гл. бухгалтера) по результатам его деятельности осуществляется решением ЦП ВЭО (до 9 окладов в год). Решение о премировании остальных работников Центра принимается директором Центра по согласованию с профсоюзным комитетом Центра (без ограничения размеров премирования).

5. Контроль за деятельностью Центра

1. В своей работе Центр подотчетен ЦП ВЭО. Ревизия финансово-хозяйственной деятельности Центра производится ревизионной комиссией ЦП ВЭО по мере необходимости, но не реже одного раза в два года.

2. Директор Центра обеспечивает представление в распоряжение проверяющих работников все необходимые для проведения ревизии материалы.

6. Прекращение деятельности Центра

1. Деятельность Центра может быть прекращена по решению ЦП ВЭО в случае:

- нарушений Центром действующего законодательства и своего Устава;

- невозможности осуществления деятельности Центра на принципах самоокупаемости и самофинансирования;

- если отпала необходимость в дальнейшей работе Центра и он не может быть реорганизован, или по другим основаниям, предусмотренным законодательством.

Все имущество и денежные средства ликвидированного Центра, после выплат по обязательствам, поступают в распоряжение ЦП ВЭО.

*   *   *   *   *   *   *

Сельское хозяйство и голод

1. Масштаб слов и провалов - "Национальные проекты" Путина

"Это бред. Это сон. Это снится..." Эта строка из песни Вертинского возникла в памяти при чтении той части речи В.В.Путина 5 сентября, где он обсуждает проблемы сельского хозяйства. В прошлых двух статьях мы говорили о "национальных проектах" в социальной сфере. Эти проекты, подготовленные экспертами правительства и администрации президента, исходят из ложных представлений о главных угрозах, перед которыми оказались страна и население в результате реформ. Иными словами, "проекты" основаны на недостоверной или сознательно искаженной информации о реальном положении дел в стране и уже потому они обречены на провал - если это вообще не предвыборный ход.

Второй дефект - методологические основания, противоречащие и логике, и здравому смыслу, и опыту. Важнейшие положения этих "проектов" не только неразумны, но даже не стыкуются между собой. Надо полагать, они канут в Лету подобно "программе Грефа" или "борьбе с бедностью" и скоро о них никто и не вспомнит. Но как симптом глубокой деградации качества и культуры "штабного" обеспечения верховной власти эти "проекты" очень красноречивы. Мы видим здесь вполне созревшую угрозу национальной безопасности, о которой на фоне прочих как-то не думали.

Однако все это меркнет на фоне тех утверждений, которые В.В.Путин сделал относительно сельского хозяйства. Здесь искажение фактической стороны дела сплетено с нарушениями меры и абсурдной логикой в такой клубок, что отпадает сама проблема верного и ошибочного, целесообразного и ненужного - все это перемещается куда-то в зазеркалье. Наша жизнь и власть с ее экспертами движутся в двух разных, непересекающихся мирах. Стоит заметить, что специалисты Министерства сельского хозяйства прекрасно знают состояние дел и являются людьми здравомыслящими. Не они готовили материал к этому разделу! Значит, господа из ведомства Грефа уже забрали в правительстве такую власть, что могут блокировать специалистов даже при подготовке программных заявлений президента.

Начинается тема так: "Улучшение жизни на селе, развитие агропромышленного производства считаю, безусловно, приоритетным". Это очень странное заявление, ведь из него вытекает, что "безусловные приоритеты" президента ни во что не ставятся правительством. Во всей экономической политике Грефа и "улучшение жизни на селе", и "развитие агропромышленного производства" в шкале приоритетов занимают последнее место. Это настолько очевидно, что давно уже принимается всеми как установленный факт и не вызывает никаких дискуссий.

Вот, 29 марта 2005 г. в Москве состоялась Конференция сельскохозяйственных производителей России. Материалы ее были изданы и разложены в сентябре в Госдуме - в надежде, что, может быть, кто-то из депутатов возьмет бесплатно и прочитает.
Выступали на конференции и чиновники правительства, и президенты союзов и ассоциаций, и директора крупных холдингов. И речь шла именно об этом: нынешняя экономическая система "настроена" так, что сельское хозяйство РФ обескровливается - средства из него перетекают в другие отрасли, а иностранному капиталу создаются на нашем рынке столь привилегированные условия, что отечественный производитель конкурировать с ним не в состоянии. Все это сформулировано в петициях, в том числе и президенту, и на конференции даже стоял вопрос о начале сбора подписей трудящихся под этими петициями.

Выступавшие на конференции представители правительства не могли отрицать очевидного, но не могли и сказать ничего конструктивного, отделываясь констатацией известных фактов и риторическими вопросами. Вот, замдиректора Департамента промышленности Министерства промышленности и энергетики Н.Т.Сорокин объясняет, почему село не может покупать технику: "Сельхозпроизводитель сегодня продает молоко за 5 рублей - это закупочная цена. Переработчик продает молоко за 22-26 руб. Вопрос в следующем: почему мы даем производителю минимальную стоимость, а переработчик получает 350-400%? Какие механизмы должны регулировать этот вопрос?" Зачем он говорит то, что залу прекрасно известно? Почему он задает вопросы, хотя его пригласили, чтобы он на них ответил? Но здесь нам важен тот факт, что заявление В.В.Путина о "безусловно приоритетном развитии агропромышленного производства" слишком уж расходится с реальностью. Просто зашкаливает.

По вопросу о "приоритетности" генеральный директор концерна "Тракторные заводы" Э.А.Маховиков заметил: "Если при Советском Союзе на сельское хозяйство выделяли 26% бюджета, то в 1997 г. уже 19%, сейчас 1%". Он говорил о своем, о тракторах: "Давайте посмотрим на наше нынешнее состояние: износ парка техники - 80%, а поступление техники - 2-3%. При таком положении дел в 2006 году мы будем пахать на лошадях. Крестьянину тяжело приобрести трактор, сегодня он не в состоянии купить даже солярку к нему. И ему не решить эту проблему в одиночку, а государственной поддержки в настоящее время практически нет".

А вот констатация замминистра сельского хозяйства С.Г.Митина: "Ситуация такова, что сельское хозяйство не может дальше развиваться в условиях открытости рынка, в условиях глобализации, в условиях мирового разделения труда". Это тоже всем в зале известно, но теперь это все услышали из уст замминистра! Какое уж тут "безусловно приоритетное" развитие: отрасль реформаторы добили так, что под вопросом сама возможность ее сохранения в России. Вступление в ВТО нанесет ей смертельный удар, и об этом шла речь во всех докладах. Более того, пункт 4 решений конференции гласит: "Недопустимо, чтобы Россия отказалась от реальных ценностей - развитого сельского хозяйства и сельхозмашиностроения - ради членства в ВТО". Да, для крестьян, рабочих и предпринимателей - недопустимо, а для правительства очень даже допустимо. Похоже, даже желательно.

Выступавшие отмечали с удивлением (я бы даже сказал, со скрытым ужасом), что на все их обращения в правительство и прямые вопросы о том, что станет с отраслью после вступления в ВТО, им просто ничего не отвечают, как будто не слышат. Даже при личных беседах. Более того, 13 мая 2005 г. этому вопросу было посвящено заседание Союзагромаша - ассоциации производителей сельскохозяйственной техники. Доклад сделал замдиректора департамента тарифного регулирования и мер защиты внутреннего рынка Минэкономразвития РФ А.Кушниренко. Изложение доклада опубликовано вместе с материалами конференции в журнале "Вестник Союзагромаша" (2005, No. 1).

Автор этих строк знает А.Кушниренко лично, это компетентный и трезвомыслящий человек. Но он - чиновник, и его доклад - это доклад чиновника, который обязан отстаивать позицию ведомства и ратует за вступление в ВТО! И все равно, хотя доклад его уклончивый и туманный, но вчитываешься в абзац за абзацем, и из каждого прямо следует, что вступать в ВТО сейчас никак нельзя: наше сельское хозяйство и сельскохозяйственное машиностроение получат такой удар, после которого могут вообще не встать на ноги. Тут и видно, что положение дел в нашем государственном управлении на грани национальной катастрофы. Знающий дело А.Кушниренко вынужден выражаться туманно, а его знающий дело начальник М.Медведков ждет не дождется, чтобы РФ поскорее приняли в ВТО - тогда закончится его контракт как чиновника, и он станет делать крупный бизнес, консультируя российские фирмы о том, как избежать удавки норм ВТО или хотя бы быть ощипанным под анестезией.

Так обстоит дело с "приоритетами".

Далее В.В.Путин делает философское замечание: "Опыт многих агрохозяйств уже свидетельствует: российское село может и должно быть экономически успешным и инвестиционно привлекательным". Да, может быть успешным, только не при нынешней политике. Должно ли быть успешным - зависит уже от стратегических целей государства. Если верить Грефу, то именно не должно. Вся политика правительства как раз и заключается в том, чтобы не делать отечественное хозяйство успешным, а произвести селекцию, которая уничтожит "неуспешные" предприятия и оставит на плаву небольшое число "успешных", хотя бы такая селекция и нанесла смертельный удар по народному хозяйству как целому.

Но оставим философию, обратимся к той мере, которую прилагает В.В.Путин к реальности, чтобы сделать свой вывод: "опыт многих агрохозяйств уже свидетельствует..." Эксперты президента подсунули ему совершенно ложное утверждение, а он его озвучил. Что значит "опыт многих агрохозяйств"? Сколько их должно быть, чтобы их опыт о чем-то "свидетельствовал"? Судя по известным численным данным и по данным невооруженного глаза, опыт пока что "свидетельствует" об обратном: "российское село не стало экономически успешным и инвестиционно привлекательным".

Кардинального перелома за последние годы не произошло, а на конец 2004 г. положение было таково: общая рентабельность всей хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий составила 5,4%, а доход собственно от сельского хозяйства гораздо меньше. И это при огромном разбросе по регионам: в 40 регионах РФ деятельность предприятий убыточна, а по РФ доля убыточных предприятий составила 37%. В 2003 г. было 50,2% убыточных предприятий с общей суммой убытков 27,42 млрд. руб. Где тут "экономический успех"?

Балансовая прибыль всех предприятий составила в 2003 г. 10,97 млрд. руб., а долги 346,7 млрд. руб. Просроченная кредиторская задолженность сельскохозяйственных предприятий в несколько раз превышает балансовую прибыль (в 2000 году в 9 раз). Да, в 2005 г. с села списали 140 млрд. руб. штрафов и пеней за просроченный долг, но ведь эта соломинка утопающему никак не делает его рентабельным.

Как можно считать "инвестиционно привлекательной" отрасль, в которой долги в 30 раз превышают всю годовую прибыль? Реформа эту отрасль разорила и столкнула в глубочайшую яму. Президент говорит, что курс реформ останется неизменным, а отрасль уже работает успешно. Как такое может быть?

И в этой отрасли В.В.Путин считает панацеей ипотеку - кредиты под залог уже не квартиры, а главного средства производства - земли. Он планирует: "В 2006-2007 годах должна быть создана система земельно-ипотечного кредитования, позволяющая привлекать средства на длительный срок и под приемлемые проценты под залог земельных участков... Сельхозпредприятия должны получить реальный доступ к кредитным ресурсам". То, чего испокон веку российские крестьяне боялись как огня, - залога земли - наконец начнет работать, "высасывая" землю у отечественных "фермеров". Все идет по графику!

Но что за утопии лелеет В.В.Путин - "привлекать средства на длительный срок и под приемлемые проценты"? Как можно создать такую систему? Чтобы дать "реальный доступ к кредитным ресурсам", надо изменить реальность, а не издавать законы об ипотеке. Ведь проблема в том, что потенциальные заемщики уже находятся в неоплатном долгу, риски в отрасли исключительно высоки, а рыночная стоимость залога очень низка. Как можно при такой комбинации факторов заставить банки давать долгосрочные кредиты, да еще "под приемлемые проценты"? Ведь у нас рынок на дворе, и разоряться никто не желает.

Вот жестокая реальность: в 2000 г. масштабы долгосрочного кредитования сельского хозяйства РФ составляли около 1,3% от уровня 80-х годов, если пересчитать кредиты в сопоставимых ценах на те товары, которые приобретают на них сельскохозяйственные предприятия. Если к тому же учесть, что кредит - это именно рыночный инструмент финансирования, а плановая система ликвидирована, то приходится сделать вывод, что в результате "рыночной" реформы сельское хозяйство просто лишено нормальных источников финансирования. И это фактор гораздо более фундаментальный, нежели ипотека.

Вообще, экономических советников президента характеризует очень странное отношение к мере явлений и критериям их оценки. Вот, В.В.Путин говорит: "Нам уже удалось добиться значительных успехов в производстве зерна. Из импортера Россия стала его экспортером". Как он измеряет "значительность успехов"? Какое имеет значение экспорт зерна к оценке успешности его производства? Никакого! Это просто нарушение логики. В царское время крестьяне ели лебеду, а хлеб вывозили. "Недоедим, а вывезем", - выразился царский министр финансов. В 1911 г. был сильный голод, который затронул 32 млн. крестьян, а хлеба вывезли рекордное количество. Но тогда хотя бы не говорили об "успехах", а предчувствовали приближение революции. Нормально на душу населения в стране надо иметь 1 т зерна в год - тогда хватает и на хлеб людям, и на комбикорм скотине, дающей молоко и мясо. В РФ сейчас производят чуть более 500 кг на душу - и вывозят зерно. Это успех?

Разумным было бы суждение типа: "Нам удалось добиться значительных успехов в производстве зерна: мы производили в 80-е годы по 400 кг на душу, а теперь по 500". Но ведь все наоборот! Мы производили по 120 млн. т зерна в год, а теперь по 70-80 (в 2004 и 2005 годах по 78 млн. т). Урожай менее 100 млн. т в последние 20 лет РСФСР вообще был редкостью. Даже в среднем за пятилетку 1986-1990 гг. зерна собирали 104,3 млн. т в год. Да что там 80-е годы, даже урожаи времен реформы были гораздо больше, чем сейчас (в 1990 г. - 116,7 млн. т, а в 1992 г. - 107 млн. т). Представления В.В.Путина о зерновом хозяйстве России и его успехах ошибочны фундаментально, а не в нюансах. Каких он экспертов себе набрал?

Приведен график (см. рис. 1 в газете "Советская Россия") производства зерна в РСФСР и РФ (для сглаживания годовых колебаний взята сумма четного и нечетного годов). Видны там "значительные успехи" последних лет? Только на фоне катастрофического провала 1998-1999 годов.

Трудно даже представить себе ход мысли тех, кто готовил этот раздел речи В.В.Путина. Вот официальная сводка Министерства сельского хозяйства. Прирост валового продукта сельского хозяйства РФ за 2004 г. составил 1,6%. Это что, большой успех? На упомянутой конференции в марте 2005 г. замминистра сельского хозяйства сказал: "Давайте посмотрим на итоги прошлого года. Темпы роста в сельском хозяйстве, объективно говоря, не очень значительны". Почему же В.В.Путин не прислушивается к объективным суждениям своих министров?

Но главное - не итоги года, а тот факт, что идет массивное выбытие основных фондов производства, деградация одного из главных достояний страны. За 2004 г. на 0,9 млн. га уменьшился размер пашни РФ. Почти на 1 млн. га за 1 год! А все сельскохозяйственные угодья РФ сократились за этот год на 1,4 млн. га. Посевные площади зерновых в 2004 г. были на 3,7 млн. га меньше, чем в 2002 г. Да, они слегка подросли после провала 2003 г., но все равно сокращение пашни и посевных площадей идет неуклонно.

Повсюду пашня зарастает бурьяном и кустами, но около больших городов ее съедает строительство коттеджей: аппетиты "новых русских" и земельных спекулянтов оказались непомерными. Тут уж не о фермерах или дачниках речь - скупают десятки тысяч гектаров, платя гроши отчаявшимся людям за их земельные паи. Вопреки законам, из сельскохозяйственного оборота выводятся лучшие угодья, землю просто отдали на поток и разграбление - разве этого не видят из Кремля! Какая уж тут рыночная экономика, в ХХI веке у нас появились лендлорды и латифундисты, омертвляющие землю, чтобы отмыть в ней свои грязные деньги. Какой позор! И ведь тут, чтобы навести порядок, не надо быть Дзержинским, надо просто применить закон и обычное, принятое и на Западе, налогообложение больших земельных владений.

Крестьяне землю не могут ни уберечь, ни освоить. Известно, почему: парк техники за годы реформ сократился вдвое, оставшаяся техника дышит на ладан. Никаких сдвигов к лучшему нет: за 2004 г. парк тракторов сократился на те же 60 тысяч, что и в прошлые годы. У села нет денег на горючее, и его поставки сокращаются с ускорением: в 2004 г. дизельного топлива село купило на 300 тыс. т меньше, чем годом раньше, а о 2005 г. даже говорить страшно. На какое чудо надеется В.В.Путин? На ипотеку?

В.В.Путин отметил и животноводство - отрасль, которая находится в наиболее глубоком кризисе. Он сказал: "Обратить сегодня особое внимание на создание условий для развития животноводства. Значительные ресурсы следует выделить на развитие сельхозлизинга. Это должно позволить стране в течение двух лет поставить десятки тысяч голов племенного скота..."

Здесь просто отброшено важнейшее условие проектирования - рефлексия. Ведь чтобы "создать условия для развития", надо сначала устранить те "условия", которые привели в упадок быстро развивавшуюся до реформы отрасль. Посмотрите на все динамические кривые показателей отрасли - она развивалась в 80-е годы не просто быстро, а даже бурно. Быстро росло поголовье скота и, что еще важнее, его породность и интенсивные показатели. В результате реформ производство не просто сократилось, произошел откат в технологии и организации. Меры, которые предлагает В.В.Путин для "развития", по своей силе несоизмеримы с факторами, губящими отечественное животноводство. Лизинг! Десятки тысяч голов племенного скота!

Надо же представлять себе масштаб провала! Поголовье крупного рогатого скота упало за годы реформы более чем в два раза - на 35 млн. голов. Мы имеем сейчас крупного рогатого скота существенно меньше, чем в 1916 г. и даже после Гражданской войны в 1923 г. (а население, то есть число потребителей продуктов животноводства, с тех пор увеличилось почти в полтора раза). В 90-е годы стадо крупного рогатого скота сокращалось в РФ ежегодно на млн. голов. Но ведь в последнее время это сокращение скачкообразно ускорилось: за 2004 г. число голов убавилось на 1,95 млн. На 2 миллиона за 1 год! Посмотрите на приведенный график (см. рис. 2 в газете "Советская Россия").

При этом прежде всего ликвидируется племенной скот, держать который дороже, чем неприхотливых низкопродуктивных коров. Нам же говорят о спасительном лизинге, который обеспечит покупку десятка тысяч голов. И за это спасибо, но ведь это несоизмеримо с проблемой. Говоря об успехах и перспективах, как же можно было не сказать, что за 2004 год производство молока в РФ сократилось еще на 1,44 млн. т. Это умолчание - просто уход от проблемы, нынешняя власть не имеет или сил, или желания проблему разрешить.

Речь В.В.Путина претендовала на то, чтобы задать стратегическое направление для сельского хозяйства РФ как в преодолении кризиса, так и в последующем развитии. А получилось так, что она неверно представила нынешнее состояние отрасли и динамику кризисных тенденций и полностью игнорировала те природные условия, которые исторически предопределяли тип социальной и технологической организации российского села и его экономики. На такой базе, какую эксперты подложили под речь В.В.Путина, стратегии не построить. Он и утонул в несущественных технических мелочах: ипотека, лизинг, десятки тысяч голов... Наверное, и сам неудобно себя чувствовал, эту часть речи скомкал.

Возьмем главное, поднимемся хоть на уровень того, что мы уже прошли - на уровень доктрин Столыпина, НЭПа и коллективизации. Вот очевидные вещи. Ни одна страна, даже самая промышленно развитая, не может обойтись без своего сельского хозяйства, которое обеспечивало бы хоть достаточный минимум продовольствия. Это вопрос не экономики, а государственной безопасности. Как устраивать это хозяйство - диктуют те условия, которые невозможно изменить. Это прежде всего почвенно-климатические условия. Россия расселилась на самой трудной для сельского хозяйства земле, вся в зоне рискованного земледелия. В средней полосе России беспашенный период, когда в поле нельзя вести никакие работы, длится семь месяцев, а в Англии и Франции всего два месяца.

Это приводило к колоссальной разнице в урожайности - в 4 раза! А значит, и в доходности, в ресурсах развития. На Западе в XIV веке перешли к стальному плугу, а в России в начале ХХ века 2/3 пашни обрабатывали деревянной сохой. В XVIII веке в России затраты труда (по рыночным ценам) на обработку десятины в 6 раз превышали доход от земли. Какой тут мог быть капитализм - только крепостное, общинное или колхозно-совхозное хозяйство. Потому и не удалась реформа Столыпина, а не из-за косности русского крестьянства. И НЭП позволил лишь восстановить село после войн, встать крестьянам на ноги, но не мог дать ресурсы для развития.

Вплоть до создания больших механизированных аграрных предприятий (колхозов и совхозов) российское село не имело запаса прочности, чтобы перейти от трехполья к травопольным севооборотам и резко повысить урожайность. Сделали это - и по главным показателям вышли на средний мировой уровень, а если учесть почву, климат и расстояния, то превзошли его. По критерию "затраты-эффект" советский агропром был исключительно эффективным. Трудозатраты на 1 ц. зерна составляли всего 1 час!

Из политических соображений в 90-е годы большие сельскохозяйственные предприятия в России были разрушены - попытались устроить второй вариант столыпинской реформы. Тупость этого замысла просто поражает. Если, конечно, это не было вынужденным шагом, сделанным по приказу извне. Результат усилий всей ельцинской команды - "село отступило на подворья". Это означало не только спад производства вдвое, но и архаизацию производства.

Посмотрите хотя бы динамику потребления электроэнергии в сельском производстве (см. рис. 3 в газете "Советская Россия"). Национальную цену этого регресса вообще не измерить деньгами.
Общество загипнотизировали словом "фермер". Какая циничная манипуляция и какой позор для интеллигенции, которая доверчиво развесила уши. Ресурсов, чтобы держать такое хозяйство в наших реальных условиях, фермеры не имеют, и никто им этих ресурсов не даст. Полная фермеризация всей России потерпела полный провал. Выйди в поле - чей стон раздается? Мы дожили до того, что фермеры, стараясь удержаться на плаву, все больше и больше применяют детский труд, а работа непосильна для детского организма. Самоэксплуатация отчаянная. Где сейчас этот лжец Черниченко с его сказками о "фермерском рае"? Пусть посмотрит в глаза людям.

Можно ли было в стратегической речи президента ни словом не обмолвиться об этом итоге 15 лет реформ?

Ну, не сказал о провале - ладно. Так хоть бы сказал о перспективе! Неужели собираются реформаторы, как Столыпин, "исходить свой путь до конца"? Будут и дальше добивать и расчленять огрызки крупных хозяйств, которые хоть как-то тянут лямку? А ведь фермеры взяли на себя часть земледелия только благодаря симбиозу с остатками крупных хозяйств. Или внимут голосу рассудка и совести и займутся восстановлением созданного и испытанного ранее типа хозяйств с необходимыми новыми качествами?

В.В.Путин об этом принципиальном выборе молчит, и понять,
каков же все-таки план действий, невозможно. Судя по Земельному кодексу и туманным выступлениям СМИ, правительство надеется привлечь на село крупный частный капитал и преобразовать остатки колхозов и совхозов в капиталистические фермы. Но ведь это утопия еще безумнее, чем столыпинская. Почвенно-климатические условия России никуда не делись, а рынок РФ открывается. Эти "капиталистические фермы" заведомо погибнут в конкуренции с "капиталистическими фермами" Запада. Капитал это прекрасно понимает и денег в эту бездонную бочку не кинет. Выдержать конкуренцию может лишь социально-производственный организм, построенный принципиально иначе. Таким организмом и были советские колхозы и совхозы.

Есть один убойный критерий, который замалчивают эксперты правительства, а В.В.Путин, видимо, не знает. Это число тракторов, которое необходимо для проведения всего цикла полевых работ на 1000 га пашни. Советским колхозам и совхозам было достаточно 11 тракторов, западноевропейским фермерам - 120 тракторов. Всё! Остальные аргументы излишни. Убивать остатки колхозов и насаждать тут капиталистические фермы можно лишь в том случае, если правительство и капитал смогут выложить кругленькую сумму, чтобы купить 16 млн. тракторов (на те 134 млн. га пашни, которой располагала РСФСР в 1986 г.). Это полтриллиона долларов. И ведь тракторы - лишь часть всей материально-технической базы фермы! И при этом фермеры потребуют бюджетных дотаций, как на Западе - минимум 100 млрд. долларов в год. Вот бы и сказал об этом В.В.Путин - это ведь реальная цена "входного билета" в капиталистическое сельское хозяйство. А он об ипотеке...

В 90-е годы мы имели шанс надстроить на колхозно-совхозную систему сеть фермерских хозяйств, и это было бы большим шагом в модернизации села. Но этот шанс упущен. Село обескровили, техника добита, скот вырезан, кадры вымерли и разбежались. Нужен общенациональный проект восстановления отечественного сельского хозяйства и обеспечивающих его отраслей. Общество ждало такого проекта от команды В.В.Путина. Но не дождалось. И в нынешней конфигурации власти, похоже, не дождется...

Сергей Телегин
"Советская Россия", N 137 (12748),
суббота, 15 октября 2005 г.

*   *   *   *   *   *   *

2. Агродуэль (Ющенко - Лукашенко)

Стреляющие цифры

Интересно было бы посмотреть на то, как сошлись бы ну хоть в условном агропоединке президенты двух соседних стран Виктор Андреевич Ющенко и Александр Григорьевич Лукашенко. Ну и начали бы "стреляться" разящими агрофактами. Кто кого бы одолел? Маленькая Белоруссия или же "вэлыка" Украина? Попробуем это представить на сравнении конкретных фактов из жизни украинского и белорусского села.

Ненька седлает коня...

Кажется, уже давно отгремел майданный скандеж, отбарабанили пустые железные бочки, отметались на промозглом декабрьском ветру померанчевые ленты-стрички, а новая влада-власть все еще живет революционными спогадами-воспоминаниями и все еще никак не опустится с той поднебесной эйфории на свою грешную землю. А жить-то только и только на ней. А как на ней жить, когда село, земля-кормилица и хозяин на ней гибнут, что называется, на корню, когда острейшие агропроблемы все еще остаются и, по словам президента Виктора Ющенко, их решение отложено "на потом" - на 2006 год, который предполагается объявить "годом села".

Однако до этого еще надобно дожить. А как? На недавно завершившейся Всеукраинской конференции союза сельхозпроизводителей приводились удручающие факты распада и полного изничтожения некогда могучего сельскохозяйственного потенциала страны. Более всего поражает технический обвал АПК. Какая же злая воля привела к тому, что по сравнению с 1991 годом число тракторных лошадиных сил, работающих на каждом гектаре, уменьшилось с 1,36 до 0,28, то есть в пять раз (?!), а из оставшихся полуразвалившихся тракторов преклонного возраста выжимают последние силы.

Похоже, отмечалось на конференции, что новая власть, держа курс на вступление в ВТО, решила делать ставку... на коня, независимого от мировых цен на нефть. Однако, говорили делегаты, пусть попробует пан президент вспахать на лошадях хотя бы один гектар. Для этого ему пришлось бы протопать за плугом 50 километров да еще 875 раз поднять и опустить плуг. Общий вес этой работенки не менее 6 тонн. Только после такого личного опыта, наверное, со знанием дела можно было бы обсуждать проблемы АПК.

Звучало среди аграриев и другое дельное предложение: посоветовать всем членам правительства и депутатскому корпусу хотя бы один день поубирать урожай косами или серпами, потом вязать снопы и обмолачивать их цепами. Пропозиция эта родилась потому, что все комбайновое хозяйство тоже пребывает в разрухе: от прежнего комбайнового парка осталось менее половины машин, да и те являются "инвалидами первой группы". В силу этого уборочная нагрузка на комбайн возросла в три-четыре раза, а сроки уборки урожая возросли до 40 дней. А это в свою очередь привело к тому, что на каждом гектаре ныне теряется до тонны зерна. Хронически не хватает селу и другой техники. По мнению ученых Национального аграрного университета, при нынешних темпах оснащения АПК техникой для достижения уровня 1990 года понадобится не менее 100 лет!

И вот как выглядят последствия технического развала сельского хозяйства Украины. По сравнению с 1991 годом посевные площади сократились в три раза, а сборы зерна упали более чем на одну треть. Производство сахара докатилось до уровня 1913 года. По инициативе премьерши Юлии Тимошенко (не без благословения президента) в Украину для окончательного убиения своей сахарной промышленности только в этом году ввезено около 300 тысяч тонн дешевого бразильского тростникового сахара-сырца. Эту операцию, получившую название "сладкая смерть", осуществляет подведомственная правительству структура "Укрспецснаб". На каждой тонне ввезенного сырца она "наваривает" по 300 и более долларов, а общий навар уже перевалил за 100 миллионов "зеленых". Куда же идут эти "левые" деньги? Местные СМИ утверждают: в кишеню леди Ю для отмывания предвыборных расходов на прошедших президентских выборах и для новых расходов на избрание новой послушной Верховной Рады.

Вот так идет подготовка к "году села". В письмах-обращениях работников сахарной промышленности к президенту сообщается о том, что в результате "вероломной диверсии правительства Юлии Тимошенко против своего народа" уже закрыты и порезаны на металлолом 70 сахарных заводов, а вместе с заводами порезаны и судьбы более чем 500 тысяч тружеников этой отрасли и их семейств. Они враз оказались без средств к существованию, без поселковых больниц и школ и даже без бывшего заводского энергоснабжения. В знак протеста против "антинациональных действий новой влады" сахарники вышли на митинги протеста. Во многих местах Украины состоялись символические похороны сахарной промышленности и сельского хозяйства. Под жалобные звуки медных труб демонстранты несли гробы с десятками названий "убитых" правительством сахарных заводов и свекловичных плантаций, а детишки несли транспаранты с надписями: "Тетя Юля, не убивай нас!"

А дело идет к тому, что умирает не только сахарная отрасль. Исчезает и супернациональный продукт - "рiднэ сало-салочко". Этой трагедии в Украине не переживет никто. Это уж точно. А ее приближение ощущается на каждом рынке или рыночке. За последние месяцы цены на сало и свинину возросли в два-два с половиной раза и достигли 35-40 и более гривен. Это при зарплате 250-300 гривен и значительно меньших пенсиях, из которых почти все идет на оплату услуг ЖКХ. Поэтому на сало в незалежной нынче больше глядят, нежели его едят. Почти ежедневно по первому национальному телеканалу люди со скорбным видом слушают гимн, посвященный салу, в котором поется о том, что сала никогда не бывает мало.

Но вот, увы, стало мало. Число свиней по сравнению с 1991 годом уменьшилось с 19 до 7 миллионов, крупного рогатого скота - с 24 до 7 миллионов, птицы - с 246 до 140 миллионов. Ну а самая большая потеря украинского АПК - исчезновение с широкополосных ланов хлебороба, истинного хозяина земли и кормильца страны. За последние 5 лет, отмечает министр аграрной политики Александр Барановский, с карты Украины исчезло 178 сел, а в 8 тысячах сельских населенных пунктов не родился ни один ребенок. Сельская смертность ежегодно превышает рождаемость на 160-170 тысяч человек и является самой высокой в Европе. Село убивает и рушит повальный алкоголизм. Из 6 миллионов трудоспособных селян 3 миллиона являются алкоголиками. А трудоспособные трезвенники ищут свое счастье за пределами Неньки. Туда же устремляются и безработные из городов. Общее число украинских мигрантов, по данным Нины Карпачевой, уполномоченной по правам человека при Верховной раде Украины, достигает 7 миллионов человек. Подобного обезлюдивания Украина не знала за всю свою историю.

Агробомба Лукашенко для Украины

А ведь рядом, буквально под боком у белорусских соседей агродела, да и вообще все дела обстоят, к нашему общему счастью и радости, обнадеживающе. Стоит лишь напомнить, что Белоруссия - единственная из всех стран СНГ достигла, а затем и превзошла уровень ВВП 1990 года. Украина же топчется на своих 66 процентах от этого уровня, Грузия - на 65, Молдова - на 54. Ну а наша Россия, даже с помощью нефтегазовых долларов, никак не одолеет эту советскую высоту. Поэтому стремится к удвоению ВВП. Но от какого рубежа надо считать это удвоение?

А Белоруссия на полных парах устремляется дальше. И ее движение не дикорыночное, хаотичное, а планово управляемое, социально направленное, с признанием рынка, действующего в интересах человека, а не кучки мародеров. Вот некоторые его результаты. Только в течение первых шести месяцев 2005 года ВВП Белоруссии возрос на 8,9 процента, а инфляция при этом составила только 4 процента, уровень безработицы - 1,7 процента. Это в разы меньше уровня безработицы в странах EС, где она достигает 8-10 и даже 30 процентов. Какая из стран СНГ или Евросоюза может сравниться с этими белорусскими показателями?

Впечатляют и другие социально-экономические рубежи, достигнутые Беларусью. По данным ООН, продолжительность жизни в республике выше, чем в других странах СНГ и многих странах Европы, а уровень бедности равняется 2 процентам. Это в десятки раз меньше уровней бедности Украины и задыхающейся в нефтедолларах России. И, конечно же, нельзя не отметить, что, по тем же данным ООН, в Белоруссии один из самых низких в мире уровень коррумпированности. И неудивительно, что она приращивает свое могущество новейшими заводами и агрокомплексами на компьютерной основе, а Украина и Россия - роскошными палаццо и дворцами нуворишей, окружающими каждый город. Да их покупками богатейших поместий, чудо-юдо яхт, "яиц Фаберже", миллионодолларовых суперавто и суперчасов. (В этой связи вызывает определенное опасение возможное повышение уровня коррумпированности в Белоруссии из-за назначения туда нашего посла-"чудотворца" Аяцкова вкупе с его экс-объявленной в уголовный розыск супружницей).

Особый разговор о динамично развивающемся сельском хозяйстве Белоруссии. Его непростые проблемы всегда в центре внимания и президента, и правительства, и Верховного Совета республики. Причем внимания не мимолетного, не случайного, не показного, как это нередко случается в Украине и России. Об этом поведал на Всеукраинской конференции аграриев приглашенный туда гость из Белоруссии - заместитель председателя АПК республики Василий Шулявский. То, что услышали от него участники конференции, повергло их в приятное удивление, а местные СМИ оценили это сообщение Шулявского как "агробомбу Лукашенко, привезенную для потрясения Украины". А удивляться было чему.

По словам Шулявского, прирост валовой продукции сельского хозяйства в минувшем году достиг 13 процентов, производство зерна возросло на 30 процентов, мяса - на 15 процентов, молока - на 11 процентов. В нынешнем году эти показатели значительно превышены. Республика собирается собрать 6,5-7 миллионов тонн зерна. Причем достигнута высочайшая даже для стран ЕС урожайность: в ряде районов Гродненской и других областей с каждого гектара получено по 73-78 центнеров. Конечно, этого достигли мощные механизированные коллективные хозяйства. Они еще и еще раз доказали свою жизненность и свое неоспоримое превосходство над мелкотоварным единоличным производителем. И поэтому Александр Лукашенко, побывав во многих таких крупных хозяйствах, констатировал: "В Беларуси фермерство не прижилось... А главное - народ это не воспринимает. Славяне к этому психологически не готовы. Не думаю, что такие фермерские хозяйства имеют перспективу".

Поэтому Белоруссия уверенно движется к крупнорентабельным специализированным и высокомеханизированным хозяйствам. Движется по государственной программе возрождения и развития села на 2005-2010 годы. Главная цель этой программы - создать качественно новые условия жизни в сельской местности: комфортную среду, делающую крестьянский труд привлекательным и эффективным. В соответствии с этой программой в республике разработаны генеральные планы строительства 1481 агрогородка. В нынешнем году их уже возведено около 200. В этих агрогородках построены комфортные многокомнатные отдельные дома. Для каждой семьи тружеников АПК. Каждый дом имеет свою усадьбу. Все городки газифицированы, электрофицированы, имеют службы быта, школы и садики для детей, больницы или медпункты. А главное, как подчеркивает президент, - "агрогородки должны быть привлекательными с присущим менталитету нашего народа белорусским колоритом".

И, конечно же, все агрогородки располагают всем комплексом современной агротехники. Белоруссия производит свыше 50 ее видов, в том числе свыше 35 тысяч тракторов мощностью от 5 до 300 лошадиных сил. Кстати, трактора эти экспортируются в 66 стран мира! Многие животноводческие фермы оборудуются средствами электроники, что позволяет внедрять безлюдное кормление скота и птиц. И главное - для дальнейшего развития АПК постоянно, по нарастающей, выделяются средства из государственного и местных бюджетов, а также из созданного мощного фонда поддержки АПК с бюджетом свыше одного триллиона белорусских рублей. Фонд финансирует село под самую низкую среди стран СНГ ставку. (Узнав об этом, подумал: а где же подобные украинский или российский фонды?).

И вот результаты белорусской экономической политики на селе. Население республики, в отличие от населения Украины или России, полностью обеспечивается всеми видами экологически чистой сельхозпродукции собственного производства, в том числе и сахаром. Более того, в минувшем и текущем году республика экспортировала в другие страны, включая Россию и Украину, своего высококачественного продовольствия на сумму около одного миллиарда долларов! Это без учета тысяч покупателей из Польши и Литвы, ежедневно прибывающих в Белоруссию на "колбасных" электричках и авто за вкусными недорогими и к тому же натуральными продуктами.

Но не только за этим приезжают сюда люди. Многие из них, в том числе и приезжие из Украины и России, выспрашивают белорусское гражданство. Люди едут туда, где им лучше. Это ли не доказательство жизненности и правильности социально ориентированной политики, осуществляемой в Белоруссии. Людей из других стран привлекают сюда необыкновенно чистые, ухоженные города и села, спокойная, уравновешенная и безопасная жизнь без унизительного разрыва между супербогатыми и супербедными, без роющихся в мусорных баках бомжей, без тысяч бездомных детей, без торчащих у дорог проституток, без каждодневных кровавых разборок, без грязи, круглосуточно льющейся изо всех телеканалов. Без всего этого, без всех мерзостей дикого, бандитского рынка, и есть новая, строящая свою жизнь для человека Белоруссия.

Виктор Бакланов
"Советская Россия" N 114 (12727),
суббота, 27 августа 2005 г.

*   *   *   *   *   *   *

3. Голод в Российской империи

Сколько уже картавые либералы травили нам байки про сталинский геноцид, голодомор и тому подобные неизвестные доселе истории зверства!

Так ли уж неизвестные? Вот выдержки из российских дореволюционных газет:

Так, только по данным аналогичного доклада царю за 1892 (особенно неблагоприятный и неурожайный) год: "Только от недорода смертей до двух миллионов православных душ".

По данным доклада за январь 1902 года: "В зиму 1900-01 года голодало 12 губерний с общим народонаселением до 42 миллионов человек. От того смертность 2 миллиона 813 тысяч православных душ". В 1911 году (уже после столь расхваленных "столыпинских реформ"): "Голодало 9 губерний с общим народонаселением до 32 миллионов человек. От того смертность 1 миллион 613 тысяч православных душ".

По докладу на ежегодной сессии Министерства здравоохранения Российской империи: "Из 6-7 миллионов ежегодно рождаемых детей, до 43% не доживает до 5 лет. 31% в той или иной форме обнаруживают признаки питательной недостаточности: рахита, цинги, пеллагры и проч."

Еще один характерный факт: на листе отчета за 1912 год против слов: "Почти каждый десятый крестьянский ребенок из числа осмотренных являет собой различные признаки умственной недостаточности. Но недостаточность эта не есть только прирожденная. Значительная доля ее проистекает от того, что родители, занятые трудом, не имеют времени хотя бы как-то развивать его, умственно и двигательно, соответственно возрасту. А также даже с ним достаточно разговаривать и поощрять ласками, дабы ребенок в положенные сроки обучался говорить, ходить и проч." - рукой царя написано: "Не важно" и проставлена высочайшая подпись.

с 1880 по 1916 год можно подвести печальный итог: от "неестественных причин" (голода, эпидемий, детской смертности, криминальных причин, при подавлении крестьянских бунтов, а также в "мелких войнах" не считая Первой мировой) преждевременно погибло до 20 миллионов "православных душ".

К началу 1913 года 62% крупной отечественной промышленности находились в руках иностранцев (не имевших гражданства России), еще 19% - в паевой или иной совместной собственности (акционерной и т.п.).

Вот она - ублюдочная Россия, которую мы потеряли. Пропади она пропадом!

На фоне этого изуверства тов. Сталин выглядит просто ангелом небесным! Кстати, эти данные прекрасно иллюстрируют качество российского свободно-рыночного капиталистического хозяйства в сравнении со "сталинским рабством". Оказывается, свободные сельские предприниматели дохли от голода как мухи!

Из Интернета

*   *   *   *   *   *   *

4. Голод в США

В американском штате Калифорния от хронического недоедания страдают примерно 3 миллиона взрослых жителей. Согласно докладу Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе,  жители этого одного из богатейших штатов США постоянно голодают или находятся на грани голода. Согласно документу, подготовленному университетским Центром по изучению политики в области здравоохранения, число малоимущих взрослых жителей штата, не имеющих средств для приобретения продуктов в необходимых количествах, за период с 2001 по 2003 год возросло с 2,5 млн. до 2,9 млн. человек, то есть на 15 процентов. Эти люди на регулярной основе вынуждены экономить на еде ради того, чтобы вовремя заплатить за жилье или оплатить другие срочные расходы. Согласно докладу, среди малоимущих жителей штата 33,9% постоянно живут на грани голода, а 10,3% реально голодают. "Слишком многим семьям в Калифорнии не хватает денег на то, чтобы каждый день иметь на столе достаточно еды, и последствия сказываются на всей Калифорнии", - говорит Гейл Хэррисон, глава подготовившей доклад группы. "Необходимо принимать меры, - приводит ее слова газета "Лос-Анджелес дейли ньюс". - Люди в Калифорнии не должны голодать или отказываться от медицинских услуг или своевременной оплаты жилья ради приобретения продуктов". "Это - абсурд, что в наши дни, в нашей стране, в нашем штате, крупнейшем в мире производителе продовольственных товаров, люди не уверены, что смогут обеспечить себя продуктами", - сказал председатель благотворительной организации Межрелигиозный совет, которая действует в лос-анджелесском районе Сан-Фернандо-вэлли, Боб Боннот. По его словам, эту проблему просто стараются не замечать.

Владимир Рогачев
Газета "Дуэль", N 30 (428),
26 июля 2005 г.

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте работает форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

Заходите - вас будут рады видеть!

*   *   *   *   *   *   *

Программа "Диссер" - дополнение для Microsoft Word, предназначенное для создания и работы со списками литературы. В диссертациях, научных статьях, рефератах требуется приводить список использованной литературы, вставляя в текст диссертации ссылки на его позиции. При большом размере списка отслеживать соответствия порядковых номеров публикаций в списке и чисел в ссылках в тексте диссертации становится крайне сложно, особенно при изменении порядка следования ссылок в списке. Эта программа добавляет в Word новую функцию - создание и редактирование списка литературы, позволяя исправлять численные ссылки в тексте одним нажатием кнопки. "Диссер" можно загрузить с сайта http://kankowski.narod.ru.

Удачи вам и счастья!


В избранное