Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 195


Информационный Канал Subscribe.Ru

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

   В настоящем, 195-м выпуске рассылки "Эконометрика" от 18 октября 2004 года помещаем ряд статей, посвященных социологии, в частности, содержащих результаты социологических опросов:
   Манипуляция сознанием с помощью социологических опросов;
   Опросы без демобработки;
   Порядок без свободы россиянам не нужен;
   "Мы не самый радостный народ". На постсоветском пространстве люди не доверяют политикам, верят в демократию и беспокоятся о своем здоровье;
   Русская москвичка выбирает мужчин генетически. Каждый пятый брак, заключенный в столице, - православно-мусульманский;
   От сессии - к карьере. Социологи утверждают: современный российский студент обеспечен, рационален и хочет учиться.

   Исполнилось пятнадцать лет работы Института высоких статистических технологий и эконометрики. Помещаем краткую информацию об этой организации.

   В рубрике "Вопросы истории" приводим два документа начального этапа работы Института высоких статистических технологий и эконометрики, когда он действовал как Центр статистических методов и информатики и Всесоюзный центр статистических методов и информатики.

   Все вышедшие выпуски Вы можете посмотреть в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Манипуляция сознанием с помощью социологических опросов

   Результаты социологических опросов всегда вызывают интерес. Действительно, у каждого есть желание узнать: "Как думают другие? Сколько таких мнений, как у меня?" На основе анализа распределения мнений людей по различным вариантам ответов можно построить прогноз дальнейшего развития событий, а затем использовать его при принятии решений (политических, маркетинговых и др.).

   Публикация результатов социологических опросов - мощный инструмент воздействия на массовое сознание. А потому и инструмент манипуляции сознанием. Как можно осуществлять манипуляцию?

   Манипуляции выборкой. Простейший способ обеспечить сдвиг результатов социологического опроса в нужную сторону - "почистить" выборку. Исключить респондентов с ненужными мнениями и/или добавить тех, кто думает правильно. При этом нетрудно соблюсти заданные (контролируемые) социально-демографические характеристики выборки.

   Казалось бы, случайный отбор из списков избирателей исключает возможность подобной "коррекции" выборки. Однако никогда не удается полностью осуществить опрос намеченных респондентов. В частности, они могут отсутствовать из-за отъезда или болезни, попросту отказаться беседовать или заполнять анкеты. Поэтому реально осуществленная выборка достаточно заметно отличается от намеченной - либо меньше по численности, либо пополнена новыми респондентами. Вот на этом этапе к естественной коррекции выборки легко добавить искусственную.

   Часто одна и та же выборка используется при проведении ряда исследований (по разным темам или в разные моменты времени). Это оправдывается большими затратами на создание выборки. Провести направленную коррекцию здесь еще легче, поскольку взгляды респондентов выясняются при первом же опросе.

   Манипуляции при опросе. Много возможностей предоставляет использование "прокрустова ложа" закрытых вопросов - перечень подсказок заставляет респондента "редактировать" свое мнение в соответствии с желаниями организаторов опроса. Еще больше возможностей дают открытые вопросы, при которых социолог шифрует "свободные" формулировки, данные в ответах респондентов.

   Используются многозначные (неопределенные, размытые, нечеткие) термины, например, "демократия" и "свобода". Действительно, "демократия" - это и принятие решения по большинству голосов (т.е. подавление меньшинства большинством), и защита прав меньшинства (в частности, "прав человека"). Внутренняя противоречивость понятия "демократия", как известно, не обсуждается при проведении социологических опросов. А потому этот термин может пониматься по-разному респондентом, интервьюером, обработчиком данных и аналитиком, составляющим итоговый отчет. Эта неопределенность может быть использована в целях манипуляции сознанием.

   Термин "свобода" также внутренне противоречив. Это и возможность собственных произвольно выбранных действий, и защита от произвола внешних сил.

   Термины "демократия" и "свобода" используются с давних времен. Их многозначность, нечеткость - не исключение, а правило. Мы мыслим нечетко, и именно поэтому понимаем друг друга (Орлов А.И. Математика нечеткости. - Журнал "Наука и жизнь". 1982. No.7. с.60-67). Однако обратной стороной многозначности и нечеткости понятий является возможность манипуляции сознанием.

   Есть ли в России "средний класс"? Еще больше эта возможность выражена для понятий, которые только еще внедряются в массовое сознание. Например, "средний класс". Ясно, что любую совокупность, имеющую разброс по некоторому показателю, можно разбить на три класса (или любое иное заранее заданное число), причем с заданными долями. Например, лиц, имеющих одни штаны, можно отнести к низшему классу, лиц с двумя штанами - к среднему, тех же, кто может купить себе новые штаны в любой момент - к высшему. Примерно так и поступают отдельные социологи, относящие тех, кто живет ниже прожиточного минимума - к нижней части низшего класса (нищета), тех, чьи доходы примерно совпадают с правительственным прожиточным минимумом (около 3000 руб. на душу в 2004 г.) - к высшей части низшего класса (бедность), а тех, кто получает несколько больше прожиточного минимума - уже к среднему. Далее реализуется один из приемов манипуляции сознанием - подмена понятий. Так введенный "средний класс" приравнивается к среднему классу Европы и США. Там "средний класс" является опорой режиму и обладает соответствующими доходами, образованием, самосознанием, занимается соответствующими видами деятельности.

   Цель "манипуляции сознанием" состоит в том, чтобы создать впечатление о существовании в России "среднего класса" западного типа, являющегося опорой режиму и включающего около 10% населения. Этот якобы "научный вывод" вошел в сознание и деятелей левой оппозиции. На самом же деле "среднего класса" западного типа в России нет, что однозначно вытекает из результатов разнообразных иных социологических исследований. И опорой режиму могут служить лишь 0,5% богатых. Смысл "социологической диверсии" в том, что с 10% (якобы существующего) "среднего класса" левой оппозиции надо договариваться, находить компромисс, в то время как 0,5% богатых в ходе развития революционной ситуации исчезнут без следа, как это было в 1917-1920 гг.

   Манипуляции сознанием при публикации результатов социологических опросов. Проще всего манипулировать сознанием при публикациях в средствах массовой информации. Все результаты ни в специальных, ни в массовых изданиях опубликовать невозможно (хотя бы из-за объема). Поэтому проводится отбор материала. И это первая возможность для манипуляции. По той же причине не рассматриваются инструменты исследования - и это дает возможность "сдвинуть" понятия в нужном направлении.

   Дальнейшие возможности манипуляции - при обсуждении результатов. Наконец, обратим внимание на заголовки публикаций. Зачастую они полностью противоречат содержанию.

   Например, одна из приводимых далее статей называется: "Порядок без свободы россиянам не нужен". На самом же деле опрошенные однозначно высказались за "порядок". Подзаголовок другой статьи гласит: "На постсоветском пространстве люди не доверяют политикам, верят в демократию и беспокоятся о своем здоровье". Здесь ложное утверждение "верят в демократию" вкраплено среди истинных, но тривиальных утверждений.

   Управление сознанием. Зачем нужно манипулировать сознанием? Во-первых, массовое сознание сдвигается в нужную заказчику сторону. Во-вторых, повышается доверие к принимаемым решениям. Например, продажные социологи с помощью социологических опросов предсказывают, что за некоего кандидата проголосуют 30% избирателей. И вот объявляются сфабрикованные результаты - 31%. Ожидания оправдались. Триумф социологической науки. И кто поверит тому, что на самом деле итог голосования - 54%?

   Многие мифы успешно внедрены в массовое сознание. Миф о существовании в России среднего класса западного типа - на совести социологов. А миф о необходимости развития рыночных отношений - на совести экономистов.

А.И.Орлов, 2004-07-30

*   *   *   *   *   *   *

Наши перепечатки

Опросы без демобработки

   Нью-Йорк. Корреспондент агентства Ассошиэйтед Пресс Джордж Гедда передал из Вашингтона: США ежегодно расходуют около 80 млн. долларов на пропаганду в России демократии, прав человека и основных свобод. Но прислушиваются ли к ней россияне? В России, подчеркивает историк из Гарвардского университета Ричард Пайпс, "многие воспринимают демократию как обман" и считают, что усилия по ее распространению "направляются влиятельными кланами". Трое из каждых четверых россиян считают, что от выборов на многопартийной основе больше вреда, чем пользы, отмечает Пайпс в статье, опубликованной в журнале "Форин афферс". Ценят ли россияне свою ставшую более независимой в постсоветский период печать? Едва ли, заявляет Пайпс, ссылаясь на результаты опроса, проведенного зимой этого года организацией по опросам общественного мнения и исследованию рынка РОМИР, в ходе которого было выявлено, что 76% россиян выступают за восстановление цензуры в средствах массовой информации. Только 11% не хотели бы отказаться от свободы слова, печати и передвижений в обмен на стабильность, свидетельствуют результаты другого опроса общественности, на который ссылается Пайпс, получивший известность во времена холодной войны своей ярой антикоммунистической позицией. Несмотря на такое отношение россиян, США продолжают предпринимать усилия по разъяснению ценности демократии своему бывшему противнику по холодной войне. В недавно опубликованном докладе госдепартамента говорится: "Стратегия США в России направлена на расширение информированности населения и усиление уважения всех прав человека, открытой репрезентативной и демократической системы, включая активное гражданское общество; основных свобод, принципа создания честных и беспристрастных судебных органов и доступа к разнообразным и независимым средствам массовой информации". Администрация США считает, что оптимальный способ добиться изменений в умах и сердцах россиян - предоставление им возможности собственными глазами взглянуть на жизнь в Америке. Около 60% средств, расходуемых США на поддержку прав человека в России, выделяется на "учебу россиян в США и организацию взаимных поездок". Конечно, Россия - не единственный объект политического миссионерства Америки. США занимаются этой деятельностью еще в 100 странах. Отчасти Америка действует в собственных интересах. Согласно доктрине госдепартамента, страны, нарушающие права собственных граждан, скорее могут начать агрессию. В рамках глобальной программы поддержки прав человека США стараются помочь сторонникам демократических реформ обеспечить приток "кислорода", необходимого для осуществления преобразований. Представляя доклад, посвященный усилиям США в поддержку демократических реформ за границей, помощник госсекретаря Лорн Крейнер подчеркнул, что демократия побеждает повсюду в мире. Он сказал, что число демократических стран возросло в последние 25 лет с 40 до свыше 120. Россия фигурирует в этом докладе как одна из стран, где в этой области достигнуты значительные успехи, несмотря на утверждения Пайпса, что россияне - как руководство страны, так и ее граждане - пренебрежительно относятся к демократическим процессам. Это опять-таки отражают результаты одного из опросов общественного мнения, в ходе которого, как заявил этот историк, россиянам был задан вопрос: какого им хотелось бы восприятия их страны другими государствами. Только 1% опрошенных ответил "как законопослушной и демократической страны". 48% респондентов ответили, "как сильной, непобедимой, нерушимой великой мировой державы". Пайпс подчеркнул: эти цифры объясняют, почему 74% россиян сожалеют о распаде Советского Союза.

   От редакции. Обнародуемые россиянскими СМИ результаты опросов совпадают с теми, которые используют американские исследователи, с точностью до наоборот. Доклад Пайпса - лишний повод убедиться, что главное предназначение демпрессы - формирование в умах людей ложного мировоззрения, ложных ценностей, ложного понимания происходящих событий. Нельзя верить ни одному их слову!

Газета "Дуэль" N 26 (374) от 29 июня 2004 г.

*   *   *   *   *   *   *

Порядок без свободы россиянам не нужен

   Статья Михаила Ходорковского "Кризис либерализма в России" вызвала шквал интерпретаций. Причем по мере разворачивания дискуссии все громче звучат голоса тех, кто в числе "носителей" угроз демократии называет не только власть, но и общество, которое разочаровалось в либеральных ценностях и якобы жаждет наведения порядка в стране жесткими авторитарными методами. Последний всероссийский опрос ВЦИОМа (март 2004 года), в ходе которого респондентам предлагалось выразить свое отношение к понятиям и терминам, представляющим собой ценностную палитру современной российской жизни, на первый взгляд подтверждает это мнение.

Главные слова

   При выборе из 36 позиций, предложенных респондентам, понятия "реформа", "индивидуализм", "либерализм", "капитализм" вызвали положительные ассоциации лишь у 1-3% опрошенных (таблица 1). Далеко не лидирующие позиции в этой своеобразной иерархии занимают "демократия" (19%) и "рынок" (13%), хотя уже из этих данных отчетливо видно, что россияне не ассоциируют, скажем, демократию и рынок с либерализмом и капитализмом. Кстати сказать, они "разводят" и некоторые другие, казалось бы, близкие по смыслу понятия: "справедливость" (53%) и "равенство" (15%); "государство" (27%) и "власть" (9%); "достаток" (30%) и "богатство" (11%).

   Не имея ничего против институтов рынка и демократии, что показывают все исследования, их категорически не устраивали и не устраивают идеология, а главное, практика "построения капитализма" в России. Впрочем, прохладное отношение многие россияне демонстрируют и к знаковым понятиям "левой идеи". Так, "социализм" вызвал положительные эмоции лишь у 12%, "СССР" - у 10%, "коммунизм" - у 8%, "революция" - у 1% опрошенных, что свидетельствует о том, что и опыт "построения социализма" в России видится отнюдь не в ностальгических тонах.

   Было бы неправильным считать, что, отторгая указанные понятия-символы, общество отвергает всю совокупность смыслов, лежащих в основе как либеральной, так и левой идеи. Характерно, что в числе первых трех понятий, наиболее позитивно оцениваемых респондентами, наряду с "порядком" (61%) присутствуют "справедливость" (53%) и "свобода" (43%). Россияне рассматривают их, в отличие от многих аналитиков, не как конфликтующие оппозиции, а как ценности, в равной степени важные и необходимые для нормальной жизни не только страны в целом, но и отдельно взятого человека.

Основные идеи современной России

   При этом значительная часть россиян отнюдь не всеядна. Факторный анализ представленного списка с достаточно высокой степенью определенности выявил устойчиво группирующиеся друг с другом понятия (то есть те из них, которые люди в своих ответах называли одновременно) и, соответственно, людей, ориентированных на ценности, соответствующие всем известным идеологическим течениям - либеральному, лево-социалистическому и национал-традиционалистскому (таблица 2).

   Как видно из таблицы, основу "либеральной" группы составляют те, кто в первую очередь отметил такие понятия, как "свобода", "рынок", "Запад", "бизнес", "демократия". Основу второй - "справедливость", "труд", "стабильность", "равенство", "коллективизм". Третьей - "порядок", "нация", "свобода", "русские", "традиция", "патриотизм". Особняком стоит группа, жестко ориентированная на коммунистические идеологемы ("социализм", "коммунизм", "патриотизм", "СССР", "революция"). Лишь 5% опрошенных можно отнести к числу ее безусловных приверженцев. И наоборот, некоммунистические левые составляют самую большую по объему группу (19%). Соответственно национал-традиционалисты - 12%, либералы - 8%. Любопытно и то, что исследование выявило целый ряд понятий, значимых для россиян, но не корреспондирующихся ни с одним из вышеназванных идеологических сегментов. К числу таких "самодостаточных" понятий можно отнести, например, "мораль", "права человека", "успех".

Либералы как враги либерализма

   Россия все больше становится "современным", "массовым" обществом, отличительной особенностью которого является плюрализация тех форм, в которых реализуются жизненные интересы людей. Сегодня ситуация такова, что эти интересы "канализируются" в сферах, далеких от общественной и политической жизни (работа, бизнес, семья, близкие, развлечения и т.д.). И то, что сегодня Россия не является сверхполитизированным, сверхидеологизированным обществом, что у людей появился выбор, в том числе и между участием и неучастием в идейно-политических баталиях, в значительной степени заслуга "первой волны" либералов. Но одновременно это ударило и по самим либералам, поскольку для групп и слоев, на которые они могли бы рассчитывать, нужны очень веские резоны, чтобы "оторваться" от решения собственных проблем и переключить внимание на то, что происходит за пределами среды их непосредственного обитания.

   Тем не менее перспективы либерализма в России отнюдь не выглядят катастрофическими. Либеральные ценности, и прежде всего ценности экономического либерализма, будут воспроизводиться самой жизнью, поскольку приоритеты общества не изменились и вряд ли изменятся в ближайшем будущем. Не только результаты социологических исследований, но и повседневная практика свидетельствуют, что, будучи "антикапиталистами" и "антилибералами" на уровне мировоззренческих установок, в повседневной жизни многие россияне весьма буржуазны. В первую очередь это относится к "срединному" большинству, ориентированному на материальное преуспевание и индивидуальную самореализацию.

   В то же время для того чтобы рассчитывать на успех какого-либо конкретного политического проекта, идеологам российского либерализма для начала следовало бы отказаться от "элитарного сленга", который вызывает отторжение у подавляющего большинства россиян. И дело не только в том, что элитарность политического языка - верный признак того, что в реальной политике доминируют интересы элиты, а не общества. У наших сограждан много недостатков, но чем они точно не страдают, так это атрофией слуха. Как только начинают раздаваться голоса о необходимости "углубления либеральных реформ", это верный сигнал хвататься то ли за сердце, то ли за кошелек. Тем более что эти реформы заранее объявляются непопулярными. И уж совсем трудно рассчитывать на успех, если ты, находясь в оппозиции власти, критикуешь эти реформы за недостаточную их глубину и последовательность.

Сценарий на завтра

   Уже сейчас видно, что значительная часть населения отторгает не столько либеральные ценности как таковые, сколько экспансионистскую природу российского капитализма. Отсюда, кстати говоря, столь высокий уровень популярности идеи свободы, которая начинает восприниматься многими как некая "страховочная сетка" от окончательной узурпации власти олигархией и бюрократией, от навязываемого масскультом стиля и образа жизни "новых буржуа". Нарождающаяся российская буржуазия - не только в олигархических своих проявлениях, но и на уровне среднего и мелкого бизнеса, того самого среднего класса, о необходимости которого так много писали и говорили, - явление хотя и объективно обусловленное, но пока малопривлекательное. В этой связи с большой долей вероятности можно прогнозировать переход некоторой части интеллигенции, интеллектуалов в оппозицию не только к власти, но и к этому нарождающемуся массовому сословию российских буржуа, которое, с каждым годом увеличиваясь количественно, заметно меняет свои ценностные ориентиры в сторону конформистских и традиционалистских ориентаций. Характерна в этом отношении президентская избирательная кампания Ирины Хакамады, где отчетливо были слышны социал-демократические нотки. То есть произойдет ровно то, что имеет место в большинстве европейских стран, где "постматериальные", антибуржуазные настроения господствуют в основном уже не в рабочей среде, а среди высокообразованной и "продвинутой" части общества.

   Что же касается дрейфа массовых установок в сторону сильного государства, справедливости, порядка, который начался еще на закате ельцинской эпохи, то ни в коем случае нельзя ставить знак равенства между этим запросами и запросом на авторитаризм, полицейщину и т.п. Скорее это вполне закономерная реакция на хаотичность тех общественных процессов, с которыми сталкивалась страна на протяжении последнего десятилетия. Ведь современная Россия - это классическое "общество риска", где появившиеся возможности для самореализации активных групп населения причудливым образом сочетаются со страхом, несправедливостью и т.п., являющимися в каком-то смысле оборотной стороной обретенной свободы, возможностью строить свою жизнь в соответствии с собственными представлениями. Отсюда и спайка в сознании многих идей свободы и безопасности в надежде на такой социальный порядок, который бы обеспечивал и то и другое. Это обстоятельство следует иметь в виду всем политическим партиям, рассчитывающим на общественную поддержку и успех.

Граждане России о путях развития страны и предпочтительной идеологии

   Вопрос о путях развития событий в стране социологи из "Левада-центра" задавали как в начале первого срока президентского правления Владимира Путина (опрос 31 марта - 4 апреля 2000 года, 1600 человек от 18 лет и старше), так и в начале второго (опрос 19-22 марта 2004 года, та же выборка). И четыре года назад, и теперь россияне ждут прежде всего развития демократии, причем теперь они ожидают этого гораздо больше прежнего.

   Общая неопределенность путей развития событий в стране за 4 года понизилась незначительно: если 4 года назад затруднился ответить на поставленный вопрос каждый четвертый респондент, то сейчас - каждый пятый. Перспектива становления диктатуры осталась той же, что и была: 9-10%. Вероятность возвращения доперестроечных порядков понизилась до 2%, но она и была небольшой - 4%. Только одного россияне ожидают теперь гораздо меньше прежнего - сохранения прежних (ельцинских) порядков.

   Ведущий аналитик "Левада-центра" Александр Голов утверждает, что "подъем надежд на развитие демократии явно связан с ослаблением массовых опасений относительно сохранения ельцинских порядков". По его мнению, все предельно просто: раз уходят опасения (негативные ожидания), то на их место приходят надежды (позитивные ожидания). Причем деятельность главы государства в течение своего первого президентского срока независимо от того, что она часто оценивалась некоторыми политическими силами как "недемократическая", в общей массе населения вела только к укреплению надежд на последующее развитие демократии.

   В то же время крайне любопытными представляются данные, полученные социологами из исследовательского холдинга РОМИР-мониторинг. Оказывается, что относительное большинство (треть) россиян полагают, что существующий сегодня в стране строй следует считать именно демократией и демократическая идеология является для нас наиболее предпочтительной. Вопрос лишь в том, что именно граждане под демократией понимают.

Таблица 1

Какие из перечисленных ниже понятий вызывают у Вас скорее положительные чувства (%) (можно было выбрать до 10 вариантов ответов)

Порядок 61
Справедливость 53
Свобода 43
Патриотизм 40
Стабильность 40
Русские 34
Труд 33
Достаток 30
Права человека 29
Успех 28
Государство 27
Россия 23
Нация 21
Традиция 20
Демократия 19
Мораль 17
Равенство 15
Церковь 14
Рынок 13
Социализм 12
Прогресс 12
Богатство 11
СССР 10
Власть 9
Собственность 8
Коммунизм 8
Бизнес 7
Коллективизм 5
Запад 4
Реформа 3
Оппозиция 2
Индивидуализм 1
Революция 1
Либерализм 1
Капитализм <1

Источник: ВЦИОМ.

Таблица 2

Соотношение ключевых понятий в рамках ведущих идеологических течений

Национал-традиционалисты - 12% Нация-Порядок-Свобода-Русские-Традиция-Патриотизм
"Левые, социалисты" - 19% Справедливость-Стабильность-Труд-Равенство-Коллективизм
"Коммунисты" - 5% Социализм-Коммунизм-СССР-Патриотизм-Революция
"Либералы" - 8% Свобода-Рынок-Запад-Бизнес-Демократия

Источник: ВЦИОМ.

Владимир Петухов, директор по исследованиям ВЦИОМ, газета "Известия" от 8 июня 2004

*   *   *   *   *   *   *

"Мы не самый радостный народ"

На постсоветском пространстве люди не доверяют политикам, верят в демократию и беспокоятся о своем здоровье

   Три года социологи из СНГ, Австрии и Великобритании изучали, как живет постсоветское общество. Вчера результаты международного исследования LLH ("Условия жизни, образ жизни и здоровье") были оглашены в актовом зале МГУ. Выяснилось, что по образу жизни мы очень похожи на соседей-украинцев.

   Загадочное явление: в Грузии и Армении продолжительность жизни растет, невзирая на скверное экономическое положение. А в других странах, принявших участие в опросе (это Россия, Молдавия, Белоруссия, Украина и Казахстан), она неуклонно падает. Это - норма, а вот грузины и армяне поставили ученых в тупик. Впрочем, это единственное заметное отличие. Для всех стран определяющий фактор - бедность.

   Сергей Туманов, директор Центра социологических исследований МГУ, рассказал "Известиям" о российском образе жизни. 33 процента не имеют в доме горячей воды и туалета. Крайне редко едят мясо почти 20 процентов, фрукты недоступны 30,1 процента, рыба проплывает мимо 32 процентов опрошенных. Настроение у россиян не самое радужное. На изнеможение жалуются 49 процентов, на бессонницу - 45. Похоже, от этого и пьют, причем почти треть - от одного до пяти раз в неделю. Впрочем, социолог Юрий Левада как-то сказал, что россияне - вообще не самый радостный народ и что "догорай, моя лучина" - это наша национальная позиция. Но жаловаться действительно есть на что. Почти половина опрошенных ограничивают себя в лекарствах и самых необходимых продуктах, 38,5 процента - в медицинской помощи. Может, именно поэтому сегодня главный "пунктик" россиян - здоровье. В умах наших соотечественников оно приобретает черты чего-то недоступно прекрасного. Про здорового человека говорят, что он красивый, счастливый, уверенный, добрый. Между тем у 44 процентов есть хронические болезни, но большинство к доктору не ходят.

   - В начале 90-х человек вынужден был выбрать из всех самые важные задачи - как накормить семью и одеться, - рассказывает Сергей Туманов. - Здоровье в число приоритетов не входило. В 1993 году оно по важности было на пятнадцатом месте в рейтинге проблем, а в 2003-м - на первом. Но треть в течение последних 12 месяцев у врача вообще не были, и не потому, что здоровые. Просто если бесплатно, то это бесконечные очереди и ужасное отношение к больным... Но они не обижаются, они говорят: "А что с врача спрашивать - у него зарплата меньше, чем у меня..." 60 процентов считают, что медицинская помощь у нас хорошая. Потому что "за эти деньги врач вообще не обязан ничего делать"...

   В самом низу рейтинга - политика и все, что вокруг нее. Например, свобода слова. То есть наш человек не видит связи между политикой и своими проблемами. Он вообще удивительный, наш человек.

   - Для него характерна такая вещь. Осознание проблемы - еще не основание для того, чтобы заниматься ее решением: "Все равно никто мною заниматься не будет, денег у меня нет, так что не будем и пытаться", - говорит Туманов. - У нас резко выросло число людей, экономическое положение которых за последний год, по крайней мере, не ухудшилось, и экономические проблемы с первого места в рейтинге спустились на третье. Но при этом резко вырос уровень патернализма! Сокращается число людей, которые в этой жизни надеются на себя, причем даже молодых и обеспеченных. Я думаю, это объясняется нашей общественно-политической ситуацией. Власть решила взять дело в свои руки и направлять по наименее опасному для общества руслу. Эти меры были бы хороши, если бы они служили созданию эдакой тепличной атмосферы для выращивания индивидуальной активности - в личной жизни, в бизнесе. Чтобы малый бизнес поднял голову, чтобы у молодых людей появился простор для самостоятельной деятельности... А этого нет. Вот у нас много выпускников, которые за то, чтобы ввели государственное распределение - тогда они точно получат место работы. Понимаете, новый строй привел к разрыву социальных связей. Меньше стали ходить в гости. Все сводится в основном к частной жизни. Сужается сфера общения. И возникает вопрос: а откуда тогда возьмется гражданское общество? Ведь демократия - это повседневная практика согласования интересов. Если есть механизм согласования интересов между соседями, возникает демократическая среда. А если нет... А раз все сводится к частной жизни, то тут появляется патернализм: "Меня вообще не интересует сфера политики, я вне ее... Это вот кто политик, тот пусть ею и занимается, пусть он и отвечает".

   - Ваш прогноз?

   - Идет становление нормального массового общества, только не цивилизованного, а как в странах третьего мира.

   Если сравнивать Россию с другими бывшими советскими республиками, то очень похожая ситуация складывается на Украине. Профессор Виль Бакиров из Харькова рассказал, что, как и у нас, около 70 процентов опрошенных украинцев отказывают себе в одежде, обуви и лекарствах и не ждут от завтрашнего дня ничего хорошего. Но поддержки друг у друга люди не ищут. Примерно половина жителей Украины не доверяет окружающим, и 90 процентов не верит властям и социальным институтам. Вообще, с властями и с политикой у постсоветского человека отношения сложные. С одной стороны, он полагает, что настала политическая свобода: можно говорить что угодно и вступать куда хочешь. С другой стороны, лишь 7 процентов думают, что они способны как-то повлиять на правительство или на местные власти, 50 процентов не могут повлиять даже на свою жизнь, а 40 процентов и вовсе боятся незаконного ареста. В итоге 35 процентов полагают, что им было бы лучше при коммунистической системе, 50 процентов не против авторитарного режима. При всем при этом 55 процентов находят, что демократия - лучшая форма правления, хотя и у нее есть недостатки. Вот и пойми, что нужно постсоветскому человеку.

Анастасия Нарышкина, газета "Известия" от 1 октября 2003 

*   *   *   *   *   *   *

Русская москвичка выбирает мужчин генетически

Каждый пятый брак, заключенный в столице, - православно-мусульманский

   В субботу в Москве на Новой Басманной улице открылся Дом национальностей. Днем раньше Юрию Лужкову торжественно вручили высшую мусульманскую награду - орден Почета "Аль-Фахр" 1-й степени. На прошлой неделе один из кандидатов в мэры столицы развернул в Интернете откровенно шовинистическую кампанию под лозунгом "Москва - для русских", призывая изгнать из столицы "черных". Да, собственно, и без этих знаковых событий видно, как стремительно нарастают в столице национальные проблемы. Еще одно тому подтверждение - исследование ученых Института общей генетики им. Вавилова. По прогнозам ученых, к 2025 году доля русских в Москве может уменьшиться до 73%, существенно сократится количество евреев, немцев, прибалтов. Зато заметно возрастет доля народов Закавказья, Средней Азии и особенно Северного Кавказа.

   Ученые Института общей генетики им. Вавилова провели исследование на тему "Влияние этноконфессиональных факторов на динамику генофонда Москвы". Говоря проще, проанализировали структуру браков, заключенных в столичных загсах. Около 22% из них - межнациональные. Каждая пятая пара - православно-мусульманская.

   Если в 50-е годы больше всего преобладали русско-украинско-белорусские браки, то теперь все более популярны союзы с армянами, грузинами и азербайджанцами.

   - Русские москвички инстинктивно ищут мужчин, способных обеспечить потомство, - поясняет кандидат биологических наук Ольга Курбатова. - А многие мигранты из Закавказья и с Северного Кавказа занимают в столице благодатные экономические ниши. Причем большинство детей от смешанных браков выбирали русскую национальность. Генный поток по линии отцов приводит к тому, что через десять поколений генофонд русских Москвы на 70% будет состоять из "чужих" генов. Будет меняться и антропологический вид населения Московского региона.

   - Это хорошо или плохо?

   - Трудно судить, явление аутбридинга, или "плавильного котла", еще как следует не изучено. С демографической точки зрения - хорошо. Такой процесс замедлит падение численности русского населения. Среди генетиков существует мнение, что "плавильный котел" ведет к обогащению наследственности, вредные гены скрываются. Американцы провели исследование на Гавайях, где идет смешение европеоидной, монголоидной и негроидной рас. Отрицательных последствий не обнаружено. О генетическом букете человека прежде всего нужно знать медикам. У представителей разных этносов существуют свои специфические наследственные болезни. И они могут передавать их своим детям. Но, вообще говоря, нет генофондов "хороших" и "плохих". Просто мы все разные - и люди, и народы, а в "плавильном котле" все гены перемешиваются.

   До революции в Москве насчитывалось не больше 5% смешанных супружеских пар. Главным препятствием служили религиозные убеждения. Хотя уже в то время состав столицы был очень пестрым, браки заключались по национальному, сословному, территориальному принципам. В городе существовали отдельные слободы и участки с преобладанием армянского, грузинского, татарского населения, выходцев из стран Западной Европы: Немецкая слобода, Мещанская слобода (там в основном жили белорусы и литовцы). Сейчас же этническая топография выражена слабее. О былом своеобразии напоминают лишь названия улиц и переулков - Большая Грузинская, Татарская, Хохловка. Даже сегодня при выборе спутника жизни большинство горожан отдают предпочтение ровесникам и представителям своей социальной группы. То, к какой конфессии принадлежит избранник, уже не играет существенной роли. Самые активные по части межнациональных браков - русские женщины. А вот представители малочисленных московских диаспор (чеченцы, дагестанцы) пока женятся на своих. Это свидетельствует об их социально-культурной замкнутости, изолированности и помогает избежать растворения в мегаполисе. Среди внутриэтнических браков примерно четверть заключена между земляками - уроженцами одной области.

   Как утверждают генетики, современные процессы могут вызвать переворот в этническом и конфессиональном составе Москвы. Если в 1994 году соотношение последователей христианской и мусульманской религий оценивалось как 37:1, то, по прогнозам, в 2025 году - уже как 5:1. Численность русских в Москве падает во многом и из-за низкой рождаемости. Представители мусульманских конфессий по части воспроизводства гораздо более активны. В чеченских, дагестанских, азербайджанских семьях принято иметь много детей. К тому же столичные мигранты находятся в самом репродуктивном возрасте - 29-30 лет. Показатели смертности у мусульман в 1,5 раза ниже, чем у православных.

   Практически на грани вымирания оказались московские евреи - их смертность почти в 10 раз превышает рождаемость. Ученые связывают это не столько с малодетностью, сколько с массовой эмиграцией. Молодежь активно уезжает на Запад, в результате сегодня средний возраст московского еврея приблизился к 52-56 годам.

   Вторая причина "национальной" революции - иммиграция. Среди прибывающих в Москву русские составляют всего 60-70%, армяне - 5%, грузины и азербайджанцы - по 1%. С одной стороны, приток приезжих трудоспособного возраста оказывает положительное влияние на экономику и демографию, с другой - не способствует сохранению высокого образовательного уровня москвичей. Среди иммигрантов всего лишь 20% имеют высшее образование.

   Генетики сейчас производят инвентаризацию всех существующих в мире генофондов. Для вечного хранения создается банк данных ДНК. Но чтобы получить образцы генов "чистокровных русских", придется ехать в глубинные села. В Москве и других крупных городах их уже не осталось. Научные деятели полагают, что ничего страшного здесь нет. Эти процессы характерны для всего мира. Например, в Америке под словом "национальность" понимается гражданство. С недавних пор и в паспорте россиянина отсутствует соответствующая графа. Причем больше всего от этого страдают генетики.

   - В настоящее время спрогнозировать генетико-демографические процессы очень трудно, - жалуется Ольга Курбатова. - Мониторинг по межнациональным бракам сделать практически невозможно. Если только посадить "переписчиков" в столичные загсы и лично опрашивать молодоженов. Да и то не факт, что все согласятся назвать свою национальность.

Наталья Гранина

Прогноз динамики этнического состава Москвы

Национальность Основная конфессия Численность в 1994 г. Численность в 2000 г. Прогноз на 2025 г.
Русские Православие

7 958 633

7 753 000

6 340 843

Украинцы Православие

213 876

220 729

229 605

Белорусы Православие

59 982

59 121

50 772

Мордва Православие

27 826

27 838

25 437

Грузины Православие

25 974

34 808

107 516

Молдаване Православие

4 231

5 574

16 027

Марийцы Православие

2 925

2 964

2 857

Удмурты Православие

2 496

2 463

2 126

Карелы Православие

1 014

891

475

Осетины Прав./ислам

6 337

2 006

25 612

Армяне Монофизиты

59 182

82 238

295 435

Немцы Лютеранство

3 471

3 125

1 839

Латыши Лютеранство

2 886

2 544

1 373

Литовцы Католицизм

2 086

2 060

1 782

Эстонцы Лютеранство

1 774

1 669

1 180

Евреи Иудаизм

130 318

98 909

28 529

Татары Ислам

171 229

172 030

159 991

Азербайджанцы Ислам

22 542

33 311

154 628

Узбеки Ислам

7 195

8 060

11 798

Казахи Ислам

4 699

5 341

8 301

Башкиры Ислам

4 602

5 232

8 147

Дагестанцы Ислам

4 524

8 204

89 384

Таджики Ислам

4 387

5 493

12 778

Киргизы Ислам

3 139

3 332

3 896

Чеченцы Ислам

2 944

8 503

643 686

Туркмены Ислам

1 774

2 063

3 521

Кабардинцы Ислам

1 677

1 996

3 479

Ингуши Ислам

994

2 996

270 657

Буряты Буддизм

1 794

2 455

8 273

Прочие  

41 691

52 520

108 320

Источник: Институт генетики имени Вавилова,
газета "Известия" от 20 октября 2003 года

*   *   *   *   *   *   *

От сессии - к карьере

Социологи утверждают: современный российский студент обеспечен, рационален и хочет учиться

   В воскресенье - самый студенческий праздник, Татьянин день. Но несмотря на то, что его будут отмечать так же, как и много лет назад, современные российские студенты мало похожи на студентов советских и ранних постсоветских времен, утверждают социологи. По результатам последних исследований, проведенных Центром социологических исследований МГУ, нынешние студенты рациональны, социально пассивны, материально обеспечены и хотят учиться.

Студенческое братство ушло в прошлое

   Высшее образование, интерес к которому российская молодежь потеряла было в середине 90-х годов, снова стало популярным. Если в самом "провальном" 1993 году на 10 000 населения приходилось 176 студентов, то в 2002 году их было уже почти в 2,5 раза больше - 410 человек. Однако это были уже совсем другие студенты.

   - Корпоративные связи внутри студенчества как социальной группы сейчас достаточно слабы по сравнению с тем, что было раньше, - рассказывает директор Центра социологических исследований МГУ Сергей ТУМАНОВ. - Корпоративные связи в первую очередь определяются совместной деятельностью внутри сообщества. Раньше это была не только учеба, но и стройотряды, студенческие научные кружки, турпоходы, слеты авторской песни или дежурство по этажу в общежитии. Сейчас этого нет, и даже учеба для современного студента - это полдела, поэтому и социальные связи стали наполовину слабее.

   По словам Туманова, современные студенты действительно вынуждены в ущерб учебе тратить много времени на подработки. Так, среди выпускников МГУ за время учебы ни разу не подрабатывали только 27 процентов, а 50 процентов делали это каждый год. Однако только треть студентов работает, потому что родители не могут обеспечить их всем необходимым. Еще одна треть работает, чтобы попробовать себя в деле и к концу учебы четко понимать, на чем они хотят специализироваться. Оставшаяся часть студентов работает, чтобы обеспечить себе трудоустройство после окончания университета.

Учеба - удел богатых

   Сергей Туманов утверждает, что к современному студенту уже мало применимо определение "бедный" - в основном благодаря родителям. В МГУ 16 процентов студентов второго-четвертого курсов считают, что у их семей высокие доходы (к пятому курсу эта цифра удваивается), а 61 процент называет семейные доходы средними. При этом "высокие доходы" начинаются с $1000 на семью (правда, по словам Туманова, такую сумму называют немногие студенты, у основной массы она гораздо больше), "средние" - с $500. 21 процент студентов регулярно отдыхает за рубежом. Для сравнения - среди преподавателей этот показатель в три раза ниже. При этом 11 процентов учащихся университета признались, что вынуждены экономить на питании. Тем не менее, социологи считают, что большая часть студентов по всей России - это дети из обеспеченных по российским меркам семей.

   - Причина в том, что разрыв между школьным образованием и уровнем знаний, необходимых для успешной учебы в вузе, все время увеличивается, - говорит Сергей Туманов. - Этот разрыв чаще всего ликвидируется с помощью репетиторов, а для этого нужны немалые деньги. Поэтому нельзя сказать, что вузы сегодня аккумулируют самую талантливую молодежь. Туда попадают скорее самые обеспеченные. И Единый государственный экзамен в этой ситуации - не спасение. Когда сторонники ЕГЭ говорят, что благодаря ему наиболее способные ребята из провинции попадут в хорошие столичные вузы, они сильно лукавят. Попадут не столько способные, сколько обеспеченные ребята. Небогатые родители просто не смогут содержать своего одаренного ребенка в столице.

Рационализм вместо социальной активности

   В прошлое ушла еще одна ранее характерная для студентов черта - социальная активность. Ее заменила другая - рационализм.

   - Студенты перестали быть активными в конце 80-х годов, - говорит Сергей Туманов. - Это связано с тем, что они стали более рациональными. Прожить на стипендию нельзя было и раньше, но с начала 90-х годов она стала совсем символической. Студенты в массе своей начали подрабатывать и из-за этого пропускать занятия. Следовательно, нужно было по-другому выстраивать отношения с администрацией вуза, чтобы не отчислили. В таких условиях демонстрировать свои убеждения опасно.

   Вопреки распространенному мнению об аполитичности студентов молодежь в политике прекрасно разбирается. Но почти 100 процентов опрошенных студентов ни в каких партиях и иных политических организациях не состоят. При этом они допускают, что тот, у кого есть рациональный мотив для участия в политике, например, построение политической карьеры, вполне может этим заниматься. Для себя же они такого мотива не видят.

   Вместо политики и политиков студенты полагаются на себя и свое образование. 67 процентов российских студентов считают, что успех в жизни зависит от хорошего образования. А 23 процента студентов МГУ хотели бы получить второе высшее образование, и почти 40 - остаться в аспирантуре. Всего по Москве продолжить учебу по окончании вуза собираются 56 процентов студентов. В Петербурге - 48 процентов, в Екатеринбурге - 24, в Уфе - 14, в Смоленске - 12.

   - Такая разница в процентах объясняется как качеством образования, так и тем, что столичные студенты могут получить больше дивидендов от хорошего образования, следовательно, лучше понимают его необходимость, - говорит Туманов.

   Работать по специальности после окончания МГУ хотел бы 71 процент студентов, 13 процентов скорее всего будут заниматься чем-то другим, а 16 процентов еще не определились. При этом 30 процентов от всех опрошенных боятся, что могут вообще не найти работу.

   Искать счастья за границей после окончания вуза намерены шесть процентов российских студентов. Сергей Туманов объясняет это не патриотизмом, а тем же рационализмом. По его мнению, студенты трезво оценивают уровень своей подготовки и понимают, что в большинстве случаев их за границей никто не ждет. Поэтому желающие эмигрировать стараются сначала поступить в аспирантуру в России, защитить кандидатскую диссертацию и только после этого ориентироваться на работу за границей.

Зачем получают высшее образование

   Анастасия Борзенкова, III курс факультета журналистики МГУ:

   Изначально, после школы, у меня, скажем так, не было выбора: мне надо было поступить. Золотая медаль "давила". В итоге получать высшее образование я начала на социологическом факультете МГУ, не зная, по большому счету, кем в итоге буду. Со второго семестра первого курса начала работать в журналистике. Причем довольно плотно. На учебу на дневном отделении непрофильного факультета стало просто жалко времени. Поняв, что в журналистику я надолго, решила, пока не поздно, переводиться на вечернее отделение журфака. Откровенно верила, что это очень поможет в работе. И действительно помогает. Конечно, никто на журфаке не учит делать репортажи и писать статьи. Все это - дело практики. Но! Там действительно дают качественное гуманитарное образование. Этакую платформу для всего остального. И, пожалуй, именно это платформа и является ответом на вопрос: "Зачем студенту-гуманитарию высшее образование?".

   Анна Блаженова, IV курс биологического факультета МГУ:

   Высшее образование мне нужно как для того, чтобы стать хорошим специалистом, так и для общего развития. МГУ позволяет получить сразу несколько высших образований. У меня основной факультет - биологический, кроме того, я получаю второе высшее педагогическое образование и планирую закончить французский колледж при МГУ - это филиал Сорбонны. Биология мне интересна сама по себе, педагогика - потому что хочется детей учить биологии, а французский колледж - потому что язык нравится. По какой-то из этих специальностей я обязательно буду работать.

   Александр Симонов, V курс факультета электроники и компьютерных технологий Московского государственного института электронной техники:

   Мне высшее образование нужно в первую очередь для общего развития. Ну и для получения специальных знаний в определенной области, в моем случае - в микроэлектронике. Не знаю, правда, пригодятся ли они мне, потому что по специальности я работать пока не планирую. Я еще на первом курсе занялся разработкой веб-сайтов и добился некоторых успехов в этом деле. Бросать все и идти на работу по специальности - это возвращаться на четыре года назад. К тому же не думаю, что у нас в стране в ближайшие 20-30 лет возможно развитие микроэлектроники до такого уровня, когда специалистам будут платить за работу приемлемые деньги. Но главное, что сейчас процесс обучения мне интересен и у меня будет технический диплом.

Наталья Коныгина, газета "Известия" от 23 января 2004 

*   *   *   *   *   *   *

Пятнадцать лет работы

Институт высоких статистических технологий и эконометрики

   Создан в 1989 г. академиком Российской академии статистических методов, вице-президентом Всесоюзной статистической ассоциации (по секции статистических методов), доктором технических наук, профессором А.И.Орловым. Действует на базе кафедры ИБМ-2 "Экономика и организация производства" Московского государственного технического университета им. Н.Э.Баумана.

   Институт высоких статистических технологий и эконометрики (ИВСТЭ) на хоздоговорных и госбюджетных началах занимается развитием, изучением и внедрением высоких статистических технологий, т.е. наиболее современных технологий анализа технических, экономических, социологических, медицинских данных, ориентированных на использование в условиях современного производства и экономики. Основной интерес представляют применения высоких статистических технологий для анализа конкретных экономических данных, т.е. в эконометрике.

   Вначале Институт действовал как Всесоюзный центр статистических методов и информатики. В 1989-1992 гг. было выполнено более 100 хоздоговорных работ, в том числе для НИЦентра по безопасности атомной энергетики, ВНИИ нефтепереработки, ПО "Пластик", ЦНИИ черной металлургии им. Бардина, НИИ стали, ВНИИ эластомерных материалов и изделий, НИИ прикладной химии, ЦНИИ химии и механики, НПО "Орион", ВНИИ экономических проблем развития науки и техники, ПО "Уралмаш", "АвтоВАЗ", МИИТ, Казахского политехнического института, Донецкого государственного госуниверситета и многих других.

   Затем Институт разрабатывал эконометрические методы анализа нечисловых данных, прогнозирования индекса инфляции и ВВП (для Министерства обороны РФ), методологию построения и использования математических моделей процессов налогообложения (для Госналогслужбы), методологию оценки рисков реализации инновационных проектов высшей школы (для Министерства науки и технологий РФ), оценивал влияние различных факторов на формирование налогооблагаемой базы ряда налогов (для Минфина РФ), прорабатывал перспективы применения современных статистических и экспертных методов для анализа данных о научном потенциале (для Министерства науки и технологий РФ), разрабатывал методологическое, программное и информационное обеспечение анализа рисков химико-технологических объектов (для Международного научно-технического центра), проводил маркетинговые исследования (для Промрадтехбанка, фирм, торгующих растворимым кофе, программным обеспечением), выполнял иные работы.

   Институт ведет и фундаментальные исследования, в частности, госбюджетные научные исследования в МГТУ им. Н.Э.Баумана. Основные публикации сосредоточены в журналах "Заводская лаборатория" (27 статей за 1995-2004 гг.), "Контроллинг", "Российское предпринимательство" и др.

Научный руководитель Института
А.И.Орлов

*   *   *   *   *   *   *

Вопросы истории

   Приводим два документа начального этапа работы Института высоких статистических технологий и эконометрики. Вначале ИВСТЭ действовал как Центр статистических методов и информатики в 1989 г., затем - как Всесоюзный центр статистических методов и информатики (1989-1992), затем - снова как Центр статистических методов и информатики (1992-1993). В 1993 г. он был преобразован в Лабораторию эконометрических исследований Московского государственного института электроники и математики, а с 1997 г. действует под своим нынешним именем - Институт высоких статистических технологий и эконометрики МГТУ им. Н.Э.Баумана.

   У Института высоких статистических технологий и эконометрики есть и предыстория. В 1978-1985 гг. активно действовала комиссия "Статистика объектов нечисловой природы и экспертные оценки" Научного Совета АН СССР по комплексной проблеме "Кибернетика". Зримым результатом ее работы является сборник научных статей:

   Анализ нечисловой информации в социологических исследованиях. - М.: Наука, 1985. - 222 с.

   В 1985-1988 гг. основным объединяющим центром была Рабочая группа по упорядочению системы стандартов по прикладной статистике и другим статистическим методам.

   Итак, историю Института высоких статистических технологий и эконометрики можно отсчитывать не с 1989 г., а с 1978 г.

Центр статистических методов и информатики

   Коллектив Центра начал работу в 1985 г. как Рабочая группа по упорядочению системы стандартов по прикладной статистике и другим статистическим методам. Он включает более 130 специалистов (в том числе 14 докторов наук) из МГУ, МИАH, МЭИ, МГТУ, академических и отраслевых HИИ. В Центр входят ведущие исследователи по всем основным направлениям современных статистических методов.

   Деятельность Центра направлена на развитие научных исследований и содействие эффективному использованию потенциала высококвалифицированных специалистов в области теории и практики статистических методов, а также специалистов различного профиля, заинтересованных во внедрении и применении современных статистических методов в условиях промышленного производства и прикладных научных исследований.

   Центр решает конкретные задачи по разработке, пропаганде и внедрению статистических методов, повышению научно-технического уровня работ по их использованию в различных отраслях народного хозяйства и областях науки, распространению и переработке научной информации с учетом зарубежного опыта, оказанию содействия в применении современных статистических методов в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, геологии, биологии, социологии, психологии, экономике, истории и других областях научной и практической деятельности.

   Центр проводит научно-исследовательские работы, создает научно-техническую продукцию по заказам организаций и предприятий (в основном силами временных творческих коллективов), разрабатывает, внедряет и сопровождает программные продукты по основным направлениям современных статистических методов (для реализации в России и за границей), организует обучение и консультации, проводит и участвует в проведении конференций и семинаров, налаживает международное сотрудничество в области статистических методов.

   Центр статистических методов и информатики распространяет статистические диалоговые системы для персональных IBM-совместимых компьютеров.

   Центр - инициатор создания Российской ассоциации по статистическим методам.

   Центр сотрудничает с предприятиями и организациями, заинтересованными во внедрении современных статистических методов, обучении этим методам, приобретении статистического программного обеспечения и соответствующей вычислительной техники. Работы выполняют высококвалифицированные специалисты по современным статистическим методам и программированию и временные творческие коллективы таких специалистов.

   Центр статистических методов и информатики распространяет статистические диалоговые системы для персональных IBM-совместимых компьютеров.

Всесоюзный центр статистических методов и информатики Центрального правления Всесоюзного экономического общества

   Создан Постановлением Президиума Центрального Правления Всесоюзного экономического общества N 5-7 от 25 декабря 1989 г.

   Является самостоятельной хозрасчетной организацией.

   Деятельность Центра направлена на содействие эффективному использованию потенциала высококвалифицированных специалистов в области теории и практики статистических методов, а также специалистов различного профиля, заинтересованных во внедрении и использовании современных статистических методов в условиях промышленного производства и прикладных научных исследований.

   Центр решает конкретные задачи по разработке, пропаганде и внедрению статистических методов, повышению научно-технического уровня работ по их использованию в различных отраслях народного хозяйства и областях науки, распространению и переработке научной информации с учетом зарубежного опыта, оказанию содействия в применении современных статистических методов в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, геологии, биологии, социологии, психологии, экономике, истории и других областях научной и практической деятельности.

   Центр проводит научно-исследовательские работы, создает научно-техническую продукцию по заказам организаций и предприятий (в основном силами временных творческих коллективов), разрабатывает, внедряет и сопровождает программные продукты по основным направлениям современных статистических методов (для реализации в СССР и за границей), организует обучение и консультации, проводит и участвует в проведении конференций и семинаров, налаживает международное сотрудничество в области статистических методов.

   Центр - инициатор создания Статистической федеpации СССР и выпуска журнала "Прикладная и теоретическая статистика".

   Центр организован на базе Общественного центра статистических методов и информатики, включающего более 130 специалистов (в том числе 13 докторов наук) из МГУ, МИАH, МЭИ, МГТУ, академических и отраслевых HИИ. В Центр входят ведущие специалисты по всем основным направлениям современных статистических методов.

   Центр приглашает к сотрудничеству заказчиков - предприятия и организации, заинтересованные во внедрении современных статистических методов, обучении этим методам, приобретении статистического программного обеспечения и соответствующей вычислительной техники, и исполнителей - высококвалифицированных специалистов по современным статистическим методам и программированию и временные творческие коллективы таких специалистов.

   За более подробной информацией Центр просит письменно обращаться по адресу: 117259, Москва, Б. Черемушкинская ул., 34, Центральное правление Всесоюзного экономического общества, Всесоюзный центр статистических методов и информатики ЦП ВЭО.

   Директор ВЦСМИ ЦП ВЭО - Александр Иванович Орлов.

*   *   *   *   *   *   *

   На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

   На сайте работает форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

   Заходите - вас будут рады видеть!

*   *   *   *   *   *   *

   Предыдущую версию сайта "Высокие статистические технологии" вы можете найти по адресу www.newtech.ru/~orlov. Для доступа к этой версии сайта вы можете воспользоваться бесплатным демо-доступом компании NewTech. Телефоны: (095)234-94-49, (095)956-37-46. Login: imt или demo. Password: test, Primary DNS: 212.16.0.1, Secondary DNS: 193.232.112.1. Вход под этим логином бесплатный, сеанс связи неограничен. Если Вам отказывают в авторизации, то просто повторите дозвон позже.

   На сайте http://karamurza.chat.ru представлена книга видного современного философа и политолога С.Г.Кара-Мурзы "Опять вопросы вождям", которая является глубоким научным исследованием проблем западного и российского общества. Книга предназначена всем интересующимся политологическими и социологическими проблемами.

   "Disser" - это комплект макросов для Word, упрощающих создание рефератов и курсовых. Готовое оформление, титульный лист, содержание создаются несколькими щелчками мыши. Ввод предельно упрощён благодаря автозамене, расшифровывающей популярные сокращения. Также: настройка недокументированных возможностей, дополнительные шаблоны, сборник полезных советов, методичка "Как написать реферат". Сайт: http://kankowski.narod.ru, зеркало: http://e-town.nm.ru.

Удачи вам и счастья!


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: science.humanity.econometrika
Отписаться

В избранное