Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 141


Информационный Канал Subscribe.Ru

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

   Завершая серию программ и других методических материалов второго высшего образования ЦПО МГИЭМ (ту), предлагаем Вашему вниманию программу и вопросы к зачету по курсу "Социология".

   Вторая часть настоящего, 141-го выпуска рассылки "Эконометрика" от 22 сентября 2003 г. посвящена преподаванию эконометрики на факультете "Инженерный бизнес и менеджмент" МГТУ им. Н.Э.Баумана. Программы курсов "Эконометрика-1" и "Эконометрика-2" были разосланы ранее. Приводим вопросы к экзамену и зачету по этим курсам, действовавшие в 2002/2003 учебном году, а также вопросы к экзамену по эконометрике для слушателей второго высшего образования. Приглашаем также познакомиться с примерами типовых задач, которые решаются на занятиях по эконометрике на факультете "Инженерный бизнес и менеджмент" МГТУ им. Н.Э.Баумана.

   Все вышедшие выпуски Вы можете посмотреть в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika.

   С июля по сентябрь 2003 года рассылка "Эконометрика" будет выходить с периодичностью один раз в две недели.

*   *   *   *   *   *   *

Московский государственный институт электроники и математики (технический университет)

Центр профессионального образования

Рабочая программа по курсу

"Социология"

для специальности "менеджмент", специализации "менеджмент с усиленной подготовкой по экологии и праву"

   Лекции - 18 час.

   Составитель рабочей программы - профессор кафедры "Экология и право" МГИЭМ (ТУ) А.И.Орлов

1. Цели и задачи дисциплины. Ее место в учебном процессе

1.1. Цель преподавания дисциплины:

   Овладение основными понятиями, подходами, методологией и методами в области социологии.

1.2. Задачи изучения дисциплины.

   Основные знания, приобретаемые студентами при изучении дисциплины: знакомство с методологическими основами науки об обществе, с основными понятиями, используемыми в социологии, с постановками и методами решения возникающих в области социологии научных проблем.

   Основные умения, приобретаемые студентами при изучении дисциплины: умения грамотно применять методологию и методы научного социологического анализа в конкретных областях общественных явлений, развивать теоретические модели, проводить эмпирические социологические исследования и анализировать собранные данные.

1.3. Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины:

   1.3.1. Основы экономической теории (трудовые отношения, теория потребления).

   1.3.2. Государство и право (различные виды государств и правовых систем).

   1.3.3. История ХХ века (общественные движения в различных странах)

   1.3.4. Культурология (культура и общество)

   1.3.5. Статистика (методы сбора, анализа и интерпретации статистических данных).

   1.3.6. Высшая математика (основы теории вероятностей и математической статистики).

2. Содержание дисциплины.

Тема 1. Социология как наука (4 ч.)

Занятие 1. Предмет социологии (2ч)

   1. Определение понятия социологии как науки. Социология и обществознание.

   2. Социология и социологическое знание. Уровни социологического знания.

   3. Законы, категории, функции и методы социологии.

   Социология (от лат. общество и греч. - слово, понятие, учение) - наука о закономерностях становления, функционирования и развития общества, социальных отношений и социальных общностей. В настоящее время социология трактуется как одна из составных частей обществознания - если считать, что социология - наука об обществе, социальных общностях и отношениях и механизма их формирования и их деятельности.

   Большинство социологов различают три уровня социологического знания: общесоциологическая теория,

   специальные (частные) социологические теории,

   эмпирические социологические исследования.

   Социальные законы - необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между социальными явлениями и процессами.

   Социологические категории - наиболее общие понятия социологии, отражающие объективную социальную реальность в обобщенном виде, в ее появлении, развитии и функционировании.

   Метод в социологии (от греч. - путь к чему-либо) - способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности.

   Функция (от лат. - исполнение, совершение) - роль, которую выполняет тот или иной элемент социальной системы в ее организации как целого, в осуществлении интересов социальных групп.

Занятие 2. Социология общества и личности. Социальные институты (2ч.)

   1. Общество как система. Социальная структура. Социологическая характеристика современного российского общества.

   2. Сущность социальных институтов. Человек как субъект и объект общественных отношений.

   Общество - исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессах их совместной деятельности. Социальная система (система от греч. - составленное из частей, соединение) - определенное целостное образование, основными элементами которого являются люди, их нормы и связи. Сфера (от греч. - шар) - область, пределы распространения чего-либо; общественное окружение, среда. Кроме социальной сферы, какие сферы жизнедеятельности общества Вы знаете ?

   Социальная структура (от лат. - строение) - совокупность взаимосвязанных социальных групп, а также социальных институтов и отношений между ними. Социальная связь - понятие, обозначающее любые социокультурные обязательства индивидов (групп индивидов) по отношению друг к другу. Приведите примеры социальных связей в студенческой группе.

   Студенческая группа относится к малым группам. Малая группа - такая социальная группа, между всеми членами которой имеются непосредственные контакты. Бывают и большие социальные группы (классы, слои, сословия, нации, народности и т.д.)

   Между социальными группами устанавливаются социальные отношения - отношения между группами людей, занимающими разное положение в обществе, принимающими неодинаковое участие в его жизни, различающимися менталитетом, уровнем и источниками доходов, структурой потребления.

   Кроме общества и его составных частей, социология изучает также социальные институты. Социальный институт (институт от лат. - установление, учреждение) - исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей: семья, трудовой коллектив, религиозная община, партия...

   Социология, кроме общества и социальных институтов, изучает и человека как субъекта и объекта общественных отношений. В каком аспекте философия, психология и другие науки исследуют человека?

Тема 2. Социология труда (2ч.)

   1. Становление социологии труда.

   2. Труд и типы отношений в процессе труда.

   3. Трудовое поведение. Мотивация труда. Социология трудовых организаций, трудовых конфликтов и безработицы.

   Труд - фундаментальная форма деятельности человека, созидающая всю совокупность предметов, необходимых ему для удовлетворения его потребностей. Социология труда изучает трудовые отношения и социальные процессы в труде. Социология учебы в себя включает отношения обучающихся между собой и изменения, происходящие между ними в ходе учебы. С точки зрения марксизма существовали (существуют) следующие типы отношений в процессе труда: первобытный, рабовладельческий, феодальный, капиталистические. Какие немарксистские концепции типологии трудовых отношений Вы знаете?

   Трудовое поведение - внешнее проявление отношения к труду. Мотивация же труда есть внутреннее проявление отношения к труду.

   Коллектив (от лат. - собирательный) - организованная общность людей, объединенных конкретным видом деятельности, осуществляемой в рамках той или иной формы собственности, складывающимися в ходе этой деятельности отношениями ответственности, интересами, ценностями, установками и нормами поведения. За последнее время вместо категории "трудовой коллектив" все чаще употребляется категория "организация". Социальная организация (от французского - сообщаю стройный вид, устраиваю), в узком смысле слова - социальная подсистема организации.

   Социальный конфликт (конфликт от лат. - столкновение(столкновение сторон, мнений, сил; высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, общества, которая характеризуется усилением противоположных тенденций и интересов социальных общностей и индивидов.Наиболее распространенной формой социального конфликта в современной российской действительности является трудовой конфликт (в основном - стачки, забастовки).

   В настоящее время идет бесплановая подготовка специалистов по престижным профессиям. Не приведет ли такое положение вещей в будущем к перепроизводству этих специалистов и к возможной безработице?

   Социологии безработицы.

Тема 3. Социология молодежи и образования (3 ч.)

   1. Молодежь как социальная группа и демографическая группа. Молодежные движения и организации.

   2. Специфические проблемы студенчества.

   3. Проблемы взаимодействия поколений.

   4. Предмет, метод и функции образования.

   5. Содержание и роль образования в жизни общества.

   Молодежь - социально - демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств.

   Социология молодежи - область социологии, изучающая поведение социально - демографической группы, находящейся на переходной стадии (от детства к миру взрослых), переживающей этап семейной и внесемейной социализации, интернализации норм и ценностей, складывания социальных и профессиональных ожиданий, ролей и статуса.

   Значительную часть молодежи составляет студенчество. Этот термин обозначает множество студентов как социально-демографическую группу с определенными общественным положением, ролью и статусом. Социальные проблемы молодежи - круг проблем этой группы, переживающей период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущее его становление.

   Социальное движение - совместные действия различных социальных, демографических, этнических групп, объединенных общими целями, ценностями, нормами и др. Среди социальных движений видное место занимают молодежные движения и их организации. Организации и их лидеры бывают официальные и неофициальные.

   Поколение - социально-возрастная категория, номинальная группа. Молодежная группа охватывает юношей и девушек примерно от 14(16) лет до 30-ти. Молодежные движения и организации в России и мире. Чем неформальные организации молодежи отличаются от формальных? Кого из молодых формальных и неформальных лидеров Вы знаете?

   В чем причины существования проблемы отцов и детей? Какие пути и способы смягчения или ликвидации некоторых аспектов этой проблемы Вы можете обосновать?

   Образование - социальный институт, выполняющий экономическую, социальную и культурную функции в обществе. Социология образования - область социологии, изучающая образование как социальный институт (его функции в обществе и взаимосвязь с другими институтами), его учреждения (школы, вузы и т.д.) как социальные организации, а также социальную политику в области образования. Социальная функция образования заключается в участии в процессах социализации личности, воспроизводстве социально-групповой и социально-статусной структуры общества. В современных условиях растет роль и значение образования (в том числе и высшего)? Какова при этом роль гуманитарного образования (в том числе и социологического)? Какое место занимает в обществе Ваша профессия?

Тема 4. Этносоциология (2 ч.)

   1. Этносы - субъекты исторического развития.

   2. Социальные проблемы национальных отношений.

   этнос (с греч. - племя, народ) - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык) и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознание). Этносоциология - область социологии, изучающая генезис, сущность, функции, общие закономерности развития этносов, межэтнические (межнациональные) отношения и разрабатывающая методологические принципы их исследования.

   Наряду с категорией "этнос", мы часто встречаем категорию "нация". Нация (от лат. - народ) - тип этноса, характерный для развитого, классового (капиталистического) общества.

   Среди социальных отношений видное место принадлежит национальным и межнациональным отношениям.

   Почему важно изучение этносоциологии в современных условиях вообще, в национальных регионах в особенности? В чем причина национальных конфликтов в мире и в Российской Федерации?

Тема 5. Социология общественного мнения (3 ч.)

   1. Общественное мнение как социальный феномен. Функции общественного мнения.

   2. Социология общественного мнения и методы его изучения.

   Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес. Социология общественного мнения - область социологических исследований, где предметом анализа выступают содержание высказываний общественного мнения, активность его функционирования и всеобщие (характеризующие данный тип общества) и специфические (связанные с развитостью демократических гарантий) мнения.

   Функции общественного мнения: результативно-воспитательная (моральная, контрольная, нормативная, аналитическая, консультативная, оценочная и др. Почему в современных условиях растет роль общественного мнения?

   Роль общественного мнения в социальном управлении и жизни людей. Механизм формирования и функции общественного мнения. Мнение о мире и мир мнений. Роль СМИ в формировании общественного мнения. Сплетни как социальное явление. Слухи как форма оценок и ожиданий населения. Каналы восприятия и распространение слухов. Слухи как социальный феномен. СМИ как инструмент формирования "политики слухов".

Тема 6. Эмпирическое социологическое исследование (4 ч.)

   1. Что такое эмпирическое социологическое исследование.

   2. Методы сбора данных (опрос, тестирование, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, эксперимент и др.) Методы анализа данных.

   Социологическое исследование - один из видов научно-практической деятельности с целью получения новой, достоверной информации об изучаемом социальном объекте. Различают теоретические и эмпирические социологические исследования. Последние дают возможность получить первичную информацию об объекте (статистические данные и другие количественные характеристики об объекте изучения).

   Прикладная социология в США. Основные методы сбора социологической информации. Опрос в социологическом исследовании. Эксперимент в социологии. Анкетирование - наиболее распространенный способ сбора первичной социальной информации. Место интервьюирования в эмпирическом социологическом исследовании. Наблюдение- важный способ сбора информации. Методы изучения документов и контекст-анализа в социологии. Плебисцит и референдум в социологическом исследовании. Методы социометрии.

   В заключение дадим оценку и прогноз современной социально-экономической и политической ситуации в стране и нашем регионе.

Основная литература

   1. Антология русской классической социологии. Тексты.- М.: МГУ, 1995.

   2. Гуров Ю.С. Основы социологии. Конспект лекций.- Чебоксары: Изд-во Чувашского госуниверситета, 1996.

   3. Зборовский Г.Е. и др. Введение в социологию.- Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1992.

   4. Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. Книги 1,2. - М.; Алгоритм, 2001. - 528 с.+688 с.

   5. Комозин А.Н. и др. Популярная социология.- М.:Профиздат,1991.

   6. Кравченко А.И. Введение в социологию. - М.: Новая школа,1995.

   7. Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент. - М.: Изд-во МГУ,1995.

   8..Кравченко А.И. Социология: справочное пособие. М.: Московский лицей,1996.

   9. Лавриненко В.Н. и др. Основы социологических знаний.- М.: Изд-во Моск. ун-та менеджмента и коммерции,1995.

   10. Лекции по методике конкретных социальных исследований / Под ред. Г.М. Андреевой. - М.: МГУ, 1972.

   11. Максименко В.С., Паниотто В.И. Зачем социологу математика. - Киев: Радянська школа, 1988.

   12. Морено Дж. Социометрия. - М.: Изд. иностр. лит., 1958.

   13. Мухин Ю.И. Наука управлять людьми: изложение для каждого. - М.: Фолиум, 1995. - 368с.

   14. Основы социологии. Курс лекций. В 2-х ч. - М.:Знание,1994.Ч.1.

   15. Орлов А.И. Устойчивость в социально-экономических моделях. - М.: Наука, 1979.

   16. Орлов А.И. Эконометрика. - М.: Экзамен, 2003.

   17. Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона: Сборник: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1989. - 448 с.

   18. Радугин А.А. и др. Социология. Курс лекций.-М.:Владос,1995.

   19. Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс,1994.

   20. Социальная статистика / Под ред. И.И.Елисеевой. - М.: Финансы и статистика, 1997.

   21. Социология. - М.: Знание, 1995.

   22. Социология. Наука об обществе. - Харьков: ХГУ,1996.

   23. Социология - студенту в вопросах и ответах. - М.: Изд-во Москов. ун-та, 1992.

   24 Тощенко Ж.Т. Социология: общий курс. - М.: Прометей, 1994.

   25. Фролов С.С. Социология .Изд-во 2-е. - М.:Логос,1996.

   26. Шляпентох В. Социология для всех. - М.: Советская Россия, 1970.

Дополнительная литература

   1. Журнал "Социологические исследования"

   2. Журнал "Социология 4М (социология: методология, методы, математические модели)".

   3. Анализ нечисловой информации в социологических исследованиях / Под ред. В.Г.Андреенкова, Ю.Н.Толстовой, А.И.Орлова. - М.: Наука, 1985.

   4.Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.:"Прогресс-Универс",1993.

   5.Вебер М. Избранные произведения.-М.:Политиздат,1990.

   6. Генкин В.М. Основы экономики и социологии труда. В 3-х ч. Ч.1.-Спб.,1994.

   7. Дворецкая Г.В. и др. Социология труда. - Киев: Выща школа,1990.

   8 Дикарева А.А. и др. Социология труда.-М.:Политиздат,1989.

   9. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - М.:Наука,1990.

   10. Зиммель Г. Избранное. В 2-х т.-М.:Юрист,1996.

   11.Конт О.// Мир философии. В 2-х ч.-М.:Политиздат,1991.ч.1.-С.57-64;ч.2.-С.153.

   12. Краткая философская энциклопедия. - М.: Прогресс,1994.

   13. Мак-Грегор Д. Человеческий фактор и производство.// Социс.,-1995- 1.-С.146-151.

   14. Орлов А.И. Заметки по теории классификации // "Социология 4М (социология: методология, методы, математические модели)"., 1991, No. 2, с.28-50..

   15. Петти В.У.Трактат о налогах и сборах.// Антология экономической классики. В 2-х тт.- М.: Экономключ,1993.Т.1.-С.5-78.

   16. Петти В. У. Экономические и статистические работы.-М.,1940

   17.Политологический словарь.- М.: Высшая школа.1995.

   18. Политология. Энциклопедический словарь. - М.:Изд-во Российская Энциклопедия, 1993.

   19.Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество.- М.:Политиздат,1992.

   20. Социология молодежи. Учебник. СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1996.

   21. Социология труда. - М.: Изд-во Москов.ун-та.1993.

   22. Тадевосян Э.В. Словарь-справочник по политологии и социологии -М.: Знание,1996.

   23. Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия,1989.

   24. Шляпентох В. Проблемы достоверности социологической информации в социологических исследованиях. - М.: Статистика, 1973.

   25. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека .- М.: Политиздат, 1986.

   26. Энциклопедический социологический словарь.- М.: ИСПИ. 1998.

Распределение часов учебных занятий по темам курса

   Тема 1. Социология как наука 4 ч.

   Тема 2. Социология труда 2ч.

   Тема 3. Социология молодежи и образования 3 ч.

   Тема 4. Этносоциология 2 ч.

   Тема 5. Социология общественного мнения 3 ч.

   Тема 6. Эмпирические социологические исследования 4 ч.

Вопросы по курсу "Социология"

Тема 1. Социология как наука

   1. Социология (от лат. общество и греч. - слово, понятие, учение) - наука о закономерностях становления, функционирования и развития общества, социальных отношений и социальных общностей. Социология и другие общественно-экономические науки (статистика, экономика, история, психология, социальная психология, менеджмент, право, этнография, теология и др.). История становления и развития социологии. Три уровня социологического знания: общесоциологическая теория, специальные (частные) социологические теории, эмпирические социологические исследования.

   2. Социальные законы - необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между социальными явлениями и процессами. Социологические категории - наиболее общие понятия социологии, отражающие объективную социальную реальность в обобщенном виде, в ее появлении, развитии и функционировании. Метод в социологии (от греч. - путь к чему-либо) - способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности. Функция (от лат. - исполнение, совершение) - роль, которую выполняет тот или иной элемент социальной системы в ее организации как целого, в осуществлении интересов социальных групп.

   3. Общество как социокультурная система. Социальные общности как источник самодвижения социальных изменений. Общество - исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессах их совместной деятельности. Социальная система (система от греч. - составленное из частей, соединение) - определенное целостное образование, основными элементами которого являются люди, их нормы и связи. Культура как система ценностей, смыслов, образцов действий индивидов. Влияние культуры на социальные и экономические отношения. Обратное влияние экономики и социально-политической жизни на культуру. Кроме социальной сферы, какие сферы жизнедеятельности общества Вы знаете ?

   4. Социальная структура (от лат. - строение) - совокупность взаимосвязанных социальных групп, а также социальных институтов и отношений между ними. Социальная связь - понятие, обозначающее любые социокультурные обязательства индивидов (групп индивидов) по отношению друг к другу. Личность как активный субъект. Взаимосвязь личности и общества. Ролевые теории личности. Социальные связи, действия, взаимодействия между индивидуумами и группами. Приведите примеры социальных связей в студенческой группе.

   5. Между социальными группами устанавливаются социальные отношения - отношения между группами людей, занимающими разное положение в обществе, принимающими неодинаковое участие в его жизни, различающимися менталитетом, уровнем и источниками доходов, структурой потребления. Социальный статус личности. Групповая динамика, социальное поведение, социальный обмен и сравнение как механизм социальных связей. Социальная структура и социальная стратификация (деление общества на классы, сословия, страты). Социальный институт (институт от лат. - установление, учреждение) - исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей: семья, трудовой коллектив, религиозная община, партия... Общество и государство. Социальный контроль.

   6. Частные социологические теории, посвященные жизненному циклу семьи, социологии потребительского поведения, социологии жилья и бытового обслуживания, социологии свободного времени населения, социологии художественной культуры, искусства и отдыха, социологии морали и криминальной сферы, и др.

Тема 2. Социология труда

   7. Социология труда изучает трудовые отношения и социальные процессы в труде. С точки зрения марксизма существуют следующие типы отношений в процессе труда: первобытный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический. Какие немарксистские концепции типологии трудовых отношений Вы знаете?

   8. Трудовое поведение - внешнее проявление отношения к труду. Мотивация же труда есть внутреннее проявление отношения к труду. Коллектив (от лат. - собирательный) - организованная общность людей, объединенных конкретным видом деятельности, осуществляемой в рамках той или иной формы собственности, складывающимися в ходе этой деятельности отношениями ответственности, интересами, ценностями, установками и нормами поведения.

   9. Массовое сознание и массовые действия. Социальные движения - совместные действия различных социальных, демографических, этнических групп, объединенных общими целями, ценностями, нормами и др. Экологические движения. Официальные и неофициальные организации и их лидеры. Партии, союзы, общества. Демократия: выборы по большинству голосов и права меньшинства. Пороки демократии.

   10. Источники социального напряжения. Социальный конфликт (конфликт от лат. - столкновение) - столкновение сторон, мнений, сил; высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, общества, которая характеризуется усилением противоположных тенденций и интересов социальных общностей и индивидов. Логика разрешения социальных конфликтов. Глобализация социальных и культурных процессов в современном мире. Наиболее распространенной формой социального конфликта в современной российской действительности является трудовой конфликт (в основном - стачки, забастовки). Социологии занятости и безработицы, пособия безработным и требование полной занятости..

Тема 3. Социология молодежи и образования

   11. Молодежь - социально - демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (примерно от 14(16) лет до 30-ти), особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Социология молодежи - область социологии, изучающая поведение социально - демографической группы, находящейся на переходной стадии (от детства к миру взрослых), переживающей этап семейной и внесемейной социализации, интернализации норм и ценностей, складывания социальных и профессиональных ожиданий, ролей и статуса. Проблемы отцов и детей (И.С.Тургенев) - нигилисты, хиппи, комсомольцы.

   12. Социология образования изучает образование как социальный институт (его функции в обществе и взаимосвязь с другими институтами), его учреждения (школы, вузы и т.д.) как социальные организации, а также социальную политику в области образования. Социальная функция образования заключается в участии в процессах социализации личности, воспроизводстве социально-групповой и социально-статусной структуры общества. Растет ли роль и значение образования? Чему надо учить - ремеслу или общему взгляду на мир?

Тема 4. Этносоциология

   13. Этнос (с греч. - племя, народ) - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык) и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознание). Этносоциология - область социологии, изучающая генезис, сущность, функции, общие закономерности развития этносов, межэтнические (межнациональные) отношения и разрабатывающая методологические принципы их исследования. Нация (от лат. - народ) - тип этноса, характерный для развитого, классового (капиталистического) общества. Среди социальных отношений видное место принадлежит национальным и межнациональным отношениям. Роль национального характера в историческом развитии этноса и нации. Уроки Вьетнама и Афганистана, Чехии и Германии. Русский национальный характер и его принципиальные отличия от американского.

Тема 5. Социология общественного мнения

   14. Социология политической и общественной жизни. Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам действительности. Социология общественного мнения - область социологических исследований, где предметом анализа выступают содержание высказываний общественного мнения, активность его функционирования и всеобщие (характеризующие данный тип общества) и специфические (связанные, в частности, с развитостью демократических гарантий) мнения. Функции общественного мнения: результативно-воспитательная (моральная), контрольная, нормативная, аналитическая, консультативная, оценочная и др.

   15. Роль общественного мнения в социальном управлении и жизни людей. Механизмы формирования общественного мнения. Роль СМИ в формировании общественного мнения. Сплетни как социальное явление. Слухи и анекдоты как социальный феномен, как форма оценок и ожиданий населения, как способ создания общественного мнения.. Каналы восприятия и распространения слухов. СМИ как инструмент формирования и управления общественным мнением.

Тема 6. Теоретические и эмпирические социологические исследования

   16. Теоретические социологические исследования: динамика классовой борьбы (К.Маркс). роль личности в истории (Л.Н.Толстой), взаимопомощь как двигатель прогресса (П.А.Кропоткин), типы революционеров ("Бесы" Ф.М,Достоевского, "Тихий Дон" М.А.Шолохова). Современные теоретики: А.А.Зиновьев, С.Г.Кара-Мурза, Ю.И.Мухин. Математические методы в социологии.

   17. Представление о демографии. Динамика численности населения России. Естественный прирост и миграция. Смертность и рождаемость, средняя ожидаемая продолжительность жизни. Демографические итоги реформ. Социология здоровья. Проблемы инвалидов. Экологическая социология.

   18. Эмпирические социологические исследования: дают возможность получить первичную информацию. Основные методы сбора социологической информации: опрос (анкетирование, интервьюирование), наблюдение, эксперимент, методы изучения документов и контекст-анализа. Анализ и прогноз результатов выборов и референдумов. Методы социометрии - социологического анализа малых групп..

   19. Социально-культурные особенности и проблемы развития российского общества. Оценка и прогноз современной социально-экономической и политической ситуации в стране и г.Москве.

Проф. А.И.Орлов.

*   *   *   *   *   *   *

Эконометрика в МГТУ им. Н.Э.Баумана

Вопросы к экзамену по курсу
проф. А.И.Орлова "Эконометрика-1"
(осенний семестр 2002/3 уч. г.)

   1. Необходимость выборочных исследований. Анкетное исследование (на примере маркетингового исследования потребителей растворимого кофе). Различные виды формулировок вопросов (открытый, закрытый, полузакрытый вопросы), их достоинства и недостатки. Биномиальная и гипергеометрическая модели выборки, их близость в случае большого объема генеральной совокупности по сравнению с выборкой.

   2. Асимптотическое распределение выборочной доли (в случае ответов типа "да"-"нет"). Интервальное оценивание доли и метод проверки гипотезы о равенстве долей (на основе теоремы Муавра-Лапласа).

   3. Различные формулировки гипотезы однородности двух выборок. Критерий Крамера-Уэлча для проверки равенства математических ожиданий. (на основе Центральной предельной теоремы теории вероятностей и теоремы о наследовании сходимости).

   4. Гипотеза однородности двух независимых выборок. Расчет статистики двухвыборочного критерия Вилкоксона (Манна-Уитни). Принятие решения (при проверке гипотезы однородности) на основе асимптотической нормальности статистики критерия Вилкоксона.

   5. Метод наименьших квадратов для линейной прогностической функции. Подход к оцениванию параметров. Критерий правильности расчетов. Оценка остаточной дисперсии. Точечный и интервальный прогноз. Изменение ширины доверительного интервала при увеличении горизонта прогнозирования.

   6. Метод наименьших квадратов для модели, линейной по параметрам. Случай нескольких независимых переменных (регрессоров). Преобразования переменных. Оценивание коэффициентов многочлена.

   7. Оценка остаточной дисперсии - критерий качества эконометрической модели. Типовое поведение остаточной дисперсии при расширении множества регрессоров. Оценка степени полинома и описание асимптотического поведения этой оценки (геометрическим распределением вероятностей со сдвигом).

   8. Инфляция как рост цен. Методы анализа динамики цен. Разброс цен и возможная точность определения "рыночной цены". Потребительские корзины. Определение индекса инфляции. Расчет индекса инфляции. Теоремы умножения и сложения для индекса инфляции. Средний индекс (темп) инфляции как среднее геометрическое. Виды инфляции: спроса, издержек, административная.

   9. Применения индекса инфляции. Приведение к сопоставимым ценам. Инфляция в России. Динамика макроэкономических показателей России. Минимальный прожиточный минимум. Инфляция и бухгалтерская отчетность. Вклады в банки и кредиты. Курс доллара в сопоставимых ценах. Инфляция и стоимость основных фондов предприятия.

   10. Примеры процедур экспертного оценивания. Их использование в соревнованиях, при выборе, распределении финансирования. Военный Совет в Филях (1812 год). Метод Дельфи. Мозговой штурм. Экологические экспертизы. Метод сценариев.

   11. Роли лиц, принимающих решения (ЛПР), и специалистов (экспертов) в процедурах принятия решений. Планирование и организация экспертного исследования. Рабочая группа и экспертная комиссия. Основные стадии проведения экспертного исследования. Экономические вопросы проведения экспертного исследования.

   12. Формирование целей экспертного исследования (сбор информации для ЛПР и/или подготовка проекта решения для ЛПР и др.). Роль диссидентов.

   13. Формирование состава экспертной комиссии: методы списков (реестров), "снежного кома", самооценки, взаимооценки. Проблема априорных предпочтений экспертов.

   14. Различные варианты организации экспертного исследования, различающиеся по числу туров (один, несколько, не фиксировано), порядку вовлечения экспертов (одновременно, последовательно), способу учета мнений (с весами, без весов), организации общения экспертов (без общения, заочное, очное с ограничениями ("мозговой штурм", Совет в Филях) или без ограничений).

   15. Основные понятия (репрезентативной) теории измерений. Определения, примеры, группы допустимых преобразований для шкал наименований, порядка, интервалов, отношений, абсолютной. Требование устойчивости статистических выводов относительно допустимых преобразований шкал.

   16. Средние по Коши и описание средних, результат сравнения которых устойчив в порядковой шкале. Средние по Колмогорову и описание средних, результат сравнения которых устойчив в шкалах интервалов и отношений. Применения к экспертному оцениванию и к рейтингам.

   17. Оптимизационный подход к определению средних величин. Примеры: математическое ожидание и среднее арифметическое, выборочная и теоретическая медианы, медиана Кемени. Эмпирические и теоретические средние в пространствах произвольной природы. Законы больших чисел. для нечисловых данных и их интерпретация в терминах теории экспертного опроса.

Основная литература

   1. Орлов А.И. Эконометрика. Учебное пособие для вузов. - М.: Экзамен, 2002. - 576 с. - Главы 2, 3, 4, 5, 7, 8, 12.

Эконометрика-2. Вопросы к зачету (май 2003 г.)

   1. Статистический приемочный контроль - выборочный контроль, основанный на эконометрической теории. Его необходимость и эффективность. Планы контроля по альтернативному признаку. Одноступенчатый контроль. Оперативная характеристика. Риски поставщика и потребителя, приемочный и браковочный уровни дефектности. Расчеты для плана (n,0).

   2. Контроль с разбраковкой. Средний выходной уровень дефектности и его предел (ПСВУД). Расчет ПСВУД для плана (n,0). Выбор плана контроля на основе ПСВУД.

   3. Расчет приемочного и браковочного уровней дефектности для одноступенчатого плана с помощью теоремы Муавра-Лапласа. Выбор одноступенчатого плана контроля по заданным приемочным и браковочным уровням дефектности на основе асимптотических соотношений, вытекающих из теоремы Муавра-Лапласа.

   4. Затраты, связанные с принятием решений при статистическом приемочном контроле. Ограниченные возможности использования экономических показателей при статистическом контроле.

   5. Арбитражная характеристика и принцип распределения приоритетов. Расчет планов контроля поставщика и потребителя на основе принципа распределения приоритетов.

   6. Геометрическая интерпретация результатов контроля и планов контроля при последовательной проверке единиц продукции. Усеченные планы контроля.

   7. Всегда ли нужен выходной контроль качества? Сравнение экономической эффективности сплошного контроля и увеличения объема партии; сплошного контроля и замены дефектных единиц продукции в системе гарантийного обслуживания.

   8. Статистические методы обеспечения качества (прикладная статистика, статистический приемочный контроль по альтернативному и количественному признаку, статистическое регулирование технологических процессов (контрольные карты Шухарта и кумулятивных сумм), планирование экспериментов, надежность и испытания).

   9. Проблема обнаружения эффекта (проверки однородности в связанных выборках). Критерий знаков. Критерий проверки равенства 0 математического ожидания. Критерий типа омега-квадрат для проверки симметрии распределения.

   10. Погрешности измерения и интервальные данные. Операции над интервальными числами.

   11. Основная модель интервальной статистики. Понятия нотны - максимально возможного отклонения, вызванного интервальностью статистических данных, и асимптотической нотны (при малой абсолютной погрешности). Основные результаты статистики интервальных данных. Рациональный объем выборки.

   12. Расчет асимптотической нотны, рационального объема выборки и доверительных интервалов при оценивании математического ожидания и дисперсии

   13. Инвестиционные проекты и сравнение потоков платежей. Чистая текущая стоимость NPV - характеристика финансового потока. Необходимость изучения устойчивости (чувствительности) выводов по отношению к отклонениям коэффициентов дисконтирования и величин платежей. Влияние интервальности дисконт-факторов на величину NPV. Формула для погрешности NPV.

   14. Эконометрические методы классификации. Триада: построение классификаций - анализ классификаций - использование классификаций. Лемма Неймана-Пирсона и непараметрический дискриминантный анализ на основе непараметрических оценок плотности в пространствах произвольной природы.

   15. Линейный дискриминантный анализ (диагностика на два класса с помощью "индексов" - линейных функций от координат). Характеристики качества алгоритмов диагностики. Почему нельзя использовать такую характеристику, как "вероятность правильной классификации"? Асимптотическое распределение рекомендуемой характеристики ("прогностической силы").

   16. Чем схожи и чем различаются задачи группировки и кластер-анализа. Агломеративные иерархические алгоритмы ближнего соседа, дальнего соседа и средней связи.

   17. Метод k-средних и проблема остановки алгоритма. Совместное (последовательное и параллельное) использование различных алгоритмов кластер-анализа.

   18. Двухкритериальная оптимизационная постановка кластер-анализа на основе внутрикластерного и межкластерного разбросов.

   19. Кластер-анализ признаков. Измерение расстояния между признаками с помощью линейного коэффициента корреляции Пирсона и непараметрического рангового коэффициента корреляции Спирмена.

   20. Понятие о методах многомерного шкалирования. Оптимизационные постановки и использование результатов.

   21. Нахождение итогового мнения экспертов: метод средних арифметических рангов и метод медианных рангов. Построение согласующей ранжировки.

   22. Нахождение медианы Кемени (итогового мнения экспертной комиссии) на основе матрицы попарных расстояний между элементами множества возможных ответов экспертов.

   23. Расчет стоимостей потребительской корзины в различные моменты времени и соответствующих индексов инфляции.

   24. Построение выборочной функции ожидаемого спроса и расчет оптимальной розничной цены при заданной оптовой цене (или заданных издержках).

   25. Понятие риска. Классификация рисков. Характеристики рисков.

   26. Оценка и управление рисками.

Основная литература

   1. Орлов А.И. Эконометрика. Учебное пособие для вузов. - М.: Экзамен, 2002. - 576 с. - Главы 2, 4, 5, 7, 8, 9, 12, 13, 14.

Вопросы к экзамену по курсу "Эконометрика" (май-июнь 2003 г., второе образование МГТУ им. Н.Э.Баумана)

   1. Определение эконометрики как науки о применении статистических методов для анализа конкретных экономических данных. Структура статистики: математическая статистика, прикладная статистика, применения статистических методов в конкретных областях. Разрыв между математической статистикой и Госкомстатом РФ. Структура современной эконометрики. Особенности экономических данных и методы прикладной статистики.

   2.. Метод наименьших квадратов для линейной прогностической функции. Подход к оцениванию параметров. Критерий правильности расчетов. Оценка остаточной дисперсии.

   3. Точечный и интервальный прогноз. Изменение ширины доверительного интервала при увеличении горизонта прогнозирования.

   4. Метод наименьших квадратов для модели, линейной по параметрам. Случай нескольких независимых переменных (регрессоров). Преобразования переменных. Оценивание коэффициентов многочлена.

   5. Оценка остаточной дисперсии - критерий качества эконометрической модели. Типовое поведение остаточной дисперсии при расширении множества регрессоров. Оценка степени полинома и описание асимптотического поведения этой оценки (с помощью геометрического распределения вероятностей со сдвигом).

   6. Необходимость выборочных исследований. Анкетное исследование (на примере маркетингового исследования потребителей растворимого кофе). Различные виды вопросов (открытый, закрытый, полузакрытый), их достоинства и недостатки. Биномиальная и гипергеометрическая модели выборки, их близость при большом объеме генеральной совокупности сравнительно с выборкой.

   7. Асимптотическое распределение выборочной доли (в случае ответов типа "да" - "нет"). Интервальное оценивание доли и метод проверки статистической гипотезы о равенстве долей.

   8. Примеры процедур экспертного оценивания. Их использование в соревнованиях, при выборе, распределении финансирования. Военный Совет в Филях (1812 год). Метод Дельфи. Мозговой штурм. Экологические экспертизы. Метод сценариев. Роли лиц, принимающих решения (ЛПР), и специалистов (экспертов) в процедурах принятия решений. Планирование и организация экспертного исследования. Рабочая группа и экспертная комиссия.

   9. Основные стадии проведения экспертного исследования. Экономические вопросы проведения экспертного исследования.

   10. Формирование целей экспертного исследования (сбор информации для ЛПР и/или подготовка проекта решения для ЛПР и др.). Формирование состава экспертной комиссии: методы списков (реестров), "снежного кома", самооценки, взаимооценки. Проблема априорных предпочтений экспертов.

   11. Различные варианты организации экспертного исследования, различающиеся по числу туров (один, несколько, не фиксировано), порядку вовлечения экспертов (одновременно, последовательно), способу учета мнений (с весами, без весов), организации общения экспертов (без общения, заочное, очное с ограничениями ("мозговой штурм") или без ограничений).

   12. Основные понятия (репрезентативной) теории измерений. Определения, примеры, группы допустимых преобразований для шкал наименований, порядка, интервалов, отношений, абсолютной. Требование устойчивости статистических выводов относительно допустимых преобразований шкал. Некорректность применения среднего арифметического в порядковой шкале.

   13. Средние по Коши и описание средних, результат сравнения которых устойчив в порядковой шкале. Средние по Колмогорову и описание средних, результат сравнения которых устойчив в шкалах интервалов и отношений. Коэффициенты корреляции Пирсона (линейный) и Спирмена (ранговый), их связб со шкалами измерения.

   14. Переход от ответов экспертов в виде упорядочений к таблице рангов. Метод средних (арифметических) рангов и метод медиан как способы усреднения мнений экспертов.

   15. Цели согласования кластеризованных ранжировок. Метод согласования кластеризованных ранжировок. Противоречивые пары объектов. Граф противоречий. Выделение связных компонент графа и их упорядочивание.

   16. Инфляция как рост цен. Разброс цен и возможная точность определения "рыночной цены". Потребительские корзины. Определение индекса инфляции. Расчет индекса инфляции. Теоремы умножения и сложения для индекса инфляции. Средний индекс (темп) инфляции как среднее геометрическое. Виды инфляции: спроса, издержек, административная.

   17. Применения индекса инфляции. Приведение к сопоставимым ценам. Инфляция в России. Прожиточный минимум. Инфляция и бухгалтерская отчетность. Вклады в банки и кредиты. Курс доллара в сопоставимых ценах. Инфляция и стоимость основных фондов предприятия.

   18. Изменение реальной стоимости денег со временем. Финансовый поток (поток платежей и поступлений). Проблема приведения к одному моменту времени. Дисконт-фактор (какими экономическими факторами он определяется, каковы его типичные значения). Типовые задачи: выгоден инвестиционный проект или невыгоден, какой из проектов выгоднее? Чистая текущая стоимость (NPV - Net present value) как характеристика финансового потока. Внутренняя норма доходности.

   19. Общий принцип: любое измерение проводится с погрешностью, и эту погрешность необходимо уметь оценивать. Расчет (асимптотической) предельной абсолютной погрешности косвенных измерений по предельным абсолютным погрешностям результатов прямых измерений. Применение для расчета предельной абсолютной погрешности чистой текущей стоимости (Net present value) по предельной абсолютной погрешности дисконт-фактора.

   20. Динамика основных макроэкономических показателей России.

Основная литература

   1. Орлов А.И. Эконометрика. Учебное пособие для вузов. - М.: Экзамен, 2002. - 576 с. - Главы 1, 2, 3, 5, 7, 9, 12.

Примеры задач по эконометрике

   Приведем примеры типовых задач, которые решаются на занятиях по эконометрике на факультете "Инженерный бизнес и менеджмент" МГТУ им. Н.Э.Баумана.

Проверка однородности двух независимых выборок

   1. В первой случайной репрезентативной выборке объема n1 положительный ответ дали m1 опрошенных (респондентов), а во второй случайной репрезентативной выборке объема n2 положительный ответ дали m2 опрошенных. Указать доверительные границы для долей (вероятностей положительного ответа в соответствующих генеральных совокупностях) с доверительной вероятностью 0.95 и проверить гипотезу о равенстве долей (уровень значимости a =0.05):

Табл.1. Исходные данные для задачи 1.

 

n1

M1

n2

m2

Вариант 1

400

300

600

500

Вариант 2

857

673

1254

856

   2. Для двух независимых выборок объемов n1 и n2 даны выборочные средние арифметические x и y выборочные средние квадратические отклонения sx, sy соответственно. Указать доверительные границы для математических ожиданий (с доверительной вероятностью 0.95) и проверить гипотезу о равенстве математических ожиданий с помощью критерия Крамера-Уэлча (уровень значимости a =0.05):

Табл.2. Исходные данные для задачи 2.

 

n1

x

sx

n2

y

sy

   Вариант 1

100

13,7

7,3

200

12,1

2,5

   Вариант 2

213

10,3

5,3

308

12,2

1,7

   3. Проверить гипотезу об однородности функций распределения с помощью критерия Вилкоксона (на уровне значимости a =0.05):

Табл.3. Исходные данные для задачи 3.

1 выборка

33

27

12

27

39

42

47

48

50

32

2 выборка

11

20

30

31

22

18

17

25

28

29

Проверка однородности связанных выборках

   4. Для каждого из N = 20 объектов даны значения Xj и Yj , j = 1,2,…,N, результатов измерений (наблюдений, испытаний, анализов, опытов) двух признаков. Необходимо проверить, есть ли значимое различие между значениями двух признаков или же это различие может быть объяснено случайными отклонениям значений признаков. Другими словами, требуется проверить однородность (т.е. отсутствие различия) связанных выборок.

Табл.4. Исходные данные для задачи 4.

j

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Xj

74

79

65

69

71

66

71

73

72

68

Yj

73

65

71

69

70

69

78

70

60

62

j

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Xj

70

69

76

74

72

69

74

72

77

75

Yj

61

67

73

67

73

64

67

65

63

70

   Проверку однородности на уровне значимости 0,05 проведите с помощью трех критериев:

   1) критерия знаков (основанного на проверке гипотезы р = 0,5 для биномиального распределения с использованием теоремы Муавра-Лапласа);

   2) критерия для проверки равенства 0 математического ожидания (критерий основан на асимптотической нормальности выборочного среднего арифметического, деленного на выборочное среднее квадратическое отклонение);

   3) критерия Орлова (типа омега-квадрат) для проверки гипотезы симметрии функции распределения (разности результатов измерений, наблюдений, испытаний, анализов, опытов для двух признаков) относительно 0.

Метод наименьших квадратов

   5. Исходные данные - набор n пар чисел (tk , xk), k = 1,2,…,n, где tk - независимая переменная (например, время), а xk - зависимая (например, индекс инфляции). Предполагается, что переменные связаны зависимостью

xk = a tk + b + ek , k = 1,2,…,n,

   где a и b - параметры, неизвестные статистику и подлежащие оцениванию, а ek - погрешности, искажающие зависимость.

Табл.5. Исходные данные для задачи 5.

tk

1

3

4

7

9

10

xk

12

20

20

32

35

42

   Методом наименьших квадратов оцените параметры a и b линейной зависимости. Выпишите восстановленную зависимость.

   Вычислите восстановленные значения зависимой переменной, сравните их с исходными значениями (найдите разности) и проверьте условие точности вычислений (при отсутствии ошибок в вычислениях сумма исходных значений должна равняться сумме восстановленных).

   Найдите остаточную сумму квадратов и оцените дисперсию погрешностей.

   Выпишите точечный прогноз, а также верхнюю и нижнюю доверительные границы для него (для доверительной вероятности 0,95).

   Рассчитайте прогнозное значение и доверительные границы для него для момента t = 12.

   Как изменятся результаты, если доверительная вероятность будет увеличена? А если она будет уменьшена?

Индекс инфляции

   6. На основе данных табл.6 рассчитайте индекс инфляции с 14.03.1991 по 14.03.2001 на основе потребительской корзины из продуктов No.No. 3, 5, 8, 13, 21, 25.

Табл.6. Номенклатура, годовые нормы потребления и цены (руб.)

   No. п/п

   Наименование продукта питания

   Годовая норма, кг

   Цена на 14.03.1991

   Цена на 14.03.2001

   1

   Хлеб пшеничный

   59,8

   0-50

   12

   2

   Хлеб ржаной

   65,3

   0-20

   10

   3

   Мука пшеничная

   18,5

   0-46

   10

   4

   Картофель

   124,22

   0-10

   9

   5

   Капуста

   30,4

   0-20

   8

   6

   Помидоры

   2,8

   0-85

   80

   7

   Столовые корнеплоды

   40,6

   0-20

   9

   8

   Прочие (лук)

   27,9

   0-50

   8

   9

   Яблоки свежие

   15,1

   1-50

   20

   10

   Сахар

   19,0

   0-90

   21

   11

   Говядина

   4,4

   2-00

   85

   12

   Субпродукты (печень)

   0,5

   1-40

   45

   13

   Птица

   16,1

   2-40

   52

   14

   Колбаса докторская

   0,4

   2-30

   95

   15

   Копчености

   0,3

   3-70

   200

   16

   Рыба свежая (минтай)

   10,9

   0-37

   80

   17

   Сельди

   0,8

   1-40

   40

   18

   Молоко, кефир

   110,0

   0-32

   17

   19

   Сметана, сливки

   1,6

   1-70

   50

   20

   Масло животное

   2,5

   3-60

   70

   21

   Творог

   9,8

   1-00

   45

   22

   Сыр и брынза

   2,3

   3-60

   70

   23

   Яйца, десяток

   15,2

   0-90

   20

   24

   Масло растительное

   3,8

   1-80

   26

   25

   Маргарин

   6,3

   1-20

   35

   7. Гражданин Иванов в марте 1991 г. получил 150 руб., а в марте 2001 г. - 4000 руб. Во сколько раз изменился его реальный доход за 10 лет? Увеличился или уменьшился?

   8. За январь индекс инфляции составил 5 % , а за февраль - 2 % . Чему равен индекс инфляции за два месяца? Каков средний уровень инфляции? Можно ли в данном случае складывать проценты инфляции?

   9. Выразите текущий курс доллара США в ценах марта 1991 г.

   В задачах 2 и 4 рекомендуется принять, что индекс инфляции за 10 лет (март 1991 г. - март 2001 г.) равен 40.

Упорядочения по средним рангам и по медианам

   10. В таблице 7 приведены упорядочения (кластеризованные ранжировки), данные семью экспертами.

Табл.7. Исходные данные к задаче 10.

Эксперты

Упорядочения

1

2 < 3 < 6 < 7 < 1 < 4 < 5

2

3 < {2, 6} < 7< {1, 5}< 4

3

2 < 3 < 7 < 1 < 6 < {4, 5}

4

6 < {3, 7} < 2 < 5 < 4 <1

5

2 < 3 < {6,7} < 4 < 1 <5

6

{2, 3} < 1 < 6 < 4 < 5 <7

7

3 < 6 < 2 < 1 < 4 < 5 < 7

   Найти:

   - упорядочение по средним рангам;

   - упорядочение по медианам;

   - согласующую их кластеризованную ранжировку.

Медиана Кемени

   11. Дана матрица попарных расстояний для множества бинарных отношений из 9 элементов. Найти в этом множестве медиану для множества из 5 элементов: A2, A4, A5, A7, A9.

Табл.8. Исходные данные для задачи 11.

   0

   2

   13

   1

   7

   4

   10

   3

   11

   2

   0

   5

   6

   1

   3

   2

   5

   1

   13

   5

   0

   2

   2

   7

   6

   5

   7

   1

   6

   2

   0

   5

   4

   3

   8

   8

   7

   1

   2

   5

   0

   10

   1

   3

   7

   4

   3

   7

   4

   10

   0

   2

   1

   5

   10

   2

   6

   3

   1

   2

   0

   6

   3

   3

   5

   5

   8

   3

   1

   6

   0

   9

   11

   1

   7

   8

   7

   5

   3

   9

   0

Эконометрика качества (статистический приемочный контроль)

   12. Для плана (n, 0) с n = 27 найти приемочный уровень дефектности.

   13. Для плана (n, 0) предел среднего выходного уровня дефектности не превышает t = 0,02. Каково минимально возможное n?

   14. Даны приемочный уровень дефектности pпр = 0,03 и браковочный уровень дефектности pбр = 0,09. Указать какой-либо допустимый план вида (n,0), т.е. план, значение оперативной характеристики которого в точке pпр не меньше 0,95, а в точке pбр не больше 0,10.

*   *   *   *   *   *   *

Полезный сайт

   "Disser" - это комплект макросов для Word, упрощающие создание рефератов и курсовых. Готовое оформление, титульный лист, содержание создаются несколькими щелчками мыши. Ввод предельно упрощён благодаря автозамене, расшифровывающей популярные сокращения. Также: настройка недокументированных возможностей, дополнительные шаблоны, сборник полезных советов, методичка "Как написать реферат".

   Сайт: http://kankowski.narod.ru.

   Зеркало: http://e-town.nm.ru.

*   *   *   *   *   *   *

Это интересно...

   Помните, когда-то давно, еще в советские годы, прилавки книжных магазинов были завалены изданиями для детей и взрослых, в которых легко и просто рассказывалось о достижениях современных технологий - вещах сложных, но очень интересных? Например, о том, как работает консервный завод или телефонная станция. И при этом безо всяких занудных разглагольствований - образно и ярко, с иллюстрациями и примерами? Вам было жалко, что сейчас нет таких же книг "по компьютерам"? Если да - то вам сюда: http://comptain.fromru.com. Книга "Тайны и секреты компьютера" - как раз для вас.

*   *   *   *   *   *   *

Полезная книга

   Java - язык программирования, использующийся для создания web-приложений. Его отличительная черта - мультиплатформенность: приложения на Java работают на компьютере любой архитектуры, надо лишь, чтобы для нее имелся Java-интерпретатор. А последние сейчас есть практически для всех операционных систем... Стиль этого абзаца, может быть, и несколько занудный, но зато - все правильно. А если вы хотите, чтобы было и правильно, и не занудно - тогда лучше возьмите книгу "Построение Интернет-приложений на языке Java". Может, почитаете на ночь как художественную литературу.

*   *   *   *   *   *   *

   На сайте http://antorlov.euro.ru или его зеркале http://www.newtech.ru/~orlov Вы можете найти:
   1. Макрос Microsoft Word 97/2000/XP "ВерсткаТекстаКнижкой" для создания в Word книжек размером в половину листа, макросы для создания каталогов файлов, извлечения из недр Word красивых значков.
   2. Макрос Microsoft Word 97/2000/XP Конвертор "Число-текст" с поддержкой русского, украинского и английского языков и двух падежей, обладающий также возможностью автоматического обновления вставленных текстовых расшифровок при изменении значений исходных чисел.
   3. Учебник профессора А.И.Орлова по менеджменту.
   4. Статьи А.И.Орлова по актуальным вопросам статистики и экономики.
   5. Лекцию об устройстве ядерных реакторов.
   6. Информацию об Институте высоких статистических технологий, который занимается развитием, изучением и внедрением современных методов анализа технических, экономических, социологических, медицинских данных.

   Страница рассылки - http://antorlov.euro.ru/ivst.htm или http://www.newtech.ru/~orlov/ivst.htm.

   В Москве для работы с сайтом www.newtech.ru/~orlov Вы можете воспользоваться бесплатным демо-доступом компании NewTech. Телефоны: (095)234-94-49, (095)956-37-46. Login: imt. Password: test, Primary DNS: 212.16.0.1, Secondary DNS: 193.232.112.1. Вход под этим логином бесплатный, сеанс связи неограничен. Если Вам отказывают в авторизации, то просто повторите дозвон позже.

   На сайте http://karamurza.chat.ru представлена книга видного современного философа и политолога С.Г.Кара-Мурзы "Опять вопросы вождям", которая является глубоким научным исследованием проблем западного и российского общества. Книга предназначена всем интересующимся политологическими и социологическими проблемами.

   Из книги Максима Калашникова "Битва за Небеса", представленной на сайте http://sw.rus-idea.com, вы узнаете о том, какими должны были стать воздушно-космические силы СССР 2000 года и прочтете о русской авиации 20 века.

Удачи вам и счастья!



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное