Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 25


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

   В предлагаемой вашему вниманию статье обосновывается большое прикладное значение статистического контроля качества, подробно сравниваются четыре компьютерные диалоговые системы в этой области. Также здесь рассматривается ведущая роль статистических методов в решении различных задач сертификации и управления качеством (в соответствии с 11-ю этапами жизненного цикла продукции по международному стандарту ИСО 9004) и описываются результаты анализа государственных стандартов по статистическим методам, современное программное обеспечение. Статья займет два выпуска рассылки - этот, от 15 января 2001 года, и следующий, от 22 января.
   Автор материалов рассылки и статей на сайте http://antorlov.nm.ru - профессор А.И.Орлов. Поддержка рассылки осуществляется А.А.Орловым.
   Все вышедшие выпуски Вы можете посмотреть в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika.

*      *      *

Компьютеры, контроль качества, сертификация и стандарты

Резюме для руководителя

   Мир и мы. Вы хотите выиграть в борьбе с конкурентами? Выйти на международный рынок? Поднять качество Вашей продукции до японского уровня? Полностью ликвидировать плохие отзывы? Тогда Вам надо повышать качество продукции. Вы это хорошо знаете, слова "сертификация", "международные стандарты ИСО серии 9000" уже навязли на зубах.
   А Вы осознали, что управление качеством - это прежде всего применение современных статистических методов? На Западе (США) и на Востоке (Япония) это - аксиома. Вот типичное высказывание японского инженера:
   "Методы статистики - именно то средство, которое необходимо изучить, чтобы внедрить управление качеством. Они - наиболее важная составная часть комплексной системы всеобщего управления качеством на фирме. В японских корпорациях все, начиная от председателя Совета Директоров и до рядового рабочего в цехе, обязаны знать хотя бы основы статистических методов."
   Так считает Каору Исикава, президент промышленного института Мусаси, заслуженный профессор Токийского университета [1, с.15].
   Раз все работники знают про статистические методы - значит, их научили в школе. Во всем мире - в США, Японии и Ботсване - школьники учат статистические методы. И вот мы видим компьютеры IBM и японские телевизоры. А отечественные бюрократы десятилетиями "боролись за качество" (вспомните, была "пятилетка эффективности и качества"!). Вместо реального дела они чисто формально "внедряли" кипы бумаг - КС УКП ... (кто забыл: КС УКП - это Комплексная Система Управления Качеством Продукции; имелись областные варианты - горьковская, львовская, днепропетровская и т.д.).
   Итог на сегодня: весь мир, кроме нас, знает статистические методы и применяет их для повышения качества. Вынуждены догонять.

Статистический контроль - это выборочный контроль на научной основе.

   Контроль качества всем знаком - им занимается ОТК. Есть входной контроль и приемочный (готовой продукции), и контроль при передаче полуфабрикатов и комплектующих из цеха в цех. Кроме сплошного контроля всех изделий подряд бывает выборочный, когда о качестве партии продукции судят по результатам контроля некоторой части - выборки. Чтобы проверить качество спички - надо чиркнуть. Поэтому партию спичек можно контролировать только выборочно. Консервов, лампочек, патронов - тоже. Для проведения выборочного контроля необходимо сформировать выборку, выбрать план контроля. А если план имеется - полезно знать его свойства. Анализ и синтез планов проводят с помощью математического моделирования на основе теории вероятностей и математической статистики, применяя компьютерные диалоговые системы (пакеты программ).
   В настоящей статье сначала подробно расскажем о четырех конкретных диалоговых системах - КОМПЛАН, СПК, АТСТАТ-ПРП и QSTAT для IBM-совместимых персональных компьютеров, а затем обсудим более общие вопросы.

Диалоговые системы по статистическому контролю - для вас.

   Зачем нужны диалоговые системы по статистическому контролю? Раньше, действительно, ОТК формально применяли планы контроля из ГОСТов на конкретную продукцию, а реальное качество выпускаемых изделий никого не интересовало. Сейчас - ситуация начинает меняться. С декабря 1990 г. обязательность большинства ГОСТов отменена. У промышленности сняты кандалы. Со становлением элементов рыночной экономики появляются конкуренты. В том числе зарубежные. Руководителям производства придется отлаживать систему контроля качества не для галочки, не по приказу обкома, а для повышения прибыли предприятий. А потому - и собственных доходов.
   Компьютерные диалоговые системы КОМПЛАН, СПК, АТСТАТ-ПРП, QSTAT, о которых мы рассказываем, позволяют прежде всего проводить анализ и синтез планов контроля. Пусть перед Вами - прежний ГОСТ на продукцию, в нем есть раздел "Правила приемки" с планами контроля. Хороша эта система планов или плоха? С помощью диалоговых систем Вы найдете характеристики конкретного плана, приемочный и браковочный уровни дефектности, и т.д. Можно провести и синтез планов, т.е. компьютер подберет план, удовлетворяющий Вашим условиям. (Разные типы условий перечислены ниже в таблице сравнения пакетов.)
   Несколько групп специалистов анализировали стандарты на конкретную продукцию (разделы "Правила приемки") и ГОСТы по статистическим методам. Обнаружено, что более половины и тех и других стандартов содержат грубые ошибки, пользоваться ими нельзя [2]. Подробнее об этой истории рассказано ниже. В отличие от ГОСТов, диалоговым системам по статистическому контролю верить можно и нужно. И экономически выгодно. По нашим оценкам, применение современных статистических методов позволяет в среднем вдвое сократить трудозатраты на контрольные операции. Т.е. получить в год в расчете на Россию более 5 миллиардов долларов США дополнительного дохода.

Какой пакет выбрать?

   Какой же пакет выбрать для своего предприятия? Ответ зависит от того, проводится ли на Вашем предприятии контроль по количественному признаку. На передовых предприятиях оборонного комплекса - проводится. А на большинстве открытых - нет. Не доросли. Если есть контроль по количественному признаку - пользуйтесь КОМПЛАНом. А если только по альтернативному - выбор между СПК, АТСТАТ-ПРП и QSTAT.
   Пакет СПК сделан под руководством отечественных классиков теории статистического контроля - проф. Ю.К. Беляева (Московский госуниверситет) и проф. Я.П. Лумельского (Пермский госуниверситет). Их монографии [3] и [4] содержат массу новых разработок, во многом реализованных в пакете СПК. Он особенно хорош для разработчиков планов контроля, например, позволяет сравнить гипергеометрическую и биномиальную модели выборки. Этот пакет содержит все необходимое для работы с одноступенчатыми и последовательными планами. Но в нем нет двухступенчатых планов.
   Пакет АТСТАТ-ПРП и его развитие - система QSTAT - разработаны группой молодежи из Нижегородского филиала одного из институтов Госстандарта под руководством В.А. Лапидуса, чья недавно защищенная докторская диссертация по принципу распределения приоритетов послужила научной основой этих пакетов. Принцип распределения приоритетов, подробно описанный в [5], вызывает споры в научных кругах и возражения отдельных производственников. Автор настоящей статьи всегда поддерживал эту научную идею [6], однако не считает возможным навязывать свое мнение читателям. Система QSTAT отличается от АТСТАТ-ПРП наличием базы данных о результатах контроля и алгоритмов построения диаграмм Парето для совокупности различных дефектов.
   Конкретная информация для обоснования решения о выборе программных средств содержится в табл.1 сравнения характеристик диалоговых систем. Учитывая цены, для первого этапа работ по внедрению современных статистических методов целесообразно приобрести пакет СПК.

Информация для специалистов

Четыре пакета: что общего?

   У диалоговых систем КОМПЛАН, СПК, АТСТАТ-ПРП, QSTAT для IBM-совместимых персональных компьютеров есть много общего, есть и различия. Начнем с общего.
   1. Они рассчитаны на непрофессионального пользователя, не являющегося специалистом ни по программированию, ни по теории статистического контроля. На рядового руководителя или рядового инженера.
   2. Иерархическая система меню позволяет применять программный продукт всем тем, кто может подвести курсор к русскому слову в меню и ввести в окна численные данные. Другими словами, предварительного обучения не требуется.
   3. Пакеты содержат развернутые системы помощи, подсказок как по непосредственной работе с диалоговыми системами, так и по математическим и инженерным основам статистического контроля. Есть поясняющие тексты, примеры расчетов, демонстрационные версии. Действуют системы автоматического контроля при вводе данных, сообщений пользователю об ошибках. Развернутая система подсказок и помощи позволяет учиться теории статистического контроля с помощью диалоговой системы.
   4. Диалоговые системы соответствуют численным данным, приведенным в таблицах ГОСТов по статистическому контролю: ГОСТ 18242-72, ГОСТ 20735-75 и др., но охватывает гораздо более широкую совокупность планов.
   5. Системы КОМПЛАН, СПК, АТСТАТ-ПРП, QSTAT могут быть использованы в заводских условиях - в ОТК, бюро по качеству и других заводских подразделениях.
   6. Диалоговые системы могут применяться в прикладных научно-исследовательских институтах, конструкторско--технологических бюро и т.д., разрабатывающих технологические процессы и техническую документацию, в том числе и по вопросам приемки и контроля продукции.
   7. Диалоговые системы могут использоваться и используются при обучении студентов вузов и техникумов, слушателей институтов повышения квалификации руководителей и специалистов.
   8. Диалоговые системы являются закрытыми, пользователь не может добавить в них свои модули. Поэтому, в частности, не имеет значения язык программирования. Но разработчики могут по спецзаказу доработать свои системы согласно пожеланиям заказчиков.
   9. Системы применимы во всех отраслях промышленности. Это свойство, совсем по Салтыкову-Щедрину [7], - и достоинство, и недостаток. Очевидно, специально разработанная диалоговая система, настроенная на определенное производство, конкретных пользователей, обращающаяся к ним по имени-отчеству, лучше удовлетворит потребности этих конкретных специалистов. Сшитый на заказ костюм всегда лучше сидит, чем купленный в магазине. Но и стоит соответственно.
   Системы КОМПЛАН, СПК, АТСТАТ-ПРП разработаны в Центре статистических методов и информатики (ныне - Институт высоких статистических технологий и эконометрики). Стоимость разработки - 20-60 тыс. долларов США.

Где могут применяться диалоговые системы?

   Тип контролируемой продукции - штучная, предъявляется на контроль партиями. Пакеты могут применяться в машиностроительной, электротехнической и радиотехнической промышленности, в химическом производстве и других технических областях. Контроль по количественному признаку используется для ответственных и дорогостоящих изделий, для которых нельзя применять разрушающий контроль. Он предполагает более высокую технологическую культуру, использование достаточно точных средств измерения. А не только калибров, часто применяемых при контроле по альтернативному признаку (т.е. по правилу: "годен" - "не годен", проходит ли деталь через калибр или не проходит).
   Пакеты могут применяться как при анализе правил и результатов входного контроля, так и при выходном контроле, а также при внутризаводском контроле при передаче комплектующих и полуфабрикатов из цеха в цех. Их могут применять поставщики, потребители, а также третья сторона, например, контрольная лаборатория Общества потребителей.

Диалоговые системы и стандарты.

   Все пакеты соответствуют государственным стандартам по статистическому контролю по альтернативному признаку ГОСТ 18242-72, ГОСТ 16493-70 и их американскому "прародителю" - военному стандарту MIL-STD-105D, поскольку и пакеты, и стандарты основаны на одной и той же математической теории статистического контроля. Пакет КОМПЛАН, единственный из рассматриваемых содержащий правила контроля по количественному признаку, соответствует также ГОСТ 20735-75 и его "прародителю" американскому военному стандарту MIL-STD-414.
   Авторы пакета СПК - проф. Ю.К. Беляев и проф. Я.П. Лумельский - в свое время разработали новую математическую теорию оптимизации правил статистического контроля по альтернативному признаку на основе экономических показателей работы предприятия, а затем на ее основе - ГОСТ 24660-81, уникальный в мировой практике. Естественно, алгоритмы этой теории включены в пакет СПК.
   Пакеты соответствуют и государственным стандартам иных стран, например, стандарту Японии JIS-1095, Швеции 4-1 (см. книгу В.А. Лапидуса и др.). Это понятно - математика всюду одна и та же.
   Учитывается объем партии продукции и его соотношение с объемом выборки. В пакете СПК много внимания уделяется сопоставлению биномиальной модели, когда объем партии считается весьма большим, и гипергеометрической модели, в которой объем партии сопоставим с объемом выборки. Вместе с тем устранена жесткая связь между объемом выборки и объемом партии, присущая, например, ГОСТ 18242-72, поскольку предлагаемые пакетами решения оптимизационных задач обычно приводят к иным объемам выборок, чем в указанных стандартах. (Об этом мы писали в [6].)

Новое в пакетах

   В диалоговые системы включены многие новые оригинальные разработки их авторов. Так, в пакет СПК включена теория, связанная с расчетом оптимальных планов на основе экономических показателей, ранее предлагавшаяся лишь на бумажном носителе как ГОСТ 24660-81.
   Диалоговые системы АТСТАТ и QSTAT основаны на уже упомянутом "принципе распределения приоритетов", согласно которому любую неопределенность результатов контроля надо толковать в пользу стороны, не участвующей в контроле: если контроль проводит поставщик, то в пользу потребителя, а если потребитель - то в пользу поставщика. Основную идею этого принципа можно пояснить с помощью старой задачи математических кружков.
   Как разделить буханку хлеба на двоих, чтобы оба были довольны? Можно, конечно, взять весы. Но кто поручится, что весы - правильные? Легче разделить функции: один режет на две одинаковые, по его мнению, половины, а второй выбирает. Неопределенность в точности разрезания буханки толкуется в пользу второго - он может взять тот кусок, который, по его мнению, больше.
   В настоящее время по руководством доктора технических наук В.А.Лапидуса вслед за АТСТАТ-ПРП разрабатывается новое поколение стандартов по статистическому контролю.
   В АТСТАТ-ПРП и QSTAT особый интерес представляют арбитражные характеристики, т.е. функции, в зависимости от входного уровня дефектности задающие вероятности того, что результаты двух проведенных независимо друг от друга контролей будут противоречивыми. Например, поставщик принял партию продукции, а потребитель - забраковал.
   В пакете КОМПЛАН важное место занимают полученные разработчиками пакета результаты, касающиеся последовательных планов контроля по количественному признаку. Авторы этой диалоговой системы построили развернутую классификацию постановок задач статистического контроля по количественному признаку и для всех этих постановок разработали и реализовали алгоритмы расчета параметров планов контроля.

Таблица 1. Сравнение характеристик диалоговых систем

Характеристика пакета

КОМПЛАН

СПК

АТСТАТ

QSTAT

Общие характеристики:

       

Требуемый объем памяти

3,8 Мб

1 Мб

360 Кб

648 Кб

Операционная система

MS-DOS

MS-DOS

MS-DOS, PC-DOS

MS-DOS, PC-DOS

Тип производства

Серийное

Крупно-серийное и массовое

Крупно-серийное и массовое

Крупно-серийное и массовое

Соответствие государственным стандартам по статистическим методам контроля

+

+

+

+

Построение графиков функций

-

-

+

+

Наличие базы данных о результатах контроля

-

+

-

+

Наличие редактора текстовых таблиц

-

+

-

+

Подача звукового сигнала в случае ошибки ввода

+

-

-

-

Виды планов:

       

Одноступенчатые

+

+

+

+

Двухступенчатые

+

-

+

+

Усеченные

-

+

-

-

Последовательные

+

+

-

-

Виды контроля:

       

По альтернативному признаку

+

+

+

+

По количественному признаку

+

-

-

-

По экстремальному значению

+

-

-

-

Контролируемые характеристики партии:

       

Уровень дефектности

+

+

+

+

Среднее значение (математическое ожидание)

+

-

-

-

Дисперсия

+

-

-

-

Расчет параметров планов контроля:

       

При заданных приемочном уровне дефектности и риске поставщика

+

+

+

+

При заданных приемочном уровне дефектности и риске потребителя

+

-

+

+

При одновременном выполнении двух предыдущих условий

+

+

-

-

При ограничении на долю бракуемых партий

+

-

-

-

При ограничении на средний выходной уровень дефектности

+

-

-

-

По критерию суммарных затрат

+

-

-

-

При заданных приемочных и (или) браковочных значениях математического ожидания и риска поставщика и (или) потребителя

+

-

-

-

При заданных приемочных и (или) браковочных значениях дисперсии и риска поставщика и (или) потребителя

+

-

-

-

При минимизации объема выборки

+

+

+

+

При минимизации затрат на контроль

-

-

+

+

При минимизации затрат на основе управляемого риска

-

-

+

+

На основе экономических показателей предприятия (ГОСТ 24660-81)

-

+

-

-

При минимизации площади под графиком оперативной характеристики

-

+

-

-

На основе принципа распределения приоритетов

-

-

+

+

Дополнительные возможности:

       

Расчет ряда видов диаграмм Парето для дефектов изделия

-

-

-

+

Моделирование номеров изделий случайной выборки

-

+

-

-

Расчет показателей биномиальных и гипергеометрических планов

-

+

-

-

Расчет оперативной характеристики

-

+

+

+

Построение оперативной характеристики

-

-

+

+

Сравнение оперативных характеристик, построенных по биномиальной и гипергеометрической моделям

-

+

-

-

Расчет последующих оценок брака (предъявленного, принятого)

-

+

-

-

Изучение свойств планов с учетом ошибок классификации

-

+

-

-

Расчет характеристик правил остановки контроля

-

+

-

-

Сопоставление результатов двойного контроля (вычисление арбитражных характеристик)

-

-

+

+

Построение арбитражных характеристик

-

-

+

+

Сертификация и управление качеством

   Вслед за развитыми странами в России "намечается всё расширяющаяся тенденция к сертификации продукции, т.е. к официальной гарантии поставки производителем продукции, удовлетворяющей установленным требованиям" [8]. Средства массовой информации отмечают, что в условиях рыночной экономики поставщики и продавцы должны иметь сертификаты качества на предлагаемые ими товары и услуги. Маркетинг, т.е. "производственная и коммерческая политика, нацеленная на получение максимальной прибыли на основе изучения рынка, создания конкурентоспособной продукции и ее полной реализации" [9, с.64-65], включает в себя работы по сертификации.
   Не будем останавливаться на быстро меняющейся организационной стороне процесса сертификации и соответствующих отечественных и зарубежных нормативных документах, а также на различных системах сертификации. Как общие проблемы сертификации (см., например, статьи [8,10]), так и выбор схемы сертификации для конкретной продукции (см., например, сообщение [11]) активно обсуждаются в печати. Приведем лишь несколько замечаний, необходимых для дальнейшего изложения.
   Говоря о сертификации продукции, могут иметь в виду качество конкретной ее партии. В ряде случаев это оправдано - рядового потребителя интересует качество лишь той единицы продукции, которую он приобрел. Однако установление долговременных хозяйственных связей целесообразно лишь в случае, когда поставщик гарантирует высокое качество не одной, а всех партий своей продукции. Другими словами, должны быть проведены оценка и сертификация технологических процессов и производств (например, согласно рекомендациям [12]).
   Еще больше повышается доверие к поставщику, если не только отдельные технологические процессы, но и всё предприятие в целом гарантированно выпускает продукцию высокого качества. Это обеспечивается действующей на предприятии системой качества, удовлетворяющей требованиям Международной организации по стандартизации ИСО (перевод международных стандартов ИСО серии 9000 по системам качества дан в [13]). Методике проведения контроля соответствия системы качества требованиям ИСО посвящена работа [14].
   В условиях рыночной экономики основная характеристика товара - его конкурентоспособность (см., например, учебное пособие [15]). Очевидно, необходимо уметь оценивать конкурентоспособность перед запуском продукции в производство или началом работы по продвижению на зарубежный рынок [9]. Приемы оценки конкурентоспособности разобраны в работе [16]. Следует отметить, что в литературе имеются различные мнения по поводу понятия "конкурентоспособность". В частности, нельзя согласиться с крайне упрощенным подходом в учебнике [17], в котором конкурентоспособность сводится к соотношению цен на внутреннем и внешнем рынках.
   Одним из основных компонентов конкурентоспособности является технический уровень продукции. В западных учебниках отмечают, что фирма, обладающая патентом или новой научно-технической разработкой, имеет более высокий "излишек производителя" по сравнению с другими фирмами (см., например, [18,.247], [19, [20]. При выборе направления инвестиционных вложений одна из основных учитываемых характеристик - технический уровень продукции [21]. Методы оценки технического уровня продукции даны в [22
   Из сказанного вытекает, что сертификация материалов и других видов продукции - это современная форма управления качеством продукции.
   На Западе общепринято, что основная составляющая в управлении качеством продукции - это статистические методы (см., например, отчет Комитета ИСО по изучению принципов стандартизации [23]. В нашей стране внедрение комплексных систем управления качеством (КС УКП) сводилось во многом к подготовке документации организационного характера. Статистические методы использовались в промышленности недостаточно, а государственные стандарты по этой тематике зачастую содержали грубейшие ошибки (см. ниже). Ситуация в области применения статистических методов и причины нашего отставания достаточно подробно разобраны в публикациях [2, 24-26]. Вопросам применения статистических методов в соответствии со стандартами ИСО серии 9000 по системам качества (см. перевод [13] этих стандартов) посвящены рекомендации [27].
   За новыми терминами зачастую скрываются хорошо известные понятия, несколько модернизированные в соответствии с современной обстановкой. Так, "маркетинг в широком смысле - это усовершенствованная, ориентированная на рыночную экономику КС УКП" [9,с.61].
   Подготовка предприятий к сертификации продукции, технологических процессов и производств, систем качества требует приложения труда квалифицированных специалистов, причем в достаточно большом объеме. Подобную работу обычно проводят специализированные организации типа фирмы "ЭНТЕР Лтд.". Этой фирмой подготовлена система методических материалов [9,12,14,16,22,27], охватывающая все стороны подготовки предприятия к сертификации, в частности, с целью выхода на международный рынок.

О развитии статистических методов сертификации в россии

   Около 150 лет статистические методы применяются в России для проверки соответствия продукции установленным требованиям, т.е. для сертификации. Так, действительный член Петербургской академии наук В.Я. Остроградский в 1846 г. рассматривал задачу статистического контроля партий мешков муки или штук сукна армейскими поставщиками (см., например, рассказ Б.В. Гнеденко об этом в брошюре [28, с.8-9]).
   За прошедшие с тех пор 150 лет в России кое-что было сделано, особенно в области теории: монографии Ю.К. Беляева [3] и Я.П. Лумельского [4] можно смело назвать классическими. Был выпущен и длинный ряд руководств, в основном переводных (см., например, [1, 29, 30]).
   С начала 70-х годов стали разрабатываться государственные стандарты по статистическим методам. В связи с обнаружением в них грубых ошибок мы в 1985 г. организовали "Рабочую группу по упорядочению системы стандартов по прикладной статистике и другим статистическим методам" (см. сообщения [31, 32]). В ее работе приняли участие 66 специалистов, в том числе 15 докторов и 36 кандидатов наук. Выводы Рабочей группы кратко отражены в [2, 32]. В соответствии с рекомендациями Рабочей группы 24 из 31 государственного стандарта по статистическим методам были отменены в 1986-87 гг. К сожалению, потеряв силу как нормативные документы, ошибочные стандарты продолжают использоваться как научно-технические издания. Полученные Рабочей группой результаты и выводы не были опубликованы, ошибки в стандартах не были публично вскрыты, и авторы дальнейших публикаций продолжают ссылаться на издания с грубейшими ошибками. Так, в работах [33-35] пропагандируются ошибочные стандарты, посвященные применению контрольных карт при статистическом регулировании технологических процессов. (Кроме того, авторы книги [33] допустили плагиат: параграф 1.2 главы 1 этой книги (с.23-45) принадлежит автору настоящей статьи и включен в [33] без моего согласия и без упоминания о моем авторстве.) В статьях [36, 37] используется грубо ошибочный ГОСТ 11.006-74 (СТ СЭВ 1190-78) "Прикладная статистика. Правила проверки согласия опытного распределения с теоретическим", хотя разбору ошибок в этом стандарте посвящена уже давняя статья [38]. Перечисленные факты делают целесообразным публикацию и популяризацию результатов и выводов Рабочей группы и в настоящее время, через 13 лет после окончания анализа стандартов по статистическим методам.
   В 1988-89 гг. наиболее активная часть Рабочей группы (10 докторов и 15 кандидатов наук) составили "Аванпроект комплекса методических документов и пакетов программ по статистическим методам стандартизации и управления качеством". Это обширное сочинение (около 1600 стр.) и на настоящий момент является наиболее полным руководством по рассматриваемой тематике. Информация о нем приложена к книге [1].
   К сожалению, Госстандарт не пожелал финансировать реализацию заказанного им "Аванпроекта". Тогда мы решили действовать самостоятельно. В 1989 г. был организован Центр статистических методов и информатики (ЦСМИ). К середине 1990 г. ЦСМИ были разработаны 7 диалоговых систем по современным статистическим методам управления качеством, а именно, СПК, АТСТАТ-ПРП, СТАТКОН, АВРОРА-РС, ЭКСПЛАН, ПАСЭК, НАДИС (описания этих систем приведены в работе [39]). В работе участвовали 128 специалистов. В дальнейшем к ЦСМИ присоединялись новые группы научно-технических работников, уже к концу 1991 г. нас было более 300. Информация о программных продуктах и другой деятельности ЦСМИ постоянно помещалась в журналах "Заводская лаборатория" и "Надежность и контроль качества". Программные продукты, разработанные Центром статистических методов и информатики, используются более чем в 100 организациях и предприятиях. Среди пользователей - производственные объединения "Уралмаш", "АвтоВАЗ", "Пластик", ЦНИИ черной металлургии им. Бардина, НИИ стали, ВНИИ эластомерных материалов и изделий, НИИ прикладной химии, ЦНИИ химии и механики, НПО "Орион", НИЦентр по безопасности атомной энергетики, ВНИИ экономических проблем развития науки и техники, ВНИИ нефтепереработки, МИИТ, Казахский политехнический институт, Ульяновский политехнический институт, Донецкий государственный университет и др.
   Параллельно ЦСМИ вел работу по объединению статистиков. В апреле 1990 г. в Большом Актовом Зале Московского Энергетического института прошла Учредительная конференция Всесоюзной организации по статистическим методам и их применениям. На Учредительном съезде Всесоюзной статистической ассоциации (ВСА) в октябре 1990 г. в Московском экономико-статистическом институте эта организация вошла в состав ВСА в качестве секции статистических методов (подробнее см., например, статьи [40, 41]). В 1992 г. после развала СССР и фактического прекращения работы ВСА на основе секции статистических методов ВСА организована Российская ассоциация по статистическим методам (РАСМ), а затем и Российская академия статистических методов, действующие и в настоящее время. В мероприятиях секции статистических методов ВСА и РАСМ активно участвовали несколько сот человек. А основной тематикой этих специалистов являются, как следует из сказанного выше, статистические методы в сертификации (управлении качеством). В ЦСМИ и РАСМ, объединивших большинство ведущих российских специалистов, коллективными усилиями разработан единый подход к проблемам применения статистических методов в сертификации и управлении качеством. Именно с позиций ЦСМИ и РАСМ написана настоящая статья.

Проф., д.т.н. А.И.Орлов, академик Российской академии статистических методов

(Продолжение в следующем выпуске)

*      *      *

   На сайте http://antorlov.nm.ru или его зеркале http://www.newtech.ru/~orlov Вы можете найти полезные макросы для Microsoft Word 97/2000, могущие помочь Вам в работе, например, макросы для создания книжек размером в половину листа, обьединения множества файлов в один, создания каталогов своих файлов или для извлечения из недр Word'а красивых значков. Также представлен учебник профессора А.И.Орлова по менеджменту, статьи А.И.Орлова по актуальным вопросам статистики и экономики. Имеется лекция об устройстве ядерных реакторов.
   Страница рассылки - http://antorlov.nm.ru/ivst.htm или http://www.newtech.ru/~orlov/ivst.htm.
   Если Вы живете в Москве, то для доступа к сайту www.newtech.ru/~orlov Вы можете воспользоваться бесплатным демо-доступом компании NewTech. Телефоны: (095)234-94-49, (095)956-37-46. Login: demo. Password: test. Вход под этим логином абсолютно бесплатный и открыт круглосуточно. Сеанс связи неограничен. Одновременно возможен вход не более 5 пользователей по демо-доступу. Если Вы видите сообщение об отказе в авторизации, значит, Вы - 6-й пользователь, входящий под этим логином, - повторите попытку позже. Доступ с использованием программы Netscape Navigator требует указания DNS: Primary DNS: 212.16.0.1, Secondary DNS: 193.232.112.1. В последнее время увеличилась загрузка бесплатных линий, так что для дозвона рекомендуется использовать какую-нибудь автоматическую программу вроде EDialer. Отказ сервера в принятии пароля не должен служить основанием для прекращения дозвона.
   На сайте http://karamurza.euro.ru представлена книга видного современного философа и политолога С.Г.Кара-Мурзы "Опять вопросы вождям", которая является глубоким научным исследованием современных проблем западного и российского общества. Данная книга может серьезно повысить образовательный уровень интересующихся политологическими и социологическими проблемами.
   Студентам-медикам и врачам может быть интересен сайт http://ambarsum.chat.ru, на котором представлены типовые истории болезней, программы для проверки знаний, медицинские книги и рефераты.

Удачи Вам и счастья!



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное