Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Книжные новости в Русском Журнале Круг чтения


Информационный Канал Subscribe.Ru

Русский Журнал. Круг чтения
Все дискуссии "Круга чтения"
Новости Электронных Библиотек



АНОНСЫ "ЖУРНАЛЬНОГО ЗАЛА"

Содержание февральского (# 2) номера журнала "Знамя" представляет Елена Холмогорова

Коварство традиционного, классического стиха в том, что, скользя глазом по правильной, безупречной строке, читатель может проскочить мимо глубокой мысли, заключенной в стихотворении. Так что читать Александра Кушнера, подборкой которого "Стрекоза" начинается февральский номер "Знамени", лучше всего медленно. Иначе ускользнет связь между банальным с виду началом "Вино - это средство общенья..." и - через дегустационный глоток рейнвейна - к философской концовке: "Как если бы кто-то другую// Потребовал жизнь вместо той,// Что в спешке ему в роковую// Минуту принес всеблагой."

Маленький роман Леонида Зорина "Завещание Гранда", по замыслу автора, должен войти вместе с уже знакомыми читателям "Знамени" "Трезвенником" и "Кнутом" "Оранжевую Трилогию". После смерти Гранда, профессора-футурософа Грандиевского, остались любящая вдова, ее ревнивые соперницы, не простившие покойнику выбора, влиятельные коллеги-недоброжелатели и россыпь рукописей, писанных столь неразборчивым почерком, что для их расшифровки нанимается специалист - герой романа Гвидон Коваленко. Постигая трудный почерк, Гвидон поневоле становится адептом философии Грандиевского, толкующей причины настоящего не в прошлом, а в будущем. Перед героем ставится и новая задача: выпустить в свет труды Гранда, ради чего затевается великолепная авантюра: рекламируется пятитомник с мемуарами-разоблачениями в последнем. На это и клюют враги профессора: "Конечно, издать! Только, если можно, без последней книги". Роман Леонида Зорина блещет юморам, особенно в тех главах, что посвящены основному заработ ку героя: по заказу вдов он выступает с надгробными речами по бандиту, военкому, депутату, вышибая искреннюю слезу у публики.

Своеобразие поэзии Веры Павловой сказывается в той легкости и естественности, с которой автор играет парадоксами. "Торчащее обтесать. // Сквозящее углубить. // Талант, не мешай писать. // Любовь, не мешай любить." В номере представлена подборка лирики Веры Павловой "Не знаю, кто я, если не знаю, чья я".

Марина Палей отдала на суд читателей два рассказа. Герой "Основной профессии" - добровольный гид по кладбищу Пер-Лашез - великий знаток человеческих трагедий; любая деталь городского пейзажа вызывает у него ассоциацию с гибелью человека, так или иначе сложившего об эту деталь голову. "Папа Пападополу" примечателен парадоксальным образом жизни: это греческий православный священник, содержащий харчевню для туристов.

Рассказ петербургского прозаика Андрея Столярова "Ищу Афродиту Н." возвращает нас во времена литературного андеграунда, из которого, как оказалось, не всем удалось успешно выбраться на свет божий с публикациями, кратким, но шумным успехом... Поэтесса Оля Савицкая так и исчезла, оставив тетрадь с живыми, искренними, так и не напечатанными стихами. Рассказ проникнут горькой лирической печалью.

Под рубрикой "Non fiction" публикуется начало новой книги Сергея Юрского "Все включено". Название заимствовано из рекламы туристических агентств. Автор, как хороший менеджер, включил в будущую книгу все: мемуары, стихи, эссе, рассказы. "1.Боба-американец" - воспоминания о товарище по БДТ, эмигрировавшем в США; до эмиграции Бобу спасало от вечных неудач отменное чувство юмора; в США Бобе во всем сопутствует успех, но от юмора не осталось и следа; "Остановка в оазисе" - стихотворные путевые заметки по Греции; "3.Яркие всполохи Холерно" - пародия на газетный отчет критика о кинофестивале. "4.Осенний полет" - рассказ об эмигранте последней волны, сумевшем распланировать будущее семьи после своей смерти.

"Архив". Как выясняется из предисловия Инны Лиснянской, всегда педантичный, аккуратный Семен Липкин оставил после себя груду неразобранных стихотворений, написанных в разные годы. Из забытья извлечены стихи 30-х годов, 40-х, 50-х и даже последних лет, когда для публикаций поэта не стало преград. Еще в его 18 лет был ясно проявлен талант: "И чудятся мне пташки ранние, // Луга, болота // И райских дворников старания // Открыть ворота." Что ж говорить о стихах, написанных 70 лет спустя: "Мир во мне - это свойство души, // Это чувство, что близко засека, // Властный голос предсмертного века // В предвечерней, тревожной тиши."

В разделе "Свидетельства" - несколько фрагментов из книги воспоминаний о войне поэта, графика и живописца Леонида Рабичева "Война все спишет". Война описана лейтенантом связи, начавшем ее в страшной Ржевской битве и кончившем после взятия Восточной Пруссии в Силезии, без прикрас. Воина-победителя и сегодня не только гордость распирает за несомненные заслуги; его тревожит совесть за массовые насилия наших солдат над немецким населением: собственное неучастие не оправдывает. Нет, не все списывает война. Даже отечественная.

Под рубрикой "Образ жизни" печатается статья Ревекки Фрумкиной "Рефлектирующий абориген". Здесь речь идет о вещах, составлявших наш мир, нашу культуру, в течение многих десятилетий советской жизни. Большинство их уже исчезло из употребления, но наша память бережно хранит образы предметов, с которыми мы росли и которые незаметно формировали личность каждого из нас. В этом ключе заново оценивается роман Александра Чудакова "Ложится мгла на старые ступени".

Тема внезапной, на глазах действующего поколения смены эпох продолжается в следующем разделе "Критика", где Валерий Шубинский в статье "Как мыши кота хоронили, или Свидетельство защиты" анализирует книги Никиты Елисеева "Предостережение пишущим" и Рейна Карасти (псевдоним, под которым выступают критик Борис Рогинский и поэт Игорь Булатовский) "Человек за шторой". Акцент здесь ставится на разнице восприятия действительности и литературы критиком среднего возраста, видавшим и пионерию, и комсомол, и совсем молодыми людьми, не ведавшими гнета официальной идеологии, лишенные опыта борьбы и неизбежного единства с ней.

Под новой рубрикой "Резонанс" печатаются отклики на акцию журнала, свершенную в ноябрьском номере: "Малая сцена". Этот опыт редакции анализируют Александр Кабаков, Андрей Василевский, Ирина Роднянская, Александр Агеев, Дмитрий Бак, Сергей Костырко. Как заметил в завершении дискуссии автор проекта "Малая сцена" Сергей Чупринин, наступило "самое время - искать, ошибаться. И снова искать."

Под рубрикой "Литературный пейзаж" печальная статься Александра Загрибельного "По гамбургерскому счету". Подзаголовок: "О хлебе насущном на казахстанской литературной кухне". Руководство Казахстана до сих пор пребывает в эйфории освобождения от "старшего брата" и никак не может смириться с широчайшим распространением русского языка в республике. В результате казахская литература, лишенная связи с русской, отбрасывается на обочину всемирного культурного процесса.

В февральском "Наблюдателе" Владимир Елистратов недоумевает над книгой Евгения Гришковца "Рубашка": либо гениальное открытие, в том числе лингвистическое, либо - абсолютная, наивнейшая утопия"; о книге стихов Дмитрия Тонконогова "Темная азбука" размышляет Мария Галина; "Эросипед и другие виньетки", филологическая автобиография Александра Жолковского - предмет анализа, предпринятого Андреем Зориным; труд А.Б.Пеньковского "Нина: Культурный миф золотого века русской литературы в лингвистическом освещении" рецензирует Наталья Дзуцева. Под рубрикой "Симптом" печатаются раздумья Евгения Беньяша над романом Отара Чиладзе "Годори". Светлана Васильева под рубрикой "Спектакль" разбирает последнюю работу режиссера Анатолия Васильева "Песнь двадцать третья. Погребение Патрокла. Гомер. Илиада. Коллективное сочинение 1996-2004". Спектакль был показан на сцене театра "Школа драматического искусства". "Незнакомый альманах", прочитанный Галиной Ермошиной, - это "Литературный Кисловодск". П од рубрикой "Nota bene" читатель найдет обзор журнальных публикаций Александра Агеева. Внимание критика привлекли эссе-реквием Льва Либова "Сталин, Троцкий и я" ("Урал", 2004, # 10), Вячеслава Рыбакова "Я - русский. Что дальше? ("Нева", 2004, # 11) и Алексея Плуцера-Сарно "Русский "отстой": от символа к тексту" ("Новое литературное обозрение", 2004, # 68). Завершается "Наблюдатель" обозрением "Ни дня без книги" Анны Кузнецовой.





Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: russ.book
Отписаться

В избранное