Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Книжные новости в Русском Журнале Круг чтения


Служба Рассылок Subscribe.Ru
Русский Журнал. Круг чтения
Все дискуссии "Круга чтения"
Новости Электронных Библиотек


Александр Агеев
Голод 58
Практическая гастроэнтерология чтения

Только прочитал новый рассказ Владимира Маканина "Однодневная война" в октябрьском "Новом мире", и тут же пришло письмо из "Нового мира" - о премии имени Юрия Казакова за лучший рассказ, на предмет номинировать что-нибудь. Читал себе, понимаешь ли, без всякой корысти, в свое приватное удовольствие, а письмо получил - моментальное и пренеприятное преображение произошло (правда, ненадолго): глянул и на маканинский рассказ, и на всю литературу окрест с "хищным глазомером номинатора".

Дураку же понятно, что просто хороший рассказ - и рассказ, хороший для номинирования на профильную, специальную премию, - это дьявольская разница.

В просто хорошем рассказе могут с долгоиграющей симпатией запомниться одна-две фразы, лейтмотив, диалог, некая не исчезающая даже с полным забвением фабулы атмосфера, даже пейзаж. Таких рассказов непременно штук пять-шесть за год набирается. Но когда речь идет о премии, в голове возникает идея "Рассказ Рассказыча", этакого призового коня с выдающимся экстерьером среди беспородного табуна рассказов "просто", более или менее хороших.

Я всячески "за" литературные премии, мне жаль, что их по-прежнему тощая горстка на большую и многообразную русскую словесность, но вот чем премии плохи: пробуждают-таки в голове у критика идею особого призового экстерьера, неясный образ жанрового совершенства. А поскольку премия за рассказ прямо связана с именем Юрия Казакова, то он же первый в качестве образца и вспоминается. А найдите-ка в ближайших окрестностях что-нибудь сопоставимое с казаковским рассказом "Во сне ты горько плакал...". Долго будете искать.

"Номинаторский" прищур как-то сразу обесценивает прочитанное, провоцирует на насилие выбора. Ведь понравившиеся за год рассказы живут в памяти некой равноправной группой, даром что они разные и нравятся по-разному. Отношения между ними располагаются совсем не в плоскости "лучше - хуже" или "слабее - сильнее", а премиальный сюжет именно с этой точки зрения провоцирует на них посмотреть. Да плюс появляется азарт - волей-неволей приходится выбрать, то есть на какого-то одного "коня" поставить, а поскольку догадываешься, что, выбравши, непременно будешь за свой выбор "болеть", заботишься, чтобы лошадка была не хилая и не только тебе одному нравилась. Стало быть, всякие эксцентричные решения подавляются прагматикой процесса. Ну, например, по-настоящему, в самое, что называется, сердце, тебя поразил один-единственный абзац в очень слабом рассказе какого-нибудь Васи Пупкина. С Пупкиными такое бывает: жуют-жуют промокашку десятками страниц, а где-нибудь в середине - чистейший пер! л, с которым решительно не знаешь, что делать. Но на премию номинировать такое чудо точно нельзя, потому что перл-то есть, а рассказа - нет.

Словом, у критика, желающего сохранить с литературой нежные отношения, выход один - поскорее убить в себе номинатора.

Тем не менее рассказы, прочитанные за год, пронеслись, как говорится, "перед мысленным взором". И не так уж мало их задержалось в памяти.

Первой вспомнилась Елена Долгопят со знаменским "Два сюжета в жанре мелодрамы" (#6). Наверное, потому первой, что этот рассказ как раз очень эффектный, "призовой". Там и язык хороший, и фактура, и пластика, но фабула - просто класс. Убойной силы. Начинается все с талантливого рекламного клипа: "Была задумана реклама торта, а вышла реклама семейной жизни. Очевидно, что мальчик, мужчина и женщина любят друг друга, что им хорошо вместе, что этот дом с чашками, мирным светом, воздухом - дело их рук, что без них, без любого из них, мир рухнет, что они - триединство, троеначалие, необходимое и достаточное условие существования друг друга". В реальности случайные люди, снявшиеся в клипе, друг с другом даже не знакомы, у каждого своя жизнь. Мужчина одинок, мальчик - из "неблагополучной семьи", а у женщины нормальная семья - муж, двое детей. Короче говоря, мальчик решает рекламную сказку сделать быль! ю: находит одинокого мужчину, не мытьем так катаньем заставляет его принять себя в дом, причем действительно превращает холодную холостяцкую квартиру в подобие живого дома. Потом отыскивает и женщину, снимавшуюся в клипе, в один день хладнокровно убивает ее мужа и детей, которые клипом не предусмотрены, втирается к ней в доверие и в конце концов собирает всю "рекламную семью" вместе: "Через полгода примерно они обменяли обе квартиры на трехкомнатную и съехались жить вместе. Больше всего мальчик любил вечера на кухне под лампой из зеленого стекла. Лампу он сам выбирал в магазине "Свет".

Вот так вот - чистенько, без всяких там катарсисов, отмщений и воздаяний. Здесь читателя с такой силой бьют под дых, что он последние три абзаца рассказа читает без всякого внимания. И это ошибка автора, потому что для замысла абзацы важные - там завершается пунктир второго заявленного в заглавии "мелодраматического" сюжета (архивно-эпистолярного, времен начала века) и там герой рассказа пишет воображаемому адресату: "Нет-нет, конец времен еще не наступил". Добравшийся до этих слов читатель вправе воспринимать их с иронией: он-то знает, что пишущий живет, ничего не подозревая, с олицетворенным "концом времен" - ребенком-убийцей, причем в мире, который этот "ангел" для него сконструировал кровавыми детскими ручонками.

Никаких лазеек не оставлено - рассказ заявлен и написан как реалистический (хотя там и поминаются Хичкок и Гофман). И потому кинжальная его кульминация есть одновременно момент резкого отторжения для всякого читающего: в таком мире он жить не готов и не будет, стало быть, этого мира нет, как и этого рассказа.

И тут же вспоминается еще один "рассказ с убийством": рассказ Леонида Зорина "Ветераны" из цикла "Из жизни Багрова" ("Новый мир", #2). Коротенький совсем рассказик: дачная платформа, молодожены на скамейке, счастливый полубессмысленный диалог. Неподалеку, на другой скамейке, дремлет "низкорослый паренек" и к этому радостному лепету прислушивается. Он-то и убивает молодоженов, когда подходит электричка. А за минуту до этого рекомендует себя "ветераном горячих точек". Рассказ жестокий, но отнюдь не рушащий мироздания, оставляющий возможность мотивации в пределах различимых добра и зла.

Кстати, три другие рассказа этого цикла ("Жизель", "Визитная карточка" и "Расстрига") - тоже очень высокого уровня новеллистика. И все же лучшее, что опубликовал Зорин в этом году - роман "Трезвенник" (Знамя, -#2). Всячески разделяю сожаление Андрея Немзера, что этот роман не попал в букеровский шорт-лист. Вышел в начале года (успели подзабыть), прессу имел хорошую, но негромкую, в большой список попал, а дальше - увы, в нешуточный бой за русского Букера пошли крупные книгоиздатели, и финальный список оказался теснее, чем можно было предположить.

Леонид Зорин вообще прозаик "неформатный", да и ведет себя нерасчетливо. Второй год он выступает с очень сильными вещами аккурат к концу премиального сезона, и февральско-апрельские номера журналов к осени благополучно забываются. Да и на какую премию можно было, например, номинировать очень сильную прошлогоднюю повесть "Господин Друг"? ("Знамя",2000, #4). Разве только на премию имени Аполлона Григорьева, но что-то я не припомню этой повести в списках. Совсем же недавняя проза - "Кнут" в сентябрьском "Знамени" - обозначена как "маленький роман". Хотя, конечно же, типичный рассказ. Два недостатка у этой сильной, в общем-то, вещи - некая стилевая перенапряженность (сатира вообще трудная штука) и наличие фабульных "первоисточников". Можно, конечно, предположить, что Зорин не читал недавнего поляковского романа "Козленок в мо! локе", но "Шутку мецената" Аркадия Аверченко он читал наверняка. Конкурировать с предшественниками - дело, конечно, святое, но все-таки естественнее этим заниматься на поле "бродячих сюжетов". Они ведь потому и "бродячие", что очень емкие, размеров не имеющие, а сюжет "Шутки мецената" все-таки локальный.

Еще что вспоминается? Два рассказа Виктора Астафьева в "Новом мире" - "Пролетный гусь" (#1) и "Связистка" (#7). Добротные рассказы, борозды Астафьев не портит, но все-таки не событие литературной жизни. В точности то же можно сказать и по поводу рассказов Бориса Екимова ("Новый мир", #5). Екимовские рассказы вообще воспринимаются циклами, вернее, единым бесконечным циклом-сагой с четкой территориальной привязкой: южно-российские степи, сельская жизнь. Есть в этом, с одной стороны, солидность и устойчивость, а с другой - уж очень монотонно. Чтобы обратить на себя внимание критики, Екимову понадобилось в позапрошлом году написать повесть "Пиночет", причем заострить в ! ней сюжет сверх обычной для его рассказов меры. Но повесть, на мой непросвещенный взгляд, получилась тогда у Екимова лобовая - совсем в духе Владимира Тендрякова, который любил сталкивать чистые идеи, кой-как беллетризованные. Рассказы у Екимова все-таки более свободные, более многозначные. И все равно усыпляющие: "Поздний вечер. Густеют сумерки. Коров подоили и снова прогнали с база. Теперь они будут бродить по хутору, по его пустошам, заросшим травою, добирая. А потом, во тьме, снова вернутся и улягутся, каждая у своего база, сыто вздыхая". Есть, конечно, любители такого круговорота органики, но я лично сатанею, вплоть до желания, чтобы булки и впрямь на деревьях росли.

Вспоминается еще рассказик Буйды "Степа Марат" ("Новый мир", #4) - явный "досыл" к "Прусской невесте", отчего даже и некая досада на писателя берет: когда цикл рассказов уже отлился в книжку, всякие добавки к нему (хотя и не ниже уровнем, чем рассказы основного "корпуса") воспринимаются как бессмысленное умножение сущностей, экстенсивная эксплуатация давно найденного приема.

У Евгения Шкловского тоже не так уж и давно вышла солидная книжка рассказов ("Та Страна". - М.: НЛО, 2000), но и "знаменский" (#4), и "новомировский" (#8) его циклы механическим добавлением ее объема отнюдь не выглядят. Шкловский вообще медленно, но верно переворачивает свою былую репутацию "критика, пишущего прозу". Теперь он, можно сказать, очень серьезно "присутствует" в современной литературе: без сенсаций и громких каких-то внешних успехов, но зато выделив себе совершенно особую нишу и отстояв право на оригинальный язык. Стоя в стороне от всякого поверхностного бурления и переплескивания разных недопроявленных "измов", он занимается тем, чем никто у нас не занимается, от чего Маканин когда-то совершенно зря ушел: микроанализом вариантов и аномалий человеческой нормы. Это очень тонкая работа - можно сказать, психо! логизм второго поколения, причем никакие "современные технологии" не используются: тончайшие разрезы и глубокое сканирование ведется наследственным, дедовским, можно сказать, реалистическим инструментарием. И получается очень убедительно. Анализ простейшей бытовой ситуации (ну, как в "знаменском" рассказике "Фата Моргана") сдвигает и обнажает очень непростые слои сознания. Шкловский мне представляется некой и не архаической, и не тривиальной альтернативой нынешней стремительно коммерциализирующейся беллетристике. Это, вообще говоря, стоит отметить каким-то общепонятным значком - хотя бы и премией за лучший рассказ. В принципе, любой из пяти рассказов этого года достоин номинации.

Что еще? Очень неплох "Остров Святой Елены" Анны Матвеевой (мартовский "Новый мир"), и книжка ее "Па-де-труа", недавно изданная екатеринбургской "У-Факторией" обнадеживает. Интересен был Константин Плешаков с "Ведьмой" ("Дружба народов", #5) и особенно Максим Павлов с "Огородом" ("Дружба народов", #7), где возникает несколько неожиданный "извод" привычного для русской прозы "почвенничества".

Промелькнула в "Урале" (#3) и разочаровала Лариса Ванеева, которую так интересно было читать в конце 80-х. После долгого перерыва в "Звезде" напечатал пару рассказов Илья Крупник. Очень жалко в роли прозаика выглядит Алла Боссарт ("Дружба народов", #8).

Вот, собственно, и почти все, что в памяти так или иначе задержалось. В принципе, есть из чего выбирать.

Но напоследок все-таки вернусь к Маканину, с которого начал. Не повезло Маканину. Сюжет его съела реальная история. Он-то конструировал его по аналогии с балканскими событиями (российские танки подавили студенческий мятеж в Казани, мировое сообщество "наказало" Россию уничтожением ее топливно-сырьевой инфраструктуры, а ответный удар России не смогла стопроцентно отразить новая американская ПРО: одна сумасшедшая ракета прорвалась и разрушила Чикаго. Много лет спустя и американский, и русский экс-президенты ждут суда), а случилось 11 сентября и все перевернуло. Сразу стало понятно, сколько в рассказе лишней развлекающей и отвлекающей беллетристики, но и обнажилась яснее главная его тема: старость, ее душераздирающая беззащитность перед жаждущим ее растоптать миром. Если отбросить всю обессмысленную "историко-политическую" конструкцию, вспоминается Маканин времен "Отставшего" или даже "Голосов".





Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное