Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Русский Журнал. Круг чтения
http://russ.ru/krug
----------------------------------------------------------------------------
Все дискуссии "Круга чтения" http://russ.ru/forums/msg/936/936.html
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------
Книга на завтра
http://russ.ru/krug/kniga/current.htm

Светлана Силакова


Илья Смирнов. "Прекрасный дилетант: Борис Гребенщиков в новейшей истории 
России". - М.: "Леан", 1999. - 364 с.; тираж 5000 экз.


Труднее всего написать положительную характеристику на человека, которого 
очень хорошо знаешь.

Рон Хаббард.

А в наше время чем гнуснее версия, тем ей больше веры.

Вячеслав Рыбаков.

Я тоже такой, только хуже,

И я говорю то, что знаю:

Козлы!

Герой книги И.Смирнова.


В магазинах эту книгу обычно помещают среди "литературы о музыке" либо 
среди биографий. А зря. Поклонники "Аквариума" уже слегка обиделись, что 
музыкальный и жизненный путь героя зарисован выразительными, но скупыми 
штрихами(1). Самым важным для Смирнова было высказаться о "новейшей истории
России". Высказаться пространно, с претензией на научность (аккуратные 
библиографические ссылки в конце глав и аж три глоссария: советских 
исторических реалий, постсоветских исторических реалий и буддистских 
терминов). Сей том вполне возможно классифицировать по разряду 
"Культурология"(2) и рассматривать в одном ряду с какой-нибудь "Ролью 
духовых инструментов в духовном развитии духовенства".

Так? Так да не так. От твердокаменной научной объективности Смирнова 
спасают несколько обстоятельств. Во-первых, он сам (в роли журналиста и 
организатора) еще с рок-подпольных времен участвовал и участвует в 
музыкально-историческом процессе. Поэтому то, что он имеет сказать, - это 
"окопная правда".

Во-вторых, он давно знаком со своим героем (каковой герой, как 
поговаривают, прочел гранки и кое-что подправил) и относится к нему не без 
нежности. Смирнов совершил подвиг - дал положительную характеристику 
человеку, которого очень хорошо знает. И при этом не сорвался на "лакировку
действительности". Отнюдь. БГ попало, к примеру, за "израсходование 
запасов любви и всепрощения в сердцах слушателей" (с. 269), за "рекламу 
отечественного наркобизнеса" (с. 296), за работу "живым манекеном в витрине
победившей демократии" (с. 301). Но каждый раз Смирнов анализирует 
ситуацию со всех сторон - и, как правило, приходит к выводу, что могло быть
и хуже.

В-третьих, свойственный Смирнову "антипофигизм" превращает все, что он 
пишет, в пламенную публицистику.  Вопрос, который ставит перед собой и 
читателем автор, - для нашего времени, пожалуй, главный. Его обсуждают в 
электричках маршрута "Москва-Петушки" и выносят на обложку 
"Нью-Йорк-Таймс-мэгэзин". "Who lost Russia?" Кто, дескать, профукал Россию?
В отличие от многочисленных нынешних витий и пророков, Смирнов не считает 
наш тотальный скорбец преступлением мирового империализма. Виноваты мы 
сами. Разбираясь, почему "миллионы вроде бы вменяемых людей с невероятной 
легкостью отказались от возможности "вернуть эту землю себе", автор 
приходит к выводу: дело во всеобщем глубинном "отчуждении от общественных, 
тем более государственных интересов". "Разница между героями Окуджавы, 
Высоцкого, Галича с одной стороны и БГ, Майка, Цоя - с другой, довольно 
точно отражена в старом неприличном анекдоте: "Что такое акселерация? - То,
что комсомольцам 20-х годов было по плечу, нынешним комсомол!
ьцам по х..." (с. 290). По праву очевидца Смирнов хлестко характеризует 
последствия перестроечного рок-триумфа: "То, что представлялось европейским
движением сопротивления, обернулось отрядом восставших рабов, который 
после первой же победы устраивает в завоеванном городке дебош, чтобы их 
взяли голыми руками подоспевшие из Рима легионеры" (с. 273-274). И все, что
это повлекло за собой: "История нескольких рок-групп, переживших 1988 год,
- это более-менее удачное балансирование между двумя стульями, из которых 
один - трон высокого искусства, а второй даже не стул, а сиденье 
сантехнического характера" (с. 330).

Но автор не зря выбрал из числа заслуженных мастеров муз-эквилибристики 
именно своего героя. На взгляд Смирнова, создав альбомы 1994-96 годов 
("Кострома mon amour, "Навигатор" и "Снежный лев"), БГ "оказался едва ли не
единственным в тогдашней России художником, который сумел выразить 
нонконформистскую позицию средствами своего искусства" (с. 315)(3). И 
судить его надо по "той фазе, в которой он остается собой вопреки 
закономерностям общего фона" (с.332).

Последующие альбомы - "Гиперборея", "Лилит" и тем более "Чубчик" - не очень
укладываются в стройную социологически-гражданственную концепцию Смирнова.
Он их не совсем понял, что, разумеется, не криминал. Но, сводя счеты с 
неприглядными тенденциями современной культуры, он походя обос... (другого 
слова не подберешь) Пелевина (см. с. 331-332). И более того, проявил 
неуважение к своему герою, сочтя его высказывания типа "Пелевин - гений; а 
прозу я сейчас не пишу: за меня Пелевин пишет" чистым конформизмом. А что, 
цитирование "Бубна верхнего мира" в песне, которая весь сезон 1998-99 года 
исполнялась на всех концертах ("Девушки танцуют одни") - тоже конформизм?

В критическом запале не могу не выразить своего легкого "фэ" по поводу 
суперобложки. Выбранная для нее фотография была бы более уместна на 
предвыборном плакате. Очень уж усредненный у героя вид. А уж циферблат 
кремлевских часов вокруг головы - вместо нимба - вообще финиш. Любящей 
публикой уже были предложены другие, более соответствующие стилистике 
"Аквариума" модели нимбов: верхняя проекция граненого стакана за семь 
копеек, рваный барабан, медная труба (во всех смыслах этого слова)...

Но в общем книга весьма неплоха. Имеется ряд эксклюзивных материалов 
(выдержки из неопубликованных - читай "толковых" - интервью, разъяснения по
поводу альбома "Прибежище"). Чистота намерений И.Смирнова, как и умение 
справиться с тяжелейшей задачей (написать историю того, что еще 
продолжается), не вызывает сомнений. Как известно из практики экзорцизма, 
чтобы изгнать беса, необходимо назвать его по имени. Смирнов поставил себе 
задачу четко и внятно: не срываясь на кликушество, назвать "имена нашей 
тоски" (см. "Пси", новый альбом "Аквариума"). Возможно, это что-то изменит.


Примечания:

(1) Взыскующим традиционной биографии я бы посоветовала обратиться на сайт 
А.Житинского.

(2) Между прочим, в тексте Смирнов отзывается о культурологии  весьма 
неуважительно ("специальная, с позволения сказать, наука"), хотя сам  к ней
причастен  (писал статьи для культурологического словаря).

(3) Да? Вот еще несколько имен навскидку: Е.Хаецкая, Л. и Е. Лукины, 
В.Рыбаков и даже С.Лукьяненко (если брать "Осенние визиты"). 
Писатели-фантасты, чье гражданское мужество  скрыто от несведущей аудитории
пестрыми обложками.  Но не все любители музыки читают фантастику, и, 
наоборот, не все любители фантастики...

----------------------------------------------------------------------------
Дискуссии рубрики "Круг чтения":
Творчество Виктора Пелевина
Эпидемия помешательства
Чей это портрет?
http://russ.ru/forums/msg/936/936.html

Книга на завтра http://russ.ru/krug/kniga/current.htm
Выбор Пушкина http://russ.ru/krug/vybor.htm
Чтение без разбору http://russ.ru/krug/razbor.htm
Новости электронных библиотек http://russ.ru/biblio

Авторы Русского Журнала. Досье http://russ.ru/journal/dosie

Гуманитарные ресурсы России http://russ.ru/info

----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru 
или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов" 
http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal   mailto:russ@russ.ru    http://russ.ru/



http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное