Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Русский Журнал. Круг чтения
http://russ.ru/krug
----------------------------------------------------------------------------
Все дискуссии "Круга чтения" http://russ.ru/forums/msg/936/936.html
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------
Книга на завтра
http://russ.ru/krug/kniga/current.htm

Александра Финогенова


Наша улица

Общественно-литературный журнал, # 1, 1999.

Новый журнал, да еще литературно-художественный - экзотика нашего 
литературного рациона. Усопшие "толстые журналы" давно перестали быть 
знаковым отличием человека с в/о. Прежний самый читающий читатель углубился
в узкоспециализированные издания по вкусам - программирование, автомобили,
кулинария. А ходячий анахронизм, пожирающий в метро не помесь всемирной 
любви со всемирной коррупцией, а - ! - томик из "Всемирной литературы", 
почему-то не пользуется знакомыми лично мне линиями метро. Потому, листая в
Ленинке старые подшивки "Юности" и "Нового мира", начинаешь ощущать себя в
положении филологического Фирса. Будет ли на нашей улице праздник? Этим 
вопросом всерьез задалась редакция нового общественно-литературного 
журнала, однозначно решив его своим девизом: будет! Была бы улица. И 
протянула эту самую "нашу улицу" на 200 с гаком метров-страниц, на которых 
можно обнаружить в примерно одинаковой пропорции взносы всех жителей, от 
юных работников транспорта до фронтовиков.

Поищем в меню знакомые ингредиенты. На обложке, отражающей, как полагается,
символику идеи, видим дом, улицу, фонари.. и птицу-чайку. Блок и Чехов. 
Обреченный дом-Титаник русской литературы и ее Надежда (из прошлого). А 
также МХАТ - и Олег Ефремов. Его цитата и стала слоганом пилотного номера. 
"Меняется воздух времени", господа... товарищи. Этот монолог матерого 
актера и человека составляет рубрику "Из всех искусств...", заявив, 
пожалуй, о самом уязвимом из них, о театре, нераздельно спаянном с театром 
жизни, на главной сцене которого гастролирует в данное время театр военных 
действий. Кто виноват, что делать со всем этим, спихнуть ли все на конец 
века / конец тысячелетия? Человек скорее склонен спихивать все на ближнего;
новоявленный христианин - на жида, жид - на мусульманина, нацмена. 
"Человек больше всего устает от ответственности" и успешно перекладывает ее
на соседа по квартире-стране. Мэтр заканчивает многоточием, что тоже 
является отражением времени. Распутье не-времен!
и, меж-времени.

Демонстрация истерии межтысячелетия, приходящегося на 2000 год и 
выражающегося в трех нулях и повальном убеждении в наступлении нового века,
- звучит как продолжение темы в статье Вл. Новикова. Не конец света, а 
приведение многочлена к нулю, обнуление, выход пузатой цифры вперед - 
превалирование отношений рубля и доллара над отношениями людей, спонсоров 
над культурой, критики над литературой. Но решение на более "человеческом" 
уровне - не презирать, а принять. "Быть понятными и нужными" этой 
жизни-дурочке, сданной нами добровольно в опекунство Главной Кукле, нулю, 
оказавшемуся без палочки, только рассеялся путчевый смог. Эти 
размышления-расчеты Вл. Новикова, входящего, кстати, в редколлегию журнала,
сыграли роль вступительной статьи, призывающей работать на 
производительность, в частности - "повышать качество и калорийность 
духовной пищи". Возделывать свой сад.

В ухоженном саду полагается быть оранжерее с растениями редкостными - 
вымирающими или вымершими по варварству человека или климата. Рубрика "И 
кнут, и пряник", с зачинающей статьей-агиткой про настоящее "обнуление", 
предъявляет нам персонажей уникальной судьбы. "Я был последним советским 
поэтом", - заявил советский по паспорту гражданин мира Евтушенко. 
Окружающий его климат был не то что неблагоприятным - противопоказанным. 
Его звезда, полет которой прослеживает астроном литературного небосклона 
Лев Аннинский, продиралась сквозь такую любовь-ненависть современников, что
только определение важнейшей и мощнейшей ее особенности помогает объяснить
беспомощность современных ему ждановых. Эта звезда - явление природы своей
эпохи. Неподдающийся. "Небалованный". А поэт Юшин, питающий "и вечный дух,
и временную плоть", не балованный грандиозным успехом, но разлившийся 
пандеистски по душе народа в любимых песнях, сделал по-русски 
непредсказуемую карьеру с по-русски же обрубленным концом!
. Это лекало - так строгайте свои вкусы, отсекайте лишнее, отсекайте. 
Гордитесь, что живете (жили) с ними на одной улице.

Собственно литературный раздел открывает писатель и главный редактор, Юрий 
Кувалдин, сборником рассказов "за жизнь". Очень жизненные истории о 
недавнем прошлом и настоящем, по-разному, но продажным и купленным со 
скидкой, где действуют "маленькие" - удаленькие и не очень. Страшилки для 
взрослых, давно усвоивших, что подобные сюжеты - плод не больной фантазии, 
а больной реальности. Эта форма рассказа-притчи с мрачной концовкой - 
недоношенный плод русской литературы девяностых, по крайней мере, 
общедоступной. "Изба-читальня" нашей улицы предлагает их целую россыпь, 
пять наборов историй, из которых один - дамский, что говорит о принципе 
равенства полов и равенства масштабов авторов. Рассказы эти о времени и в 
основном о СЕБЕ, поэтому такой краткой и недолговечной предстает биография 
каждого героя-винтика разобранной махины постсоветского Слова. И еще более 
урезанные образцы мысли предстают в виде афоризмов (что характерно - в 
разных рубриках), как атомы распадающейся вселенной, э!
лементы ценные, но только элементы. Это не упрек - досада по подтверждению 
тенденции. А поэтический "прицеп", что по текстовой массе действительно 
скромен, отличается большим разновкусием, чем литературный локомотив. 
Мемуары, посвящения, признания, сатира и экзерсисы находятся примерно в 
равной пропорции и, как во все трудные времена (а они всегда трудные) - 
просто сосуществуют.

 Выступает по всем видам словесного многоборья и племя молодое, практически
незнакомое. Почти ровесники, ребята 75-79-го годов рождения знают про 
цензуру мысли лишь "поначитке", что и обеспечивает такой разброс тематики и
стиля. Маленькие триллеры Кирилла Третьякова соседствуют с римейком Романа
Семушкина на тему "Живет такой парень", с рассказом об одном дне 
наследного болельщика и с заполняющей целую рубрику 
словесно-изобразительной "Выставкой" Александра Трифонова. Каждый молодец 
хочет высказаться отличительно, на что имеет полное право, и публикация, 
как осуществление этого права, - не только их общее достижение, но и 
следствие главного достижения их старших коллег: превращения публикации из 
милости в это самое право. На равных возможностях.

Настораживает одно: несовпадение наличных произведений и статей с задачей, 
заявленной в обращении к читателю, помещенном, словно P.S., в самый конец 
журнала. "Журнал является альтернативой ортодоксальной периодике со 
стандартным умозрением". Бросьте, не считая подпольных листков 
какого-нибудь верного черносотенца, таковой периодики больше нет, поскольку
любой уважающий себя литератор - а за ним и продвинутый читатель-недоучка 
- считает унизительным обращение к себе как к стандартному и нормальному, 
считая это синонимом "лоховости" что ли. Выбирать приходится между "МК" и 
"Птючем", говоря о полюсах молодежного чтива. Так что первый номер этого 
издания больше похож на почку мощного ствола пресловутых "толстушек". 
Хочется надеяться, что не только первый, а в этом есть сомнения. "Отдавать 
предпочтение молодым авторам", в том числе непрофессионалам - "учащимся 
ПТУ... курсантам военных училищ" - оно, конечно, благородно. Но стоит ли 
сразу задаваться столь узкой целью - предпочитать,!
 то есть плодить непрофессионалов и графоманов от больших амбиций? 
Разборчивость способствует качеству переваривания той духовной пищи, о 
которой тоскует один из упомянутых авторов. Даешь истинно равные 
возможности! - и пэтэушникам, и эмгэушникам. Дальше - страшно: 
"...заговорить языком улицы. Как в свое время Пушкин". Но разве этот язык 
молчит? И кого считать современными Державиными? Поэтов-песенников с 
виршами про "Ах, какую женщину"? На пушкинском же "диалекте" говорят только
учителя литературы, и то на уроках. Плюс многочисленные... записи по 
телеканалу "Культура". Слава Аполлону, в том номере, что я держу в руках, 
не слышно того, что обычно подразумевается под фольклором и дворово-блатной
песней. Зато слышно под окном. Давайте лучше - неужели? - роман с 
продолжением. Именно это имеет все шансы на аншлаг - все забыли, с чем это 
едят. А про что - дело писательское. Скажу словами другого автора выпуска: 
важно не то, "про что" говорится, а то, "что" говорится." И еще: "обнов!
лять" язык, как своеобразный строительный объект - хорошо, когда объект 
выметен, очищен. Пачкотное дело, да отступать уже некуда...А замах на 
Пушкина - это красиво. Не "промахнуться" бы чайке. Как Икару.

----------------------------------------------------------------------------
Дискуссии рубрики "Круг чтения":
Творчество Виктора Пелевина
Эпидемия помешательства
Чей это портрет?
http://russ.ru/forums/msg/936/936.html

Книга на завтра http://russ.ru/krug/kniga/current.htm
Выбор Пушкина http://russ.ru/krug/vybor.htm
Чтение без разбору http://russ.ru/krug/razbor.htm
Новости электронных библиотек http://russ.ru/biblio

Авторы Русского Журнала. Досье http://russ.ru/journal/dosie

Гуманитарные ресурсы России http://russ.ru/info

----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru 
или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов" 
http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal   mailto:russ@russ.ru    http://russ.ru/



http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное