Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые подписчики!
Выпуск четвёртой недели июля 2008.
Тема летнего семестра в учебном плане рассылки «Интерпретация проективных тестов» по-иностранному называется «Супервизия». По-русски это, наверное, будет звучать как «В помощь наставнику молодёжи». Как всегда, каждая из тем – а всего их будет двенадцать – продублирована на форуме «Дети рисуют семью» в соответствующей категории.
Что делает супервизор? Он учит (1), поддерживает (2), консультирует (3) и даёт оценку (4). Поскольку в чужом глазу соринка всегда заметнее, чем бревно в собственном, разбираться в сильных и слабых местах мы начнём не с себя, а с окружающих и поведём речь о психологах, которые проводят тесты и о социальных работниках. В ближайших выпусках рассылки мы познакомимся с одним из лучших экспертов – Роем Шефером.

Блестящий знаток теста Роршаха, психоаналитик, главный клинический психолог Йельского медицинского университета Рой Шефер однажды иронично описал преимущества и недостатки каждого типа психолога-психодиагноста. Отрывки из книги Shafer Roy. Psychoanalytic Interpretation in Rorschach testing. NY:Grune&Stratton, 1954 цитируются по книге: Arbitrum Liberium. Арбитрум Либериум. Свобода выбора пути. Сводный каталог русскоговорящих специалистов в области медицины и психологии. Подарочное издание для участников конференции 26 апреля 2007 года. Тель-Авив, 2007. 198 с. ISBN 978-965-7272-19-0
Впрочем, проницательный взгляд психоаналитика легко применить к разговору о том, какой вы врач, педагог, социальный работник, руководитель – или шире, представитель профессий, где взаимодействие с другими людьми является главным.

«Хамелеон

Психолог-хамелеон. Занятия клинической психологией, возможно, особенно привлекательны для людей с хронически диффузной я-концепцией, людей, которые не уверены в себе, в том, каким человеком они хотели бы быть, какой тип взаимоотношений поддерживать, какие из импульсов и чувств принимать и выражать и как именно это делать, каким традициям следовать и каких ценностей придерживаться, пишет Шефер. Следуя за Эриком Эриксоном, он определяет таких психологов как имеющих неопределённую идентичность. Психологу, не имеющему чёткой идентичности, тестирование предоставляет возможность наблюдать за другими людьми и беспрестанно сравнивать себя с другими. Психолог может таким способом утверждаться в своей «нормальности» либо принимать свою «ненормальность». В качестве способа узнать, как именно другие люди справляются или не справляются с их проблемами, тестирование относительно надёжно и недорого, «даже принимая в расчёт, что не слишком вознаграждаемо в настоящее время», замечает Шефер в своей книге, выпущенной в США в 1954 году.
Ориентация на исследование идентичности подразумевает прямую и непрямую встречу с самим собой и, возможно, со своей завистью. Психодиагност наблюдает в пациентах черты, которыми восхищается, такие как шарм, живой ум, гладкая речь, убедительность и поэтическое воображение. Такой психодиагност может демонстрировать крайний фаворитизм в своём обращении с пациентами – любовные чувства к тем, кем восхищается, и скуку и отвращение к бедным, туманным или бросающим вызов пациентам. Ориентация на изучение идентичности других проявляется в требованиях психодиагноста давать богатые, насыщенные смыслами протоколы от пациентов, неспособных их дать. Она может привести к утрате нейтральности по отношению к материалу. Очарованность клиентом может ослабить или затуманить то чувство идентичности, с которым психолог начал тестирование.
С положительной стороны, неосознаваемый поиск психологом идентичности может усилить способность воспринимать то, как пациент пытается решить свои проблемы и постигнуть себя. Неопределённость относительно чьего-либо Я вносит важный вклад в умение видеть разнообразие решений, находящихся в распоряжении других людей и их попыток справиться со своими проблемами. Это усиливает чувство уникальности и толерантность к неопределённости и противоречиям в результатах тестирования. Также, поскольку она подразумевает встречу с собой, эта ориентация может способствовать личностному и профессиональному росту.»

Во времена, когда Шефер писал свою книгу, не было ЖЖ, а то бы он обязательно отметил, что желание посмотреть на других социальный работник-хамелеон реализует в интернет-сети, где ведёт достаточно откровенный Живой Журнал и с удовольствием вступает в споры по самым разным поводам. С каждым новым собеседником он заново определяет, уточняет и переопределяет свою позицию, как того и требует его неопределённая – хамелеонская по природе – идентичность. В беседе с подопечным это любопытный и вдумчивый слушатель, который, однако, скучает, если беседы становятся однообразными или отупляющими. По моему личному впечатлению, чаще всего тип социального работника – хамелеона проявляет себя как активный участник профессиональной дискуссии.
Материал подготовлен для интернет сообщества «Равное родительство» http://community.livejournal.com/childrn_divorce/19839.html

Продолжение в следующем выпуске рассылки.

С уважением,
доктор Бермант-Полякова


Наверх

В избранное