Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые подписчики!
Выпуск второй недели июля 2008.
Тема летнего семестра в учебном плане рассылки «Интерпретация проективных тестов» по-иностранному называется «Супервизия». По-русски это, наверное, будет звучать как «В помощь наставнику молодёжи». Как всегда, каждая из тем – а всего их будет двенадцать – продублирована на форуме «Дети рисуют семью» в соответствующей категории.
Что делает супервизор? Он учит (1), поддерживает (2), консультирует (3) и даёт оценку (4). Поскольку в чужом глазу соринка всегда заметнее, чем бревно в собственном, разбираться в сильных и слабых местах мы начнём не с себя, а с окружающих и поведём речь о психологах, которые проводят тесты и о социальных работниках. В ближайших выпусках рассылки мы познакомимся с одним из лучших экспертов – Роем Шефером.

Блестящий знаток теста Роршаха, психоаналитик, главный клинический психолог Йельского медицинского университета Рой Шефер однажды иронично описал преимущества и недостатки каждого типа психолога-психодиагноста. Отрывки из книги Shafer Roy. Psychoanalytic Interpretation in Rorschach testing. NY:Grune&Stratton, 1954 цитируются по книге: Arbitrum Liberium. Арбитрум Либериум. Свобода выбора пути. Сводный каталог русскоговорящих специалистов в области медицины и психологии. Подарочное издание для участников конференции 26 апреля 2007 года. Тель-Авив, 2007. 198 с. ISBN 978-965-7272-19-0
Впрочем, проницательный взгляд психоаналитика легко применить к разговору о том, какой вы врач, педагог, социальный работник, руководитель – или шире, представитель профессий, где взаимодействие с другими людьми является главным.

«Замкнутый тип

Замкнутый психолог. Для такого психолога тестирование может стать главной улицей к контакту с людьми, а иногда и к интимности в человеческих взаимоотношениях. Не следует забывать, что тестирование предлагает замкнутому психологу благоприятное положение, защищающее его от опасностей и боли от амбивалентности реальных отношений. В тестированиии доверительность и откровенность гарантирована, в ней нет ничего обязывающего, контроль остаётся в руках психолога, и интимность растёт только в одном направлении – к нему. Такая контролируемая, временная, односторонняя теплота и близость в профессиональной жизни патопсихолога тем более привлекательна для него, чем более его личные взаимоотношения чреваты компульсивными, шизоидными или параноидными тревогами и подавлениями.
Замкнутому психологу трудно оставаться адекватным во взаимодействии с энергичным пациентом, который пытается силой вырвать контроль над ней из рук психодиагноста, и движется на него «слишком лично», требуя более человечного отклика и вовлечённсти, чем психолог готов дать. В последнем это вызывает сильную тревогу. Она может привести его к холодному, бесцеремонному, раздражительному или более уклоняющемуся поведению. В конце концов тестирование превращается в болезненное переживание для обоих участников.
Отмечая положительные стороны этого типа, Шефер пишет о том, что социальное подавление часто сопровождается гиперчувствительностью к эмоциональным нюансам в отношениях. Последняя может обогащать способность психолога воспринимать Другого, с оговоркой, что его восприятие не отягощено подозрительностью и параноидными чертами.»

По моему личному впечатлению, среди социальных работников муниципалитета замкнутый тип – редкость. Он скорее выберет работу в закрытом учреждении – хостеле или интернате.

Материал подготовлен для интернет сообщества «Равное родительство» http://community.livejournal.com/childrn_divorce/19839.html

Продолжение в следующем выпуске рассылки.

С уважением,
доктор Бермант-Полякова


Наверх

В избранное