Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Выпуск третьей недели августа.
Продолжаем разбор статьи Как кодировать «зуб»?
Позвольте подсчитать способы, или о некоторых иных методах классификации ответов на Роршах-тест
Джозеф Маслинг
Психологическое отделение университета Нью-Йорка в Баффало

ПЕРВЫЕ ПЯТЬ ПРОТОКОЛОВ – ПРИМЕНЯЕМ ШКАЛУ ПРЕГРАД.
ПЕРВЫЕ ПЯТЬ ПРОТОКОЛОВ – ПРИМЕНЯЕМ ШКАЛУ ПРОНИЦАЕМОСТИ.

Продолжаем работать с файлами сайта www.rorschach.ru «Первые пять протоколов: начало», «Первые пять протоколов: продолжение» и «Первые пять протоколов: окончание». Чтобы наши занятия были эффективнее, я предагаю вам в распечатанных протоколах подчёркивать ключевые слова, которые мы будем кодировать.

В выпуске от 13 августа я сформулировала приближенную к реальности учебную задачу. Повторяться не буду, лучше сразу перейдём к делу.

Протокол Белоснежки, к моему сожалению, из-за недобросовестности администратора сайта, прочесть его полностью в интернете не удастся, поэтому приведу ответы здесь. Комментарии психодиагноста даны в скобках.

I. Вау! Я вижу человек-мотылёк. Ещё говорить? (как хотите) Я не знаю, сейчас вспомнила фильм Дюймовочка, где она танцевала с жуком. Интересно.
10’’ Не знаю. Больше ничего интересного. Насекомое и всё. Чем больше смотришь... (возвращает таблицу)
0:0
II. (улыбается) 15’’ Хм! Вы знаете, трактир, деревянная скамейка и за ним двое мужчин крупных... не знаю, то ли в ладушки играют, то ли...
А можно переворачивать? (как хотите)
(Стол в трактире закрывает ноги мужчин, ответ по шкале преград, упоминание о том, что закрывает 1:0).
V < Опять какое-то насекомое полезло.
^ Хм. Нет, это не подходит. Пытаюсь усмотреть аналогию с медведями, но что-то не идёт. Не дорисован. 10’’
А красный цвет специально здесь? Продуманно? (так это сделано)
10’’ не знаю. Знаете, ощущение, как будто был нормальный рисунок в тёмных тонах и взяли наляпали красного. Как испачкали картинку. Как будто кровь, что ли. По ассоциации. Наверно, всё.
20’’ Я уже и туннель тут увидела, и всё. Вода налитая, водоёмчик, уходящий к стенам замка.
(Замок это строение, водоём – упоминание о природных образованиях с «вмещающими» свойствами, - этот ответ Роршах-теста заслуженно получает балл по шкале преград, 2:0).
12’’ Можно её отдавать? (как хотите) (отдаёт таблицу)
III. 7’’ Это что-то... Вы знаете, что-то такое... что-то африканское. Игрища обезьяньи.
Мартышки, подвешенные за хвосты.
Бабочка висит. От смокинга. От человека. Человека нет, бабочка осталась.
(Бабочка от смокинга имеет отношение к одежде, балл по шкале преград, 3:0)
А вот эта часть как в мультиках показывают... Скелет, делают флюорограмму.
Что-то не получается связная картинка. Эти сами по себе висят, эта сама по себе висит в центре.
Вот эти вот хвосты... С одной стороны хвосты, с другой пуповина. Аж неприятно. На пуповину похоже.
10’’ Не знаю, какой-то непонятный рисунок.
А вот эти две мартышки тёмные мне кажутся дамы, женщины. Груди так прорисованы. 15’’
Меня вот эти кусочки смущают. Уж больно они похожи на пенисы. Ноги не ноги, руки не руки, юбка. Что-то непонятное. Гермафродиты.
Не знаю, по-моему, всё.
(Юбка в этом ответе даёт балл в шкалу преград, любое упоминание об одежде, 4:0).
IV. 6’’ Что-то мрачноватое. В отличие от этих мартышек весёлых что-то мрачноватое. Знаете, что это напоминает? Кучу фильмов сразу. Короче говоря, тут человек начинает перерождаться в чудовище. Похоже на что-то инопланетное, но вроде и человек, больно с довольным видом стоит. Вот эта вот часть... Нет, это не человек. Королева там чего-нибудь. Королева монстров. Их потустороннего мира. Вот это вот справа и слева ноги непонятные.
10’’ И эти сапоги. А хотя нет, это справа и слева итальянский сапог гофрированный. Я не знаю, что это. Какое-то одеяние, полы плаща. Как-то одно с другим не вяжется. В центре королева, по бокам какие-то лапы свешиваются, клешни, а внизу вот эти сапоги. У меня фантазии не хватает.
(Сапоги, полы плаща, одеяние – упоминания об одежде, шкала преград, 5:0).
V. Ну, это летучая мышка. Можно сказать, классическая. Можно сказать, женского пола и незлая. Добродушная. Просто мышка.
7’’ Если, конечно, начать здесь копать... Но пусть это будет мышка. Хотя, Вы знаете. Я смотрю на её лапки умильные, они напоминают мне заячьи лапки. И ушки заячьи, и это уже не мышка!
(возвращает таблицу) Кого там. Не стала видеть уже всех.
VI. Первое, что пришло на ум, как в фильмах показывают, шкуры такие висят в домах... тигриные. А вот эта верхушечка, она не от шкуры тигриной, а как вигвамы показывают... или вот как мультик карусель... или типа с флюгелем... как их... по ветру развеваются.
Что-то кошачье сразу на первый взгляд.
(Висящая шкура получает балл в шкалу преград, как упоминание о том, что закрывает голую стену в доме, 6:0).
4’’ Мне не нравятся эти крючья внизу. Это не когти тигриные, это какие-то крючья буквально.
Ещё я вижу глаз... несколько раз.
И опять, напоминает, извините, половой член. Какой-то странный немножко. 18’’ А можно насчёт цвета сказать? (как хотите)
Если бы тут была цветная картинка, вот этот вот вигвам должен был бы быть солнцем. Ярким, оранжевым.
(Вигвам это упоминание о строении, шкала преград 7:0).
Я не могу, прямо глаз, ужас. Аж жутко. Один-единственный глаз человеческий. Страшно.
6’’ Наверное, всё.
VII. 5’’ Мне сразу показалось, что я увидела какое-то древнее женское украшение... Вы знаете, медное. А сейчас смотрю, начала разбирать по частям. Женские профили с лицами. Девичьи. Девочки, подростки. 7’’ Но почему-то девичьи головы переходят в злобные свиные морды. Хари такие, в ярости.
А внизу эти два кусочка мне вначале показались как два лезвия, а сейчас как-то как кусочки картона, что-то мягкое, бумажное что-то.
5’’ А ещё вот эти вот кусочечки на головах типа Властелина колец. Пропасть разделяет. Что-то вот навеяло. < ^
(Две группы людей на краю пропасти, шкала проницаемости, упоминание о факте разрыва, 7:1).
6’’ Хм, интересно. У меня эти головы превратились в рыбёшек с Русалочки. А свиные морды так мордами и остались. Не хотят уходить.
Наверно, всё.
VIII. 7’’ Непонятно, то ли анатомический какой-то атлас, то ли саламандры идут по бокам. Нет, бесхвостые. Нет, не саламандры, а хамелеоны. Хамелеончики ползут.
(Хамелеон меняет цвет своего тела, шкала преград, описание существа с особенной внешностью, 8:1).
3’’ А это что-то верхняя часть как панцирь от рака. Больше мне ничего не приходит на ум.
(За упоминание панциря – ещё один балл в шкалу преград, 9:1).
12’’
Не работает у меня.
Как минералы какие. Тем более в цвете. Как камни. Не знаю. (Образы, чьи границы ненадёжны и неясны, балл в шкалу проницаемости, 9:2).
Что-то опять, как два сапога, две ноги. Человека нет, ноги висят. Как кто-то застрял.
(На первый взгляд, в этом ответе есть сапоги – предмет одежды. Но сапоги лишь часть образа, главное здесь, что видно лишь половину человека (обычные границы тела пропущены), и человек застрял (факт причинения вреда живому существу), поэтому ответ в целом оценивается как балл в шкалу проницаемости, 9:3).
Здесь вроде осколки костей, что-то острое, неприятное висит, а тут вроде мягкое подвешено, внизу.
Вот эта часть она и на ощупь на панцирь похожа. Сухая, шершавая, и как колючая. Похожа на рака неваренного. А нижняя часть нормальная. То ли бабочка, то ли камень. Не вызывает таких...
Получается эти хамелеончики... недоделанные они без хвостов... соединяют эти половинки. Они впились своими присосками к нижней части и к верхней. Как бы по идее они должны быть отдельно.
IX. 8’’ Что ж меня на фантастику потянуло? Или это нормально?
Как же называются эти цветы, которые заманивают насекомых? Росянка? Вот эта часть оранжевая... как у этих растений липкие волоски. Насекомое садится, раз его и проглотило.
(Причинение вреда живому существу, балл в шкалу проницаемости, 9:4).
Вообще центральная часть немножечко неприятная. То ли осьминога напоминает, то ли ядерный взрыв, сам гриб.
Вот эта вот часть как глаза вытягиваются к поверхности, когда всплывают. Вот эти вот...
Во я бред несу! (неожиданно, высоким голосом)
У нас были игрушки на ёлке, знаете, смесь Чиполлино с Дедом Морозом. Злобноватый вид такой, красный нос и как борода. Причём возраст так пожилой... Сеньор Луковица. Гибридные... Причём они как беременные. Нет, беременные они не могут быть. Причём эта часть как пузатые. Вначале показалось, что они друг на друга нацелили типа оружие, а теперь смотрю, они не друг на друга, а на себя каждый.
6’’
Какое-то подводное царство, а вот эта вот часть как краб. Ещё такой цвет розовый...
(Краб существо, имеющее панцирь, балл по шкале преград, 10:4).
7’’ А вот это вообще зелёное. Для чего-то же это нарисовано. Какие-то мордочки мультяшные.
Короче, эти оранжевые Деды беременные с животами, вот они злобноватые, нехорошие, в центре злобный осьминог, а внизу зелёные рожицы добродушные по бокам, а в самом низу, я даже не знаю, то ли как портьера, то ли как платье у Золушки такое, пышное платье. Не само платье, юбка. А эти два красных пятна опять превратились в рыбок. Они то ли её сопровождают, то ли охраняют.
(Портьера это занавес, юбка и платье предметы одежды, весь образ в целом оценивается как ответ по шкале преград, 11:4).
5’’ Мне не нравится эта часть цветная, розовато-коричневая. Что-то как внутренности. Знаете, как что-то грязное затекает на это платье.
Напоминает, когда рыбу вспарываешь, кишки. Цвет и форма. Что-то такое, нехорошее.
(Вспоротая рыба, испачканное платье, - причинение вреда объекту или живому существу, балл по шкале проницаемости, 11:5)ю
(Улыбается) Всё, наверное.
А принцип-то какой? Сразу говорить, или вглядываться? Можно ещё найти, посидеть.
5’’ Нет, это всё. < ^
X. Ой.
Вот это мне прямо как картина, называется «Под микроскопом». Блошки танцуют, клещи может какие-то блошки тут несут что-то мелкое. Нет, микробов тут нету. А может, и есть. Опять же крабики.
Это вообще какая-то яичница-глазунья. Во нарисовали.
Вот эти вот клопики... Несут, стащили где-то то ли перо металлическое, пёрышко, или какой-то меч, что-то с нашего мира утащили. Что-то интересное.
Вот внизу вообще какая-то волшебная мордочка, непонятная. У Оленихи глаза как у стрекозы. Какая-то помесь.
Не знаю, я в растерянности. Столько ярких пятен, а я ничего сказать не могу. Вот это вообще как осенние листья падают, кусочки оранжевые.
А вот эти вот голубые, две фигурки, как два слонёнка, это нелогично, они вниз головой, и они между хоботами чо-то держат, что-то типа бокала гранёного, стакана. Как рюмка.
Даже не знаю.
6’’ А вот эти две фигуры красные крупные, я не знаю, кого они напоминают, но что-то несуществующее. То ли как улитки, как фантастические два животных. Вот эти глаза-антеннки. Два инопланетных существа и они всю орду за собой ведут.
Получается, они держат вот этих слонят, и два этих паокообразных или как снежинка, что-то непонятное.
Я теперь не могу понять, что у них на глазах делают два эти клопика. Может, это у них типа цирка.Что-то типа аттракциона, наверное.
Эти должны держать стакан, а эти должны бросить туда меч. Это непонятно. А глазунья уже как бы и не глазунья. А как бы две детские рожицы, два костюма. Как голова переходит, плюшевые костюмы и всё. Интересно. С чёрно-белыми было проще пятнами.
Крабы, у них вот клешни. Как манящие крабы. Самцов, как они приманивают самок.
Наверно, всё.
(Крабы, плюшевые костюмы, вообще весь перцепт аттракциона в цирке – шкала преград, одежда, маскировка, защитный панцирь – 12:5).
Я с этим ничего не придумала. С этим маленьким рисуночком. Ничего в голову не приходит.
Наверно, всё.
Хотя, Вы знаете, подождите. Испугалась, что всё, и тут же увидела. Знаете, что я увидела? Мужское лицо (смеётся) в обрамлении волос. Яичница стала глазками, а эта рожица стала нос с усами.
А слонята превратились в лифчик. Просто лифчик висит на лбу у этого существа. Не старый, не молодой. На лбу лифчик. Это интересно.
(Лиф это предмет одежды, шкала преград, 13:5).
Вот эти вот куски, как хиппи. Они у него торчат из головы.
Клопики они как бы не вписываются в эту голову. Мне не нравится эта деталь, она меня смущает. Не могу найти ей применения.
Всего Белоснежка увидела 54 ответа. Это почти три обычных протокола, так что нам пришлось потрудиться за троих.
Заполним таблицу: Белоснежка, ж, 30 лет, 54, 13, 24%, 5, 9%.
Отметим про себя, что стратегия переработки информации – подробно рассмотреть каждую деталь и в каждой таблице постараться дать ответ на целое пятно – была изнурительной для психолога. Мы прочли с вами ПРОТОКОЛ, а ведь ещё был и расспрос по каждому из 54 ответов!!! Интересное наблюдение: Белоснежка оказалась особенно уязвимой, когда речь зашла о её чувствах. До появления цветных таблиц в протоколе не было ни одного ответа по шкале «проницаемости», но обращение к эмоциональным переживаниям её «пробило».

НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ: продолжаем оценивать протоколы кандидатов.

ДАЛЕЕ:

ЧИТАЕМ СТАТЬЮ: стр. 403-404.
RORSCHACH ORAL DEPENDENCE SCALE
Читайте в следующих выпусках рассылки.

КОММЕНТАРИИ К ПРОЧИТАННОМУ РАЗДЕЛУ
Читайте в следующих выпусках рассылки.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б.
RORSCHACH ORAL DEPENDENCE SCALE НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ.
ПЕРЕВОД ШКАЛЫ НА РУССКИЙ ЯЗЫК.
Читайте в следующих выпусках рассылки.

С уважением,
д-р Ольга Полякова


Наверх

В избранное