Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Территория развития. Журнал для познающих и развивающих себя


Информационный Канал Subscribe.Ru

Территория развития
Электронный журнал для тех, кто ужЕ познает и развивает себя

№ 12 | 2003
22 апреля 2003 года

Выпускающий редактор Сеанат seanat@yandex.ru

энциклопедия практик саморазвития | инструменты развития | архив рассылки




ИЗ ЭНЦИКЛОПЕДИИ ПРАКТИК САМОРАЗВИТИЯ



Далай Лама XIV "Медитация"


Школа Золотого Жезла Мудрости
Итака, штат Нью-Йорк .




Я очень счастлив прийти в ваш центр. Кое-что мне известно о вашей деятельности здесь, меня восхищают ваши взгляды и цели - познать многие системы. Я намереваюсь пояснить вкратце и в общих чертах отдельные моменты, а затем мы сможем пообщаться неформально. Если вы спрашиваете: "Имеют ли люди права?", я отвечу: "Да, имеют."

Что же это такое - иметь человеческие права? Представление о них возникает на основе действительного врожденного проявления Я в нашем сознании и состоит в том, что мы естественно хотим счастья и не желаем страданий. Именно жажда быть счастливым и не страдать является основа нием довода о существовании прав человека.

Многие уровни счастья возможно достичь, а страдание можно облегчить. Миллионы и миллионы людей в этом мире ищут путь обретения счастья и устранения страданий и считают найденный ими - лучшим способом. Все большие схемы мирового развития, т. е. 5-летние или 10-летние планы, возникают из-за желания счастья. Собравшиеся здесь сегодня ищут средства, отличающиеся от обычных в доставлении счастья и уменьшении мук. Мы главным образом занимаемся техниками, в основе которых - способности к внутреннему изменению мышления.

В прошлом многие мудрецы изложили техники исправления, упражнения, трансформации сознания, и для нас весьма важно уважать все системы, которые учат любить человека и преследовать общие цели. Почитая и изучая разные системы, каждый откроет уникальные, наиболее полезные и подходящие ему техники, чтобы практиковать их. Мы должны делать это, потому что такие учения не имеют особой ценности до тех пор, пока не станут выполняться в нашей ежедневной жизни.

Направления философской мысли можно применять для обучения дисциплине ума и последовательности его выводов. Но медитация - это самое важное, особенно на начальных этапах совершенствования. Возможно сегодня, когда я объясню эту тему, мы могли бы приступить к практическому занятию.

Прежде всего обратите внимание на свою позу: сложите ноги в наиболее удобное положение, позвоночник держите прямо, как стрелу. Расположите ваши руки в позиции медитативного равновесия: на расстоянии четырех пальцев ниже пупка левую руку поместите под правую, а большие пальцы соедините так, чтобы они образовывали треугольник. Такое размещение рук связано с точкой внутри тела, откуда проистекает внутренний жар.

Наклонив слегка шею, оставьте в покое рот и зубы, как обычно, и коснитесь кончиком языка неба у верхних зубов.

Пусть глаза смотрят пристально и свободно, для этого нужно, чтобы они были направлены на кончик носа; они могут быть смотреть и на пол перед вами, если это кажется более естественным. Не открывайте глаза слишком широко и насильно не закрывайте их, оставьте их слегка открытыми. Иногда они будут закрываться сами по себе, это нормально. Даже если ваши глаза открыты, когда ваше ментальное сознание прочно установится на объекте, видимое глазами не будет беспокоить вас.

Те из вас, кто носит очки, помните, что при снятых очках смутность для вас будет менее опасной при возбуждении и более опасной при расслаблении. Сможете ли вы тогда различить стену перед вами? Когда она перед вами, постарайтесь определить, что менее опасно - возбуждение или рассеянность. Такого рода решения могут прийти только посредством вашего собственного опыта.

Для медитации на объекте созерцания существует подразделение объектов на внешние и внутренние.

Давайте начнем медитировать на внешнем объекте созерцания. К примеру, это может быть тело Будды - для тех, кто любит взирать на Будду, или крест - для тех, кому он нравится, или какой-нибудь другой подходящий символ. Мысленно представьте этот объект примерно в четырех футах (~1,3 м) перед вами на высоте бровей. Объект должен быть размером приблизительно 2 дюйма (~5 см) высотой и излучать свет. Постарайтесь воспринять его как бы тяжелым, так как это будет вас успокаивать, а его блеск будет мешать вам рассеиваться. Ког да вы сосредоточитесь, прилагайте усилия в двух направлениях: во-первых, сделайте объект созерцания ясным, и во-вторых, сделайте видение его устойчивым.

Является ли что-нибудь вашему уму? Беспокоят ли ваши глаза чувственные объекты перед вами? В этом случае будет правильным закрыть их, но с закрытыми глазами не является ли вам красноватое видение? Если, закрыв глаза, вы видите красное и вас тревожит, как вы будете видеть воочию, это означает, что вы слишком вовлечены в процессы зрительного сознания. Тогда вам следует постараться отвлечь внимание от зрения и перевести его на процессы ментального сознания.

Причины, мешающие устойчивости объекта созерцания, колеблющие его, заключаются либо в возбуждении, либо, говоря обобщенно, в рассеянности. Задача - прекратить это, направить ваш ум строго внутрь так, чтобы интенсивность способности схватывать начала понижаться. Отозвать ум извне помогут раздумья о том, что заставляет вас быть более рассудительным и немного грустным. Эти мысли могут способствовать вашему усилению восприятия объекта, ибо бытие сознания слишком тонко. Для того чтобы понизить или потерять нечто, вам лучше научиться задерживаться на объекте созерцания.

Недостаточно владеть лишь устойчивостью. Нужно также иметь чистоту. Обретению чистоты препятствует расслабленность, которая вызывается чрезмерными наклонностями сознания. Сначала ум становится распущенным, а это может привести к вялости, в которой, теряя объект созерцания, вы как бы впадаете в темноту. От этого можно даже заснуть. Когда это случается, необходимо поднять или sbekhwhr| способность восприятия. Технически это выглядит так: думайте о чем-то вам нравящемся, что доставляет вам радость, или отправьтесь мысленно на высокую площадку, откуда открывается безбрежный обзор. Эта техника заставит сникший ум умножить возможности схватывания объекта.

Посредством вашего собственного опыта нужно определить, когда способность к восприятию становится слишком возбужденной или чересчур расслабленной, и подобрать наилучшую практику для понижения или повышения соответственно.

Объект созерцания, представляемый вами видимым, должен удерживаться в сознании вниманием. За всем этим вы пристально наблюдаете, как будто из-за угла, до тех пор пока не увидите объект ясно и прочно. Способность заниматься подобным подсматриванием называется самонаблюдением. Оно возникает, когда достигается сильное устойчивое внимание, но к несвойственным функциям самонаблюдения можно отнести присматривание время от времени за умом - пребывает ли тот под влиянием возбуждения или расслабленности. Когда вы хорошо разовьете внимание и самонаблюдение, вы будете в состоянии схватывать причины расслабления и возбудимости до того, как они начнут действовать, и воспрепятствовать их воз никновению.

Так вкратце объясняется медитация и условия ее осуществления на внешнем объекте созерцания. Другой тип медитации состоит в смотрении ума на самого себя. Попробуйте оставить ваш ум пребывающим естественным образом, т. е. не думающим о том, что происходило в прошлом или что вы планируете на будущее, а также не занимающимся понятийно- теоретической работой. Разве вам не кажется, что это и есть собственно сознание? Как поступать с глазами? Вы, вероятно, полагаете, что такого рода упражнения связаны с глазами, поскольку наибольшая часть нашего осознания мира устанавливается зрением. Это происходит из-за нашего излишнего доверия органам чувств.

Однако в существовании отдельного ментального сознания можно убедиться, например: когда внимание отвлечено звуком, явленное пред глазами не замечается. Это указывает на отдельное от чувственного ментальное сознание, обратившее больше внимания на звук, запечатлеваемый слуховым сознанием, чем на восприятия зрительного сознания.

Благодаря упорной практике сознание может со временем быть постигнуто или ощущено в качестве сущности единственно яркого света и знания, в чем нечто способно проявиться и в чем, когда возникнут подходящие условия, может быть создан образ любого объекта. И пока ум не столкнется с внешними предпосылками понятийно-аналитической рассудочности, он будет пребывать пустым, без какой бы то ни было данности в нем, подобным чистой воде. Его сущность дана лишь в переживании. Реализуя эту природу ума, мы с самого начала помещаем объект созерцания во внутрь в соответствии с внутренним типом медитации. Практиковать ее лучше всего утром, в спокойном месте, когда ум особенно чист и бдителен.

Полный текст лекции Далай Ламы XIV "Медитация" можно найти в Энциклопедии практик саморазвития





ТВОЙ ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Из писем читалелей журнала



"Восемь шагов Будды ждут меня"

Здраствуйте!

В своей деятельности пользуюсь следующей теорией, (автор Владимир Данченко из "Комментариев к тезисам о Раджнише):

"Жизнь, текущая внутри и вокруг нас представляет собой процесс прогрессивного развития. Человек может принимать в нём участие, а может и не принимать, но, будучи включённым в этот поток, он не может не развиваться, хотя в наших силах развиваться более эффективно.

На первом этапе, человека пропускают через различные социальные институты: детский сад, школа, институт, воспитание семьи, подростковые "группы". Но постепенно принуждение слабеет, исчезает развивавшая его внешняя сила.

Продолжению "взросления" помогают:

1) Потребность в саморазвитии.
2) Преодоление, решение жизненных проблем."

И это всё действительно "про меня". Настоящий поиск "инструментов" саморазвития начался у меня, когда ослабло давление школы. Явственно ощущалось, что 10-й, 11-й классы не могут дать ничего "по-настоящему" нового, кроме каких-то специализированных теоретических знаний. С другой стороны - постепенно угас интерес к групповой деятельности: всё меньше устраивали схемы: подъезд - пиво - гитара, девушка - кино - поцелуи, свободная квартира - пьянка - сортир. Благо прочитав ещё в 13 лет множество книг по юношеской психологии, я был морально готов ко всем кризисам свойственным этому возрасту, кроме одного - дикой потребности развиватся дальше. Забросил фэнтези, без конца перечитывал Гессе, открыл для себя Кафку, Гёте, Ницше, Ремарка, Воннегута, Сартра, Камю, Коэльо, Баха, множество других, менее "знаковых" книг. Увлёкся философией - Гегель, Кант, Маркс, Розанов, Мамардашвили, всё это в неполные 17 лет.

И вот тут меня накрыло: Алан Уотс "Путь Дзен", сейчас я понимаю - средненькое пособие для начинающих, но тогда это было ОТКРЫТИЕ. Всё лето произучав эту книгу я вернулся в Москву и ввёл в Яндексе: "Дзен-буддизм". Нажал на что-то, и вот передо мной ZEN.RU и Ш2Л. Это принципиально новый уровень...

Итак, принципы моего саморазвития в начале 18 года жизни:

1) Всегда придерживатся треугольника мысль-понимание-действие;

2) Стараться быть ЧЕСТНЫМ С САМИМ СОБОЙ;

3) Анализ и осознанность, превращающиеся из упражнения в единственный способ прожить жизнь;

4) Предугадывать чем кончится то или иное моё действие. Повышать стратегичность сознания;

5) Один за другим складывать кирпичи своего "я", не зацикливаясь на прошлом и хорошо думая о будущем;

6) Дружить со своим страхом, медитировать на ходу, радоваться жизни;

7) Повышать разнообразие видов взаимодействия с "внешним миром";

8) Не морщить лоб, не орать попусту, на хрен - алчность, лень, глупость;

9) Гасить плохие волны, пускать хорошие. Пользоваться Айки-практикой;

10) Восемь шагов Будды ждут меня.

Напутствие: Человек, тебе никогда не достигнуть просветления, (нирваны), ты никогда не станешь Буддой, ты будешь ещё три кальпы перерождаться в колесе рождения-и-смерти. Тебе не стать "мастером". Попробуй стать толковым "специалистом". Если ты понимаешь разницу.

P.S.
1) Большое спасибо моему отцу, который, как выяснилось, знает, использует и передаёт мне все основные положения Чань, (Дзен), никогда в своей жизни его не изучав.

2) Учитесь играть на музыкальных инструментах.

3) Не сочтите всё выше написанное следствием юношеского максимализма.

Всё, спасибо за внимание

D.I.G.



А как Ты развиваешь и познаешь себя?

Поделись своим опытом! Я знаю, что он будет полезен читателям журнала. Твой Личный Опыт. Используй возможность рассказать о своих наработках, открытиях и практиках в этом непростом деле - развитии себя :)).


Сеанат




НОВОСТИ ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТА
"ТЕРРИТОРИЯ РАЗВИТИЯ"



18.04.2003
В разделе "Энциклопедия практик саморазвития":
Василий Ленский "Введение в многополярность"

17.04.2003
В разделе "Энциклопедия практик саморазвития":
Йог Раманантата "Упражнения йоги для глаз"
Далай Лама XIV "Медитация"

07.04.2003
В разделе "Энциклопедия практик саморазвития":
"Комплекс самомассажа для разогрева организма и активизации тока Ци"
Мо Вэньдань "Отклонения" во время занятий цигун"

06.04.2003
В разделе "Энциклопедия практик саморазвития":
М. Норбеков, Ю. Хван "Энергетическое здоровье"
Сватмарама "Хатха-йога Прадипика"

05.04.2003
В разделе "Энциклопедия практик саморазвития":
Шри Чинмой "Медитация"

В разделе "Почтовая рассылка":
"Территория развития" | № 11 | 2003

04.03.2003

В разделе "Энциклопедия практик саморазвития":
Андрей Рамзес "Цигун в буддийской и даосской традиции. Практическое руководство для начинающих"

28.02.2003
В разделе "Энциклопедия практик саморазвития":
Мантэк Чиа "Пробуждение целительной энергии Дао. Даосские секреты круговорота внутренней энергии"

Меня интересуют тексты по теме практик саморазвития для пополнения Энциклопедии. Если у Тебя они есть - напиши мне! :))




АКТУАЛЬНО


Семинары Гранд Мастера Тайцзи-цюань Чень Сяо Вана
(девятнадцатое поколение семьи Чень)

Подробности: http://klein.zen.ru/news/2003/inbi/

16-18 мая, г. Москва
Лао-цзя - "Старая форма"

22-25 мая, г. Москва
Син-цзя - "Новая форма"

30 мая - 1 июня, г. С.-Петербург
Пао-чуй - "Пушечный кулак".

Семинары организовывает Клуб ИНБИ www.inbi.ru


Почтовая рассылка "Этнические музыкальные инструменты"


Акустические и этнические музыкальные инструменты. Описание, рекомендации по игре и выбору, советы мастеров, коллекции музыки, анонсы концертов, встречи в реале.

Подробности
http://vargan.ru/

Адрес рассылки
http://subscribe.ru/catalog/culture.music.vargan


Рейтинг Эзотерических Ресурсов РУНЕТА


Эзотерическая жизнь России вышла на новый, неведомый доселе, уровень! :))

Наконец-то появился ожидаемый всеми самый объективный рейтинг эзотерических ресурсов Рунета.

Хочешь знать, какие сайты пользуются сегодня наибольшей популярностью среди всех искателей мира? Я - да! :))

Адрес рейтинга http://zen.ru/top



ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЮ


Читатель!... :)))) Ого-го!!! Да?!! :)))))))))))


Сеанат

seanat@yandex.ru


Наши почтовые рассылки
Территория развития
В помощь Дзенствующему
Библиотека Лотоса. Эзотерика. Магия. Религия
Новости Бодхисаттвической Сети
ИньЯнка
Пятое измерение - познать себя!
Твое время - интернет-журнал для тебя, Человек!


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное