Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Уральский Следопыт

  Все выпуски  

Уральский Следопыт


Служба Рассылок Городского Кота

Уральский следопыт
N 91

Новости журнала

"Уральский СЛЕДОПЫТ"

info@uralstalker.ekaterinburg.com
Выпуск тридцать седьмой. 11 сентября 2000 года

Далекое - близкое

Маргарита ЭБЕРГАРДТ. Тень броненосца и рука архангела Михаила

"Уральский следопыт", N 7

СКАЗ ВТОРОЙ

Кому бы вошло в голову, что все представления в обществе перевернутся на 180 градусов буквально за два-три года? Вдруг люди вспомнили об отеческих гробах! Поменялась роза ветров. О сносе Михайловского кладбища речи прекратились.

Впрочем, все не так уж и удивительно. Жизнь всегда многозначна, не вгонишь ее в одну идею, даже если это не просто идея, а всесильная Госпожа Идеология. Действительность, случается, все перевернет на протяжении двух поколений глядишь, а отец с сыном вовсе разные. На том же Михайловском похоронен Алексей Степанович Еловских. На его могиле крест. Его поставил сын Владимир Алексеевич. А поставил бы себе крест его отец? Думаю, ни за что.

Въехал 18-летний Алешка Еловских в Екатеринбург в 1919 году. Это дивизион броневиков ворвался в город громить Колчака! Один из броневиков вел Алексей. Призвали его в Красную Армию в его родном поселке Михайловский Завод. Удивительно ли, что он, с четырнадцати лет ученик электрика, а перед призывом обслуживавший генератор на заводе, в два счета заделался в армии шофером, водителем броневика революционного оружия пролетариата! Это был звездный час Алешки. А как же! В Петербурге на броневике Ленин, в Екатеринбурге он, Алексей Еловских.

Дивизион вгрохотал в город по всем правилам военного искусства, но поздно: Колчака уже прогнали. Битва не состоялась. Алексей, впрочем, все равно был неотразим в свои восемнадцать лет. С головы до пят: куртка, штаны, даже фуражка из новехонькой черной кожи, даже сапоги хромовые. Как комиссар!

По правде говоря, форма была изначально шоферская, но досталась комиссарам по распоряжению Ленина. Случилось это, рассказывают, так. Собрались на совещание к Ильичу комиссары, а вид имели плачевный как бродяги с большой дороги, и Ленин распорядился подыскать им форму. К тому моменту в целости остался только склад с новым шоферским обмундированием из кожи. Шоферскую форму царской армии и переквалифицировали в комиссарскую. А остатки достались шоферам.

Алешка с его куражистым характером, да еще такой авантажный, на всю жизнь завоевал сердце шестнадцатилетней Марии Муськи-Мусеньки. Дочь станционного смотрителя, она выросла на ямской станции (местечко Высоково между Костромой и Угличем) и бравых ямщиков повидала достаточно. И никаким конем ее не удивить, но броневик! И вообще какое сравнение: у ямщика в руке обыкновенный кнут, а здесь изящный руль, броневик не то, чтобы железный конь, а ошеломляющее грохочущее чудо, и заправляет этим чудом ее Лелик! Она безгранично преклонялась перед профессией мужа, даже запретила ему колоть дрова (притом, что отопление было печное). Колола сама, пока не сочла сына Вовку достаточно взрослым.

Между тем, грохочущая мощь дивизиона пропадала впустую. Воевать в тихом Екатеринбурге было не с кем, фронты ушли далеко на восток, и революционное изобретение пролетариата на глазах теряло боевитость: сквозь щели брони сыпался песок (гайки предательски расшатывались).

Кстати, откуда взялись броневики гроза беляков? Этот предшественник танка действительно изобретение революции. На грузовую машину "Руссобалт" (производство Петрограда и Риги) надевали металлический колпак с двойными стенками такого размера, чтобы между ними оставалось пространство, достаточное для солидного слоя песка. Два железных листа и песок такая вот броня. И надо же машина стоит без дела. В Екатеринбурге и придумали еще одну трансформацию "Руссобалта". Колпак сняли, песок (остатки) выбросили, а чтобы увеличить вместимость новой машины, соорудили кузов-салон. И в Екатеринбурге появился дивизион автобусов с фанерными салонами. Что называется, перековали мечи на орала. Маршрут у первого автобуса был такой: Железнодорожный вокзал Площадь 1905 года Центральная гостиница Цыганская площадь Шарташский дом отдыха и снова вокзал (там, где была Цыганская площадь, сейчас Южный трамвайный парк и Автостанция).

Лелик при этой мирной перековке нисколько не утратил ни комиссарской решительности, ни куража, а Мусеньку даже беременную возил с собой в кабине, чтобы никто не увел. Потом на смену фанерному "Руссобалту" пришли итальянские "Фиаты", затем немецкий "Фомаг", наконец, появились первые советские автобусы "ЗИС", но это уже история автобусного парка, а не наша.

Алексей пережил жену лет на двадцать. Сын похоронил его рядом с матерью, которая завещала упокоить ее на Михайловском. Как часто повторяется в истории этой семьи имя любимого на Руси архангела! Алексей Степанович родился в Михайловском Заводе, после смерти попал на Михайловское кладбище...

А в восьмидесятые годы на Михайловском произошло... волнение. В гуще событий оказался сын Алексея Степановича Владимир. Услышал однажды от сестры: похоже, власти собираются снести Михайловское и чуть уже не начали, люди беспокоятся... Направился на кладбище и поразился многолюдству, суете и непорядку: там повалены кресты, там скручены оградки, повсюду крики, несообразные месту. Прислушался, присмотрелся и вскоре сам включился не вытерпел. К этому времени Владимир Алексеевич поездил по стране, повидал разные кладбища, в том числе долго бережно сохраняемые. А в Днепропетровске, например, народ избегает гулять в парке, разбитом на месте скорой расправы с кладбищем...

Под горячую руку тут же создали общественный комитет. Мужики постановили отстоять Михайловское. Распределили дежурства по дням, обменялись телефонами, чтобы в случае опасности немедля собирать подмогу... И вскоре сыну выпало охранять вечный покой отца на двух аршинах земли Михайловского кладбища.

На поле брани опять появился "броневик" не "Руссобалт", конечно, а трактор ЧТЗ в духе времени. Гусеничный, с отвалом в самый раз проутюжить кладбище. Но опять опоздал народ уже стоял на страже. И В.А. Еловских тут как тут, как раз случилось его дежурство. Водитель вовремя остановился. Постоял, прикинул ситуацию, подумал... Дошло до него: эти не разбегутся. С колодками на груди, видать, фронтовики. Осторожно сдал назад и увел свой трактор-броневик.

С месяц еще защитники Михайловского дежурили по своему графику, а как все поутихло (в "Вечерке" напечатали, что кладбищенской акции дан попятный ход), разошлись.

Странно, но это событие как бы оборвало незадачливую полосу в жизни Владимира Алексеевича. Словно вместе с трактором прогнал он зловещую тень броневика, опоздавшего воевать. До противостояния на Михайловском ему всю его взрослую жизнь фатально не везло. В сорок первом на фронте получил пять ранений во все части тела. Долго пролежал в поле. Санитары вырубали его кровоточащую ногу изо льда и смерзшейся крови, и в таком виде он пролежал в теплушке (вагон для скота) несколько недель, пока состав дотащился до госпиталя. Трижды вырывали его у смерти врачи через реанимацию. А выжил получил десять лет ГУЛАГа...

Ситуацию стоит прояснить. Мальчишка и на фронте мальчишка: соорудил себе роскошный финский нож, сшил из ремня чехол и надежно, по его мнению, спрятал. И этакое-то богатство (с цветной наборной ручкой!) при "шмоне" изъяли с очевидным намерением присвоить по крайней мере так решил Вовка. С мальчишеской уверенностью в своих правах он потребовал вернуть нож, а получил десять лет по статье... "террор" (58-8). Оттрубил в ГУЛАГе шесть, потом анекдотическое обвинение заменили более приличествующим случаю "нарушением армейской дисциплины", а оставшиеся четыре года прежнего наказания милостивой ссылкой по месту рождения...

И вот после схватки на Михайловском тень броневика от него отступилась. Как-то все пошло по-людски. Университет закончил, стал преподавать, а туристические походы расцвечивали жизнь... Он даже отяжелил себя кое-каким бытом приоделся, обрел авантажность (сын своего отца, все же), квартиру заполучил, а вот жену поостерегся. Женщин любил (и теперь любит), но... до известного предела. Уетройству семьи всегда что-то препятствовало. Скорее всего, что-то в нем самом, как следствие его жизни, хотя он сам едва ли с этим согласится... Наконец, добился реабилитации и получил статус ветерана, инвалида второй группы. Он встал на учет в Кировском совете ветеранов Екатеринбурга, и выбрали его в правление. Так снова жизнь его сплелась с Михайловским кладбищем: раз и родители твои тут похоронены, и сам ты чудом в госпиталях выживал, так тебе и обустраивать воинские захоронения на Михайловском.

Этим он и занимался последние семь лет. Так что Михайловское не просто кладбище. Есть по крайней мере один человек, который обрел здесь второе дыхание. А совсем недавно, в последний год двадцатого века, Владимир Алексеевич вступил в новую должность. Он теперь смотритель Михайловского кладбища. Должность, конечно, скромная, но архангел-то Михаил каков не оставляет своим вниманием род Еловских, держит под рукой.

Сегодня настоящие влюбленные не забредают на Михайловское (настоящие те, кто любит; не те, которые занимаются любовью). Не увязывается сегодня кладбище с романтикой, если смотреть под ноги на замусоренную землю. Но дает Михайловское отраду душе. Кажется, вовсе рядом, за забором, грохочет улица, а здесь, под кронами столетних дерев все равно слышишь (да, слышишь!) т и ш и н у... Точно воздух здесь осел в неподвижности, слежался плотно за сотни лет и не пропускает шум сквозь себя. Город стучит отдельно. Тишина и шум не смешиваются, а живут параллельно. Осталось навести порядок под ногами, прибрать матушку-землю. Трудно! Но тогда придут и влюбленные...

А звон уже вернулся на Михайловское. Когда 23 февраля 2000 года, в День Защитников Отечества настоятель Всесвятской церкви отец Владимир при большом скоплении народа отслужил молебен, а потом загудели, запели колокола прослезились даже атеисты, от солдата до генерала. И смотритель Михайловского кладбища, в прошлом рядовой Еловских, кажется, тоже.

Новые материалы на странице "УРАЛЬСКОГО СЛЕДОПЫТА"

09.09.2000 г.

Маргарита ЭБЕРГАРДТ. Тень броненосца и рука архангела Михаила

Иван ПЛОТНИКОВ. Где останки цесаревича Алексея?


27.08.2000 г.

Опубликованы некоторые материалы 7-го, июльского номера журнала.


27.08.2000 г.

В разделе "Архив" опубликовано:
Михаил НЕМЧЕНКО. Возвращение с пастбищ


05.08.2000 г.

Опубликованы материалы 5-6-го, за май-июнь номера журнала.


23.07.2000 г.

Фэнзин "Вавилон" N 3 '2000


27.06.2000 г.

В разделе "Архив" опубликовано:
Геннадий ПРАШКЕВИЧ. Разворованное чудо


18.06.2000 г.

Фэнзин "Вавилон" N 2 '2000.

Подписка

Подписка на "Уральский следопыт" проводится по каталогу агентства "Роспечать".
Индекс 73413.
Подписка принимается во всех отделениях связи России и СНГ.

The Ural Banner System.

The Ural Banner System.

Рассылки Subscribe.Ru
Русская фантастика и фантастика в сети
Off-line интервью Бориса Стругацкого
Книги оЗона: Рекомендации


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное