Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Уральский Следопыт

  Все выпуски  

Уральский Следопыт


Служба Рассылок Городского Кота

Уральский следопыт
N 90

Новости журнала

"Уральский СЛЕДОПЫТ"

info@uralstalker.ekaterinburg.com
Выпуск тридцать шестой. 4 сентября 2000 года

Заочный КЛФ

Родион ИКАРОВ. Уральские волны

"Уральский следопыт", N 7

Я сижу у океана Мировой Фантастики и наблюдаю за тем, как на Екатеринбургский Берег одна за другой накатывают волны.

Вот первая, еще совсем слабая и маленькая. Она лениво перемешивает случайные песчинки-рассказики, появляющиеся в периодике царского еще периода. Кому и о чем сейчас говорят имена П. Галина, Н. Казанцева, Е. Розина? Или псевдонимы Гейне из Ирбита, Дядя Листар, М. М-ва, Е. Голова, М. И-а, В.С., Штекли, Нил-Аг? Не более пяти рассказов в год на всех - такова лепта первых екатеринбургских "фантастов" 1880-90-ых годов.

Но волна набирает силу - на переломе веков газетные авторы вдруг встрепенулись. Теперь уже десятки фантазий, рождественских рассказов, юморесок с элементом фантастического населили страницы периодических изданий Екатеринбургской губернии. Появились свои "классики", напоминавшие о себе по несколько раз в году: А. Туркин, Н. Железняк, А. Вдовин, Никто-не (в 1911 году под этим псевдонимом автору удалось опубликовать аж 43 фантастических произведения!), Володюша, О.Л.Д'Ор и другие. Кое-какие рассказы пробились и в авторские книги.

Но все же стоит напомнить, что в те времена фантастика не являлась чем-то особенным. Обычные литературные или публицистические произведения, призванные позабавить читателей невероятными предположениями, странными происшествиями, любопытными техническими новинками.

И публикация фантастического пошла на спад сразу после революции. Дошло до того, что в 1921 году ни в газеты, ни в журналы не просочилось ни одного рассказа о неправдоподобном. Видимо необходимо заключить: на этом оказалась исчерпана первая волна.

Но тут же, еще в начале двадцатых, о себе заявили новые авторы-уральцы, тяготеющие к фантастике: В. Гиршгорн, И. Келлер, Б. Липатов, писавшие то в соавторстве друг с другом, то поодиночке, публиковавшиеся как в центральных издательствах, так и на Урале (романы "Сорванец Джо" (др. название - "Универсальные лучи"), "Вулкан в кармане", "Блеф", "Бесцеремонный Роман" оказались достаточно интересными, чтобы их заметил всероссийский читатель). С энтузиазмом поднималась вторая волна... да время для нее было неподходящее. Строителям коммунизма вольная авторская фантазия представлялась слишком опасной, потому как - слишком вольная.

Худо-бедно перекатывались воды из года в год, практически не обогащая фантастику ни новыми идеями, ни новыми именами. Ну, был такой фельетонист Грамен, ну, А. Пильчевский писал о чудесах техники будущего, кто сейчас об этом вспомнит? Ну, Б. Рябинин опубликовал единственную свою фантастическую повесть - "Подарок Будды". По разу явили себя землякам-читателям А. Ольшванг и Р. Онцевер, а П. Бажов порадовал всех первыми уральскими сказами, так ведь сказами, почти былями, а не фантастикой. И вдруг - целая книга! Да еще какая, ничуть не хуже столичных. Научно-фантастический роман А. Подсосова "Новый Гольфстрим", опубликованный в 1948 году. По тем временам это было сильно. Но, к сожалению, это не имело продолжения. Так получилось, что книга Подсосова оказалась последним всплеском второй волны екатеринбургской фантастики.

В пятидесятые годы, когда писателям-романтикам буквально приказали "стрелять по близким целям", на Урале немного нашлось любителей попрактиковаться в предсказаниях технических достижений. Однако писать фантастику не прекратили.

Третья (в то время - свердловская) волна, будем считать, зародилась в 1955 году, с выходом в свет книги Г. Михайлова "Тайна рубина". На гребень этой волны всплыли Б. Дижур, А. Малахов, наконец, В. Крапивин (о котором речь, безусловно, нужно вести отдельной статьей) и М. и Л. Немченко. Почти каждый из них стремился привнести в литературу что-то свое: оригинальные идеи, живых и интересных героев.

С возрождением в 1958 году журнала "Уральский следопыт", довольно активно (по тем временам) печатавшего фантастику, оживились молодые и достаточно талантливые авторы: В. Бугров (впоследствии один из ведущих редакторов и специалистов в фантастике), И. Халымбаджа (не только автор рассказов, публиковавшихся под псевдонимами Х. Алымов, И. Чебаненко, И. Горев и др., но и уникальнейший библиограф, собиратель, изыскатель всего, что имеет отношение к фантастическому, составитель книг), И. Давыдов, С. Слепынин, В. Печенкин, Ю. Яровой, С. Другаль, С. Гагарин и др.

Большинство из этих авторов творили, оглядываясь на московских и ленинградских фантастов, активно выпускавших книги в центральных издательствах, однако и в столице Урала время от времени появлялись достаточно сильные и нетривиальные романы, повести, рассказы (большая часть творчества В. Крапивина, "Фарсаны" С. Слепынина, "Я вернусь через тысячу лет" И. Давыдова, "Два дня Вериты" В. Печенкина, сборники М. и Л. Немченко...).

Время этой (напомню - третьей) волны до сих пор не прошло. Некоторые из названных фантастов продолжают писать в новых условиях, имеют как собственную аудиторию читателей, так и собственную когорту почитателей. И тут, безусловно, надо признать, что на данный момент именно третья волна екатеринбургских фантастов выдала самые громкие имена.

Владислав Петрович Крапивин. Лауреат престижной премии тогда еще свердловского фестиваля фантастики "Аэлита" и многих других призов. Создатель мира с особенной системой координат и ценностей, мира, в котором живут и действуют не похожие на других литературных персонажей истинно крапивинские герои. Владислав Петрович практически при жизни стал человеком-легендой, воспитавшим как своими книгами, так и на собственном примере не одно поколение мальчишек и девчонок.

Сергей Александрович Другаль. Еще один лауреат "Аэлиты". Автор интереснейшего цикла повестей и рассказов об Институте Реставрации Природы, которые оказались своеобразным гимном в защиту той красоты, что окружает нас, и которую мы усиленно губим.

Виталий Иванович Бугров. Под его именем прошла целая эпоха "журнальной" фантастики. А как интересны и познавательны статьи и заметки о фантастических приключениях фантастических книг и о таинственных судьбах писателей-фантастов, публиковавшиеся Виталием Ивановичем в журнале "Уральский следопыт" и в сборниках. Вклад В.И. Бугрова неоднократно был отмечен на различных конах фантастики. К сожалению, этого славного интеллигентного человека уже нет с нами, однако с 1997 года существует и регулярно вручается на фестивалях "Аэлита" "Мемориальная премия имени Виталия Ивановича Бугрова".

Игорь Георгиевич Халымбаджа. Автор сотен рассказиков, рассеянных по страницам десятков газет и журналов всего эсэнгэшного пространства (тогда еще просто советского), он, тем не менее, известен всем как страстный библиограф, библиофил и организатор клубной деятельности. Откуда только у скромного, милого и обаятельного Игоря Георгиевича было столько неиссякаемой энергии для всех-всех дел?! Лишь скоропостижная кончина в марте 1999 года смогла остановить его бурную деятельность, также отмеченную несколькими призами.

Михаил Петрович Немченко. Начав свой творческий путь в соавторстве с женой Ларисой, он создал множество фантастических юмористических рассказов, по достоинству оцененных читателями.

Семен Васильевич Слепынин. Нетривиальный автор, смело идущий на эксперименты.

Исай Давыдов. Его необычное романтико-фантастическое повествование о... (не поворачивается язык сказать - колонизации) об освоении далекой планеты Рита, возможно, произвело определенный переворот во взглядах на фантастику у большинства из тех, кто прочитал книгу "Я вернусь через тысячу лет". И ведь готово уже продолжение романа, однако по финансовым и прочим причинам так пока и не дошло до читателя.

Как говорится: Да, были люди в оно время.

Конечно, рискованно утверждать, будто здесь, на Урале, сложилась какая-то своя школа, наработан особенный стиль или подход к литературе. Наоборот, каждый отдельный заметный автор потому и заметен, что он не похож на собратьев по перу, поднимает темы, близкие лично ему, но не другим, имеет собственный литературный язык. Скорее, речь может идти лишь о некоем "комплексе" "Уральского следопыта", обретенном большинством из авторов того времени, когда заведующим отдела фантастики журнала (а по сути - вдохновителем, идеологом и "демиургом" этого отдела) был Виталий Иванович Бугров. Личность Бугрова, а заодно и его предпочтения в литературе имели (пусть чаще всего на подсознательном уровне) большое влияние на тех, кто "произрастал" как автор фантастического вблизи такого журнала и такого человека.

Но вот наступил период активности фэновского движения. По всей стране начали появляться клубы любителей фантастики, которые, взращивая в своей среде самодеятельных авторов, стремились явить их миру. В редакциях газет и журналов вымаливались странички для помещения там клубной информации, литературных достижений членов клуба, рисунков молодых художников, объявлений.

Конечно, не обошла сия чаша и Свердловск. Сразу три-четыре клуба любителей фантастики, народившиеся в городе в конце семидесятых и начале восьмидесятых годов, энергично взялись, в числе прочего, и за писательскую деятельность. А потом (в 1981 году) всесоюзный фэндом объявил о своем рождении первыми конами - в Перми и в Свердловске. Причем свердловская "Аэлита" стала традиционным ежегодным фестивалем, на котором помимо вручения призов и организации обычных неофициальных тусовок со временем стали проводить и семинары молодых авторов - для всех желающих. И желающие находились, конечно же, не только среди приезжих. Четвертая волна местных фантастов возникла и окрепла, в том числе, и благодаря этим семинарам (однако не будем забывать о журнале "Уральский следопыт"!).

Только не очень гладко проходило становление новых фантазеров и романтиков в Свердловске. Скорее всего, отрицательную роль в этом сыграли перемены. Нестабильность в обществе наложила свой отпечаток на молодые и неокрепшие еще умы и души. Кто-то бросил недооцененные посторонними литературные опыты и принялся зарабатывать деньги отнюдь не пером, кто-то отчаялся, потеряв веру в лучшее, а кого-то уже просто нет с нами.

И все же имена тех, кто продолжил дело свердловской фантастики были явлены.

Например, имя С. Георгиева - автора сказочек, фантастических рассказов, а также сценариев для тележурнала "Ералаш". Или А. Больных, одним из первых в стране наладившего более-менее стабильный выпуск книг за счет средств автора. А. Чуманова, ставшего в какой-то момент главной надеждой свердловской фантастики, но затем, видимо, не желая становиться на рельсы коммерческого успеха, отошедшего в тень. А. Щупова - пожалуй, самого издаваемого сейчас молодого автора-уральца, правда наравне с фантастикой отдающего дань и романам детективного жанра. И. Кобловой, добротно описывающей приключения в далеком космосе далекого будущего. В. Брускова, предпочитающего писать короткую юмористическую фантастику. Н. Ипатовой, в чьем творчестве преобладает фэнтези...

Перечисление имен можно было бы и продолжить, но я предпочел ограничиться теми авторами, у кого на данный момент вышла хотя бы одна книга.

Четвертая волна еще не набрала полный ход. Ожидаются новые и новые откровения. И не в последнюю очередь уверенность в этом связана с близостью журнала "Уральский следопыт", с возможностью местных авторов беспрепятственно участвовать в семинарах фестиваля "Аэлита", с активной работой творческой мастерской "Пятый угол" при клубе любителей фантастики "Радиант".

И все-таки даже все факторы вместе взятые отнюдь не гарантия скорого рождения в Екатеринбурге и области огромного числа гениев - о качестве сочиняемого молодыми фантастами четвертой волны можно и нужно спорить, но уверенность в том, что усилия не пройдут даром есть. Ведь закона о переходе количества в качество еще никто не отменял.

Будем надеяться, и не отменит.

Да ведь, собственно, и не в самом законе дело. Практически любому молодому автору в первую очередь необходимо внимание. Потом - подсказка и помощь. И лишь после всего этого строгий литературный разбор. Но ведь у нас-то здесь так и заведено - и в редакции журнала, и в творческой мастерской - прежде всего внимание и помощь, помощь и внимание. И, конечно, критика - когда назрело. И я уверен, что при таких условиях в Уральских "Серых горах" (не по Сапковскому!) золото скоро будет.

 

Я сижу у океана Мировой Фантастики. Я наблюдаю за тем, как на Екатеринбургский Берег накатывает очередная волна. Что выплеснет она к моим ногам? Какими книгами и авторами обогатит нас, а возможно и всю литературу?..

Я жду...

Новые материалы на странице "УРАЛЬСКОГО СЛЕДОПЫТА"

27.08.2000 г.

Опубликованы некоторые материалы 7-го, июльского номера журнала.


27.08.2000 г.

В разделе "Архив" опубликовано:
Михаил НЕМЧЕНКО. Возвращение с пастбищ


5.08.2000 г.

Опубликованы материалы 5-6-го, за май-июнь номера журнала.


23.07.2000 г.

Фэнзин "Вавилон" N 3 '2000


27.06.2000 г.

В разделе "Архив" опубликовано:
Геннадий ПРАШКЕВИЧ. Разворованное чудо


18.06.2000 г.

Фэнзин "Вавилон" N 2 '2000.

Подписка

Подписка на "Уральский следопыт" проводится по каталогу агентства "Роспечать".
Индекс 73413.
Подписка принимается во всех отделениях связи России и СНГ.

The Ural Banner System.

The Ural Banner System.

Рассылки Subscribe.Ru
Русская фантастика и фантастика в сети
Off-line интервью Бориса Стругацкого
Книги оЗона: Рекомендации


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное