Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Уральский Следопыт

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Уральский следопыт
N 66

Новости журнала

"Уральский СЛЕДОПЫТ"

info@uralstalker.ekaterinburg.com
Выпуск двенадцатый. 20 марта 2000 года

АЭЛИТА - 2000

Примерный план мероприятий фестиваля АЭЛИТА-2000

29 марта - день заезда

30 марта

11-00 - Семинар молодых авторов. Ведет Ольга СЛАВНИКОВА. - Музей Писателей Урала (XX век).

11-00 - Фантастиковедение. Семинар ведет Татьяна Суворова. - Библиотека Главы города, ул. М.Сибиряка, 193.

16-00 - Пресс-конференция с писателями. - Библиотека Главы города, ул. М.Сибиряка, 193.

31 марта

11-00 - Семинар молодых авторов. Ведет Ольга СЛАВНИКОВА. - Музей Писателей Урала (XX век).

11-00 - Библиография фантастики. Семинар. - Библиотека Главы города, ул. М.Сибиряка, 193.

13-00 - Фантастическая пресса. Семинар. - Библиотека Главы города, ул. М.Сибиряка, 193.

16-00 - Пресс-конференция с писателями. - Библиотека Главы города, ул. М.Сибиряка, 193.

1 апреля

12-00 - Торжественное вручение призов фестиваля. - Камерный театр.

18-00 - Карнавал. - Школа (?)

ТЕМА ВЫПУСКА: РОБЕРТ БАДЕН-ПАУЭЛЛ

РОБЕРТ БАДЕН-ПАУЭЛЛ

Биографический очерк

Уральский следопыт, 1, 2000 г.

Впервые мне пришлось видеть генерала Баден-Пауэлла в 1911 году в Гайд-парке, где он проводил смотр своим лондонским скаутам в присутствии японского адмирала Того. Сухой, как большинство англичан, с энергичным профилем, с усами, подстриженными по военной английской моде, генерал казался моложе своих 54 лет. Легкость движений и эластичная поступь говорят о человеке с заботливой физической тренировкой, проводящем много времени на открытом воздухе, на просторе природы. Что особенно поражает в БП, так это его неизменно бодро-веселый вид и та необыкновенная простота, с которой он обращается со своими скаутами. Его глаза постоянно смеются. Он весь полон сдержанного юмора как в своей речи, так и в своих литературных произведениях. Мальчики его просто обожают, в чем я убеждался не раз, и никто его не боится. Это самое лучшее условие возможности личного влияния на детей. БП пользуется громадным влиянием среди подрастающей английской молодежи, и этого влияния он достигает без напускного величия, точнее именно благодаря простоте и непринужденности своего обращения. Он близок и понятен детям. В этом тайна его личного обаяния .

Из очерка В.С.Преображенского в книге Бойскауты , Москва, 1917 г.


Детство и школьные годы

Сэр Роберт Стефенсон Смит Баден-Пауэлл родился 27 февраля 1857 года в Лондоне в семье видного ученого Роберта Стефенсона - изобретателя первого английского паровоза. Мать его принадлежала к потомству героя Елизаветинской эры, капитана Смита, известного своими приключениями среди краснокожих дикарей Северной Америки. Ученый профессор менее всего заботился о том, чтобы засадить своих детей за книжки как можно раньше, и первые годы маленького Роберта и его братьев были полны уроками жизни на открытом воздухе: поиски редких растений, цветов и бабочек, знакомство с деревьями, с жизнью птиц и животных - таковы стали ранние интересы жизни БП. Как большинство маленьких англичан, Сти - так звали его в семье - рано начал обнаруживать признаки самостоятельности. Еще не будучи трех лет, он мог одеться и раздеться без чужой помощи. В пять лет он ведет счет своих расходов. Ездить верхом он начал учиться вскоре после того, как выучился ходить. Часто его можно было видеть в самодельной лодке, отважно исследующим берега острова Уайта (к югу от Англии) вместе со своим старшим братом Генри. Так протекало детство Роберта до 12 лет, когда он был отдан, наконец, в приготовительную школу, а оттуда, годом позже, вместе с другим младшим братом переведен в знаменитую школу Чартерхауз, где учились Теккерей, Бауэн и многие другие выдающиеся люди Англии.

Поступив в школу Частерхауз, в январе 1871 года, Роберт Баден-Пауэлл скоро сделался любимцем товарищей, благодаря своему прямому открытому характеру и неизменно бодро-веселому настроению духа. Вряд ли есть необходимость упоминать, что энергичный мальчик обнаруживал бульшую любовь к спорту и атлетике, чем к академическим дисциплинам. В футбольной команде своей школы он стал голкипером - надежным и хладнокровным в критические минуты. Занимался он также ружейной стрельбой, часто показывая приличные результаты в открытых состязаниях для публичных школ.

К числу разнообразных талантов Баден-Пауэла, нашедших впоследствии весьма своеобразное применение, надо отнести также его актерский талант. Следует заметить, что разыгрывание различных пьес на школьной сцене и по сей день занимает видное место в воспитательной программе больших английских школ и колледжей. Еще Бэкон видел в этом одно из лучших воспитательных средств для детей, и этот взгляд сделался широко распространенным в Англии, особенно благодаря поддержке королевы Виктории, придававшей большое значение детским спектаклям. Видным членом маленькой школьной труппы Частерхауза был Баден-Пауэлл, имевший обычно большой успех у зрителей.

Здесь, кстати, можно привести один эпизод, характеризующий находчивость БП.

Однажды на школьном литературном вечере один из исполнителей смутился до такой степени, что в последний момент отказался показаться на эстраде. Наступила длинная, неловкая пауза. Тогда начальник школы обратился к БП с просьбой заменить очередного исполнителя и занять внимание публики. Без колебаний БП вышел на эстраду и совершенно экспромтом импровизировал в течение нескольких минут забавные сценки из школьной жизни, вызывая взрывы хохота молодой аудитории. Положение было спасено.

В мае 1876 года, хотя уже в эту пору им была окончательно избрана карьера военного, он предпринял попытку выдержать частным образом экзамен в одном из колледжей Оксфордского университета. Его экзаменатор профессор Джоветт, нашел, однако, его познания не совсем на уровне требований колледжа . В этом нет ничего удивительного, так как БП никогда не был тем, что английские школьники называют книжным червем , и довольно сухой курс маложизненных наук, требовавшийся по программе для вступительного экзамена в университет, вряд ли был особенно по сердцу живому юноше, обнаруживающему большую склонность к реальной жизни.

Карьера военного

В июле того же 1876 года в Лондоне был объявлен открытый экзамен на офицерский чин для английской армии. Так как Баден-Пауэлл избрал уже для себя военную карьеру, он решил держать этот экзамен и прошел конкурс с блестящим успехом - пятым из 718 кандидатов. Назначенный суб-лейтенантом 13 кавалерийского гусарского полка, он вскоре был отправлен на Восток, в Индию, накануне двух исторических для Англии событий: провозглашения королевы Виктории императрицей Индии и первой английской аннексии Трансвааля (юго-западная Африка). Так началась военная карьера Баден-Пауэлла.

О жизни БП в Индии, где он пробыл восемь лет (1876-1884), известно сравнительно мало. Как и большинство деятелей английской истории, будущий шеф скаутов не любил много говорить о себе, и лишь в печатных беседах с маленькими скаутами он рассказывает, в виде иллюстраций, эпизоды из своей богатой приключениями жизни. Несомненно одно: что именно в Индии, под влиянием своеобразных условий военной жизни, у Баден-Пауэлла зародились первые идеи о лучшей постановке разведочной службы и о значении этой службы для индивидуального развития.

Индия конца XIX века с ее полуцивилизованным (с точки зрения европейцев) населением, с ее бесконечными джунглями, опасностями и приключениями поставила военную службу нации, решившей здесь господствовать, совершенно в новые условия. Она потребовала от кадровых военных, и особенно от разведочной службы, таких качеств, которые не могли развиться в обстановке цивилизованной Европы. Чтобы сравнительно незначительная горсть европейцев, поставленная в чрезвычайно неблагоприятные, чуждые ей условия, могла импонировать и управлять почти 300 миллионным населением туземцев, для этого требуются недюжинные качества характера и воли. Требуется страшная, настойчивая энергия, хладнокровие, решительность, постоянная осмотрительность и наблюдательность, умения вовремя по ничтожным признакам предвидеть грозящую опасность и вовремя ее избежать. Одним словом, здесь нужны те черты характера, которые в молодости пленяют уже не одно поколение в героях Майн Рида и Фенимора Купера.

Баден-Пауэлл не уклонился от уроков этой суровой школы. Для него казалось прямо непостижимым, как многие европейцы, заброшенные судьбой в Индию, не хотят покинуть своих комфортабельных салонов и веранд и добровольно лишают себя наслаждений той жизни с природой, которую он любил так страстно с детства. И он отдался ей со всем увлечением недавнего английского школьника, для которого жизнь такого рода с ее приключениями в таинственном мраке джунглей, с опасностями охоты на крупного зверя и т.д., представляет всегда необъяснимую, романтическую прелесть. Именно в дневниках и брошюрах-наставлениях Баден-Пауэлла впервые высказывается мысль о влиянии охоты, выслеживания зверя и разведок в обстановке лесной жизни на развитие сообразительности, находчивости и остроты мысли, на формирование мужского характера в его понимании.

Служебная карьера складывалась успешно: в сентябре 1876 года он произведен был в лейтенанты, в 1882 году стал адъютантом своего полка, а в следующем 1883 году получил чин капитана. В 1884 году БП впервые познакомился с тем уголком Южной Африки, где впоследствии, в период англо-бурской войны, он завоевал себе громкую славу национального героя, как защитник Мэфкинга. К этому году относится восстание туземцев в Бечуанланде, и Баден-Пауэлл, как зарекомендовавший себя в колониальной службе офицер, был прикомандирован к экспедиционному корпусу, сформированному для подавления восстания. Здесь же, в Южной Африке, он участвовал в 1888 году в зулусской экспедиции в качестве адъютанта командующего отрядом и начальника разведочной службы. Здесь же в 1887 году он получил чин бригад-майора.

В начале 1890 года, как адъютант и военный секретарь генерала Смита, Баден-Пауэлл был переведен на остров Мальту и пробыл там три года. За короткий срок он завоевал любовь гарнизона тем, что чаще его можно было видеть в казармах и гимназии для солдат, чем в офицерских собраниях или в парадных покоях губернаторского дворца. Он работает без устали для солдатского читального зала, для солдатского театра, внося разнообразие и разумный интерес в скучные будни солдатской жизни.

Во время своего пребывания на Мальте он внимательно изучил романтическую историю этого острова и рыцарей ордена Иоаннитов, которых в своей книге Скаутинг для мальчиков он не раз ставит перед своими маленькими читателями, как пример, достойный подражания.

Школа разведчиков

Баден-Пауэлл всегда сначала производил опыт, и только потом делал выводы. Точно также его идеи, послужившие толчком к образованию громадной организации бой-скаутов, представляют собой результат практического опыта, который он предпринял первоначально с солдатами своего полка в 1884 году, а затем его гвардейскими драгунами в Мееруте в 1897-1898 годах. Здесь он сформировал отряд разведчиков, тренировке которых посвятил свой богатый накопленный опыт. Но перед этим ему пришлось вплотную столкнуться с проблемой обучения и воспитания в 1895 году, когда он принял участие в экспедиции против племени Ашанти. Ему было поручено организовать отряд из туземцев других племен и с ним атаковать столицу восставших дикарей - задача, потребовавшая огромного терпения и настойчивости. Описывая позже в своем обычном юмористическом тоне свои отчаянные усилия превратить чернокожих жителей африканских лесов в сколько-нибудь дисциплинированное воинство, Баден-Пауэлл прибавляет: Нужно было видеть эту картину, как мы пытались всунуть каждого воина на его настоящее место... Озабоченные, непонимающие негры становились бестолковее быка. Для английского дога понадобилось бы вдвое меньше времени, чтобы сообразить, чего мы от него хотим. Если бы не серьезность положения, можно было сесть на землю и хохотать до слез над абсурдностью этой картины. Но нашим девизом служила старая пословица Западного берега: Тихонько, тихонько лови обезьяну . Другими словами - не горячись. Терпение все превозмогает .

Если организация негритянского отряда была для БП суровым испытанием в терпении, то нужно сознаться, что он выдержал этот экзамен блестяще. Ценой бесконечного терпения и чисто английской выдержки и настойчивости он сформировал-таки туземский отряд, провел его через дебри и лихорадочные болота туземских лесов и захватил врасплох столицу Ашаитов, выполнив, таким образом, поставленную перед ним задачу. За эту экспедицию БП получил чин лейтенанта-полковника.

В 1896 году Баден-Пауэлл принял участие в войне против племени Матабелов. Разведочная служба, полная приключений и неожиданностей, требующая хладнокровия и смелости, по-прежнему представляла для него главную прелесть всех этих многочисленных экспедиций. Он лично вел ночные разведки, определял местонахождение неприятеля, лично составлял военные карты малоизвестной страны. Матабелы прозвали его за эти ночные экскурсии волк , что по толкованию мальчика-туземца, слуги Баден-Пауэлла, означало - зверь, который не спит, но рыскает везде по ночам .

В 1897-1898 годах в Мееруте из числа драгунов-гвардейцев БП впервые сформировал специальный отряд разведчиков, тренировке которых посвятил свой обширный и разнообразный опыт. Начав с небольшой группы из шести волонтеров, он скоро довел их число до тридцати. Чтобы возбудить в них интерес к своеобразному делу разведчиков, он предложил им читать известные рассказы Конан Дойля о сыщиках, главным образом, знаменитые приключения Шерлока Холмса. Интересно, что этой книжке, забракованной в то время многими педагогами, как чтение, неподходящее для юношества, БП придал известное воспитательное значение. Разумеется, не головокружительные приключения Холмса, но общий тип этого человека с его острой проницательностью, с его умением ориентироваться в самой сложной и загадочной обстановке, с его тонкой и настороженной наблюдательностью и невероятной способностью заметить массу мелких признаков, ускользающих от обычного взора, и на основании их сделать выводы.

Главным средством тренировки Меерутского отряда для БП была ночная разведка. Выбрав особенно темную ночь, он рассылал свой отряд отдельными группами по окрестностям с короткой инструкцией приблизительно такого рода: Отъехав на семь миль в определенном направлении, вернуться, найдя дорогу обратно к сборному пункту . В чернильной темноте южной ночи, в дикой, незнакомой местности разведчики должны были полагаться только на свою наблюдательность и сообразительность. Единственный напутственный совет, который давал при этом БП, был: Осматривать при проезде каждый предмет, который мог бы послужить путеводной вехой для обратного пути, с задней стороны, чтобы опознать его при возвращении .

Осада Мэфкинга

В 1899 году началась англо-бурская война. Мало-помалу политические отношения Англии с Трансваалем и Оранжевой республикой запутывались все больше и больше, пока, наконец, не разрешились вооруженным столкновением. На некоторое время центром внимания всего цивилизованного мира стала осада бурами Мэфкинга - маленького города, затерянного в пустынях Южной Африки. До начала войны Мэфкинг почти не был укреплен, так как не многие оценивали его стратегическое положение. А между тем он представлял из себя хорошую опорную базу для операции против Трансвааля и позволял контролировать возможные перемещения среди туземцев Родезии, для которых падение Мэфкинга послужило бы сигналом к общему восстанию.

Верным взглядом БП оценил значение этого города, совершенно правильно учитывая возможность его захвата, и немедленно приступил к его укреплению. Эти-то своевременно и энергично проведенные приготовления и позволили БП в течение 270 дней с гарнизоном в 1700 человек защищать город против осадного бурского отряда, численность которого простиралась порой до 12000 человек.

При незначительности осажденного гарнизона каждый взрослый мужчина, способный владеть оружием, был необходим в передовой боевой линии. Поэтому возникла мысль воспользоваться услугами мальчиков, преимущественно для тыловой службы, чтобы освободить занятых там взрослых мужчин для фронта. Мысль эта принадлежала лорду Эдуарду Сесилю, который собрал всех мальчиков Мэфкинга и сформировал из них кадетский отряд.

В книге Скаутинг для мальчиков Баден-Пауэлл с удовольствием вспоминает о смелой и самоотверженной деятельности Мэфкингских кадет. Они были проворные, полезные и сметливые ребята , - говорил он. До того времени много взрослых мужчин было занято передачей и разноской приказаний, а также сторожевой и тыловой службой; теперь все эти обязанности были возложены на кадет, и кадеты под начальством своего сержант-майора, мальчика по имени Гудиер, оказали, действительно, огромную пользу. Они вполне заслужили те медали, которые даны им были после окончания войны. Многие из них умели ездить на велосипедах и, таким образом, мы имели возможность создать своего рода почту, через которую желающие могли посылать письма своим друзьям в различных фортах или в городе не выходя из-за прикрытий и не подвергаясь опасности привлечь на себя неприятельские выстрелы. Мы наделали для этих писем почтовых марок с изображением вестового кадета-велосипедиста. Однажды я сказал одному из мальчиков, который привез мне письмо, проскочив через усиленно обстреливаемую зону: Когда-нибудь тебя хватит пулей, если ты будешь ездить под таким огнем . На что он мне ответил: Никак нет, сэр, я так быстро еду на велосипеде, что ей меня не догнать. Эти мальчики ничуть не боялись пуль; всегда были готовы отвезти любое приказание, хотя это всегда было связано с риском для жизни .

Отзываясь с гордостью и похвалой о смелости маленьких кадет, в течение всей осады БП сам был образцом спокойного мужества. Он не щадил себя, лежа в траншеях вместе с солдатами в моменты самой жаркой перестрелки. Он брал на себя самые ответственные и рискованные поручения, лично производя ночные разведки неприятельских позиций.

Прекрасно зная, как легко настроение лидера передается подчиненным и солдатам, Баден-Пауэлл не обходил своим вниманием и невоюющее население Мэфкинга. 21 января 1900 года он устроил в осажденном городе конкурс среди детей, причем были присуждены призы самым здоровым и румяным бэби, рожденным во время осады. Одним словом, Баден-Пауэлл делал все, чтобы поддержать бодрость среди осажденных, наполнить чем-нибудь их досуг и отвлечь, главным образом их мысли от ужасов войны.

Когда 18 мая 1900 года осада Мэфкинга была, наконец, снята, и бурские войска оттеснены к северу, БП уже был знаменитостью. За отменно-отличную службу он произведен был в чин генерал-майора, но остался прежним скромным и суровым солдатом, которого тяготила и эта известность и восторженные овации, устраивавшиеся в его честь во многих городах. Мы исполнили только свой долг перед королевой и перед родиной , - говорил он. Но благодаря установившейся известности героя Мэфкинга у него впервые завязываются и потом широко развиваются отношения с мальчиками его далекой, любимой родины. Из числа многочисленных поздравительных писем по поводу успешного исхода обороны Мэфкинга он получает немало писем от детей. В Англии довольно обычное явление, когда люди, совершенно неизвестные обращаются с вопросами, заявлениями, выражениями симпатий и т.д. даже к видным государственным деятелям, и при этом хороший английский тон требует, чтобы на каждое письмо был непременно дан ответ. Этим правом обращения к незнакомым людям свободно пользуются и маленькие граждане Великобритании. И нет ничего удивительного, что у Баден-Пауэлла, ставшего после осады Мэфкинга национальным героем, завязалась обширная переписка с мальчиками Англии.

Англии нужны мужчины

1903-1907 года стали поворотным пунктом в жизни и карьере Баден-Пауэлла. С 1903 года в его деятельности, до этого всецело отданной военной службе, замечается наклон к более широкой общественной деятельности, и мысль о необходимости для блага империи создать новую систему воспитания подрастающего поколения Англии или, по крайней мере, внести в нее новые элементы - эта мысль становится для него все яснее и определеннее. Два обстоятельства дали конкретный толчок к новому уклону его деятельности: одно, связанное с его профессией, другое - более или менее случайного характера.

Уроки англо-бурской войны не прошли для БП даром. Начатая несколько самонадеянно, война эта принесла англичанам целый ряд тяжелых разочарований. Буры оказались более сильным противником, чем их считали в английском министерстве колоний, и сильным именно индивидуальными качествами своих солдат, развитых с детства в бюргерах Трансвааля и Оранжевой республики, благодаря своеобразным условиям африканской жизни. В находчивости, изобретательности, умении пользоваться особенностями местности и ловко дурачить противника, наконец, в меткости стрельбы буры значительно превосходили англичан. Представляя из себя превосходный строевой материал, английские солдаты, при всей своей энергии, смелости и упорстве, часто оказывались в совершенно беспомощном положении в борьбе с ловким, почти неуловимым врагом. Баден-Пауэлл пришел к выводу, что качества, которыми должен обладать настоящий солдат, нужно воспитывать еще с детства. Поэтому, если Англия хочет иметь хороших колониальных солдат, то должна позаботиться о воспитании своей молодежи.

Другое обстоятельство, остановившее на себе внимание БП и вызвавшее в нем невеселые думы, было чрезмерное увлечение подрастающего поколения спортом, или, точнее, страсть к спорту, как к зрелищу, когда он превращается лишь в увеселение праздной толпы зевак, лично в состязаниях никогда не участвующих.

Лично я сам люблю смотреть на эти великолепные экземпляры нашей расы , - пишет он одному из своих корреспондентов, - на этих атлетов, вытренированных в совершенстве и играющих безошибочно. Но сердце сжимается, когда взглянешь на оборотную сторону медали - на тысячи мальчиков и молодых людей - бледных, узкогрудых, сутулых, жалких, курящих бесконечные папиросы. Многие из них с азартом бьются об заклад, проигрывая последние пенни, и все без исключения превращаются мало-помалу в истериков, когда они стонут от нервного ожидания или вопят от восторга. Особенно режет ухо тот истерический, визгливый смех, которым неизменно встречается неудачное падение кого-либо из игроков. Невольно удивляешься, ужели это та самая нация, которая приобрела репутацию бесстрастной, невозмутимой, не поддающейся ни панике, ни возбуждению, спокойно-самоуверенной в самые критические минуты. Гоните мальчиков прочь от этих зрелищ, учите их быть деятельными, в чем бы не пришлось, а не зеваками и фланерами .

Эти наблюдения на футбольном поле над толпами лондонских юнцов, которые, конечно, должны были показаться истеричными человеку стальной выдержки, с нервами, закаленными походной жизнью в колониях, поставили для Баден-Пауэлла более общие вопросы и заставили его глубже задуматься над тем, как живет и воспитывается английская молодежь. Предоставим ему самому говорить о его размышлениях и о тех выводах, к которым он пришел:

Упадок гражданского сознания, разрушивший когда-то римскую империю, вкрадывается в настоящее время в нашу среду...

История показывет нам, что почти без исключения каждая великая нация, достигшая после долгих усилий зенита своего могущества, оказывается истощенной этими усилиями, и для нее наступает период реакции, состояние отдыха и ленивого существования; развивается полное безразличие к тому, что другие нации продолжают идти вперед, грозя разрушить истощенное государство или силою оружия, или более мирными, но одинаково фатальными средствами экономического порабощения. В каждом случае мы находим, что причиною этого падения был недостаток энергичного патриотизма; в каждом случае вердикт истории гласит: Смерть от упадка гражданского духа и дурного исполнения долга .

...Мы страдаем от увеличивающегося числа отлынивателей во всех классах общества - людей, которые отлынивают от их долга и ответственности перед государством и своими согражданами, людей, которые отлынивают от любой, какой бы то ни было работы. Одним из признаков болезни является масса безработных, ведущих жалкую, никчемную жизнь. - громадная армия трутней в нашем улье. Их много везде в государстве. Это уже не временное явление. Это - все более увеличивающийся гнойный нарыв, опасный для нации.

...Наш злейший враг - не иностранцы, но бесполезные люди внутри страны. Если рассматривать вопрос с христианской точки зрения, то как можем мы оставаться в стороне со спокойной совестью, видя, как много кругом нас бедности, горя, загубленных человеческих жизней, тогда как немного лишнего труда с нашей стороны могло бы предотвратить все это хотя бы для будущих поколений.

...Вполне естественно, что средства для излечения общественного недуга мы должны применить прежде всего к подрастающему поколению в области его воспитания. Если мы хотим развить в среднем человеке что-нибудь прочное, мы должны начать прежде, чем он стал взрослым. Залог успеха лежит в работе над детьми, а не взрослыми .

Скаутинг для мальчиков

Обязательный переход от слов к делу - основная черта характера Баден-Пауэлла. И в 1907 году БП делает первый опыт личного сближения с подростками. На острове Банси он устраивает лагерь для 20 мальчиков - детей его друзей и знакомых. Успех первого опыта превзошел его ожидания. В детях пробудился живой интерес к этой своеобразной лагерной жизни на открытом воздухе. Вслед за Банси появились лагеря и в других местах.

Мы уже упоминали о книгах-брошюрах БП, написанных для молодых солдат. Эти книги скоро приобрели известность и за пределами того военного круга, для которого предназначались, и были использованы некоторыми школами и существующими организациями для мальчиков в воспитательных целях. Главным образом, заимствован был материал для устройства детских игр на открытом воздухе. Но, предназначенные для солдат, эти брошюры мало годились для школьной практики. Ввиду этого, а также ободренный удачей первого лагерного опыта, БП основательно переработал свое произведение, применительно к потребностям и вкусам детей школьного возраста. В результате появилась его новая книга Скаутинг для мальчиков , изданная впервые в 1908 году. За короткое время книга выдержала 6 переизданий общим тиражом более полумиллиона экземпляров и была переведена почти на все европейские языки.

Успех книги и результат воздействия этой книги были поразительны. Предназначенная для инструкторов зарождающегося движения и написанная в виде достаточно бессистемных бесед возле костра, она вобрала в себя весь богатый и полный приключениями опыт жизни БП, который, как он считал, может придать воспитательную ценность новому движению и сделать его привлекательным в глазах английской молодежи. При этом ему удалось изложить свои идеи и опыт чрезвычайно интересно с примесью своеобразного юмора и обилием живых примеров.

То, что произошло далее, до сих пор является исключительным случаем в практике организации детских и молодежных движений. Идеи, положенные в основу Скаутинга для мальчиков , сразу нашли такой жизненный отклик в обществе и привлекли такую массу молодежи, не принадлежавшей к существующим ассоциациям, что очень скоро необходимость объединения ее в новую самостоятельную организацию стала очевидной и безусловной.

Во главе этой организации встал, конечно, сам Бадер-Пауэлл и двое его друзей. Первое помещение для собраний этого штаба (как назвал его БП) было предоставлено частными лицами. Лорд Стратема положил основание фонда новой организации, пожертвовав 500 фунтов стерлингов. Первый отряд скаутов-мальчиков был организован в Гампстеде (одно из наиболее бедных предместий Лондона), через месяц образовался второй в Патни.

В какие-то четыре месяца движение охватило почти всю Англию и перекинулось в колонии. Мальчики сами создавали повсюду отдельные группы скаутов - патрули, увлекаясь новой игрой, в которую могут играть все . Чтобы движение не стало хаотическим, пришлось организовать заведование отрядами на местах и связать его с Лондонским управлением. План этой сети местных комитетов и организаций центрального Управляющего Совета был также разработан Баден-Пауэллом, который в 1909 году окончательно бросил военную службу, чтобы всецело посвятить остаток своей жизни новому делу.

В том же 1909 году на движение обратил внимание король Эдуард, лично присутствовавший на первом общем смотре 14000 скаутов на поле лондонского Кристалл-Палас. Результатом этого смотра было следующее письмо, полученное Баден-Пауэллом из королевского дворца и дающее оценку движению:

Пожалуйста, сообщите мальчикам, что король принимает в них живейшее участие, и что, если ему придется призвать их позднее, он уверен, что патриотическое чувство ответственности и привычка к дисциплине, приобретенные ими теперь, сделают их способными исполнить свой долг, как следует настоящим мужчинам, в случае, если какая-нибудь опасность будет угрожать империи . Как знак королевской признательности Баден-Пауэлл получил баронетство, а организация бой-скаутов была признана специальной королевской хартией в следующем 1910 году учреждением государственным.

Вместо эпилога

С тех пор прошло девять десятков лет. Сегодня скаутские организации действуют почти в ста странах мира и объединяют более 20 млн.детей и подростков. Об их жизни, увлечениях и мероприятиях мы расскажем в одном из номеров УС этого года. Что же касается России, то судьба российского скаутского движения была куда короче и печальней и нашла свое продолжение лишь совсем недавно - в 1993 году.

Первые российские скаутские отряды возникли в 1909 году в Царском Селе, а общество Русский скаут было учреждено в 1914 году по указу Николая II. К 1917 году российская скаутская организация насчитывала около 50000 скаутов и скаутмастеров (руководителей скаутских отрядов). Подавляющее большинство из них, воспитанные на идеях верности долгу и служению царю и отечеству, в годы гражданской войны приняли сторону Белого движения и погибли в сражениях или оказались в эмиграции. Наиболее последовательно боролся со скаутизмом комсомол. По некоторым данным, последний действующий российский бойскаут был растрелян в 1922 году - в год, когда Н.К.Крупская в своей работе РКСМ и бойскаутизм полностью отвергла принципы и цель скаутской системы воспитания и указала комсомолу на необходимость создания детской организации нового, коммунистического типа, т.е. пионерии.

В течение последующих десятилетий Всесоюзная пионерская организация им. В.И.Ленина была единственной массовой детской организацией России и стран социализма. Ее историю знаем мы все. Вот только мало кто из нас догадывался, сколь многое было заимствовано при ее строительстве из той самой книги Скаутинг для мальчиков генерала Баден-Пауэлла. Ведь все русские ее издания были изъяты и уничтожены, а на само скаутское движение были навешаны ярлыки милитаристическое, шовинистическое и буржуазное .

Не будем спорить. Просто дадим слово самому Баден-Пауэллу.


Двое или трое выдающихся авторитетов написали неодобрительные отзывы о моей попытке воспитать в юношах Британии кровожадный и воинственный дух.

На это я могу ответить только сожалением, что эти господа недостаточно внимательно прочитали мои труды, или же, что я недостаточно ясно выразил свою мысль, так как вся цель юных разведчиков заключается в подготовке мирных граждан.

Но даже в том случае, если бы я проповедовал подготовку юношей к военной деятельности (чего на самом деле совершенно нет), я не могу сказать, чтобы я и тут видел основание раскаиваться; я лично не замечал, чтобы отставные солдаты были более других склонны к совершению убийства. Наоборот, я скорее замечал в них, что они научились самообладанию, умению жертвовать в случае нужды собою для других, умеют повиноваться приказаниям, умеют быть выдержанными, чистоплотными и деятельными, извлекать наилучшее из обстоятельств, быть верными себе и преданными своим офицерам. Все это представляется мне довольно ценными качествами в характере гражданина, к какому бы он званию или делу ни принадлежал.

Тот факт, что владельцы промышленных предприятий теперь предпочитают нанимать в качестве рабочих бывших солдат, говорит в пользу значения военного воспитания для мирного времени. Но, когда выдающийся общественный деятель написал мне, что я не должен обучать мальчиков военному делу, потому что он, по его собственному выражению, ненавидит войну, как дьявола , я счел себя обязанным ответить ему, что если бы он видел войну вблизи, то возненавидел бы ее, как это делают большинство военных, более чем дьявола.

По этому-то случаю офицеры, почти все без исключения, настойчиво указывают на необходимость их согражданам быть готовыми защищать свою родину. Это делается вовсе не для развития кровожадности, а для предотвращения от своей родины худшего из всех анахронизмов - ужаса войны, происходящей дома , среди наших женщин и детей.

Сторонники системы закрывать глаза на то, что всем зрячим очевидно, будут сами виноваты в соблазне неприятеля явиться и будут причиной возникновения войны в пределах их родины; на их головы пусть падет ответственность за кровь и разорение, которые неминуемо последуют - если только можно верить истории.

Между тем, если воспитывать в подрастающем поколении чувства истинной гражданственности, с сознанием своих ответственностей и обязанностей взамен преимуществ, которыми им предоставлено пользоваться в свободной стране - не было бы никакой опасности для государства.

Без мужества с одной стороны и без хорошей гражданственности с другой - мы неминуемо должны пасть!

Мужеству могут обучать только настоящие мужчины, а не существа недостойные называться таковыми .

Из книги Скаутинг для мальчиков (Издание Русская скоропечатня , Спб., 1911), с.350 глава Милитаризм .

Новые материалы на странице "УРАЛЬСКОГО СЛЕДОПЫТА"

10.03.2000 г.

Опубликованы результаты голосования по номинационным спискам фестиваля "Аэлита-2000"

Фотографии с "Аэлиты-99": здесь и здесь


1.03.2000 г.

Тюменская держава Шейбанидов
Алексей ЗЫКОВ, Анатолий ШАШКОВ ( 1)

Каменский из Суксуна
Наталия ТОКАРЕВА, Владимир ШКЕРИН ( 1)

РОБЕРТ БАДЕН-ПАУЭЛЛ
Биографический очерк ( 1)

Вечер на свалке
Виктор ГРЕБЕННИКОВ ( 1)

Баллада о бездомном животном
Тараканы

Игорь ГОЛДЫРЕВ ( 1)

Комары
Сергей ВАСФИЛОВ ( 1)


26.02.2000 г.

Итоги киновека ( 1)

ФЭНДОМ-ИСТОРИИ ( 1)


17.02.2000 г.

Котяра
Если бы они могли говорить...
Живые глобусы
А. ЯКОРНОВ ( 1)

Стихи
Ирина МАЛОГРИЦЕНКО
( 1)

Конкурс: Первая ласточка ( 1)

Непокоренный восьмитысячник ( 1)

Костер
Геннадий ЧЕУРИН ( 1)


10.02.2000 г.

Хроника Сибирь - трофи '99
Павел МИРОШНИКОВ ( 11)

УС на привале ( 10)

Подписка

Подписка на "Уральский следопыт" проводится по каталогу агентства "Роспечать".
Индекс 73413.
Подписка принимается во всех отделениях связи России и СНГ.

The Ural Banner System.

The Ural Banner System.

http://www.citycat.ru/         E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное