Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Уральский Следопыт

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Уральский следопыт
N 58

Новости журнала

"Уральский СЛЕДОПЫТ"

info@uralstalker.ekaterinburg.com
Выпуск четвертый. 24 января 2000 года

ТЕМА НОМЕРА: КОЛОКОЛА РОССИИ

Красный голос России

Олег ГУБКИН, Николай ПЯТКОВ

Уральский следопыт, 12, 1999 г.

Двадцатый век ударил по нашей колокольной музыке. Ударил основательно, но уже сегодня можно сказать, что в третье тысячелетие Россия войдет с множеством прекрасных Храмов, уже озвученных колоколами. И не дай нам Господь в своих невольных заблуждениях пойти по чьей-то чужой дороге. Ни один римско-католический храм никогда не закажет мелодичные голландские колокола. Люди свято чтят свой канон, свою музыкальную культуру. Русская православная колокольная музыка - это сложившийся в веках пласт нашей мирской и церковной музыки, который надо просто восстанавливать. Поверьте, голландские специалисты с таким же восторгом воспринимают наши звоны, наши колокола, как и свои. Они понимают, что так надо, что это просто другая музыка. И нам, прежде всего, следует знать свое родное, а не требовать примитивные Ре или Фа!

Ну, а зная русский характер, можно ли предположить, что наш звонарь обойдется всего лишь парочкой колоколов? Да еще на Пасху, празднуя после долгого поста Вознесение Христово! Слава о звонаре того или иного храма расходилась далеко по округе. Такой звон исстари назывался красным . За много верст приезжали люди послушать божественную музыку. Случалось, бросив шапку наземь, и в пляс под колокола пускались. Ведь филармонии с их концертами, граммофоны и магнитофоны - это атрибуты ближайших к нам времен. А русская колокольная музыкальная традиция сложилась задолго до времен поголовной, не только музыкальной, но и вообще обыкновенной грамотности.

Одним словом, не надо ни упрощать, ни усложнять традицию. Колокольный звон - это неотъемлемая часть огромного феномена под названием Русская православная Церковь . Такая же, как ваша родная Церковь, которую вы построили, зачастую недоедая и недосыпая. И, конечно же, вашей Церкви нужен голос, а значит - колокола. Их вам отольют опытные мастера-литейщики, возродившие традиции русского колокольного дела в Воронеже, Екатеринбурге, Каменск-Уральске и в других городах России.

Российский лидер в производстве колоколов

Первые колокольные опыты мы начали ставить в 1990 году, втихаря, после работы, - вспоминает Николай Геннадиевич Пятков - Генеральный директор Закрытого акционерного общества Пятков и К , признанного российского лидера в производстве колоколов. - Тогда мы еще многого не понимали и получалось неважно. Учиться-то было не у кого! Пришлось искать дореволюционные издания по колокололитейному делу в центральных архивах и библиотеках, изучать специальную литературу. Много экспериментировали, учились на собственных ошибках, вносили поправки и вновь делали пробные отливки. Вскоре изготовили и продали свой первый набор колоколов. Через полтора года мы эти колокола сняли и бесплатно перелили. Качество - это наш принцип. Позже перелили и несколько треснувших колоколов, отлитых в 1991 - 1992 годах для церквей Каменска-Уральского, Кургана, Нефтекамска (Башкирия). Сегодня наши колокола обладают повышенной надежностью и мы предоставляем заказчику (впервые в России) твердые гарантии качества. Вот почему к нам сейчас привозят на переплав современные колокола других российских фирм, предлагают заменить колокола Данилова монастыря, что находится в Гарвардском университете, а так же отлить колокола для тридцати православных церквей Соединенных Штатов Америки...

Закрытое акционерное общество Пятков и К сегодня прочно занимает лидирующие позиции на Российском колокольном рынке. Товарищество, основанное в 1991 году инженером-металлургом Н. Г. Пятковым, опытными литейщиками-практиками М. В. Ощуковым, В. Л. Петуховым и молодым художником А. П. Ворожейкиным, к концу ХХ века прошло полный путь становления: от первых неуклюжих литейных опытов до выполнения личных заказов первых лиц государства и церкви - Президента России Б. Н. Ельцина, Премьер-министра В. С. Черномырдина, Патриарха Всея Руси Пимена и др. Мягкое и одновременно мощное звучание колоколов, изготовленных в Каменск-Уральском, неизменно получает самые высокие оценки и восторженные отзывы специалистов и многих иерархов Русской Православной Церкви.

Мастера неукоснительно соблюдают каноны декоративного оформления колоколов. Это не значит, что, если литейщики пользуются одними и теми же моделями девять лет, то и декор их колоколов однообразен. Наоборот, колокола 1991 - 1992 годов не похожи на колокола 1995 - 1997-го, и тем более на продукцию 1999 года. Орнамент постепенно обновляется, верхний и нижний фризы выполняются различными видами геометрического и растительного орнамента. Два года назад мастер художественного оформления колоколов А. П. Ворожейкин предложил для их декора эффектный византийский орнамент переплет , отвечающий всем канонам и ставший сегодня основой фирменного стиля ЗАО Пятков и К . По желанию заказчика на тулове колокола могут отливаться 1, 2 или 4 высокохудожественные канонические рельефные иконы, а также памятные и дарственные надписи (заглавными и строчными буквами церковно-славянской азбуки или петровским гражданским шрифтом 1710 года), что входит в стоимость литья. Все работы производятся на арендуемых площадях Каменск-Уральского металлургического и Синарского трубного заводов, находящихся в100 км от Екатеринбурга. Заказчика всегда тепло встретят на предприятии, помогут осуществить подбор звукоряда, выполнят заказ с высочайшим качеством и в точно оговоренный срок, произведут отгрузку колоколов любым видом транспорта. Понимание сегодняшнего материального положения Русской Православной Церкви и подлинный энтузиазм коллектива в деле возрождения русской колокольной музыки позволяют поддерживать минимальный уровень цен (200 рублей за 1 кг литья).

Сегодня ЗАО Пятков и К отливает 10 видов обертонально богатых и певучих, исконно русских колоколов, комплектуемых в звонницы по 5 - 10 штук по благозвучным интервалам.

Пока мы остановились на отливке колоколов до 1,5 тонн, потому что в городе нет печей больше чем на 1,5 тонны металла по массе, - поясняет Николай Пятков. - И в этом нет ничего страшного. Мы еще будем выпускать колокола в 3 и 5 тонн. У нашей фирмы все еще впереди!

Изготовленные в Каменск-Уральском колокола сегодня звучат на Украине, в Белоруссии, Казахстане, Молдове и Забайкалье, в Прибалтике и на Архангельском Севере, в православной Сербии, Румынии, Греции, на далекой Аляске в США и в других странах ближнего и дальнего зарубежья.

Колокола фирмы Пятков и К висят на колокольнях храмов и монастырей практически во всех уголках России: в Москве (Собор Василия Блаженного, Донской монастырь, Патриаршее подворье), в Санкт-Петербурге, Пскове и Новгороде, в городах Золотого кольца России, в Сибири (Омск, Иркутск, Улан-Уде и др.), а также на многих уральских храмах и монастырях, например: на колокольнях Покровской и Волковской церквей г. Каменск-Уральского, на храмах Свято-Никольского мужского монастыря г. Верхорурье и т. д. Со всех концов необъятной России приходят в Каменск-Уральский теплые отзывы и искренние слова благодарности в адрес литейщиков ЗАО Пятков и К . Более полусотни храмов ежегодно обретают голос благодаря деятельности этого небольшого уральского предприятия, чьи колокола славятся по всей России богатством тонов и благозвучностью.

Закрытое Акционерное Общество Пятков и К
Россия, 623408, Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул. Заводской проезд, 1, а/я 2323.
Телефон (343-78) 291-64, 274-28.
Тел./факс: (343-78) 290-21 (круглосуточно).
e-mall: pyatkov@kamensk.uralnet.ru
http://www.Kamensk.uralnet.ru/pyatkov

Николай Пятков - основатель ЗАО  Пятков и К
Николай Пятков - основатель ЗАО Пятков и К

Литье колоколов на Урале

Избыток меди и высокое мастерство обработки металла на Урале способствовали появлению в начале XVIII века центров по изготовлению различных изделий бытового и художественного назначения: посуды, культовых предметов, колоколов...

Одним из первых уральских центров колокололитейного производства стал Невьянский завод, где в 1702 г. по распоряжению Н. Д. Антуфьева (Демидова) был отлит небольшой колокол, на грушевидной форме которого изображена вязь текста: Сей колоколъ литъ съ магнитомъ пополамъ съ простымъ чугуномъ. Весу колоколъ 1 пудъ 25 фунтовъ. 1702 октября 28 дня (фонды Невьянского краеведческого музея). Другой, сохранившийся до наших дней, колокол украшает орнамент в виде древнегреческого аканта и текст: Заводахъ лить сей колоколъ въ Невьянскихъ гдна дворянина Демидова. Весу 15 пу 79 фунтовъ (фонды Свердловского государственного историко-краеведческого музея). Несколько невьянских медных колоколов Акинфий Демидов тайно отправил Выговскому старообрядческому монастырю.

В 1790 г. в Невьянске был основан колокололитейный завод, существовавший до 1895 г. Известны имена некоторых его мастеров. Так, в первой половине XIX века ведущим мастером-литейщиком церковных колоколов в Невьянске являлся Яков Горяев. В 1821 г. он перелил разбитый медный колокол - дар царицы Евдокии Федоровны г. Верхотурье (как об этом гласит надпись на колоколе). Этот колокол отмечался в 1913 г. в описи имущества Свято-Троицкого собора в г. Верхотурье. Во второй половине XIX века владельцем Невьянского колокололитейного завода являлся М. М. Москвин. Прием заказов и продажа колоколов осуществлялись в Невьянске и на Ирбитской ярмарке. В том же заводе выделывал медную посуду, колокольчики и малые колокола Иван Ефимович Тюкин.

Екатеринбургский завод со дня своего основания начал специализироваться на изготовлении колоколов: в 1728 г. был отлит колокол весом 3 пуда 28 фунтов для церкви Вознесения с. Брусянское Арамильской слободы. До 1729 г. на Екатеринбургском заводе работал на отливке колоколов пушечных дел мастер из Саксонии Иоганн Дейхман. С 1729 по 1749 гг. - мастер из Олонецких казенных заводов Мирон Игнатьевич Афанасьев. Предписанием Горного правления от 1830 г. завод должен был ...если потребуется иногда к церквям колокола за деньги ... впредь лить по требованию и продавать с хорошею выгодою ... и можно посылать на Ирбитскую ярмарку . В 1732 г. были отлиты колокола весом 8 пудов для Санкт-Петербурга и в 50 пудов по заказу посадского человека из Иркутска А. Глазунова . В 1729 г. для Сылвинского завода и в 1731 г. для Висимского завода были отлиты колокола в 3 пуда для позыву на работу мастеров и работных людей, и прочих ремесленников, и ради других несчастных случаев . В Свердловском государственном историко-краеведческом музее хранится колокол с надписью: Лить въ Екатеринбурхе къ церкви Святого Иоанна Предтечи. 1752 го. 10 ну. ЗЗфу .

Колокольное дело было налажено и на Выйском заводе (близ Нижнего Тагила). Первое упоминание об этом имеется в документах 1763 г., когда по распоряжению Н. А. Демидова отливали колокола 39 пудов для церкви в Нижнетагильском заводе. В 1779 г. для церкви с. Петровское (Подмосковье) был отлит колокол в 20 пудов, который в бою был бы тонок и язык весом поменьше, единственно для того, чтобы призывать к тамошнему деревенскому общению .

Широкой известностью пользовались медных дел мастера Суксунского завода Красноуфимского уезда. Они отливали колокольчики, не уступавшие валдайским, а также небольшие по размерам колокола для близ лежащих церквей. В Пермском областном краеведческом музее хранится колокол второй половины XVIII в. с надписию: Лить сей колоколъ при Суксунском благородныхъ господъ Демидовыхъ дворянъ Александра, Павла и Петра Григорьевичей Демидовыхъ заводе . В XIX веке, когда после пожара в московском Большом театре (1853) потребовалось заменить растрескавшиеся колокола звонницы, суксунский мастер Михаил Ерофеев отлил для нее 48 новых.

В 1887 году в Екатеринбурге проходила Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка. В кустарном отделе были представлены колокольчики и колокола из Московской, Нижегородской, Пермской и Тобольской губерний. Уральские изделия получили высшую оценку, опередив даже продукцию пурехских меднолитейщиков.

Как выбрать колокол?

Вы узнали, что там-то и там-то на Храме звонят в колокола такого-то производства. Езжайте и оценивайте. Если сможете, езжайте прямо на завод - посмотрите, что за люди там работают. Первое - внешний вид колоколов. Следы токарной обработки внутри и снаружи, примитивное ухо для подвески вместо короны, 10-сантиметровые аляповатые буквы (встречаются припаянные или, того хлеще, приклеенные), множественные следы обработки наждачным камнем - это прямые доказательства того, что вас дурачат. Поворачивайтесь и уходите, даже не слушая.

Уровень настоящих колокольных литейщиков не позволяет так работать. За века сложились традиции выполнения декоративных ободков в разных частях колокола, культура орнаментов, шрифтов и икон. Особым классом считается отливать шрифты и иконы высотой не более 1,5...2 мм над поверхностью колокола. Четкость икон, к примеру, должна быть на уровне исполнения знаменитых бронзовых иконок-складней XIX века, которые видели все. Глаза, пальцы, складки одежды, детали украшений Богородицы или Святых должны быть элементарно различимы, как и мелкие надписи на иконах. Плохие мастера колокола отливать не должны.

Конечно, одним взглядом, без замеров, профиль колокола не оценить. Но знать основные принципы геометрии колокола вы просто обязаны. Диаметр колокола в верхней части должен быть ровно вдвое меньше нижнего, в юбке . Высота без короны должна составлять где-то 0,8 от нижнего диаметра. Толщина стенки внизу в ударном поясе не должна быть больше 1/10 или меньше 1/14 диаметра. Вверху стенка колокола втрое тоньше, чем внизу. Достаточно примитивно, но в принципе, все.

Теперь о звучании. Идеальный колокол - это такой колокол, при ударе в который одновременно слышны три звука - основной тон, а к нему первый обертон терцией выше и тон гудения октавой ниже. Но идеальных колоколов не бывает - всегда слышны еще какие-то звуки. Так вот эта совокупность звуков и создает неповторимое звучание конкретного колокола, и это не тон его, а скорее тембр, даже регистр.

Выбор колокола по звучанию начинается с элементарной проверки строя колокола. Европейские специалисты, все до единого, увидев незнакомый колокол, берут в руки молоток и ударяют им снаружи (несильно, чтобы не повредить поверхность), то в область ударного пояса (самый низ), то в область, отвечающую за основной тон (как раз середина по высоте - у профессионалов это поля ). Запомните, поля должны звучать ниже, чем юбка . В идеальном случае между извлеченными звуками должна быть малая терция. Однако русская традиция допускает и большую терцию, и кварту, и квинту. Понравилось? Переходим дальше. Теперь надо попробовать ударить языком. Необходимо знать, что у нового колокола место соприкосновения языка с краем колокола может быть еще не набито . Это крадет звук. Не исключено, что придется пользоваться кувалдой, соизмеримой по весу с языком (кстати, вес языка - 1/20 веса колокола, он должен быть кованый, из мягкой, но наклепанной стали). Ударить можно и снаружи - ударить и прислушаться. Если вы не слышите ни всплеска обертонов в течение 4-5 секунд после удара (колокол рычит , визжит ), ни оставшегося затем в одиночестве гудения (10-12 секунд на маленьком колоколе и не менее 1 минуты на полуторатонном), этот колокол покупать нельзя. Во-первых, зачем вам эта болванка ? Во-вторых, он у вас обязательно треснет. Отсутствие длительности звучания - признак низкой квалификации металлурга. Из сплава не выведен кислород, структура металла на изломе блестящая, со стреловидными, устремленными внутрь кристаллами-дендритами. Если нанести несколько резких ударов молотком по неответственному (чтобы не шокировать продавца) месту в прибыльной части между ушами - обязательно появятся сколы. На хорошем колоколе образуются лишь вмятины. Должно остаться впечатление, что сплав относительно мягкий. На излом хороший сплав неровный и напоминает мелкий песочек - это зерна того самого раствора олова в меди, который и звучит долго.

Обобщим: при полноценном и мощном ударе вы должны услышать всплеск множества тонов, который уже в вашей голове сложится в основной тон. Так уж устроен человеческий орган слуха и наш мозг. Высоким классом считается, если малой терцией выше этого основного тона долгое время звучит, как бы прорезая весь спектр, очень громкий первый обертон. Когда всплеск затухнет, колокол еще долго должен гудеть, причем как можно бархатистее (т.е. снова не в один голос) и ровнее. Ну, а настоящий, чисто русский тембр выбираемого колокола вы услышите сразу: проснется ваша генетическая память. Не покупайте колокола тупые, безголосые, а также те, которые имеют жестяной , лязгающий оттенок. Все это мошенничество, и поднимать, предварительно освятив, такие суррогаты на родной Храм - это кощунство! От звучания настоящего колокола e:кнет в груди, навернутся слe:зы. Не хватайте все подряд, повыбирайте, прислушайтесь к своему сердцу - и не ошибетесь!

Новые материалы на странице "УРАЛЬСКОГО СЛЕДОПЫТА"

[16.01.2000]

На странице выложено оглавление декабрьского номера журнала за 1999-й год и часть опубликованных в нем материалов.

Уральский следопыт представляет: ПРОЕКТ - 2000

Олег ГУБКИН, Николай ПЯТКОВ. Красный голос России

Александр ТРОФИМОВ. Дворянский род Голубцовых

Зиланткон-99

По материалам сетевого журнала активная ОРГАНИКА

Игорь ГОЛДЫРЕВ. Ваше Королевское Величество

[7.01.2000]

Владимир ТЕПЛОВ. Жила - была деревня

[3.01.2000]

Юрий КЛЮШНИКОВ. Всей душой преданный вам Лермонтов

По материалам сетевого журнала активная ОРГАНИКА 10 11

[1.01.2000]

Фэнзин Вавилон 4

[26.12.1999]

На странице выложено оглавление ноябрьского номера журнала за 1999-й год и часть опубликованных в нем материалов.

"Уральский следопыт" представляет: "Не дать свече погаснуть"

Олег ЛУЗЯНИНОВ. Шагнув из портретной рамы...

Валентин ВОЛЧОНОК. У истоков русской фэнтези

Ник РИМЕР. "Звездный мост" над пропастью

Геннадий ЧЕУРИН. Школа выживания

Подписка

Подписка на "Уральский следопыт" проводится по каталогу агентства "Роспечать".
Индекс 73413.
Подписка принимается во всех отделениях связи России и СНГ.

The Ural Banner System.

The Ural Banner System.

http://www.citycat.ru/         E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное