Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Уральский Следопыт

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Уральский следопыт
N 56

Новости журнала

"Уральский СЛЕДОПЫТ"

info@uralstalker.ekaterinburg.com
Выпуск второй. 10 января 2000 года

ТЕМА НОМЕРА: М.Ю. ЛЕРМОНТОВ в очерке Юрия КЛЮШНИКОВА

"ВСЕЙ ДУШОЙ ПРЕДАННЫЙ ВАМ ЛЕРМОНТОВ"

Уральский следопыт, 10, 1999 г.

М.Ю. 
Лермонтов в бурке. Гравюра на дереве Ф.Д. Константинова. 1964.

Лермонтов и Туринск. Какая между ними может быть связь? Первое, что приходит на ум, - переписка. На Кавказе опальный русский поэт был дружен или близко знаком со многими декабристами, которых царь послал на войну, под пули восставших горцев. Те в свою очередь переписывались с дворянскими революционерами, отбывавшими ссылку в Сибири. Была связь и с туринской колонией декабристов (уральский городок на реке Туре относился в ту пору к Тобольской губернии)... Через личную переписку или хотя бы через посредников - общих друзей. Выстраивалась логическая цепочка. Но где найти конкретные доказательства?

Ни в опубликованных мемуарах декабристов, ни в Лермонтовской энциклопедии нет даже намека на мостик между автором Героя нашего времени и провинциальным городком на Туре. Искать концы в архивных фондах Лермонтова вряд ли имело смысл: они достаточно хорошо изучены лермонтоведами. И Лермонтов, и бунтари 14 декабря вынуждены были соблюдать осторожность в переписке. Поскольку письма государственных преступников , отправленные обычной почтой, по дороге читались тайной полицией, декабристы и Лермонтов научились отправлять свою корреспонденцию через надежных посыльных - приятелей, знакомых. Иной раз переписку адресовали на имя своих дворовых людей, соседей, сослуживцев и т.д., чья порядочность не вызывала сомнений. Значит, искать точки соприкосновения следовало в архивах людей, подчас ничем не примечательных.

Этим я и занялся. Обнадеживал тот факт, что примерно 70 процентов переписки декабристов до сих пор не найдено.

...Подтверждение версии нашлось. Именно там, где оно предположительно и должно было быть, - в архивах частных лиц.

В начале февраля 1841 года в Туринск из Прочноокопа пришло письмо для Ивана Ивановича Пущина от декабриста юнкера Кабардинского егерского полка М. Назимова. Пришло на имя домоуправительницы Пущина турчанки Матрены Михеевны Мешалкиной. Любезный друг Иван Иванович, - писал Назимов. - Спешу исполнить приятнейший долг свой - сообщить тебе о Лермонтове. Мы много и охотно говорили с ним о разных вопросах личного, социального и политического мировоззрения. Он реалист, прикрепленный к земле, но в поэзии реет высоко на могучих крыльях своих. В его сарказмах слышится скорбь души, возмущенной пошлостью современной ему великосветской жизни и страхом неизбежного влияния этой пошлости на прочие слои общества. Мы с удовольствием говорили с ним о Пушкине. И о тебе. Лермонтов интересовался твоим житьем-бытьем в Туринске, преисполнен к тебе глубочайшего дружеского расположения и, по моей просьбе, посылает тебе автограф стихотворения, написанного на смерть Пушкина. Посылаю тебе также написанный мною карандашный портрет друга-поэта. Искренно любящий и уважающий тебя Михайло Назимов

Спустя три дня на Кавказ Назимову через ту же Мешалкину отправляется ответное пущинское письмо, где Иван Иванович благодарит любезного друга Михаила Александровича за присланный рисунок и лермонтовский автограф и просит, по возможности, выслать ему автографы лермонтовских поэм Кавказский пленник , Корсар , Преступник и Две невольницы , где ощутимо влияние пушкинской поэзии.

В мае того же года пришло еще одно письмо, адресованное Мешалкиной... До сих пор я не осмеливался писать Вам, любезнейший Иван Иванович, из нежелания навязывать Вам свое знакомство, - писал Лермонтов. - Назимов убедил меня, что Вы сами желаете знакомства со мною. И, зная Вас со слов моего друга Назимова, как человека твердых убеждений и до высочайшей степени гуманного, хочу засвидетельствовать Вам свою признательность за Ваше благородное дело просвещения в Сибири и память о Пушкине. Не знаю, надолго ли, но мной сейчас овладел демон поэзии, сиречь стихов. Из последних моих стихов - Родина , Любовь мертвеца , Прощай, немытая Россия , Утес . Зная от Назимова ваше желание иметь в Вашей тетради заветных сокровищ мои стихи, высылаю Вам эти последние. Мне трудно описывать Вам подробности моей жизни: жизнь наша здесь вне войны однообразна, а описывать экспедиции не велят. Даст Бог - придет время рассказать Вам долгие труды, ночные схватки, утомительные перестрелки, все картины военной жизни, которых я был свидетелем. Прощайте! Будьте здоровы и счастливы! Всей душой преданный Вам М. Лермонтов .

В первых числах июня 1841 года Лермонтов сообщил издателю Отечественных записок А. Краевскому из Пятигорска, что заочно познакомился с другом Пушкина Иваном Пущиным. Получил-де от него письмо из Туринска, где он рассказывает о работе над воспоминаниями о Пушкине, пишет об огородничестве, своем учительстве и помощи нуждающимся, а это такой человек, когда надо что-нибудь узнать или сделать, то обращаются обыкновенно к нему. Далее поэт добавляет, что по его просьбе Пущин выслал ему автографы некоторых стихов Пушкина из своей тетради заветных сокровищ ...

Впрочем, не все дети 14 декабря разделяли повышенный интерес Пущина к Лермонтову. От Назимова узнал я о твоем заочном, через переписку, дружеском расположении к Лермонтову, - писал декабрист прапорщик Тенгинского пехотного полка Н. Лорер с Кавказа в Туринск в июне 1841 года. - Зная твое доброе, отзывчивое сердце, хочу присоветовать тебе быть сдержанней в своих чувствах к нему. С первого шага нашего знакомства Лермонтов показался мне холодным, желчным, раздражительным и ненавистником человеческого рода вообще. Он не относится к тому типу людей, с которым приятно общение, я имею в виду людей симпатичных, теплых, умеющих во всех фазах своей жизни сохранить благодатный пламень сердца, живое сочувствие ко всему высокому, прекрасному. Хотя в храбрости ему не откажешь. В деле при реке Валерик, во время штурма неприятельских завалов, Лермонтов шел с Лихарe:вым (ссыльным кавказским декабристом. - Ю.К.) рука об руку, споря о Канте и Гегеле, и часто в жару спора они неосторожно останавливались . Далее Лорер признается, что Лермонтов душа общества и делает сильное впечатление на женский пол .

Декабрист А. Вегелин - юнкер Кабардинского егерского полка на Кавказе, познакомившийся с Лермонтовым осенью 1840 года в Малой Чечне, где оба участвовали в боях с горцами, сообщал Пущину в Туринск, что Лермонтов глумится над некоторыми распоряжениями правительства, кои вызывали наше сочувствие; статьи журналов, вызывавшие наши восторги, не удивляли его ...

Лермонтов в свою очередь проявил интерес к жизни поселенцев городка на реке Туре. Участник восстания на Сенатской площади рядовой Кабардинского егерского полка А. Беляев (он встречался с Лермонтовым в Ставрополе в 1840 году) писал с Кавказа Пущину в Туринск, что Назимов, Лихарев (декабристы. - Ю.К.), основываясь на ваших письмах к ним, рассказывали Лермонтову о ваших туринских заботах ...

К сожалению, дружеская переписка Лермонтова с туринскими ссыльными декабристами оборвалась, едва начавшись. 15 июля 1841 года поэт был убит на дуэли. Н. Лорер писал Пущину в Туринск: Не стало поэта, который мог бы заменить нам отчасти покойного Пушкина. Недалеко от Пятигорска, у подножия Машука, Лермонтов убит наповал - в грудь под сердце, навылет. Эту скорбную весть принес мне Вегелин. Несколькими днями ранее Лермонтов заезжал ко мне и просил меня переслать тебе в Туринск автограф его стихотворения, написанного на смерть друга-поэта и декабриста, нашего Одоевского. Лермонтов был мрачен. Полон роковых предчувствий. Его слова звучали как последнее прости : Напишу ли я еще Пущину в Туринск - кто знает? Хуже смерти ничего не случится, а смерти не минуешь ...

(Полностью статью читайте на web-странице журнала)

АНОНС: Владимир ТЕПЛОВ. Жила-была деревня

Речка Серебрянка невелика - всего около восьмидесяти верст. Примерно наполовину, от истока, она зажата в тиски мрачных взъерошенных елей. И лишь на середине, там, где в Серебрянку впадает безымянный приток, лес расступается в разные стороны, а угрюмый ельник сменяется веселым солнечным сосняком. Веселым кажется и само это место - гордо вздыбленный над обеими речками яр, а напротив, на низком берегу, раскинулись заливные луга. Приметливый хозяйский глаз не может не остановиться на всем этом живописном великолепии. Обозрев с яра заречные луговины, пустится первопроходец в обратный путь - скликать за собою наиболее легких на подъем земляков.

Такое, действительно, случилось в один из летних дней более двухсот годов тому назад. Осев по берегам крупных рек, русский мужик отправился на притоки. Понравилось щуплому рыжебородому мужичишке веселое место, ударил он шапкой оземь и сказал себе: Эх! Раздолье! Душа наружу просится! . И словно в подтверждение его слов, трижды приветственно прокричала с небесной выси неведомая птица. Добрая примета!

Читайте рассказ Владимира Теплова "Жила-была деревня" в 10-м номере журнале и на его web-странице.

Новые материалы на странице "УРАЛЬСКОГО СЛЕДОПЫТА"

[7.01.2000]

Владимир ТЕПЛОВ. Жила - была деревня

[3.01.2000]

Юрий КЛЮШНИКОВ. Всей душой преданный вам Лермонтов

По материалам сетевого журнала активная ОРГАНИКА 10 11

[1.01.2000]

Фэнзин Вавилон 4

[26.12.1999]

На странице выложено оглавление ноябрьского номера журнала за 1999-й год и часть опубликованных в нем материалов.

"Уральский следопыт" представляет: "Не дать свече погаснуть"

Олег ЛУЗЯНИНОВ. Шагнув из портретной рамы...

Валентин ВОЛЧОНОК. У истоков русской фэнтези

Ник РИМЕР. "Звездный мост" над пропастью

Геннадий ЧЕУРИН. Школа выживания

[22.12.1999]

На странице журнала начало действовать "Виртуальное литературное агентство". "Уральский следопыт" приглашает к сотрудничеству авторов, издателей, иллюстраторов и фотографов.

[21.12.1999]

Светлана САВЧЕНКО. Древности Шигирского торфяника

Геннадий ЧЕУРИН. Загадка землепроходцев

[18.12.1999]

Андрей ПОПКОВ. Судный день

Михаил ТЫРИН. Месть Минотавра

Ян РАЗЛИВИНСКИЙ. Промашка вышла

Евгений ЯХОНТОВ. Ключ

[12.12.1999]

Начала вестись интернет-версия информационной электронной базы культурных, просветительских, изыскательских, краеведческих, туристических и спортивных проектов "Проект-2000" - нового начинания журнала "Уральский следопыт". В этой базе в режиме свободного доступа размещается информация о существующих и предполагаемых к реализации проектах различных организаций, учреждений, предприятий, инициативных групп и частных лиц.

Подписка

Подписка на "Уральский следопыт" проводится по каталогу агентства "Роспечать".
Индекс 73413.
Подписка принимается во всех отделениях связи России и СНГ.

The Ural Banner System.

The Ural Banner System.

http://www.citycat.ru/         E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное