Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дистанционный семинар по теме "Отходы производства и потребления". Предлагаются вопросы для обсуждения, приводятся примеры судебной практики, выдержки и ссылки на нормативные правовые акты по теме.


Отходы: семинар

Отходы производства и потребления: семинар

Уважаемые подписчики! Предлагаю для обсуждения приведённые ниже вопросы. Ваши мнение, пожалуйста, присылайте на мой электронный адрес: law.ecolpravo-owner@subscribe.ru. Итоги нашего дистанционного семинара подведём через неделю.



1. Соотношение понятий

а) “Отходы производства и потребления” vs. “радиоактивные отходы”

Отходы производства и потребления

Радиактивные отходы

остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

не подлежащие дальнейшему использованию материалы и вещества, а также оборудование, изделия (в том числе отработавшие источники ионизирующего излучения), содержание радионуклидов в которых превышает уровни, установленные в соответствии с критериями, установленными Правительством Российской Федерации.

(Ст. 3 Федерального закона “Об использовании атомной энергии”)

Радиоактивными отходами также могут признаваться материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов, образовавшиеся при осуществлении не связанных с использованием атомной энергии видов деятельности по добыче и переработке минерального и органического сырья с повышенным содержанием природных радионуклидов, в случае, если эти материалы не подлежат дальнейшему использованию.

(п.2 ст. 3 Федерального закона от 11.07.2011 №190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ")

◼ Облученные тепловыделяющие сборки ядерного реактора (ОТВС) - облученные в ядерном реакторе и извлеченные из него тепловыделяющие сборки, содержащие отработавшее ядерное топливо (Ст. 3 Федерального закона “Об использовании атомной энергии”).

Твердые, жидкие и газообразные отходы, содержащие радионуклиды, за исключением отходов, образующихся при осуществлении не связанных с использованием атомной энергии видов деятельности по добыче и переработке минерального и органического сырья с повышенным содержанием природных радионуклидов, относятся к радиоактивным отходам в случае, если сумма отношений удельных (для твердых и жидких отходов) или объемных (для газообразных отходов) активностей радионуклидов в отходах к их предельным значениям согласно приложению превышает 1. (КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ ТВЕРДЫХ, ЖИДКИХ И ГАЗООБРАЗНЫХ ОТХОДОВ К РАДИОАКТИВНЫМ ОТХОДАМ, Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2012 г. №1069)

Вопросы для обсуждения:

  1. Относятся ли ОТВС к радиоактивным отходам?
  2. По аналогии: относится ли отработанное моторное топливо, отработанное автомобильное масло к отходам производства и потребления?
  3. Одними из видов обращения отходов производства и потребления являются их использование и переработка. Могут ли перерабатываться радиоактивные отходы? Могут ли они использоваться?
  4. В чём отличия радиоактивных отходов от отходов производства и потребления?

б) “размещение отходов”, “хранение отходов”, “захоронение отходов”.

размещение отходов

хранение отходов

захоронение отходов

хранение и захоронение отходов

содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования

изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду

Вопросы для обсуждения:

  1. Если обозначить эти три понятия с помощью кругов Эйлера, то как будет выглядеть их соотношение?
  2. В чём принципиальные отличия хранения и захоронения отходов?

соотношение понятий

Пример судебной практики.

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 24 апреля 2013 г. по делу N 33-3248/13

при участии помощника Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора - Г.С.В., представителей ответчиков: МУП "Б" - М.Т.С., представителя Администрации Сосновского района - Ш.А.Е., главы <данные изъяты> поселковой администрации З.А.А., представителя третьего лица Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Р.В.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы представителей Муниципального унитарного предприятия "Б", Администрации Сосновского муниципального района, <данные изъяты> поселковой администрации на решение Сосновского районного суда от 04.02.2013 г. по делу по иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов и прав неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию "Б", Администрации Сосновского муниципального района, <данные изъяты> поселковой администрации о прекращении эксплуатации свалки твердых бытовых и промышленных отходов и восстановлении нарушенных земель.

Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию "Б", Администрации Сосновского муниципального района, Администрации поселка <данные изъяты>, уточнив исковые требования, в котором просил обязать МУП "Б" прекратить эксплуатацию несанкционированной свалки твердых бытовых и промышленных отходов, расположенной на <адрес> в <адрес> Нижегородской области и провести работы по восстановлению нарушенных земель, обязать администрацию Сосновского муниципального района и <данные изъяты> поселковую администрацию Сосновского муниципального района организовать работы по прекращению эксплуатации свалки и восстановлению нарушенных земель, на которых расположена указанная свалка.

В обоснование исковых требований указал, что размещение отходов производства и потребления на почвенном покрове является потенциальной угрозой загрязнения данного земельного участка, грунтовых вод, поскольку разрешительная документация на указанную свалку отсутствует, земельный участок под размещение данной свалки надлежащим образом не отведен. Отходы складируются на незащищенном земельном участке, при взаимодействии с атмосферным воздухом отходы разлагаются, загрязняя его продуктами распада, что ведет к ухудшению экологической обстановки на территории Сосновского района, к загрязнению и истощению природных ресурсов (земли, грунтовых вод и др.). В результате ветрового разноса происходит загрязнение отходами ближайших территорий.

Решением Сосновского районного суда Нижегородской области от 04.02.2013 г. исковые требования Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены.

В апелляционной жалобе и.о. директора МУП "Б" К.Е.В. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора.

Указывает, что МУП "Б" не занимается и никогда не занимался захоронением отходов, а осуществляет хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.

Глава <данные изъяты> поселковой администрации в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора.

Указывает, что в соответствии с распоряжением Сосновской поселковой администрации Сосновского муниципального района разрешено временно производить хранение бытовых отходов. Между МУП "Б", который осуществляет только сбор и временное хранение отходов, и ООО "Э", а также между ООО "О" ежегодно заключаются договора по комплексному обслуживанию в сфере охраны окружающей природной среды по приемке и размещению с последующей переработкой и утилизацией отходов производства и потребления. На основании данных договоров МУП "Б" передает на переработку ООО "Э" или ООО "О" имеющиеся отходы производства и потребления относящиеся к 1-4 классу опасности.

Судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным и не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Судом первой инстанции установлено, что на <адрес> Нижегородской области расположена свалка твердых бытовых отходов на площади 2 га. На свалке размещаются отходы 4, 5 классов опасности

При разрешении настоящего спора судом первой инстанции правомерно указано, что допущенные ответчиками нарушения экологического законодательства создают угрозу загрязнения окружающей среды, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и причинения вреда здоровью граждан, в связи с чем, дано аргументированное суждение о необходимости прекращения эксплуатации несанкционированной свалки и восстановления земель.

в) “обращение с отходами”, “транспортирование отходов”, “использование отходов”, “утилизация отходов”

◼ Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов

◼ Транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах

◼ Трансграничное перемещение отходов - перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает интересы не менее чем двух государств

Использование отходов

Утилизация отходов

Применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии

(ст. 1 Федерального закона №89-ФЗ)

Деятельность, связанная с утилизацией отходов, в том числе и отходов, появляющихся на последней стадии жизненного цикла любого объекта, направленная на производство вторичной товарной продукции, выполнение работ (услуг) или получение энергии с учетом материало- и энергосбережения, требований экологии и безопасности.

Примечания. 1. Использование отходов охватывает все виды деятельности по вовлечению отходов в хозяйственный оборот путем сбора, сортировки, транспортирования, утилизации (если необходимо - после соответствующей обработки).

2. Использование отходов включает их применение для производства товаров (вторичной продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.

(ГОСТ 30772-2001*)

Деятельность, связанная с использованием отходов на этапах их технологического цикла, и/или обеспечение повторного (вторичного) использования или переработки списанных изделий.

Примечание. В процессах утилизации перерабатывают отслужившие установленный срок и/или отбракованные изделия, материалы, упаковку, другие твердые отходы, а также жидкие сбросы и газообразные выбросы.

(ГОСТ 30772-2001*)

*ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения, введен Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 №607-ст

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие виды деятельности включает обращение с отходами? Какие из них являются лицензируемыми?
  2. Как соотносятся понятия “транспортирование отходов” и “трансграничное перемещение отходов”?
  3. Как соотносятся понятия “использование отходов” (в понимании Федерального закона №89-ФЗ и ГОСТ 30772-2001) и “утилизация отходов” (в понимании ГОСТ 30772-2001)?

2. Классификация отходов

Критерии отнесения отходов к классам опасности установлены приказом МПР России от 15.06.2001 № 511 (ссылка для скачивания).

Приведём содержащуюся в названном приказе таблицу:

Таблица 1

------T---------------------T-------------------------T-----------¬

¦N п/п¦      СТЕПЕНЬ        ¦         КРИТЕРИИ        ¦   КЛАСС   ¦

¦     ¦вредного воздействия ¦отнесения опасных отходов¦ ОПАСНОСТИ ¦

¦     ¦ опасных отходов на  ¦ к классу опасности для  ¦отхода для ¦

¦     ¦окр.природ.среду(ОПС)¦            ОПС          ¦    ОПС    ¦

+-----+---------------------+-------------------------+-----------+

¦   1.¦   ОЧЕНЬ ВЫСОКАЯ     ¦Экологическая     система¦  I КЛАСС  ¦

¦     ¦                     ¦необратимо      нарушена.¦ЧРЕЗВЫЧАЙНО¦

¦     ¦                     ¦Период     восстановления¦  ОПАСНЫЕ  ¦

¦     ¦                     ¦отсутствует              ¦           ¦

+-----+---------------------+-------------------------+-----------+

¦   2.¦      ВЫСОКАЯ        ¦Экологическая     система¦II КЛАСС   ¦

¦     ¦                     ¦сильно нарушена.   Период¦ВЫСОКООПАС-¦

¦     ¦                     ¦восстановления не   менее¦НЫЕ        ¦

¦     ¦                     ¦30 лет   после    полного¦           ¦

¦     ¦                     ¦устранения      источника¦           ¦

¦     ¦                     ¦вредного воздействия     ¦           ¦

+-----+---------------------+-------------------------+-----------+

¦   3.¦      СРЕДНЯЯ        ¦Экологическая     система¦ III КЛАСС ¦

¦     ¦                     ¦нарушена.          Период¦  УМЕРЕННО ¦

¦     ¦                     ¦восстановления не   менее¦  ОПАСНЫЕ  ¦

¦     ¦                     ¦10 лет   после   снижения¦           ¦

¦     ¦                     ¦вредного воздействия   от¦           ¦

¦     ¦                     ¦существующего источника  ¦           ¦

+-----+---------------------+-------------------------+-----------+

¦   4.¦      НИЗКАЯ         ¦Экологическая     система¦ IV КЛАСС  ¦

¦     ¦                     ¦нарушена.          Период¦МАЛООПАСНЫЕ¦

¦     ¦                     ¦самовосстановления     не¦           ¦

¦     ¦                     ¦менее 3-х лет            ¦           ¦

+-----+---------------------+-------------------------+-----------+

¦   5.¦    ОЧЕНЬ НИЗКАЯ     ¦Экологическая     система¦  V КЛАСС  ¦

¦     ¦                     ¦практически не нарушена  ¦ПРАКТИЧЕСКИ¦

¦     ¦                     ¦                         ¦ НЕОПАСНЫЕ ¦

L-----+---------------------+-------------------------+------------

Кроме того, действуют Санитарные правила СП 2.1.7.1386-03 “Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления”.

Суды пришли к выводу, что названные выше приказ МПР РФ и Санитарные правила регулируют различные классы опасности:

РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 26 мая 2009 г. N ГКПИ09-385

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО "Газпром трансгаз Ухта" об оспаривании "Санитарных правил по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления. СП 2.1.7.1386-03", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 июня 2003 г. N 144

Санитарные правила, дифференцирующие отходы на четыре класса опасности, введены в целях установления и предотвращения вредного воздействия токсичных отходов на среду обитания и здоровье человека. В свою очередь Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15 июня 2001 г. N 511 "Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды" установлено пять классов опасности отходов по степени их возможного вредного воздействия на окружающую природную среду.

С учетом вышеизложенного не противоречат Санитарные правила и статье 20 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов", пункту 5.3.7 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401, которым на Ростехнадзор возложены полномочия по ведению государственного кадастра отходов и государственного учета в области обращения с отходами, а также по проведению работы по паспортизации опасных отходов.

3. Нормативы образования отходов и лимиты размещения отходов

а) Нормативы образования отходов

◼ норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции (ст. 1 Федерального закона “Об отходах производства и потребления”)

Проекты нормативов образования отходов обязаны разрабатывать индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации объектов, при которой образуются отходы. Исключение составляют субъекты малого и среднего предпринимательства, которые представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. (Ст.18 Фелерального закона “Об отходах производства и потребления”)

Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.  Нормативы образования отходов

утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов. (ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ НОРМАТИВОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ И ЛИМИТОВ НА ИХ РАЗМЕЩЕНИЕ, утвержден приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50, скачать порядок)

б) Лимиты на размещение отходов

◼ лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории (ст. 1 Федерального закона “Об отходах производства и потребления”)

Также, как и нормативы образования, лимиты на размещение отходов разрабатываются ИП и юридическими лицами, за исключением субъектов среднего и малого предпринимательства, и утверждаются Росприроднадзором России (его териториальными органами).

При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо, в том числе,  области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, в области градостроительной деятельности, в области транспортной безопасности, в области охраны собственности, а также в случае совершения административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.

Административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Административное приостановление деятельности назначается судьей.

За административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 9.1 настоящего Кодекса (в части грубого нарушения требований промышленной безопасности), административное приостановление деятельности назначается должностными лицами, указанными в пунктах 1 и 4 части 2 статьи 23.31 настоящего Кодекса.

(Ст. 3.12 КоАП РФ, извлечение).

Лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности).

4. Плата за размещение отходов

В России взымается только плата за размещение отходов. Плата за накопление отходов, которые продлжают загрязнять почву, подземные воды, атмосферу, российским законодательством не предусмотрена. То есть экономический стимул перерабатывать уже накопленные отходы отсутствует, особенно это относится к отвалам промышленных отходов, которые в настоящее время накоплены в огромном количестве и требуют переработки и/или рекультивации.

Ставки платы за размещение отходов утвверждены в Приложении № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. №344.

НОРМАТИВЫ

ПЛАТЫ ЗА РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ

        Вид отходов          Единица    Нормативы платы за  

   (по классам опасности     измерения размещение 1 единицы

   для окружающей среды)               измерения отходов в  

                                      пределах установленных

                                       лимитов размещения  

                                       отходов, руб. <*>  

 1. Отходы I класса  опасности    тонна           1739,2

    (чрезвычайно опасные)

 2. Отходы II класса опасности    тонна            745,4

    (высокоопасные)

 3. Отходы     III      класса    тонна            497

    опасности        (умеренно

    опасные)

 4. Отходы IV класса опасности    тонна            248,4

    (малоопасные)

 5. Отходы V класса опасности

    (практически неопасные):

    добывающей промышленности     тонна              0,4

    перерабатывающей

    промышленности                тонна             15

    прочие                        тонна              8

 (п. 5 в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 N 410)

<*> Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов применяются с использованием:

коэффициента 0,3 при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия;

коэффициента 0 при размещении в соответствии с установленными требованиями отходов, подлежащих временному накоплению и фактически использованных (утилизированных) в течение 3 лет с момента размещения в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение этого срока.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как влияет на размер платы за размещение отходов соблюдение либо нарушение лимитов на их размещение?
  2. Каким образом размер платы за размещение отходов может влиять на стимулирование переработки отходов, введения малоотходных технологий?

Дополнительные вопросы

5. Объекты размещения отходов

◼ объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое)

Статья 12 Федерального закона “Об отходах производства и потребления” содержит требования к объектам размещения отходов:

1. Создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

2. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

4. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

6. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

7. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В соответствии со ст. 51Федерального закона “Об охране окружающей среды” запрещаются:

  • размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
  • захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие требования предъявляет законодатель к размещению объектов размещения отходов?
  2. Кто вправе или обязан создавать объекты размещения отходов?

6. Собственность на отходы

Статья 4. Отходы как объект права собственности

1. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

3. Собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.

4. В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.

(Федеральный закон “Об отходах производства и потребления”).

Судебная практика по-разному решает вопрос, можно ли считать собственника земельного участка автоматически ответственным за соблюдения требований экологического законодательства в отношении размещённых на земельном участке отходов. Обратите внимание на то, как суд оценивает ссылку прокурора на п. 4 ст. 4 Федерального закона “Об отходах производства и потребления”:

СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 января 2012 г. по делу N 33-137/2012

Свердловский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее по тексту МУГИ СО) о возложении обязанности ликвидировать несанкционированное место складирования отходов, разработать проект рекультивации земельного участка, привести земельный участок в первоначальное состояние путем проведения работ по его рекультивации в соответствии с проектом.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе выездной проверки 27.07.2011 установлено, что неизвестными лицами <...> осуществляется самовольная разработка карьера в границах земельного участка, находящегося в собственности Свердловской области. На месте карьера площадью 15000 кв. м и прилегающей территории организована несанкционированная свалка отходов производства и потребления. Согласно материалов лесоустройства ГУСО "Верх-Исетское лесничество" карьер со свалкой отходов прилегает к <...> лесному парку, но не входит в границы особо охраняемой природной территории, земельный участок находится в собственности Свердловской области. С учетом этого собственник земельного участка Свердловская область в полном объеме несет бремя содержания своего имущества в соответствии с требованиями ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации. В нарушение требований ст. 13 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственником участка не был обеспечен надлежащий и своевременный контроль за использованием земельного участка, что привело к загрязнению, истощению, порче участка. В соответствии со ст. 3 ФЗ "Об охране окружающей среды" любая хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, осуществляется на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. По смыслу п. *** ст. 78 ФЗ "Об охране окружающей среды" вред окружающей среде может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ. На основании изложенного истец просил обязать ответчика ликвидировать несанкционированную свалку бытовых и производственных отходов в границах земельного участка <...>, размещенные на земельном участке отходы и загрязненную почву вывести на соответствующие полигоны, предназначенные для их захоронения. Кроме того прокурор просит обязать ответчика разработать проект рекультивации земельного участка, привести земельный участок в первоначальное состояние путем проведения работ по рекультивации.

Судом установлено и следует из материалов дела, что на земельном участке, принадлежащем на праве собственности Свердловской области <...>, на месте незаконно разработанного карьера организована свалка бытовых отходов.

Свалка является несанкционированной, действует без разрешения Ростехнадзора по Свердловской области, гидрологическое заключение, землеотвод, санитарно-эпидемиологическое заключение на размещение свалки не выдавались, проект размещения отсутствует.

Поскольку размещение свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, суд пришел к правильному выводу о доказанности истцом факта нарушения закрепленного ст. 42 Конституции РФ, ст. 1 Закона РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Отказывая в иске к МУГИ СО, суд пришел к выводу, что указанное лицо является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку обязанность по устранению допущенного нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду и восстановлению положения, существовавшего до нарушения права, должна быть возложена на муниципальное образование.

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он не противоречит закону и соответствует установленным по делу обстоятельствам.

Ссылка в представлении на ч. 4 ст. 4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" несостоятельна, поскольку по смыслу указанной нормы обращение брошенных отходов в собственность является правом собственника земельного участка, на территории которого отходы брошены. Доказательств наличия у ответчика намерения обратить в свою собственность брошенные отходы суду не представлено. Напротив, как пояснил в заседании судебной коллегии представитель ответчика К., МУГИ СО не заинтересовано в обращении отходов в свою собственность и обжалуемым решением данное право ответчика никак не нарушено.

Довод кассационного представления прокурора о не разрешении судом исковых требований о возложении на ответчика обязанности разработать проект рекультивации земельного участка и осуществить рекультивацию в соответствии с разработанным проектом, судебной коллегией отклоняется.

Отказывая в удовлетворении иска в полном объеме, суд тем самым разрешил названные исковые требования.

Вопросы для обсуждения:

  1. По каким основаниям возможно приобретение права собственности на отходы?
  2. Означает ли заключение договора на вывоз отходовна полигон основанием для перехода права собственности на отходы?
  3. Несёт ли собственник земельного участка ответственность за брошенные на данном земельном участке отходы?

В избранное