Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Краткий курс экологического права России Отходы производства и потребления


1. Понятие отходов производства и потребления

2. Механизмы правового регулирования в сфере обращения с отходами производства и потребления.отходов

3. Классификация отходов (классы опасности)

1. Понятие отходов производства и потребления

Легальное определение понятию “отходы производства и потребления” дано в Федеральном законе от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". В ст. 1 указанного Федерального закона №89-ФЗ определяется:

 

отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Обращение с отходами производства и потребления, помимо названного выше Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", регулируется также рядом законодательных и подзаконных актов, а также Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов. Именно ратификация Россией Базельской конвенции в 1995 году во многом стало стимулом для развития национального российского законодательства в этой сфере.

Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ “Об охране окружающей среды” определяет основные требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами в статье 51.

Статья 51. Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления

1. Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

2. Запрещаются:

  • сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;

  • размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;

  • захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;

  • ввоз опасных отходов и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания.

 Основные термины в сфере обращения с отходами определены в статье 1 Федерального закона “Об отходах производства и потребления”.

обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;

размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

 хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
 

использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;

обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

2. Механизмы правового регулирования в сфере обращения с отходами производства и потребления.отходов

 1. Учёт, ведение реестров и кадастров.

1.1. Ведение гос. кадастра отходов

Федеральный закон №89-ФЗ, Статья 20. Государственный кадастр отходов

Государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов (ФККО утвержден приказом МПР РФ от 02.12.2002 №786), государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

Регулируется постановлениемПравительства РФ от 26.10.2000 №818 "О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРА ОТХОДОВ И ПРОВЕДЕНИЯ ПАСПОРТИЗАЦИИ ОПАСНЫХ ОТХОДОВ"


1.2. Паспортизация отходов.

Паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.Приказом МПР РФ от 02.12.2002 N 785 утвержден паспорт опасного отхода.


2. Лицензирование

Федеральный закон №89-ФЗ, ст. 9

Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"

В соответствии со статьёй 12 "Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии" названного Федерального закона №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежат только следующие виды деятельности, связанные с отходами:

деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

См.: Постановление Правительства РФ от 28 марта 2012 г. № 255 "О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности"


3. Нормирование

Регулируется статьёй 24 Федерального закона "Об охране окружающей среды", статьёй 18 Федерального закона №89-ФЗ. 

Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

3.1. Нормативы образования отходов

НОРМАТИВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

В соответствии с постановлением Правительсва РФ от 16.06.2000 №461 "О ПРАВИЛАХ РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ НОРМАТИВОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ И ЛИМИТОВ НА ИХ РАЗМЕЩЕНИЕ" для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют в территориальные органы уполномоченного органа:

а) заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с указанием следующих сведений:

  • полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;

  • фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;

б) следующие документы:

  • копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов);

  • проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

  • копия лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов (для юридического лица - пользователя недр, имеющего лицензию на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов).


3.2. Лимиты на размещение отходов

Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.

4. Экономическое регулирование - установление платы за размещение отходов в пределах лимитов и за сверхлимитное размещение. Базовые ставки платы установлены постановлением Правительства РФ для отходов каждого класса опасности.

5. Юридическая ответственность.

3. Классификация отходов производства и потребления

 

Статья 4.1 Федерального закона №89-ФЗ устанавливает пять классов опасности отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду и в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды:

I класс - чрезвычайно опасные отходы  (например, ртутные лампы);

II класс - высокоопасные отходы (например, отходы, содержащие свинец);

III класс - умеренно опасные отходы (например, отработанные автомобильные масла);

IV класс - малоопасные отходы (например, отходы битума, асфальта в твёрдой форме);

V класс - практически неопасные отходы (например, отходы пенопласта).

Класс опасности отходов определяет размер платы за рамещение отходов, порядок обращения с такими отходами, требования к их захоронению. 

Пример любопытной судебной практики:

РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 26 мая 2009 г. N ГКПИ09-385

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО "Газпром трансгаз Ухта" об оспаривании "Санитарных правил по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления. СП 2.1.7.1386-03", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 июня 2003 г. N 144

Санитарные правила, дифференцирующие отходы на четыре класса опасности, введены в целях установления и предотвращения вредного воздействия токсичных отходов на среду обитания и здоровье человека. В свою очередь Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15 июня 2001 г. N 511 "Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды" установлено пять классов опасности отходов по степени их возможного вредного воздействия на окружающую природную среду.

С учетом вышеизложенного не противоречат Санитарные правила и статье 20 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов", пункту 5.3.7 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401, которым на Ростехнадзор возложены полномочия по ведению государственного кадастра отходов и государственного учета в области обращения с отходами, а также по проведению работы по паспортизации опасных отходов.

 


В избранное