Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Обучение через исправление ошибок


Я нашел лишь один способ
быстро и результативно учиться -
делать дело...
и исправлять найденные ошибки...

выпуск 54

Тенденции развития среднего образования

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня я решил написать о тенденциях в развитии среднего образования в России. Все предлагаемые ниже выводы основаны не столько на фактах, сколько на моём субъективном восприятии соответствующей информации. Поэтому предлагаю отнестись к ним критически. Я описываю свою модель будущего. Так, как я его себе представляю. И поскольку всем свойственно ошибаться… :0)

Но наличие даже ошибочной модели предпочтительнее перед отсутствием оной. Так что приступим. И начнём с того, что есть сейчас.

А сейчас в системе образования глубокий кризис. Начался он где-то в начале девяностых, а может быть, и раньше. И когда закончится неизвестно. Объективные причины кризиса были и продолжают существовать. Речь сейчас не о них. Меня интересует то, что можно изменить, и желательно, прямо сейчас. Точнее, то, что необходимо менять сейчас.

Первое, липовые оценки. Как показал ЕГЭ прошлым летом, значительная доля выпускников знает базовые предметы на «два». Но ставить двойки в аттестат пока никто не торопится. В целом, у большинства учеников итоговые оценки завышены. Причина проста: ставить плохие отметки невыгодно экономически и для учителей, и для тех, кто их «контролирует».

Второе, лишние люди на уроках. Речь идёт о тех школьниках, которые не хотят учиться. В школу они ходят по привычке, чтобы не скучать дома. И старательно мешают учиться всем остальным. Школы не имеют права избавляться от таких учеников. Но и научить их чему-либо чаще всего нереально.

Третье, отсутствие реальных прав у учителя. Обязанностей у учителей очень много. А эффективных методов воздействия на учеников почти никаких. Это я пишу по своему личному опыту. Когда приходилось вести уроки математики в школе, я задавал вопрос специалистам со стажем: «Что можно сделать в такой-то ситуации?» Чаще всего конкретного ответа не было.

Далее необходимо остановиться на учащихся, на школьниках. Мы имеем достаточно чёткое деление учеников на сильных, средних и слабых. Доля сильных обычно не более 10 процентов. И до восьмого класса она постепенно уменьшается. Слабых учеников около половины. И их доля растёт. Средних около 40 процентов. Чем определяется положение конкретного ученика? Заинтересованностью родителей! Причём не в данный момент, а в течение всего периода обучения. Знаете, кто читает сейчас этот текст? Родители средних учеников! :0)  У родителей сильных нет проблем с обучением детей. А родители слабых давно махнули на всё рукой. И как решает свои проблемы конкретная семья? С помощью репетитора. И это не случайность, это тенденция!

Качество обучения в школе падает. Это закономерно. Учителя в этом виноваты не больше, чем сами родители. Ещё раз подчёркиваю позитивную роль ЕГЭ. ЕГЭ показывает реальное положение вещей. На первое место выходят не отметки в школе, а умения и навыки. Большинству школьников умения не хватает, значит, нужна помощь. Самая действенная помощь на сегодняшний день – это репетиторы.

Репетиторы оценки не ставят, они формируют умения и навыки. Те, которые возможно сформировать. Отношения репетитор – ученик намного гармоничнее, чем школьник – учитель. Соответственно, и результат обучения совсем другой.

Быть репетитором не так легко, как может показаться на первый взгляд. Собственных знаний и умений по предмету тут недостаточно. Необходимо «умение обучать». Хорошие учителя легко становятся хорошими репетиторами. Но многие принципиально не работают с учениками своих классов за деньги. И это правильно! Репетитор должен быть ограждён от оценивания результатов своего труда.

Сейчас репетиторов по математике и физике не хватает. По крайней мере, хороших. Спрос превышает предложение. Если не отменят ЕГЭ, то такая ситуация будет сохраняться достаточно долго.

Но будем двигаться дальше. Репетиторство – это форма переходного периода. Она сильно ограничивает возможности Наставника. Для хорошего учителя работать один на один неэффективно. Поэтому следующим этапом является работа с малыми группами по 2-5 человек. Тут возникают новые проблемы. Из кого формировать группы? И где заниматься? Некоторым учителям удаётся эти проблемы решить. Но пока такая форма обучения распространена мало. В этом направлении развитие будет, и вероятно, достаточно скоро.

Следующий этап – частные школы. В частных школах проблемы, описанные выше, будут решены легко и быстро. Липовые оценки ставить нет смысла, так как они подрывают авторитет школы. Лишних учеников не будет по той же причине. Частная школа существует на деньги родителей и поэтому работает на результат. Результатом является фактический уровень подготовки учеников, их умения и навыки. То, что они могут продемонстрировать на любом независимом экзамене. Все формальные показатели по сравнению с этим большого значения не имеют.

Подобные школы могут быть и не частными. Но они должны быть платными, и должны иметь возможность избавляться от лишних учеников. В больших городах такие школы уже есть. И будут появляться новые. Их не будет много. Но они будут оказывать большое влияние на развитие системы образования в целом.

Вот на этом я пока и закончу.

Вы можете легко отправить мне письмо.
Буду рад Вашим отзывам и новым вопросам.

Подписаться на рассылку можно через ее домашнюю страницу в каталоге
http://subscribe.ru/catalog/job.education.oshibka
Там же можно найти предыдущие выпуски.

Успехов Вам, Добра и Любви!
Мордвинов Яков

Дужественные рассылки на Subscribe.ru

Прежде всего ссылочка
для тех, кто решил изменить свою жизнь.

И еще одна ссылочка для любителей "системного подхода" :-)

Рассылка "Новости Школы Своего Дела"

Рассылка "Технология и искусство АДИ"

Рассылка "Альтернативно-Деятельностные Игры в Новосибирске"

Рассылка "Клуб "неНОРМАЛЬНЫЕ родители""

Рассылка "Знания, обреченные на успех"

Вече "Стратегия жизни"


В избранное