Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Обучение через исправление ошибок


Я нашел лишь один способ
быстро и результативно учиться -
делать дело...
и исправлять найденные ошибки...

выпуск 42

О литературе

Здравствуйте, уважаемые читатели! 

 

Интересные мысли у меня появились относительно такого школьного предмета как литература. Я исхожу из того, что обучение должно приносить реальную пользу, причём каждому ученику. Всякая деятельность должна иметь свой результат. И хотя бы по замыслу этот результат должен быть положительным. С таких вот позиций я посмотрел на литературу.

Чем отличается этот предмет. Начнём с самого простого и очевидного. Литература, в любом её виде, содержит массу описаний эмоций, чувств, жизненных ситуаций, действий и событий. Всё это даётся не по отдельности, а в целом, с сохранением всех внутренних взаимосвязей, так, как в реальной жизни. Описываемые события зафиксированы в пространстве и времени. С одной стороны, эти события являются фактом, они имели место. По «правилам игры» правдоподобность событий не оспаривается. С другой стороны, возвращаться к любому событию можно многократно. Возвращаться с целью анализа. Участвовать в анализе может любая аудитория, и все участники обсуждения находятся в равных условиях. Исходная информация о событиях у них одна и та же, она дана в тексте. А вот выводы могут быть самыми разными.

Какие же вопросы есть смысл обсуждать на уроках литературы? Я назову их вопросами выбора. Как поступил литературный герой? Почему он так поступил? Чего он хотел добиться, и достиг ли он своей цели? Какие последствия повлёк его выбор? Мог ли он действовать по-другому? Это вопросы первого уровня, наиболее простые. И одновременно это очень важные вопросы. Мы совершаем выбор каждую секунду, и от того, что мы выбираем, зависит наша жизнь. Литература предоставляет нам очень богатый материал, на котором мы можем учиться делать правильный выбор.

Мысли. Они мелькают в голове как картинки в калейдоскопе, и даже ещё быстрее. Но они определяют наши чувства, наше поведение, наш выбор. Как выбрать те, которые нам помогут, которые изменят жизнь к лучшему? С помощью литературы! Если есть мысль, есть ситуация, в которой эта мысль проявляется, мысль определяет выбор. Значит, можно найти в литературных произведениях похожие ситуации и аналогичный выбор. Мы найдём не только ситуации, мы найдём их развитие. Мы увидим последствия, к которым ведёт тот или иной выбор. И тогда делать реальный выбор в своей жизни нам будет намного проще.

Ещё одно замечание. Очень часто мы делаем выбор неосознанно. Наш выбор определяет мысль, которая находится в подсознании. Сознательно мы можем быть не согласны с этой мыслью, можем считать её ошибочной. Но пока она живёт в нашем подсознании, она определяет наш выбор, со всеми вытекающими последствиями... Чтобы изменить ситуацию, необходимо извлечь мысль из подсознания, осознать свой выбор. Этому препятствуют эмоции. Они отделяют сознание от принятия многих решений. Увидеть такие ситуации проще в поведении кого-то другого, а не в своём. Эмоции не мешают анализировать чужое поведение… И только увидев много однотипных чужих ошибок, мы начинаем замечать их в своём поведении, начинаем осознавать свой собственный выбор.

Пора переходить к выводам. :0) Вывод первый: само по себе знание большого числа литературных произведений не является ценностью для ученика. Тем более не является ценностью знание многих авторов, фактов их жизни и т. д. Ценностью являются те мировоззренческие концепции, которые ученик усвоил, осознал, и которые определяют его выбор на уровне подсознания. Вывод второй: предметом обсуждения на уроках литературы должны быть эмоции, чувства, мысли, жизненные ситуации, действия и их последствия. Вывод третий: для ведения конструктивной дискуссии необходимо выработать, и при необходимости корректировать, определения рассматриваемых чувств и эмоций. Мысли должны иметь чёткие и ясные формулировки. Вывод четвёртый: знание и понимание философии для преподавания литературы может оказаться важнее, чем знание собственно литературы. :0)  Вывод пятый: оценивать ученика надо по его умению обосновать свои жизненные принципы примерами из литературных произведений.

 

 

 

Интересное получилось продолжение темы после двух дней размышлений... Я пришёл к выводу, что мне необходимо внести важные изменения в свою деятельность. До настоящего дня я занимался развитием мышления чисто технически, путём расширения набора методов. Размышляя о литературе, я понял, что пора двигаться вглубь. В первую очередь, необходимо всех учеников знакомить с философией. Для этой цели подойдут семь духовных законов Дипака Чопры. Сам я познакомился с этими законами больше трёх лет назад. Я сразу поверил в их истинность, но понимание приходило постепенно. Все три года я возвращался к этим законам и проверял их на множестве жизненных ситуаций. И всякий раз я убеждался, что они работают. Я обсуждал эти законы в беседах с родственниками и друзьями, сопоставлял с содержанием других книг. Но я не решался преподавать эти законы детям, видимо, считал, что ещё не готов, что я не являюсь специалистом в этой области знания... Теперь я понял, что специалистов слишком мало, а знания эти необходимы всем. Откладывать на потом нет никакого смысла. Лучшее время для любого дела – сейчас!

Вы можете легко отправить мне письмо.
Буду рад Вашим отзывам и новым вопросам.

Подписаться на рассылку можно через ее домашнюю страницу в каталоге
http://subscribe.ru/catalog/job.education.oshibka
Там же можно найти предыдущие выпуски.

Успехов Вам, Добра и Любви!
Мордвинов Яков

Дужественные рассылки на Subscribe.ru

Прежде всего ссылочка
для тех, кто решил изменить свою жизнь.

И еще одна ссылочка для любителей "системного подхода" :-)

Рассылка "Новости Школы Своего Дела"

Рассылка "Технология и искусство АДИ"

Рассылка "Альтернативно-Деятельностные Игры в Новосибирске"

Рассылка "Клуб "неНОРМАЛЬНЫЕ родители""

Рассылка "Знания, обреченные на успех"

Вече "Стратегия жизни"


В избранное