Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Обучение через исправление ошибок


Я нашел лишь один способ
быстро и результативно учиться -
делать дело...
и исправлять найденные ошибки...

выпуск 41

Характеристики мышления

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Я начну с лирического отступления...

Моё призвание – работать с талантливыми детьми, помогая им раскрыть свой талант. Талантливы все! Но не все верят в свой талант и готовы работать над его совершенствованием. К сожалению, для большинства талантливость не обеспечивает счастье. Моя задача – научить их, как стать счастливыми и оставаться в этом состоянии. Основой долговременного счастья является правильное мировоззрение. Мировоззрение исправляется двумя путями: либо принудительно, через тяжёлые и болезненные жизненные испытания, либо добровольно, через постоянный поиск, сознательное устремление и большую работу над собой. Не считаю, что второй вариант легче. Но он требует меньше времени и в нём больше радости. Так вот, сущностью второго пути является развитие мышления, самопознание и преодоление себя. Двигаясь по этому пути, я помогаю тем, кто оказался рядом, и стараюсь материализовать свой опыт, зафиксировать его в понятных формулировках. Надеюсь, это поможет тем, кто не может общаться со мной лично.

В отношении мышления можно выделить три основные характеристики: сила ума, интеллектуальная выносливость и гибкость мышления. Сила ума – это тот уровень энергии, который человек может обеспечить для решения конкретной задачи. В первую очередь речь идёт о внимании. Внимание – это та энергия, которой может управлять сознание. Измерять абсолютную силу ума не представляется возможным, да и не понятно зачем. В применении нам важна относительная сила ума. Её можно понимать как часть мыслительной энергии, которую человек направляет на решение задачи. Мозг никогда не решает только одну задачу, часть энергии тратится, например, на жизнеобеспечение и управление организмом. А вот на всякие «посторонние мысли» энергия расходуется в большом количестве. Увеличение относительной силы ума связано с «укреплением дисциплины» в этом вопросе. :0) О практике. Развитию силы ума очень способствуют интеллектуальные игры, так как они создают благоприятную обстановку и очень ненавязчиво повышают приоритет решаемой игровой задачи.

Интеллектуальная выносливость. По определению это способность сохранять концентрацию внимания (иначе говоря, необходимый уровень интеллектуальной энергии) на заданном объекте в течение длительного промежутка времени. Исходя из свойств внимания, период в две минуты надо рассматривать уже как длительный. Это начало отсчёта для определения выносливости. Верхнего предела нет. Выносливость важна при решении сложных задач. Для тренировки выносливости удобно использовать задачи с перебором вариантов. Чем больше число возможных вариантов, тем сложнее задача. Надо также учитывать затраты на рассмотрение одного варианта. В целом измерять прогресс по этой характеристике наиболее просто.

Третий параметр мышления – гибкость. Его можно определить как умение применять разные методы и схемы рассуждений. Этот параметр самый сложный. Начнём с того, что гибкость мышления подразумевает знание многих методов и схем рассуждений. А сколько их надо знать? Чем больше, тем лучше! Вот здесь и начинаются проблемы современного образования! Система образования стремится познакомить учащихся со всем многообразием современных научных знаний. Для чего? Чтобы ученик запомнил массу разнообразных фактов? Но ведь он их забудет через час после экзамена или зачёта! И в жизни они ему не понадобятся с вероятностью 99 процентов. Тогда на что тратится такое огромное количество времени и сил, - почти десять лет школьной жизни? Или обучение в школе ничего не даёт и ничему не учит? Но большинство взрослых, особенно с высшим образованием, не согласятся с этим. Я, после долгих размышлений на эту тему, пришёл к выводу, что целью образования является развитие мышления и в первую очередь по характеристике гибкость. Из огромного объёма информации, которую ему дают в школе, ученик должен в первую очередь усваивать методы рассуждений, методы обработки этой информации, а факты играют второстепенную роль. Факты нужны как материал для демонстрации методов. Усвоение новых методов развивает гибкость мышления ученика.

Знакомство с новым методом должно происходить правильно. Во-первых, нужна проблемная ситуация, в которой срабатывает метод. Хорошо, если таких ситуаций будет несколько. Это будет демонстрировать широту применимости метода и создавать условия для обобщения. Во-вторых, метод должен быть показан как технология, как алгоритм конкретных действий. И ученик должен получить свой личный опыт применения нового метода. В-третьих, должна быть показана ограниченность метода. Каждый метод применим лишь в определённых условиях. За рамками этих условий метод может давать неправильный результат. Знание этих критических ситуаций, в которых метод не работает как надо, является не менее важным, чем знание самого метода. Критические ситуации – это направления для дальнейшего поиска, для совершенствования, для творчества.

Как использовать понятие гибкости мышления в практической деятельности обучения? Во-первых, в процессе обучения должны решаться разнообразные задачи. Без разнообразия задач нет смысла говорить о гибкости. Причём задачи должны отличаться качественно, т. е. не только значениями величин, но и их наборами. Я группирую задачи по типам; например, задачи на движение в одном направлении – это один тип, а вычисление площадей многоугольников – это другой тип. Во-вторых, для усвоения метода надо решить пять, десять, двадцать однотипных задач. В рамках одного занятия это невозможно. А если интервал между однотипными задачами оказывается слишком большой, то метод забывается, и приходится начинать почти с начала. Значит, на нескольких занятиях подряд надо решать похожие задачи, отрабатывая метод. В-третьих, когда метод уже усвоен на некотором уровне, необходима похожая задача, которая с помощью метода не решается, либо решается слишком сложно. В-четвёртых, сам метод должен быть формализован, т. е. у него должно быть словесное описание, должен быть список ключевых моментов, и желательно, собственное имя, под которым этот метод будет сохраняться в памяти. Пока формализация методов проведена в математике (около 90%), в физике (около 70%), в химии (около 40%), в русском языке (около 70%). Численные данные я поставил по своим ощущениям, реальными измерениями и подсчётами я, конечно, не занимался. В таких предметах как география, история, биология, литература формализация методов практически нулевая.

 

 

 

Всё, что я пишу в этой рассылке, адресовано в первую очередь родителям и учителям. Тем, кто активно воздействует на детей, формируя их будущее. К сожалению, я не имею обратной связи, писем от читателей рассылки я не получал очень давно. Поэтому я не знаю, что из моих рассуждений воспринимается хорошо, а что вызывает возражения. Надеюсь, что ситуация изменится... 

Вы можете легко отправить мне письмо.
Буду рад Вашим отзывам и новым вопросам.

Подписаться на рассылку можно через ее домашнюю страницу в каталоге
http://subscribe.ru/catalog/job.education.oshibka
Там же можно найти предыдущие выпуски.

Успехов Вам, Добра и Любви!
Мордвинов Яков

Дужественные рассылки на Subscribe.ru

Прежде всего ссылочка
для тех, кто решил изменить свою жизнь.

И еще одна ссылочка для любителей "системного подхода" :-)

Рассылка "Новости Школы Своего Дела"

Рассылка "Технология и искусство АДИ"

Рассылка "Альтернативно-Деятельностные Игры в Новосибирске"

Рассылка "Клуб "неНОРМАЛЬНЫЕ родители""

Рассылка "Знания, обреченные на успех"

Вече "Стратегия жизни"


В избранное