Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Обучение через исправление ошибок 30


Информационный Канал Subscribe.Ru

Я нашел лишь один способ
быстро и результативно учиться -
делать дело...
и исправлять найденные ошибки...

выпуск 30

Навыки и алгоритмы мышления

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Не знаю, как относитесь к чтению Вы, а я люблю почитать, в плане самообразования… :о) И вот как-то на днях я читал одну не слишком новую книгу («Учим… читать», авторы В. А. Бородина и С. М. Бородин). Речь шла об алгоритмах чтения. Я воспроизведу один абзац, который послужил основой для моих рассуждений.

Алгоритмы служат основой для запоминания и последующего воспроизведения прочитанного. Они дают возможность лучше усвоить содержание текста, повышают эффективность чтения, активизируют мышление в силу того, что берут на себя «технические» функции, освобождая человека для творчества. Как подчеркивал доктор психологических и филологических наук А. А. Леонтьев, мышление, чтобы быть в главном творческим, пластичным, должно в чём-то второстепенном быть застывшим, опираться на стереотипы, алгоритмы. Подлинное мышление, т. е. деятельность человека по решению задач, всегда опирается на специально выработанные для целей мышления вспомогательные приёмы и орудия типа схем, планов, зрительно представляемых образных картин.

И вот какие мысли у меня возникли в связи с этим текстом.

Во-первых, мне понравилось определение мышления – деятельность человека по решению задач. Еще лучше будет звучать деятельность человека по постановке и решению задач. Не так ли ?! :о)

Во-вторых, идея выделения вспомогательных приёмов и орудий показалась мне очень плодотворной. Понятно, что в основе мышления лежат очень простые «базовые» действия и операции. Если некоторая последовательность таких вот «базовых» действий встречается в жизни человека достаточно часто, то между ними возникает взаимосвязь, последовательность становится устойчивой. В терминах педагогики это называется формированием навыка.

Навыки могут быть достаточно сложными, включающими выбор альтернатив (условный оператор :о) и повторное выполнение некоторых действий (оператор цикла :-).

С точки зрения теории алгоритмов мы получаем полноценные подпрограммы. :о) Я надеюсь, использование мной программистских терминов не слишком смущает читателей, не знакомых с этой областью знаний. :о)

Преимущество человеческого мышления (внутреннего программного обеспечения :о) состоит в том, что поиск необходимого навыка (выбор нужной подпрограммы из библиотеки :-) чаще всего осуществляется на уровне подсознания (автоматически :0). И это избавляет нас от кучи проблем! :о)

Первый вывод. Хорошее мышление предполагает достаточно богатый набор навыков. А значит, есть смысл целенаправленно их формировать.

Второй вывод. Если есть проблемы с каким-то базовым навыком, то они будут проявляться и во всех навыках, сформированных на его основе. (Одна глючная процедура может периодически подвешивать весь программных комплекс :о). Здесь будет очень уместно привести пример. :о) И таким примером является навык устного счёта. Казалось бы, кому нужен устный счёт при столь широком распространении калькуляторов и компьютеров? А оказалось, что быстрый счёт в уме является одним их характерных признаков высокоразвитого интеллекта. Для меня самого это было удивительно, в первый момент… :о) После некоторых размышлений я понял, что это совершенно естественно.

А теперь вернёмся к нашим … :о) детям. Как Вы считаете, какой процент школьников хорошо владеет навыками устного счёта? А что ожидает всех остальных? Правильно! Проблемы с математикой во всех её проявлениях. :о) А кто должен заниматься формированием навыков устного счёта у детей? Учитель математики? Но у него же нет времени для этого! Он должен давать новые знания в соответствии с программой. А на усвоение одной только таблицы умножения необходимо 7-10 пятнадцатиминутных занятий НА КАЖДОГО ученика. Так что учитель если и поможет, то лишь частично. Слава богу, есть хорошие родители, которые занимаются со своими детьми. Но родителям часто тоже не хватает времени.

В наше время есть очень удачное решение этой проблемы. Компьютерная программа! Отработка навыков устного счёта в игровой форме на компьютере. Я проверял этот метод на своей дочери. Эффект очень хороший. Как я уже сказал выше, достаточно заниматься на компьютере 15 минут в день, и через неделю-полторы таблица умножения усваивается на «отлично». Но, кажется, я отвлёкся… :о)

Вывод третий. Для формирования навыка определённый вид деятельности должен повторяться многократно в течение относительно небольшого периода времени. Говоря проще, требуется системность, регулярность занятий.

Вывод четвертый. Неполнота набора базовых навыков проявляется при столкновении с новыми типами задач. Если задачи нового типа встречаются регулярно и многократно, то это приводит к формированию специального навыка по решению таких задач. (к пополнению библиотеки служебных программ :о)

И я думаю, что на сегодня этого достаточно… :о)

 

Вы можете легко отправить мне письмо.
Буду рад Вашим отзывам и новым вопросам.

Подписаться на рассылку можно через ее домашнюю страницу в каталоге
http://subscribe.ru/catalog/job.education.oshibka
Там же можно найти предыдущие выпуски.

Успехов Вам, Добра и Любви!
Мордвинов Яков

Дужественные рассылки на Subscribe.ru

Прежде всего ссылочка
для тех, кто решил изменить свою жизнь.

И еще одна ссылочка для любителей "системного подхода" :-)

Рассылка "Новости Школы Своего Дела"

Рассылка "Технология и искусство АДИ"

Рассылка "Альтернативно-Деятельностные Игры в Новосибирске"

Рассылка "Клуб "неНОРМАЛЬНЫЕ родители""

Рассылка "Знания, обреченные на успех"

Вече "Стратегия жизни"


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: job.education.oshibka
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное