Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Обучение через исправление ошибок


Информационный Канал Subscribe.Ru

Я нашел лишь один способ
быстро и результативно учиться -
делать дело...
и исправлять найденные ошибки...

выпуск 29

И снова про обучение

Здравствуйте, уважаемые читатели!

После 28 выпуска рассылки прошло три недели. Писем от вас, уважаемые читатели, я так и не получил. :о( Хотя статистика показывает, что интерес к теме есть, и немалый…

Может быть, вы считаете, что я лучше вас разбираюсь в вопросах образования? :о) Причем настолько лучше, что вам и сказать мне нечего… :-) Я думаю, что это не так. И особенно надеюсь на активность жителей Новосибирска, которые имеют уникальную возможность познакомиться с новым подходом в образовании непосредственно, проверить его на своих детях. Отказаться никогда не поздно! А вот получить такую возможность… Для жителей Новосибирска я сообщаю свой телефон: 292-37-98.

И ещё одно соображение относительно времени… Я думаю многие слышали про «профессиональных родителей» Б. П. и Л. А. Никитиных. Так вот, Борис Павлович сформулировал и обосновал на основе собственных исследований и доступных данных новую гипотезу – НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей). Я считаю, что эта гипотеза очень близка к истине, поэтому в вопросах обучения ВРЕМЯ ВСЕГДА РАБОТАЕТ ПРОТИВ НАС. Чем позже создаются условия для развития, тем больше возможностей УЖЕ утрачено. Помните об этом!

А сейчас я хочу вернуться немного назад и рассказать о том, как я докатился до такой жизни. :-) :о)

В детстве я очень любил решать всякие интересные задачки, особенно на смекалку. А чуть позже, в юности, интересовался всем, что связано с мышлением, с интеллектом, с талантом. К любой информации старался относиться критически. Поэтому в школе хотя и был долгое время отличником, с учителями спорил часто…

А полтора года назад познакомился с книгами и рассылками Юрия Мороза. Его мысли оказали на меня большое влияние. Со многими доводами я был согласен, но оставалось ощущение, что где-то в его рассуждениях есть ошибки. На мой взгляд, его позиция наиболее чётко изложена в книге «Ваше кредо – вечно второй? Истина в тезисах». Но не вставлять же в выпуск целую книгу! :о)

А чтобы Вы могли получить представление о его взглядах, я привожу часть выпуска рассылки «Новости Школы Своего Дела» от 03.09.05.

Образование.

Нас с Жанной часто спрашивают, чему мы учим наших детей. Они же не ходят в школу. Ответ я давал много раз, но, тем не менее спрашивают снова и снова.

Я отвечаю просто – НИЧЕМУ.

Мне говорят, понятно, но вы ведь с ними, конечно, занимаетесь. А чем? Да нет, не занимаемся!

Наши старшие, которым сейчас уже девять, вполне владеют очень сложным искусством, которому якобы учат только в высшей школе – а именно, - умением самостоятельно работать с литературой. Они сами могут найти то, что их интересует, например, в энциклопедии.

После того, как они научились этому, хотя мы этому их и не учили, просто отвечали, на их вопросы – пойди посмотри в энциклопедии, глупо лишать их этого умения не давать им работать с литературой самостоятельно.

Вот и все обучение.

Более, того, как вроде бы все знают, дети учатся не тому, что говорят родители, а тому, что они делают. Таким образом, известное всем обучение, которое заключается в говорении, говорении и еще раз говорении, совершенно бессмысленно.

Хочешь, чтобы дети были творческими – будь сам таким. А как могут научить творческому подходу (причем в жизни прежде всего!) школьные учителя, которые сами этот творческий подход в жизни не используют НИКОГДА!!!

Главное обучение заключается в том, что наши дети ЖИВУТ С НАМИ. Мама и папа не ходят каждое утро на работу и не сдают своих детей кому-то. А раз они живут с нами, то они учатся тому, что МЫ ДЕЛАЕМ КАЖДЫЙ ДЕНЬ. И как могут не уметь дети делать то, что делают родители, если они рядом живут и почти всегда вместе?

Дети актеров легко становятся актерами, так как с детства бегают за кулисами, слышат разговоры о театре или телевидении, присутствуют на репетициях и знают все о театре или кино, не прилагая к этому никаких усилий. А если еще начинают немного помогать родителям с более или менее разумного возраста, то они всему обучаются по ходу, без всяких лекций и специальных занятий.

Если у вас дома есть компьютер, и вы просто даете его детям, дети будут уметь на компьютере делать все, что делаете вы, если вы просто хоть иногда будете отвечать на их вопросы или что-то показывать. Причем в отличие от школы в этом случае почти всегда достаточно показать один раз.

То есть проблема обучения, которое вроде бы НЕОБХОДИМО, заключается в том, что родители не живут вместе со своими детьми и дети не учатся тому, что умеют родители.

Ну и если добавить известный всем факт, что большинство людей работает не по специальности, то конкретные технические знания, даваемые в ВУЗе, оказывается большинству и не нужны. И что остается от высшего образования?

Да пресловутое умение самостоятельно работать с литературой.

Дети могут сами (иногда с несколькими подсказками) разобраться в чем угодно, от программирования видика, до проведения света в бане под навес. (Последнее мои мальчишки уже делали). Причем я их этому не учил, они просто наблюдали как я, и другие, проводили свет.

Я не учил мальчишек складывать печку, но они, наблюдая за печником, сделали раствор и сами начали строить свою маленькую печку в своем маленьком домике, который тоже построили сами. Но так им всего 9 лет.

Итак, снова повторяю главную мысль. Если ваши дети ЖИВУТ С ВАМИ, то они легко научатся всему, что умеете делать вы. Если они могут наблюдать за людьми, которые еще что-то умеют, они научатся и этому. В школе, кстати, дети имеют возможность наблюдать только за учителями, да еще за уборщицами.

И если вы хотите, чтобы ваши дети были развитыми, самостоятельными и успешными, вполне достаточно, чтобы вы были такими, и чтобы ваши дети, еще раз повторю – ЖИЛИ с вами…

Мне потребовался год, чтобы понять, в чём я не согласен с Юрием. А не согласен я с оценкой образования. Но не всякого образования, а только хорошего. :о) В большинстве случаев оценка Юрия справедлива, т. е. образование оказывается фактически бесполезным. Но! :о) Если работает хороший Учитель, то помимо знаний (большей частью бесполезных) ученики приобретают также навыки мышления, которые остаются с ними на всю жизнь. Именно в этом ценность хорошего образования. На то, чтобы понять, осознать это, мне потребовался целый год!

А Юрию Морозу я очень благодарен. Его книги, рассылки, да и вся его деятельность оказали на меня очень большое влияние. В вопросах обучения я его оппонент, а в остальном – единомышленник.

И на этом я хочу закончить этот выпуск. :о)

Вы можете легко отправить мне письмо.
Буду рад Вашим отзывам и новым вопросам.

Подписаться на рассылку можно через ее домашнюю страницу в каталоге
http://subscribe.ru/catalog/job.education.oshibka
Там же можно найти предыдущие выпуски.

Успехов Вам, Добра и Любви!
Мордвинов Яков

Дужественные рассылки на Subscribe.ru

Прежде всего ссылочка
для тех, кто решил изменить свою жизнь.

И еще одна ссылочка для любителей "системного подхода" :-)

Рассылка "Новости Школы Своего Дела"

Рассылка "Технология и искусство АДИ"

Рассылка "Альтернативно-Деятельностные Игры в Новосибирске"

Рассылка "Клуб "неНОРМАЛЬНЫЕ родители""

Рассылка "Знания, обреченные на успех"

Вече "Стратегия жизни"


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: job.education.oshibka
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное