Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Обучение через исправление ошибок 6. О процессе обучения


Информационный Канал Subscribe.Ru

Я нашел лишь один способ
быстро и результативно учиться -
делать дело...
и исправлять найденные ошибки...

Выпуск 6.

О процессе обучения, и не только...

После предыдущего выпуска рассылки я получил несколько писем. Вот одно из них.

Привет!
Меня давно интересует вопрос об эмоциональной составляющей обучения. То есть, какой должна быть подача информации со стороны преподавателя? Должна ли это быть сухая, как сухарь, строгая констатация фактов, или же необходимо плавно, говоря образно, лья воду, рассказывая какие-то истории из жизни, подводить к важным понятиям обучаемой дисциплины? На мой взгляд, у того и другого метода есть свои плюсы и минусы. Мне кажется, это вещи сугубо индивидуальные, и к каждому обучающемуся нужен личный подход. И тут встает вопрос о количестве обучающихся на единицу процесса обучения. А вообще, мне кажется, необходимо искать некий баланс внимания обучающихся, достигнув которого, необходимая информация будет усваиваться легко и непринужденно.
Было бы интересным, узнать Ваше мнение на сей счёт, а вообще, чем не тема для новой статьи, а?!

Выражаю благодарность за быстрый отзыв и жду новых публикаций!

До новых сеансов связи...

Предложение принято :) Обсуждаем предложенные идеи.

Индивидуальный подход?! Содержательно против этого не будет возражать ни один преподаватель. Это же очевидно, что подстроить подачу материала под уровень восприятия одного конкретного ученика намного проще, чем пытаться удовлетворить интересы целой группы. Основная проблема - как реализовать индивидуальный подход на практике? И возможно ли это в условиях современной школы или вуза, где на одного преподавателя приходится более 10 учеников (студентов)? Пока в более выгодном положении находится репетитор, который работает только с одним учеником.

Но все развивается! И в решении этой проблемы есть определенные успехи. Я узнал об этом совсем недавно, на этой неделе, из рассылки "Парное обучение" Описанный там процесс обучения очень сильно отличается от традиционного. Индивидуальный подход реализуется почти на сто процентов. Насколько эффективно все это работает, я не знаю. Очень хотелось бы все это проверить на практике, "на себе"...
Но сами идеи очень интересные. Почитайте!

Поиск "баланса внимания", о котором идет речь в письме, - это, фактически, создание мотивации в процессе обучения. Об этом также много сказано в рассылке "Парное обучение" Я пересказывать не буду. Я хочу сказать о другом...

В письме неявно предполагается, что основу обучения составляет процесс передачи информации (знаний) от наставника к ученику. При таком подходе, естественно, основной проблемой является повышение эффективности этого процесса перекачивания знаний. Зафиксируем эту точку зрения в виде тезиса:

Задача наставника - передать ученику как можно БОЛЬШЕ знаний.

Но насколько правильным является такой взгляд на обучение?

Многие люди, которые серьезно занимаются вопросами обучения (к их числу я отношу и себя :-)), приходят к выводу, что в основе процесса обучения лежит САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ, САМОРАЗВИТИЕ ученика. Именно оно является основной целью обучения, а вовсе не знания. А усвоение определенного объема знаний является с одной стороны СРЕДСТВОМ достижения основной цели, а с другой - ПОБОЧНЫМ ЭФФЕКТОМ (и при этом весьма полезным :-)) процесса обучения.

Эту идею надо пояснить.
Мы учимся для того, чтобы потом, позднее, (а может быть и сразу же! :))) использовать результаты обучения. Мы хотим научиться решать задачи своей повседневной жизни. Знаем мы, какие именно знания нам для этого понадобятся?
В лучшем случае весьма приблизительно...
А те зания, которые мы получаем; на сколько процентов мы их будем использовать? Ну, наверно, процентов на 5 (по другим оценкам менее, чем на 1%!), если очень повезет, то на 20. А зачем нам остальные 80 процентов? Ведь мы их не будем использовать в дальнейшем! Вот мы и пришли к выводу, что знания - средство, а не цель обучения. А что же тогда цель? Все остальное! Т. е. разнообразные приобретенные умения, навыки мышления, волевые качества, уверенность в себе, наконец! Эти качества мы будем использовать в дальнейшей жизни на 100%. Именно они - залог нашего успеха при решении любых (!!!) задач. А значит их развитие и надо считать основной целью обучения.

Но оценить качество обучения с точки зрения продвижения к указанной цели может только сам обучаемый. А как выразить результат в количественных отношениях? Какому изменению, скажем, чувства уверенности в себе соответствует отметка "удовлетворительно"? Или удовлетворительным является то, что с уверенностью не стало еще хуже? А кого это удовлетворяет? Ученика или наставника? А может быть кого-то еще?

Теперь давайте оценим по модулю достижения основной цели, САМОРАЗВИТИЯ, полученные знания. Очевидно, что знания, в готовом виде полученные от наставника, являются малоценными. Кроме заполнения памяти, расширения эрудиции, они почти ничего не дают ученику. Самыми ценными становятся знания, приобретенные самостоятельно, собственным трудом. И чем больше усилий, изобретательности, воли потребовалось приложить, тем больше ценность полученных знаний. Вот мы и пришли к антитезису:

Проблема наставника не в том, как передать больше знаний, а как передать МЕНЬШЕ!!!

Интересно получается, решали-решали проблему, а оказалось, что занимаемся совсем не тем! А что, другие об этом не догадываются? Те, которые продолжают решать проблему. Их усилия напрасны?

Конечно же нет. Если есть тезис и антитезис, то есть и синтез. Помните философию? Единство и борьба противоположностей... :-) Попробуем сформулировать цель для наставника:

Способствовать увеличению объема (и качества!) знаний, САМОСТОЯТЕЛЬНО приобретаемых учеником.

А уж какой объем информации он при этом передает ученику, это зависит от конкретной ситуации.

Вот такая получилась теоретическая часть. :-)
А в качестве практического примера я решил предложить сегодня не решение, а задачу. Задача взята из учебника алгебры для 8 класса (авторы: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова) Для удобства я чуть-чуть изменил условие. Итак:

Пара чисел x=3, y=2 является решением уравнения x**2-2y**2=1. Покажите, что существует бесконечно много пар натуральных чисел, удовлетворяющих этому уравнению.

Все вопросы, замечания, впечатления от этой задачи и от выпуска в целом направляйте мне . Решение я опубликую в одном из следующих выпусков.

Для чего я создал эту рассылку.

Я долго размышлял о том, каким делом я хотел бы заниматься в жизни, что мне нравится.

Так вот, я пришел к выводу, что мне наиболее интересно обучение, причем главным в обучении я считаю не передачу знаний, а воспитание навыков мышления.

Итак, заочное репетиторство!

Я ориентируюсь на общение через электронную почту. Она обеспечивает достаточно высокую скорость обмена информацией. Вы можете легко отправить мне письмо
Буду рад Вашим отзывам и новым вопросам. Пока же я пишу о том, как я представляю себе процесс обучения, как, на мой взгляд, можно сделать его более эффективным. И очень надеюсь на активность читателей.

Успехов Вам, Добра и Любви!
Мордвинов Яков

Дужественные рассылки на Subscribe.ru

Рассылка "Клуб "неНОРМАЛЬНЫЕ родители""
Адрес: http://subscribe.ru/catalog/home.child.nenorma1

Рассылка "Знания, обреченные на успех"
Адрес: http://subscribe.ru/catalog/home.child.childrennaviki



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное