Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Обучение через исправление ошибок


Информационный Канал Subscribe.Ru

Я нашел лишь один способ
быстро и результативно учиться -
делать дело...
и исправлять найденные ошибки...

Признание ошибок

Одним из серьезных препятствий для быстрого и эффективного обучения является наше нежелание признавать собственные ошибки, и тем более делать это публично.

Почему-то бытует мнение, что более умный человек тот, кто делает меньше ошибок. Мягко выражаясь, это не совсем так. Не делает ошибок только тот, кто не делает ничего. Так что отсутствие ошибок в большей степени говорит об отсутствии деятельности, чем о глубине ума.

Я выдвигаю противоположный тезис. Более умным является тот, кто совершил большее число ошибок. Ведь каждая совершенная ошибка - крупица опыта (вспомните Пушкина! :-)) Она обогащает память, а значит, и ум человека.

Но тут надо внести поправку. Ошибка становится опытом, если человек зафиксировал ее в своем сознании, нашел и исправил! Без этого потенциал ошибки остается нераскрытым. Перепишем в новой формулировке.

Более умным является тот, кто исправил большее число допущенных ошибок.

В новой формулировке тезис звучит более убедительно. Или нет?! Высказывайте свои мнения! А я продолжу свои рассуждения...

Признание ошибок (особенно публичное!) является также проявлением волевых качеств человека. Не так то просто выступить против своего ЭГО, показать себя с невыгодной стороны, сделать объектом для возможных насмешек. Вы на это способны?

Замечание. ЭГО - это представление о себе, которое мы получаем, собирая мнения других людей. В отличие от этого, истинное Я - это то, что мы из себя представляем на самом деле, включая все наши потенциальные возможности, которые мы еще не научились использовать.

Вот она - проверка мотивации! Что важнее - внутреннее самосовершенствование или более высокая оценка окружающих? Над этим стоит задуматься!

Еще одно интересное наблюдение. Фраза "Я не могу решить эту задачу" часто звучит там, где должно быть "Я неправильно решаю эту задачу". Давайте выясним, почему так получается.

Фраза "Я не могу решить эту задачу" является щадящей по отношению к собственному ЭГО. Всем известно, что задачи бывают разной степени сложности, и решить любую задачу не может, наверно, никто. Поэтому данной фразой мы как бы повышаем статус задачи, но не теряем собственный авторитет (не ущемляем свое ЭГО). Если учесть, что причиной произнесения указанной фразы является надежда на помощь со стороны, то в итоге получаем своеобразный метод движения к цели (к решению задачи), который во-первых, не требует больших затрат труда, во-вторых, не ущемляет ЭГО, не заставляет чувствовать себя глупым или ленивым, в-третьих, имеет какие-то шансы на успех (если удачно выбрать человека, которому будет сказана эта фраза).

Теперь рассмотрим вторую фразу: "Я неправильно решаю эту задачу". Вот это - однозначный удар по ЭГО, по самолюбию, по своему авторитету. Возможности спрятаться за задачу, за ее "сложность" уже нет. Если я решаю неправильно, то сразу возникает вопрос "ПОЧЕМУ???" И возможных ответов только два: либо я понятия не имею о том, как надо решать задачи, а значит, должен считать себя ГЛУПЦОМ, либо я знаю, КАК надо решать, но делаю по-другому (пытаясь сэкономить?!) или вообще не делаю никак, потому что ЛЕНТЯЙ!

Вот такие интересные выводы можно получить, анализируя стандартную ситуацию.

Поразмыслив еще немного, я нашел третий вариант ответа на вопрос "ПОЧЕМУ???", вариант, который дает надежду.

Я неправильно решаю эту задачу, потому что в решении совершаю ошибку, которую пока еще не сумел найти и исправить. Вот в этом мне и нужна помощь.

Кажется, нам удалось восстановить гармонию между внешним миром и истинным Я! :))) На этом пока и остановимся!

А сейчас я хочу привести один пример поиска ошибки.
Задача: решить неравенство (x+1)**3 < 1-x**2.
(две звездочки обозначают операцию возведения в степень)
Для удобства строки решения я буду нумеровать.

(1) (x+1)**3 < 1-x**2

(2) x**3+3x**2+3x+1 < 1-x**2

(3) x**3+3x**2+3x < -x**2

(4) x*(x**2+3x+3) < x*(-x)

(5) x**2+3x+3 < -x

(6) x**2+3x+3+x < 0

(7) x**2+4x+3 < 0

(8) D=16-12=4

(9) x(1)=(-4-2)/2=-3 - первый корень

(10) x(2)=(-4+2)/2=-1 - второй корень

(11) (x+3)(x+1) < 0

(12) -3 < x < -1 - это уже ответ

Если Вы уже заметили ошибку, я Вас поздравляю! :-)
Для проверки берем x=-2, подставляем в первую строку

(1п) (-2+1)**3 < 1-(-2)**2 - Ложь! Где-то допущена ошибка!

(6п) (-2)**2+3*(-2)+3+(-2) < 0 - Истина! Ошибка выше.

(3п) (-2)**3+3*(-2)**2+3*(-2) < -(-2)**2 - Ложь! Ошибка ниже.

(5п) (-2)**2+3*(-2)+3 < -(-2) - Истина! Ошибка выше.

(4п) (-2)*((-2)**2+3*(-2)+3) < (-2)*2 - Ложь!

Ошибка допущена при переходе от строки (4) к строке (5). Мы делили неравенство на x. При делении на отрицательное число знак неравенства должен смениться на противоположный.

Должен заметить, что найдя ошибку, мы еще не получили правильный ответ. Просто изменить знак неравенства недостаточно! Надо переписывать все решение, начиная со строки (5) (а лучше со строки (3)!). Но это я оставляю читателям.

Для чего я создал эту рассылку.

Я долго размышлял о том, каким делом я хотел бы заниматься в жизни, что мне нравится.

Так вот, я пришел к выводу, что мне наиболее интересно обучение, причем главным в обучении я считаю не передачу знаний, а воспитание навыков мышления.

Итак, заочное репетиторство!

Я ориентируюсь на общение через электронную почту. Она обеспечивает достаточно высокую скорость обмена информацией. Вы можете легко отправить мне письмо
Буду рад Вашим отзывам и новым вопросам. Пока же я пишу о том, как я представляю себе процесс обучения, как, на мой взгляд, можно сделать его более эффективным. И очень надеюсь на активность читателей.

Успехов Вам, Добра и Любви!
Мордвинов Яков

Дужественные рассылки на Subscribe.ru

Рассылка "Клуб "неНОРМАЛЬНЫЕ родители""
Адрес: http://subscribe.ru/catalog/home.child.nenorma1

Рассылка "Знания, обреченные на успех" Адрес: http://subscribe.ru/catalog/home.child.childrennaviki



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное