Продолжаем публикацию новой главы книги "Школа. Пособие для слабоумных родителей"
НЕ ТО ОБРАЗОВАНИЕ
(окончание)
4. НЕ ТАК
Как учат в "семье и школе"?
В свое время я изучал логику, раздел "Логические ошибки". Как вы думаете, какая первая логическая ошибка? Я был просто поражен - это ссылка на авторитет. Но ведь вся школьная и институтская программа построена на ссылках на авторитеты: Архимед сказал, Эвклид доказал, Чехов написал и т.п. Т.е. по определению, все обучение сплошная логическая ошибка.
"Этого не может быть", - скажете вы. И я так себе сказал. А когда подумал, то оказалось, что очень даже может быть. ОЧЕВИДНО, что человек использует только СВОИ знания. А все обучение в школе построено на ЧУЖИХ знаниях. Ученикам и студентам знания ДАЮТ. Можно ли пользоваться ЧУЖИМ опытом? По определению НЕЛЬЗЯ. Чужой опыт можно знать, а в жизни необходимо уметь. А знать и уметь - это две большие разницы. Уметь - это значит приобрести СВОЙ опыт, даже если на основании знания ЧУЖОГО опыта. Заметьте, ЧУЖОЙ опыт есть ОСНОВАНИЕ СВОЕГО. И не больше того.
Многому ли вы обучились в школе и институте? Узнали многое, а вот обучились многому ли? Читать, писать, считать ... Вот, пожалуй, и все, да, может, еще через козла прыгать ...
Теперь о семье. Если вас в школе не обучили передавать умения, чему вы можете обучить своих детей? Не отсюда ли у родителей такая любовь читать нотации? Дай Бог, если вы сумеете обучить своего ребенка личным примером. А если вы живете за чертой бедности? Кому он нужен такой пример?
Итак, в современной системе образования учат НЕ ТАК.
5. НЕ ТЕХ
Кого учат в школе? Детей. Ну, здесь-то, скажете вы, что может быть НЕ ТО? А все НЕ ТО!
По заявлениям самих учителей, школа влияет на детей только на 30% (в лучшем случае), а остальное - это влияние семьи и "улицы". Правда, я всегда удивлялся, каким образом Вовочка во дворе оказывается лучшим педагогом, чем вся система народного образования? То же самое можно сказать о семье. Я на собственном опыте убедился, что в педагогике не все так просто, наука там и не валялась, почти все искусство. А где нас, родителей, учат этому искусству? Может быть, в школе или в институте? Нет.
Все, что используется для воспитания своих детей, мы берем у своих родителей, в точности копируя все, что вытворяли наши родители с нами.
Так кого нужно обучать в школе? Правильно, во-первых, родителей, а во-вторых, "улицу". Сколько раз я слышал в школе своих детей: "Не перекладывайте ответственность за обучение своих детей на школу!", но ни разу меня не пригласили на занятия для родителей. А ЗАЧЕМ? Ведь на родителей денег из бюджета не выделяют. Денег в образовании всегда не хватает ... А родителей надо обучать, в противном случае, прекратить жаловаться на влияние семьи.
Что касается обучения "улицы", то при всей кажущейся сложности этой проблемы решение ее очень простое. Чему учит "улица"? Жить. Так вот и в школе необходимо учить "жить", тогда нечему будет учиться на "улице".
Итак, в современной школе учат НЕ ТЕХ.
6. НЕ ТАМ
Где учат в школе? Как правило, обучение происходит в классе (аудитории). Вы когда-нибудь после школы (института) встречались в своей в жизни с такими классами (аудиториями)? Конечно, если это не родительское собрание или не "заслуженный отдых" на курсах повышения квалификации. РАБотники работают на заводах, фабриках, в офисах и банках, предприниматели - на рынке, политики - в обществе, военные - в казарме. В классах работают только преподаватели ... Теперь понятно, почему обучение проводится в классах? А так привычней, меня (учителя) обучали в классе, и я вас (учеников) буду обучать в классе.
А то, что в жизни все будет по-другому, преподавателей не касается ... Им за ЭТО деньги не платят.
Именно поэтому все в школе (институте) устроено для удобства преподавателей. Все ученики приходят в школу в класс, поэтому учителю никуда ходить не надо. Все ученики приходят во время, назначенное учителем, поэтому учителю не приходится жертвовать своим личным временем. В школе есть учительская, где преподаватели могут отдохнуть от обучения, а вот ученических для отдыха от учебы в школах нет. Учитель на все вопросы уже знает ответы, а ученики часто не знают даже вопросов, на которые они должны знать ответы, я уже не говорю о программах обучения, а ГЛАВНОЕ - о цели обучения. Правда, о цели обучения не знают и преподаватели.
Итак, в современной школе учат НЕ ТАМ.
7. НЕ ТОГДА
Когда учат в школе? Как правило, учителя в школе учат тогда, когда их НИКТО об этом не просит.
Во-первых, не просят ученики. Так как они еще не знают, ЗАЧЕМ им учиться, то уж тем более они не знают, ЧЕМУ учиться и у КОГО. В этом и состоит СУТЬ всеобщего образования - учить ТОМУ, чему не просят, ТОГДА, когда не просят, и у ТЕХ, кто не просит.
Во-вторых, не просят родители. ВЫ когда-нибудь видели, чтобы родители просили ОБУЧИТЬ своих детей в школе? Обратите внимание, что пишут родители в заявлениях: "Прошу принять в такой-то класс ...". Казалось бы, какая разница: прошу принять или прошу обучить? Ан нет, в последнем случае надо бы написать тогда, ЧЕМУ обучить, поэтому и пишут принять, что не знают, ЧЕМУ обучать. А при заключении договора на платное обучение вместо ЧЕМУ обучить пишут: "создать условия для обучения". Прекрасная иллюстрация слабоумия: ГЛАВНОЕ не чему обучить, а "создать условия".
В-третьих, не просит государство. Нет, на словах-то школа выполняет очень нужное дело. А вот на деле все по-другому? ОЧЕВИДНО, что на нужное дело выделяют необходимые средства. А у кого самые лучшие здания в любом селе или городе России? Правильно, сельская или городская администрация. Там РАБотают нужные люди. А кому заРАБотную плату (если это можно назвать платой) платят в последнюю очередь? Правильно, воспитателям в детских садах и учителям в школах. Так нужны они государству?
Лирическое отступление. Я совершенно точно знаю, когда в России наступит коренной перелом в экономике. Нет, дату я не знаю. Я знаю ГЛАВНЫЙ признак. Перелом наступит тогда, когда в России начнут уважать налогоплательщика, когда самые лучшие задания будут не у администрации, а у налоговой инспекции: красивый фасад, евроремонт, мягкая мебель, чай-кофе каждому посетителю налоговой инспекции. А пока гоняют Гуся, Березу и Хрюшу, пока во всей России в налоговых инспекциях людей унижают, я никогда не поверю в заботу правительства о развитии предпринимательства.
Итак, ОЧЕВИДНО, что никто не просит учителей обучать. Скажите, если вас насильно кормить по 8-10 часов в день каждую неделю по 5-6 дней в течение 9-17 лет тем, чего вы не хотите, долго ли вы протянете? Не зря китайцы говорят: "Не делай людям добра", а уж тем более если тебя об этом не просят.
Итак, в современной школе учат НЕ ТОГДА.
Что же получается? В современной школе (институте) учат НЕЗАЧЕМ, НЕ ТОМУ, НЕ ТЕ, НЕ ТАК, НЕ ТЕХ, НЕ ТАМ, НЕ ТОГДА.