Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Скоро в школу. А надо ли?

Пожалуйста, ответьте на вопрос нашей анкеты:
Ваше образование

  Все выпуски  

Скоро в школу. А надо ли? 34


Информационный Канал Subscribe.Ru

Скоро в школу. А надо ли? No 34

Добрый день или вечер.

Предлагаю объединяться единомышленникам и создать, своего рода, банк накопления и обмена информацией по семейному обучению и эксернату. И нет разницы в каком возрасте пришло решение учиться вне школы, любой опыт поможет другим сделать осознанный выбор.


Мотивация обучения.

Спросите у любого ученика: - Для чего он учиться?

Ответы будут очень разные. Разность ответов будет диктоваться возрастом, пониманием и мотивацией человека.

Старшеклассники уже намечают планы на будущее, выбирают профессию и деятельность своей взрослой жизни. Ответы и будут диктоваться осознанным выбором или примером из взрослой жизни:

- поступить в высшее учебное заведение
- выучиться на конкретную профессию
- заработать много денег
- интересно быть умным и знающим
- выучить в совершенстве иностранный язык для . . .
- скорее стать взрослым и ни от кого не зависеть
- хочу быть как мама (папа, дядя. . . ), продолжить династию
- и др.

А вот в младшем и среднем возрасте, ученики, за редким исключением, обосновывают свой ответ под влиянием окружения и семьи. Ценность самого процесса обучения понимается и воспринимаается очень слабо, не совсем ясно, не очень понятно:

- хочу уметь читать и писать
- мама сказала, что "надо"
- чтоб не наказывали за плохие отметки
- чтобы порадовать маму (папу)
- заставляют
- хочу быть умной как . . .
- в школе много друзей
- чтобы получить похвалу от учителя
- быть лучше других
- все учатся
- и др.

Получается, что маленький человек замотивирован на учёбу, в основном, только заинтересованностью родителей и учителей. У каждого взрослого свой подход, каждый ребёнок воспринимает индивидуально. Вот и посещают школьные занятия по разным причинам: из-под палки, из-за поощрения, по инерции, потому что учатся все, для того, чтобы соответствовать окружению или превзойти его, чтобы достигнуть успеха или избежать неудач, просто потому, что интересно.

Попробуйте побыть на месте будущего первоклассника. Играл в игры, делал что хотел из позволенного, сам занимался ТОЛЬКО ИНТЕРЕСНЫМ, а потом - БАХ! - иди учись! Учись тому, что дают взрослые не объясняя для чего и почему именно этому.

Кто пробовал заставить делать ребёнка то, что его не интересует? Многие. Вспомните, а теперь проанализируйте: даже слово "надо" ребёнку мало что говорит. После этого он обязательно задаст вопросы: - А зачем? Для чего? Даже отлынивая от простых, но нужных обязанностей (умыться, унести, убрать игрушки...), малыш понимает для чего это надо делать и почему от него это требуют.

Почему - то, в вопросе обучения, взрослые игнорируют конкретные объяснение по вопросам "для чего оно нужно", обходятся общими словами, что скоро в школу, надо учиться, надо хорошо учиться, это пригодится, всё для будущего . . . Интерес при поступлении в первый класс у детей огромный, вот только, у большинства, к концу первого года обучения он потерян. Как бы разобраться в этой проблеме?

Ведь теряется не просто интерес к обучению. Очень часто, талантливые ребятишки не проявляют в полной мере свои способности; если им не хочется или не интересно учиться, теряется и желание творить и познавать новое; если нет уверенности в существовании прямой связи между учебой и жизненным успехом, то назревает внутренний (а порой и внешний) конфликт как с самим собой, так и с учителями, и с родителями.

Как сохранить детское "Я хочу!" и в процессе обучения?

Прочитав много книг знаметитых педагогов - практиков и психологов, особенно тех, кто пишет о младшем возрасте, я заметила один общий, и очень весомый факт, который отлично срабатывает для каждого ребёнка:

НЕ МЕШАТЬ! Только поддерживать интерес и стремление к самовыражению, особенно в познавании нового.

Согласитесь, когда ребёнок учиться сидеть, ползать, ходить и разговаривать, мы же его не учим в прямом понимании этого слова. Мы просто ПОМОГАЕМ преодолеть некоторые трудности. Значит, в этот момент у детей есть мотивация для своих действий!

Вы же не станете угрозами заставлять малыша играть в ту или иную игру, вы постараетесь показать чем эта игра интересна и объясните как играть. Если ребёнку игра понравится, он будет играть с удовольствием, а если нет - не станет.

Школа и учёба - это большая и сложная игра. А неуспех в обучении - это и есть трудности, которые надо преодолевать.

О процессе обучения лучше разговаривать задолго до школьного возраста. Говорить правду - да, сложно; порой неприятно; необходимо подчиняться дисциплине; учитывать не только свои желания и т.д.

Вместе с этим, объяснять сущность каждой затронутой темы, например:

-- сложно, но без сложности не будет радости победы, вспомни, какое ощущение испытывал, когда первый раз поехал на велосипеде без поддержки! Ты НАУЧИЛСЯ, теперь всегда будешь уметь ездить!

Очень хорший вариант - подбор занимательной литературы по школьным предметам. Есть вероятность, что такая литература поможет увлечь ребёнка даже скучными уроками.

Поощрения за небольшие победы в познавании довольно сильно стимулируют детей, здесь, главное, не перейти от поощрения к баловству. Хорошо, когда ученик радуется своей победе, а не подарку за неё. Хотя, достойный подарок может придать весомость достижениям и уверенности в своих силах. В то же время, поощрение может быть и не материальным.

В процессе обучения, взрослым лучше занимать роль консультанта, познавать и выполнять какие-либо задания ребёнок должен сам, иначе теряется сам смысл обучения. Предлагайте помощь только тогда, когда понятно, что сам он не справиться.

Наказание за плохие отметки или за непонимание никогда не принесёт пользы. Право на ошибку есть у всех. Лучше разобраться почему это произошло и проанализировать - стоит ли из-за неё расстраиваться. Что греха таить, порой школьная отметка не отражает знания ученика.

Знаете, хочется спросит: если бы Пушкин учился в нашей школе, что бы он получал по математике? Ну не всем дано быть Ломоносовым или Леонардо Да Винчи. Редко у каких людей были обширные знания по всем направлениям, а уж умения и деятельность занимали ещё более узкое направление.

И стоит ли стремиться к отличным отметкам по всем предметам? Всегда будут любимые и не очень, противные и терпимые, интересные и скучные уроки. Кроме знаний в жизни много чего ещё нужно. И не последнее место занимает здоровье и здоровое отношение к жизни и окружению.

На сегодня всё. До встречи!

Данная статья была опубликована в номере 53/1999 газеты "Первое сентября" издательского дома "Первое сентября".

Елена ХИЛТУНЕН,
Евгений БЕЛЯКОВ,
Елена ЛИТВЯК,
Мария БАРАБАШ

Идея домашнего обучения

Воспитание без воспитания - общение с ребенком без прямых средств воздействия, без команд, угроз, без одергиваний, замечаний, нотаций, без наказаний, битья и других мероприятий подобного рода. Предположим, что все это понято и принято. Без чего - ясно. Но с чем?..

"Педагогика сотрудничества"

Некоторые мамы и папы сами выкраивают время, чтобы заниматься с детьми. Их не смущает, что они непрофессионалы. Считают: если я сам умею читать и писать, то логично предположить, что сумею научить этому и своего сына или дочь. Зато в домашней школе ребенок имеет больше шансов остаться самим собой, потому что его никто намеренно не формирует и не воспитывает.

Тут все происходит легко и естественно, как в настоящей жизни. Дома ребенка обязательно любят, жалеют, и ему всегда достается самое лучшее. Дело не в материальном достатке, а вот именно в духовно-душевном богатстве детского окружения. Бывает, щелочка света из-под двери отцовского кабинета, которая не гаснет за полночь, становится лучшим воспитателем трудолюбия и упорства, чем любые уроки трудового обучения в обычной школе. Об этом писал и Симон Львович Соловейчик.

Все программы начальной школы сводятся, как известно, к следующему. Читать со скоростью 120 слов в минуту. Писать, не лепя в каждой строчке ошибки на "жи-ши". Знать наизусть таблицу умножения и - высшее искусство - уметь делить уголком на многозначное число. И это все. Но стоит ли ребенку тратить время на многочасовые бдения в школьных классах, когда можно рисовать, петь, танцевать, разводить голубей, мастерить, думать, бегать, играть в шахматы, читать про хоббитов, ловить рыбу, складывать из бумаги потрясающие вещи, кулинарничать, лепить, наконец, просто сидеть перед домашним камельком и смотреть на пламя.

Обучение ребенка требует гораздо больше времени, чем кажется на первый взгляд. Рассуждение, что раз в классе один учитель на сорок человек, то дома потребуется в сорок раз меньше времени, не годится. К сожалению, не существует таких учебных пособий, рабочих тетрадей, чтобы только дать ребенку задание, а дальше он уже будет делать все самостоятельно. А домашней школе нужны именно такие. Приходится родителям самим сочинять учебники и придумывать задачки.

Занятия с ребенком должны быть ежедневными и постоянными. Так что в этом отношении домашнее обучение свободы никому не дает. Как раз наоборот - это большой и утомительный родительский труд. Но он радостный, потому что успехи ребенка - это и твое достижение.

Ни для кого не секрет, что до школы ребенок - индивидуальность. Все рисуют, все поют, пробуют сочинять стихи, все очень верят в себя. И все это кончается, как только он идет в школу. Сразу начинает сомневаться: хороший он или не очень, способный или нет? Почему? Там, в классе, ребенок постоянно вынужден сравнивать себя с другими детьми, такими же первоклассниками, как и он. А способ оценки тривиальный: один, два, три, четыре, пять. Все. И он перестает рисовать, лепить, петь и сочинять стихи, превращается в обычного стандартного школьника.

Школа маленького ребенка ломает, и очень быстро. Поэтому есть большой смысл, чтобы отдавать школе ребенка не в 6-7 лет, а старше, лет в 12-13, когда он уже покрепче, уже более или менее сложившаяся индивидуальность, цельная натура.

Ребенок, прошедший домашнюю школу, гораздо лучше знает себя. Ему проще сделать тот важнейший в жизни выбор, что определит и сферу его будущей учебы в вузе, и профессию - весь комплекс проблем, что объединяется словами "самоопределение личности".
Видно, в каких-то врожденных, глубинных программах у ребенка записано: искать себя. И если его оставить жить по-своему, он будет искать себя, пробовать делать все, что только можно.

Дома же, согласимся, можно гораздо больше, чем в школе.

Хотя, правда, до сих пор встречаются родители, желающие сделать из ребенка нечто вроде циркового номера для гостей. Да, они много занимаются со своим "чудом", причем с самых ранних лет. Обычно они - большие сторонники раннего развития способностей. Только вот очень уж узок круг этих занятий: раннее чтение, механическая память - и плавать раньше, чем ходить.

Потом вундеркинды вырастают, и остальные дети их догоняют. Выясняется, что их природные-то способности не там зарыты. Но если ребенок не средство для самоутверждения родителей, тогда в домашней школе он сможет перепробовать очень многие виды деятельности и понять, к чему склоняется его душа.

Чтобы создать нормальные деловые и добрые учебные отношения между учителем-родителем и учеником-ребенком, нужно решить немало проблем. Домашняя школа - совсем не идиллия.

Никаких волшебно возникающих вундеркиндов не бывает. Все получается трудом и умением.
И не со всем родители в домашних школах справляются. Если старшие, например, плохо знают иностранный язык, то ребенка никто не научит, разве что репетитор. Наиболее удачным поэтому было бы сотрудничество обычной школы с домашней. Ребенок мог бы приходить в школу на час-два, и притом не каждый день, чтобы учить те уроки, где родители слабоваты.

Ему необходимо общение с друзьями. В многодетной семье проблема общения не так остра, а если малыш растет один, домашняя школа грозит превратиться в клетку для одинокого птенца.
О домашней школе известно сейчас гораздо больше, даже чем десять лет назад. Главное доказано - она возможна!

И все-таки домашняя школа - это нечто пока малопонятное. Белое пятно на педагогической карте. И оно притягивает первооткрывателей. Вряд ли многие смогли бы стать директорами школ, а тут вы и директор, и учитель, и родители в одном лице.

Домашняя школа. Этим словосочетанием мало кого удивишь теперь. По разным причинам детей в школу все чаще не отдают. Иногда из-за болезни, а бывает, богатые родители, следуя старинным образцам, нанимают гувернеров и репетиторов. Многие, кто так поступил, потом говорят: именно в домашней школе мы поняли, что такое настоящая педагогика сотрудничества. Ведь нет ничего более естественного и исконно существующего, чем семейные, родовые отношения взрослых и детей.

Продолжение следует...


Есть что добавить в мои рассылки? Пишите мне. Нина

Приглашаю на форум: http://talk.mail.ru/forum/talk.ru.boom.tropinki  обсуждать возникающие вопросы и открывать более конкретные темы. Просьба: поддерживаться темы про формы образования и детей.

www.tropinki.boom.ru

Целью рассылки является поиск единомышленников по семейному обучению детей, для накопления информации и создания, своего рода, банка обмена.

Я оставляю за собой право публично цитировать письма, если только в письме не содержится просьбы этого не делать.
Адреса сайтов, указанных в письмах, в большинстве случаев, буду удалять.


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: home.child.anadoli
Отписаться

В избранное