Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Big Ben Rock

  Все выпуски  

Big Ben Rock


Служба Рассылок Subscribe.Ru

"BIG BEN ROCK"
рассылка #2 - 30.11.2001

Обладатели одиноких сердец


   Всем доброго времени суток!
   Сегодня второй выпуск нашей музыкально-интеллектуальной рассылки, который, как мы и обещали, будет посвящен биографии творчества группы "Yes".
   Но сначала новости британского рока. Вчера, 29 ноября, возобновился гастрольный тур знаменитого хард-рокового исполнителя, бывшего участника группы "Black Sabbath" Оззи Осборна. Напоминм, что 31 октября ОО выходил из душа, подскользнулся и упал, после чего забыл об этом инциденте и целую неделю давал ежедневные концерты в рамках тура в поддержку своего нового альбома до тех пор, пока 8 ноября не почувствовал резкую боль в ноге. При осмотре врач подтвердил, что у ОО перелом, осложненный еще и тем, что целую неделю Осборн давал свои концерты, как водится в таких случаях, прыгая и бегая по сцене даже не подозревая о своем переломе. По настоянию врачей тур был приостановлен до полного выздоровления Джона - а именно таково настоящее имя ОО. И вот в этот четверг король хард-рока вновь вышел на сцену. Все несыгранные концерты Осборна в рамках мирового тура перенесены, однако пока не ясно на какой именно срок. Кстати, ходят слухи, что в ходе этого турне ОО посетит и Москву. А тем временем в ноябрьском рейтинге продаж одного из самых крупных московских музыкальнов магазинов - "Пурпурного Легиона" (улица Новокузнецкая, дом 2) - новый альбом Оззи "Down to Earth", релиз которого состоялся 16 октября, вышел на первое место.
   Дэвид Ковердейл не станет сотрудничать с известным продюсером Десмоном Чайлдом (не путать с девичьей поп-группой "Destiny's Child"). Об этом заявил на одной из своей недавних пресс-конференций сам музыкант. Напомним, что Чайлд предложил Ковердейлу спеть дуэтом с одной из его девочек-протеже. Ковердейл подумал и отказался, мотивировав это следующим образом: "Мне всегда нравилось петь дуэтом, но я не собираюсь делать это исключительно ради факта". Вместо этого, Ковердейл заявил, что на новом альбоме, который Дэвид сейчас записывает, будет дуэт с его коллегой по группе "Deep Purple" басистом и вокалистом Гленном Хьюзом, который 23 и 24 ноября выступил с сольными концертами в Москве и Санкт-Петербурге, а в Москве под покровительством Открытого радио (102,5 FM) даже провел сессию автографов в магазине "ВсеСОЮЗный" на шестом этаже ЦУМа. Новый альбом Ковердейла выйдет в свет не раньше лета следующего года.
   В прошедшую субботу, 24 ноября, исполнилось 10 лет со дня смерти Фредди Меркьюри, урожденного Фарруха Булсары. В этот день в разных странах прошли всевозможные мероприятия в память о лидере "Queen". В канадском Монреале по этому поводу, например, состоялся гала-концерт, на котором песни Меркьюри исполняли местные знаменитости, а в Ирландии состоялся концерт группы "Qween", играющей кавер-версии песен "Queen". У японцев провела грандиозный концерт аналогичная группа "Gueen". Ну а в Англии члены фонда "Mercury Phoenix Trust", деятельность которого направлена на борьбу со СПИДом, со значками "Raising and Giving" ("собираем и отдаем") и коробочками для пожертвований вышли на улицу и просили прохожих подать кто сколько может в пользу ВИЧ-инфицированных. Самых активных сборщиков ожидала раздача призов, а вечером состоялся бесплатный концерт певицы Трины Моррис, которая помогала Роджеру Тейлору в записи его альбома 1998 года "Electric Fire". В четверг, 6 декабря, в 22.00 на Открытом радио (102,5 FM) слушайте заключительную, десятую часть цикла передач Сергея Озона "Big Ben Rock", посвященных группе "Queen". А еще недавно "Queen" получили специальную награду "Million-Airs" за песни "We Will Rock You" и "Another One Bites The Dust". Такой приз вручается лишь артистам, чьи песни прозвучали в американском эфире не менее миллиона раз. Обладателями этой премии, наряду с "Queen", являются "The Beatles", "The Rolling Stones", "Deep Purple", Боб Марли.
   5 ноября британцы "Radiohead" выпустили новый альбом - концертник "I Might Be Wrong - Live Recordings". Материал для диска был записан во время концертов "Radiohead" в Берлине, Осло и в родном для группы Оксфорде. Кроме прочих замечательностей, альбом содержит и живую версию не издававшейся ранне песни "True Love Waits". "I Might Be Wrong - Live Recordings" стала третьей пластинкой группы меньше чем за полтора года. Тем временем альбом 1997 года "OK Computer" переписан композитором Эриком Горфейном в инструментальной версии. Его новое название - "Strung Out On OK Computer". Далее приводится комментарий Горфейна по журналу "New Musical Express": "Давайте начистоту: у многих волосы на спине встают при звуках голоса Тома Йорка. Так что они скорее станут питаться сырой крысятиной, чем купят себе какой-нибудь альбом "Radiohead". Но если вокальные партии заменить струнными, люди, которые раньше не слишком жаловали музыку этой группы, смогут открыть для себя "Radiohead" и даже полюбить их".
   Вокалистка ирландской группы "The Cranberries" Долорес О'Риордан дала задний ход гастрольному туру по Америке в поддержку нового альбома группы "Wake Up and Smell The Coffee", релиз которого состоялся 24 октября. Мотивировала О'Риордан это решение тем, что, по ее мнению, после событий 11 сентября, летать по США на самолетах - чересчур опасно. Пока вопрос о продолжении тура все еще решается. Следует отметить, что общий тираж пластинок "The Cranberries" в США на сегодняшний день составляет около 33 миллионов экземпляров. Последний диск сделан как стилевой микс всех предыдущих альбомов. Диск получился мощным, хотя на альбоме много нежных баллад: например, "Pretty Eyes", "Never Grow Old", "Every Morning", "This Is The Day" и, конечно, первый сингл с этого альбома - "Analyse". Объясняется такое большое количество баллад скорее всего тем, что большинство песен было написано во время беременности Долорес. Кроме вокалистки, недавно стал отцом и гитарист Ноэл Хоган, а вскоре родит и жена басиста Майка Хогана.
   Наконец определилась судьба следующего фестиваля британского рока в Гластонбери. Напомним, что организаторы отменили фестиваль в этом году из-за того, что на поле "Гластонбери-2000" без билета проникли десятки тысяч человек. На фестивальной арене в прошлом году было вдвое больше разрешенного количества народа - около 200 тысяч. За нарушение условий лицензии организатор и владелей угодий фестиваля Майкл Ивис был оштрафован на шесть тысяч фунтов стерлингов. В будущем году фестиваль состоится, однако пролезть без билета будет сложнее - поляну окружит стальной забор высотой в три с половиной метра, подкопаться под него будет практически невозможно. Это ограждение обойдется Майклу в полтора миллиона фунтов, поэтому он подал заявление о превышении квоты присутствующих зрителей до 120 тысяч человек. В заявлении Ивис также просит увеличить на 10 тысяч контингент обслуживающего персонала, торговцев и охранников фестиваля.
   А газета "The Daily Star" напечатал заявления Мика Джаггера по поводу того, что, по его мнению, "глупо вести себя так, будто тебе 17 лет". Все бы ничего, но дело в том, что как раз на днях было опубликовано последнее исследование британского общественного мнения, в котором выяснилось, что 87% опрошенных в возрасте от 21 года и старше считают, что "самое умное - это вести себя так, будто тебе 17 лет". Впрочем, такой же казус случился пару лет назад с Филом Коллинзом, вокалистом и барабанщиком группы "Genesis", заявившим, что он считает суп - "самой отвратительной едой на свете".
   Тем временем, набирают обороты в прокате два абсолютно новых альбома легендарных рок-музыкантов: "Drivin' a Rain" Пола МакКартни и вышедший 20 ноября "Goddess in the Doorway" Мика Джаггера. Напомним, что в следующем выпуске нашей рассылки вас ждет подробный анализ нового альбома господина Джаггера. Несмотря на то, что у МакКартни было больше времени - его альбом вышел за неделю до альбома Джаггера, - в мире пока быстрее продается "Goddess in the Doorway". И только консервативные британцы по старой привычке охотнее разбирают МакКартни. Примечательно то, что МакКартни назвал свой новый альбом "полностью американским". Джаггер же, хотя и писался в Америке, но пригласил для записи ирландского вокалиста Боно и никаких замечаний по поводу национальной принадлежности "Goddess in the Doorway" не делал. Впрочем, если считать сэра Пола Джеймса МакКартни американским исполнителем, то не стоило бы и Владимира Набокова считать русским автором.
   И, наконец, самое приятное: легенды британского хард-рока, группа "Deep Purple", в скором времени приедет в Москву. Концерт пройдет 14 марта 2002 года, а вот с ареной организаторы пока еще не определились. Напомним, что это будет уже четвертый визит "Гиллана и Ко" в заснеженную Россию за последние пять лет. Летом 1997 года они выступили вместе с знаменитыми рок-н-ролльщиками, группой "Status Quo", на open-air арене в Лужниках, в ноябре 1998 года - в поддержку своего альбома "Abandon" дали концерт в СКК "Олимпийский", и летом прошлого года - вновь в Лужниках, но уже в закрытом спроткомплексе. На этом на сегодня новости позвольте закончить, и перейдем в теме нашей рассылки.
   В конце 60-х признанными лидерами арт-рока, как его называют у нас, - а на Западе принято название "прогрессивный рок", - в Англии были "King Crimson". Но когда в 69-м развалился их первый состав, эстафетную палочку лидера подхватила группа "Yes". По музыке она являла собой новый уровень инструментального и композиционного мышления, особенно для провинции, где сотни засаленных блюзовых команд выковыривали бесконечные вариации из затертого 12-титактного квадрата. "Yes" просто сметали своим масштабом и новизной, уступая в прогрессивном роке разве что таким великим группам, как "Emerson, Lake & Palmer" и "Genesis". Благодаря своему умению создавать прекрасное гармоничное звучание, включающее чистый голос, с помощью электроинструментов, заменяющих целый симфонический оркестр, коллектив стал одним из самых выразительных в британской рок-музыке 70-х годов. "Yes" обладали вкусом, интеллигентностью, технической опытностью, идеями, твердолобой индивидуальностью и одновременно смыслом для коллективного существования, отточенного так же, как и у джаз-команды "Weather Report", которую с "Yes" роднит еще и отсутствие склонности к какой-либо четко определенной жанровой принадлежности. Своим инструментальным арсеналом и мощными репродукторами они не вдалбливали в головы слушателей мелодии романтиков, импрессионистов или композиторов-классиков прошлого столетия, как это делали, например, то хуже, то лучше - "Emerson, Lake & Palmer".
   Группа "Yes" образовалась в октябре 1968 года в Лондоне, когда певец Джон Андерсон, уроженец провинциального городка Акрингтон в графстве Ланкашир, познакомился с бас-гитаристом Крисом Сквайром, коренным лондонцем, на вечеринке в ночном клубе для людей, причастных к шоу-бизнесу. Андерсону было тогда 24 года, Сквайру - 20, но оба уже имели опыт работы в музыкальной сфере. Андерсон к тому моменту уже около 12 лет выступал с различными неудачливыми группами, в том числе в команде его брата Тони - "The Warriors". Но Джон не хотел оставаться на месте: его кумирами были "The Beatles" - как, впрочем, и у всей тогдашней молодежи, - Саймон и Гарфанкель, Жильбер Беко. Крис Сквайр же был музыкантом-самоучкой, и до образования "Yes" играл в ансамбле британской психоделики "The Syn".
   Уже через несколько дней к Андерсону и Сквайру присоединились гитарист Питер Бэнкс - знакомый Сквайра по "The Syn", - клавишник Тони Кэй и ударник Билл Бруфорд, которого Джон смог уговорить отказаться от учебы в Университете Лидса ради совместной работы в группе.
   В начале их карьеры "Yes" просто было представить как соединение музыки группы "The Nice" и многоголосия "Vanilla Fudge". Так же, как и "The Nice", они использовали влияние классической музыки для придания особой звуковой окраски их аранжировкам в то время, как манеры игры Кэя на хаммонд-органе были, по сути дела, копированием игры Кейта Эмерсона. Дебютный альбом группы, в музыкальном смысле довольно робкий, среди собственного материала содержал и авторские версии композиций "Do I See You" группы "Byrds", исполненную в манере камерных джазовых ансамблей, и "Every Little Thing" - от "The Beatles".
   Второй альбом - "Time and a Word", - выпущенный в 1970 году, был в какой-то степени даже менее удовлетворительным, чем первый. Первым треком на этом альбоме стала трудносовместимая со стилем "Yes" тема Ричи Хэйвенсона из фильма "Большая земля", исполненная с грохочущим в перенасыщенных аранжировках оркестром. Кроме того, на "Time and a Word" есть перепевка композиции "Everydays" Стива Стиллза. И хотя в собственных композициях "Yes" выглядели лучше, в 1970 году для них стало очевидным, что, если бы альбом не был замечен, они снова начали бы исполнять "битловский" репертуар.
   Обвинив группу в том, что представления стали слишком механистичными, ее покидает лидер-гитарист Питер Бэнкс. После полуторагодовой аппатии он на три месяца заменил в ансамбле "Blodwyn Pig" Мика Абрахамса, а к концу 1971 года сформировал собственный коллектив "Flash" с музыкантами, из которых только басист Рэй Бэннет имел профессиональный опыт - играл раньше в группе "Gun", записавшей хит "Race With The Devil". Музыкальный стиль "Flash" был вполне схожим с "Yes", со сложной структурой произведений и тщательно аранжированными гармониями. Их сценические представления в Англии не пользовались особым успехом, даже когда они сопровождали в турне трио "Beck, Bogert & Appice" в начале 1973 года, но альбомы получались определенно обещающими.
   Многим казалось, что в этот критический период "Yes" распадется, однако события оказались стартом в новую эру. На замену Бэнксу пришел лондонец Стив Хоув, музыкант-самоучка с очень интересными данными и определенной репутацией в "подпольных" музыкальных кругах, работавший с собственной группой "Bodast", а также с ансамблями "Syndicate", "The In Crowd" и "Tomorrow", и добившийся наибольшей известности с последним, с которым в конце 60-х годов Хоув записал умеренный квази-психоделический хит "My White Bicycle". В целом Хоув был лучшим исполнителем, чем Бэнкс, он обеспечил группе "Yes" более богатые звуковые краски и больший размах в их третьем альбоме "The Yes album", записанном в 1971 году, продюсером которого был Эдди Оффорд. Более того, материал был радикально улучшен, и с этого момента из репертуара исчезли какие бы то ни были кавер-версии.
   После выхода в 1971 году "The Yes album" критики предрекают группе скорый успех. Однако коллектив покидает клавишник Тони Кэй, организовавший свой собственный неудачливый ансамбль "Badger". Но на его место приходит Рик Уэйкман, ранее уже привлекший внимание музыкальных критиков своей работой в группе "Strawbs", не нашедшей нужного применения таланту такого размаха. Уэйкман добавил "Yes" не только множество клавишных инструментов, достойных выпускника Королевской Академии, но также и свое представление об идеальной музыке для широкой публики. Он привнес в звук "Yes" целый арсенал технических приемов обращения с клавишными - вызвав очередную волну сравнения с Кейтом Эмерсоном - и обеспечил группе вторжение в сферу жанра, ставшего известным под названием "флэш" или "техно-рок". Группа смогла представить своеобразную форму этой возбуждающей, но порой непомерно претенциозной музыки, сплавив виртуозные технические возможности каждого из членов со сложными, почти оркестровыми аранжировками относительно слабых композиций Андерсона.
   Виртуоз со знанием классической музыки и законов композиции, Уэйкман оказался тем самым человеком, о котором подспудно мечтал Андерсон, сочинявший - вернее, пытавшийся сочинять - нечто симфоническое. У Рика был очень хорошо развит навык импровизации, и после его прихода композиции группы стали более подвержены классическим влияниям, более длинными по времени. Уэйкман, профессионал, знал огромное количество технических средств, но идеи генерировали любители - Джон Андерсон и Стив Хоув. Они и музыкой занимались только для того, чтобы свои идеи выражать.
   Настоящий мировой успех пришёл к группе после альбома "Fragile", выпущенного в 1971 году во время первого в истории группы американского турне. Альбом был технически завершен, но несколько самонадеян, и все же песня "Roundabout", пусть и ненадолго, возглавила хит-парад Америки. Альбом этот положил начало серии фентезийных альбомов, до некоторой степени основанных на произведениях Роджера Дина Толкиена (не путать с Джоном Рональдом Руэлом Толкиеном, автором "Хоббитов"). А "Yes" был присвоен статус международной звезды.
   В 1972 году "Yes" выпускают один из самых известных своих альбомов - "Close to the Edge", - который многие считают пиком музыкальной деятельности группы. Причем речь идет не о цельности - на диске три продолжительные композиции, которые делятся на индексовые подмелодии, - и не о том, что "Yes" не использовали мотивы классической музыки, как это делали "The Nice", "Emerson, Lake & Palmer" и другие. И не о техническом мастерстве, которое подразумевается само по себе, и даже - в случае Хоува и Уэйкмана - вызывает удивление. Альбом, особенно титульная композиция, которая занимает всю первую сторону пластинки, действует разносторонней красотой: красочностью неслыханных звуковых пассажей, развитием композиторских, в исходном случае наибанальнейших идей, которые как бы с кинематографическим чередованием представляют вам музыку с освобождающими мгновениями ясных гуманистических тонов, мощи, с которой слушателю внушаются слова неограниченного восприятия пространства.
   Игра Сквайра на бас-гитаре на этой пластинке была просто потрясающей и он стал регулярным победителем опросов многих музыкальных журналов. Хороший пример тонкого музыкального мастерства Уэйкмана, который буквально из нескольких тактов мог развить целую мелодию, - композиция "And You And I". В ней - 4 части, фактически - вариации на одну и ту же тему. Заглавная композиция пластинки "Close to the edge" была собрана из разных вариантов записи, то есть из разных кусков ленты. Последнюю секцию случайно выкинули и ее пришлось отыскивать в отходах. Когда приклеили, пришли в ужас - в звуке слишком много реверберации, эха. Прослушали несколько раз - привыкли, потом даже понравилось. Причем настолько, что это гулкое эхо воспроизводили потом и на концертах. Создание классического альбома классического периода рока потребовало от его создателей некоторого слияния в музыкальном экстазе. Мелкие разногласия и споры лишь добавляли соли и перца в общее блюдо. Обстановка была радостная, полетная. Пластиночная фирма не давила на музыкантов, не вмешивалась, и продукт потому получился чистый. "Close to the edge", по мнению многих - лучшая пластинка "Yes", один из высоких всплесков симфонического идеализма в роке. Стиль коллектива стал практически неузнаваемым по сравнению с первыми альбомами.
   Вскоре после выхода альбома казавшийся незаменимым Билл Бруфорд, и сегодня почитаемый многими как самый техничный английский ударник всех времен, нашел более доходным для себя присоединиться к Роберту Фриппу и группе "King Crimson". Ему на замену пришел Алан Уайт, уроженец Пелтона, графство Дархем. Многим это решение показалось очень странным, поскольку Уайт, работая в различных группах, демонстрировал совершенно откровенный и неприкрашенный рок-н-ролловый стиль. Особенно это видно в работе Уайта в "Plastic Ono Band" с Джоном Ленноном. Уайта также приглашали для концертных выступлений такие знаменитости, как Джордж Харрисон, Алан Прайс, Джо Кокер.
   Дебют Алана в "Yes" случился на тройном концертном альбоме "Yessongs". Пластинка эта в огромных количествах была распродана как в Англии, так и в США, и послужила наглядным доказательством неисчерпаемости идей "Yes", обеспечив группе статус "возглавляющей выступления" во всех ее последующих американских гастролях.
   Однако перед выпуском этого концертника Уэйкман счел возможным записать сольную работу - диск "Six Wives of Henry VIII". Начинавшие циркулировать слухи о грядущем уходе Уэйкмана из "Yes" имели в основе также и тот факт, что кроме музыкальных разногласий - Рик отрицательно относился к усложнению музыки "Yes", - была хорошо известна и личная отчужденность Уэйкмана от остальных членов группы - их в целом здоровый образ жизни противоречил склонности Рика к выпивке.
   Но Уэйкман оставался в составе группы еще довольно продолжительное время, и в 1973 году вышел слишком заумный двойной лонгплей - "Tales from topographic oceans". Весь альбом состоял из композиции Андерсона-Хоува, растянутой на четыре стороны. Он отразил какое-то негласное состязание между двумя основными импровизаторам - Уэйкманом, наносившим исключительные краски на своем муге и меллотроне, и Хоувом, с подобными богатыми возможностями своей коллекции гитар. Над ними великолепно звучал голос Андерсона, ритмическую основу держал Уайт, чей стиль расцвел в творческой атмосфере "Yes", но целостность альбома решительно пострадала, что вызвало весьма смешанную реакцию в музыкальной прессе.
   В Англии стихи Андерсона пытались анализировать сотни, если не тысячи. В газете "Melody Maker" тогда печатались объявления: "25 пенсов. Расшифровка текстов "Yes". Брошюра." Без расшифровки понять было трудно, даже на английском: "Blue tail, Tail Fly, Luther in Time... Еven Siberia goes through the motion..." Если же переводить это, то получится может несколько одинаково непонятных вариантов, например: "Синий хвост, хвостовой полет, Лютер в ритме, даже Сибирь движеньем охвачена..." Автор всех этих текстов, Джон Андерсон, как ни странно, никаких университетов не оканчивал, у него с образованием вообще плохо. В детстве по утрам разносил газеты, чуть позже начал развозить молоко. Когда самому Андерсону задавали вопросы о его поэзии, он говорил, что подбирает слова, которые подходят по настроению и ритму песни. Несмотря на все это, альбому удалось на некоторое время удержать первое место в хит-параде Великобритании. Оказалось, что слушателей не только не отталкивают нестандартные тексты, но наоборот - привлекают.
   Уэйкман ушел из группы в конце 1973 года. После множества предположений о возможной замене в августе 1974 года был призван швейцарский писанист Патрик Морац из группы "Refugee". Морац получил классическое музыкальное образование, выступал с собственными группами на родине, много работал над музыкой к фильмам. Новый клавишник группы был техничен, хотя и несколько академичен в своей игре. Он участвовал в гастролях, а также помогал коллективу в записи неплохого, но чересчур рассудочного альбома "Relayer".
   Затем в записывающей деятельности коллектива наступила продолжительная пауза, прерванная лишь выпуском сборника "Yesterdays", который, кроме материала двух первых дисков, включал ранее не издававшиеся композицию "Dear Father" и версию мелодии "America". Помимо этой компиляции, за "Relayer" последовали и многочисленные соло-проекты каждого из участников ансамбля, которые были все же гораздо менее популярны, чем альбомы Уэйкмана.
   Краеугольным камнем ансамбля явился, без сомнения, Джон Андерсон, со своей внутренней силой и энергией, спрятанными за обманчивым хрупким сложением, легкостью и обходительностью манер. Впрочем, слово "обманчивым" нельзя понимать слишком уж прямо, так как у Джона действительно очень мягкий и корректный характер. Бывало, что Джон вынужден был принимать мгновенные решения, но его главные козыри были в выборе верной стратегической линии. Вряд ли Андерсона можно назвать разносторонним музыкантом, он только может пиликать на гитаре в такт своей композиторской мысли. Отличный вкус и стремление поглубже проникнуть в жизнь являются частью его натуры и "мотором" этого замечательного человека. Известный своей нелюбовью к остроумным пикировкам с журналистами, автор и исполнитель почти всего репертуара, Джон никогда не пытался управлять группой на сцене. Для придания ансамблю отличающих его вокальных гармоний, Андерсон смешал свой специфичный - порой хрупкий, порой скрипучий, вообще не блюзовый, более узкий и ясный, чем у других роковых звезд, например, Планта, - голос, который с годами заострился, стал выше и напевнее, с голосами Сквайра, Бэнкса и, позже, Хоува. В поисках понимания мира, человечности и себя Джон стал великим декламатором, погруженным в истории последних цивилизаций и древних религий, устремленным своими метафизическими текстами в космос и другие неземные пространства. Его сольный альбом "Olias Of Sunhillow", равно как и диск Уайта "Ramshackled", своей уравновешенностью и насыщенностью приближался к тем наилучшим произведениям, что мы слышим у группы.
   Крис Сквайр сделал замечательный инструментальный вклад в создание отличительного звука "Yes". Он использовал свою бас-гитару с осторожностью и интеллигентностью, окаймляя все изменения темпа и ритма, включаясь в мелодические линии и расширяя свою роль за границы дополнения ударных. Он развил свою манеру в оригинальный, жесткий, остроугольный звук, исходно вдохновленный Джеком Брюсом и Джоном Энтуистлом. Высокий и спокойный, Крис имеет более медленные темпы жизни, чем большинство окружающих, он оказывает успокаивающее действие на остальных в группе во время случающихся вспышек кризисов. Его сольный альбом "Fish Out Of Water" ожидался без малого как откровение. Он несколько отвечал своему названию, переводящемуся как "Рыба без воды": друзья называли Криса "рыбой" за привычку вечно плескаться в ванне. Получивший гораздо больше простора, чем обычно, Крис сделал альбом, в котором трудно к чему-либо придраться, но вряд ли можно услышать много нового. Подобных же упреков заслужил и сольный диск Стива Хоува "Beginnings". Хоув не только отлично владеет техникой игры, но и демонстрирует в своей очень богатой манере множество влияний и глубокое понимание музыки.
   Три года ожидания нового альбома "Yes" закончились выпуском диска "Going for the one", с восторгом оцененным преданными поклонниками, но вызвавшим уничтожающие отзывы в среде профессиональных критиков. Так, представляя материал этого альбома в своей радиопрограмме "Radio One", ведущий британский диск-жокей Джон Пил заявил: "Надеюсь, что такая безнадежно скучная музыка в последний раз появляется в нашей программе".
   Разнообразные и прямолинейные идеи "Going for the one" начинались уже с обложки. Место характерных загадочных эфирных рисунков Роджера Дина, автора эмблемы "Yes", заняла чарующая строгость и красочная однозначность современной архитектуры, отлично сочетающаяся с фотографиями мужского тела. Причиной отрицательной реакции критиков стоит считать, пожалуй, общее снижение интереса к флэш-року, который в свое время превозносился многими критиками как наиболее возбуждающая разновидность рока, но позже был очернен прессой как совершенное отрицание всего музыкального направления. Впрочем, ничто не помешало синглу "Wonderous stories" с этого альбома попасть в американский хит-парад.
   Перед выпуском пластинки Уэйкман возвращается в коллектив, добавив новых музыкальных красок в альбом: центральные композиции "Paralleles" и "Awaken" построены на органных клавишах, на которых Рик играл в соборе святого Мартина в швейцарском городе Вевее. Голос Андерсона, на этом альбоме уже скорее альт, чем тенор, добрал за десять лет почти целую октаву и в своей энергии достиг того же уровня, которым обладали ясные и острые тона синтезатора Уэйкмана.
   Следующий альбом "Tormato" не произвел такого сильного впечатления, но его пестрота, жанровая и инструментальная уже сама по себе достойна внимания. На пластинке использованы мадригал, клавесин, лютня, есть детская песенка в стиле регги. Авторство на этом диске поделили на этот раз все члены группы, а мелодия Хоува "Don't Kill The Whale" вышла к тому же синглом. В контексте творений ансамбля этот альбом оказался наилучшим примером, когда раздражены были все, кроме поклонников ансамбля. Критика отметила, что тексты Андерсона на этот раз оказались слишком дидактичными и инструктивными. Группа вновь пытается перейти от завернутой формы музыки к песенной, и, по мнению прессы, ничего хорошего из этого для "Yes" не выйдет.
   На осенних концертах 1977 года в Мэдисон Сквер Гардене и на стадионе Уэмбли "Yes" предложили аудитории программу длиной в 150 минут, составленную из собственной музыки, но оформленную гораздо скромнее обычного: без меняющихся кулис Дина, цветных дымов и фантастического освещения, но зато с новым принципом взаимоотношения со зрительным залом - они выступали на медленно вращающейся со скоростью 13 оборотов в час платформе в середине зрительного зала, на которой, в свою очередь, вращались две площадки поменьше - для Андерсона и для солирующего музыканта. Сократилось расстояние от слушателя до группы. Идея эта находилась в полном соответствии с принципами модернистской архитектуры об "открытых" конструкциях - всю группу удается разглядеть с любой стороны. Звукооператоры, осветители и весь штат, рассредоточенный ранее по залу, ныне помещался под ногами музыкантов, в каком-то закутке под сценой.
   С начала 1980 года в очередной раз стали муссироваться слухи о распаде группы, подогретые тем, что Рик Уэйкман переехал жить в Швейцарию. В это же время Джон Андерсон, использовав перерыв в деятельности "Yes", выпустил альбом вместе с Вангелисом альбом "Short stories". Успех этого диска и прекрасного сингла "State of Independence" показал певцу, что тот может быть вполне удачлив и без старого ансамбля.
   Андерсон покинул "Yes" в феврале 1980 года на гребне успеха своего нового сингла "I Hear You Now", попавшего в британский Top 10. Совершенно потрясли поклонников "Yes" имена тех, кто пришел на смену Уэйкману и Андерсону - клавишник Джефф Даунc и певец Тревор Хорн, до тех пор выступавшие дуэтом под названием "Buggles", чей хит "Video Killed The Radio" отличался своим остроумием и техничностью. Свою роль сыграла и практическая сторона - "Yes" и "Buggles" управлялись одним менеджером.
   Новый состав подготовил интересную пластинку "Drama" и осенью 1980 года отправился на гастроли по Англии и США, причем Даунс и Хорн оставили по контракту для себя возможность трудиться под старым именем.
   Еще до ухода Уэйкмана и Андерсона многие критики говорили в адрес альбома "Tormato", что он оказался далеким от публики, переусложненным и напыщенным. Но после замены выяснилось, что от арт-рока в исполнении остался только приятный, ориентированный на невысокий вкус рок. Если заместитель Уэйкмана Джефф Даунc - музыкант достаточно квалифицированный и искусный, то певец Тревор Хорн каждым своим пассажем заставлял мечтать о возвращении Андерсона. Изменение тональности и интонации у него проскальзывало чрезвычайно редко, а с исполнением старого репертуара группы на концертах он не справлялся вовсе. И в основном лишь таланты ветеранов позволяли ансамблю напоминать прежний "Yes".
   Группа окончательно распалась в начале 1981 года, а через несколько месяцев стало известно о создании нового ансамбля "Asia", включившего в себя ударника Карла Пэлмера, басиста и певца Джона Уэттона, гитариста Стива Хоува и клавишника Джеффа Даунса. Андерсон же в это время работал в студии над альбомом "Animation", одновременно с которым вышла очередная пластинка Андерсона-Вангелиса "Friend of Mr. Cairo". Сингл Джона "I'll Find My Way Home" поднялся до шестой позиции в британских списках.
   В конце 1983 года ансамбль собрался вновь в составе: Андерсон, Сквайр, Тони Кэй, а также гитарист Тревор Рейбин. И хотя на альбоме "90125" голос Андерсона и бас Сквайра идентифицировались легко и быстро, хотя все продолжали демонстрировать заносчивую виртуозность, групповое звучание резко отличалось от того, что прославило альбомы начала 70-х годов. Пластинка интересна гитарной техникой игры Рейбина, который писал композиции для "90125" вместе с Андерсоном.
   Особенно хорошо демонстрирует различия между старым и новым "Yes" хит-сингл с этого альбома "Owner of a Lonely Heart", ставший чуть ли не самым популярным за всю историю группы. Ансамбль внес в свой стиль современные оттенки для того, чтобы создать атмосферу 80-х годов, вдохновленную фанком, рэгги и "The Police". "Yes" даже пошли на некоторое ограничение своего артистического темперамента. Да и было ли обязательно, чтобы современники-покупатели "Owner of a Lonely Heart" знали и помнили музыку старого "Yes"? Они оценивали настоящее, и эти творения группы их вполне устраивали.
   В истории группы наступает удачный период. Сразу две песни с альбома "Big generator" попадают в хит-парад.>
   В 1985 году Хоув вместе со Стивом Хакеттом, вокалистом Максом Бэконом из хард-роковой группы "Bronz", бывшим басистом "Marillion" Джонатаном Моувером и работавшим у Майка Олдфилда гитаристом Филом Спэлдингом организовали группу GTR. Обосновавшаяся в США четверка - Сквайр, Рейбин, Кэй и Уайт - под названием "Yes" совершила ряд гастрольных турне и записала в 1991 году студийный диск "Union", поднявшийся в американский Top 10 благодаря хитам "The Calling" и "I'm Waiting". В результате ветераны ансамбля - Андерсон, Хоув, Уэйкман и Бруфорд, собравшиеся вместе в 1989 году, - вынуждены были издать пластинку "Anderson, Bruford, Wakeman, Howe" под несусветным ярлыком как сольный альбом Джона Андерсона. И когда оба воплощения группы собрались записывать очередные альбомы, между ними вспыхнула судебная тяжба за право использовать старое название. Но в самый ее разгар противоборствовавшие стороны решили зарыть топор войны и объединиться для записи совместного диска с использованием музыкального материала обеих фракций. Этот диск вышел в 1994 году под названием "Talk", а выступил коллектив на нем в составе Андерсона, Рейбина, Сквайра, Кэя и Уайта. Уэйкман отказался от совместной деятельности и до сих пор работает сольно. Кстати, 24 ноября в Кремлевском Дворце состоялся его московский концерт.
   "Продюсер Джонатан Элиас выжал из нас все, на что мы были потенциально способны, - говорил Хоув, - а затем переработал практически все композиции, расставил иначе акценты и сделал стилизацию под тот "Yes", который ближе нашим поклонникам, нежели нам... Во время турне нам пришлось приспосабливаться к собственным вещам, а некоторые просто разучивать заново". Альбом сразу после выпуска попал на 35-ю позицию в "Billboard", и в течение всего лишь одного месяца было реализовано более полмиллиона экземпляров. После выпуска этой пластинки завершается великолепная карьера Тревора Рейбина, а на его место вновь становится Стив Хоув. Мало того, на последних двух альбомах - "Open your eyes" и "The ladder" - можно слышать клавишную игру русского эмигранта Игоря Хорошева, сменившего на этом посту Кэя и Уэйкмана и играющего в квинтете до сих пор. Как ни странно, альбомы 90-х годов записаны в лучших традициях группы.
   Альбомы, концертные записи и сборники синглов, выходившие на лицензионных носителях, в хронологическом порядке:

YES - 1969
TIME AND A WORD - 1970<
THE YES ALBUM - 1971
FRAGILE - 1971
CLOSE TO THE EDGE - 1972
YESSONGS - 1973
TALES FROM TOPOGRAPHIC OCEANS - 1973
RELAYER - 1974
YESTERDAYS - 1975
GOING FOR THE ONE - 1977
TORMATO - 1978
DRAMA - 1980
YESSHOWS - 1980
90125 - 1983
LIVE - THE SOLOS - 1985
BIG GENERATOR - 1987
ANDERSON, BRUFORD, WAKEMAN, HOWE - 1989
UNION - 1991
TALK - 1994
OPEN YOUR EYES - 1997
YES, FRIENDS AND RELATIVES - 1998
THE LADDER - 1999

   Такова иятория группы "Yes" - одной из самых популярных британских арт-роковых групп. Ну а наша очередная встреча будет посвящена подробному анализу нового альбома легендарного лидера "The Rolling Stones" Мика Джаггера "Goddess in the Doorway", вышедшего в свет 20 ноября, но уже успевшего наделать шуму.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное