Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
20 февраля 2009, пятница

NVIDIA отвечает Intel

Компания NVIDIA ответила на судебное заявление, поданное компанией Intel.

В заявлении Intel говорилось о том, что лицензионное соглашение по чипсетам четырехлетней давности между компаниями не распространяется на CPU будущего поколения от Intel с "интегрированными" контроллерами памяти, такими как Nehalem.

Сложившуюся ситуацию президент и генеральный директор NVIDIA Дженсен Хуанг прокомментировал следующим образом: "Мы уверены, что наша лицензия продолжает действовать, как мы и договаривались. Корнем этой проблемы является то, что эра CPU уходит, и душой ПК становится GPU. Несомненно, это попытка задушить инновации, чтобы поддержать умирающий бизнес CPU".

Г-н Хуанг заявил, что, учитывая широкую поддержку платформенных инноваций NVIDIA, неудивительно, что Intel инициирует спор по контракту, подписанному четыре года назад. По его мнению, такие инновации, как ION, SLI, Hybrid Power и CUDA, ставят под угрозу власть Intel над платформой ПК.


Кризис не помеха

Рост объема рынка маркетинговых услуг в России в 2008 году составил 18%. Согласно консолидированной оценке комитета маркетинговых услуг Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) совместно с Российской ассоциацией маркетинговых услуг (РАМУ), общий бюджет индустрии достиг 71,2 млрд руб. и сегодня занимает вторую строчку после телерекламы (137,6 млрд руб., по оценке АКАР). При этом рост рынка в пересчете на среднегодовой курс доллара оказался даже выше - почти 22%, с 2,355 млрд долл. по курсу 25,56 до 2,86 млрд долл. по курсу 24,87. Эксперты уверены, что рынок BTL-услуг от кризиса пострадает в меньшей степени и в 2009 году как минимум сохранит свой объем.

Максимальными темпами развивался сегмент consumer promotion, собравший 17 млрд руб., что на 2,9 млрд руб. больше бюджетов 2007 года. Эксперты объясняют это наступившей прозрачностью и сложившейся логистикой рынка. Благодаря росту розничного рынка России 20-процентный рост показал trade promotion - 16 млрд руб. Однако наибольшие средства традиционно пришли в direct marketing - 24 млрд руб., что объясняется ростом цифровых коммуникаций в бюджетах BTL. Из-за отмены в четвертом квартале многих корпоративных и светских мероприятий на 7% вырос event-маркетинг, до 4,4 млрд руб. По мнению президента ГК "Витрина А" Вадима Куликова, именно direct marketing и trade promotion продолжат рост, даже несмотря на влияние кризисных явлений.

Сопредседатель комитета маркетинговых услуг АКАР, президент группы Progression Ирина Васенина полагает, что на развитие рынка маркетинговых услуг значительно повлияет сокращение потребления, а также инфляция и девальвация национальной валюты. "Все эти факторы заставляют рекламодателей думать не о долгосрочном построении коммуникаций для бренда, а о конкретных планах продаж, поэтому они обращаются к BTL-инструментам, более точечным и таргетированным". По ее мнению, маркетинговые услуги будут пользоваться стабильным спросом у клиентов, так как рынок BTL находится ближе всего к полкам и может гарантировать продажи.

Ранее в интервью вице-президент группы ИМА Владимир Евстафьев предположил, что средства рекламодателей будут стремиться в сторону тех каналов коммуникации, где дешевле стоимость одного контакта - на ТВ и Интернет. Однако участники рынка уверены, что индустрия BTL останется одной из немногих, кто продолжит свой рост даже в условиях кризиса 2009 года. "Рынок BTL-услуг от кризиса пострадает в меньшей степени, - считает партнер FCCG Илья Митасов. - Данные технологии отличаются не только эффективностью, но и большей экономичностью, что для рекламодателя сейчас актуально". Эксперт уверяет, что многие агентства сегодня не только не сократили объем работ, но и продолжают набирать клиентов, что свидетельствует о растущем спросе на BTL-технологии, а значит, о стабильности рынка.

"В сегодняшней ситуации выигрывает и ТВ, которое предоставляет большой охват, и рынок BTL", - считает Ирина Васенина. По ее мнению, общее количество денег в индустрии BTL сократится только тогда, когда у россиян начнет значительно падать покупательная способность. "Маловероятно, что производители откажутся от возможностей напрямую контактировать с покупателем своих товаров, что дает определенный запас прочности", - полагает Илья Митасов. Основной угрозой, по его мнению, скорее является экономическая стабильность самих клиентов, многие из которых могут просто уйти с рынка.


"Марвел-Дистрибуция" выполнила план, намеченный на 2008 год

Марвел-ДистрибуцияКомпания "Марвел-Дистрибуция", один из крупнейших широкопрофильных российских дистрибуторов, объявила о результатах своей работы в 2008 г.

"Прошедший год был непростым для многих из нас, но, несмотря на общий спад продаж в конце 2008 года, нам удалось выполнить план, намеченный на этот год, а именно: вырасти на 35%", - комментирует генеральный менеджер компании "Марвел-Дистрибуция" Константин Шляхов.

Это стало возможным благодаря нескольким факторам. Один из них - расширение дистрибьюторского портфеля: в прошлом году у "Марвел" появилось 15 новых поставщиков (Abit, AOC, AudioCodes, AVE, Asus, Belinea, Gigabyte GSmart, Gigabyte (PDA), iiyama, Olympus, Philips, Packard-Bell, Proview, Raptoxx, Zotac). Часть контрактов перешла к "Марвел" после объединения с дистрибьюторским подразделением ERIMEX. Кроме того, были расширены уже существующие дистрибьюторские соглашения: "Марвел" получила авторизацию на поставку ноутбуков Lenovo семейства IdeaPad (в добавление к ThinkPad), а также дисковых массивов семейства XP и серверных решений Business Critical System компании Hewlett-Packard. В настоящий момент портфель "Марвел" насчитывает более 50 вендоров.

Увеличению объема продаж способствовал также рост дилерской сети: с 2160 компаний из 130 городов в 2007 году до 2525 компаний из 152 городов России в 2008 году. При этом доля лучшего дилера в 2008 г. составила 3,7%. В десятку лучших городов по объемам продаж (не считая Москвы и Санкт-Петербурга) вошли Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток, Хабаровск, Нижний Новгород, Казань, Красноярск, Ростов-на-Дону, Пермь, Краснодар.

Качественно в структуре продаж 2008 года преобладали реселлерские продажи (поставки готовой "коробочной" продукции). За отчетный период они выросли на 15% и привнесли в оборот 52,3%. Продажи проектных решений возросли на 65%, и их доля увеличилась с 40% в 2007 году до 47,7% в 2008 г.

В распределении продаж по продуктовым департаментам сохраняется тенденция последних трех лет: сокращается доля комплектующих, периферийного оборудования, сохраняется доля ПК, ноутбуков, серверов, существенно возрастает доля сетевых решений.

Доли продуктовых департаментов в 2007-2008 г.

Доли продуктовых департаментов в 2007-2008 г

Среди продуктовых департаментов, несмотря на общую тенденцию, наибольшая доля приходится на подразделение "Комплектующие, периферийное и цифровое оборудование" (39,1%). Доля сетевого департамента составила 33%, на "Ноутбуки, ПК и серверы" пришлось 27,7% продаж, самый "молодой" департамент "Аудио/Видео" привнес в оборот компании 0,2%.

С точки зрения продуктовых направлений, самой крупной и второй по темпам роста стала группа "Сетевые решения масштаба предприятий (Enterprise)". В 2008 году их было продано на 87% больше, чем в 2007 г. К рекордсменам роста также относятся:

  • Персональные компьютеры (+99%)
  • Мобильные средства связи (+39%)
  • Голосовые решения (+39%)
  • Цифровые фото- и видеокамеры (+35%)
  • Серверы и СХД (+31%)

Изменение долей продуктовых групп в 2007 - 2008 гг.

Изменение долей продуктовых групп в 2007 - 2008 гг

Десятка лучших вендоров по итогам 2008 года выглядит следующим образом:

  1. Cisco
  2. Hewlett-Packard
  3. Acer
  4. Sony
  5. Canon
  6. APC
  7. Sony Ericsson
  8. HTC
  9. IBM
  10. Dell

Компания Cisco продолжает оставаться вендором №1 в дистрибьюторском портфеле "Марвел". В числе вендоров, приносящих существенную долю в объем продаж, такие крупные поставщики как: Hewlett-Packard (суммарный объем), Acer (мониторы и ноутбуки), Sony (ЦФК и ноутбуки), Canon (ЦФК и периферия), АРС (решения ISX и ИБП малой мощности), IBM (вся линейка), Dell (вся линейка), а также мобильные средства коммуникации Sony Ericsson и HTC.

Структура сбыта

Отделы продаж компании "Марвел" разделены по специализации партнеров, с которыми работают менеджеры по продажам: отдел реселлерских продаж и отдел проектных продаж. Каждый из отделов представлен в московском и санкт-петербургском офисах компании.

Структура дилерской сети в зависимости от специализации партнеров

Структура дилерской сети в зависимости от специализации партнеров

Распределение продаж по регионам в 2007 - 2008 гг.

Распределение продаж по регионам в 2007 - 2008 гг

Достижения и награды

В прошедшем 2008 году компания "Марвел-Дистрибуция" была признана дистрибьютором с самым высоким темпом роста бизнеса продукции Linksys, лучшим дистрибьютором Cisco на рынке SMB в России и других странах СНГ, а также лучшим дистрибьютором по НТС в России и других странах СНГ. Компания также получила награду "За наибольший рост объемов продаж СХД среди дистрибуторов Hewlett-Packard".

Нельзя не отметить и спортивные достижения компании. В 2008 году команда "Марвел" заняла 1-е место в общекомандном зачете в первой IT-спартакиаде среди дистрибьюторских компаний, где принимали участие также команды "ЛАНИТ", MICS и OCS. Баскетбольная команда "Марвел" стала чемпионом Баскетбольной лиги NewSport - первого регулярного чемпионата Москвы по баскетболу среди корпоративных команд.

Маркетинговая активность. Мероприятия для партнеров

В 2008 году компания "Марвел-Дистрибуция" провела 77 мероприятий в России: 67 семинаров и тренингов по продукции своих вендоров в 24 российских городах; 9 неформальных встреч с партнерами в Санкт-Петербурге и Москве, а также многодневную партнерскую конференцию в Прибайкалье.

В прошедшем году компания "Марвел" совместно с вендорами организовала 14 зарубежных поездок для своих партнеров. Среди них 2 дилерские академии: Зимнюю дилерскую академию на острове Бали и Футбольную академию в Турции. Встречи с партнерами различной специализации состоялись в Голландии, Новой Зеландии, Венгрии, Ирландии, в Австрии, где партнеры посетили один из матчей Чемпионата по Футболу EURO-2008, в Монако команда партнеров "Марвел" болела за команду "Зенит" в матче за Суперкубок УЕФА, в Сингапуре партнеры "Марвел" побывали на первой в истории ночной гонке "Формулы-1". В 2008 году победители маркетинговых программ, проводимых компанией "Марвел" совместно с вендорами, посетили экзотическую Малайзию, освоили азы горнолыжного спорта в Лапландии, приобщились к чешской культуре в Праге, а также посетили мировую столицу азартных игр - Лас-Вегас. Во всех мероприятиях "Марвел" 2008 года приняли участие около 1700 партнеров.

За прошедший год компания "Марвел-Дистрибуция" провела 205 маркетинговых программ по продукции 35 вендоров.

Планы на 2009 год. Подготовка к новому подъему

Среди основных задач на 2009 год Константин Шляхов называет:

  • Увеличение доли, занимаемой компанией "Марвел" на IT-рынке России;
  • Сохранение платежеспособности и положительной кредитной истории компании для возможности закупать новый товар;
  • Поиск новых продуктовых ниш и возможностей для сбыта;
  • Развитие партнерской сети, сохранившейся в этот период;
  • Повышение оборачиваемости товарных запасов;
  • Усиление контроля над расходами и иными показателями бюджета компании.


Столкновение поколений

По иронии судьбы старожилы технической индустрии и молодые таланты вынуждены состязаться друг с другом за рабочие места.

На переполненных ярмарках вакансий, в залах заседаний и ИТ-отделах на всей территории США разворачивается огромная битва между специалистами поколения послевоенного "беби-бума" и новоиспеченными выпускниками - двумя разными поколениями с разными стилями работы, конфликтующими культурами и совершенно отличными друг от друга знаниями и умениями.

С одной стороны, ИТ-ветераны: их ценят за непоколебимую рабочую этику и большой опыт работы. С другой стороны, молодые специалисты, знакомые с технологиями Web 2.0, которые скорее станут общаться по электронной почте, чем вести пространные беседы, и у которых не хватает терпения выполнять задания по старинке.

ИТ-менеджеры оказались сейчас в серьезном затруднении: они наблюдают, как происходит лобовое столкновение между двумя чрезвычайно талантливыми (но по-разному!) поколениями, которые борются за полную занятость в условиях экономического кризиса. И так происходит повсеместно. "Возвращение представителей поколения послевоенного "бэби-бума" - обычное дело, - считает Брук Клайн, главный директор по технологиям компании iBank. - В то же самое время, мы видим огромное количество молодых выпускников вузов, стремящихся исследовать новые возможности".

Решение, кого взять на работу, а кого уволить, требует тщательной сортировки кладези конкурирующих технических умений, деловых качеств, культурных предпочтений или карьерных ожиданий.

Новые правила

Представители поколения послевоенного "бэби-бума" и молодежь возможно избавились бы друг от друга на рабочем месте совсем без боя, поскольку старички постепенно уходили бы на пенсию, а новички занимали их должности. Но нынешний экономический кризис все изменил.

По данным Бюджетного управления Конгресса США, за последние 15 месяцев биржи потеряли 2 трлн долл. пенсионных сбережений американцев. И даже до того, как финансовый кризис набрал полную силу, опрос, проведенный в феврале 2008 года рекрутинговым сайтом CareerBuilder.com, показал, что почти трое из пяти американских работников в возрасте 50 или старше планировали поискать работу в другом месте после выхода на пенсию. И это заставляет их конкурировать с кандидатами, которые по возрасту им в дети годятся.

Теперь ИТ-менеджерам приходится пересматривать свои взгляды на то, что значит быть ИТ-профессионалом, и проводить сравнение традиционных и молодых специалистов.

Но не всегда это дается легко. Например, у молодежи четко прослеживается тенденция есть, спать и наслаждаться технологиями Web 2.0, а ценность всего этого может быть не сразу понятна рекрутеру.

"Когда мои старшие коллеги видят, как я общаюсь с помощью SMS, пишу в блогах и пользуюсь Википедией, они полагают, что это больше относится к социальной сфере, нежели к самой работе, - рассказывает Бретт Гарднер Боннер, 26-летний технический специалист FedEx Corp. - Но это всего лишь инструменты, которыми я пользуюсь, чтобы достичь более высоких результатов в работе, добиваясь консенсуса при общении с другими".

Это именно те инструменты, которые делят поколения на две враждующих группировки. "Молодежь предпочитает больше общаться с помощью электронных средств связи или социальных сетей", - говорит Шерри Ахольм, вице-президент по ИТ компании FedEx.

Сейчас существует огромное количество новых технологий, в которых молодые ребята в отличие от "старичков" разбираются прекрасно, считает Джефф Шустер, рекрутер консалтинговой ИТ-компании Halo Group LLC. Представители же старшего поколения известны своим опытом использования более традиционных технологий, поэтому это несколько ограничивает их перспективы.

И это касается не только знаний; отношение кандидата тоже играет большую роль при найме на работу. Например, желание новичка применить новые технологии - а среди старшего поколения, наоборот, наблюдается сопротивление внедрению всего нового - может заставить рекрутера дважды подумать кого брать.

"Представители поколения "бэби-бума" немного более постоянны в своей области и не так открыты новым технологическим знаниям, - говорит Ахольм. - Это отличает их от поколения нового тысячелетия, которое, наоборот, стремится расширить свою базу знаний и умений".

Стремление учиться дает многим молодым кадрам фору в нелегкой конкурентной борьбе. Но менеджерам следует обратить внимание и на обратную сторону медали. Молодые ИТ-сотрудники, которые рьяно занимаются новыми технологиями, более нетерпимы к ограничениям, царящим на работе.

"Молодые специалисты ждут, что те, кто ими руководит, не станут рассматривать их в качестве винтиков в большой машине, а будут с ними гибкими и станут принимать в расчет их преференции", - заявляет Том Клемент, ИТ-менеджер компании Serena Software Inc.

В молодых специалистах главное заключается в том, что они могут увлечься и создать что-то новое, в то время как "бумеры" не настолько смелы в проявлении новаторства.

Однако молодежная тенденция смешивать работу с удовольствиями - это другой фактор, который может повлиять на решение ИТ-менеджеров о найме.

Молодежь хочет, чтобы между работой и реальной жизнью не было препятствий; они хотят общаться с друзьями, пока находятся на работе, говорит Клайн. Более старшее поколение, наоборот, хочет "трудиться с 8.00 до 17.00 и сосредоточиться только на работе".

Определение "профессионала"

Нерегулярный подход к работе молодых специалистов может иметь в дальнейшем негативные последствия, которые менеджерам также необходимо учитывать. По данным исследования 2008 года, проведенного Symantec Corp., на вопрос, чувствуют ли они себя вправе использовать то приложение, устройство или технологию, которые им нравятся, вне зависимости от источника или корпоративной ИТ-политики, 69% молодых специалистов ответили положительно, в то время как среди остальных работников так ответили только 31%.

Представителям обоих поколений, возможно, придется согласиться с той точкой зрения, что значение ИТ-профессии сейчас резко поменялось. Но для ИТ-менеджеров, главное взвесить, что представители обоих поколений могут привнести в общее дело и дать каждому наиболее подходящую ему работу. И это именно то качество, которое сейчас следует быстро развивать, потому что со временем конкуренция между молодым и старшим поколениями будет только усугубляться.


Кризис в молодости

В условиях кризиса многие крупные компании закрывают или сокращают программы привлечения молодых специалистов. Количество предложений для выпускников и студентов снизилось в несколько раз, а оставшиеся работодатели готовы предложить соискателям без опыта заработную плату от 10 тыс. руб. в месяц. Тем не менее зарплатные ожидания самих студентов не изменились, и большинство из них ради более выгодных условий готовы пожертвовать карьерой. В итоге ожидается, что все больше специалистов с высшим образованиям будут менять квалификацию или уходить в малый бизнес.

По данным АНКОР, обнародованным вчера на встрече клуба HR-директоров, организованной Санкт-Петербургской торгово-промышленной палатой, половина компаний, которые имели программу привлечения молодых специалистов (а это около трети работодателей), ее закрыли. Те работодатели, которые сократили объемы рекрутмента, но не заморозили его, готовы предложить молодым специалистам с опытом работы ежемесячную заработную плату 16-20 тыс. руб., а без опыта - 10-16. По словам руководителя HR-клуба "Вектор" Ирины Кирий, с началом кризиса средняя заработная плата молодых специалистов сократилась примерно на треть. В некоторых сферах ситуация особенно неутешительна. Руководитель центра аналитических исследований АНКОР Санкт-Петербург Евгения Квинт привела пример из банковской сферы: если летом 2008 года каждый молодой специалист имел три-четыре предложения, то зимой 2009-го поток резюме увеличился в три раза, а соискатели не могут найти работу, пройдя через четыре-пять собеседований. Проблемы с трудоустройством испытывают не только выпускники, но и другие категории молодых специалистов. "Сейчас с рынка уходят многие молодые предприниматели, фактически это происходит с каждым третьим, - говорит Леонид Петров, директор бизнес-клуба "Гранд". - В итоге на рынке труда появляются люди, в чьей трудовой книжке первым пунктом стоит "генеральный директор", что отталкивает работодателей".

Значительная часть работодателей недовольна уровнем подготовки специалистов, жалуясь на отсутствие необходимых знаний, высокие запросы, вызванные недавним бумом на рынке труда, неорганизованность. Выпускники и студенты еще не в полной мере осознали влияние кризиса, и их зарплатные ожидания существенно выше существующих предложений. Согласно исследованию, проведенному молодежной организацией AIESEC, около 43% студентов петербургских вузов рассчитывают после их окончания на зарплату 20-30 тыс. руб., 23% - 30-40 тыс., а 6% - 40-50 тыс. (примечательно, что наиболее высокие зарплатные ожидания у студентов первых курсов). В условиях кризиса более 80% студентов уверены в том, что смогут трудоустроиться, а 86% считают заработную плату более важным фактором, чем карьерный рост.

По мнению экспертов, такое несоответствие может привести к тому, что все больше специалистов будут согласны на работу не по специальности, временное трудоустройство или начальные позиции в компаниях с минимальным окладом. На этом фоне выпускники системы начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО) остаются востребованными на прежнем уровне, а ряд отраслей, например энергетика, по-прежнему ощущают нехватку кадров. "Выпускник профессионально-технических учебных заведений (не колледжей при вузах) может рассчитывать на зарплату 50 тыс. руб., - говорит генеральный директор НПК "Фатум" (разработчик портала www.spospb.ru) Игорь Остюченко. - Уже есть несколько примеров, когда в такие заведения захотели пойти учиться и специалисты с высшим образованием, но им все равно надо сдавать ЕГЭ".


Выгодные терминалы

Несмотря на кризис, рынок моментальных платежей в 2009 году может вырасти на 18%, до 630 млрд руб., считают эксперты Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ). Увеличение рынка связано с прогнозируемым ростом сотового рынка в рублевом выражении, а также увеличением доходов от других платежей, уверяют эксперты.

Объем рынка моментальных платежей в 2008 году вырос на 36% по сравнению с прошлогодним результатом, до 536 млрд руб., говорится в отчете НАУЭТ. По прогнозам НАУЭТ, в 2009 году объем рынка вырастет еще на 18%, до 630 млрд руб. "В этом прогнозе мы закладываем рост рынка сотовой связи на 9-16% в рублевом выражении. Также сейчас развивается направление дополнительных услуг, быстрее всего растет объем платежей по погашению кредитов и за авиабилеты", - поясняет председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам НАУЭТ Борис Ким. "Мы допускаем, что в 2009 году сотовые операторы смогут продемонстрировать рост в рублевом выражении, но вряд ли он превысит уровень инфляции. Население, скорее всего, сохранит расходы на связь, также, возможно, операторы будут и в дальнейшем корректировать тарифы", - считает аналитик "Уралсиба" Константин Белов.

Доля "сотовых" в общем объеме оплачиваемых услуг в 2008 году снизилась на 6,6 п.п., до 89,5%. В 2009 году доля "несотовых" платежей может вырасти до 25%, прогнозирует Борис Ким. "Прогноз довольно консервативный. Тренд на диверсификацию платежей идет с 2007 года, а в этом году он может заметно ускориться", - говорит гендиректор OE Investments Андрей Романенко.

В "Элекснет" оценивают потенциальный оборот рынка приема платежей через терминалы по основным видам платежей по меньшей мере в 200 млрд долл. в год, без учета дополнительных возможностей: денежные переводы, пополнения счетов в платежных системах, оплату транспорта, штрафы, объем рынка которых оценить достаточно сложно. "В "Элекснет" уже давно реализуют стратегию диверсификации оплачиваемого контента, чтобы снизить риски зависимости от какого-то одного сегмента, например, от сотовых платежей, привлекательность которых падает по мере роста конкуренции. Сегодня на долю сотовых платежей в "Элекснет" приходится только 26%", - говорит пресс-секретарь Mint Capital (акционер "Элекснет") Владимир Залужский.

По мнению аналитика MForum Дмитрия Деева, сейчас главным вопросом для платежных систем являются взаимоотношения с арендодателями мест под терминалы. "Если арендодатели не снизят цены на аренду мест под терминалы, то компаниям придется сокращать число терминалов, расположенных в наименее рентабельных точках", - пояснил г-н Деев.

Объем доходов рынка моментальных платежей в России


Проблема-2009

Расходы компаний на информационные технологии (IT) в России снизятся в этом году в долларовом выражении на 20%, говорится в отчете исследовательской компании IDC. В условиях кризиса заказчики будут требовать больших скидок, а поставщикам, чтобы выжить, придется сократить маржу и сосредоточиться на оптимизации бизнеса. Эксперты и участники рынка считают прогноз IDC оптимистичным. По их оценкам, в зависимости от сегмента падение расходов на IT может достигнуть 50%.

По данным компании IDC, спрос на IT-продукцию (включая оборудование, программное обеспечение и услуги) начиная с четвертого квартала прошлого года резко замедлился и в целом за год составил 10,5%. В этом году спрос упадет вдвое, прогнозирует IDC,- на 20%. По мнению экспертов компании, в условиях кризиса заказчики будут требовать больших скидок, а поставщикам, чтобы сохранить бизнес в условиях жесткой конкуренции, придется сократить маржу и сосредоточиться на оптимизации бизнеса. Несмотря на общее снижение IT-затрат на 20% по сравнению с прошлым годом (объем российского рынка IT в 2008 году составил порядка $24,6 млрд), расходы будут расти ежегодно в среднем на 5,8% и в 2012 году составят $29,5 млрд, говорится в отчете.

К проблемам IT-компании начали готовиться еще осенью прошлого года. В октябре крупнейшие дистрибуторы IT-оборудования - компьютерной техники и телекоммуникационного оборудования проинформировали поставщиков, что по итогам 2008 года темпы роста продаж замедлятся на 5-10%. Кроме того, дистрибуторы обратились к своим партнерам с просьбой скорректировать сроки товарного кредитования, чтобы избежать ситуации, когда они не могут получить деньги у ритейлера, но вынуждены расплатиться с производителем, так как у последних отсрочка платежа составляет 30-40 дней, а у розничных сетей - от 90 до 120 дней. В ноябре IT-холдинг IBS решил отказаться от переезда в строящийся компанией "ДС Девелопмент" (входит в ГК "Дон-строй") бизнес-центр Nordstar Tower в районе станции метро "Беговая" - планировалось, что это будет самая крупная на московском рынке сделка по аренде офисных помещений.

По оценкам ИК "Финам", в 2009 году IT-рынок сократится в долларовом выражении на 20-25% и, напротив, вырастет на 10-15% в рублевом, причем в значительной степени за счет государственных заказов, доля которых может составить 25-30% от общего объема. "Частный сектор, если судить по нашим клиентам, сократит затраты на 20-30%. Правда, стоит отметить, что компании ориентируются на макроэкономическую ситуацию, многие из них не исключают увеличения своих бюджетов во втором полугодии",- отмечает эксперт ИК "Финам" Алексей Курасов. Наиболее защищенными сегментами выглядят IT-безопасность, где долларовый рост может составить около 10%, а также аутсорсинг, где динамика может превысить 15%, полагают в ИК "Финам". "Наибольшие потери понесут проекты, связанные с внедрением IT-систем, где затраты могут сократиться на 40% и более",- прогнозирует господин Курасов.

В зависимости от сегмента объем IT-рынка может снизиться на 20-50% в долларовом выражении, считает президент группы компаний Verysell Михаил Краснов. "Больше всех может упасть сегмент дистрибуции - до 50% в долларах. Системная интеграция может снизиться примерно на 30%, а сегмент IT-услуг может даже не упасть в долларах, если девальвация рубля будет продолжаться",- говорит господин Краснов. По его словам, расходы на IT сократили предприятия всех отраслей. "С госсектором также назревают проблемы. В регионах сейчас возникают проблемы с дебиторской задолженностью: госконтракт подписан, услуга предоставлена, а деньги получить не удается. На федеральном уровне также бюджеты будут сокращаться",- уверен Михаил Краснов.

Гендиректор IT-компании ISG Алексей Кудрявцев считает прогнозы IDC слишком оптимистичными. "Большинство наших заказчиков бюджетируются в рублях, а не в долларах, поэтому и расходы они будут урезать в рублях. В этой связи в рублях объем IT-рынка может снизиться на 30%, а в долларах и вовсе в два раза",- говорит господин Кудрявцев.


Кризис им только на пользу

Кризис больно ударил по всем секторам российской экономики. Число людей, потерявших работу неуклонно возрастает, а найти новую не представляется возможным. Однако не везде наблюдается одинаковая ситуация. По информации газеты Moscow Times, в России существует четыре отрасли экономики, которые прекрасно себя чувствуют в условиях кризиса и даже активно нанимают новых сотрудников.

Прежде всего, это сфера компьютерной безопасности и IT-технологий. По словам Станислава Шевченко, главы отдела антивирусных исследований Лаборатории Касперсокого, необходимость увеличения числа сотрудников вызвана самим кризисом, а вернее его последствиями.

"Есть много талантливых программистов, хорошо разбирающихся в вопросах интернет-безопасности, - говорит Шевченко. - В тяжелые для экономики времена многие из них испытывают искушение примкнуть к темным силам".

В результате множество компаний ощущает потребность повысить уровень интернет-безопасности. С другой стороны, перед лицом кризиса руководство компаний стараются оптимизировать свои бизнес-процессы и сократить издержки. Это заставляет их прибегать к высоко-технологичным программным решения, что является второй причиной, благодаря которой компании этой отрасли во время кризиса продолжают успешно развиваться.

Еще одним сектором экономики, переживающим подъем, является производство товаров потребительского назначения. Достаточно заглянуть на российский сайт British American Tobacco в раздел "Вакансии", чтобы понять: компания активно расширяет штат.

"Мы нанимаем сотрудников для работы на всех уровнях компании, точно также, как мы делали это до начала кризиса, - говорит Анна Урнова, глава отдела по работе с персоналом BAT Russia. - Однако в данный момент нас больше интересует младший и средний управленческий персонал".

Другие компании, занимающиеся производством ТНП, тоже чувствуют себя прекрасно. По мнению экспертов в области подбора персонала, в 2008 году подобные компании продемонстрировали очень хорошие показатели, и наступившем году у них есть все шансы, чтобы расширить свой бизнес.

В этом им не уступят предприятия, специализирующиеся на быстром питании. В то время как кризис заставляет людей сокращать свои расходы на развлечения, в том числе на походы в традиционные рестораны, более доступные для кошелька рестораны быстрого питания ощущают существенный рост продаж. Один только McDonald"s заявил о том, что в ближайшее время в разных городах России будут открыты по крайней мере 30 новых ресторанов, каждый из которых даст 50 новых рабочих мест.

Помимо вышеупомянутых отраслей, в условиях экономического спада и серьезных проблем в финансовом секторе как рыба в воде будут чувствовать себя всевозможные коллекторские агентства. Все чаще и чаще банки сталкиваются с тем, что выданные им займы не возвращаются своевременно, что ставит под угрозу выживание финансовой организации. Именно этот факт, наряду с необходимостью сокращать расходы, вынуждает банки прибегать к услугам сторонних коллекторских агентств. А те в свою очередь, набирают больше персонала, чтобы иметь возможность справиться с возросшими объемами работы.


C Днем защитника Отечества!

C Днем защитника Отечества, дорогие мужчины

Дорогие мужчины!

Желаем Вам здоровья и удачи.

Пусть рядом будут радость и мечта.

Поменьше бед, побольше счастья,

Пусть улыбается счастливая звезда.

Прекрасная половина канала @ASTERA


Нетбуки, нетбуки...

Нетбуки пользуются большой популярностью у жителей европейских стран.

Согласно данным IDC, объемы продаж этих компактных и недорогих компьютеров превзошли самые смелые ожидания. По итогам 2008 года совокупные продажи нетбуков в регионе EMEA превысили 7 миллионов штук. При этом существенный рост сегмента был отмечен в последнем квартале года, когда было продано 3,6 миллионов мини-ноутбуков.

Доля нетбуков в потребительском сегменте составила 30%. Хуже обстоят дела в корпоративном секторе, где объемы продаж данного типа компьютеров снизились до 20%.

Крайне привлекательной для потребителей оказалась низкая стоимость большинства нетбуков. Другим драйвером роста продаж стала деятельность телекоммуникационных компаний, предлагающих абонентам нетбуки в обмен на долгосрочные контракты.

В 2009 году аналитики IDC ожидают двузначного роста рынка нетбуков.


Отказ от денег

Автор: Максим Логвинов

Финансовые передряги заставили компании вспомнить изрядно подзабытые после 1998 года схемы безденежных расчетов. Оплата векселями либо бартером иногда становится единственным способом сохранить производство.

Первой крупной структурой, которая призналась, что кризис вынудил ее воспользоваться старой и проверенной в дефолтном 1998-м схемой оплаты поставок векселями, стал "АвтоВАЗ". Декабрьские долги компания на 70% оплачивала векселями, и только 30% покрывалось "живыми" деньгами. Причем подобную схему на предприятии планировали сохранить и в январе.

Причиной возврата к безденежным расчетам стали кассовые разрывы, которые образовались в результате падения спроса на продукцию завода. "АвтоВАЗ" уже просил государство помочь покрыть временный дефицит, однако денег ему до сих пор выделено не было. По неподтвержденной информации, только СОКу "АвтоВАЗ" задолжал около 1,4 млрд руб. Этот долг компания намерена погасить по утвержденной вексельной схеме: "живыми" деньгами только 30%.

Правда, далеко не все поставщики соглашаются принимать к оплате векселя: в условиях финансового кризиса многим необходимы деньги на выплату зарплат и закупку сырья. Например, сызранский завод "Пластик" (75% продукции идет "АвтоВАЗу") пока не готов перейти с автопроизводителем на квазиденежные отношения. "Почему не берут? Возможно, просто не верят "АвтоВАЗу": конвейер остановлен, падает производство. В этих условиях у многих могут возникнуть сомнения в платежеспособности", – поясняет начальник отдела ценных бумаг Межпромбанка Дмитрий Хламов. Конечно, в случае отказа платить по своим обязательствам держатель векселя всегда может обратиться в суд, и тогда взыскание будет обращено на имущество должника, но это процесс весьма долгий, а большинству получателей вазовских векселей деньги нужны именно сейчас. В этом случае они могут его просто продать, говорит Дмитрий Хламов, но ситуация на финансовых рынках сейчас весьма сложная. "Многие переложили все свободные средства в валюту и в рублевые активы в настоящее время вообще не очень хотят заходить", – поясняет эксперт. Поэтому у некоторых поставщиков завода доверие к векселям "АвтоВАЗа", как к альтернативному "живым" деньгам инструменту, весьма невысоко.

Серьезные проблемы с оборотными средствами заставляют многих задуматься о переходе на другие формы расчетов, как было сразу после дефолта 1998 года. В частности, компания "ГАЗ" не ответила на запрос "Ко" относительно возможности перевода расчетов с поставщиками на вексельные схемы, но при этом аналитик Номос-банка Ольга Ефремова указывает, что опасения относительно возможного "технического" дефолта по облигациям компании остаются "весьма высокими".

Напомним, что общая потребность группы "ГАЗ" в финансовой помощи со стороны властей оценивается в $1,6 млрд, а губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев ранее сообщил, что "правительство предоставило группе "ГАЗ" государственные гарантии на 70 млрд руб. на привлечение оборотных средств и продолжение инвестиционных проектов".

Некоторые предприятия уже вспомнили, что такое бартер. ТагАЗ, например, пошел на беспрецедентный шаг: машину теперь можно поменять на акции коммерческих банков и предприятий, входящих в тор-100. В качестве оплаты принимается и оборудование. Правда, такие условия действуют только для дилеров и поставщиков. "У некоторых наших клиентов, которые в свое время брали у нас хорошие партии машин, тоже проблемы с денежной ликвидностью. Именно поэтому, по их многочисленным просьбам, руководство завода все-таки разрешило осуществлять операции по бартеру", – говорит директор по маркетингу ТагАЗа Глеб Коротков.

Если ситуация в экономике будет ухудшаться, то бартерные и вексельные схемы могут оказаться крайне востребованными, признают участники рынка. Лишним подтверждением тому является решение БК "Регион" возобновить расчет индексов вексельного рынка. Способствуют этому в первую очередь кризис и, как следствие, проблемы с ликвидностью, которые мешают предприятиям рассчитываться с поставщиками за комплектующие. "Тут бы хоть на зарплату денег набрать, чтобы рабочие не взбунтовались", – посетовал попросивший не называть его менеджер одного из крупных автозаводов.

Назад в 1998-й

"Схемы расчетов с использованием векселей получают широкое распространение, когда компании испытывают нехватку "живых" денег, чтобы рассчитаться с партнерами", – подтверждает начальник отдела операций на вексельном рынке Собинбанка Павел Громыко. "Основная проблема предприятий сегодня – это платежный дефицит, который ведет к стагнации и падению производства", – считает генеральный директор НКГ "2К Аудит – Деловые консультации" Тамара Касьянова. Если банки еще хоть в какой-то степени при поддержке государства сохраняют ликвидность, то производство буквально задыхается от нехватки оборотных средств. Отсутствие денег угрожает задержкой расчетов с поставщиками, вынуждая компании прибегать к неденежным формам взаиморасчетов – бартеру и векселям, признает эксперт.

При этом сами банки также оказываются вовлеченными в процесс безденежных взаиморасчетов. Так, Банк России объявил, что со 2 февраля будет принимать в залог по кредитам векселя, выпущенные предприятиями малого бизнеса, и выданные предпринимателям кредиты. Вексельная сумма или сумма долга по кредиту должна быть не менее 2 млн руб., отмечают в банке. "ЦБ демонстрирует, что готов кредитовать под самые разные инструменты. Правда, процедура рассмотрения заявок на такие кредиты наверняка будет долгой", – считает зампред правления СБ-банка Андрей Егоров. Напомним, что ЦБ уже несколько месяцев принимает в залог векселя крупных и средних компаний, однако опрошенные "Ко" банкиры не смогли вспомнить случаев кредитования под них. Скорее всего, этот инструмент не слишком привлекателен, потому что получить финансирование под векселя крупных компаний и банков можно и в коммерческих банках, а в ЦБ заявки рассматривают долго (около недели) и дисконт может составлять весьма значительную сумму от обязательств – до 80%. "Векселя будут приниматься далеко не все, а уровень их дисконтирования будет, по-видимому, фактически запретительным", – рассуждает начальник управления казначейских операций Международного промышленного банка Вячеслав Томашевский. Таким образом, малые предприятия не смогут получить значительные средства с помощью этого инструмента. Поэтому использование векселей в качестве залога под кредиты Банка России не окажет существенного влияния на финансовое состояние российских компаний, сетует банкир. При этом он отметил, что его банк также принимает векселя, но только ликвидные и наиболее надежных компаний.

Проблемная бумага

Механизм расчета по вексельным схемам таит в себе большую опасность. "Подобные расчеты могут привести к возникновению цепной реакции неплатежей. Экономический кризис затронул всех, и когда предприятие платит своим поставщикам векселями, оно, по сути, навязывает им отказ от денег", – предупреждает начальник отдела операций на вексельном рынке Собинбанка Павел Громыко. Понятно, что в реальные деньги эти векселя, скорее всего, превратятся минимум через несколько месяцев. В таких условиях труднее всего придется небольшим поставщикам второго и третьего уровня, которые с высокой долей вероятности могут выйти на дефолт, указывает эксперт. То есть использование векселей в расчетах фактически возвращает рынок к бартерным операциям и затрагивает всю цепочку – от предприятия до дилеров. Кроме того, векселя могут обращаться лишь в ограниченном кругу предприятий, осведомленных о взаимной платежеспособности. "В противном случае финансово-эксплуатационные потребности покрываются за счет заемных и дополнительно привлеченных источников, что в нынешних условиях весьма проблематично. Следствием этого могут стать трудности в финансировании текущей деятельности предприятий", – напоминает Павел Громыко.

Но это далеко не все проблемы, с которыми сталкиваются предприятия. "Главный риск заключается в том, что могут появиться недобросовестные компании, которые станут выпускать векселя и не будут рассчитываться по ним", – предупреждает ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. Другая опасность заключается в том, что добросовестный векселедатель может не найти средств к моменту погашения векселя, и тогда финансовые проблемы наступят уже у векселедержателя. То есть выпуск векселей может не помочь предприятиям справиться с кризисом, а лишь усугубит его. "Так как вексель является документарной ценной бумагой, возникает опасность его фальсификации либо прекращения срока действия обязательств в рамках выписанного векселя в связи с некорректным его заполнением", – напоминает ведущий аналитик ИК "Файненшл Бридж" Екатерина Лощакова. Помимо этого, неудобство использования вексельных схем связано со сложностями проверки финансового состояния и кредитоспособности векселедателя, в особенности если он представлен малой или средней компанией (такие фирмы, как правило, непрозрачны).

Примечательно, что вексельные схемы получали наибольшее распространение именно во время финансовых кризисов: так было и в 1998 году, и во время сложностей на банковском рынке в 2004 – 2005 годах. Например, Союзобщемашбанк, который еще весной 2004 года входил в список 200 ведущих банков России, 19 января 2005 года лишился лицензии и вскоре был признан банкротом. По данным Агентства по страхованию вкладов (АСВ), осенью 2004-го из него были выведены активы через приобретение векселей фирм-однодневок, которые составили 70% активов банка.

Дружеское поглощение

До последнего времени основной проблемой вексельного рынка было широкое использование разного рода мошеннических схем: появлялись векселя-"призраки", дубликаты, да и просто, имея на руках исходные данные этого документа, некоторые нечистые на руку сотрудники кредитных организаций пытались проворачивать разного рода аферы. Даже сейчас многие эксперты говорят о том, что в России все еще существует целый теневой рынок торговли копиями реально существующих векселей, которые потом используют для реализации жульнических схем. "Торговля копиями векселей отнюдь не прекратилась с ужесточением норм со стороны регулятора, этот бизнес буквально поставлен на широкую ногу", – рассказал "Ко" на условиях анонимности топ-менеджер одной из московских адвокатских контор. Например, в конце января текущего года в Москве задержали мошенника, пытавшегося продать поддельный вексель Сбербанка стоимостью 125 млн руб. Впоследствии в его машине были обнаружены копии ценных бумаг на общую сумму 375 млн руб.

Широкое использование мошеннических схем в этом сегменте расчетов легко объяснить. Данную бумагу выпустить весьма несложно, как, собственно, и реализовать ее. Кроме того, с помощью нескольких перепродаж векселя можно так запутать документацию, что не каждый следователь разберется, в чьей собственности в данный момент находится эта ценная бумага и насколько корректным было приобретение данных прав.

Одна из самых известных схем мошенничества, работающая не с помощью подделки векселей, а путем прокрутки в отчетности компании-жертвы аферы данных реального векселя, – так называемый "дружественный" вексель. Эта махинация не очень сложна в исполнении, но выявить ее достаточно трудно. Схема применяется для незаметного вывода реального векселя из собственности компании нечистыми на руку топ-менеджерами. Зачастую после совершения махинации он вполне легально погашается или продается, и концы найти весьма сложно, тем более что один из следующих покупателей попадает в категорию "добросовестный приобретатель", а значит, востребовать ценную бумагу настоящим собственникам не представляется возможным. Торговля копиями векселей открывает для аферистов огромные перспективы. Описанная выше "дружественная" схема – лишь один из вариантов мошенничества. Есть гораздо более изощренные способы "применения" копий реально существующих векселей, которые еще называют векселями-"призраками". Их можно использовать для вывода любых активов из компании, а также при желании ее обанкротить.

"Алиса" возвращается

Еще одной классической формой внеденежных отношений в условиях кризиса является бартер. Однако пока он не пользуется большой популярностью у отечественных компаний. Бартерные операции на бирже для безденежного обмена начались 5 декабря прошлого года. Но объемы заключенных сделок далеки от сопоставления с объемами бартерных сделок в 90-е. Дело в том, что большинству фирм нужны сейчас "живые", пусть и суррогатные, но денежные средства для расчетов, а не товар. Хотя не исключено, что бартерные сделки не получили широкого развития из-за шероховатостей, которые несет в себе данная модель. "Использование бартерных схем неэффективно, так как создает их участникам дополнительные проблемы, связанные с поиском контрагентов, заинтересованных в приобретении полученного товара для обмена его на наличность или иные полезные наименования", – указывает ведущий аналитик ИК "Файненшл Бридж" Екатерина Лощакова. Помимо этого, возникают сложности с определением стоимости полученного в рамках обмена товара, номинированной в количестве другого товара, или установление адекватной суммы денежных средств, которую можно получить в обмен на полученную в рамках обмена продукцию. Не говоря уже о том, что далеко не все кредиторы возьмут в качестве платы бартерный товар.

"Использование бартерных схем неперспективно. Потому что большинству сейчас нужны именно "живые" деньги, и получать в обмен на металлопрокат, например, постельное белье, совсем не хочется. К тому же много наших предприятий уже давно перешли на МСФО, и бартер там не предусмотрен никак", – добавляет ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов.

Тем не менее некоторые энтузиасты считают, что в нынешней ситуации будущее именно за бартерными сделками. Так, один из первых российских миллионеров 1990-х годов Герман Стерлигов в конце февраля примет участие в открытии представительств Антикризисного расчетно-товарного центра (АРТЦ) в Китае. Это шаг к созданию системы глобального бартера, считает бизнесмен. Стерлигов вспомнил опыт 90-х годов, тогда он создал товарную биржу "Алиса" – первую в России. По его мнению, предпринимателям, которые не могут реализовать свою продукцию в условиях кризиса и отсутствия кредитов, остается только обмениваться товарами – стандартная бартерная схема. АРТЦ с отделениями по всему миру выступает посредником для заключения сделок, предоставляя клиентам необходимую инфраструктуру для обмена. При этом компьютерные технологии обработки данных позволяют осуществлять многоступенчатые операции, где между конечными звеньями цепи может быть неограниченное число участников из разных стран мира.

Судя по всему, Герман Стерлигов не утратил с начала 90-х делового чутья: как оказалось, уже сейчас некоторые компании переходят на бартер. В начале февраля стало известно, что специально созданная в рамках корпорации "Строймонтаж" компания "Мир недвижимости" начала предлагать поставщикам стройматериалов расплачиваться по бартеру квартирами в строящихся домах. И это далеко не единичный пример. Акционеры Северо-Западной лесопромышленной компании (СЗЛК) недавно предложили банкам-кредиторам расплатиться продукцией – бумагой для офисной техники, ежедневниками, папками, конвертами. Если предприятия СЗЛК будут работать на полную мощность, то погасить задолженность перед банками офисной бумагой можно будет за четыре года, подсчитал заместитель генерального директора СЗЛК Юрий Мурашко.

Шире рынок

"В случае длительной рецессии в мировой экономике цены на нефть, газ и металлы будут снижаться и дальше, что вызовет, с одной стороны, дефицит государственного бюджета и падение курса рубля, а с другой – уменьшение объемов импорта, в том числе станков и оборудования, прекращение инвестиций в основной капитал, значительное сокращение производства в сырьедобывающих и перерабатывающих отраслях", – рисует весьма удручающую картину последствий финансового кризиса начальник управления казначейских операций Международного промышленного банка Вячеслав Томашевский. Сокращение производства распространится на все сектора, в первую очередь на строительство и ритейл. Глобально это вызовет взлет безработицы, резкое снижение доходов населения и рост протестных настроений, считает эксперт. Сохранение низких цен на сырье в течение длительного времени (более года) означает полную гибель многих сегментов экономики и фактически массовую национализацию основных отраслей.

"В таких жестких условиях векселя наиболее надежных векселедателей, имеющие небольшие сроки до погашения, более или менее сохранят свою ликвидность и образуют отдельный сектор рынка, имеющий достоверные котировки и уровни доходности", – говорит Вячеслав Томашевский. Все остальные векселя векселедателей более низкого качества будут использоваться только в немногих конкретных сделках между контрагентами, имеющими друг о друге полную информацию и сохраняющими достаточный уровень доверия. Таким образом, объем сегмента рынка качественных векселей сократится, и наряду с ним будет существовать большой сектор неликвидных векселей, не имеющих ясной рыночной цены и использующихся исключительно во взаиморасчетах между контрагентами. Можно констатировать, что с усугублением кризиса эти бумаги будут играть все более важную роль во взаиморасчетах предприятий.


Акционеры AMD одобрили создание The Foundry Company

Автор: Accent

Акционеры AMD добрили предложение о выпуске обычных акций и варрантов отделению компании Mubadala Development Company PJSC, открыв, таким образом, путь для AMD и Advanced Technology Investment Company of Abu Dhabi к созданию предприятия The Foundry Company.

Согласие акционеров было последним условием для выделения производственного подразделения AMD в самостоятельное предприятие. Завершение соответствующей транзакции, результатом которой станет появление совместного предприятия, ожидается 2 марта 2009 года.

В общей сложности AMD выпустит 58 миллионов обычных акций и варранты на покупку 35 миллионов обычных акций отделением Mubadala Development Company PJSC под названием Advanced Technology Investment Company (ATIC), которое было образовано в 2008 году.



Лучшие производители 2008
Приглашаем принять участие в исследовании.


Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное