╔Перспективные технологии и системы: Информатика.
Безопасность. Экология└
Часть
2
Белорусские выставочные страсти -99
Начнем с такого
момента, как количество посетителей. Действительно, в выставочном павильоне
было свободно. С другой стороны, по крайней мере, в этом году, то же самое
говорилось практически обо всех других выставках. Невольно вспоминается
Жванецкий с его знаменитым - ╔Может, нам в консерватории что-то подправить?└
.
Иными словами, не стало ли уже снижение числа посетителей
какой-то характерной чертой для всех выставок? Отсюда, может быть и не стоит
на это сильно рассчитывать? Времена меняются, и если раньше каждая такая
выставка была каким-то событием, то теперь это дело почти уже обыденное.
Возьмем, к примеру, то же Интернет-кафе. Помнится, когда оно впервые было
организовано на одной из выставок, там было настоящее столпотворение. Теперь
это почти обыденный атрибут каждой компьютерной выставки и особого ажиотажа
не наблюдается.
Можно, конечно, говорить, что организаторы где-то
недоработали с рекламой, с привлечением посетителей. Но точно также можно
говорить, что и экспоненты не особо старались в этом плане.
В свое время про ╔Инфобел└ тоже говорили много
критического, в том числе и о количестве посетителей. Осмелюсь даже
утверждать, что мы были одними из первых, кто сказал доброе слово об этой
выставке. Прошло время, и теперь тот же ╔Инфобел└ стал своеобразным эталоном
для сравнения и оценки других выставок.
Раз уж речь зашла об ╔Инфобеле└ и сравнительных оценках,
то мое личное впечатление, что он был самым живым мероприятием этого года.
Организаторам удалось провести весьма разнообразную и изобретательную
рекламную кампанию, плюс сама выставка получилась все-таки более менее
специализированной, а именно - в области компьютерного оборудования.
Сравнивая же ╔Инфобел└ и ╔Перспективные технологии└, я бы
поставил первому почти 5 баллов за рекламную кампанию, а вторым - тоже почти
5 баллов за информационное обеспечение подготовки и хода выставки. Может
быть, кому-то покажется, что это одно и то же, но, на самом деле, это
все-таки разные вещи.
Возвращаясь к вопросу о количестве посетителей,
вспоминаются впечатления от нескольких камерных выставок, которые
проводились нынешней осенью, в частности, ЗАО ╔АлтоЛан└ и ЗАО ╔Адекватные
системы└ в уютном вестибюле актового зала БГПА. Там изначально вопрос о
большом количестве посетителей даже и не ставился, но получилось как раз
таки комфортно и познавательно. Можно было спокойно всех обойти, посмотреть,
побеседовать и т.д.
Интересно заметить, что здесь мы имеем как бы обратную
технологию организации мероприятия. В первом случае, с обычной выставкой,
семинары, конгрессы, форумы, сопровождают основное выставочное действие, в
другом, наоборот, основным является сам семинар, обсуждение тех или иных,
причем именно достаточно узко специализированных, тематических вопросов, а
небольшая выставка является иллюстрацией к ним. По-другому это можно сказать
так: на выставке вначале предлагают посмотреть, потом
поговорить
, а на семинаре - вначале
поговорить, а потом посмотреть.
И то, и другое, имеет право на жизнь и имеет свою
собственную эффективность. Но если говорить о тенденциях на ближайшее
будущее, то мне представляется, что форма семинара с сопутствующей камерной
выставкой будет прогрессировать именно за счет своей специализации по
определенной теме.
А что же будет с выставками? На мой взгляд, они тоже
будут специализироваться, причем, одновременно в двух аспектах -
тематическом и организационном.
В любом случае, вопрос целевой аудитории будет актуален
всегда. В этом отношении, опять вспоминаются традиционные жалобы
экспонентов, что на стендах зачастую больше всего бывает школьников и
студентов, которые сметают всю рекламную продукцию. Получается, что просто
много посетителей тоже не очень хорошо, потому что это не те, кого
ждали.
Отсюда, приходят на ум довольно частые заявления
организаторов выставки и конгресса ╔Перспективные технологии└ о том, что это
мероприятие не коммерческое, а государственное, а также интересная
формулировка, что это форма подведения итогов развития технологий
автоматизации, что-то вроде бывшей выставки достижений народного хозяйства.
С этой точки зрения многое становится понятным.
В частности, логично выглядит ориентация на крупные
государственные учреждения. И здесь однозначно можно говорить, что
организаторам выставки и конгресса действительно удалось привлечь внимание
государственных структур к рынку информационных технологий. Причем, привлечь
внимание именно тех людей, которые непосредственно принимают решения.
Отсюда, понятен и принцип подбора экспонентов - не только
коммерческие предприятия, но и государственные, и научные, и учебные.
Также логически отсюда следует и идея реестра, о которой
много сейчас дискутируют. Т.е., вначале пригласить к обсуждению вопроса,
затем предложить возможность наглядно ознакомиться, а после этого
порекомендовать, что именно стоит выбрать.
Таким образом, логика мероприятия выглядит достаточно
последовательной. И в этом плане можно говорить, что основные свои задачи
выставка и конгресс все-таки решили, или почти решили.
Другое дело, что подобные мероприятия достаточно
затратные, а получение отдачи от них, как правило, требует дополнительных
усилий. Это, похоже, почувствовали и сами организаторы, говоря о том, что
момента коммерциализации все-таки не хватало.
Что дальше?
Позволю себе
высказать некоторые соображения по поводу возможных направлений развития
данного выставочного мероприятия.
Прежде всего, отталкиваясь от хорошей идеи
продемонстрировать достижения в различных областях, почему бы не попробовать
организовать в рамках выставочного павильона своеобразные секции, галереи по
типам организаций или их продукции. Это могут быть разделы компьютерного
оборудования, программного обеспечения, защиты информации и безопасности,
сетевых технологий, связь, Интернет, разработки АСУ больших государственных
предприятий, тех же ВУЗов и НИИ, оргтехника, СМИ, литература и т.д. Добавим
сюда большое количество энтузиастов ├ разработчиков ПО. Может быть, дать
возможность и им поучаствовать в подобных мероприятиях на льготных условиях
в качестве коллективного экспонента?
Другие вопросы, которые, как мне кажется, так или иначе
придется решать организаторам выставки в будущем году ├ это упомянутая
коммерциализация и позиционирование. Что ни говори, а разосланный недавно
проспект ╔
TIBO-2000└ говорит о сходстве
с ╔Перспективными технологиями и
системами└ и по содержанию, и по форме
проведения, вплоть до конгресса.
Наконец, еще один момент состоит чисто во внешней
привлекательности, обстановки некоторого шоу-мероприятия. Ведь выставка это,
так или иначе, событие, выходящее за рамки обычных деловых будней, и ей
совершенно не помешает определенная праздничная атмосфера.