Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Проекты катеров, лодок, яхт для самостоятельной постройки


Туристский катер «Сивуч»

Туристский катер «Сивуч»

Катер довольно прост по конструкции, тем не менее его постройка требует наличия у строителя определенного опыта и во всех случаях — аккуратности в работе. Лучше, если «Сивуч» будет для тех, кто собирается его строить, не первой лодкой; иначе не удастся избежать многочисленных переделок и излишних затрат труда. Да и вообще постичь премудрости деревянного (да и любого другого) судостроения по книгам очень трудно — многое постигается только собственным опытом. Все же судостроителю-любителю, приступающему к постройке «Сивуча», будут полезны книги: «15 проектов судов для любительской постройки» и Г. В. Ефремова «Сборщик деревянных судов» (Л., Судостроение, 1968 г.)

Основные данные катера «Сивуч»
Длина наибольшая, м 8,50
Длина по КВЛ, м 7,75
Ширина наибольшая, м 2,88
Высота борта на миделе, м 1,19
Осадка габаритная, м 0,7
Водоизмещение по КВЛ, м³ 3,7
Мощность двигателя, л. с. 20-50
Скорость, км/ч 12-18
Пассажировместимость, чел. до 10

Общий вид катера «Сивуч»
Общий вид катера «Сивуч»
1 — забортный трап; 2 — швартовная утка; 3 — трубчатое ограждение — поручень; 4 — фонарь отличительного огня; 5 — деревянный поручень; 6 — иллюминатор (только на правом борту); 7 — стойка топового огня; 8 — открывающийся иллюминатор в туалете; 9 — вентиляционная головка; 10 — аварийный и вентиляционный люк; 11 — носовой релинг; 12 — роульс для якорного каната; 13 — киповая планка; 14 — круглый иллюминатор; 15 — открывающийся иллюминатор в лобовой стенке рубки; 16 — заправочная горловина топливных баков; 17 — кожух двигателя, наверху — столик; 18 — сиденье-рундук; 19 — кокпит; 20 — выгородка (выступ спальной каюты) — сиденье; 21 — сдвижная крышка люка; 22 — спасательный круг; 23 — площадка для купания и швартовки.

Выбор размерений «Сивуча» определялся желанием разместить 5-6 человек в трех отдельных каютках, причем одна из них должна была быть расположенной изолированно — в кормовой части катера. Это оказалось возможным при длине корпуса не менее 8,5 м. Да и при такой длине для получения в кормовой каюте двуспальной койки полной длины пришлось сделать «врезку» в кокпит, где выгородка над ногами лежащих служит сиденьем. Конечно, ширина катера позволяет расположить койку и поперек катера — у самого транца, но, как показывает опыт, поперечные койки всегда оказываются менее удобными (хотя бы из-за качки и крена судна).

Двигатель предлагается установить в кокпите, закрыв выступающую над его платформой часть капотом. При таком расположении строитель имеет определенную свободу в выборе двигателя и типа передачи на гребной вал. Размеры «моторного отсека» позволяют установить в нем двигатель от легкового автомобиля «Волга» или от «Москвича» со штатной коробкой передач или с угловым реверс-редуктором. Здесь может быть поставлен и тракторный дизель — даже с воздушным охлаждением (если предусмотреть отвод горячего воздуха от дизеля, например, в фальшивую дымовую трубу). Предусмотренное расположение двигателя вблизи центра тяжести катера благоприятно и с точки зрения посадки судна на воде, так как исключается возможность возникновения чрезмерного ходового дифферента на корму.

Вообще говоря, приступать к постройке «Сивуча» можно только после того, как будут решены все вопросы, связанные с выбором двигателя и передачи. Оптимальным для данного катера вариантом был бы именно дизель, однако приобрести специальные судовые дизели с отслуживших свой срок рыболовных ботов или спасательных шлюпок можно только случайно. При ограниченной мощности (18-23 л. с.) эти судовые дизели громоздки и имеют излишне солидный вес, зато они уже снабжены реверс-редуктором и охлаждаются забортной водой. Тракторный дизель, пригодный для восстановления и службы на катере, достать проще, но при этом придется оборудовать его реверсивным устройством и модернизировать систему охлаждения.

Полная версия по ссылке: https://vodnyimir.ru/Turistskii_kater_Sivuch.html


В избранное