Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Игрушечное НЛП (практическая психология для детей)


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

ИГРУШЕЧНОЕ НЛП

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

(обзор проекта "Мостик Радости")

Адрес проекта:

http://www.humans.ru/

Ведущий проекта: 

Елена Шугалей

Выпуск 17

 

Эйдетическое восприятие (по Л.С. Выготскому)

- упражнение для родителей

Возможности сознания и гениальность:

Академик Н. Бехтерева (аннотация)

 

Эйдетическое восприятие

ЧТО ТАКОЕ ЭЙДЕТИКА? (По Л.С. Выготскому)

 

Эйдетикой называют психологи нового направления учение о субъективных наглядных образах, наблюдающихся у детей и подростков в определенный фазе их развития, а также сохраняющиеся иногда, большей частью в виде исключения, и у взрослых. Самый факт наличия подобных субъективных наглядных образов описал в 1907 году Урбанчич. Однако, он не сумел разглядеть широкого теоретического значения этого факта, не смог даже сколько-нибудь полно и основательно изучить его.

Это было сделано школой Эриха Иенша в Марбурге, главным образом, в последние двенадцать лет. Здесь сложилось и оформилось самое это психологическое учение, которое сейчас широко распространилось по всему миру, порождая повсюду исследования эйдетических феноменов, проверку фактических данных Иенша и его школы, обсуждение его теоретических построений и объяснений. Эйдетиками (от греческого слова эйдон - вижу или эйдос - образ, картина, идея) называют психологи нового направления людей, обладающих способностью вызывать эти наглядные образы. Сущность этого основного эйдетического феномена или эйдетизма заключается в том, что человек, обнаруживающий его, обладает способностью видеть в буквальном смысле этого слова на пустом экране отсутствующую картину или предмет, который перед тем находился перед его глазами. До сих пор психологии были известны две основные формы образов памяти. Это, во-первых, так называемые последовательные образы, хорошо изученные в психофизиологии и доступные наблюдению всякого, так как они представляют всеобщее явление, которое у всякого может быть вызвано. Если фиксировать глазом какую-нибудь цветную фигуру, например крест, квадрат и т. п., и затем перевести взгляд на белую или серую поверхность, мы увидим ту же самую фигуру только в дополнительном цвете. Так, если основная фигура была красного цвета, то ее последовательный образ будет зеленым и т. д.

С другой стороны, психологи хорошо знали образы представления, которые и являются основой нашей памяти в обычном и самом популярном смысле этого слова. Когда мы говорим, что мы представляем в уме тот или иной предмет, мы имеем в виду не то, что перед нашими глазами, в буквальном смысле этого слова встает образ этого предмета, так что мы можем пальцем указать, где он находится, каковы его очертания и т. д. Это - следовые раздражения, которые то более ярко, то более смутно возобновляются в нашем мозгу, но которые существенно отличаются от последовательных образов.

Между этими двумя формами образов памяти вдвигаются, благодаря новым открытиям, эйдетические образы, или наглядные образы. Они занимают как бы среднее место между последовательными образами и между образами представлений, приближаясь у отдельных лиц то к одним, то к другим. Открытие этой промежуточной формы памяти и составляет фактическую основу нового учения.

Десятилетнему ребенку показывают в течение 9 секунд совершенно неизвестную ему до того картину. Затем картина убирается, перед ребенком остается гладкий серый экран, но ребенок продолжает видеть отсутствующую картину и видеть ее так, как каждый из нас видит последовательное изображение, после того как цветная фигура убрана из поля нашего зрения. Ребенок видит отсутствующую картину во всех деталях, описывает ее, читает текст на картине и т. д.

Не показывая ребенку рисунка в промежутке, его спрашивают через полчаса, может ли он снова видеть на экране. Ответ утвердительный. Задаются снова подобные же вопросы, на которые ребенок дает правильные ответы. Еще через час на 25% всех вопросов ребенок отвечает:

"Я больше этого точно не вижу», или: «это стало неясно», или даже: «это уже исчезло».

Для того чтобы убедиться, что здесь речь идет об эйдетическом запоминании мальчика-эйдетика, т.е. о действительном видении образа, стоит только повторить тот же эксперимент с ребенком, не обладающим эйдетической способностью (время предъявления картины, конечно, должно быть столь же коротким, как и в данном случае).

Вот это в буквальном смысле слова видение отсутствующего предмета или картины и составляет основу эйдетизма. Первоначально, когда это явление было открыто, психологи к нему отнеслись скорее как к курьезу или как к редкому исключению, но не как к общему правилу. Между тем исследования Марбургской школы приводят авторов к выводу, что эйдетизм является совершенно закономерной и необходимой фазой в развитии памяти, - фазой, через которую непременно проходят все дети. Ниже мы приводим статистические результаты эйдетических исследований, показывающие, как велик процент ясно выраженных эйдетиков среди детей различного возраста. Правда, у различных авторов, в различных местностях, в различных детских группах этот процент не является постоянным.

С одной стороны, это надо отнести за счет новизны самих исследований, различий в методах и оценках. Надо сказать, что этот феномен встречается не у всех детей в совершенно одинаковой форме. Он обнаруживает различные ступени своего развития и различные степени яркости. Э. Иенш различает 5 таких ступеней развития эйдетизма. С одной стороны, оказывается, что процент детей-эйдетиков колеблется в зависимости от того, включаются ли в число этих случаев и дети с менее яркой степенью этого явления. С другой стороны, как это мы увидим ниже, самый этот феномен обнаруживает прямую зависимость от внутренней секреции, которая не только варьирует в зависимости от конституции, от индивидуальности, от возраста, расы, но и обнаруживает вариацию в зависимости от местности, от географических условий.

Кро нашел, что число ясно-выраженных эйдетиков для детей в Марбурге составляет 40%. Он склонен принять эту цифру за более или менее верный показатель для всей Средней Европы.

Как мы увидим ниже, многие критики, как Кизов и др., до сих пор не склонны считать это явление всеобщим и смотрят на него скорее как на исключение, чем как на правило. Однако если включить в число детей-эйдетиков и детей с так называемой латентной или скрытой эйдетической формой, тогда процент детей-эйдетиков в различных возрастах действительно оказывается почти равным 100.

Под латентным эйдетизмом Иенш подразумевает наличие этой самой формы памяти, но только в скрытом не обнаруживаемом виде. Наличие такого латентного эйдетизма устанавливается косвенным путем. Так как эйдетические образы занимают среднее место между последовательными образами и представлениями, то они оказывают часто влияние на эти другие формы памяти. Так, латентный эйдетизм обнаруживается в том, что дети, обладающие этой формой, показывают уклонения последовательных образов от нормы, в частности от закона Эммерта.

Закон Эммерта гласит, что последовательные образы увеличиваются в своих линейных размерах в строго геометрической пропорции по мере удаления экрана от глаз. Так, если удалить экран в два раза дальше, чем он стоял раньше, то последовательное изображение возрастает ровно в два раза. Дети, обладающие латентным эйдетизмом, обнаруживают, что у них последовательные изображения не подчиняются закону Эммерта. Если принять во внимание, что эйдетические образы вообще уклоняются от этого закона, станет ясно, почему этот признак (уклонение от закона Эммерта) принимается исследователями за симптом латентного эйдетизма.

Готхейль показал, что если ребенок фиксирует квадрат, его последовательный образ подчиняется закону Эммерта; если он не фиксирует этот же квадрат, образ подчиняется другой закономерности, - закономерности, установленной для эйдетических образов.

Таким образом, обнаруживая латентный эйдетизм, эти исследователи получают возможность говорить об эйдетизме, как о всеобщей ступени в развитии памяти. Близость эйдетического образа к представлению или последовательному изображению оказывается различной у детей различной конституции.

 

(Подробности в материале, посвященном исследованиям Иенша).

 

Обладает ли ваш ребенок эйдетической памятью?

 

Предварительный верный ответ: "Конечно, ДА!" :-)

Следует заметить, что со времени открытия этого феномена кардинально изменилось мнение о способности к эйдетическому восприятию у взрослых и детей. Ярким примером использования эйдетических образов взрослыми служат различные эмоционально окрашенные ситуации сознания. Всем нам, родителям, знаком эйдетический феномен страха за своего ребенка. Вы ожидаете прихода ребенка со школы или с дискотеки, постепенно воображение разыгрывается - и возникают очень яркие, подробные картины, с шорохом шин, цветом и даже ощущением асфальта, прочее... Дальше мы обычно не продолжаем и "прогоняем" навязчивый образ, но он имеет тенденцию к возвращению и поглощению нашего сознания. Эйдетические образы страха очень распространены, но не менее значимы для нас и приятные стороны эйдетики. Влюбленным людям знакомо состояние присутствия обожаемого человека в воображении настолько явно и неотступно, что именно наличие такого образа, наверное, и является для нас свидетельством влюбленности. На одной из методологических конференций, во время демонстрации стратегий управления эйдетическими образами, я неосторожно попросила слушателей "прицепиться восприятием к сережке любимой девушки". Приблизительно через год при встрече некоторые молодые люди пожаловались, что до сих пор "так там и висят", и даже смена сережек не помогает заслонить этот образ :-). Что можно здесь посоветовать? Наверное, расширить это приятное эйдетическое поле - например, до ощущения текучести волос, их аромата и переливов света в каждой пряди... :-). Конечно, мы все обладаем в той или иной степени эйдетическими способностями. Необходимо научиться замечать эти феномены, сознательно управлять ими и использовать в конкретных интеллектуальных ситуациях.

Вы можете понаблюдать за своим ребенком и провести ряд ненавязчивых экспериментов по выявлению особенностей его эйдетического восприятия.

Самый простой способ - очень быстрый показ какого-либо объекта, причем время показа не должно превышать 3 секунд. Затем вы просите ребенка как можно точнее описать объект. Обращаю ваше внимание на то, что это может быть не только рисунок в книге, но и любой достаточно сложный предмет - ваза с фруктами, набор мелких игрушек, разложенные на столе раковины и камешки и т.д. При показе картинок и фотографий в книге у детей могут возникать образы не столько самой картинки, сколько всей книги целиком, с ее фактурой, приблизительным весом, с образом вашей руки, держащей книгу, и другими особенностями. Будьте внимательны - очень часто дети начинают фантазировать и дорисовывать разыгравшимся воображением уже существующий образ восприятия. Это просто прекрасно и свидетельствует о творческих наклонностях ребенка, не стоит волноваться. Однако, вам необходима определенная "чистота эксперимента", и вы можете вновь активно пригласить ребенка поиграть в описание внутренней картинки. Придумайте ваше условное название этой игры, но еще лучше, если его придумает ваш ребенок. Вы можете просто поинтересоваться: "Как мы назовем эту игру?" Самое главное условие успешного экспериментирования и дальнейшего развития эйдетических способностей - очень дружелюбная, игровая атмосфера, но с сохранением определенного уровня серьезности. Особо хочу обратить ваше внимание на то, что во время игры вы сможете одновременно потренировать и способность ребенка к концентрации. Когда вы расспрашиваете его, как выглядит предмет перед внутренним "экраном" (смело вводите это название, оно в некотором роде облегчает саму технологию наблюдения за образом восприятия), очень заинтересованно и внимательно идите вслед за ребенком, постоянно уточняя детали. Ваш пониженный тон голоса, поза, мимика, выражение глаз должны демонстрировать как раз углубленное внимание и подчеркнутое любопытство: "А что выше? Левее? Что там есть еще? Везде ли цвет одинаков?..." Вы вместе с ребенком рассматриваете то, что кажется нам недоступным в обычном состоянии сознания.

Упражнения на исследование и развитие эйдетических способностей очень хороши именно тем, что помогают и нам, взрослым, войти в процесс чистого детского восприятия и научиться ему. Вы с удивлением заметите, что и в вашей памяти оживают все подробности еще до того, как вы задаете вопрос, что вы не так далеки от безграничных возможностей собственного Детства и что путешествие туда вместе со своим родным Провожатым - самое интересное и радостное занятие.
Успехов в этом всем нам!

Елена Шугалей

 

Возможности сознания и гениальность:

"МОЗГ ЧЕЛОВЕКА - СВЕРХВОЗМОЖНОСТИ И ЗАПРЕТЫ"

Академик Н. Бехтерева

 

 

 

О сверхвозможностях мозга мы знаем давно. Это, прежде всего, врожденные свойства мозга, определяющие наличие в человеческом обществе тех, кто способен находить максимум правильных решений в условиях дефицита введенной в сознание информации. Крайние случаи. Люди такого рода оцениваются обществом как обладатели талантов и даже гении! Ярким примером сверхвозможностей мозга являются разные творения гениев, так называемый скоростной счет, почти мгновенное видение событий целой жизни в экстремальных ситуациях и многое другое. Известна возможность обучения отдельных лиц множеству живых и мертвых языков, хотя обычно 3-4 иностранных языка являются почти пределом, а 2-3 - оптимальным и достаточным количеством. В жизни не только таланта, но и так называемого обычного человека временами возникают состояния озарения, и иногда в результате этих озарений в копилку знаний человечества ложится много золота.
А как в обычных условиях вызвать сверхвозможности и всегда ли это возможно и, что очень важно, - допустимо? Сейчас на вопрос "всегда ли" ответа нет. Однако можно вызывать сверхвозможности гораздо чаще, чем это случается в повседневности.
Сверхвозможности бывают исходные (талант, гений) и могут при определенных условиях оптимального эмоционального режима проявляться в форме озарения с изменением режима (скорости) времени и в экстремальных ситуациях тоже, по-видимому, с изменением режима времени. И, что самое важное в наших знаниях о сверхвозможностях, они могут формироваться при специальном обучении, а также в случае постановки сверхзадачи.

...Физик С. Давитая предложил оценивать формирование альтернативного зрения как феномен прямого видения. Речь, таким образом, идет о возможности непосредственного поступления информации в мозг, минуя органы чувств.
Возможность прямой активации клеток мозга факторами внешней среды и, в частности, электромагнитными волнами в процессе лечебной электромагнитной стимуляции легко доказывается развивающимся эффектом. Можно, по-видимому, допустить, что в условиях сверхзадачи - формирования альтернативного зрения - результат достигается действительно за счет прямого видения, прямой активации клеток мозга факторами внешней среды. Однако сейчас это - не более чем хрупкая гипотеза. А может быть, сами электрические волны мозга умеют "обыскивать" внешний мир...

 

Полный текст статьи >>>

[Возможности сознания и гениальность]

Дополнительно о методе прямого видения Бронникова >>>

 

В следующих номерах рассылки

 

Упражнения по развитию эйдетических способностей

"Рефрейминг Творчества" для детей

Развитие способностей к визуализации

 

ЖЕЛАЕМ СЧАСТЬЯ ВАМ И ВАШИМ ДЕТЯМ ! :-)
Рассылки проекта http://www.humans.ru/

Возврат в начало

Почтовый ящик проекта: center@humans.ru

elena@humans.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное