Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 1147


"Эконометрика", 1147 выпуск, 16 января 2023 года.

Электронная газета кафедры "Экономика и организация производства" научно-учебного комплекса "Инженерный бизнес и менеджмент" МГТУ им.Н.Э. Баумана. Выходит с 2000 г.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

Вышла новая книга А.Т.Фоменко и Г.В.Носовского "Миражи Европы. Жанна д'Арк, Генрих VI, Ричард III, Столетняя война, война Алой и Белой Роз, Василий Богомил, Иоанн Итал" (Издательство АСТ, 2022). Помещаем аннотацию и подробное оглавление.

О применяемых А.И. Солженицыным приемах нейролингвистического программирования и виртуозного передергивания статистических данных - в статье "Синдром Солженицына" Николая Сомина.

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу subscribe.ru/catalog/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Миражи Европы. Жанна д'Арк, Генрих VI, Ричард III, Столетняя война, война Алой и Белой Роз, Василий Богомил, Иоанн Итал
(серия "Как было на самом деле")

Г.В.Носовский, А.Т.Фоменко

Издательство АСТ, 2022 г.

Аннотация

Авторы обработали важные блоки истории Европы и Византии XI-XVII веков. Знаменитые византийские деятели - Василий Богомил и Иоанн Итал оказываются яркими отражениями императора Андроника-Христа, то есть князя Андрея Боголюбского из XII века. Например, проясняется знаменитый евангельский сюжет: почему рядом с Христом на Голгофе были распяты два "разбойника". Оказывается, Благоразумный разбойник символизирует учеников Христа, продолжавших почитать Его после суда. А Безумный разбойник - это образ учеников, которые отказались от Христа. Обнаружены протоколы суда над Христом. История знаменитой Жанны д'Арк и французского короля Карла VI - это фантомное отражение жизнеописаний царицы Елены Волошанки (Есфири) и царя Ивана Грозного (Артаксеркса). Жизнеописания английских королей Генриха VI и Ричарда III (в том числе в трагедиях Шекспира) основаны на "романовских биографиях" хана Ивана Грозного и хана Бориса Годунова. Знаменитая английская война Алой и Белых Роз - это западное отражение войны Опричнины и Земщины в Руси-Орде второй половины XVI века.

Оглавление

Предисловие

Глава 1.

Анна Комнина в своей знаменитой "Алексиаде", оказывается, два раза рассказывает о крупнейшем религиозном событии XII века - новом вероучении Андроника-Христа. Комментаторы "Алексиады" этого не замечали, так как Анна именует здесь Христа то Василием Богомилом, то Иоанном Италом

1. Анна Комнина - известный византийский автор якобы XII века. Она написала фундаментальный труд "Алексиада" о жизни своего отца императора Алексея I Комнина.

2. Но "Алексиада" Анны Комниной дошла до нас в поздней обработке редакторов XVI-XVII веков

3. Две знаменитые и масштабные религиозные "ереси" Василия Богомила (катары) и Иоанна Итала в истории Европы и Византии XI и XII веков - это отражения учения Андроника-Христа, то есть князя Андрея Боголюбского из XII века.

Глава 2.

Василий Богомил. Почему рядом с Христом на Голгофе распяли двух разбойников? Основателем знаменитого европейского и византийского течения богомилов-катаров был, оказывается, князь Андрей Боголюбский, он же император Андроник-Христос. Анна Комнина называет его Василием Богомилом, то есть Царем Боголюбским

1. Новое, ранее неизвестное учение богомилов, вдохновленное Василием Богомилом, бурно расцвело в эпоху Анны и ее отца-императора

1.1. Рассказ Анны

1.2. Анна не называет даты возникновения "ереси" и расправы над Василием Богомилом в Царь-Граде

1.3. Кто был основателем учения богомилов? Имя Василий означает Базилевс, то есть Царь. Имя Богомил означает Боголюбский

2. Двенадцать апостолов "монаха" Василия Богомила, а также отражение евангельской блудницы и Марии Магдалины в жизнеописании Василия

3. Власти начинают расследование "ереси" Василия (Базилевса). Отражение Иуды Искариота, предавшего Христа и указавшего на него врагам-преследователям (поцелуй Иуды)

4. Анна описывает Василия (Базилевса = Царя) как религиозного фанатика

5. Арест Василия, то есть Иисуса.

6. Рассказ принцессы о беседе императора и его брата севастократора с принудительно приведенным во дворец Царем Боголюбским

7. Император Алексей и севастократор - это дубликаты Понтия Пилата и царя Ирода. Они беседуют с Василием-Иисусом после Его ареста

8. Пилат отнесся к арестованному Иисусу доброжелательно. Царь Алексей ярко "изобразил" доброжелательность к арестованному Василию

9. Обман. Предательство хитрого Иуды, ученика Христа и предательство Алексея, ложно изображавшего из себя ученика Василия-Царя

10. Анна Комнина о суде над Василием Богомилом. Император пытается спасти Царя Боголюбского. Это - суд над Иисусом. Пилат пытается спасти Христа - Царя Иудейского

11. Анна о казни Василия Богомила, то есть Андроника-Христа

12. Приговорен к смерти. Колебавшийся правитель (Алексей = Пилат) дал согласие на казнь Царя

13. На ипподроме, на площади, собралась большая толпа народа, жаждущего казни

14. Высокая гора Голгофа и вбитый крест около высокого "каменного обелиска"

15. "Громадный костер с вбитым в него крестом" - это отражение все того же креста Господня на Голгофе

16. Распятие. Страждущему Христу на кресте в качестве питья издевательски подали уксус с желчью. А Василию Богомилу влили в глотку яд, дабы Он изрыгнул желчь

17. У креста-костра Царя Боголюбского в Царь-Граде стояли некоторые из его последователей. А около креста Иисуса стояли близкие Ему люди

18. Дележ одежд Иисуса палачами

19. Казнь на кресте-костре. Солдат ударяет копьем в ребро Царя

20. Победил смерть и Воскрес, после чего явился многим людям

21. Тема обмана, громко звучащая у Анны, в связи с Воскресением Царя

22. Важный рассказ Анны о чуде Воскресения и о захоронении Царя Боголюбского в кургане на горе Немврода в Турции. Анна фактически сообщает об этом прямым текстом

23. Захоронение Иисуса в гробнице Иосифа Аримафейского

24. К гробу Иисуса-Василия были приставлены сторожа

25. Воскресение Иисуса из гробницы. Землетрясение. Ангел, возвестивший о Воскресении. Ужас сторожей

26. Анна практически прямым текстом сообщает о захоронении Христа в грандиозном кургане из щебня на вершине горы Немврода

27. Православная христианка Анна, всматриваясь в старые документы, говорящие на самом деле о Царе Христе (Василии) и Его учениках, ошибочно восприняла их как "мерзко еретические". А потому обвинила Василия-Базилевса в ереси, не понимая, что на самом деле обвиняет Христа

28. Важный сюжет, пропущенный в Евангелиях. Суд над учениками Христа-Василия. Отделение оставшихся верными Христу от отрекшихся от Него, с помощью двух костров-крестов. Рассказ Анны

29. По Евангелиям, справа и слева от Христа были распяты два злодея разбойника. Оказывается, Благоразумный разбойник символизирует тех учеников Христа, которые продолжали почитать Его после суда, остались верными. А Безумный разбойник - это обобщенный образ тех учеников, которые отказались от Христа, предали. Первые попали в Рай, а вторые - в Ад

29.1. Вот что сообщают Евангелия о двух разбойниках

29.2. Какое отношение имели распятые разбойники к Христу?

29.3. Наша мысль такова: евангельский Благоразумный разбойник является символом учеников Христа, оставшихся верными Ему после суда, несмотря на преследования. Безумный же разбойник - это обобщенный образ учеников Христа, предавших Его, испугавшихся

30. Итог: Новая хронология проясняет знаменитый евангельский сюжет: почему рядом с Христом на Голгофе были распяты два "разбойника". Оказывается, из Алексиады извлекается важное событие, пропущенное в Евангелия

Глава 3.

Иоанн Итал. Вторая знаменитая византийская "ересь", а именно, Иоанна Итала, - это тоже отражение учения Андроника-Христа, то есть князя Андрея Боголюбского, но сдвинутого Анной (на бумаге) на сто лет вниз, из XII века в XI век. В образе Иоанна Итала переплелись жизнеописания Христа и Иоанна Крестителя

1. Иоанн Итал - основатель крупнейшей "ереси" якобы XI века

2. Юность Итала - это юность Андроника-Христа. След имени Комнин

3. Бегство Святого Семейства в Египет-Русь

4. Прибытие взрослого Итала в Царь-Град - это появление Христа в Иерусалиме уже в зрелом возрасте. Где был до этого длительное время Итал-Иисус, Анна и Евангелия умалчивают

5. Новые идеи, внедренные Андроником-Христом в царь-градское общество, отразились в Евангелиях как известный рассказ о юном Иисусе среди учителей, поражавшем всех своими познаниями

6. Кто такие безымянные учителя, которых превзошел и поразил Иисус в известном евангельском сюжете "Иисус среди учителей"? Наш ответ: оказывается, это, в частности, Михаил Пселл - знаменитый византийский ученый, учеником которого на первых порах был Иисус = Иоанн Итал

7. Подробности непростых взаимоотношений Иисуса (Итала) с его Учителем - Михаилом Пселлом

8. В жизнеописании Иоанна Итала переплелись жизнеописания Христа и пророка Иоанна Крестителя

8.1. Иоанн Итал выступает как яростный пророк перед толпами народа. Силен и непобедим в диспутах, непримирим и язвителен. Это - дубликат сурового, бескомпромиссного и неистового Иоанна Крестителя

8.2. Конфликт Иоанна Итала-Крестителя с царем-императором

8.3. Иоанн Итал (Иоанн Креститель) оставил большое литературное наследие. Аналогично, известный "античный" деятель и философ Цицерон, являющийся "светским" дубликатом Иоанна Крестителя, был автором множества известных сочинений

8.4. Таким образом, до нашего времени дошли еще некоторые литературные произведения Иоанна Крестителя = Иоанна Итала = Цицерона. Точнее, их поздние копии

8.5. Внешность Иоанна Крестителя

9. Новое учение Итала привело к серьезному брожению в обществе. Император арестовывает Итала и переправляет Его для расследования севастократору Исааку. Аналогично, Пилат арестовывает Христа и отправляет его к царю Ироду для вынесения приговора

10. Ирод отсылает Христа обратно к Пилату, после чего происходит судилище над Иисусом. Аналогично, севастократор Исаак возвращает Итала обратно и дело передается на суд церкви

11. Пилат пытается спасти Христа, но неудачно. Аналогично, глава царь-градской церкви пытается спасти Итала, но безуспешно

12. Возбужденная и озлобленная толпа требует казни Христа-Итала. Сначала Итал-Христос предан анафеме

13. Казнь

14. Воскресение

15. Согласно христианской традиции, после Воскресения Иисус явился людям, причем в измененном образе. Этот новый облик Христа-Итала Анна Комнина лукаво истолковала как "изменение его образа мыслей", якобы он "отрекся от убеждений"

16. Апостолы Итала-Христа в скептическом изображении Анны

17. Оказывается, до нашего времени дошли Протоколы суда над Христом (правда, отредактированные). Это не что иное, как "Делопроизводство суда над Италом"

17.1. Датировку суда историки сдвинули на сто лет из подлинного 1185 года в более ранние 1082-1084 годы

17.2. Документы суда над Италом-Иисусом отредактированы поздними комментаторами. Донос Иуды Искариота - Михаила Каспаки

17.3. Анна Комнина подробно сообщает о гибели доносчика - Иуды Искариота, то есть талассократора Михаила Каспаки. Ее рассказ существенно дополняет Евангелия

17.4. Светский и церковный суды над Италом. Сначала светский суд уклонился от вынесения приговора и передал дело церкви. Колебания Понтия Пилата, то есть царя Алексея Комнина

17.5. Жестокое преследование сторонников Итала-Христа. Это - известные "гонения первых христиан", развернутые римскими императорами

17.6. Суд над Италом происходил в марте. Именно в марте был казнен Андроник-Христос. Важная дата 20 марта. Далее - суд над учениками

17.7. Протоколы суда над Иоанном Италом, - это дошедшие до нас и отредактированные в XVII-XVIII веках документы суда над Андроником-Христом в 1185 году

Глава 4.

Третье отражение Андроника-Христа в Алексиаде - это римский папа Григорий VII Гильдебранд. Однако Анна говорит о нем чрезвычайно скупо, даже без упоминания имени папы

Глава 5

Французская Жанна д'Арк - это фантомное отражение Елены Волошанки из Руси-Орды XVI века. Другие отражения - библейские Есфирь, Иудифь, Дебора, Иаиль, а также шотландская королева Мария Стюарт

1. Французская версия истории Жанны д'Арк

2. Летописная история Жанны д'Арк - позднего происхождения. Бытовали самые разные легенды и противоречивые версии ее жизнеописания. Как выясняется, все они написаны не ранее XVI века, то есть по крайней мере на 100 или 150 лет позже, чем сегодня считается

2.1. Жанна и хронисты ссылались на святую Екатерину, как на вдохновительницу Жанны

2.2. Множество версий о Жанне

3. Имя "Жанна д'Арк" - позднего происхождения, не ранее XVI века. Ее называли также именами: Дарк или Дарт или Тарт или Тар или Тарк

4. Длительные споры: была ли Жанна простенькой пастушкой или знатной аристократкой. Тенденциозная мифологизация образа Жанны

5. Известные сегодня изображения Жанны - тоже поздние

6. Скалигеровская версия упоминаний о Жанне весьма странная. Сначала - всплеск: якобы много упоминаний в XV веке. Затем, в XVI веке Жанну якобы "забывают", а потом, начиная с конца XVI - начала XVII века, "снова" бурно вспоминают вплоть до нашего времени

7. Напоминание: история Есфири = Елены Волошанки в метрополии Ордынской Империи в XVI веке при Иване III = IV Грозном

7.1. История Есфири породила множество дубликатов-отражений

7.2. Библейская версия по книге Есфирь

7.3. Русский оригинал и вкратце наша реконструкция

7.4. Оригинал истории Есфири в русской истории XVI века

8. Русская история XVI века на страницах книги Иудифь

8.1. Краткое содержание ветхозаветной книги Иудифь

8.2. Попытка западных царей "отложиться" от царя Навуходоносора - это Реформация в Западной Европе. Гнев царя

8.3. Подготовка карательного похода Навуходоносора - это подготовка Ливонского похода Иваном Грозным

8.4. Паника на Западе при известии о начале карательного похода Ассирии = Руси-Орды

8.5. Вторжение Ассирийцев в Ветилую - это вторжение русских в Литву, то есть в Западную Европу в XVI веке

8.6. Ассириец, то есть русский, полководец Олоферн погибает от руки женщины Иудифи

8.7. Поражение Ассирии = Руси-Орды в конце XVI века

9. Книга Есфирь - это взгляд изнутри царского двора, а книга Иудифь - это взгляд издалека на одни и те же события в Ордынской Русской Империи конца XVI века

10. Сравнение жизнеописаний Жанны д'Арк и библейской Деборы обнаруживает яркое соответствие. Это - два рассказа об одном и том же

10.1. Жанна и Дебора считались пророчицами

10.2. Жанна д'Арк и библейская Дебора были воительницами, полководцами, выигравшими войну

10.3. Англичанин лорд Тальбот, знаменитый противник женщины-полководца Жанны д'Арк, убит в бою с войском Жанны. Ассириец Сисара, противник библейской Деборы, убит женщиной. Полководец Олоферн был убит Иудифью

10.4. Средневековые авторы напрямую "сравнивали" Жанну д'Арк с библейской Деборой

10.5. Меч Деборы в руках Жанны и на гербе, дарованном королем ей и ее братьям. Лилии на мече - это версия христианского креста

10.6. Воинственная Песнь Деборы и воинственное письмо-манифест Жанны д'Арк

11. Цитата: "Жанну еще при жизни часто сравнивали с ветхозаветными героинями - Эсфирью и Юдифью; в литературе XV века это сравнение было общим местом". Оказывается, многие старинные авторы "совмещали" Жанну также и с ветхозаветной Деборой. Эта традиция жила еще и в XVI-XVIII веках

12. Сдвиг на 100-150 лет в истории Франции и Англии. История Жанны д'Арк, то есть Есфири = Елены Волошанки = Иудифи = Деборы, была смещена из XVI века в XV век

13. Напоминание: история Англии с точки зрения новой хронологии

13.1. Знаменитый английский король Генрих VIII - это отражение хана Ивана III = IV Грозного

13.2. Знаменитая английская королева Елизавета I Тюдор - это отражение царицы Софьи Палеолог, жены Ивана Грозного

13.3. История королевы Марии Стюарт - это английское отражение истории Елены Волошанки = Есфири

14. Известный маршал Франции Жиль де Рэ, легендарный соратник Жанны д'Арк, описан в Библии под именем знаменитого воина и богатыря Самсона.

14.1. Жиль де Рэ - знаменитый герой Столетней Войны, соратник и телохранитель Жанны д'Арк

14.2. "Два лица" Жиля де Рэ - сподвижник Жанны д'Арк и он же - знаменитая "Синяя Борода"

14.3. Французское жизнеописание Жиля де Рэ (= Синей Бороды) и библейский рассказ о знаменитом библейском Самсоне - это две версии, два взгляда на одни и те же крупные события XVI века в метрополии Руси-Орды

15. Ветхозаветная история богатыря Самсона - это описание Земщины из истории Руси-Орды XVI века. Самсон-Земщина борется с Опричниной при Иване Грозном. Следовательно, французское жизнеописание Жиля де Рэ - это, в основном, преломленный рассказ о борьбе Земщины с Опричниной на Руси

16. Вывод: мощный пласт в истории Франции и Англии якобы XV века является фантомным отражением, миражом, важных событий XVI века в Руси-Орде. Жанна д'Арк - это отражение Елены Волошанки = Есфири = Иудифи = Деборы. Ее соратник Жиль де Рэ - это отражение библейского Самсона, то есть Земщины, боровшейся с Опричниной Ивана Грозного

17. Придворная история Жанны и военная история Жанны. Это две разные точки зрения, две версии, два слоя в ее французском жизнеописании

18. Известный король Франции Карл VI Безумный - это отражение царя Ивана IV Грозного, точнее - его "первого периода", в конце которого он стал Василием Блаженным, Безумным

18.1. Царь-король становится правителем в юном возрасте: в 13 или в 15 лет

18.2. В жены предложена иностранка

18.3. Сначала прислали портрет невесты

18.4. Прибытие невесты Зои-Прекрасной = Изабеллы в столицу. Свадьба. Изабелла Баварская - французское отражение Софьи = Зои Палеолог

18.5. Библиотека Софьи Палеолог. Скромное захоронение Изабеллы, согласно французским хроникам

18.6. Безумие Карла VI и безумие Ивана Грозного = Василия Блаженного, то есть Царя Блаженного. Он же - потерявший разум библейский царь Навуходоносор

18.6.1. Грозный - Юродивый - Блаженный

18.6.2. Безумный Навуходоносор

18.6.3. Карл VI Безумный

18.7. Выводы

19. Карл VI (Иван Грозный) отстраняет от себя законную жену Изабеллу (= Зою Палеолог). Она впадает в немилость, опасается за свою жизнь

20. Многие подданные стали обвинять королеву Изабеллу в том числе и в плохом ее отношении к мужу - Карлу VI. Аналогично, по Библии, царицу Астинь ( = Софью Палеолог), жену Артаксеркса ( = Ивана Грозного), громко обвиняли в неуважении к царю

21. Начало борьбы между еретиками и Православной церковью на Руси отразилось во французских хрониках как "начало соперничества между орлеанской и бургундской партиями"

22. Елена Волошанка = Есфирь отразилась во французских хрониках дважды. Первое отражение - это Одетта (то есть Иудифь), ставшая любовницей Карла VI и затмившая собой королеву Изабеллу, то есть Софью Палеолог

22.1. Одетта (ее звали "маленькой королевой") - это Иудифь - Есфирь
22.2. Якобы апокрифическая версия, что Жанна д'Арк была дочерью Карла VI Безумного и Одетты

22.3. Опала Одетты - Иудифи - Есфир

23. Карл VII, сын Карла VI и Иван Молодой, сын Ивана Грозного

24. Елена Волошанка = Есфирь отразилась в "биографии" дофина Карла VII как Жанна д'Арк. Ордынский обычай выбора невесты женихом из толпы девиц-претенденток преломился так: как будто девица Жанна удачно выбрала короля из толпы придворных

24.1. Традиционная версия "выбора Жанны"

24.2. Что происходило на самом деле. Это был выбор невесты королем из числа многих

25. Апокрифическая версия утверждает, что Жанна была знатного происхождения, сестрой дофина Карла VII по матери, то есть они были близкими родственниками

25.1. Что говорят так называемые "французские апокрифы"
25.2. Согласование с нашей реконструкцией

25.2.1. Знатное происхождение

25.2.2. Близкие родственники

25.2.3. Имя Изабелла

25.2.4. Прозвище "Римская"

25.2.5. Пара цариц: старшая и младшая, добродетельная и развратная

26. Версия англичан и инквизиции настаивает, что Жанна была развратницей, колдуньей и еретичкой. Это согласуется с русско-ордынской точкой зрения, что Елена Волошанка (Есфирь) имела сомнительную репутацию, была аморальной еретичкой и астрологичкой

27. Елена Волошанка была убита, а вскоре погиб и ее сын Дмитрий. По Шекспиру, Жанна д'Арк была казнена беременной. То есть она погибла вместе со своим ребенком

28. Софья Палеолог враждовала с Еленой = Есфирью. Аналогично, Изабелла Баварская враждовала с Одеттой Шамдивер и Жанной д'Арк - двумя французскими дубликатами Есфири

29. Падение Жанны после ее триумфа - это падение Есфири. Пленение Жанны - это пленение Елены Волошанки = Есфири. Ее предали, а далее - тюрьма

30. Плененная Елена Волошанка = Есфирь = Мария Стюарт передана англичанам. Аналогично, плененная Жанна д'Арк передана англичанам. Далее, в обеих версиях, следуют суд и казнь. Марию казнили в Англии, а Жанну - якобы во французском Руане, находившемся под властью англичан

31. Указ о казни

32. Казнь Жанны и казнь Марии Стюарт. Не полностью сгоревшее на костре тело Жанны на помосте. Костер, разожженный на месте казни Марии Стюарт и уничтоживший помост и все ее вещи

33. На старинной картине, изображающей казнь Марии Стюарт, записаны как дата казни Марии, так и фактически дата казни Жанны д'Арк

34. Сердце и внутренности как Жанны д'Арк, так и Марии Стюарт, уцелели. Скорее всего, Жанну = Марию не сожгли. Тело бальзамировали, то есть изготовили мумию и захоронили в Лондоне

34.1. Бальзамирование Марии Стюарт

34.2. Бальзамирование Жанны д'Арк

34.3. Туман легенды

35. Могила Марии Стюарт в Англии, которую показывают и сегодня, - это и есть захоронение Елены Волошанки = Жанны д'Арк = библейской Есфири = Деборы = Иудифи = Иаили

35.1. Роскошное захоронение королевы Елизаветы Тюдор в Вестминстерском аббатстве - фиктивно

35.2. А вот захоронение "Марии Стюарт" в Вестминстерском аббатстве, скорее всего, подлинно. Там действительно лежит бальзамированная мумия еретички Елены Волошанки = Есфири

35.3. На самом деле Марию Стюарт = Елену Волошанку казнили, скорее всего, не в замке Фотерингей, а в лондонском Тауэре

36. "Бал объятых пламенем" в правление Карла VI Безумного - это казнь еретиков, соратников Есфири, путем сожжения, в Оксфорде, по приказу Ивана Грозного

36.1. Французская версия сожжения нескольких видных деятелей при Карле VI

36.2. Согласно библейскому пророчеству Даниила, три иудея были брошены в раскаленную печь. Это - три главных еретика, сожженные в клетке, якобы в Москве XVI века, в эпоху борьбы с ересью жидовствующих

36.3. Осужденных еретиков отправили из Руси-Орды в Англию и казнили-сожгли на площади в Оксфорде

36.4. Яркое отражение русской истории во французских хрониках. Французский "Бал объятых пламенем" - это сожжение главных еретиков, сосланных из Руси-Орды в Англию. Некоторых второстепенных "сожгли не до конца" в самой Руси-Орде

36.5. Карл VI Безумный также "оказался среди огня", однако спасся, благодаря женщине. Как выясняется, это - Василий Блаженный, оказавшийся среди "летавшего пламени" в храме. Но Дева Мария "успокоила огонь" и Василий не пострадал

37. О мужском наряде Жанны д'Арк

38. Сказания, приводимые Вольтером в его известной поэме "Орлеанская Девственница", подтверждают параллелизм: Жанна = Юдифь = Дебора = Иаиль

38.1. Оказывается, среди вооружения Жанны были не только меч Деборы, но также шлем Деборы, копье Деборы, гвоздь, которым Иаиль убила Сисару, клинок Юдифи и ослиная челюсть - оружие Самсона

38.2. История библейской Иудифи с убийством Олоферна вплетена в сказание о Жанне д'Арк практически дословно

38.3. Суть поэмы Вольтера и история ее издания показывают, что Вольтер кое-что знал о подлинной истории Жанны д'Арк, но понимал опасность вскрывать ее

39. Меха бобров, нутрий и шелк украшали пир персидского царя Артаксеркса, согласно библейской книге Есфирь. Действительно, таковы были русские обычаи в одежде и убранстве при хане Иване Грозном в Москве XVI века

39.1. Замечательный фрагмент в книге Есфирь из Русского Лицевого Свода

39.2. Меха бобров, нутрий и шелк украшали пир царя Артаксеркса. Действительно, на Руси всегда было много бобров, а вот в скалигеровских Персии и Вавилоне их не было и нет

39.3. Историки-переводчики старого текста понимают эту проблему и фальсифицировали перевод, рассчитывая, что читатели Лицевого Свода не заметят

40. Столетняя война Англии и Франции (якобы примерно 1337-1453 годы) - это отражение Ливонской войны Руси-Орды с Западной Европой во второй половине XVI века. Сдвиг дат примерно на 100-150 лет

41. Выводы

Глава 6

История известного английского короля Генриха VI Безумного и его жены Маргариты - это еще одно отражение истории Есфири (= Елены Волошанки) при Иване IV Грозном Безумном (= Василии Блаженном). Далее, английский Эдуард IV - это летописное отражение царя Федора Ивановича

1. Безумный король, потом "пришедший в себя"

2. Вступил на престол в юном возрасте

3. Генрих отталкивает свою достойную невесту и берет в жены Маргариту - "французскую волчицу", сыгравшую разрушительную роль в летописной истории Англии. Маргарита - это отражение Елены-Есфири

3.1. Король отказывается от помолвки с достойной принцессой-невестой и женится на иностранке - Маргарите Анжуйской

3.2. Есфирь (Елена Волошанка) внесла кровавую смуту в Царство. Буквально то же самое сообщается о Маргарите Анжуйской, "французской волчице"

4. Лорд-протектор Глостер - это библейский царедворец Аман. Его гибель из-за Маргариты Анжуйской = Есфири

4.1. Резкий протест Глостера против действий Маргариты - новой королевы

4.2. Есфирь поднимает на вершину власти Мардохея, отодвигая Амана. - Аналогично, Маргарита вручает большую власть Суффолку, отодвигая Глостера

4.3. Провокация Есфири против Амана, и он попадает в немилость "из-за женщины". - Аналогично: провокация Маргариты против жены Глостера, и он тоже попадает в немилость "из-за женщины", теряет власть

4.4. Елена Волошанка организует изгнание Софьи Палеолог. В английском летописном отражении Маргарита изгоняет герцогиню Элинор, жену наследника престола (Глостера)

4.5. Казнь герцога Глостера - это казнь библейского Амана, то есть отражение гибели Ивана Молодого, сына Ивана Грозного

5. В "летописной Англии" начинается гражданская война и смута середины XV века. Страна расколота пополам. Это - отражение борьбы Опричнины и Земщины в Руси-Орде XVI века

6. Падение и гибель графа Суффолка - это падение библейского Мардохея, то есть гибель царевича Ивана Молодого

7. Падение королевы Маргариты Анжу - это падение царицы Елены Волошанки = Есфири = Марии Стюарт. Казнь ее сына

8. Английский Генрих VI сам добровольно передает власть Йорку. Это - отражение того, что Иван Грозный сам возвел на престол хана Симеона Бекбулатовича.

8.1. Возведение на престол

8.2. Скорое низвержение с престола, якобы ссылка, ослепление или даже гибель

9. Шекспир воспроизводит на английской сцене события в Руси-Орде: в конце правления Генрих VI (то есть Иван Грозный), стал Юродивым, но потом к нему, дескать, вернулся разум. Это - романовская версия русской истории, перенесенная (на бумаге) в Англию

10. Необходимый шаг в сторону: реконструкция истории царя Федора Ивановича и его сына - царя Бориса Федоровича (Годунова)

10.1. Первая жена Федора - вдова Стефанида

10.2. Женитьбу Федора на вдове историки передвинули вниз во времени и поместили в жизнеописание предыдущего царя - Ивана Грозного

10.3. Два туманных следа "невенчанной жены" в жизнеописании царя Федора Ивановича

10.4. След в романовской версии того факта, что у Федора был сын

11. Русские цари Федор Иванович и Борис Годунов глазами англичан, в частности, на страницах Шекспира и Холиншеда. Оказывается, это - английский король Эдуард IV и сменивший его король Ричард III

12. Тайная женитьба на вдове с детьми. Венчанная и невенчанная невесты английского Эдуарда IV, то есть русского Федора Ивановича

12.1. Рассказ английских источников

12.2. Отражение русской истории в английских летописях

13. В русско-английском параллелизме после смерти царя-короля совмещаются "две вдовы" - русская вдовствующая царица и английская вдовствующая королева (то есть дубликаты). "Обе" взошли на престол, но правили очень недолго

14. Согласование трагедий-хроник Шекспира с Новой Хронологией доказывает, в частности, что его свидетельства правдивы, не выдуманы

Глава 7

Знаменитая Война Алой и Белой Роз в Англии - это отражение борьбы Опричнины и Земщины в Руси-Орде XVI века

Глава 8

Известный английский король Ричард III - это отражение ордынского хана Бориса Годунова

1. Ричард III убивает Генриха VI. Это - отражение того, что в метрополии Руси-Орды Борис Годунов якобы убивает Ивана Грозного

2. В античной истории убийство Ивана Грозного (= английского Генриха) отразилось как убийство римского императора Клавдия

3. Почему Ричарда III объявили горбуном и уродом

4. В романовской версии, Борис Годунов отдает приказ убить юного царевича Дмитрия. В английском летописном отражении, Ричард III приказывает убить юного царевича Эдуарда V и его юного брата

5. Убийство царевича

6. Англичане считают, что были убиты именно два царевича по той причине, что у "Грозного" было два сына Дмитрия и оба погибли

7. Как Бориса Годунова, в романовской версии, так и Ричарда III, в английском летописном отражении, долго "упрашивали" занять трон. Наконец, "он милостиво согласился"

8. Страхи-видения Бориса Годунова и страхи-видения Ричарда III при воспоминании об убийстве мальчика-царевича

9. Смута. Появление Ричмонда, противника Ричарда III - это отражение Лжедмитрия, противника Бориса Годунова.

10. Густой туман вокруг обстоятельств смерти и захоронений как Бориса Годунова, так и Ричарда III

11. Как и в случае с Годуновым, некоторые хронисты и ученые потом стали утверждать, что Ричарда III оболгали

12. Даты написания и публикаций трагедий Шекспира следует омолодить

Дополнения

1. Т.Н.Фоменко. Родинки на лице Федора Борисовича Годунова и Оливера Кромвеля

2. Г.В.Носовский, А.Т.Фоменко. О чем на самом деле писал Шекспир

-----------------

Литература

Сведения об авторах

*   *   *   *   *   *   *

Синдром Солженицына

Николай Сомин, Русская народная линия

I.

Сколько верующих православных людей пострадало за Христа в советское время? Вопрос очень важный, поскольку этой величиной по сути дела характеризуется масштаб гонений на церковь в советское время. Но ответить на этот вопрос ох как непросто. Дело в том, что официальных данных нет, поскольку поименно число репрессированных верующих не подсчитано, а при существующих темпах сбора информации более или менее точную цифру можно будет ожидать только через несколько десятилетий. Поэтому пока используются те или иные методы оценки числа пострадавших, приближенно решающих эту задачу. Об одном из этих методов речь пойдет ниже. Но сначала хоть немного углубимся в историю вопроса.

II.

Всем прекрасно известна книга А.И. Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ". Там нет оценок числа новомучеников, но есть любопытный фрагмент, касающийся общей оценки репрессий в советское время. Впрочем, фрагмент хорошо известный:

"По подсчётам эмигрировавшего профессора статистики И.А.Курганова, от 1917 до 1959 года без военных потерь, только от террористического уничтожения, подавлений, голода, повышенной смертности в лагерях и, включая дефицит от пониженной рождаемости, - оно обошлось нам в... 66,7 миллиона человек (без этого дефицита - 55 миллионов).

Шестьдесят шесть миллионов! Пятьдесят пять!

Свой или чужой - кто не онемеет?

Мы, конечно, не ручаемся за цифры профессора Курганова, но не имеем официальных. Как только напечатаются официальные, так специалисты смогут их критически сопоставить. (Уже сейчас появилось несколько исследований с использованием утаённой и раздёрганной советской статистики, - но страшные тьмы погубленных наплывают те же)". /1/.

Тут хорошо видны применяемые Солженицыным приемы нейролингвистического программирования и виртуозного передергивания. С одной стороны, чтобы убедить читателя, что, мол, вот какие звери большевики, приводятся жуткие цифры, которыми же сам Солженицын и ужасается. С другой стороны, вроде бы это данные не его, а профессора Курганова (антисоветчик И.А. Курганов вместе с фашистскими войсками бежал из Ессентуков на Запад в декабре 1942 г.). Солженицын же остается чистеньким - ведь он просто дает чужое мнение. А с третьей стороны Курганов вовсе не приводит цифры репрессий, а делает предположения о демографии. Но о таком характере данных Солженицын только лишь намекает, а поскольку "Архипелаг" напрямую посвящен репрессиям, то у читателя создается полное впечатление, что это и есть цифры репрессий. Вот где мастерство Солженицына!

К сожалению, последователей у него пруд пруди. То и дело читаешь в статьях или на форумах про "100 млн. репрессированных". Можно определенно назвать это нарочитое преувеличение (в разы, а то и в десятки раз) числа репрессий "синдромом Солженицына". Надо сказать, что тут Хам с его грехом отдыхает - Хам только лишь не покрыл наготу своего отца, а наши последователи Солженицына идут гораздо дальше - они (скажем так) вымазывают тело своего отца известным веществом и кричат на весь мир "посмотрите как омерзителен мой отец (мое Отечество)"!

И отчетливо видна "этиология" (т.е. причина) этого синдрома. Это - антисоветизм или антикоммунизм. Любой антисоветчик страдает "синдромом Солженицына", фактически повторяя гнусный анекдот "в СССР половина работала в ГУЛАГе, а другая половина их охраняла". Увы, многих православных антисоветизм настолько захлестывает, что они совершенно теряют разумение и не могут удержаться, чтобы злостно не завысить масштабы репрессий.

Отсюда и "сотни миллионов замученных", хотя еще в 1954 г. в докладной (впрочем, секретной) Хрущеву эти цифры точно обозначены: за весь советский период за контрреволюционные преступления было осуждено 3 777 380 человек, из них к ВМН - 642 980 человек. те же цифры дает В.Н, Земсков, ученый, которому в перестройку властями были открыты все архивы. О. Мозохин /7/ дает несколько большие цифры: 4 308 487 человек осуждены, из которых 835 194 расстреляно. Никаких 66 миллионов.

Что же касается того, что "половина работала", то, как пишет чл. корр. РАН, д.и.н., научный руководитель Центра экономической истории исторического факультета МГУ Л.И. Бородкин, "Роль ГУЛАГа в экономике, в валовом внутреннем продукте, была в целом 2-3%" /8/. Вот так.

III.

Ну а как обстоит дело с репрессиями православных верующих? Тут все гораздо сложнее, и потому разброс оценок просто удручающий - от нескольких тысяч до многих миллионов. И уж конечно "синдром Солженицына" свирепствует вовсю. Вот, например, что пишет небезызвестный протодиакон Андрей Кураев:

"... в 1937 году арестовано 136.900 православных священнослужителей, из них расстреляно - 85.300; в 1938 году арестовано 28.300, расстреляно - 21.500". (А. Кураев, 2012 г. https://diak-kuraev.livejournal.com/364894.html).

Откуда такие цифры? Ведь такого количества священнослужителей не было в России даже до революции. Увы, эти данные из недр РПЦ. Дело в том, что в начале перестройки новая власть (в лице "прораба перестройки" А.Н. Яковлева) озаботилась сведениями, сколько же верующих пострадало от рук большевиков. И поскольку данных не было, то обратились в ПСТГУ на Кафедру Информатики. Зав. этой кафедры д.т.н. проф. Николай Евгеньевич Емельянов (1939-2010) являлся большим энтузиастом по увековечиванию памяти новомучеников российских. Им в течение многих лет создавалась База данных "За Христа пострадавшие" (дальше просто База), которая ныне содержит около 37 тыс. имен. Правда, в момент запроса Яковлева, База была в зачаточном состоянии и содержала 3000 имен. Но уже тогда она была использована для получения первых оценок числа репрессированных (после оценки неоднократно уточнялись). Методика была простой: поскольку Николай Евгеньевич считал, что общее число пострадавших уж никак не менее 500 тыс. человек, то полученные из Базы данные умножалась на соответствующий коэффициент (вот пример, приведенный самим Емельяновым: если в базе было 25000 имен, то коэффициент брался равным 20) . В результате получались гистограммы гонений по годам, которые были широко растиражированы и де факто стали официальной оценкой гонений со стороны РПЦ. Так и данные Кураева имеют источником комиссию Яковлева, значит тот же ПСТГУ (правда, у Кураева они искажены - в данных ПСТГУ имелись в виду все пострадавшие, включая мирян, а не только священнослужители).

В то же время Николай Евгеньевич старался придать своим оценкам объективный вид, справедливо протестуя против крайностей. Вот характерная цитата из его статьи:

"В одной из публикаций Интернета мы читаем: "...следует сказать и о порой появляющихся в православных или околоправославных изданиях утверждениях о "20 миллионах христианских мучениках", "500 тысячах казненных священниках" и т. п. Это просто неправда. Этот период нашей истории дал тысячи христианских мучеников. Тысячи! И это очень много. Но миллионов не было и в помине". Если мучениками считать только причисленных к лику святых и пострадавших до смерти (не исповедников), то утверждение, безусловно, правильное. Так как за 10 лет работы Комиссии по канонизации к лику святых причислены 1200 мучеников (из 1596 новомучеников и исповедников), то, если Комиссия проработает еще 20 лет, число канонизированных мучеников достигнет 3 600. Если же вести расчет в соответствии с Законом 1991 г., то репрессированных сотни тысяч. Не миллионы (это правильно), но в пределах от полумиллиона до миллиона человек.

Меня однажды пригласили на телевидение, ведущий - православный человек - говорит: "...в Бутово расстреляны сотни тысяч священников". Я вскочил: "Как вы так можете говорить? Сотен тысяч священников в России одновременно никогда не было. В Бутово расстреляно всего ~ 20 800 человек, из них за веру ~900, священников ~ 300. И это действительно очень много.

На одну мою статью я получил отзыв, оппонент пишет о "сотнях и тысячах пострадавших". По-моему, писать так недобросовестно, а православным и грешно, так как это говорит о лени изучать историю Церкви и о непочитании мучеников.

Сколько же человек пострадало за Христа? Этот вопрос, по-моему, нужно не лениться обсуждать и придти к общему заключению. Писать историю без чисел невозможно (...)

Оценка оппонента - "сотни и тысячи пострадавших" - занижена в тысячу раз. Сотни расстрелянных и замученных епископов и сотни тысяч пострадавших за Христа! Вот правильные оценки".

Николай Евгеньевич - искренний человек, до слез любивший новомучеников. И тем не менее, "синдром Солженицына" не миновал и его. Дело в том, что его общая оценка "не ниже 500 тыс." была основана на ряде ошибок (увы, в сторону увеличения). Действительное же число репрессированных православных составляет около 100 тыс. человек. Посмотрим, как это можно доказать.

IV.

Как бы ни относиться к деятельности общества "Мемориал", его безусловно положительным результатом является накопленная им база данных по "сталинским репрессиям". Она содержит около 1 млн. 300 тыс. имен репрессированных - как верующих, так и неверующих. Наличие этой базы породило такую идею: выудить из нее верующих православных и сравнить улов с базой данных ПСТГУ с целью выявить насколько они совпадают и отсюда получить оценку числа репрессированных. Тем более что для этой цели имеется удобная теорема теории вероятностей "о перемножении независимых событий". Ее формулировка применительно к нашему случаю звучит так: "Если содержимое базы данных ПСТГУ и базы данных "Мемориала" можно считать независимыми событиями (в пространстве всех репрессированных православных), то верна формула:

N=Nb*K/Kb.(1)

где:

N - искомая оценка общего числа православных пострадавших;

Nb - количество персон в Базе (ПСТГУ);

K - количество персон в базе "Мемориала" (только православные);

Kb - количество персон в пересечении баз ПСТГУ и "Мемориала".

Под пересечением понимается множество людей, имеющихся и в той, и в другой базе. Более полное обоснование формулы (1) приводится в работах /3,4/. Эта формула наглядно показывает, что чем больше пересечение баз, тем меньше оценка (Kb в знаменателе).

Таким образом, для того, чтобы реализовать эту идею, необходимо преодолеть две трудности: во-первых, доказать независимость этих баз, и, во-вторых, преодолеть программистские проблемы сопоставления баз, сделанных на разной платформе.

Что касается независимости баз, то содержательно это означает, что базы заполнялись без заимствования данных друг у друга (как бы вовсе "не зная" друг о друге). Могу утверждать, что в реальности это условие было выполнено, ибо я в течение 25 лет работаю на кафедре информатики ПСТГУ и все наполнение базы "За Христа пострадавшие" происходило на моих глазах. Гарантирую, что с одной стороны, разработчики Списка не пользовались Базой, ибо они стремились брать информацию только непосредственно из следственных дел. А с другой стороны, при проведении данной работы все взятые из базы Мемориала персоны предварительно удалялись из Базы. Таким образом, в наших экспериментах Базу и Список можно считать независимыми друг от друга.

Первые результаты данной работы опубликованы в 2015 г. /3/. Тогда использовалась версия Базы ПСТГУ от 2014 г. В результате расчетов по вышеприведенной формуле была получена оценка в 107016 чел. с погрешностью ("три сигмы") в +/- 40%. Критерием совпадения персон (а значит - попадания в пересечение баз) было принято точное совпадение фамилии-имени-отчества и года рождения.

Публикация /3/, хотя она и рушила привычные для ПСТГУ представления о числе новомучеников, после всестороннего обсуждения все же была напечатана, а затем перепечатана на РНЛ, портале "Радонеж" и даже в США.

V.

В 2018 г. предложенный подход был серьезно уточнен /4/., а расчеты были проведены с новой версией Базы (от 2018 г.).

На этом этапе работ помимо общей оценки исследовалось число пострадавших по некоторым важным подмножествам, а именно: монашествующих, священников, диаконов и псаломщиков, старост и членов церковного совета, а также прочих мирян. Доля каждого из подмножеств была получена путем обсчета данных книги /5/. В этой книге протоиереем Алексием Скалой проведено скрупулезное исследование буквально по всем репрессированным православным в Ульяновской епархии, и поэтому книгу можно использовать как репрезентативную выборку из всех пострадавших, и следовательно - вычислять всевозможные относительные величины.

Далее, оказалось, что примерно те же результаты можно получить не только по всей базе, но и по каждому подмножеству в отдельности. Например, если провести все подсчеты только по священникам (т.е Nb, K и Kb будут означать количество не всех пострадавших, а только пострадавших священников) но результат N оказывается близким к результату по всем репрессированным. Тем самым была показана устойчивость метода по отношению к неполноте данных.

Кроме того, был ужесточен критерий идентификации персон из разных баз - дополнительно учитывалось попадание в одно и то же подмножество. Так, например, если у священника и мирянина в точности совпадают ФИО и год рождения, то, тем не менее, они считаются разными лицами и соответственно в пересечение не попадают.

Результаты по данным 2018 г. составили 109756 чел., с погрешностью +/-47%. По подмножествам репрессированных получены следующие цифры:

1. монашествующие - 13499 чел.

2. священники - 40938 чел.

3. диаконы и псаломщики - 8451 чел.

4. старосты и члены приходских советов - 12951 чел.

5. прочие миряне - 33914 чел.

Пересчет результатов по версии Базы ПСТГУ от 2019 г. дал чуть меньшую цифру -: 105849 чел.

Из этого числа расстреляно (по данным Базы) примерно 30%.

Чтобы еще раз подтвердить достоверность полученных результатов и исключить какую-либо случайную ошибку, метод был подвергнут независимой проверке. Такую проверку дало известное письмо Н.И. Ежова к И.В. Сталину, где даны следующие цифры репрессированных верующих:

"Всего в августе-ноябре месяцах 1937 года арестовано 31.359 церковников и сектантов; из них:

Митрополитов и епископов.................................. 166

попов................................................................. 9.116

монахов.............................................................. 2.173

церковно-сектантского кулацкого актива............ 19.904" ( Письмо Н.И. Ежова к И.В. Сталину , цит. по /6/ ).

По Базе ПСТГУ может быть подсчитано количество арестов по месяцам 1937 г. - их в августе-ноябре 69% (пик репрессий приходился именно на эти месяцы). Отсюда полное число репрессий в 1937 г. равно: 31359/0.69 =45448 чел. Доля 1937 г. в общем числе репрессий, полученная по книге А. Скалы /5/ составляет 42.2%. Отсюда оценка всех репрессий "по Ежову" составляет 107696 чел, что хорошо согласуется с результатом, полученным основным методом.

VI.

Итак, можно считать доказанным, что общее число репрессированных православных за весь период советской власти составляет около 100-110 тыс. человек. Теперь мы можем с уверенностью сказать, что не миллион, и не пятьсот тысяч, и даже не 200 тысяч - все это завышенные цифры обусловленные "синдрома Солженицына". "Сто тысяч" - вот та оценка, которой мы должны пользоваться, говоря о гонениях на верующих.

Конечно, полученный в работе /4/ результат не следует считать окончательным, поскольку есть соображения (пока недоказанные) в сторону его уменьшения.

Дело в том, что в обе базы данных вошли персоны, пострадавшие не от НКВД, а от бандитов и грабителей, например митрополит Владимир (Богоявленский). Сколько таких - никто не считал.

Далее, очень многие лица, арестовывались на 1-2 дня, и когда следователи убеждались в их невиновности, их отпускали. Но по принятым критериям, они тоже считаются пострадавшими и заносятся в Базу. Кроме того, многие ограничения нельзя считать репрессиями. Например, множество монашек и монахов было ограничено в избирательных правах, хотя для них такая "репрессия" была совершенно несущественной.

Наконец, обе базы данных имеют непредсказуемое число ошибок, опечаток и недостоверных данных. Это обстоятельство мешает программе сопоставления персон корректно выполнять свою работу. Причем, ее ошибки будут завышать результаты - ведь любая опечатка, скажем, в фамилии - и уже персоны не смогут быть идентифицированы как одно и то же лицо.

Поэтому не исключено, что оценка в сто тысяч является в свою очередь несколько завышенной. Насколько? Это должны показать дальнейшие исследования.

Подтверждением этой гипотезы является известная книга д.и.н. полковника ФСБ Олега Мозохина "Право на репрессии" /7/. Среди церковных историков эта книга всегда считалась недостоверной, поскольку в ней (по их мнению) цифры репрессий были сильно занижены - Мозохин по верующим и сектантам дает суммарное число репрессий в 88380 чел. Однако теперь, после уточнения оценки, эта цифра представляется заслуживающей доверия (а значит и книга в целом). Как видим, Мозохин также приводит число, слегка меньшее ста тысяч.

VII.

Конечно, и это число очень велико. Однако оно требует признать, что масштаб гонений был значительно (в разы) меньше, чем предполагалось ранее. Кроме того, возникает еще одна, связанная с масштабом гонений, проблема, разговора о которой обычно избегают.

Пока в статье речь шла о количестве репрессированных членов РПЦ. Но церковь гораздо более интересует другая цифра - сколько верующих подверглось гонениям по религиозным мотивам, пострадало именно за Христа? Вот на этот вопрос ответить чрезвычайно трудно. И вот почему.

В СССР, во все периоды его существования, церковь была отделена от государства, и там не было законов, запрещающих принадлежать РПЦ и "отправлять религиозные потребности", как нарочито пошло формулировалось тогда. А была знаменитая 58 статья УК - очень разветвленная статья, предусматривающая наказание за измену Родине, контрреволюционную и противодействующую властям агитацию и действия, за участие в контрреволюционных организациях и пр. И именно эту статью, как правило, инкриминировали и верующим, когда хотели их репрессировать. Но надо сказать, что верующие далеко не всегда были овечками, которых ни за что отправляли на бойню. Как правило, реальная контрреволюционная организация (а их было множество в СССР) опиралась на верующий костяк и зачастую имела духовников. Отсюда различного рода дела "церковно-монархических" или "церковно-контрреволюционных" организаций. А кроме того, просто большинство верующих было против советской власти - за насаждение атеизма и за ликвидацию частной собственности. Так, например, в Базе по огромному количеству дел верующим инкриминируется агитация против колхозов. Власть видела в церковниках если не явную "контру", то "контру" потенциальную, и, обладая силой, их репрессировала. Но не по религиозным соображениям, а за антисоветскую деятельность.

Не подвергается сомнению, что следователи часто фальсифицировали дела, отправляя в ГУЛАГ, на расстрел или в ссылку невинных людей. Интернет заполнен душераздирающими рассказами о жестокости сотрудников НКВД. Но все-таки, насколько такие действия являлись правилом, или наоборот, были исключением, сказать трудно.

 В связи с этим посмотрим, как же решается вопрос пострадавших именно за Христа. Разумеется, было бы грубой ошибкой считать таковыми всех крещеных репрессированных - ведь среди всех репрессированных крещеных было большинство, но в подавляющем большинстве дел о религиозной принадлежности речи не было и в помине. Никто в церкви так и не считает. В Базе этот вопрос решается следующим образом: если человек арестован (т.е. находился в заключении хотя бы один день) или к нему применялись иные насильственные действия со стороны государства, то он, в соответствии с законом 1991 г. о репрессиях, считается репрессированным. А если он к тому же обладает саном или является активным верующим, то он считается пострадавшим за Христа и попадает в базу. Иначе говоря, каждая репрессия верующего считается религиозным гонением. Боюсь, что тут опять-таки имеет место разновидность "синдрома Солженицына". Ведь вроде ясно, что такое отождествление неверно - активный верующий мог быть репрессирован именно за реальную антисоветскую деятельность, и тогда уже он пострадал не за Христа, а осужден по государственному закону, который, каким бы он ни был, всякий христианин должен соблюдать. Поэтому думается, что необходим еще один критерий: должно быть доказано, что обвинение по 58 статье является наветом и что антисоветской деятельностью человек не занимался. Но вот этого сказать о многих и многих попавших в базу нельзя. Тем более, что о действительных мотивах ареста, как правило, в базе информации нет (даже если есть статья осуждения и приговор, то они об этом никакой информации не несут).

Однако в церковных структурах на вопрос, доказано ли обвинение на него, или наоборот, доказана невиновность, никогда не обращалось внимание. Иначе говоря, по умолчанию считалось (и продолжает считаться), что любая репрессия была несправедливой. А всегда интересовало совсем другое, противоположное. Так, Синодальная комиссия по прославлению новомучеников, как правило, отводит кандидатуру на прославление, если из следственного дела видно, что обвиняемый на допросе согласился с обвинением (и даже если просто подписал лист допроса) - считается, что он сотрудничал со следствием, а это уже есть "препятствие для канонизации".

VIII.

Великое дело - пострадать за Христа, и тем самым проявить к нему высшую любовь. И целый сонм христиан, понесших тяжелые скорби или даже отдавших свою жизнь за Христа в XX в. смотрит на нас с небес и молится за нас. Но манипулировать их количеством и в разы и даже десятки раз преувеличивать их число недопустимо. И прежде всего это бьет по нашей церковной исторической науке, а значит - и по всей церкви в целом. "Синдром Солженицына" должен быть навсегда преодолен нашей православной общественностью.

Литература

1. А. Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ. Т..2, ч.3; гл.1; Москва, 1990, "Советский писатель. Новый мир", - С.12.

2. Емельянов Н.Е.. К вопросу о числе новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви в XX веке. Pravmir.ru, 30 октября 2009 г. https://www.pravmir.ru/skolko-repressirovannyx-v-rossii-postradali-za-xrista/

3. Сомин Н.В.. К вопросу о числе репрессированных за православную веру в России в XX в. //Вестник ПСТГУ, 3(64), История русской православной церкви. Москва, 2015, С. 101-106.

4. Сомин Н. В. Использование репрезентативной выборки для оценки числа пострадавших за веру в России в XX в //Вестник ПСТГУ, II(87), История русской православной церкви. Москва 2019, С. 99-108.

5. Скала Алексий, прот. Церковь в узах: история Симбирско-Ульяновской епархии в советский период (1917-1991 годы).- ОАО "ИПК Ульяновский Дом печати", 2007. - 968 с.

6. Хаустов В., Самуэльсон Л. Сталин, НКВД и репрессии 1936-1938 гг. М., 2010. С. 407-408.

7. Мозохин Олег. Право на репрессии: Внесудебные полномочия органов государственной безопасности (1918-1953), М., "Кучково поле" - 2006.).

8. Ольга Орлова. Историк Леонид Бородкин: "Экономика ГУЛАГа была неэффективна". https://trv-science.ru/2017/07/18/istorik-leonid-borodkin-ekonomika-gulaga-byla-neeffektivna/

15.08.2019
https://ruskline.ru/analitika/2019/8/2019-08-15/sindrom_solzhenicyna/

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте есть форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

*   *   *   *   *   *   *

Удачи вам и счастья!


В избранное