Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 987


"Эконометрика", 987 выпуск, от 23 декабря 2019 года.

Электронная газета кафедры "Экономика и организация производства" научно-учебного комплекса "Инженерный бизнес и менеджмент" МГТУ им.Н.Э. Баумана. Выходит с 2000 г.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

Предлагаем Вашему вниманию основную информацию о Лаборатория экономико-математических методов в контроллинге и Институте высоких статистических технологий и эконометрики.

По мнению Бориса Сергеевича Кашина, академика РАН, Председателя Центрального совета межрегионального общественного движения "За возрождение отечественной науки", проект "Наука" таит в себе новую опасность: если раньше хотели просто уничтожить науку и образование, то теперь хотят утопить в бюрократическом болоте. И если суммировать всё, что они (чиновники - А.О.) натворили в науке и образовании, - это будет три слова: вредительство, стяжательство и невежество.

Какое нужно образование в России? Об этом размышляет проф. А.И. Субетто.

Закон появления врагов при наличии крупных научных достижений рассматривал К.Э. Циолковский.

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу subscribe.ru/catalog/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Лаборатория экономико-математических методов в контроллинге

http://ibm.bmstu.ru/nil/lab.htm

Научно-исследовательская Лаборатория экономико-математических методов в контроллинге создана приказом ректора МГТУ им. Н.Э. Баумана И.Б. Федорова No.1-03/539 от 30.05.2006 в составе Научно-исследовательской части (НИЧ) факультета "Инженерный бизнес и менеджмент" в соответствии с договором о сотрудничестве с Центральным экономико-математическим институтом РАН.

При организации в 2012 г. Научно-образовательного центра "Контроллинг и управленческие инновации" МГТУ им. Н.Э. Баумана (http://cmi.bmstu.ru/) Лаборатория экономико-математических методов в контроллинге включена в его состав.

Заведующий Лабораторией - д.э.н., д.т.н., к.ф.- м.н., профессор Орлов Александр Иванович.

Ученый секретарь - к.э.н., доцент Муравьева Виктория Сергеевна

Миссия Лаборатории

Основная цель деятельности Лаборатория экономико-математических методов в контроллинге заключается в создании экономико-математической научной школы мирового уровня в области контроллинга и управленческих инноваций, а также в организации на ее основе научно-исследовательской, методической и образовательной деятельности по разработке новых математических инструментов в области управленческих технологий, подготовке, повышению квалификации и переподготовке специалистов, бакалавров и магистров соответствующего направления и профиля

Лаборатория экономико-математических методов в контроллинге Научно-образовательного центра "Контроллинг и управленческие инновации" МГТУ им. Н.Э. Баумана ведет работы по научному и методическому обеспечению организационно-экономического моделирования в промышленности, прежде всего моделирования в области стратегического планирования (в том числе организации, экономики, управления, проектирования, эффективности, устойчивости, логистики, инноватики и контроллинга) интегрированными производственно-корпоративными структурами. Рассматриваются различные задачи управления в промышленности (производственного менеджмента, т.е. менеджмента в техносфере).

Задачи лаборатории

Проведение исследований в соответствии с новой парадигмой математических методов исследования в организационно-экономическом моделировании, эконометрике, прикладной и математической статистике, теории принятия решений (в том числе на основе экспертных оценок).

Создание новых математических инструментов в рамках отечественной научной школы в области эконометрики.

Разработка организационно-экономических методов управленческих технологий, стратегического прогнозирования, планирования и контроллинга.

В современных условиях эффективное функционирование предприятий и организаций возможно лишь при адекватном использовании различных форм и методов организационно-экономического обеспечения их деятельности. Все большее распространение в России приобретает концепция контроллинга. Работы по развитию и внедрению методов контроллинга координирует Объединение Контроллеров. http://www.controlling.ru/ С 2002 г. выходит ежеквартальный журнал "Контроллинг" http://www.controlling.ru/magazine/ Лаборатория экономико-математических методов в контроллинге разрабатывает математическую составляющую исследований по контроллингу.

В научной практике Лаборатории используются два естественных направления развития исследований:

1. От экономико-математических методов, в частности, статистических и эконометрических, к решению конкретных задач контроллинга.

2. От конкретных проблем, возникающих в практике работы служб контроллинга, к разработке необходимых для решения этих проблем конкретных экономико-математических методов.

Организация и порядок работы

Лаборатория экономико-математических методов в контроллинге Научно-образовательного центра "Контроллинг и управленческие инновации" МГТУ им. Н.Э. Баумана работает в содружестве с Секцией "Организационно-экономическое моделирование, эконометрика и статистика" (дать гиперссылку на страницу Секции).

Регулярно проводится научный семинар Лаборатории, на котором докладываются научные работы всех исследователей, кто хочет обсудить в научном сообществе свою работу (см. информационные письма об очередных заседаниях http://forum.orlovs.pp.ru/viewtopic.php?f=5&t=528 и полный список докладов http://forum.orlovs.pp.ru/viewtopic.php?f=5&t=1786). Лаборатория участвует в работе трех диссертационных советов, действующих на базе факультета ИБМ по специальностям 08.00.05 (экономика и управление в народном хозяйстве - менеджмент, управление инновациями, промышленность), 08.00.13 (математические и инструментальные методы в экономике), 05.02.22 (организация производства (машиностроение)). Ученый Совет ИБМ рекомендует всем соискателям ученых степеней доложить свои диссертации на научном семинаре Лаборатории экономико-математических методов в контроллинге.

В составе Лаборатории действует научно-исследовательский Институт высоких статистических технологий и эконометрики http://forum.orlovs.pp.ru/viewtopic.php?f=5&t=1360. Институт высоких статистических технологий и эконометрики на хоздоговорных и госбюджетных началах занимается развитием, изучением и внедрением высоких статистических технологий, т.е. наиболее современных технологий анализа технических, экономических, социологических, медицинских данных, ориентированных на использование в условиях современного производства и экономики. Основной интерес представляют применения высоких статистических технологий для анализа конкретных экономических данных, т.е. в эконометрике.

Научные работы сотрудников Лаборатории публикуются в журналах "Заводская лаборатория. Диагностика материалов", "Контроллинг", "Инновации в менеджменте" и др. Заведующий Лабораторией входит в состав редколлегий и редсоветов 7 научных журналов. Лаборатория выпускает свое издание - электронный еженедельник "Эконометрика" (https://subscribe.ru/catalog/science.humanity.econometrika). .
Работы сотрудников Лаборатории экономико-математических методов в контроллинге хорошо известны специалистам. По данным Российского Индекса Научного Цитирования заведующий Лабораторией - самый цитируемый математик среди живущих. Он - самый цитируемый исследователь МГТУ им. Н.Э. Баумана. Только двух из 46 членов секции экономики РАН цитируют чаще, чем А.И. Орлова.

Институт высоких статистических технологий и эконометрики

Институт высоких статистических технологий и эконометрики (ИВСТЭ) создан в 1989 г. академиком Российской академии статистических методов, вице-президентом Всесоюзной статистической ассоциации (по секции статистических методов), доктором технических наук, доктором экономических наук, профессором А.И.Орловым.

Институт высоких статистических технологий и эконометрики на хоздоговорных и госбюджетных началах занимается развитием, изучением и внедрением высоких статистических технологий, т.е. наиболее современных технологий анализа технических, экономических, социологических, медицинских данных, ориентированных на использование в условиях современного производства и экономики. Основной интерес представляют применения высоких статистических технологий для анализа конкретных экономических данных, т.е. в эконометрике.Вначале Институт действовал как Всесоюзный центр статистических методов и информатики Центрального правления Всесоюзного экономического общества. Затем он работал на базе кафедры ИБМ-2 "Экономика и организация производства" Московского государственного технического университета им. Н.Э.Баумана. В настоящее время входит в состав Научно-образовательного центра "Контроллинг и управленческие инновации" (руководитель - д.э.н., проф. С.Г. Фалько).

В 1989-1992 гг. было выполнено более 100 хоздоговорных работ, в том числе для Научно-исследовательского центра по безопасности атомной энергетики, Всесоюзного научно-исследовательского института нефтепереработки, ПО "Пластик", Центрального научно-исследовательского института черной металлургии им. Бардина, Научно-исследовательского института стали, Всесоюзного научно-исследовательского института эластомерных материалов и изделий, Научно-исследовательского института прикладной химии, Центрального научно-исследовательского института химии и механики, Научно-производственного объединения "Орион", Всесоюзного научно-исследовательского института экономических проблем развития науки и техники, Производственных объединений "Уралмаш", "АвтоВАЗ", МИИТ, Казахского политехнического института, Донецкого государственного госуниверситета и многих других.

Затем Институт разрабатывал эконометрические методы анализа нечисловых данных, прогнозирования индекса инфляции и валового внутреннего продукта (для Министерства обороны Российской Федерации), методологию построения и использования математических моделей процессов налогообложения (для Госналогслужбы), методологию оценки рисков реализации инновационных проектов высшей школы (для Министерства науки и технологий Российской Федерации), оценивал влияние различных факторов на формирование налогооблагаемой базы ряда налогов (для Минфина Российской Федерации), прорабатывал перспективы применения современных статистических и экспертных методов для анализа данных о научном потенциале (для Министерства науки и технологий Российской Федерации), разрабатывал методологическое, программное и информационное обеспечение анализа рисков химико-технологических объектов (для Международного научно-технического центра), проводил маркетинговые исследования (для Промрадтехбанка, фирм, торгующих растворимым кофе, программным обеспечением), выполнял иные работы.

В 2010-2012 гг. Институт совместно с Группой компаний "Волга-Днепр" и Ульяновским государственным университетом участвует в разработке АСППАП - автоматизированной системы прогнозирования и предотвращения авиационных происшествий (в соответствии с Постановлением Правительства РФ No. 218).

В 2013-2015 гг. проводилась работа в интересах ЦНИИМАШ - Космического научного центра.

Институт ведет и фундаментальные исследования, в частности, госбюджетные научные исследования в Московском государственном техническом университете им.Н.Э. Баумана. Основные публикации сосредоточены в журналах "Заводская лаборатория" (более 80 статей за 1989-2019 гг., в которых указано, что они выполнены в ИВСТЭ), "Контроллинг", "Управление большими системами", "Российское предпринимательство", "Научный журнал КубГАУ" и др.

Институт обеспечивает научно-методическую поддержку преподаванию дисциплин "Прикладная статистика", "Статистика", "Эконометрика", "Организационно-экономическое моделирование" (МГТУ им. Н.Э. Баумана), "Методы анализа данных" (МФТИ), выполнению дипломных, выпускных (МВА) и диссертационных работ.

Директор Института - проф., д.т.н., д.э.н. А.И.Орлов. Заместитель директора - доц., к.э.н. В.С. Муравьева. Сотрудники: С.Ю. Куликова, П.Н. Степанов, Е.Н. Козлова, В.Д. Шаров, М.А. Кругов, В.П. Макаров, В.М. Рухлинский, К.О. Раводин, М.А. Волков, И.А. Санников, А.Ю. Богданов, Ю.Г. Савинов, Л.М. Рекс, А.Д. Скачков и др. Внутренняя структура Института - проектная.

В Институт входят Лаборатория экономико-математических методов в контроллинге, регулярно (раз в две недели) проводящая научный семинар, и (базовая) Кафедра теории классификации Международного университета междисциплинарных знаний.

Кроме названных ранее, в составе ИВСТЭ активно работали О.В. Пугач, О.Б. Проневич, доц., к.э.н. Т.В. Уханова. Как ведущий преподаватель большой вклад в работу ИВСТЭ внесла доц., к.т.н. Г.В. Русанова.

*   *   *   *   *   *   *

Двадцать пять лет работы Института высоких статистических технологий и эконометрики (ИВСТЭ)

Александр Иванович ОРЛОВ

Высокие статистические технологии и ИВСТЭ. Самая цитируемая (по РИНЦ) моя статья: Орлов А.И. Высокие статистические технологии. - Журнал "Заводская лаборатория". 2003. Т.69. No.11. С.55-60.

Термин "высокие статистические технологии" используется на наших сайтах http://orlovs.pp.ru/ и http://ibm.bmstu.ru/nil/biblio.html, в том числе в названиях учебников, на форуме http://forum.orlovs.pp.ru/, при публикации статей указываю ИВСТЭ МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Поэтому целесообразно рассказать про историю ИВСТЭ.

Кратко. Вначале ИВСТЭ действовал как Центр статистических методов и информатики в 1989 г., затем - как Всесоюзный центр статистических методов и информатики (1989-1992), затем - снова как Центр статистических методов и информатики (1992-1993). В 1993 г. он был преобразован в Лабораторию эконометрических исследований Московского государственного института электроники и математики, а с 1997 г. действует под своим нынешним именем - Институт высоких статистических технологий и эконометрики МГТУ им. Н.Э.Баумана.

У Института высоких статистических технологий и эконометрики есть и предыстория. В 1978-1985 гг. активно действовала комиссия "Статистика объектов нечисловой природы и экспертные оценки" Научного Совета АН СССР по комплексной проблеме "Кибернетика". Зримым результатом ее работы является сборник научных статей:

Анализ нечисловой информации в социологических исследованиях. - М.: Наука, 1985. - 222 с.

Рабочая группа по упорядочению системы стандартов по прикладной статистике и другим статистическим методам. С начала 1970-х годов стали разрабатываться государственные стандарты по статистическим методам. В связи с обнаружением в них грубых ошибок в 1985 г. была организована "Рабочая группа по упорядочению системы стандартов по прикладной статистике и другим статистическим методам". В ее работе приняли участие 66 специалистов, в том числе 15 докторов и 36 кандидатов наук. В соответствии с рекомендациями Рабочей группы 24 из 31 государственного стандарта по статистическим методам были отменены в 1986-87 гг.

В 1988-89 гг. наиболее активная часть Рабочей группы (10 докторов и 15 кандидатов наук) составили "Аванпроект комплекса методических документов и пакетов программ по статистическим методам стандартизации и управления качеством" (около 1600 стр.)

Центр статистических методов и информатики. К сожалению, Госстандарт не пожелал финансировать реализацию заказанного им "Аванпроекта". Тогда решено было действовать самостоятельно. Двадцать пять лет назад на собрании в Политехническом музее 20 февраля 1989 г. был организован (на общественных началах) Центр статистических методов и информатики (ЦСМИ; в настоящее время - Институт высоких статистических технологий и эконометрики).

Всесоюзный центр статистических методов и информатики Центрального правления Всесоюзного экономического общества создан Постановлением Президиума Центрального Правления Всесоюзного экономического общества N 5-7 от 25 декабря 1989 г.

К середине 1990 г. в ЦСМИ были разработаны 7 диалоговых систем по современным статистическим методам управления качеством, а именно, СПК, АТСТАТ-ПРП, СТАТКОН, АВРОРА-РС, ЭКСПЛАН, ПАСЭК, НАДИС. В работе участвовали 128 специалистов. В дальнейшем к ЦСМИ присоединялись новые группы научно-технических работников, уже к концу 1991 г. нас было более 300. Информация о программных продуктах и другой деятельности ЦСМИ постоянно помещалась в журналах "Заводская лаборатория" и "Надежность и контроль качества". Программные продукты, разработанные Центром статистических методов и информатики, использовались более чем в 100 организациях и предприятиях. Среди них - производственные объединения "Уралмаш", "АвтоВАЗ", "Пластик", ЦНИИ черной металлургии им. Бардина, НИИ стали, ВНИИ эластомерных материалов и изделий, НИИ прикладной химии, ЦНИИ химии и механики, НПО "Орион", НИЦентр по безопасности атомной энергетики, ВНИИ экономических проблем развития науки и техники, ВНИИ нефтепереработки, МИИТ, Казахский политехнический институт, Ульяновский политехнический институт, Донецкий государственный университет и др.

Всесоюзная статистическая ассоциация. Параллельно с выполнением работ по договорам с организациями и предприятиями ЦСМИ вел работу по объединению статистиков. В апреле 1990 г. в Большом Актовом Зале Московского Энергетического института прошла Учредительная конференция Всесоюзной организации по статистическим методам и их применениям. На Учредительном съезде Всесоюзной статистической ассоциации (ВСА) в октябре 1990 г. в Московском экономико-статистическом институте эта организация вошла в состав ВСА в качестве секции статистических методов.

В соответствии с реальной структурой статистики ВСА делится на 4 секции: 1) практической статистики, 2) статистических методов и их применений, 3) статистики надежности, 4) социально-экономической статистики. Названия секций, зафиксированные в документах ВСА, не вполне соответствуют действительности. Первая секция состоит из работников Госкомстата, большинство членов второй и третьей занимаются практической деятельностью, в том числе в социально-экономической области, а четвертая состоит из преподавателей статистических дисциплин. Вторая секция (во взаимодействии с третьей) "породила" в 1992 г. Российскую ассоциацию статистических методов, а в 1996 г. - Российскую академию статистических методов.

В 1992 г. после развала СССР и фактического прекращения работы ВСА на основе секции статистических методов ВСА организована Российская ассоциация по статистическим методам (РАСМ), а затем и Российская академия статистических методов, существующие и в настоящее время.

Бизнес-идея. ЦСМИ разрабатывает статистические методы, программные и методические продукты, ВСА и РАСМ их распространяют и внедряют.

Новая парадигма статистических методов. В мероприятиях секции статистических методов ВСА и РАСМ активно участвовали несколько сот человек. Основной тематикой работ многих из этих специалистов являются статистические методы в сертификации (управлении качеством).

В 1989-90 гг. была проведена большая работа по анализу положения дел в области теории и практики статистики в нашей стране. В ЦСМИ и РАСМ, объединивших большинство ведущих российских специалистов, коллективными усилиями разработан единый подход к проблемам применения статистических методов в сертификации и управлении качеством, т.е. новая парадигма статистических методов.

Был сформулирован "социальный заказ" - разработать серию учебников согласно новой парадигме. К настоящему времени выполнен.

14.02.2014

*   *   *   *   *   *   *

О науке: вредительство, стяжательство и невежество

Газета "Правда" No.39 (30826) 11 апреля 2019 года, 2 полоса

Записал Александр Дьяченко

Участники недавно прошедшего в Москве съезда межрегионального общественного движения "За возрождение отечественной науки" обсудили животрепещущие организационные проблемы современной российской науки. Продолжаем публикацию выступлений авторитетных учёных (см. предыдущую публикацию "Страна без мозгов жить не сможет", "Правда", No.26, 2019 г.).

Борис Сергеевич Кашин, академик РАН, Председатель Центрального совета движения.

Межрегиональное общественное движение "За возрождение отечественной науки" создано 2 июня 2001 года учёными различных политических взглядов, преимущественно левых, которые осознали остроту проблем и поставили своей целью формирование ответственного отношения носителей власти и граждан страны к отечественной науке и образованию как основе устойчивого развития российского государства. Цель движения - остановить деградацию науки. Предыдущий съезд прошёл в 2014 году. Наше движение полностью действует на общественных началах. И хотя имеет статус юридического лица, счёта в банке у него нет, грантов и субсидий не получает, иностранным агентом не является. Тем не менее от нас регулярно требуют сдачи отчётности по всем бюрократическим канонам. Дважды мы были оштрафованы за задержку сдачи бухгалтерского баланса. Там одни нули в течение 18 лет стоят.

Я работаю в отделении математических наук РАН в качестве заместителя академика-секретаря и постоянно вижу документы в отношении науки, которые генерирует власть. Моя оценка такова: государственная научно-техническая политика разрушительна.

Россия из XXI века вернулась в XIX век. Методы принятия решения как при царе-батюшке - натуральный произвол. Решения возникают неизвестно откуда. Страной правит расширенный состав дачного кооператива "Озеро". При этом нет никаких сдержек для президентской власти. Парламент не может даже задать вопрос президенту, диалога с исполнительной властью нет. При этом президент не несёт никакой ответственности за ошибки и, похоже, потерял чувство реальности.

Я вхожу в экспертную группу при министерстве образования и науки. Когда прочёл паспорт нацпроекта "Наука", то написал, что прочитанное мною наводит на мысль о вредительстве и надо отменить указ, утвердивший данный проект, так как он подготовлен неизвестно кем, ни с кем не обсуждался. И цели, которые там поставлены, не носят принципиального характера. Думать, что, действуя методами XIX века, можно получить науку XXI века, по меньше мере, наивно.

Кадровая ситуация во власти такова, что власть представляет угрозу для общества, о чём свидетельствуют последние события в "Росгеологии". Трамвайная шпана возглавляет стратегические предприятия. При таком подходе к кадрам ожидать позитивных результатов нельзя.

Назову некоторые "достижения" власти за последние годы.

Новый закон об образовании, принятый в 2012 году, нанёс мощнейший удар по подготовке научных кадров. Закон превратил аспирантуру в новый этап образования. Защита диссертации перестала быть необходимой. В результате произошло резкое сокращение в аспирантурах научных учреждений. До принятия закона выпуск из аспирантур с предоставлением диссертаций составлял 9-10 тыс. человек в год, в 2017 году - 2300 человек. Сокращение в 4 раза. Из 2300 аспирантов в институтах РАН работают всего 247 человек. Близкий к Путину ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко заявил о ликвидации аспирантуры. Это катастрофа.

Реформирование Академии наук - невежество, помноженное на вредительство. Чиновники теперь рулят наукой сами. Без их соизволения Академия наук не может даже издать журнал, так как занимаемое редколлегией помещение теперь журналу не принадлежит.

Переход от базового финансирования, которое было всегда, к так называемым госзаданиям. Теперь чиновники дают задания астрономам и биологам: какие звёзды им наблюдать и каких животных изучать. Среди главных источников финансирования науки и фундаментальных исследований - гранты. Ни в одной стране мира гранты не являются источником финансирования науки. В России это сделано по настоянию президента. Я вам так скажу: всего его поручений по науке - порядка 50, их все можно скачать с официального сайта. Если бы они были все выполнены, у нас бы науки уже не было.

Чиновники решили взять под контроль финансы. Требуют отчётов в виде понятных только им показателей. "Публикационная активность" - одно только это требование вызывает ужас у тех, кто когда-нибудь разбирался с тем, как научную деятельность оценить.

У нас 25 лет не закупается научная литература, академическая библиотека абсолютно пустая. Нет журналов не только зарубежных, которые даже в Гражданскую войну закупали, нет и академических журналов в институтах РАН. Вместо этого чиновники предлагают выделить деньги, чтобы наши журналы переводить на английский язык и бесплатно распространять по всему миру.

Нанесён колоссальный удар по социальному статусу и правам учёных. Мы - единственная страна в мире, где профессор не знает своей зарплаты в текущем месяце. Сегодня грант есть, а завтра его нет. Молодёжь не идёт в науку потому, что здесь невозможно планировать свою жизнь, свои доходы. Всё сегодня отдано на усмотрение чиновника, учёный - на крючке у чиновника. На ликвидацию научной демократии направлено и введение так называемого эффективного контракта.

Бесправие учёных и их полная зависимость от администрации - результат научно-технической политики последних лет. Полностью разрушена система аттестации научных кадров. Теперь вузы сами присуждают учёные степени. Но ведь даже в МГУ не хватает кадров, чтобы гарантированно проверить качество той или иной работы. А что говорить о многих региональных вузах? Кому это нужно?

Поощряются элитарность и превращение отдельных научных и образовательных учреждений в кормушку для своих. Этот метод выбрала власть, создавая "Сколково" в 2010 году. Стипендия аспиранта МГУ и других вузов - 6 тысяч рублей, а у аспирантов Высшей школы экономики - 30 тысяч рублей, аспирантов "Сколково" - 80 тысяч рублей. Это научная политика. Такая же примерно политика и в зарплатах преподавателей и учёных. Кадры сманивают и отчитываются, как у них всё хорошо. Где такое принято? К примеру, во Франции во всех вузах зарплаты одинаковы. Нынешняя практика дестабилизирует положение в научных и преподавательских коллективах.

Проект "Наука" таит в себе новую опасность: если раньше хотели просто уничтожить науку и образование, то теперь хотят утопить в бюрократическом болоте. И если суммировать всё, что они натворили в науке и образовании, - это будет три слова: вредительство, стяжательство и невежество.

*   *   *   *   *   *   *

Какое нужно образование в России?

А.И. Субетто

В открытой печати появилась информация, что Министерство образования решило с 1 сентября 2019 года ввести в качестве образовательной нормы изучение второго иностранного языка.

В ряде регионов России по этому вопросу развернулась дискуссия.  Например... Здесь я опираюсь на факты, которые мне представила в письме ко мне действительный член Международной академии трезвости, доцент Ирина Александровна Нежельская, проживающая в Ахтубинском районе Астраханской области. Она обратилась ко мне с просьбой высказаться по этому поводу. Это мое открытое письмо и есть отклик на ее просьбу.

Например, директор одной из школ Актюбинского района Астраханской области, поддерживая это решение Министерства образования, в качестве аргумента в обоснование этого решения нашего министерства, отвечающего за образование и воспитание молодого поколения в России, привела такой довод: мол, это будет способствовать развитию мозга. А руководитель управления образованием Актюбинского района заявила, что это нововведение даст возможность в будущем легче устраиваться молодежи на престижную работу в иностранные компании.

Сама такая реформаторская активность нашего министерства вызывает много вопросов. Оно ведь отвечает за качество образования и воспитания наших детей и молодежи на фоне резкого падения качества фундаментальной подготовки наших выпускников школ в области русского языка и русской литературы, физики, химии, математики (особенно в области знаний по геометрии, стереометрии, теории логарифмов), истории России, русского народа и особенно - истории СССР, истории Великой Отечественной войны. Когда молодежь не знает творчества Н.А. Некрасова и его знаменитую поэму "Кому на Руси жить хорошо", творчества М. Горького, М. Шолохова, В. Маяковского, А. Твардовского с его бессмертным произведением "Василий Теркин" и многих других не менее знаменитых русских классиков. Когда нашей молодежи не прививается чувство исторического достоинства и гордости за нашу Родину, за деяния ее великих научных и конструкторских гениев - М.В. Ломоносова, В.В. Докучаева, Д.И. Менделеева, К.Э. Циолковского, Н.Е. Жуковского, В.И. Вернадского, С.П. Королева, И.В. Курчатова, М.В. Келдыша, Н.И. Вавилова и других; недавно ушедшего из жизни нашего крупнейшего ученого-физика, лауреата Нобелевской премии Жореса Ивановича Алфёрова. Целой плеяды гениальных советских авиаконструкторов А.Н. Туполева, А.С. Яковлева, С.А. Лавочкина, А.И. Микояна, С.В. Ильюшина, П.О. Сухого и других. Когда молодежь не знает полководцев Великой Отечественной войны - таких выдающихся военачальников, как Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, А.М. Василевский, Б.М. Шапошников, М.В. Штеменко, И.С. Конев, Ф.И. Толбухин, В.И. Чуйков, Р.Я. Малиновский, К.А. Мерецков, Л.А. Говоров, Н.Ф. Ватутин, И.Д. Черняховский, Л.М. Доватор, И.В. Панфилов, Н.И. Крылов, К.С. Москаленко и другие. Когда не знают таких героев великой войны, как Зоя Космодемьянская, героев подполья в Краснодоне (подпольная организация "Молодая гвардия"). Когда не имеют представления о таких великих победных битвах, как битва за Москву, за Ленинград, Сталинградская битва, Курская битва, Прохоровское танковое сражение, Корсунь-Шевченковское сражение, битва за Киев... Когда молодежь не может назвать фамилии наиболее известных советских космонавтов - Ю. Гагарина, Г. Титова, А. Леонова, В. Терешкову, С. Савицкую и других - повторяю: все это вызывает много вопросов.

И один из главных вопросов таков: какие цели преследует образовательная и воспитательная политика? Что, такой целью является подготовка в России интеллектуального ресурса для экономик Западной Европы, США, Англии? И, если ответ на этот вопрос положительный, не является ли эта образовательная политика де-факто "колониальной"? Почему реформы в образовании развиваются без Национальной доктрины образования, которая была принята в 2000 году (на первом и единственном всероссийском педагогическом совещании), а затем "забыта" правительством России, с тем, чтобы начать внедрять процесс "болонизации" всей системы отечественного образования, системы ЕГЭ, которые просто обрушили качество подготовки специалистов в России, в том числе инженеров, учителей, врачей, экономистов, управленческих кадров, исходя из ложного постулата "либералов во власти", что "рынок все расставит по своим местам", т.е. исходя из принципа "рыночного фундаментализма", против которого выступил даже такой всемирно известный игрок на валютном рынке и рынках ценных бумаг, как Дж. Сорос, в своей книге "Кризис мирового капитализма" (на русском языке изданной в 1999 году в России)?

***

Глобальный империализм мировой финансовой капиталократии, в первую очередь в США и "привязанной" к Штатам Великобритании, особенно та часть верхов мировой финансовой капиталократии, в чьем подчинении находится "станок", печатающий доллары, т.е. Федеральная резервная система, вместе со странами-сателлитами из Западной и Восточной Европы поставили перед собой задачу уничтожить Россию именно военным путем и готовятся вовсю к войне против нас.

Империализму США эта война нужна, чтобы как можно более безболезненно обрушить "долларовый навес", т.е. ликвидировать свои долги, и перейти к финансово-технотронной диктатуре над миром и его ресурсами, спасаясь по-своему, по-империалистически, от надвигающейся экологической гибели, которая может произойти до середины XXI века.

"Разум" верхов мировой финансовой капиталократии я назвал "антиразумом", т.е. таким "разумом", который исповедуемыми ценностями, мотивацией сверхобогащения и господства над миром с помощью капиталовластия ("мировой денежной власти") обрекает себя и вместе с собой человечество на экологическое самоуничтожение.

В "Манифесте борьбы против глобального империализма" (впервые опубликованном в 2004 году, затем в - 2006 году) я указывал на то, что "мировая капиталократия не может себя воспроизводить, не подчиняя себе ресурсы мира и не убирая "лишнее население Земли". Всего лишь 258 миллиардеров владеют таким же богатством, как и 2,5 миллиарда человек вместе взятые, почти половина населения Земли (New York Times, 27.02.1995). Иными словами, 0,00001% населения Земли владеют 50% богатства, созданного трудом человечества, а 1% населения, верхушка "золотого миллиарда", - почти 99% всего богатства".

В отеле "Фермонт" в Сан-Франциско (Калифорния, США) осенью 1995 года была цинично проманифестирована мировыми олигархами на их совещании каннибалистская модель "20% : 80%", по которой 80% "лишних людей" на Земле с позиции воспроизводства мирового капитала должны быть убраны с лица земли. Думаю, что эта "модель" мировой капиталократии с чудовищной эффективностью вот уже 25 лет применяется к России.

А чтобы народ не понимал, что по отношению к нему внедряется особо иезуитская модель его вымирания, без видимого насилия добиваются деградации интеллекта, деградации образования и науки в России, разрушения уникальной Российской академии наук с помощью реформ. Стоит вспомнить, как настойчиво выступал против этого Ж.И. Алфёров. Он даже написал книгу "Власть без мозгов". Но власти всех уровней это его предостережение проигнорировали.

"Гуру" экономического либерализма Хайек провозгласил основой "свободы" в либеральной трактовке "невежество". Не направлены ли все реформы в сфере образования и в сфере науки на рост "невежества" в обществе как часть стратегии со стороны Запада по колонизации России, в том числе по колонизации общественного сознания России?

Ведь провозгласил же Збигнев Бжезинский на том же совещании в отеле "Фермонт" стратегию, которая бы обеспечивала реализацию модели "20% : 80%" - "титтитейнмент". По свидетельству редакторов журнала "Шпигель" в Германии - доктора права Ганса-Петера Мартина и дипломированного инженера Харальда Шуманна в монографии "Западня глобализации" (в 2001 году она переиздана в России на русском языке), З. Бжезинский придумал стратегию "титтитейнмент". Придуманное им словечко - комбинация из слов: tits, что означает "титьки", и entertainment - "развлечение". Это его словечко призвано ассоциировать не столько с сексом, сколько с молоком из груди кормящей матери. Иными словами, эта стратегия Бжезинского предназначена для манипуляции сознанием обреченного на вымирание населения, вошедшего в эти 80% и обреченного на "заклание" в течение XXI века как приношение "Капиталу-Сатане", олицетворяемому мировой финансовой капиталократией. В России - замена в "молочных продуктах" естественных молочных жиров "пальмовым маслом", низкое качество продуктов питания в сетевых магазинах, находящихся под контролем западного капитала, выполняют роль орудия в скрытой пищевой (биохимической) войне против населения. 

***

Глобальный империализм тотален. Он все сферы жизни, рынок, информацию, образование, культуру превращает в свое оружие, направленное на колонизацию стран, находящихся за пределами "метрополии". В упомянутой работе Мартина и Шуманна прямо указывается: "Соединенные Штаты как "сверхдержава массовой культуры" будут не только решать, какими быть зрелищам, но и выдавать хлеб". Министр культуры Франции Лан в середине 90-х годов ввел понятие "культурный империализм". И как часть культурного империализма США действует "образовательный империализм". Я считаю, что "болонизация" сферы образования в России, фактически - уничтожение уникального инженерного образования через введение бакалавриата и магистратуры, уничтожение в большинстве вузов "специалитета", развернувшаяся новая кампания по сокращению диссертационных советов, цифровизация образовательной и научной бюрократии и бюрократии в России в целом с одновременным ростом количества бумажных носителей этих бюрократических отчетов - никому не нужных, введенная "лженаукометрия" на основе западных критериев, индекса Хирша, не имеющего под собой научного обоснования, и направленная на колонизацию отечественной научной мысли, есть реализация стратегии образовательного империализма против России.

На это накладывается "шагающий" в духовном пространстве мира постмодернизм, трансгуманимзм, фактически отвергающие функцию культуры как носителя социокультурной памяти, традиций, основы бытия народа.

П.А. Флоренский в переписке с В.И. Вернадским в конце 20-х годов прошлого столетия обсуждал связь пневматосферы - по Флоренскому (как сферы одухотворения всех вещей, а не только людей) и ноосферы - по Вернадскому и ввел понятие "корневого человека". "Корневой человек" - это укорененный в родной культуре человек; только тогда он обретает чувство культурного и исторического достоинства и становится способен вести диалог с другими культурами.

Жак Аттали, идеолог мондиализма (идеологии "нового мирового порядка"), ввел в своих работах понятия "цивилизация рынка" и "строй денег", где выступил против национальных культур, национальных государств как "барьеров", мешающих становлению "нового человека", как "неокочевника" - человека, двигающегося за потоками мирового капитала. Против этого "проекта", который согласован с "проектом" - фермонтской моделью "20% : 80%", выступили многие проницательные ученые, мыслители, в том числе и православные мыслители, политики. Он противоречит действующему закону роста разнообразия как закону прогрессивной эволюции.

Капиталистическая унификация людей, народов и стран ради удобства функционирования транснациональных компаний (ТНК) и мирового рынка (я в своей теории капиталократии назвал этот процесс "капиталорационализацией") вступает в конфликт с императивом экологического выживания человечества в XXI веке.

Не является ли норма "второй иностранный язык" для российской школы частью стратегии превращения нашей "просвещенной молодежи, в том числе в знании двух языков", в "неокочевников", устремляющихся за потоками бегущего из России капитала за границу, и таким образом - одним из моментов стратегии образовательного империализма Запада по очищению "жизненного пространства" в России от русского народа и других коренных народов? На мой взгляд, является, независимо от того, осознают это реформаторы или нет.

***

На все эти процессы, которые являются частью эпохи "заката" всей системы глобального империализма и строя мировой финансовой капиталократии, накладываются процессы первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, состоявшейся уже на рубеже 80-90-х годов ХХ века, и продолжающие развиваться ускоренными темпами. Об этом свидетельствует резкое ухудшение всех глобальных экологических индикаторов за последние 25-30 лет, по некоторым из них ухудшение - от 30 до 75%, что частично раскрывается в "Предупреждении человечеству. Второе уведомление", опубликованном в 2017 году, которое уже подписали более 15 тысяч ученых из 184 стран. Мой ответ на это "Предупреждение" с указанием на то, что экологическое спасение человечества возможно только в рамках Ноосферного Экологического Духовного Социализма и научно-образовательного общества, обеспечивающих единственно возможную модель устойчивого развития - управляемую социоприродную эволюцию, включающую в себя как необходимое условие управляемую ноосферную экономику, - опубликован в моем "Открытом письме Уильяму Рипплу" - инициатору написания этого "Предупреждения" и выставленного на многих сайтах в интернете.

Научно-образовательное общество - это общество, обеспечивающее выполнение требований законов - закона опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта, качества образовательных систем в обществе и закона опережения процессом человека научно-технического прогресса.

Капитализму и рынку подписала приговор Ее Величество Природа в лице Биосферы и планеты Земля, имеющие как суперорганизмы собственные гомеостатические механизмы (механизмы устойчивости). Еще в 1991 году в докладе Мировому банку, написанном под руководством Гудленда, Дейли и Эль-Серафи, было указано, что в экологически заполненной нише, которую занимает человечество, рынок как механизм экономического развития исчерпал себя. Де-факто сформировался рыночный экоцид человечества. Мировая рыночно-капиталистическая система или глобальный империализм превратились в "экологического могильщика" человечества.
Стратегия спасения человечества - это переход его, в соответствии с разработанной мною научно-мировоззренческой системой Ноосферизма, к Ноосферному Экологическому Духовному Социализму, который связан с научно-образовательным обществом, в котором образование выполняет функцию "базиса базиса" духовного и материального воспроизводства (наукоемкой, интеллектоемкой, образованиеемкой экономики), а наука предстает не только как "производительная сила" (по К. Марксу), но и как "сила управления".

В России "рыночные реформы" породили ее рыночный геноцид (развернутую аргументацию этого вывода я раскрыл в монографии "Рыночный геноцид России и стратегия выхода из исторического тупика" в 2013 году), и ее будущее развитие, восстановление суверенитета, научного, образовательного и экономического могущества требует возрождения роли планирования (планового механизма) и управления социально-экономическим развитием России на принципе примата плана над рынком с одновременным введением во внутренней политике России высшего приоритета опережающего развития всей системы непрерывного образования и института науки.

Ж.И. Алфёров еще в 90-х годах указывал на то, что образование, медицина и жилье должны быть бесплатными. Образование, здравоохранение и наука должны быть выведены за пределы рыночных регуляторов и рыночной оценки эффективности, т.е. из сферы рыночного геноцида.

***

Какое нужно образование в России?

Ответ на этот вопрос должен быть связан с пониманием того, что стратегией развития образования в России XXI века является становление научно-образовательного общества. Необходимо восстановление единой общеобразовательной подготовки с высокой базовой подготовкой не только в области математики, физики, химии, ботаники, географии, биологии, но, что является не менее главным, и истории, русского языка и литературы, астрономии, психологии, логики, экологии.

Если ставить вопрос о развитии интеллекта учеников, становлении у них развитого мышления, умения оперировать абстракциями, делать правильные обобщения, осуществлять анализ прочитанных произведений, то главными предметами, которые обеспечивают их становление, служат математика, в том числе и арифметика, геометрия, доказательство теорем, интенсивное чтение книг (в бумажном виде), написание сочинений (начиная с 5-го класса).

Педагогам нужно знать глубокую связь лево- и правополушарных "интеллектов", знать, что их единство в динамике образует лево-правополушарную ритмику человеческого интеллекта, причем индивидуальную для каждого типа человека (антропотипа).
Нагрузка в области абстрактных форм мышления, операциональных действий, например, на компьютере, должна уравновешиваться уроками живописи, музыки, пения, физических занятий под красивую классическую музыку, гармонизирующую духовный мир учащихся.

Второй иностранный язык не столько развивает мозг, сколько увеличивает возможность коммуникаций в мировых сетях интернета на этом языке. Думаю, он должен стать элективным курсом в школе, т.е. учебным курсом по выбору.

К сожалению, ни в России, ни в мире серьезно не поставлена проблема эргономики информационно-компьютерных систем (рост компьютерно-игровой "зависимости" интеллекта человека, делающего его более неадекватным реальному миру, - это очень опасное явление). На этом фоне цифровизация рыночных отношений и социальной капитал-мегамашины, в том числе и цифровизация образования и науки, всех систем бюрократии, усиливает отчуждение человека не только от собственной природы, от смысла жизни, от ответственности за все, что он творит в социальной среде, но и от Природы вообще, которая становится для него "чуждым" и даже "злым" миром.

Это "цифровое отчуждение" человека от мира природы превращается в механизм, усиливающий процесс его экологической гибели. Удивительное дело - цифровизация победно шагает по планете и в России на фоне ускоряющихся процессов экологической гибели человечества.
Следует помнить предупреждение отца кибернетики Норберта Винера в 1964 году в одном из интервью известного американского журнала (цитирую по книге Н. Винера "Кибернетика, или управление и связь в животном и машине", изданной в СССР в 1983 году):

"Вопрос: Д-р Винер, существует ли опасность, что машины - вычислительные машины - когда-нибудь возьмут верх над людьми?
Ответ: Такая опасность, несомненно, существует...

...

Вопрос: Д-р Винер, не изменяет ли человек окружающую среду свыше своей способности приспособляться к ней?

Ответ: Это вопрос No.1. Человек, несомненно, изменяет ее чрезвычайно сильно, а делает ли он это свыше своей способности, мы узнаем довольно скоро. Или не узнаем - нас больше не будет".

Первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы есть подтверждение прогноза Винера в его негативном варианте. Она свидетельствует о глобальной рыночно-капиталогенной антропологической катастрофе.

Размышляя о выходе из экологического тупика человечества и переходе в "эпоху Ноосферы", академик АН СССР (потом РАН) Н.Н. Моисеев назвал главный механизм такого перехода - "систему Учитель", т.е. систему образования и просвещения в широком смысле.

Россия - великая уникальная евразийская цивилизация, в ХХ веке первой совершившая прорыв к социализму в лице СССР и затем Космический Прорыв.

Россия - великая научно-образовательная держава.

Россия в XXI веке призвана первой совершить Ноосферный Прорыв человечества и в этом качестве стать Ноосферной Россией.

Коротко о себе. Субетто Александр Иванович - доктор экономических наук, доктор философских наук, кандидат технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Правительства РФ (в номинации "Образование", 2011 г.), лауреат премии и серебряной медали Н.Д. Кондратьева (1995), лауреат премии П.А. Сорокина (2011), выпускник Ленинградской Краснознаменной военно-воздушной инженерной академии имени А.Ф. Можайского (1959 г., учился по программе подготовки инженеров широкого профиля); полковник Космических войск СССР (в отставке), строитель космодрома Плесецк (1959-1969); работаю в сфере образования и науки с 1969 года, уже 50 лет; автор более 1300 научных и публицистических работ, в том числе более 400 книг и монографий; разработчик научно-мировоззренческой системы - Ноосферизма; представитель поколения 1937 года - поколения "детей войны"; отметил свое 82-летие, но остаюсь в строю и служу нашей прекрасной Родине, историей которой горжусь!

http://sovross.ru/articles/1825/43539

*   *   *   *   *   *   *

Закон появления врагов при наличии крупных научных достижений по К.Э. Циолковскому

Из книги А.Л. Чижевского:

"К.Э. Циолковский часто любил подвергать анализу различные обстоятельства, приводившие его к разладу с учёными, к их ненависти по отношению к нему и их непониманию и даже нежеланию понять его большую творческую работу. Это было "больное место" его, ибо никто так не мешал ему работать, как учёные, никто его так не дискредитировал, как они, никто так не презирал его, как штампованные корифеи авиационной науки.

- Крупные учёные, - говорил он, - со всех сторон окружены врагами. Это закон, не имеющий исключений. История науки до краёв наполнена примерами такого рода - вражеским окружением великих учёных. Немыслимо перечислить эти явления, а как хорошо было бы написать книгу под заглавием "Страдальцы за науку" (книгу с близким названием написал французский учёный Г. Тиссандье - Прим. И.Л. Викентьева).

Может быть, люди, от которых зависит судьба великих учёных, зная о существовании непреложного закона, принимали бы вовремя меры, чтобы избавить великих людей от ужасов жизни, окружили бы их большей заботой, создали бы им подобающие условия быта, отводили бы им лучшее жилье, а не вынуждали бы их жить в тесных каморках и вести полуголодное существование.

Но, увы, великие люди скромны, они делают своё великое дело и не беспокоят начальство. Академии наук в капиталистических странах являются чисто бюрократическими учреждениями, идущими на поводу у той или иной общественной группировки. Это наиболее вредные для развития науки организации, ибо они, как правило, тормозят развитие истинного новаторства, не терпят первооткрывателей и загоняют в гроб ученого, который позволяет себе иметь особое мнение по тому или иному вопросу.

Существует убеждение, что великие учёные обычно не бывают академиками, как, например, Менделеев или Мечников, зато середнячки, или, как говорил К.Э. Циолковский, "учёная мелочь", изо всех сил лезут в академики. В этом есть известная доля правды. Конечно, нет правил без исключения. Всё же в Академии наук действительно заседают не только пушкинские "дундуки", но и убежденные "закрыватели" или даже "первозакрыватели" наиболее прогрессивных идей в науке.

Все свои великие дела и великие идеи человечество совершает и провозглашает вне академий. Этот факт следует считать бесспорным и хорошо объяснимым, даже вполне лояльным, ибо, чтобы стать академиком, необходимо в некоторых случаях действительно совершить великое дело сперва вне академии. Это, конечно, не значит, что все академики повинны в великих делах! Но бесчестность - древнее явление в науке. С этим явлением приходилось многократно сталкиваться как К.Э. Циолковскому, так и мне, и многим другим. Сколько раз наши идеи выдавались за "свои" - не перечесть. В переписке или докладе нет-нет да и проговоришься, а через полгода или год о том, о чём проговорился, прочтешь научную статью, даже без соответствующих ссылок. Ну вот и спасибо, избавили от работы! Бывало и так: подпишешь статью вместе с помощником, а смотришь - она отпечатана только от имени помощника, который сумел вовремя исчезнуть из лаборатории. Этот номер особенно хорошо удаётся, если в данный период в прессе появилась о твоей работе разносная статья.

К.Э. Циолковский бывал обворован всечасно и беспардонно, без каких-либо ссылок на его имя. Обычно он в таких случаях говаривал: "Это - вода на мою мельницу". К большому огорчению его друзей, эта вода была настолько мутна, что могла замедлить ход колеса мельницы К.Э. Циолковского и даже приостановить его движение. Это заставляло его друзей быть начеку и зорко следить за узурпаторами творений Константина Эдуардовича.

- Страшно, когда незнакомые люди становятся врагами, - говорил Константин Эдуардович, - но это совершается всегда в тех случаях, когда человеку удается сделать что-либо необычайное, большое, всемирное. Зависть толкает друзей к совершению плохих поступков, она затмевает разум, опьяняет человека, и он становится способным к совершению враждебных вам действий. Зависть - это страшное зло, сопровождающее не только науку и искусство, но и все, что есть необычного и прекрасного.

Право, - продолжал он, - им нечего мне завидовать. Вот уж поистине нелепый парадокс: завидовать нищему, который бьётся как рыба об лёд, чтобы сделать свои мысли достоянием всех людей. И тем не менее - завидовать... потому, что мне удаётся вдруг, неожиданно заметить что-либо такое, мимо чего проходили тысячи искателей. Вот, нате вам. - И Константин Эдуардович громко рассмеялся.

Наука не терпит обмана, и всякая ложь в конце концов раскрывается, разоблачая её творцов. Попытки оболгать, оклеветать его то в неучёности, то в плагиате даже в те годы не были особенной новостью, но эти попытки делались осторожно, конфиденциально. Пренебрежительное упоминание то на лекции о К.Э. Циолковском, то в частных беседах было далеко не новостью, и делались эти попытки всё одной и той же группой лиц как бы случайно, походя. Но где-то, в чьих-то сердцах и чьих-то умах, слова эти оставляли след, запоминались, повторялись в разговорах со знакомыми или друзьями, и клевета росла как снежный ком. Разноречивые суждения о работах и личности К.Э. Циолковского уже никого более не удивляли и никого более не трогали. Одни его не ставили ни в грош, другие считали мечтателем и к его научным трудам относились скептически. Большинство специалистов и учёных придерживались такой ошибочной точки зрения, обусловленной постоянно идущими от некоторых лиц инсинуациями. Конечно, он боролся с этими инсинуациями как мог, но это не помогало делу. Организация клеветы была поставлена хорошо!".

Чижевский А.Л., На берегу Вселенной: годы дружбы с Циолковским (воспоминания). - М., "Мысль", 1995. С. 165-167.

Источник: https://vikent.ru/enc/2696/

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте есть форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

*   *   *   *   *   *   *

Удачи вам и счастья!


В избранное