Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 945


"Эконометрика", 945 выпуск, 4 марта 2019 года.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

"Варианты траектории инновационного процесса: этапы, их взаимосвязь и последовательность" рассмотрены в статье А.И. Орлова, подготовленной усилиями С.Г. Маликовой для газеты "Экономика и жизнь".

Ситуация в часовой промышленности рассмотрена Владимиром Бояринцевым и Анатолием Самариным в статье "Если ты надел часы...".

О педагогической истории А.С. Макаренко рассказывает Юрий Белов в статье "Гений советской педагогики".

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу subscribe.ru/catalog/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Варианты траектории инновационного процесса: этапы, их взаимосвязь и последовательность

А.И. Орлов, д.э.н., д.т.н., к.ф.-м.н., профессор, зав. лаб. экономико-математических методов в контроллинге, МГТУ им. Н.Э. Баумана

Инновационный процесс очень сложен и многогранен. Какие основные этапы от идеи до серийного выпуска можно выделить? Есть ли естественные "точки перехода" для коммерциализации новшеств (смены собственника)? Каким образом можно использовать современные возможности интернета для коммерциализации инноваций? Какую помощь создателям новшеств могут оказать специалисты из области экономики и управления? Рассмотрим в нашей статье основные этапы инновационного процесса и попробуем найти ответы на поставленные вопросы.

Чтобы эффективно осуществлять инновации, необходимо ясно представлять этапы инновационного процесса, их последовательность и взаимосвязь, а также возможные "точки" коммерциализации. Выделим основные этапы инновационного процесса.

Этапы инновационного проекта

Начальный этап 1 инновационного проекта - формирование идеи, которая ляжет в его основу. Рождение идеи - это творческий процесс. Автором идеи является конкретное физическое лицо (или группа лиц). Юридической защиты авторство не имеет. Адресного финансирования формирование идеи обычно не предполагает. Коммерциализация идеи в отдельных случаях возможна, но обычно необходима дальнейшая проработка идеи.

Этап 2 "Оформление интеллектуальной собственности" состоит в формировании коллектива собственников инновационного проекта, их долевого или иного участия в расходах и доходах по мере движения по траектории инновационного проекта. В случае более одного собственника этап заканчивается подписанием договора, участниками которого могут быть физические и юридические лица. По мере движения по траектории инновационного проекта могут быть подписаны новые договоры по оформлению интеллектуальной собственности.

Здесь важны три потенциальные конфликтные зоны.

Во-первых, если новая идея возникла при выполнении производственного задания, то необходимо урегулировать взаимоотношения между творческим коллективом и организацией. Вполне естественно, что организация претендует на часть интеллектуальной собственности. Однако если эти претензии распространяются на всю интеллектуальную собственность, то творческий коллектив теряет стимул к дальнейшему развитию идеи.

Во-вторых, необходимо оформить состав творческого коллектива и распределение интеллектуальной собственности внутри него.

В-третьих, требуют урегулирования взаимоотношения с не входящими в творческий коллектив сотрудниками, выполняющими вспомогательные функции.

По завершении данного этапа возможна коммерциализация, в частности, выход на интернет-аукцион высоких технологий.

Этап 3 "Защита интеллектуальной собственности" состоит в подготовке и оформлении патентов и иных правовых документов, фиксирующих и защищающих права на интеллектуальную собственность, сопутствующую инновационному проекту в процессе движения по его траектории. Наличие патентов, несомненно, повышает рыночную стоимость инновационного проекта, поскольку демонстрирует положительные результаты экспертизы при выдаче патента. Однако получение патентов и иных правовых документов растянуто во времени.

Этап 4 "НИР по тематике инновационного проекта". Часто (но не всегда) первоначальная идея нуждается в развитии. Иногда нужны фундаментальные исследования, чаще необходимы разработки, относящиеся к прикладной науке. Результаты этого этапа отражаются в виде научных публикаций, отчетов, докладов на научно-технических конференциях, представлений на выставках, в интернете. С точки зрения коммерциализации инновационных проектов, результаты четвертого этапа подтверждают и развивают первоначальную идею. Они дают потенциальным покупателям основания для участия в переговорах (или, при наличии таких возможностей, в интернет-аукционе), демонстрируя поддержку идеям авторов проекта со стороны научной общественности.

Этап 5 "Разработка опытного образца". Правильность исходной идеи требует обоснования, реализации в виде опытного образца. Большое психологическое воздействие на потенциальных покупателей оказывает демонстрация действующего устройства. Поэтому на данном этапе осуществляется переход от "слов" к "железу". Основным итогом, который во многих случаях естественным образом вытекает из четвертого этапа, является так называемая "a-модель" - устройство, посредством которого автор/разработчик подтверждает соответствие заявленным техническим решениям. Речь идет об опытном образце изделия, демонстрирующем возможности будущего серийного изделия. Естественно, он подвергается техническим испытаниям, и информация о достигнутых характеристиках доступна потенциальным покупателям. Достаточно часто пятый этап растянут во времени. Именно на нем возможность коммерциализации инновационного проекта становится очевидной и является заметным фактором его движения по траектории развития.

Первые пять этапов, породившие идею, творческие коллективы обычно выполняют самостоятельно. Но затем начинаются сложности.

Этап 6 "Маркетинговые исследования". Судя по опыту МГТУ им. Н.Э. Баумана, в области высоких технологий коллективы разработчиков обычно сосредотачиваются на научно-технических проблемах новшеств, составляя календарные планы перехода к промышленному производству. Сроки и стоимость такого перехода коллективы разработчиков, как правило, приводят в своих заявках, адресованных потенциальным покупателям. Однако маркетинговая составляющая заявки обычно проработана плохо, поскольку члены технических творческих коллективов не владеют методами маркетинговых исследований.

Необходимость маркетинговых исследований становится очевидной именно после создания опытного образца (этап 5), когда продемонстрирована возможность достижения научно-технической цели проекта. На предыдущих этапах обсуждение характеристик потенциальных потребителей также ведется, но обычно на уровне кабинетных маркетинговых исследований с использованием экспертных оценок. После пятого этапа наряду с развертыванием кабинетных исследований потребителей и конкурентов переходят к полевым исследованиям.

Шестой этап может быть проведен уже после смены собственника. Обычно реализация инновационного проекта переходит от творческого коллектива к малому венчурному предприятию.

Этап 7 "Оценка эффективности". Если маркетинговые исследования показывают целесообразность дальнейшей проработки (заявки на коммерциализацию) инновационного проекта, то следующим этапом является оценка эффективности при внедрении проекта. Желательна подготовка подробного или сокращенного бизнес-плана, включающего организационный, производственный или финансовый планы и др. Должны быть оценены различные характеристики экономического эффекта от внедрения новшества, а также проанализированы другие виды эффектов. В бизнес-план включают результаты маркетинговых исследований, оценку и методы управления рисками при реализации проекта. Подготовкой бизнес-планов должны заниматься специалисты в области организационно-экономического обеспечения инновационной деятельности. Наличие квалифицированно подготовленного бизнес-плана значительно увеличивает шансы на дальнейшую успешную коммерциализацию проекта.

Этап 8 "Экспертиза". На всех этапах жизненного цикла инновационного проекта - формирование, маркетинговые исследования, оценка эффективности, принятие решения о реализации, внедрение, контроль после внедрения, оценка эффективности реализации проекта - используются разнообразные процедуры экспертного оценивания. Особенно необходима независимая экспертиза заявки на коммерциализацию и бизнес-плана инновационного проекта (например, перед проведением интернет-аукциона) с целью повторной смены собственника и передачи инновационного проекта для дальнейшей реализации крупному предприятию (организации), способному организовать массовый выпуск.

Этап 9 "Интернет-аукцион" высоких технологий. Этот этап предлагается ввести, так как современные цифровые технологии во многом могут облегчить и ускорить инновационный процесс. "Электронные" экономические связи субъектов инновационной деятельности играют сейчас ведущую роль, необходимо развивать информационную и цифровую культуру. Здесь могут использоваться и другие возможности для поиска заказчиков и инвесторов.

Для участия в интернет-аукционе заказчикам и инвесторам целесообразно представить бизнес-план. В результате проведения интернет-аукциона может быть принято решение о реализации или о передаче прав на использование результатов, полученных в ходе выполнения инновационного проекта. Интернет-аукцион может быть проведен практически на любой стадии жизненного цикла - от оформления прав на интеллектуальную собственность до внедрения результатов, однако наиболее естественное его место - при переходе от малого предприятия к крупному.

Этап 10 "Подготовка к внедрению - ОКР и „b-модель“ (технологическая подготовка производства)". Необходимый этап жизненного цикла инновационного проекта (который приобретает все больше черт инвестиционного проекта) - опытно-конструкторские работы, позволяющие перейти от опытного образца к серийному производству. Этап завершается подготовкой так называемая "b-модели" - устройства и/или набора технологической документации, посредством которого автор/разработчик подтверждает технологическую воспроизводимость научно-технической идеи. Речь идет о прототипе будущего серийного изделия вместе с технологической документацией. Технологическую подготовку выпуска изделия целесообразно увязывать с возможностями завода-изготовителя, а потому проводить силами заказчика после получения всей необходимой документации от коллектива разработчиков первоначальной идеи. При этом должна быть обеспечена возможность консультаций со стороны разработчиков. Возможны и иные варианты. Например, если коллектив разработчиков действует в составе научно-производственного объединения (НПО), то этап 10 может быть проведен силами "материнского" НПО.

Этап 11 "Внедрение и выход на рынок". Реализация проекта, например, начало серийного выпуска и продажи изделия, знаменует собой завершение инновационной составляющей проекта и переход к производству продукции.

Этап 12 "Контроль после внедрения". Однако коллектив разработчиков, как правило, должен продолжать осуществлять контроль и авторский надзор за выпуском изделия, адекватно реагируя на предложения изготовителей и рекламации потребителей. Возможность и необходимость авторского надзора должны быть закреплены в договорах, заключенных по итогам интернет-аукциона.

Этап 13 "Оценка эффективности реализации проекта". На этом этапе должны быть оценены краткосрочные и долгосрочные последствия реализации проекта - социальные, технологические, экологические, экономические, политические, то есть обеспечена "обратная связь". В частности, для инвесторов представляют интерес (дисконтированный) срок окупаемости и другие показатели эффективности проекта.

Многообразие траекторий инновационного процесса

Проанализируем различные варианты типовых траекторий инновационного процесса в области высоких технологий. Базовый вариант имеет вид:

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13.

Здесь приведены порядковые номера описанных выше этапов.

Однако этапы 6 и 7, как правило, используют процедуры на основе экспертных оценок, поэтому для адекватного отражения роли экспертиз представим подкорректированный базовый вариант:

1-2-3-4-5-6 (8)-7 (8)-8-9-10 -11-12-13.

Выход на коммерциализацию, в частности, на интернет-аукцион, то есть на связку этапов 8-9 возможен не только после этапа 7. Так, вариант траектории:

1-2-3-8-9-4-5-6 (8)-7 (8)-10-11-12-13

соответствует продаже патента, после чего покупатель проводит НИР для детального изучения явления и проходит через все остальные этапы траектории инновационного проекта.

Однако покупатель патента может довести проект до стадии коммерческой привлекательности и продать его (например, через интернет-аукцион):

1-2-3-8-9-4-5-6 (8)-7 (8)-8-9-10 -11-12-13.

После выхода на рынок может произойти еще одна смена собственника:

1-2-3-8-9-4-5-6 (8)-7 (8)-8-9-10-11-8-9-12-13,

например, выведшее продукцию на рынок малое предприятие продает технологически отраженное и проверенное на покупателях производство крупной фирме, которая разворачивает массовый выпуск нового товара.

Итак, представленная последней траектория предусматривает троекратную смену собственника инновационного проекта.

Вполне рациональной выглядит схема, когда для технологической отработки товара создается малое предприятие, которое покупает идею, доводит ее до промышленного выпуска, а потом продает производство крупной фирме:

1-2-3-8-9-4-5-6 (8)-7 (8)-10 -11-8-9-12-13.

Более часто встречающейся является ситуация, когда первоначальный владелец передает проект малому предприятию после этапа 5 (разработки опытного образца):

1-2-3-4-5-8-9-6 (8)-7 (8)-10-11-8-9-12-13.

Именно такой вариант (с упором на роль малого предприятия) часто рекомендуется использовать рядом российских структур.

Отметим, что этап 8 (экспертиза) в скрытой или развернутой форме присутствует и на ранних этапах траектории. Так, базовый вариант при подробном анализе естественно представить в виде:

1-(8)-2-(8)-3-(8)-4-(8)-5-(8)-6 (8)-(8)-7 (8)-(8)-8-9-(8)-10-(8)-11-12 (8)-13 (8).

Каждый этап, обозначенный (8), состоит в принятии на основе экспертных оценок решения о продолжении или прекращении проекта. Прекращение проекта приводит к потере средств, вложенных в проект. Другими словами, речь идет о рисках, связанных с выполнением инновационных проектов.

Рассмотрим начальные этапы траектории проекта 1-5. Обычно они связаны с деятельностью коллектива разработчиков исходной идеи. Выше в качестве базовой рассматривалась схема

1-2-3-4-5-...

Однако не менее распространенными являются схемы начального участка

1-4-5-2-3-...       

(сначала сделан опытный образец, а потом по итогам его создания решаются проблемы формирования и защиты интеллектуальной собственности),

1-2-4-5-3-...       

(авторство идеи не вызывает споров, а закрепление интеллектуальной собственности происходит после демонстрации работоспособности идеи),

1-2-4-3-5-...       

1-4-2-5-3-...      

1-4-2-3-5-...      

(промежуточные варианты, показывающие, что две подтраектории, состоящие из этапов 2-3 и 4-5 соответственно, могут быть пройдены в произвольном порядке).

Преобразуя начальные участки первых восьми из указанных выше траекторий с помощью пяти только что выписанных вариантов начального участка, получаем на основе каждой из них еще 5 траекторий, то есть всего имеем уже 8*5 = 40 траекторий.

Однако и это не все. При движении по 25 траекториям из 40 этапы 6 и 7 выполняются последовательно один за другим. Однако ясно, что бизнес-план целесообразно разрабатывать на основе данных о том конкретном предприятии, на котором будет осуществляться проект. Следовательно, может оказаться целесообразным проводить интернет-аукцион не между этапами 7 и 10, а между этапами 6 и 7 в соответствии с траекториями

1-2-3-4-5-6-8-9-7-10-11-12-13,

1-4-5-2-3-6-8-9-7-10-11-12-13

и др.

Перечень возможных траекторий на этом далеко не закончен. Можно представить себе проведение маркетинговых исследований в самом начале согласно траектории

1-2-3-6-4-5-8-9-7-10-11-12-13

или же оформление и защиту интеллектуальной собственности непосредственно перед выходом на интернет-аукцион:

1-6-4-5-2-3-8-9-7-10-11-12-13.

Из сказанного следует, что на процедуры коммерциализации (на интернет-аукционы) могут быть выставлены инновационные проекты на различных этапах их жизненного цикла, с самыми разными наборами выполненных этапов. Следовательно, набор документации, представляемой на процедуру коммерциализации, должен быть гибким, чтобы учесть особенности конкретных инновационных проектов. Целесообразно обеспечить возможность контактов разработчиков и потенциальных покупателей.

Предложение по организационно-экономической поддержке инновационных исследований

Для успешности инновационной деятельности, кроме научно-технических коллективов, заказчиков, реализующих проекты, и инвесторов, обеспечивающих финансирование, необходима структура, занимающаяся организационно-экономическим обеспечением - маркетинговыми исследованиями, подготовкой бизнес-планов, проведением экспертиз, использованием информационных технологий.

Для этих целей можно создать на наукоемких и нацеленных на инновации предприятиях (также в научно-исследовательских организациях, в вузах) Инновационный центр (ИЦ) - аналитический консультационный центр, предназначенный для организационно-экономической поддержки инновационных исследований в области наукоемких технологий и для подготовки к трансферу технологий и коммерциализации новшеств (например, с помощью проведения интернет-аукциона высоких технологий). Задачами ИЦ могут быть: всесторонняя маркетинговая поддержка конкретных инновационных исследований в наукоемких областях, организационно-экономические экспертизы инновационных проектов и разработка их бизнес-планов (с привлечением специалистов). Инновационный центр немыслим без постоянного прогнозирования научно-технического прогресса в области наукоемких (высоких) технологий, а также спроса на продукцию высокотехнологичных отраслей промышленности. Задачами такого центра должны стать также:

- оценка экономической эффективности инновационных проектов;

- оценка рисков инновационных проектов.

Эти компоненты необходимы для поддержки инновационных исследований в области наукоемких технологий. Процедуры экспертного оценивания нужно применять не только на заключительном этапе, но и на всех остальных этапах анализа инвестиционного проекта.

В модели разработки и трансфера технологий присутствуют четыре основных стадии: поиск (создание) технологии; разработка; проверка (экспертиза) и внедрение. У этой модели есть четыре основных роли. Распространитель (заказчик) - знакомит потенциальных разработчиков и пользователей с соответствующими технологиями, консультирует их и т.д. Его основная работа - на стадиях поиска и внедрения технологий. Спонсор (инвестор) - осуществляет организационную и финансовую поддержку деятельности (включая работу распространителей, разработчиков, а также тех, кто занимается внедрением). Его основная работа - на стадиях разработки, проверки (экспертизы) и внедрения. Разработчик - осуществляет разработку идеи, лабораторные исследования, создание опытных образцов и проведение полевых и иных испытаний результатов НИОКР. Его основная работа - на стадиях разработки и проверки. Реализатор технологии (специалист по внедрению) - решает вопросы продаж, подготовки потребителей, преодоления различного рода трудностей. Его основная работа - на стадиях экспертизы (проверки) и внедрения. Для достижения успеха трансфера технологий необходимо выбрать наиболее адекватные методы и приемы для каждой из стадий процесса.

В целом предлагаемая концепция организационно-экономического обеспечения инновационной деятельности полезна для тех отраслей народного хозяйства, в которых используются те или иные механизмы коммерциализации результатов инновационной деятельности. В то же время ее применение, например, при разработке инновационно-инвестиционных проектов создания ракетно-космической техники нецелесообразно.

Концепция впервые описана в работе: Орлов А.И. Инновационная деятельность: организационно-экономическое обеспечение и интернет-аукционы. - Проблемы информационной экономики. Выпуск VII. Стратегия инновационного развития российской экономики: Сб. научных трудов / Под ред. Р.М. Нижегородцева. - М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2008. - С. 325-345.

В статье использованы материалы исследовательской работы автора, подробнее см. Орлов А.И. 13 этапов инновационного процесса // Инновации в менеджменте. 2017. No.4 (14). С. 46-54.

Публикация:

Орлов А.И. Варианты траектории инновационного процесса: этапы, их взаимосвязь и последовательность // Газета "Экономика и жизнь" No.32 (9748) от 16 августа 2018 https://www.eg-online.ru/article/378479/

*   *   *   *   *   *   *

Если ты надел часы...

Владимир Бояринцев, Анатолий Самарин

Наручные часы стали символом успеха и принадлежности к высшим слоям правящего класса чиновников и олигархов.

Недаром пресс-секретарь президента страны носит часы почти на 37 миллионов рублей, что говорит о том, что квартирный вопрос у него давно решён, и не нужно продавать "подарок", чтобы купить квартиру (http://peskov.watch).

Стоимость часов руководителей разных уровней составляет он нескольких сот тысяч до  миллионов рублей, свидетельствуя не только о принадлежности обладателя их к сливкам общества, но являются символом неподкупности их носителя, так как трудно перекупить человека с такими финансовыми возможностями.

Не исключён момент, что эта мода на импортные часы и привела к уничтожению бывшей советской часовой промышленности. Возможно, не было бы её разгрома, если бы сливки общества были бы патриотами и носили только российские часы.

В своё время советские часы считались в мире - по крайней мере по надежности хода - не хуже швейцарских, обе страны имели примерно сопоставимые объёмы производства,  часовая промышленность относилась к отрасли точного машиностроения, проще говоря - к оборонной промышленности, технологии, которыми она владела, были одними из самых передовых в мире (http://www.step-by-step.ru/jobs/Epr.pdf).

Наша страна входила в тройку лидеров мирового часового рынка, контролируя десятую его часть, в СССР выпускалось более 50 миллионов часов в год, треть продукции шла на экспорт.

Российские средства массовой дезинформации ныне внушают мысль, что разрушение промышленного производства осталось в прошлом, а страна  развивает промышленность.

Рассмотрим только несколько примеров часового производства, которые показывают, что уничтожение советской промышленности не только не закончилось с уничтожением 35-ти тысяч промышленных предприятий, а успешно продолжается в наше время, когда уничтожаются предприятия, зачастую являющихся градообразующими.

Источник: http://maxpark.com/community/5652/content/5708966

- Куйбышевский завод ЗИМ был третьим по счёту производителем часов в Советском Союзе - после 1-го и 2-го московских специализированных часовых заводов, завод им. Масленникова (ЗИМ), выпускал часы "Победа" на уровне 200 тысяч штук в месяц, но завод делал не только часы, основным было военное производство (часы для взрывателей), видимо, поэтому он стал одним из первых уничтоженных заводов точной механики, в 90-х годах завод был признан банкротом, социально-культурные сооружения были отданы коммерческим структурам.

- Челябинский часовой завод "Молния" производил часы для самолётов и вертолётов, В 2010-м году производство всех видов часов прекращено, на месте челябинской "Молнии" построили торгово-развлекательный комплекс.

- Угличский часовой завод "Чайка" в 2009-м году остановил массовое производство часов; легенда отечественного часового производства завод "Чайка" был градообразующим предприятием, завода как такового больше не существует. Территория арендована коммерческими структурами, магазинами и рынком. Механизмы не выпускаются, делается только ювелирка на японском кварце и редкая не своя механика, этим занимаются примерно 100 человек.

- В 1980-е годы были выпущены стомиллионные часы Пензенского часового завода, среди которых объём экспорта составлял половину, совершенно новая для часового завода продукция - устройство вывода графической информации ЭВМ (графопостроитель) была освоена с конца 80-х годов и за 1988-1989-й год выпущено 2000 графопостроителей разработки Киевского НИИ периферийного оборудования. Параллельно велось освоение производства графопостроителя по лицензии, купленной у австрийской фирмы "АББ ГЕРЦ АГ". в 1999-м году завод был объявлен банкротом и "подняться" уже не смог.

- 1-й московский часовой завод, в его цехах собирались уникальные приборы для кораблей и самолётов, наградные часы, выполнялись спецзаказы Министерства обороны. В 90-е годы прошлого века часть производства была закрыта, а часть преобразована в новые предприятия, в 2005-м году производство часов было прекращено. Из былого часового величия страны остался Первый часовой завод в районе Крестьянской Заставы; впрочем, остался - это громко сказано. В прошлом производственные цеха завода занимали квартал между Марксистской и Воронцовской улицами. В лучшие годы на часовом производстве трудилось около 8 тысяч человек. Сегодня львиная доля помещений продана или сдана под офисы. На производство часов оставлено 400 с небольшим квадратных метров, и работает всего 60 сотрудников, занятых сборкой дорогих часов представительского класса.

http://www.afisha.ru/article/first-clock-factory/ (25 июля 2011 г.)

https://www.m24.ru/articles/ulicy/23032015/69266?utm_source=CopyBuf

- 2-й московский часовой завод "Слава" прекратил существование, он был снесён в 2008-м году; после расчистки заводской территории мэрия никак не найдёт выгодного для себя застройшика.

- 3-й московский часовой завод был создан на базе инструментального цеха Второго Московского часового завода (2 МЧЗ), было производство часовых устройств и приборов военного назначения (приборы регистрации времени включения-выключения, бомбовые таймеры), завод выпускал: часы-ходики, будильники, часы настольные, часы шахматные, измерительные приборы, точный специальный инструмент и оснастку. В настоящее время часы не выпускаются.

- Чистопольский часовой завод "Восток", производивший часы для министерства обороны, в 2010-м году был признан банкротом;

- обанкротив, под шумок растащили по винтикам "Ракету" (Петродворцовый часовой завод) - новым хозяевам нужно было не предприятие, а земля, на которой оно находилось...

-  в 2006-м году был ликвидирован Ростовский часовой завод "Янтарь" который был лидером в производстве крупногабаритных интерьерных часов и будильников, сейчас в помещениях бывшего завода располагаются торговые центры и множество коммерческих предприятий;

- Сердобский часовой завод "Маяк", в городе Сердобске, Пензенской области, специализировался по производству будильников и настенных часов,  ликвидирован в 2004-м году;

- Владимирский завод точного машиностроения (Точмаш) выпускал настольные и настенные часы "Весна", наручные часы "Победа", но основу его продукции составляли  комплектующие для баллистических ракет, инженерных боеприпасов. В 90-е годы часть производства была закрыта, а часть преобразована в новые предприятия. В наше время предприятие выставлено на продажу, за него просят 2 миллиарда рублей, в состав "товара" входят 49 капитальных зданий и 45 сооружений, а также грузоподъемные сооружения. Всё это находится на территории, которая по площади сравнима с сотней футбольных полей.

Источник: http://maxpark.com/community/13/content/2448301; https://progorod33.ru/news/42373

Обратите внимание: в большинстве случаев для разорения отечественной высокотехнологичной промышленности (далеко не только часовового профиля) умело использовалась практика искусственного обанкрочивания предприятий. Любые, даже самые рентабельные производители, включая лучшие авиазаводы, или различные экспортеры популярных на мировом рынке видов оружия  в одночасье становились "убыточными". Лица, назначенные из Минпромторга или финансовых ведомств, четко действовали в качестве беспощадных экономических убийц российской промышленности. То, что было сотворено по этой технологии с важнейшими оборонными предприятиями не знало прецедентов в мировой истории: это было прямое уничтожение оборонного потенциала сверхдержавы. А чего стоил один лишь слив производственной информации об этом потенциале в процессе приватизации, который осуществлялся при участии А. Чубайса и целой команды офицеров ЦРУ, что было подробно описано в известном меморандуме министра В.П. Полеванова, адресованном Б.Ельцину. Расследование данной проблемы бло проведено тогда Счетной палатой и опубликовано в "Российской газете". Материал назывался "За что президент Ельцин снял с работы А. Чубайса".

"Выводы аудиторов Счетной палаты произвели шок в обществе. Преступление против нации и государства - так ревизоры оценили деятельность Чубайса. Формулировки были предельно жесткими: Госкомимущество поставлено на службу конкурентам и врагам России... целенаправленно разрушается оборонный комплекс страны... крупнейшие предприятия, конструкторские бюро, научно-исследовательские институты умышленно подводятся под банкротство и продаются за бесценок... Критерии, которыми "руководствовалось" Федеральное управление по делам о несостоятельности при Госкомимуществе России, американские эксперты примерили к своим заводам, и выяснилось, что 80 процентов преуспевающих американских военных предприятий, непоколебимо крепко стоящих на ногах, - честь и гордость обороны США, по меркам Чубайса должны быть признаны банкротами".

Из заключения Счетной палаты: "Анализ показывает, что целенаправленно разрушаются важнейшие отрасли оборонной промышленности, так как с признанием предприятия неплатежеспособным оно практически переходит в ведение ФУДН (Федеральное управление по делам о несостоятельности, возглавляемое ставленником Чубайса Мостовым), оказывается вне сферы влияния Госкомоборонпрома России - федерального органа исполнительной власти, и попадает в руки людей, непосредственно заинтересованных в устранении конкурентов с мирового рынка".

70 процентов предприятий, признанных "неплатежеспособными", относились к пяти ведущим стратегическим областям промышленности, несли основную нагрузку по исполнению государственного оборонного заказа, обладали лучшими в мире технологиями и профессионалами, конструкторскими и технологическими решениями на десятилетия опережали другие страны. 261 оборонное предприятие, практически вся элита оборонной промышленности, лучшее, чего достигла и наработала отечественная промышленность, были уничтожены. Банкротами объявляли совершенно секретные предприятия. Управляющими туда Чубайс направлял людей без малейшего опыта управления, не имевших допуска к сведениям, содержащим государственную, военную тайну.

"Наблюдается скрытая интервенция иностранного капитала с целью подрыва обороноспособности и экономики страны для обеспечения принятой Западом стратегии "гарантированного технологического отставания России", - говорилось в докладе заместителя председателя Правительства Российской Федерации Владимира Полеванова, возглавившего после Чубайса Госкомимущество и буквально в два дня убранного со всех постов, как только представил Правительству доклад о том, что приватизация, проводимая Чубайсом, это сдача России в таких масштабах, о которых враги России и мечтать не могли. Чего стоит только одна "продажа" Московского электродного завода, оснащавшего наконечниками ядерные боеголовки, графитовыми соплами, стержнями - замедлителями атомных двигателей... в общей сложности продукцией восьмидесяти трех технологий ракеты, подводные лодки, самолеты-перехватчики, штурмовые самолеты, в том числе самое современное в мире оружие - стратегические и оперативно-тактические ракеты комплексов "Тополь", "Тополь-М", "Искандер", "8К14". И этот завод, попасть на который могли только лица с высшей категорией допуска, был за копейки куплен гражданином... Соединенных Штатов Д. Хеем. Джонатан Хей не простой американец - он кадровый сотрудник Центрального разведывательного управления Соединенных Штатов. С 1992 года этот кадровый американский разведчик возглавлял в Государственном комитете по имуществу Российской Федерации отдел экспертизы и технической помощи, являлся советником Чубайса по вопросам приватизации в области оборонной промышленности.

Вероятно за такие фантастические заслуги перед разрушителями Отечества, за его деиндустриализацию, за подрыв экономики и обороны страны, именно Анатолий Чубайс и поныне получает (в своей госкорпорации "РОСНАНО") самую крупную в стране государственную зарплату - свыше 1 миллиарда руб. в год, что говорит более, чем многое другое, о реальной мере патриотизма гарантов демократии в России.

http://www.za-nauku.ru/

За годы демократии производство часов в России  сократилось в 100 раз, иными словами, современное часовое производство составляет 1% от советского.

Глава государства не носит часы российского производства, допустим, "Командирские", а предпочитает часы иностранных марок, которые стоят около 11-ти тысяч долларов, замечены были на его руке и часы за 25 тысяч долларов или швейцарские часы из жёлтого золота стоимостью на уровне 57,9 тысяч евро.

А может, стоило президенту проявить патриотизм, надев часы "Командирские" (есть же у него мечта поездить на шикарном автомобиле отечественного производства) и тем самым возродить российскую часовую промышленность, так как  каждый чиновник купил бы себе только такие часы.

"А нам всё равно", - могли бы сказать вожди демократии, глядя на свои швейцарские часы, учитывая демократические масштабы разрушения часовой промышленности.

Но, в соответствии с законом сохранения то, что исчезает в одном месте, появляется в другом, иными словами, то советское, что стараниями либералов-космополитов было уничтожено в современной России, успешно развивается в мире.

Вот рекламный материал "Наручные часы СССР", https://www.bestwatch.ru/watch/filter/brand:CCCP/?yclid=5422285447935563856:

Несколько цитат:

- Советский Союз - это время великих перемен, героических личностей и легендарных событий. Благодаря мощному запасу творческой энергии всех тех, кто жил и работал в этой великой стране, она стала лидером в области культуры, науки, политике и искусств.

Бренд "СССР" появился на свет благодаря великому наследию Советского Союза. В часах нашли отражение популярные ныне идеалы Back in the USSR  и неповторимый стиль и традиции советских часов...

Создатель часового бренда "СССР" Александр Шорохов покинул страну после её распада и обосновался в Германии, где и занялся производством эксклюзивных часов...

Бренд "СССР" выпустил в свет 14 коллекций...

На данный момент марка "СССР" представлена более, чем в 20 странах мира..."

Сомнений в рентабельности советских часовых моделей, как видит читатель, не возникает. Все сказанное об этом ранее в нашей стране есть наглая ложь!

Наивный читатель в Интернете задаёт вопрос:

- Медведев, почему Вы занимаете должность премьер-министра, не понимая, как развивать Россию? Почему у нас в стране 30 миллионов человек трудоспособного населения нигде официально не оформлены, перебиваются случайными заработками, соответственно, никаких отчислений в ПФР нет, почему у нас нет в России заводов?...

Странные вопросы задаёт читатель, не понимая, что современным зарубежным хозяевам не нужна промышленная Россия, а главная задача вождей демократии - сдать страну на милость победителя - международного финансового капитала, которому Россия нужна в качестве поставщика дешёвого природного сырья.

http://www.za-nauku.ru/

*   *   *   *   *   *   *

Гений советской педагогики

Юрий Белов

В центре идеологической борьбы

Педагогическая история А.С. Макаренко складывалась в непрерывной его борьбе с "теоретиками" педагогической науки и с руководящими бюрократами из Наркомпроса. И те и другие, опираясь, конечно же, на "новейшие достижения" в теории и практике воспитания, что были тогда в европейской и американской школе (так считалось, и этому, увы, безоговорочно верили на педагогическом Олимпе), травили талантливейшего советского педагога. Его методы воспитания были признаны несоветскими. Если бы не заступничество М. Горького и не поддержка чекистов, педагогическая судьба Антона Семёновича оказалась бы трагичной.

В 1920-е годы и до середины 1930-х в советской школе, наряду с коллективистским воспитанием, "с лёгкой руки" А.В. Луначарского (что было, то было) получила простор и теория "свободного воспитания", согласно которой формула сознательной дисциплины расширялась до признания того, что дисциплина эта должна вытекать из индивидуального сознания. Требование к личности со стороны коллектива, тем более в форме наказания, считалось допустимым, но нежелательным злом.

В означенное время в педагогической теории и на практике господствовала педология, претендующая на роль науки о целостном изучении ребёнка: его анатомо-физиологического, биологического развития, наследственности, что, безусловно, необходимо. Но педологи свели это изучение к "обследованию" учащихся методом тестирования и только для выявления так называемой умственной одарённости подопытного. Причём пользовались тестами, разработанными на Западе. По результатам тестирования выносился приговор: какой деятельностью может или не может заниматься "обследуемый". Для каждой личности "прописывались" особые методы и индивидуальное воспитание.

Как метко выразился Макаренко, педологи занимались разрозненной вознёй с личностью (воспитал - поставил в сторонку), начисто игнорируя воспитательный коллектив. Рецепты индивидуального воспитания сводились к воспитанию индивидуалистов. А почти половина "обследуемых" учащихся советских школ были признаны умственно отсталыми. Не напоминает ли, уважаемые читатели, всё это современную педагогическую науку и практику?

Мало того, педагоги-педологи делили детей на воспитуемых и трудновоспитуемых и даже особо выделяли с природными задатками к преступным действиям. Не скрывая своего гнева в отношении педологических извращений, Антон Семёнович утверждал: "Из моих 16 лет работы во главе учреждения правонарушительского я последние 10, а может, и 12 лет считаю работой нормальной. Всё дело в том, что, по моему глубокому убеждению, мальчики и девочки становятся правонарушителями или "ненормальными" благодаря "правонарушительской" или "нормальной" педагогике... Никаких прирождённых преступников, никаких прирождённых трудных характеров нет; у меня лично, в моём опыте, это положение достигло выражения стопроцентной убедительности".

Антон Семёнович Макаренко был страстным борцом за советскую педагогику и вёл беспощадную полемику с имитаторами педагогической теории. В мае 1936 года профессора, преподаватели и научные сотрудники Высшего коммунистического института просвещения (ВКИПа) пригласили его на обсуждение "Педагогической поэмы". Критики Макаренко вели себя воинственно.

Вот что он отвечал им: "А теперь поговорим о педагогической теории, потому что я рассматриваю вас как представителей, посвятивших ей всю свою жизнь. Мы стоим с вами на одной позиции советской педагогики, но расположены по-разному. У нас нет оружия, нападать буду я, вы защищайтесь. Извинить меня может только то, что я один, а вас много. Вы говорите, что теория есть, а я прошу - дайте её мне! Нет ни одной деловой книги, по которой педагогу можно было бы воспитывать детей... Вы говорите: учение марксизма-ленинизма верно. Но не прячьте педагогику за великими именами гениев марксизма. Ведь они не являются специалистами - профессорами педагогики. Их высказывания в области воспитания - это высокие идеи человечества, а не практическая педагогическая наука. Нельзя глубочайшую философию их учения выдавать за педагогическую технику. Не закрывайтесь ими и не снижайте их учения. Они создали методологию и дали задание, а вы пока ничего не сделали, чтобы его выполнить, ничем не ответили на задание. Почему несколько лет царила теория Шульгина? Пока ЦК партии не сказал об этой антиленинской "теории".

Заметим: "теория" В.Н. Шульгина - теория "отмирания школы".

Макаренко нападал на "теоретиков" от педнауки в мае 1936 года. А 4 июля 1936 года Совнарком и ЦК ВКП(б) приняли постановление "О педологических извращениях в системе Наркомпросов". Казалось бы, в борьбе с педологами и носителями "теории" свободного воспитания Макаренко и его сторонники победили. Точка была поставлена, и думалось, что навсегда.

...В 1956 году Н. Хрущёв выступил на ХХ съезде КПСС с докладом о "культе личности" Сталина. С этого года начинается отсчёт массированного наступления империалистического Запада на идеологическом фронте "холодной войны", важнейшим участком которого была советская система воспитания. С 1958 года в ФРГ наблюдается всплеск интереса к творческому наследию А.С. Макаренко в силу двух причин: во-первых, западная индивидуалистическая педагогика оказалась в жесточайшем кризисе, из которого она до сих пор выйти не может. Во-вторых, стратеги "холодной войны" видели в макаренковской системе воспитания в коллективе и через коллектив противоядие буржуазному образу жизни, распространяемому в СССР, как говорится, тихой сапой: посредством внушения в среде советского мещанства (через радиостанции "Свобода", "Голос Америки" и т.п.), поощрением внутреннего диссидентства среди интеллигенции, в особенности среди молодёжи, и т.д. и т.п.

Передовые педагоги Запада видели в Макаренко "самого выдающегося педагога нашей эпохи" и стремились проникнуть в суть его педагогического творчества. Иные устремления были у представителей западной элитарной буржуазной педагогики. Перед ними ставилась задача создать "новый образ" Макаренко, который якобы стал великим вопреки коммунистическим убеждениям, а его коллективистская концепция якобы отвечает образу коллектива западного типа, то есть групповому эгоизму в рыночных условиях.

В действие был приведён и другой вариант развенчания опыта Макаренко как опыта "тоталитарного воспитания". Этот вариант внедрялся в сознание педагогической общественности в годы пресловутой перестройки. Ходовой темой её глашатаев в области воспитания являлась тема "Макаренко и сталинизм". Главное, по замыслу фальсификаторов истории педагогического новаторства А.С. Макаренко, состояло в том, чтобы "оторвать педагогические устремления Макаренко от большевистских корней". Эта миссия была возложена на центр исследования макаренковского наследия в г. Марбург (ФРГ), где в 60-70-е годы минувшего века было выпущено 11 томов "учёных записок" о творчестве советского педагогического гения и создана многотомная его "новая" политическая и педагогическая биография.

Макаренко и Сухомлинский

Рассмотрим, как складывалась судьба педагогического наследия А.С. Макаренко в 60-70-е годы ХХ века в СССР и дальше - в РФ.

...С отказом на ХХII съезде КПСС (1961 г.) от главного в марксизме - от диктатуры пролетариата в советском обществе чем дальше, тем больше происходит понижение роли рабочих, производственных коллективов в политической и общественной жизни страны. Соответственно, как говорится, медленно, но неуклонно, а с середины 1970-х годов интенсивно на передний план выходит проблема индивидуального воспитания. Причём преимущественно словесного, происходит возврат к парному морализированию (tet-a-tet): учитель - учащийся. В Уставе средней общеобразовательной школы (1971 г.) урок провозглашается основной формой учебно-воспитательной работы. В педагогической теории и практике утверждается господство воспитывающего обучения. Воспитание как самостоятельная величина, как предмет педагогической науки растворяется в рекомендациях декларативного и канцелярского характера ("обратить внимание", "усилить", "необходимо", "надо" и т.п.). Разговоры и "учёные" публикации о воспитании в коллективе приобретают характер обязательного ритуала, так сказать, для соблюдения правил приличия.

В педагогических журналах и брошюрах означенного периода редко ссылаются на А.С. Макаренко, всё чаще на В.А. Сухомлинского, много говорящего об индивидуальной педагогике и в особенности о влиянии гуманитарных дисциплин на воспитание личности. Журнал "Юность" в 1972 году опубликовал статью В.А. Сухомлинского, в которой говорилось: "...Мы воспитываем (в Павлышской школе. - Ю.Б.) без наказания всех учащихся с сентября 1967 г.". Эксперимент должен был длиться 10 лет и найти своё отражение в книге "Воспитание без наказания". Это воспитание "только добром, лаской" в "гармонии духовной жизни школы".

Всё это из области абстрактного гуманизма Руссо, которого, как выразился Макаренко, он бы на порог не пустил, если бы ему предложили его кандидатуру в советскую школу. И это был вызов самому Макаренко, ибо Сухомлинский, этот, безусловно, талантливый педагог-практик, но претендующий на роль теоретика, к чему явно был не готов, не мог не знать диалектического подхода Антона Семёновича к проблеме наказания.

Макаренко утверждал: "Наказание должно быть объявлено такой же естественной, простой и логически вместимой мерой, как и всякая другая мера. Нужно решительно забыть о христианском отношении к наказанию, наказание - допустимое зло... Там, где наказание должно принести пользу, там, где другие меры нельзя применить, там педагог никаких разговоров о зле иметь не должен, а должен чувствовать своим долгом применить наказание". Наказание, по Макаренко, "должно разрешить и уничтожить отдельный конфликт и не создавать новых конфликтов". Для этого надо соблюдать ряд условий: "во-первых, ни в коем случае оно (наказание. - Ю.Б.) не должно иметь в виду причинение страдания"; "к наказанию нужно прибегать только в том случае, когда вопрос логически ясен, и только в том случае, когда общественное мнение стоит на стороне наказания"; оно "должно быть чрезвычайно индивидуальным".

"Такое убеждение, такая вера, - писал А.С. Макаренко, - что наказание есть допустимое зло, превращает педагога в объект упражнения в ханжестве. Никакого ханжества не должно быть. Никакой педагог не должен кокетничать, что вот я - святой человек, обхожусь без наказания".

Увы, позиция Сухомлинского по вопросу о наказании если и не была педагогическим кокетством, то весьма далека оказалась от диалектики воспитания в коллективе, в коем конфликт между "моим" и "нашим" невозможно решать без коллективного требования, а одной из форм его является наказание. "Педагогика - наука диалектическая", - любил повторять А.С. Макаренко. Но Сухомлинский был поднят на щит журналом "Коммунист" и Академией педнаук.

Случилось это в ту пору, когда в советскую педагогическую теорию, а также и в педагогическую практику, хотя и в меньшей степени, стали проникать западные (в основном американские) новомодные буржуазные концепции, близкие к педологическим изысканиям 1920-х годов. Так, в ходу оказалась разработанная в Гарвардском университете теория и практика "малых групп" и социометрии с её главным вниманием к межличностным отношениям в малых неформальных объединениях. Советский коллектив заведомо считался объединением сугубо формальным, бюрократическим. Коллектив как единое целое, как субъект воспитания стал исчезать из поля зрения профессоров и академиков от педнауки.

Примером может служить факт, до 70-х годов минувшего века невозможный в советской педагогике: в марте 1978 года на конференции, организованной педагогическим обществом РСФСР к 90-летию А.С. Макаренко, слова "коллектив" не оказалось в формулировках тем всех 40 докладов (?!). Отход педагогической науки и соответственно школы от проблемы коллектива явился закономерным следствием отхода правящей партии от ведущей роли рабочего класса.

М. Горький: "Удивительный Вы человечище..."

Поскольку педагогика объективно связана с господствующими в обществе политикой и идеологией, то проникновение в политику и идеологию КПСС (а оно состоялось) буржуазных теорий (теории конвергенции и общечеловеческих ценностей в противовес ценностям трудящихся классов, то есть социалистическим), ведущих к доминанте индивидуализма, не могло не породить в советском воспитании опасной антисоветской тенденции - отхода от формирования личности коллективиста-борца. Эту тенденцию с достаточной ясностью отметил известный советский философ Ричард Косолапов в журнале "Журналист" (1979 г.). Он писал: "На страницах некоторых изданий как-то смазывается различие между активной жизненной позицией коллективиста и активной жизненной позицией индивидуалиста".

Педагогическое наследие А.С. Макаренко накануне буржуазной перестройки оказалось в загоне, было сдано в почётный архив советской педагогики. Макаренковский образ коллективиста-борца размылся и исчез в нескончаемых прекраснодушных "учёнейших" рассуждениях о воспитании гармонически развитой личности, на которую смотрели учёные мужи сквозь призму приснопамятного абстрактного гуманизма. Нет, далеко не во всех трудовых коллективах и не во всех школах названная тенденция являлась преобладающей, но ползучий индивидуализм практически вил свои гнёзда повсеместно и нагло заявлял о себе в формах советского мещанства. Одной из таких форм была в 1980-е годы так называемая педагогика сотрудничества, якобы углубляющая главную идею педагогического наследия Макаренко: о воспитании личности в коллективе и через коллектив. На самом же деле она, эта педагогика сотрудничества, являлась калькой с педагогики "социального партнёрства" Дьюи (США).

Чтобы принизить величие советского педагогического гения, в "научных" трудах новоявленные теоретики всячески пытались представить его опыт воспитания как опыт "перевоспитания" правонарушителей. А в 1990-е годы эту фальшивую линию прочертили до конца - до мерзости лжи: Макаренко - педагог ГУЛАГа.

Ликвидировать педагогику Макаренко никому и никогда не удастся, как бы того ни желали ненавистники коммунистического воспитания. Наследие великого советского педагога - неотъемлемая часть мировой культуры, что давно признано ЮНЕСКО. Макаренковедение давно стало самостоятельным направлением мировой педагогической науки, и в первую очередь в странах "золотого миллиарда" (Германии, Франции, Японии). Понятно почему: педагогика индивидуалистического воспитания находится в глубочайшем хроническом кризисе. Мыслящие и честные педагоги мира тянутся к советскому Макаренко, пытаются в его творческом наследии найти ответы на мучающие их вопросы.

Даже в олигархической России в "средневековые" 90-е годы ХХ века сквозь зубы вынуждены были признать величие советского педагогического гения. В декабре 1994 года по первой программе российского телевидения (студия "Публицист") А.С. Макаренко показан в сериале "Кто есть кто. ХХ век" среди таких выдающихся деятелей, как Сунь Ятсен, мать Тереза, В.И. Вернадский и др. Подробно, с максимумом научной объективности и этической щепетильности представил судьбы творческого наследия А.С. Макаренко Анатолий Аркадьевич Фролов в своём уникальном исследовании "А.С. Макаренко в СССР, России и мире. 1939-2005 гг.".

Макаренковский опыт коммунистического воспитания будущего мог появиться только в социалистическом настоящем. Что же до настоящего капиталистической России, то оно никак не предрасполагает к воспитанию коллективиста, не говоря уже о коллективисте-борце. Несмотря на подвижничество честных и мыслящих педагогов и родителей, современная школа в России, равно как и школа на "преуспевающем" Западе, пребывает в глубоком педагогическом кризисе. О какой сколь-нибудь здравомыслящей педагогической деятельности может идти речь, когда школе предписано выпускать потребителей услуг и само обучение объявлено услугой?..

Иными словами, знания и культура объявлены товаром. Рынок и воспитание человечности в человеке - совместимы ли они?.. Директор российской школы - отнюдь не педагогический центр в школьном коллективе, а менеджер по надзору за обеспечением услуг учителями. Он, как и все преподаватели, служит по контракту, то есть находится под давлением страха быть уволенным, если что не так покажется надзирающим за ним из департамента образования.

Служба охраны и видеокамеры - таковы атрибуты педагогики запрета (чего нельзя делать) современной российской школы. Воспитанники априори считаются правонарушителями. С другой стороны - не дай бог учащемуся или родителям пожаловаться на школу в тот же "всевидящий и всезнающий" департамент образования...

Но педагогическое творчество всё же неистребимо. Островки новаторства учителей и директоров-подвижников, конечно же, есть и в современной буржуазной системе воспитания. Пробивает себе дорогу к душам учителей макаренковский человечный подход к каждому воспитаннику. Как говорил Антон Семёнович, надо подходить к каждому с оптимистической гипотезой.

В данном педагогическом очерке автором дано самое общее представление о системе коммунистического воспитания, получившей название "педагогика Макаренко". Взыскательный советский макаренковед непременно попеняет автору за это: а почему ни слова не сказано о таких важнейших элементах макаренковской системы, как педагогика параллельного действия, как формирование в коллективе отношений ответственной зависимости; и даже в общем виде не освещён вопрос о совершенно феноменальной культурно-просветительной работе в коммуне имени Феликса Дзержинского. Вы только представьте себе то многообразие кружков, действовавших в коммуне на профессиональной основе: кружок драматический и писательский, кружок организаторов и экономики производства и т.д.!..

Да, много о чём не сказано в настоящем очерке, и не в последнем счёте о том, что полностью воспроизвести систему коммунистического воспитания в коммуне имени Ф.Э. Дзержинского не удалось никому в СССР. Почему? Ответ прост: макаренковская система воспитания - это система воспитания в производственном коллективе, в процессе производительного созидающего труда. Это система воспитания в коммунистическом будущем. Антон Семёнович Макаренко шёл намного впереди своего времени. Но непреходящая ценность его педагогического творчества состоит в том, что он определил главный метод воспитания для коммунистического будущего в социалистическом настоящем - воспитание в коллективе и через коллектив.

И в современной России опыт Макаренко чрезвычайно актуален: российское общество задыхается от агрессии индивидуализма - от культа денег и права сильного хищника-собственника творить произвол в отношении слабых. Страна испытывает потребность в коллективистах-борцах. Она нуждается в Макаренко. Максим Горький писал ему: "Удивительный Вы человечище и как раз из таких, в каких Русь нуждается". Лучше не скажешь.

Газета "Правда", No.25 (30668) 15 марта 2018 года, 4 полоса

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте есть форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

*   *   *   *   *   *   *

Удачи вам и счастья!


В избранное