Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 619


"Эконометрика", 619 выпуск, 3 декабря 2012 года.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

Публикуем очерк Мариэтты Шагинян "Отец Ленина", посвященный 180-летию со дня рождения И.Н.Ульянова.

В статье Н. Ф. Калинина установлено, что "Постник Барма - строитель собора Василия Блаженного в Москве и Казанского кремля". Раньше думали, что строителей собора Василия Блаженного было двое - Постник и Барма. Вот и верь после этого традиционным историкам! Хронология Фоменко гораздо более обоснована методами статистики нечисловых данных.

В сводке "Информатика создана в России" рассказано о трудах русского информатика XIX века С.Н. Корсакова.

Предлагаем статью "О "демографической революции" в США и ее влиянии на мировую политику" доктора юридических наук Владимира Котляра (Фонд стратегической культуры).

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу subscribe.ru/catalog/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Отец Ленина

180 лет со дня рождения И.Н.Ульянова

180 лет со дня рождения Ильи Николаевича Ульянова исполнилось 26 июля 2011 г. По традиции в этот день и накануне в Ульяновске прошли праздничные мероприятия, приуроченные ко Дню отца.

По традиции в день рождения И.Н.Ульянова в Музее народного образования состоялась встреча, посвященная педагогу и новатору, организатору народного образования Симбирской губернии. Заведующая Домом-музеем Ленина Татьяна Брыляева напомнила, что за 17 лет в должности директора народных училищ Симбирской губернии Илья Николаевич способствовал открытию 250 новых школ.

По большому маршруту, связывающему эти школы, прошли воспитанники Центра детско-юношеского туризма. 26 июля они рассказали о своих впечатлениях об этом  путешествии. Завершилась встреча традиционным чаепитием с вишневым вареньем.

Особую роль Ульянов сыграл в подготовке педагогических кадров: организовывал учительские съезды, открыл учительскую семинарию. Подготовленных им учителей благодарные современники называли "ульяновцами". Илья Николаевич оказывал непосредственную помощь при создании Симбирской чувашской школы, которая за короткое время стала центром чувашской культуры. Просветительская деятельность Ульянова получила поддержку прогрессивно настроенной части дворянского общества и в первую очередь поэта Николая Языкова.

Илья Николаевич признан почетным гражданином города Ульяновска. Его имя носят педагогический университет и общеобразовательная школа No.6.

Сегодня мы публикуем замечательный очерк Мариэтты Шагинян "Отец Ленина". Думаем, что он не оставит наших читателей равнодушными к удивительной судьбе этого великого просветителя и человека.

"...Когда я впервые ступила на старые плиты, ведущие ко входу в Казанский университет, - солидные плиты, испещренные надписями, - меня охватило странное чувство: что-то напомнило ту сгущенную атмосферу исторического времени, какая до сих пор охватывает вас при посещении очагов или, вернее, крепостей европейского просвещения - университетов Лейдена, Падуи, Кембриджа, Оксфорда... Правда, они гораздо старше Казанского. Но есть что-то особое, что-то глубоко наше в его репутации, в характере нашего исторического просвещения - связь науки с общественным движением, а профессоров - с прогрессивным обликом этой деятельности. Казанский университет дал много больших ученых. Он внес свой вклад в революционное движение студенчества. Он был центром общественной мысли в городах вольной Волги. А когда в его стены вступил астраханский юноша Илья Ульянов, - в атмосфере Казанского университета еще царил удивительно многогранный, до сих пор не нашедший себе глубокого и проникновенного биографа, гений Лобачевского. Этот революционер в своей науке, двинувший математику далеко вперед, за грани своего времени, - по примеру многих других великих ученых, оставил после себя педагогическое наследство, и его мысли о воспитании были живучи, как живуча народная песня, далеко переживающая свое столетие. Вот слова из этой "песни" Лобачевского:

"Жить - значит... чувствовать непрестанно новое, которое бы напоминало, что мы живем... Ничто так не стесняет сего потока, как невежество; мертвою, прямою дорогою провожает оно жизнь от колыбели к могиле.

Еще в низкой доле изнурительные труды необходимости, мешаясь с отдохновением, услаждают жизнь земледельца, ремесленника. Но вы, которых существование несправедливый случай обратил в тяжелый налог другим, вы, которых ум отупел и чувство заглохло, вы не наслаждаетесь жизнью. Для вас мертва природа, чужды красоты поэзии, лишена прелести и великолепная архитектура, незанимательна история веков".

Это - отрывок из речи Николая Ивановича Лобачевского, произнесенной в Казани 5 июля 1828 года, "О важнейших предметах воспитания". А вся речь была напечатана в "Казанском Вестнике" в 1832 году, но ее огромное воздействие на общество длилось многие десятилетия. Увлекались ею и астраханские гимназисты-старшеклассники. А Илюша Ульянов, как мы увидим дальше, многим ей обязан в своей последующей деятельности.

Величаво-архаический язык этой речи, язык начала девятнадцатого века, - еще не был так трудночитаем для тогдашней молодежи пятидесятых годов, как сейчас для нас. Его легко понимали, ему подражали в своих ученических сочинениях, его переживали, быть может, с тем самым чувством "путевки в жизнь", с каким лицеисты эпохи Пушкина - язык "старика Державина", благословившего, по Пушкину, их на грядущее поэтическое творчество. Но - не совсем "с таким чувством". Речь Лобачевского была не только высокогуманной, она содержала политику. Правда, вместо терминов "рабочий класс", "крестьянство", "буржуазия", "эксплуататоры" - Лобачевский говорит о землепашце, ремесленнике и о тех имущих, кто сидит на их горбу, пользуется их изнурительным трудом. Но какие удивительные выводы он делает о духовной ценности этих людей! В самом изнурительном труде простой человек сохраняет живую душу, способную в минуты отдыха чувствовать красоты природы и человеческого мастерства, а сидящий на его горбу тунеядец опустошил, умертвил свою душевную способность воспринимать "поток жизни" и наслаждаться прекрасным... Заложено, кстати сказать, в этом удивительном анализе и новое, наше современное понимание самой природы труда - с его творческим элементом... Для того времени это была поразительно смелая, политически звучащая мысль, которая не могла не воспламенять молодые умы. Она, вероятно, сыграла свою роль в переводе Лобачевского службой пониже. Когда Илья Ульянов приехал в 1850 году из Астрахани поступать в Казанский университет, Николай Иванович Лобачевский уже не был ректором этого университета - его назначили заместителем начальника Казанского учебного округа. На судьбе Ильи Николаевича это сказалось скорей положительно - по характеру своей службы Лобачевский не мог не прочитать полученные в округе бумаги будущего студента, - не только его блестящий аттестат, рекомендацию гимназического начальства, но и его гимназическое сочинение, как особо показательное. А прочитав, между всем прочим, это сочинение, Лобачевский, быть может, почувствовал дух и влияние в нем его собственной, старой, много лет назад произнесенной "Речи о воспитании".

Не сказалось ли это на судьбе Илюши Ульянова?

Пусть это лишь догадки, но они оправдываются исключительным вниманием Лобачевского к неизвестному астраханскому юноше. Николай Иванович в своих преклонных годах, больной и усталый, не забывает студента Илью Ульянова. Он привлекает его к метеорологическим наблюдениям, дает ему поручения, связанные с научной деятельностью, рекомендует его (когда Илья Ульянов окончил университет) в старшие преподаватели физики в Пензенский дворянский институт и даже там не прекращает своего "шефства" над метеорологическими наблюдениями молодого физика.

Что же это за сочинение Ульянова, посланное из Астрахани в Казань, как показательное по своему качеству?

В 1966 году в Ульяновске проходила очередная педагогическая конференция, посвященная Илье Николаевичу. В день ее открытия в "Ульяновской правде" был опубликован документ, найденный в казанском архиве молодым ученым А.Л.Карамышевым. Мне посчастливилось присутствовать на этой интереснейшей конференции и слышать Карамышева. Через бездну лет донесся до нас голос отца Ленина - мы слушали текст гимназического сочинения Ильи Николаевича, относящийся к 1850 году, как раз ко времени его поступления в Казанский университет. Называется оно необычно для гимназиста-восьмиклассника: "О вдохновении". Необычно и его содержание. Несмотря на давность, его не без пользы могли бы прочитать и сегодняшние студенты. Вот оно:

О вдохновении

("Ульяновская правда", 1963, 9 мая; опубликовано А.Л.Карамышевым)

Что такое вдохновение? Вдохновение есть состояние фантазии, в котором душа художника сильно стремится к увлекающему ее предмету, не только посредством живого воображения подмечает важные его стороны, но чувствует какое-то внутреннее побуждение сообщить свои приобретения другим. Этим-то стремлением к сообщению вдохновение отличается от фантазии, которая только творит, а не проявляется вне... От чего же зависит вдохновение? От внешних ли каких-нибудь побуждений или единственно от внутренних явлений? Оно зависит сколько от внешних каких-нибудь побуждений, столько и от внутреннего стремления души выразить себя. Вдохновением можно назвать способность, которая в отношении к другим внешним условиям обработки имеет действие подобно врожденному стремлению, ни от чего не зависящему. В этом состоянии художник так пристрастен к избранному предмету, что забывает все постороннее, он живет, он, так сказать, дышит этим предметом.

Укажем последовательность вдохновенного состояния. Сперва художник избирает идеальную сторону предмета, потом фантазия совершенно обрабатывает части этого предмета, наконец, все это является от вдохновения в известных формах, то есть выражается или звуками, или образами. Некоторые говорят, что вдохновение расстраивает прекрасное состояние душевных сил именно внезапными движениями, восклицаниями, слезами и тому подобными действиями. Напротив, это движение сообщить все свои мысли другим, согласно с душою. Художник должен запастись мыслями и чувствованиями, которые в минуту вдохновения только свободнее развиваются, а не рождаются. Напрасно иной хочет сделаться вдохновенным посредством искусственных средств, внешних возбуждений: усилие его бывает бесплодно.

Вообще нет ни одного художественного произведения без вдохновения. Это есть основание произведениям поэзии и начало искусства.

И.Ульянов.

Так писал юноша девятнадцати лет. Синтаксис свыше столетнего возраста очень свеж и недалек от современного. Но попробуем вникнуть в то, что здесь сказано о вдохновении. Мне кажется, я не читала ничего более глубокого и более ясного, чем эта юношеская страничка о предмете, до сих пор считающемся очень сложным.

Первое - главное - отец Ленина разделяет как разные вещи фантазию и вдохновение. Фантазия пассивна, человек отдается ей для себя, она его, скорей, отдаляет от людей, чем ведет к ним. Отличительная черта вдохновения, наоборот, - это страстная потребность передать свой внутренний опыт другим. Илья Николаевич говорит здесь о художнике и о произведениях искусства, но ясно, что, признавая отличительной чертой вдохновения "внутреннее побуждение сообщить свои приобретения другим", он тем самым делает его присущим и педагогу, а труд подлинного педагога считает вдохновенным. Здесь Илья Николаевич как бы намечает весь свой дальнейший жизненный путь, весь пафос избранной им профессии.

Второе, им утверждается в сочинении - врожденность вдохновения. С ним надо родиться, его нельзя приобрести никакими искусственными средствами или возбуждениями.

Третье - последовательность вдохновенного труда: выбор "идеальной стороны предмета", акт сознания; обработка его деталей фантазией и выявление его с помощью вдохновения вовне, то есть как раз передача людям.

Четвертое - опровержение "беспорядочности" и "стихийности" вдохновения, - наоборот, оно возникает, по Ульянову, гармонически, в согласии с душой.

И, наконец, пятое - вдохновение ничего не может сделать на пустом месте. Ему должны предшествовать знание и опыт, "художник должен запастись мыслями и чувствованиями", которые вдохновение поможет творцу выявить. Это, в сущности, целая программа для каждого творца, в том числе и для творца-педагога. И если развить юношеское сочинение Ильи Николаевича во всей философской глубине заложенных в нем идей, то они могли бы, пожалуй, стать серьезной частью нашей советской эстетики.

Но я совсем не собираюсь замыкать этот юношеский голос Ильи Николаевича в рамки одной только эстетической теории. Мне, наоборот, слышится в нем нечто гораздо более широкое, нечто похожее на высокую правду "науки наук" - педагогики. Какая огромная требовательность и какой великий простор для того, чтобы почувствовать в себе "внутреннее побуждение сообщить свои духовные приобретения другим", как много приобретений должен он для этого сделать, как щедро запастись "мыслями и чувствованиями"! Ведь только от переполненного сознания, от захвативших тебя глубоко накопленных и освоенных знаний, от мудрых мыслей, пробудивших чувства, захочет и сможет человек передать то, чем он живет и дышит, другим. Не сможет не захотеть и не сможет не передать - таков настоящий педагог.

Создавать биографию Ильи Николаевича вне исторического фона - грубая ошибка. Его деятельность совпала с крупнейшим  событием эпохи - с освобождением крестьян от крепостного права. На Руси было уничтожено рабство. Но это событие охватило не одно только десятилетие - в 50-х годах XIX века русское общество, классическая русская литература боролись за освобождение крестьян. В 60-е и 70-е годы нарастало недовольство освобождением их без земли. В 80-е годы наступила реакция. Все это держало русскую общественность в постоянном брожении, и И.Н.Ульянов пережил вместе со своим временем и его великий подъем, и его упадок. Около четырнадцати лет он преподавал физику в Пензе и Нижнем Новгороде (ныне Горький), но деятельность его стала непосредственно связана с народом, когда он получил назначение инспектора, а позднее директора народных училищ Симбирской губернии.

Этот последний период его жизни был наиболее интенсивен, длился около шестнадцати лет, и в этой должности он умер пятидесяти пяти лет от роду, в тяжелое время наступившей реакции. Надо помнить, что Илья Николаевич не дожил до гибели своего старшего сына, а Владимир Ильич к его кончине был только подростком. Поэтому для исследователей его жизни и деятельности лучше всего обращаться к ранним источникам - воспоминаниям воспитанных им народных учителей, получивших прозвище "ульяновцев", к современникам, знавшим его лично (например, к либеральному общественному деятелю Назарьеву), и к тем последующим публикациям о нем в Ульяновске, Казани, Саратове, Чебоксарах, - содержащим много ценного. Будучи "инспектором" и "директором", он не инспектировал, а создавал. Он неутомимо разъезжал по всей губернии, собирал сходы крестьян и строил народные школы, создал великолепную Порецкую семинарию для подготовки народных учителей и учил уже не детей, а самих учителей, воспитывая и образовывая их культурно. До него в губернии было только 89 школ - ко дню его кончины стало 434, причем 200 из этих новых школ были построены по его личным проектам. Вместо убогих лачуг и прежних почти пустых школьных комнат он создал просторные здания с новшествами: форточками для очистки воздуха (их почти не было в это время и в самом Симбирске), раздевалками, школьной мебелью, наглядными пособиями, коллекциями. До него учителей было 276 - но каких: малограмотных попадьих, отставных солдат, дьячков, и только два процента из них имели профессиональное педагогическое образование. Ко дню его смерти учителей стало 457, из них уже 35 процентов получили такое образование. И так в отношении всех других фактов: участия женщин, заработной платы учителей и т.д.

В начале 30-х годов нашего века я еще застала в живых некоторых народных учителей-ульяновцев. Непосредственно от воспоминаний, напечатанных в саратовском сборнике и в других ранних книгах, а также от сохранившихся в нижегородском архиве подробных записей проводившихся Ульяновым учительских съездов, можно получить интересные данные о передовых взглядах и педагогической методике Ильи Николаевича. Вот основные черты его методики: комплексное обучение ребят в классе, чтоб предмет давался не изолированно, но в связи с его фактическим окружением; коллективная занятость в уроке всего класса, чтоб не было ни одного ученика, не принимающего участия в освоении урока; роль коллектива в воспитании детей, а не только в их учебе; роль обязательного повторения прошлого урока - не формально, а с прибавлением нового и с углублением его знания; ввод музыки и ритма в обучение; обращение внимания на декламацию при изучении стихов наизусть и при инсценировках; ручной труд обязательно в практическом его применении: починка школьной мебели, изготовление учебных пособий для уроков (клейка из картона геометрических фигур - куба, квадрата, шара и т.д.), самостоятельное составление коллекций, например, образцов почвы своего уезда; продление учебного дня по мере необходимости для отстающих ребят; воскресные литературные беседы и чтения. Как перекликается все это с передовой советской педагогикой лучших наших учителей-воспитателей - Макаренко, Сухомлинского... Сам глубоко верующий, Илья Николаевич смело инструктирует своих учителей не давать ходу церковно-поповскому влиянию в школе, добавляя, правда, для необходимости "перестраховки" фразу: и всяких других... Он по собственному почину уменьшает количество уроков закона божьего, отдавая освободившиеся часы естествознанию. И еще одному, очень важному, учил Илья Николаевич своих питомцев, народных учителей, чувству личного человеческого достоинства, изгнанию холуйства и рабьего духа.

Перед ним были юноши, только недавно освобожденные от рабства, его собственный дед был крепостным крестьянином. Родимые пятна крепостничества не так быстро изглаживаются, как и - на наших глазах родимые пятна капитализма.

Вот замечательный рассказ бывшего народного учителя-ульяновца Зайцева о случае, пережитом им еще ребенком в школе.

Вел урок арифметики народный учитель В.Калашников. Илья Николаевич очень часто посещал классы созданных им училищ, проверяя, как там идет учеба. Зашел он и в эту школу, сам вызвал к доске ученика Зайцева, поговорил с ним. Когда он ушел, Калашников задал классу к следующему уроку русского языка сочинение на тему: "Как прошел этот день в школе?" Сочинения были написаны, собраны и прочитаны Калашниковым. Он принес их на урок, раздал ребятам, а когда дошла очередь до Зайцева, он бросил тетрадку ему в лицо и грубо выругался: "Свинья!" Как раз в эту минуту Илья Николаевич опять зашел в класс и стал свидетелем этой сценки. Он подошел в свою очередь к перепуганному мальчику, взял его сочинение, прочитал, улыбнулся и сказал Калашникову: "За что вы наградили Зайцева орденом креста и огромнейшей картошкой? Сочинение написано хорошо, правдиво и точно, на заданную вами тему". Он взял перо и в конце перечеркнутого Калашниковым текста вместо большого нуля поставил пятерку и подписался: "И.Ульянов".

А в перечеркнутом Калашниковым крест-накрест тексте мальчик описал, как на уроке арифметики его вызвал к доске господин директор, поговорил с ним и в разговоре как-то по-особому, не как все, выговаривал буквы Р и Л (то есть картавил).

Калашников усмотрел в этой наблюдательности и точности ребенка недопустимую непочтительность и критику начальства и грубейшим образом, по-холуйски, обругал его как раз за отсутствие холуйства, подобострастия и чинопочитания.

Обычно в этом случае биографы Ильи Николаевича видят его любовь к детям, доброту и такт по отношению к ученику. Но Илья Николаевич дал здесь огромный урок самому учителю, кстати сказать, не прошедший даром для В.Калашникова, ставшего впоследствии одним из лучших народных учителей-ульяновцев.

Таково было наследие Ильи Николаевича Ульянова, педагога-шестидесятника, своему великому сыну.

Сравнительно короткая жизнь Ильи Николаевича вместила и эпоху великого подъема шестидесятых годов, и тяжелую пору реакции, упадка общественной энергии восьмидесятых. В атмосферу своей большой семьи Илья Николаевич внес исторические настроения: чувство счастья от потребности двигать вперед народную культуру, учить освобожденную от крепостничества крестьянскую молодежь - и нарастающую боль от невозможности это делать в условиях усиливающейся реакции. Эта атмосфера духовно питала революционное сознание всех детей Ильи Николаевича, - все они выросли революционерами, каждый из них внес свой вклад в историю развития русской революции, страницу которой для всего мира перевернул Владимир Ильич в Октябре.

31 мая 1981 г.
Мариэтта Шагинян

*   *   *   *   *   *   *

Постник Барма - строитель собора Василия Блаженного в Москве и Казанского кремля

Н. Ф. Калинин

В исторической традиции утвердилось и безраздельно господствует мнение, что знаменитый храм Василия Блаженного (1555-1561) был построен двумя мастерами - Постником и Бармой. Однако о Барме нет других известий, помимо того, что он был строителем названного московского храма. Про Постника же имеется подлинный документ, свидетельствующий, что он был, кроме того, строителем Казанского кремля. Царский указ 15 декабря 1555 г., направленный в Новгород к дьякам Федору Еремееву и Казарину Дубровскому, повелевал "псковскому диаку Шершню Билибину, да старостам псковским Богдану Ковырину, да Семену Мизинову, да с ними церковному и городовому мастеру Поснику Яковлеву да каменщиком псковским Ивашку Ширяю с товарыщы, к весне, в Казани новой город Казань камен делати, выбрати двесте человек псковских каменщиков, стенщиков да ломцов, сколько будет человек пригоже" [1].

Еще в 1902 г. И. Е. Забелин отождествил Постника Яковлева этого указа с Постником, упомянутым рядом с Бармой, как строителем Василия Блаженного: "Несомненно, что это тот Посник Яковлев, церковный и городовой мастер, которому в 1555 г. была поручена постройка нового города Казани, каменного" [2].

И. Е. Забелин, как и все в то время, приписывал постройку Василия Блаженного безоговорочно двум мастерам - Постнику и Барме. Более того, новейший исследователь интересующего нас вопроса Н. И. Брунов выделил и особо подчеркнул роль зодчего Бармы как в создании собора Василия Блаженного, так и многих приписанных Н. И. Бруновым его творчеству выдающихся памятников русской архитектуры XVI в. [3]

На чем же основывается эта традиция? На позднем, носящем следы искажения сказании XVII в.

В 1896 г. священник Иван Кузнецов опубликовал выдержку из рукописного сборника, хранившегося тогда в Румянцевском музее за No. CCCLXIV (собрания Н. П. Румянцева). Сборник этот поздний и, по описанию А. X. Востокова, "писан разными почерками исхода XVII и начала XVIII века". В составе сборника находится "Сказание о перенесении чудотворного образа Николая чудотворца", бывшего царским вкладом в строившийся Покровский (Василия Блаженного) собор. В этом-то позднем сказании о постройке собора читаем следующее: царь после взятия города Казани "вскоре поставиша церкви древяны, седмь престолов, иже быти окрест осмаго болшаго престола, церкви каменный, близ мосту Фроловских ворот надо рвом. И потом дарова ему бог дву мастеров руских, по реклу Постника и Барму, и быша премудрии и удобни таковому чюдному делу" [4]. Это ясное и, казалось бы, чуждое противоречий известие было принято историками некритично.

Вопреки И. Кузнецову, данное известие является не "летописным текстом" [5], а поздним сказанием, в котором, вероятно, переосмысливается старое предание. Исследователи не обратили внимания и на странное употребление выражения "по реклу". Как известно, "по реклу" значит "по прозвищу". Это выражение ставится в древнерусском языке перед прозвищем человека, а не перед собственным его именем. "Посник" или "Постник" - это собственное имя [6]. "Барма" же - это явно прозвище, означающее, возможно, человека искусного, как искусно делались бармы - оплечья на великокняжеские и царские одежды, богато и разнообразно украшенные [7]. В фразе "Сказания" - "дву мастеров русских, по реклу Постника и Барму" вызывает недоумение то, что первый мастер назван только по имени (без прозвища), а второй - только по прозвищу (без имени).

Более логичен и правилен другой текст, приводимый И. Кузнецовым из "Русского Летописца от начала Русской земли до восшествия на престол царя Алексея Михайловича". Эта рукопись (No. 611 б. Румянцевского музея, из собр. Д. В. Пискарева, No. 176), по определению А. Е. Викторова, написана в первой половине XVII в. Следовательно, эта рукопись старше первой, кузнецовской, примерно на полстолетия. В ней мы читаем: "Того же году (7068-1560) повелением царя и государя и великого князя Ивана, зачата делати церковь обетная еже обещался в взятие Казанское Троицу и Покров и семь приделов еже именуется на рву, а мастер был Барма с товарищи" (разрядка моя. - Н. К.) [8]. Здесь назван только один мастер, но не вследствие отлучки второго мастера (Постника), как думал, например, М. К. Каргер, который писал: "начав в июне 1555 г. строить вместе с Бармой ц. Василия Блаженного, весной следующего 1556 года он был снят с работы и направился в Казань; московскую же постройку заканчивал один Барма" [9]. И далее: "Нельзя ли в умолчании имени Постника видеть знакомство с фактом окончания постройки, действительно, одним строителем Бармой" [10]. По нашему мнению, здесь мы имеем отражение более точной версии о постройке церкви Василия Блаженного одним мастером - Постником Бармой, а не двумя - Постником и Бармой. Называть Постника именем и прозвищем было не обязательно. Он и назван поэтому в данном документе просто Бармой.

Недавно был опубликован еще один источник, показывающий, что действительно имена Постник и Барма относятся к одному, а не к двум лицам. Запись 1633 г. в рукописи Судебника 1550 г. (Архив Ленинградского отделения Института Истории АН СССР, собрание Н. П. Лихачева, No. 228) гласит: "Судебник Соловецкого монастыря стряпчего и слуги московские службы Дружины Тарутьева сына Посникова, по реклу Бармы, поступился Ивану Максимову, вологодцкому таможенному подьячему в 141 году" [11]. Из записи следует, что рукопись Судебника 1550 г. принадлежала до 1633 г. монастырскому стряпчему, московскому служилому человеку Дружине. Дружина был сыном Тарутия и, очевидно, внуком Посника, имевшего прозвище "Барма". Нам кажется вполне правомерным отождествить этого Посника, по реклу "Барма" (деда владельца рукописи в первой трети XVII в.) со знаменитым зодчим Постником Яковлевым.

Мы высказываем это предположение в надежде, что историки обратят пристальное внимание на данный документ, опубликованный еще в 1952 г., но не получивший должного комментария.

А в то же время всё, что имеет отношение к крупнейшим мастерам-зодчим XVI в., создавшим шедевры русского искусства, заслуживает всяческого внимания.

Фигура "церковых и городовых дел мастера" Постника Яковлева при отождествлении его с Бармой приобретает еще большее историческое значение, Постник-Барма вырастает в величину, равную в российском масштабе западноевропейским мастерам эпохи Возрождения. Постнику Яковлеву Барме мы в праве приписывать следующие архитектурные сооружения:

1. Собор Покрова (Василий Блаженный) в Москве, 1555-1561 гг. [12].

2. Казанский кремль, 1556 и следующие годы [13].

3. Спасская башня и Спасская церковь Казанского кремля, 1556-1560 гг. [14].

4. Никольский храм Успенского монастыря в Свияжске, 1556 г. [15].

5. Успенский собор в Свияжске, 1560 г. [16].

6. Благовещенский собор Казанского кремля 1561 г. [17].

Этот список его работ убедительно говорит о том, что во второй половине XVI в. в России вряд ли можно назвать другого русского мастера-архитектора, который был бы равен Поснику Барме.

Комментарии

1. Дополнение к Актам историческим. СПб., 1846, т. I, No. 82, стр. 167.

2. И. Е. Забелин. История города Москвы, ч. 1. М., 1902, стр. 156.

3. Н. И. Брунов. Мастера древнерусского зодчества. М., 1953, стр. 34-49. См. также К. К. Романов. Псков, Новгород и Москва в их культурно-художественных взаимоотношениях. ИРАИМК, т. IV, Л., 1925, стр. 240.

4. И. Кузнецов. Еще новые летописные данные о построении московского Покровского (Василия Блаженного) Собора. ЧОИДР, кн. 2, М., 1896. Смесь, стр. 24.

5. Статья И. Кузнецова называется "Еще новые летописные данные...".

6. Имя "Постник" встречается, например, несколько раз в "Писцовых книгах г. Казани".

7. На смысл имени Бармы как прозвища указывал Н. Н. Воронин. Он полагал, что оно связано с дефектным произношением мастера ("барма" - картавый, говорящий невнятно) и что, может быть, сотоварищ Постника Яковлева - Барма был иноземцем. См. Н. Н. Воронин. Очерки по истории русского зодчества XVI-XVII вв. М.-Л., 1934, стр. 29, прим. 1.

8. И. Кузнецов. О построении московского Покровского (Василия Блаженного) собора. ЧОИДР, кн. I, М., 1896, Дополнения, стр. 19.

9. М. К. Каргер. Успенский собор Свияжского монастыря, как архитектурный памятник. Материалы по охране, ремонту и реставрации памятников ТССР, вып. 2, Казань, 1928, стр. 26.

10. Там же, стр. 27.

11. Судебники XV-XVI вв. М.-Л., 1952. стр. 117.

12. Дата по И. Забелину. См. И. Е. Забелин. ук. соч., стр. 156.

13. Дата по Указу 15 дек. 1555 г. и по "Писцовым книгам г. Казани".

14. Дата по тем же данным. См. также Н. Калинин. Спасская башня Казанского Кремля. Казань, 1926.

15. Дата по антиминусу 6 дек. 1556 г. См. М. К. Каргер, ук. соч., стр. 26.

16. М. К. Каргер, ук. соч., стр. 11.

17. К. Ф. Фукс. Краткая история г. Казани 1817 г. ИОАИЭ, т. XXI, 1905, стр. 152, прим. 105.

Опубликовано: Советская археология, 1957 г., No. 3, стр. 261-263.
http://www.russiancity.ru/hbooks/h005.htm

Комментарий. Статья Н. Ф. Калинина показывает, с каким трудом было восстановлено имя строителя наиболее известного московского собора. Обратим внимание, сколько было разных версий до появления этой статьи. Вывод прост: традиционная хронология только в учебниках ясна и однозначна. Стоит копнуть чуть глубже - и выясняется, что многое неясно. Следовательно, статистическая хронология Фоменко противостоит не стройному зданию традиционной хронологии, а слепленной на скорую руку времянке-версии, в которой даже неизвестно имя наиболее видного отечественного мастера-архитектора второй половине XVI в. (т.е сравнительно недавнего времени), творение которого (Собор Василия Блаженного) всем известно. Что уж говорить про менее известных лиц... - А.И. Орлов

*   *   *   *   *   *   *

Информатика создана в России. Русский информатик XIX века

Сайт http://www.homeoscope.ru "Интеллектуальные машины С.Н. Корсакова" посвящен изобретениям нашего талантливого соотечественника, русского дворянина Семена Николаевича Корсакова (1787 - 1853) в области информатики, незаслуженно забытым и заново открытым во второй половине XX века.

Корсаков является пионером отечественной и мировой информатики, искусственного интеллекта. В 1832 году поставил задачу усиления возможностей разума посредством разработки научных методов и устройств, перекликающуюся с современной концепцией искусственного интеллекта, как усилителя естественного. Предложил пять механических устройств, так называемых “интеллектуальных машин” для информационного поиска и классификации, в конструкции которых впервые в истории информатики применил перфорированные карты. В работах Корсакова содержится целая плеяда новых для того времени идей, которые мы сегодня можем назвать как многокритериальный поиск с учетом относительной степени важности различных критериев (весовых коэффициентов), способ обработки больших массивов данных, предтечи современных экспертных систем.

Перфорированные карты Корсаков использовал в качестве своего рода “баз знаний”, содержащих связь между сущностями (идеями) и их признаками. Широко известный своими работами по гомеопатии, Корсаков пояснял принцип работы своих машин на простом примере поиска лекарств по симптомам заболеваний. Высококвалифицированный врач мог составить перфорированную таблицу, определяющую лекарства (сущности) для лечения заболеваний диагностируемых наборами симптомов (признаки). Столбцы таблицы могли соответствовать лекарствам (сущностям), а строки - симптомам заболеваний (признакам). Перфорированные отверстия в некоторых строках каждого столбца определяли совокупность симптомов заболевания, для лечения которого наиболее пригодно соответствующее лекарство. Единожды составленные, такие перфорированные таблицы могли впоследствии легко тиражироваться, и менее квалифицированный медицинский работник, например сельский фельдшер, мог бы, используя готовую таблицу и машины Корсакова, подобрать лекарство по непосредственно наблюдаемым у пациента симптомам, даже не имея возможности точно диагностировать заболевание! Отметим, что Корсаков указывал приведенный пример только как частный случай употребления своих изобретений, в общем же ясно видел, что машины пригодны для принятия решений в различных прикладных задачах: “... могут быть использованы при решении различных задач в повседневной жизни, ..., для того, чтобы сделать какой бы то ни было вывод”. Легко видеть, что речь по существу идет о предтечах современных экспертных систем, также о частичной механизации умственной деятельности.

В 1832 году Корсаков подал прошение в Императорскую Академию наук в Санкт-Петербурге для рассмотрения его метода и изобретений, кроме того опубликовал брошюру, в которой подробно описал устройство и принципы функционирования изобретенных машин. К сожалению, метод и изобретения Корсакова не были в должной мере оценены современниками, не получили государственной поддержки и были незаслуженно забыты.

В 1961 году были опубликованы архивные документы АН СССР относительно рассмотрения прошения Корсакова, привлекшие внимание профессора кафедры кибернетики НИЯУ МИФИ Геллия Николаевича Поварова (1928 - 2004), усилиям которого мы в бОльшей степени обязаны повторным открытием изобретений Корсакова. В 1980-х годах Поваров впервые указал на значимость изобретений Корсакова в истории развития информатики, провел собственное научно-историческое исследование, нашел оригинальную брошюру Корсакова в Российской государственной библиотеке, и в 2001 году опубликовал результаты своих исследований.

В 2009 году в издательстве НИЯУ МИФИ вышел перевод на русский язык брошюры Корсакова, материалы которой легли в основу данного сайта.

В целом представляется, что работы Корсакова являются неожиданно открытой жемчужиной истории как отечественной, так и мировой информатики и кибернетики.

На сайте представлены:

1) Оригинальные чертежи и описание конструкции машин Корсакова.

2) Интерактивная визуализация работы всех пяти "интеллектуальных машин".

3) Краткая история изобретений Корсакова.

4) Краткие биографические сведения о Корсакове и Поварове.

5) Библиография по теме изобретений Корсакова.

Хронология открытий

Повторным открытием незаслуженно забытых изобретений “интеллектуальных машин” нашего талантливого соотечественника Семена Николаевича Корсакова (1787 - 1853) мы обязаны усилиям профессора кафедры кибернетики НИЯУ МИФИ Геллия Николаевича Поварова (1928 - 2004).

1832 г. - Корсаков С.Н. публикует брошюру с описанием своего метода и изобретенных им “интеллектуальных машин” на французском языке. В этом же году он подает прошение в Императорскую Академию наук в Санкт-Петербурге, но не получает официальной поддержки.

1961 г. - Радовский М.И. публикует архивные материалы АН СССР относительно рассмотрения прошения Корсакова.

1982 г. - Поваров Г.Н докладывает об изобретениях Корсакова на семинаре по искусственному интеллекту, проводившемуся под руководством Е.А. Александрова в Центральном доме культуры медицинских работников (г. Москва).

2001 г. - Поваров Г.Н. публикует статью о Корсакове и его изобретениях на английском языке в книге “Computing in Russia” (Машинные вычисления в России), изданной в Германии в издательстве Vieweg. Публикация работы на современном международном языке является реабилитацией незаслуженно забытых трудов Корсакова.

2005 г. - В издательстве НИЯУ МИФИ посмертно выходит брошюра Поварова Г.Н. “Истоки российской кибернетики”, содержащая статью об изобретениях Корсакова, в которой указывается значимость работ Корсакова в истории информатики и искусственного интеллекта, отмечается приоритет в использовании перфорированных карт в информатике за русским изобретателем.

2005 г. - Нитусов А.Ю. (соредактор книги “Computing in Russia”) публикует статью, посвященную изобретениям Корсакова на русском языке в журнале PC Week/RE No. 26, 2005.

2008 г. - Шилов В.В. включает обзор изобретений Корсакова в статью “Логические машины и их создатели” (Приложение к журналу “Информационные технологии”, No.8, 2008).

2007 - 2009 гг. - На кафедре кибернетики НИЯУ МИФИ визуализируется работа машин Корсакова.

2009 г. - Михайлов А.С. представляет теоретико-множественную интерпретацию работы машин Корсакова на Научной сессии МИФИ 2009.

2009 г. - В издательстве НИЯУ МИФИ под редакцией Михайлова А.С. выходит перевод оригинальной брошюры Корсакова “Начертание нового способа исследования при помощи машин, сравнивающих идеи” (от 1832 г.), с сопроводительной статьей, содержащей сведения об истории изобретений, попытку теоретико-множественной интерпретации работы всех пяти машин и анализ новаторских идей Корсакова.

В том же 2009 году независимо публикуется перевод с французского А.В. Сыромятина брошюры Корсакова в сборнике: Электронная культура: трансляция в социокультурной и образовательной среде. Под ред. А.Ю. Алексеева, С.Ю. Карпук - М.: МГУКИ, 2009.

2010 г. - Изобретения Корсакова докладываются на заседании Российского гомеопатического общества (www.mhc.ru/rgo).

2010 г. - В Интернет открывается сайт, посвященный изобретениям Корсакова.

Корсаков Семен Николаевич

Корсаков Семен Николаевич (1787-1853) - русский дворянин, чиновник Императорского Министерства внутренних дел, изобретатель механических устройств, так называемых “интеллектуальных машин”, для информационного поиска и классификации, пионер применения перфорированных карт в информатике. Корсаков известен также своими работами по гомеопатии и тем, что организовал первое в Москве “справочное место”, аналог современных пунктов получения информации.

Происходил Корсаков из старинного дворянского рода, появившегося на Москве в XIV веке, родился в 1787 году в г. Херсоне Российской Империи. Корсаков участвовал в войнах с Наполеоном 1812 - 1814 гг. После войны служил в Императорском Министерстве внутренних дел в Санкт-Петербурге. Вышел в отставку в чине действительного статского советника (генерала). Был награжден орденами св. Анны 2-й степени и св. Владимира 4-й степени с бантом, также был кавалером Прусского ордена “За заслуги”. Оставив службу, жил в имении Тарусово, под Москвой, где скончался в 1853 г.

В первой половине XIX века Корсаков изобрел и сконструировал ряд действующих механических устройств, функционирующих на основе перфорированных таблиц и предназначенных для задач информационного поиска и классификации:

прямолинейный гомеоскоп с неподвижными частями (франц. Homéoscope rectiligne à pieces fixes);

прямолинейный гомеоскоп с подвижными частями (франц. Homéoscope rectiligne à pieces mobiles);

плоский гомеоскоп (франц. Homéoscope plane);

идеоскоп (франц. Idéoscope);

простой компаратор (франц. Comparateur simple).

Поваров Геллий Николаевич

Геллий Николаевич Поваров (1928 - 2004) - русский математик, логик, философ и историк науки, профессор кафедры кибернетики НИЯУ МИФИ, внесший значительный вклад в развитие отечественной кибернетики, философию науки. Автор философской системной теории научно-технического прогресса, в которой прогресс рассматривается как ряд стадий возрастающей системной сложности. Отмечен в академическом сборнике Алексеева П.В. "Философы России XIX-XX столетий". Разработал математическую теорию синтеза контактных схем с одним входом и несколькими выходами, теорию кумулятивных сетей. Предложил концепцию событийной логики, занимался исследованиями булевых функций. Автор ряда важных исследований по истории отечественной вычислительной техники. Под редакцией и непосредственном участии Поварова Г.Н. вышли переводы на русский язык классических книг Н. Винера "Кибернетика, или управление и связь в животном и машине" и А.Д. Холла "Опыт методологии для системотехники". Именно Поварову Г.Н. мы в большей степени обязаны осознанием значимости и повторным открытием изобретений Корсакова.

Библиография

1. Корсаков С.Н. Начертание нового способа исследования при помощи машин, сравнивающих идеи / Пер. с франц. под ред. А.С. Михайлова. - М.: МИФИ, 2009.

2. Karsakof S. Apercu d`un procede nouveau d`investigation au moyen de machines a comparer les idees. - St. Petersbourg, 1832. 22 p., 2 pl. (Начертание нового способа исследования при помощи машин сравнивающих идеи)

3. Радовский М.И. "Интеллектуальные машины" С. Корсакова (по архивным материалам АН СССР). В Кн.: Историко-математические исследования. Вып. 14. - М.: Физматиздат, 1961. - стр. 551 - 586

4. Povarov G.N. Semen Nikolayevich Korsakov. Machines for the Comparison of Philosophical Ideas. In: Computing in Russia. - VIEWEG, 2001. pp. 47 - 49.

5. Поваров Г.Н. Истоки российской кибернетики. - М.: МИФИ, 2005.

6. Нитусов А.Ю. Семён Корсаков и "машина для сравнения идей". // PC Week/RE No.26, 2005.

7. Шилов В.В. Логические машины и их создатели // Приложение к журналу “ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ”, No.8, 2008

8. Михайлов А.С. Изобретения С.Н. Корсакова. в Кн.: Корсаков С.Н. Начертание нового способа исследования при помощи машин, сравнивающих идеи / Пер. с франц. под ред. А.С. Михайлова. - М.: МИФИ, 2009

9. Михайлов А.C. Открытие забытых изобретений // Инженер-физик, No. 15-16, 2009. - cтр. 7.

10. Билялова А.А., Бойко М.В. Визуализация работы "интеллектуальных машин" С.Н. Корсакова. / Научн. рук. - А.С. Михайлов // Научная сессия МИФИ 2010. XIII Международная телекоммуникационная конференция студентов и молодых ученых “Молодежь и наука” (Секция 4.02 Интеллектуальные системы и технологии). Тезисы докладов. В 3-х частях. Ч.2. - М.: МИФИ, 2010.

11. Корсаков С.Н. (1832 г.) Очерк о новом способе исследования посредством машин для сравнения идей. (перевод с франц. А.В. Сыромятина) // Электронная культура: трансляция в социокультурной и образовательной среде. Под ред. А.Ю. Алексеева, С.Ю. Карпук - М.: МГУКИ, 2009

12. Мищенко В.С. и др. С.Н. Корсаков: известные и неизвестные страницы жизни и судьбы // Гомеопатический ежегодник, 2009.

*   *   *   *   *   *   *

О "демографической революции" в США и ее влиянии на мировую политику

Владимир Котляр,
доктор юридических наук, Фонд стратегической культуры

В последние годы внимание демографов, социологов и политологов Америки и Европы все больше привлекает фактор, уже сейчас начинающий влиять на политику США, а со временем способный повлиять на общее направление развития международных отношений. Речь идет об ускорении демографических изменений в Соединенных Штатах Америки.

Анализируя доклад Бюро по переписи населения США о результатах переписи 2010 г. и приведенные в нем данные о демографических изменениях в стране в предыдущем десятилетии (1), специалисты подчеркивают, что если еще в 1970 г. потомки белых европейских иммигрантов составляли 83,4% населения США, то в 2010 году их доля упала до 65%, а к 2050 году, по прогнозам экспертов, их доля сократится до 46-48% (2).

Особенно бурно растет население испанского происхождения (иммигранты из Латинской Америки и их потомки). Не намного отстает по темпам увеличение численности населения азиатского и афроамериканского происхождения. По прогнозам, общая численность всех групп населения США не европейского происхождения к 2050 г. возрастет до двухсот миллионов человек; из них 25% составит население испанского происхождения, 16% - афроамериканцы и 10% - выходцы из Азии и стран Тихоокеанского региона.

Уже сейчас динамика роста этих трех этнических групп в американских штатах с наибольшим населением подтверждает такие расчеты. Так, в Калифорнии численность населения европейского происхождения к 2010 году упала до 40,1%, в то время как численность населения испанского и азиатского происхождения выросла соответственно до 37,6% и 12,8%, и оно, таким образом, уже сегодня составляет 50,4% от всего населения штата. В Техасе население латиноамериканского происхождения к 2010-му выросло до 37,6%, а европейского - снизилось до 45,3%. Если выходцы из Европы составляют пока большинство в штате Нью-Йорк (57%), то в Большом Нью-Йорке их численность за 10 последних лет снизилась с 54,3% населения до 49,6% в 2010 году.

У специалистов не вызывает сомнения, что эта демографическая тенденция в США будет продолжаться, - ее подтверждает и недавний доклад Брукингского института (3). Спорить можно лишь о том, станет ли население европейского происхождения национальным меньшинством в США к 2050 году, или это произойдет раньше.

Такое "гигантское изменение" этнического состава населения США объясняется ускорением старения "европейского" населения, его постоянно снижающейся рождаемостью, а также продолжающейся массовой иммиграцией представителей населения испанского и азиатского происхождения соответственно из Латинской Америки и стран Азии и бассейна Тихого океана. Если показатели рождаемости у этих последних составляют сегодня соответственно 3,2% и 2,7%, то рождаемость населения европейского происхождения упала в последнем десятилетии до 0,2% и в последующие десятилетия "может свестись, по существу, к нулю". В 2008 году 47% всех детей до 5 лет и 44% молодежи до 18 лет в США были испанского, азиатского и афроамериканского происхождения, и половину из этих 44% составляет молодежь испанского происхождения. В результате в 2000-2009 гг. естественный прирост (превышение рождаемости над смертностью) населения испанского происхождения в США составил 8,2 млн. человек, европейского происхождения - только 2,4 млн., иммиграция - соответственно 4,8 и 1,3 млн., а прирост каждой из этих групп в целом - соответственно 13,1 и 4,3 млн. человек (4).

Французские эксперты уже отмечают важные социальные последствия такой динамики роста народонаселения (5). Хотя понятие "иммигранты европейского происхождения" включает иммигрантов из всех стран Европы, с конца XVIII века ядро их составляли WASP - White Anglo-Saxon Protestants, или белые англо-саксонские протестанты из Англии, Шотландии и Ирландии. Они, занимая господствующее положение в обществе, изначально задавали тон в формировании культуры, в том числе политической, системы образования, традиций и устоев жизни. На протяжении истории США в ее культуре всегда доминировали европейски традиции, и американское общество оставалось обществом "неоевропейского типа". Теперь США, по мнению указанных экспертов, вступили на путь превращения в общество "постевропейского типа", для которого характерны этническая мозаика и смешение культур. При этом масштабы прироста в США численности трех основных групп населения не европейского происхождения таковы, что они уже не умещаются или вообще не хотят попадать в пресловутый "плавильный котел" (meltingpot), который раньше исправно работал и переплавлял пришлые этнические группы в стопроцентных американцев. Теперь эти группы населения зачастую предпочитают не ассимилироваться, а жить полузакрытыми диаспорами.

Демографический сдвиг в Америке в самой этой стране вызывает противоречивую реакцию. Как отмечают социологи, близкие к политическому центру или к левому крылу Демократической партии, эрозия "англосаксонских традиций" означает, что отныне "Соединенным Штатам придется считаться с разнообразием культур и субкультур и научиться жить с этим, вместо того чтобы навязывать, как раньше, ценности, идеи и традиции англосаксонской культуры, доминировавшей до сих пор" (6).

В то же время в традиционном политическом истеблишменте, особенно на его правом фланге, массовая иммиграция в США представителей не европейского - и особенно латиноамериканского - населения вызывает серьезное сопротивление, имеющее мощную поддержку в Конгрессе США и среди значительной части населения страны. Так, на границе с Мексикой, являющейся основными "воротами" латиноамериканской иммиграции, установлен военизированный контроль, который осуществляется при поддержке американской армии, и из США только в 2010 году было выслано около 400 тыс. нелегальных иммигрантов. Заметно усиливается в обществе и оппозиция предоставлению полноправного гражданства не европейским иммигрантам.

В поддержку этих настроений в 2004 г. выступил Самюэль Хантингтон, подвергший резкой критике политику мультикультурализма и поощрения иммиграции, проводимую "элитой интеллигенции, экономистов и политиков с космополитическими и транснациональными взглядами"; эта политика, писал Хантингтон, "подрывает основополагающую культуру" США, ведет к созданию групп населения, организованных по расовому и этническому критерию вместо критерия гражданства, к "росту потока иммигрантов с двойным гражданством и с двойной лояльностью" (7).

Ностальгия в США по "золотому веку" культурной однородности с преобладанием культуры "белых англосаксонских протестантов" распространена сегодня достаточно широко. С избранием первого в истории страны чернокожего президента она только обострилась. Это показывает и успех Tea Party ("Партии чаепития") - политического авангарда неоконсерваторов.

Растущее в американском обществе сопротивление не европейской иммиграции не всегда носит такой "безобидный" характер, как, например, начатая сразу после президентских выборов 2008 года миллиардером Д. Трампом кампания в СМИ с целью доказать, что президент Б. Обама не имеет законного права на американское гражданство и поэтому не может занимать пост президента страны. Помимо случаев бытового насилия в отношении этих категорий иммигрантов, имели место и террористические акты против государственных учреждений. Достаточно вспомнить взрыв в Оклахоме в 1995 г. или рассылку писем и бандеролей, которые содержали патогенные бактерии или взрывались при попытке открыть их. Та же направленность протеста не против самих иммигрантов, а против правительственных учреждений и их политики поощрения иммиграции была характерна для двойного террористического акта А. Беринга Брейвика в Осло 22 июля 2011 года (8).

Дальнейшее развитие существенных изменений этнического состава населения США и соответственно этнического состава избирателей неизбежно ведет к изменениям во внутренней и внешней политике этой страны.

По западным оценкам, Вашингтон будет "уделять все больше внимания Латинской Америке, Азии и Африке, отворачиваясь от Европы" (2). Тема приоритета развития отношений с этими тремя регионами действительно проходит красной нитью в официальных заявлениях администрации и в политике США с момента избрания Обамы президентом. Однако прогноз, что при этих изменениях США будут "отворачиваться от Европы", заслуживает осторожного отношения. Темпы роста экономического и военного потенциала Китая, других стран АТЭС, ведущих стран Латинской Америки и Африки, а также усиление России делают затруднительными, если вообще возможными, для Соединенных Штатов попытки контролировать мировые процессы без использования ресурсов Еросоюза и НАТО.

Указанные демографические тенденции и продолжающаяся массовая иммиграция в США не европейского населения, будучи одними из причин общей активизации выступлений противников мультикультурализма в области внутренней политики, неизбежно выплескиваются и в область внешней политики, и дальше это будет всё более заметно.

Возникает вопрос: сумеют ли в будущем Республиканская и Демократические партии, как политический авангард WASP, ассимилировать в свои структуры складывающееся новое большинство избирателей США не европейского происхождения, или же грядущая "демографическая революция" приведет к созданию третьей политической силы в США, которая совсем необязательно будет поддерживать традиционную внешнюю политику Америки образца ХХ века? Как следует из докладов американских исследовательских центров, среди складывающегося нового ("неевропейского") большинства избирателей усиливается недовольство тем, что оно серьезно недопредставлено в органах законодательной и исполнительной власти. Сегодня представители населения латиноамериканского происхождения составляют лишь 4 процента состава высокопоставленных государственных чиновников США (Senior Executive Service), к 2030 году они составят лишь 6,8 процента, хотя на долю этой этнической группы среди работающего населения США будет приходиться 23 проц., а к 2050 году они составят 9,5-12,5 проц., хотя их доля среди занятых поднимется уже до 30 процентов (9).

Это недовольство, наряду с возмущением части американской интеллигенции в связи с циничным цирком, устроенным республиканцами в Конгрессе США в сентябре 2011 года при рассмотрении вопроса о финансовых расходах администрации на оказание помощи жертвам стихийных бедствий, привело в последнее время к очередному всплеску дискуссии о создании в США третьей партии и о выдвижении независимого кандидата на президентских и парламентских выборах 2012 года.

Перспективы происходящей в Америке "демографической революции", ее влияние уже в самом ближайшем будущем на жизнь американского общества и политику США можно рассматривать и в свете последних европейских событий - волнений с участием иммигрантской молодежи и роста общественного неприятия мультикультурализма в целом, о чем еще раз напомнили беспорядки в Великобритании в августе 2011 года и двойной террористический акт в Норвегии 22 июля 2011 года.

Литература

1. U.S. Census Bureau, Cumulated Estimates of the Components of Resident Population Change by Race and Hispanic Origin for the United States: April 1,2000 to July 1,2009 (NC-EST2009-05), June 2010 / http://www.census.gov.

2. Jim Cohen, Phillip S. Golub. Etats Unis, vers une societe post-europeenne / Le Monde diplomatique. 5 juillet 2011.

3. Sabrina Tavernise. U.S. looking more Hispanic and Asian, and less white/The International Herald Tribune, 1.9.2011.

4. Table 5. Components of Population Change by Race and Hispanic Origin. U.S.Census Bureau, Cumulated Estimates of the Components of Resident Population Change by Race and Hispanic Origin for the United States: April 1,2000 to July 1,2009 (NC-EST2009-05), June 2010 / http://www.census.gov.

5. Подробнее см. об этом Jean-FrancoisBoyer. “Etats-Unis, version “Latinos”/http://www.monde-diplomatique.fr/ 2005/12/ BOYER/13000. Le Monde diplomatique, decembre 2005.

6. K. Anthony Appiah. “Culture, Subculture, Multiculturalism: Educational Options”, in Randall Curren (ed), “Philosophy of Еducation”, Blackwell, New York, 2006.

7. Samuel Huntington. “The Hispanic Challenge”, Foreign Policy, March-April 2004.

8. Scott Shane. Killings in Norway Spotlight Anti-Muslim Thought in US. /The New York Times, 24.07.2011 // http://www. nytimes.com/2011/07/25/us/25debate.html?_r=1&ref=world&pagewanted. STRATFOR, 28.07.2011. Norway: Lessons from a Successful Lone Wolf Attacker/http://www.stratfor.com/print/199672.

9. Joe Davidson. Report: Latinos in SES will be “vastly underrepresented” by 2030/The Washington Post, 22.9.2011.

"Экономическая и философская газета", No.39, 2011.

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте есть форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

*   *   *   *   *   *   *

Удачи вам и счастья!


В избранное