Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 576


"Эконометрика", 576 выпуск, 6 февраля 2012 года.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

О будущей борьбе трудящихся и буржуев размышляет Александр Елисеев в статье "Предчувствие Железной пяты", вспоминая известную книгу Джека Лондона.

В статье "Формация + цивидизация: познай свое будущее" Виталий Петрович Петров рассказывает о работе Всероссийской научной конференции "Футурологический конгресс: будущее России и мира".

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Предчувствие Железной пяты

Александр Елисеев

В прошлом веке было очень много разговоров о том, что капитализм стал "социальным" и "народным". Дескать, западные элиты нашли способ, как сохранять и приумножать свои несметные богатства, позволяя богатеть и рабочим. Однако, вскоре выяснилось, что мировая олигархия сама вовсе не довольна таким порядком дел, хотя он вовсе не ущемляет интересы магнатов-капиталистов.

1. Сверхэлитарии и "лузерcкое" большинство

В прошлом веке было очень много разговоров о том, что капитализм стал "социальным" и "народным". Многочисленные апологеты рынка (от националистов до социал-демократов) обращали внимание на высокий уровень жизни, характерный для трудящихся Запада (США и ЕС), и выводили из этого гуманизацию капиталистов. Дескать, западные элиты нашли способ, как сохранять и приумножать свои несметные богатства, позволяя богатеть и рабочим.

Однако, вскоре выяснилось, что мировая олигархия сама вовсе не довольна таким порядком дел, хотя он вовсе не ущемляет интересы магнатов-капиталистов. Да, им приходится делиться, но сама доля, которую воротилы тратят на "социальное государство" ничтожно мала - в сравнении с объемом их грандиозных состояний. По сути, это умеренная плата за собственную безопасность, которая оборачивается одним сплошным прибытком. Ведь легче же хозяйствовать тогда, когда не имеешь под боком миллионы голодных пролетариев, готовых разрушать всё "до основанья".

Тем не менее, после крушения СССР, западные элиты стали демонтировать социальное государство, отказываясь от удобнейшей технологи, которая позволяла спокойно увеличивать свои капиталы.

Вот как характеризуют происходящее Ганн-Петер Мартин и Харальд Шуман: "... Повсюду - что в Швеции, что в Австрии, что в Испании - действует, по существу, одна и та же программа сокращения затрат на общественные нужды, урезания реальной заработной платы и ликвидации системы социального обеспечения. И везде протест кончается покорностью... Те, кто управляет глобальными потоками капиталов снижают уровни заработков своих сотрудников, читай: налогоплательщиков. Заработки как доля национального богатства снижаются по всему миру; противостоять этому давлению в одиночку не способно ни одно государство... Цены акций и корпоративные доходы поднимаются двухзначными скачками, тогда как заработная плата и рабочих и служащих падает. В то же время параллельно с дефицитами национальных бюджетов растет уровень безработицы". ("Западная глобализация. Атака на процветание и демократию" Цит. По кн. Константина Крылова "Времени нет")

В чем же дело? Почему мегакапиталисты стали рубить сук "народного капитализма", на котором они столь удобно сидят последние несколько десятков лет? Логичным было бы предположить, что сук этот вовсе не был таким уж удобным, а, напротив, вызывал озлобление и раздражение. Но это означает, что главной целью мировой олигархии вовсе не является эффективное и безопасное накопление. Но что же тогда главное для мегакапиталистов?

Как представляется, мировые элиты ставят своей высшей целью такое накопление, которое сопровождалось бы тотальным обнищанием подавляющего (точнее даже - подавляемого) большинства. Само же это большинство воспринимается элитариями как совокупность онтологически ущербных существ, удел которых - пребывать на абсолютном социальном дне. Возможно, элитарии даже не считают большинство за людей, или же ставят выше человеческого самих себя.

По мнению элитариев, ущербность большинства выражается в его неспособности сосредотачивать мегакапиталы, само наличие которых уже свидетельствует о покровительстве неких могущественных сил (1). В представлении элитариев большинство неспособно владеть ресурсами, однако, пытается это делать. И если ему удается что-либо заполучить, то оно оскверняет богатство, которое может быть явлено в мир только по воле избранных. Поэтому претензию большинства на собственность и власть нужно подавлять всеми методами - как экономическими, так и политическими. (2)

Собственно говоря, на раннем этапе развития капитализма все так и было. Западные демократии представляли собой откровенно элитарные сообщества, в которых избирательные права имели только богатые граждане. Большинство же представляло собой бесправную толпу, которая подвергалась жутчайшему уголовно-капиталистическому террору, направленному на то, чтобы привить уважение к собственности элитариев. Так, в Англии прошлого века подростка могли повесть за незначительную кражу.

Все бы так и просуществовало - и элитарии вполне обошлись бы не только без социального государства, но и без элементарной демократии. Однако, олигархия спотыкнулась на своей же собственной социально-политической мифологии. Элитарные творцы "великих буржуазных революций" поднимали бюргеров и простонародье на бунт, апеллируя к идее равенства, согласно которой все люди - равны. Их "эгалитаризм" был направлен, в первую очередь, против самодержавной власти монархов, которые часто защищали слабых и бедных против сильных и богатых. (А. С. Панарин совершенно верно отмечал: "Старый российский гимн "Боже, царя храни!" раскрывает формулу большой централизованной государственности: "Гордых смирителю, слабых хранителю!") Бунтовщикам внушалась мысль о том, что монарх не должен править над равными. Это право элитарии потихоньку присвоили себе, немедленно установив жуткую олигархическую тиранию.

Олигархи всего лишь прикрывались идеей равенства, однако она была всерьез воспринята многими идеалистами и моралистами, которые вполне искренне и самоотверженно бросили вызов "деспотизму", "угнетению" и т. д. Любая идея всегда находит своих идеалистов, которые понимают ее буквально и часто серьезно препятствуют "посвященным".

В интеллектуальном секторе элиты возникло мощное демократическое крыло, которое повело борьбу за равные избирательные права. А чуть позже, уже в самом демократическом секторе, появилось социалистическое крыло, которое потребовало равенства социального. Показательно, что демократами и социалистами очень часто становились люди весьма состоятельные (Роберт Оуэн, Фридрих Энгельс), и это оказывало некоторое деморализующее воздействие на олигархию. Более того, демократов стала поддерживать средняя буржуазия, которая все-таки не входила в категорию лузеров. Так, в Англии XIX в. средней руки буржуа активно выступали за предоставление избирательного права рабочим. И это понятно - предприниматели, не посвященные в "сверхчеловеческое" учение магнатов, желали одного - спокойно увеличивать свои доходы, для чего им были нужны грамотные, организованные работники, обладающие чувством собственного достоинства.

В течение краткого времени бесправная толпа онтологически ущербных лузеров-пролетариев была сорганизована в мощную рабочую армию, которую вели за собой талантливые полководцы-интеллектуалы.

В конечном итоге, элитарии были вынуждены дать организованному "быдлу" избирательное право, а также стали делиться с ним доходами от ограбления колоний. (Их жители, "туземцы" также рассматривались как лузеры, но уже с расовых позиций.) Тем самым, рабочие Запада стали соучастниками преступлений мегакапиталистов, выбрав, в конечном итоге, капитализм. (3)

Победа радикальных социалистов (коммунистов-большевиков) в России заставила олигархию пойти на новые уступки большинству, что и привело к возникновению социального государства. Это окончательно примирило западных рабочих с капитализмом, который стал "своим в доску", "народным". Однако, Советский Союз рухнул - неожиданно быстро и шокирующее бесславно, из чего элитарии сделали далеко идущие выводы. Они пришли к мысли о том, что "левая альтернатива", во всех ее проявлениях - от социал-демократии до большевизма - была грандиозной иллюзией, которая ввела в заблуждение всех - или почти всех. (Во многом, так оно и было. Атеистический социализм не мог составить конкуренцию квазирелигиозному, мистическому капитализму.) Более того, альтернатива невозможна в принципе, и один лишь абсолютный капитализм может генерировать могущество, высасывая его из реальности в виде разнообразных ресурсов. Следовательно, никаких уступок онтологическим лузерам быть не должно, а их завоевания следует отвоевать обратно.

2. Атака на "социалку"

И вот, элитарии медленно, но верно разрушают здание, построенное ими же самими. Крах социального государства отчетливо виден на примере Федеративной Республики Германии (ФРГ), которая долгое время была образцом "социально-ориентированной" рыночной экономики ("рейнская модель"). В 2000-2007 году тамошний "средний класс" сократился на 5 млн. человек, с 62% до 54%. Причем аналитики компании McKinsey предсказывают, что к 2010 году он "похудеет" еще на 10 миллионов.

Растет количество бедных. Так, по данным Немецкого института экономических исследований (DIW), в 2000-2009 годах доля лиц с низкими доходами (70 % от среднегодовых) увеличилась с 18 до 22 %. В то же самое время доля лиц с высокими (150 %) выросла с 18 на 22 %.

Этому процессу весьма способствует "христианско-демократическая политика" политика канцлера Ангелы Меркель, направленная на сокращение государственных расходов. Хотя надо сказать, что ее предшественник, социал-демократ Герхард Шредер боролся с социальным государством еще более жестко. "Как ни парадоксально, стремление бизнеса сократить расходы на рабочую силу было с энтузиазмом поддержано коалицией социал-демократов и "зеленых", - пишет Михаэль Либиг (Германия). - Тогдашний генканцлер Герхард Шредер пользуется заслуженным уважением за свои достижения в дипломатии, чего нельзя сказать об экономической и социальной политике. Так, он фактически принудил германские профсоюзы... согласиться на позицию "социального ограничения", а в 2003-2004 годах навязал так называемую "гарцевскую реформу". "Гарцевская реформа" преследовала две цели: 1) сокращение обязательных отчислений предпринимателей в фонд обязательного страхования безработицы, в пенсионные фонды и в медицинское страхование, и 2) сокращение длительности действия пособий по безработице. Эта политика "социальных преобразований" была продолжена правительством Ангелы Меркель, если не считать некоторых косметических корректировок начала текущего года. К февралю 2008 года в Германии официально было 3,5 млн. безработных, хотя еще 2,5 млн., также фактически не имевшие работы, получали пониженное пособие - так называемое "Гарц-4". ( "Плата за евро") Любопытно, что германский рабочий класс, в большинстве своем проявил потрясающую сознательность - но только не классовую, а, если так можно выразиться - народнохозяйственную. Во время кризиса многие трудовые коллективы отказывались от части заработка, переходили на сокращенную рабочую неделю, жертвовали отпускными и премиями. Трудящиеся заводов Daimler предоставили "родному" концерну кредит в 280 млн. евро. Они же отказались в 2009 году он отказались от получения собственной доли доходов за предыдущий год. Выплаты были перенесены на декабрь. В результате, рабочие сэкономили концерну 1,8 млрд. евро.

Между тем, сами капиталисты даже и не думали сокращать свои доходы. Напротив, как сообщает консалтинговая компания Towers Watson, средний доход председателей правлений 29 концернов возрос на 10%, составив 3,6 млн. евро.

При этом сами магнаты выступают против увеличения заработных плат. торопятся повышать зарплату своим рабочим: "Мартин Каннегиссер, президент Союза работодателей металлообрабатывающей промышленности Gesamtmetall, и Дитер Хундт, президент Федерального объединения союзов немецких работодателей, опять предостерегают: слишком резкий рост заработков трудящихся опасен. Сейчас "это было бы ошибкой", объясняет Каннегиссер. Нужно препятствовать всему, что "тормозит подъем", вторит ему господин Хундт". (Владимир Нестеров. "Кого хоронит Европа" )

Таким образом, капиталистическая олигархия недвусмысленно показывает - какой порядок ей нужен. Рабочие должны работать больше, а получить меньше - при обязательном росте доходов самой олигархии. Какое уж тут социальное государство.

В других странах также наблюдается резкое снижение жизненного уровня. Вот, например, показательное описание ситуации, сложившейся во Франции (по которой, кстати сказать, кризис ударил не так уж и сильно):

-"Замораживание роста зарплат. Снижение жизненного уровня отметили 56% опрошенных французов, из них 27% заявили о существенном снижении;

- рост цен. Каждый третий в стране сменил привычные магазины на магазины со скидками, при покупке главным стала не фирма-производитель, а цена;

- в 2008 году закрылось более 3 тыс. ресторанов и кафе. Если раньше в обеденное время все места общественного питания в Париже были "забиты", то в кризис посещаемость кафе и ресторанов упала почти вдвое;

- безработица, составлявшая в начале 2008 года 7,5%, в I квартале 2010 года остановилась на уровне 9,5%... среди молодежи - 24,2%, что является абсолютным рекордом с 1975 года". ( "Незнакомая Франция глазами инвесторов у условиях кризиса и после него" )

Социальные завоевания трудящихся потихонечку сворачивают. Всем известно про увеличение пенсионных сроков, вызвавшее массовые и продолжительные (но бесполезные) протесты. Однако, мало кто знает или помнит о том, что в 2008 году в стране были ликвидирована 35-часовая рабочая неделя - и с тех пор работодатель может заставить рабочего "пахать" сколько угодно - правда, по согласованию с профсоюзами.) Открыто заявлена программа Николя Саркози - урезать государственные расходы на 10 млрд. евро на три года за счёт сокращения 100 тысяч рабочих мест, а также сократить на 10% расходы на субсидии и социальные пособия.

Впрочем, нажим на средний класс происходит не только в "социальной" Европе, но и в ультракапиталистических США. Так, шведский экономист Олаф Герземанн показывает, что доход "средних семей" в 1982-2002 годах снизился на 15 %. ("Ковбойский капитализм")

Обнищание - это общая тенденция для всего капиталистического Запада. Капитализм следует своей природе, которая требует увеличивать количество бедных, сосредотачивая ресурсы планеты в руках элитарного меньшинства.

И здесь стоит процитировать Константина Крылова: "Судя по всему, под красивым псевдонимом "глобализации" скрывается наш старый знакомый: "империализм как высшая и последняя стадия капитализма". Который, если кто помним; и мыслится как глобальное (или, если хотите, интернациональное) состояние, когда вся планета полностью контролируется "классом собственников". Со всеми прилагающимися прелестями, включая - помимо всего прочего - относительное и абсолютное обнищание пролетариата". ("Времени нет") Эти строки были написаны в первой половине "нулевых", а сегодня Крылов всячески продвигает идеи "национал-демократии", восхищается "западной моделью" и выступает за преобладание крупного частного капитала. Да, глобальный капитализм развивается и вглубь, и вширь, захватывая не только рынки, но и симпатии интеллектуалов.

Итак, мировая олигархия разоряет трудящихся, снова обращая их в пролетариат. Однако, из нынешних избалованных европейских тружеников настоящих пролетариев уже не выйдет, даже если они очень постараются. Зато их можно завезти из стран третьего мира, из Азии и Африки. Собственно говоря, их и так уже завозят, в большом количестве, что объясняют потребностью в дешевой рабочей силе. В принципе, это верное объяснение, однако, оно не дает всей глубины. "Дешевые" пролетарии с "бедного Юга" нужны не только, и даже не столько для того, чтобы чистить сортиры и помойки. Им предстоит стать подавляющим большинством западного рабочего класса. Причем, нынешняя миграция - это еще цветочки. В европейские СМИ просочилась информация о том, что наиболее масштабное вливание иностранной рабочей силы произойдет из Черной Африки. Так, Daily Express сообщает : "Евросоюз открыл в Кабо-Верде секретный центр занятости для мигрантов, желающих найти работу в Европе. Это уже 2-й шаг в проекте по привлечению 50 миллионов африканских рабочих в страны ЕС. Центр в городе Прайа стал вторым после аналогичного центра в Мали... Он будет "пилотным" для других подобных центров в Африке и Восточной Европе". (Пересказ блогера norum)

В планы транснационального капитала входит переформатирование европейского "рабочего класса" (или "класса наемных работников") в новый пролетариат, вкалывающий за минимальную заработную плату. И этот пролетариат должен быть как можно больше перемешан в этническом плане. Транснациональной олигархии нужна глобальная общность людей ("серая раса"), полностью оторванная от почвы, традиций и прочего, не вписывающегося в "новый мир".

3. Глобальная тирания

Транснационалы деятельно готовят установление космополитической диктатуры олигархов. Национальные государства для усмирения зарвавшегося охлоса не подходят. Они слишком уж "заточены" под демократию. И они слишком уж социальны - по своей сути. Собственно говоря, любое государство, так или иначе - социально, ибо представляет собой надклассовую организацию, призванную регулировать отношения внутри сообщества, сдерживать аппетиты богатых, защищая бедных. Да, какая-то социальная группа может узурпировать власть, но она все равно вынуждена будет использовать надклассовый аппарат. И эта необходимость давно уже тяготит элитариев. "Только реликтовая государственность, сохранившая религиозные архетипы отношения к нищим духом как несущим отсвет высшей правды не от мира сего, только государственность, несущая в себе старый сотериологический миф, способна стать последним прибежищем "неприспособленного" большинства в обществе, где все гражданские позиции уже "заняты" приспособленным меньшинством, - замечает Александр Панарин. - Не случайно новый социальный реванш богатых, который мы наблюдаем сегодня, сопровождается новыми ожесточенными нападками на "большое" социальное государство, мешающее естественному отбору... Крепкую централизованную государственность демонтируют новые хозяева мира, руководствуясь той интуицией, что государственность прибежище бедных и слабых. Подобно тому, как государство сильно поддержкой со стороны бедных, бедные сильны политической организацией, высшей формой которой выступает государственность". ("Стратегическая нестабильность в XXI веке")

Итак, нам готовят всемирную диктатуру сверхбогатых. Об этом, еще в начале прошлого века, предупреждал писатель Джек Лондон в своем романе "Железная пята". Вплоть до недавнего времени были все основания считать, что литератор-социалист сгустил краски и не заметил грядущей гуманизации капитализма. Примерно такие же претензии предъявлялись Карлу Марксу, но вот недавно выяснилось, что высмеянный классик совершенно верно писал о неизбежности абсолютного обнищания пролетариата при капитализме. И есть все основания полагать, что Лондон тоже был прав (но только не предусмотрел временного отступления олигархов).

О сворачивании демократии транснационалы задумались еще в 1970-е годы. "Важная веха в осознании "железной пятой" приближения кризиса - 1975 год, - сообщает Андрей Фурсов. - Тогда на Западе появился доклад "Кризис демократии", написанный по заказу "Трехсторонней комиссии" С. Хантингтоном, М. Крозье и Дз. Ватануки. В докладе четко фиксируются угрозы положению правящего слоя - прежде всего то, что против него начинают работать демократия и welfare state (государство всеобщего социального обеспечения), оформившиеся в послевоенный период. Под кризисом демократии имелся в виду не кризис демократии вообще, а такое развитие демократии, которое невыгодно верхушке. В докладе утверждалось, что развитие демократии на Западе ведет к уменьшению власти правительств, что различные группы, пользуясь демократией, начали борьбу за такие права и привилегии, на которые ранее никогда не претендовали, и эти "эксцессы демократии" являются вызовом существующей системе правления. Угроза демократическому правлению в США носит не внешний характер, писали авторы, ее источник - "внутренняя динамика самой демократии в высокообразованном, мобильном обществе, характеризующемся высокой степенью (политического. - А.Ф. ) участия". (Важная веха в осознании "железной пятой" приближения кризиса - 1975 год. Тогда на Западе появился доклад "Кризис демократии", написанный по заказу "Трехсторонней комиссии" С. Хантингтоном, М. Крозье и Дз. Ватануки. В докладе четко фиксируются угрозы положению правящего слоя - прежде всего то, что против него начинают работать демократия и welfare state (государство всеобщего социального обеспечения), оформившиеся в послевоенный период. Под кризисом демократии имелся в виду не кризис демократии вообще, а такое развитие демократии, которое невыгодно верхушке. В докладе утверждалось, что развитие демократии на Западе ведет к уменьшению власти правительств, что различные группы, пользуясь демократией, начали борьбу за такие права и привилегии, на которые ранее никогда не претендовали, и эти "эксцессы демократии" являются вызовом существующей системе правления. Угроза демократическому правлению в США носит не внешний характер, писали авторы, ее источник - "внутренняя динамика самой демократии в высокообразованном, мобильном обществе, характеризующемся высокой степенью (политического. - А.Ф. ) участия" . Вывод: необходимо способствовать невовлеченности (noninvolvement ) масс в политику, развитию определенной апатии. Надо, мол, умерить демократию, исходя из того, что она - лишь способ организации власти, причем вовсе не универсальный. Вывод: необходимо способствовать невовлеченности (noninvolvement ) масс в политику, развитию определенной апатии. Надо, мол, умерить демократию, исходя из того, что она - лишь способ организации власти, причем вовсе не универсальный". ( "Рукотворный кризис" )

Тогда еще речь шла о том, чтобы только "умерить" демократию, хотя само уже это желание весьма показательно. (4) Но теперь уже на повестку дня встает ликвидация демократических институтов, которые могут быть использованы в борьбе за сохранение социально-экономических прав. И это вовсе не ворчание "антиглобалистов". Сворачивание демократии недавно было предсказано ведущим теоретиком глобализации Жаком Аттали в книге "Краткая история будущего". Этот прогноз в сжатой форме излагает Юрий Акимов: "Став единственным законом в мире, рынок сформирует то, что Аттали называет гиперимперией, необъятной и планетарной, создающей торговые богатства и новое отчуждение, огромные состояния и ужасающую нищету. Природа там будет варварски эксплуатироваться; все будет частным, включая армию, полицию и правосудие. Человеческое бытие станет артефактом, предметом массового спроса, потребители которого также стали артефактами". ("Краткая история будущего")

Между прочим, такие частные армии, вместе с частными полициями, уже формируются, и они готовы стать силовой базой нового мирового порядка, для диктатуры ТНК. Существуют частные военные и частные охранные фирмы (ЧВК и ЧОК), которые охраняют имущество международных дельцов, а также обеспечивают безопасность их сотрудников. В последнее время наиболее успешные фирмы были скуплены ТНК, что говорит о многом. Вот описание одной из таких фирм: "...Настоящим феноменом военного бизнеса стала чрезвычайно успешная американская фирма Blackwater. Эта компания пошла дальше всех, начав, по сути создание своей наемнической мега-корпорации... Эта компания сформировала армию, оснащенную тяжелым вооружением, боевыми вертолетами, бронемашинами Grizzly собственного производства. Было объявлено о покупке бразильских легких штурмовиков SuperTucano. В планах руководства - создание мобильной группировки для ведения боевых действий в любой точке мира, правда, только в интересах признанных правительств и ООН. Но лиха беда начало..." (Иван Коновалов. "ТНК на тропе войны")

Конечно, пока еще корпорации не могут похвастаться наличием таких армий, какие имеются в распоряжении у национальных правительств. Но ведь все еще впереди. И в этом плане очень любопытен прогноз вице-президента Коллегии военных экспертов, генерал-майора А. Владимирова, который просчитывает возможности формирования "нового мирового порядка": "Поскольку станет очевидным, что главным препятствием на этом пути, рано или поздно, станут национальные силовые структуры государств, то основные усилия "Альянса" (ТНК - А.Е.) будут направлены на формирование собственной военной профессиональной организации, по своим возможностям на порядок превосходящей существующие вооруженные силы отдельных (в том числе и великих) держав... Основной упор в подготовке "Армии Альянса" будет сделан на превосходящую подготовку и подавляющее технологическое превосходство ее одиночных бойцов и отдельных отрядов, способных к эффективной (и эффектной) террористической и партизанской войне. В войне эти отряды будут руководствоваться исключительно приказами своего руководства и собственной достаточно эффективной "этикой наемника", позволяющей им гордиться своей "хорошо сделанной работой", подчеркнутым "суперменством", четким профессионализмом и гарантированной (личной и семьи) материальной обеспеченностью. Подготовка таких отрядов будет тщательной и неспешной, причем они будут формироваться интернациональными составами, в которых будут представлены лучшие национальные школы и стили подготовки одиночных бойцов и профессиональных военных руководителей". ("Железная пята ТНК")

Не исключено, что диктатура ТНК будет установлена в ходе грандиозных потрясений. Часть западного рабочего класса неизбежно поднимется на борьбу за свои права, причем в ход пойдут самые последние средства (вплоть до вооруженного восстания). Уже сегодня Европу сотрясают мощные акции протеста. Достаточно вспомнить грандиозный анархический бунт в Греции или многомиллионную забастовку во Франции, которая парализовала страну.

Вот показательное описание ситуации (сложившейся в конце сентября), очень похожее на фронтовые сводки: "В Словении в ночь на понедельник начали забастовку 80 тыс. человек (около половины госслужащих). В Бельгии во вторник утром не вышли на работу авиадиспетчеры, в результате чего во второй половине дня воздушное сообщение со страной было полностью парализовано. В среду в бельгийской столице Брюсселе Конфедерация европейских профсоюзов вывела на улицы десятки тысяч человек из 30 стран. В этот же день в Испании прошла первая за последние восемь лет массовая забастовка. По оценке испанских профсоюзов, в ней приняли участие до 10 млн. человек, то есть каждый пятый житель страны (от младенцев до стариков), в Барселоне и некоторых других городах дело дошло до столкновений протестующих с полицией. В Греции бастуют врачи, портовые работники, водители грузовиков и бензовозов - в Афинах на нескольких часов встал весь общественный транспорт. В Италии с 21:00 четверга по 21:00 пятницы не будут ходить автобусы и поезда, в том числе в римском метрополитене". (Евгений Новиков. "В Европе - забастовки, в России - бунт?")

И это пока только всполохи - настоящее светопреставление еще грядет (его может вызвать хотя бы вторая волна всемирного Кризиса). И если Европу (а вслед за ней и США) как следует рванет, то национальные государства окажутся не в состоянии обуздать волну революционного протеста. И тогда в ход пойдут беспощадные терминаторы из транснациональных частных армий. Они-то и усмирят "обезумившие массы". А ТНК образуют нечто вроде Всемирного совета глобальных корпораций (идея Э. Тофлера), который станет пресловутым "мировым правительством". Что же до национальных правительств, то их проклянут - за "национализм", "социализм", "милитаризм", "популизм".

Возникнет иерархическое общество, пародирующее традиционную иерархию. Его, кстати, великолепно описал Джек Лондон. Гениальная "Железная пята" - это картина нового кастового общества. На самом верху социальной пирамиды здесь находятся олигархи, представляющие собой не только капиталистов, но также и неких жрецов, которые всячески развивают искусство, мобилизуют общество на строительство гигантских городов и т. д. Ниже их находится каста наемных военных (вот и частные армии!), которая, на определенном этапе набрала такой вес, что стала оспаривать власть у олигархов. Еще ниже - относительно немногочисленная каста избранных рабочих. Наконец, в самом низу расположено большинство бесправных рабов.

Будущее выглядит довольно мрачным, но отчаиваться не следует. Следует бороться, всячески сопротивляясь установлению "Железной пяты". И для этого нужно выбрать подходящее оружие. Им может быть только национальный социализм, соединяющий воедино правую и левую энергетику протеста.

Комментарии

(1) Тут надо бы вспомнить кальвинистское положение о том, что богатство является показателем богоизбранности. Впрочем, внимательное изучение проблемы убеждает, что корни уходят намного глубже. Еще гностики учили, что люди от самого рождения делятся на разные онтологические разряды. Высший тип - пневматики ("духовные"), в которых преобладает дух. Средний - психики (душевные), в которых духовное и материальное смешано. Наконец, низший тип - гилики (плотские), в которых господствует материя. И если психики еще могут достичь какого-то высшего состояния, то гилики обречены на абсолютную смерть. О врожденном сродстве свету и тьмы учили близкие гностикам манихеи. Показательно, что бл. Августин, учение которого вдохновляло кальвинистов, первоначально был манихеем.

(2) Данная сверхэлитарная идеология родилась в недрах европейской средневековой аристократии. Изначально аристократия формировалась из храбрейших воинов, которые получали некоторые привилегии от военного вождя (государя) за то, что рисковали жизнь больше всех. По мере деградации самого средневековья аристократы все меньше хотели подчиняться монархам, но всё больше думали об укреплении собственного могущества - над "массами". Нарождающийся капитализм представлялся многим из них как идеальное средство для наращивания своей элитарной мощи. Именно аристократия, вернее ее дегенерировавшая часть, инфильтрировалась в масонство, создав из этой традиционной корпорации строителей подрывную контринициатическую организацию, ставшую авангардом буржуазных революций. Именно аристократы - новые дворяне" - провели капитализацию Англии - еще до буржуазной революции. Богатые и знатные заговорщики поднимали буржуазию на антитрадиционный бунт, прикрываясь ею и активно инкорпорируясь в нее. (При этом они направляли энергию недовольных против дворян, верных королю). И сегодня представители знатных родов уютно устроились в различных фондах, корпорациях и т. п. могущественных структурах Фининтерна.

(3) В свое время Сталин так объяснил тот факт, что европейские рабочие не спешат идти за коммунистами: "Главная причина - в историческом развитии - исторические связи европейских масс с буржуазной демократией. Затем, в особенном положении Европы - европейские страны не имеют достаточно своего сырья, угля, шерсти и т. д. Они рассчитывают на колонии. Рабочие знают это и бояться потерять колонии. И в этом отношении они склонны идти вместе с собственной буржуазией. Они внутренне не согласны с нашей антиимпериалистической политикой". ("Дневники" Г. Димитрова) Сегодня европейские рабочие становятся нищими, а их города заполняются выходцами из бывших колоний. На повестке дня - потеря самой европейской идентичности. Таково воздаяние за соучастие в преступлениях.

(4) Между тем, сегодня вскрываются весьма шокирующие факты, демонстрирующие истинное отношение западных элитариев к своей "демократии". Так, недавно были опубликованы данные Британского государственного архива, согласно которым Англия готова была поддержать государственный переворот в Италии (1976 год), призванный не допустить до власти мощную Итальянскую коммунистическую партию (ИКП). А ведь это была весьма умеренная партия, перешедшая на позиции еврокоммунизма.

Правая.ру, 27 января 2011 г.

*   *   *   *   *   *   *

Формация + цивидизация: познай свое будущее

Виталий Петрович Петров
г. Пушкино, Московская обл.

4 июня 2010 года в Москве Отделение общественных наук РАН и ряд других солидных организаций проводили Всероссийскую научную конференцию "Футурологический конгресс: будущее России и мира". Было представлено порядка 260 докладов.

 Инициатива организаторов такой конференции весьма похвальна, поскольку общество нуждается в оценке своей деятельности (что неизбежно для такого рода собраний) и составлении научного прогноза пути развития общества. Деятельность современного человеческого общества по своим масштабам стала соответствовать силам природы (человек вторгся в генные цепочки организмов, видоизменяет их, бензопила делает возможным уничтожение лесов, а атомная энергия - всего живого). Природа во многом начинает развиваться через деятельность человека. Он должен осознать свою ответственность и вести себя подобающим образом.

Наличие достоверного прогноза развития общества дает возможность руководству стран, в том числе России, направлять вектор своей деятельности согласно направлению развития общества (а не против него) и тем самым обеспечивать стране оптимальные условия развития и конкурентоспособность среди других стран. Понимание хода истории, по существу, является первейшей обязанностью руководства страны и критерием его профессионализма.

Конференция довольно успешно справилась с освещением нынешнего состояния общества. В том числе российского: его трудности и ошибки руководства освещены во многих докладах, например в докладах С.С. Сулакшина "О существовании и познаваемости будущего" и В.Э. Багдасаряна "О неизбежности смены современной российской социально-экономической модели". Но в части фундаментального прогноза развития всего общества конференция сколько-нибудь продвинуться не смогла. Объясняется это тем, что все докладчики как бы забыли о формационном направлении развития общества, о законе смены формаций. Они ограничились рассмотрением частных вопросов, в основном цивилизационного и экологического характера. В результате вывода о генеральном пути развития общества, вывода, который можно было бы рассматривать в качестве компаса и по которому руководству любой страны следовало бы сверять правильность направления вектора своей деятельности, конференция не выработала.

Не в порядке критики конференции, а истины и пользы ради имеет смысл кратко осветить указанный аспект с привлечением того материала, который история предоставила в наше распоряжение с момента открытия формационного пути развития общества. Более детальное рассмотрение этого вопроса приводится в работах автора и в Интернете на сайте www.znanie08.narod.ru в курсе теории истории.

Начнем с истоков развития человеческого общества, именно с его движущих сил, которые и определяют основные направления его развития (в том числе формационное направление). Представляется бесспорным, что первичной движущей силой развития общества является весь генетически наследуемый спектр свойств человека. Среди него наибольшее значение имеет стремление человека к удовлетворению своих потребностей. Сталкиваясь с препятствиями к удовлетворению этих потребностей, человек либо гибнет, либо преодолевает их, в процессе чего совершенствует свои навыки, орудия труда, организацию и т.д., что и является развитием. Оно идет по нескольким направлениям, которые тесно связаны между собой. На сегодня можно указать восемь основных направлений развития общества: 1) направление получения знаний; 2) направление их освоения, обучения им; 3) управленческое направление; 4) направление развития производительных сил; 5) формационное направление; 6) цивилизационное направление; 7) направление борьбы сообществ между собой; 8) направление разделения труда. Прогноз будущего имеет научную основу и может быть успешно составлен лишь тогда, когда анализ осуществляется системно, по всем основным направлениям развития общества.

Потребности человека и общества состоят из двух основных групп: потребностей материального характера (в пище, одежде и т.п.) и потребностей духовного характера (в языковом общении, в следовании обычаям, традициям, религиозным культам, потребностей общества в социализации индивидов и т.д.). Истоком формационного пути развития общества являются потребности материального характера, которые удовлетворяются производством. Потребности в благах, которыми удовлетворяются потребности материального характера, понуждают развивать производительные силы (орудия труда и навыки, а также интеллект оперирующих ими людей), что и фиксируется как направление развития производительных сил. В результате изменения производственных технологий появляются новые собственники основных средств производства (земли, орудий труда, производственных зданий и т.п.) с интересами, противоречащими интересам класса старых собственников, в силу чего возникают противоречия между классами новых и старых собственников. Класс новых собственников в результате политической борьбы за свои интересы с классом старых собственников приходит к власти, что и знаменует собой смену формаций.

Таким образом, формация есть этап развития общества (говорят также "тип общества") с присущим только ему основным способом производства, представляющим симбиоз производительных сил и производственных отношений (отношений между людьми в процессе производства). В последних главную роль играют отношения собственности. Конкретная формация характеризуется своим классом собственников основных средств производства. Так, в рабовладельческой формации собственником основных средств производства (земли и рабов) является рабовладелец, при феодализме - феодал, в капиталистической формации - буржуазия. Собственник основных средств производства безвозмездно присваивает избыточный продукт, который в норме создает каждый работник сверх необходимого ему для поддержания своей работоспособности и содержания его иждивенцев. При капитализме буржуазия присваивает избыточный продукт и услуги, производимые пролетариатом в форме прибавочного продукта, выплачивая ему в виде заработной платы лишь стоимость его рабочей силы. Присвоение избыточного продукта составляет сущность эксплуатации человека человеком, представляет откровенную форму паразитизма и главную социальную несправедливость антагонистического общества. Прогноз будущего должен учитывать историческую линию на постепенную гуманизацию человеческого общества (феодализм гуманнее рабовладения, капитализм гуманнее феодализма) и продолжить эту линию сменой капитализма более гуманным строем, исключающим эксплуатацию человека человеком, то есть социализмом. На примере СССР история показала контуры такого будущего. Она показала, что социализм действительно значительно гуманнее капитализма. В нем действительно отсутствует паразитизм в виде присвоения избыточного продукта буржуазией, за счет чего возникает та вопиющая разница в доходах и систематические экономические кризисы, что свойственно капитализму. В нем отсутствует безработица, которая так угнетающе действует на психику и социальное положение людей. Ему свойственна полнейшая уверенность людей в завтрашнем дне, чувство социальной защищенности (это совершенно не свойственно капитализму), что так способствовало уравновешенности, доброжелательности и иным позитивным качествам советских людей. В нем отсутствует социальная база для криминалитета. Социализм - патерналистская система, и в этом его преимущество перед капитализмом.

Итак, смена формации капиталистической формацией социалистической - таким видится очередной шаг человечества в будущее.

Но ранее говорилось о системном подходе к составлению прогноза будущего. В связи с этим дадим пояснения к некоторым другим направлениям. Относительно ожесточенных споров между исследователями, признающими только формационный или только цивилизационный пути развития общества, необходимо заметить, что исток цивилизационного направления развития общества совсем иной, чем формационного. Он в потребностях духовного характера, которые побуждают к развитию духовной культуры. В силу разнообразия природных и исторических условий, в которых развиваются разные социумы, развитие их культур происходит по-разному, чем обусловливается шестое основное направление развития общества - направление образования культурно-исторических типов общества, или цивилизационное направление (здесь понятие "цивилизация" не характеризуется уровнем материальной культуры). Подчеркиваем вновь: истоки формационного и цивилизационного направлений развития общества, формационная и цивилизационная структуризации общества совершенно различны, а потому нет никаких оснований для их противопоставления. Есть и то, и другое. В прогнозах будущего можно говорить лишь об их взаимовлиянии.

Несколько слов о наличии управленческого направления развития общества. Живой материи свойственно повышение организации. Благодаря этому появляются новые виды живой материи. Естественно, что повышение организации свойственно и человеческому обществу, как части живой материи, ибо более организованное сообщество имеет преимущество в борьбе сообществ между собой. В обществе повышение организации осуществляется через управление, отчего именуется управленческим направлением развития общества. Это весьма важное направление. Достаточно сказать, что именно на этом направлении потерпел катастрофу Советский Союз.

В прогнозах будущего анализу катастрофы СССР и выводам из нее необходимо уделять надлежащее внимание. В частности, политическая система должна обладать сильными обратными связями и обратным управлением, позволяющим народу отправлять в отставку руководство страны в случае неудовлетворительного управления страной. (Тем самым исключаются катастрофы, подобные катастрофе СССР.) Состав органа представительной власти должен соответствовать социальному срезу населения, то есть должен отражать численность каждой страты населения, ибо основной функцией представительной власти является контроль за соблюдением исполнительными властями интересов населения, осуществление обратной связи. Должна осуществляться ротация депутатов представительной власти. Исполнительная власть должна назначаться представительной властью по результатам конкурса претендентов на профессионализм управления.

Разделение труда, или профессионализация, является столбовой дорогой развития человеческого общества. Следует признать ошибочным утверждение об исчезновении разделения труда в будущем, что присутствует в некоторых работах Ф. Энгельса. Разделение труда послужило причиной появления обмена, то есть рыночных отношений. Можно даже сказать, что рыночные отношения - неизбежное следствие обмена. Именно поэтому они были при всех досоциалистических формациях и в той или иной форме останутся при социализме. Дело в том, что разделение труда, то есть дифференциацию, неизбежно надлежит компенсировать интеграцией. Каждый индивид, работая для себя и общества в сфере производства благ для удовлетворения какой-либо одной потребности, должен удовлетворять свои другие потребности, получая блага от других индивидов, специализирующихся в сферах изготовления этих благ. Обменный способ характерен наличием "торга" между субъектами (агентами) обмена на предмет уяснения степени равноценности меняемых объектов, то есть определения их меновой стоимости. При этом стоимость, как комплексный оценочный параметр компонентов человеческой деятельности, может быть использована для анализа работы хозяйственного механизма.

Не следует путать рыночные отношения с рыночной экономической системой как хозяйственной системой, где рыночные отношения играют определяющую роль в распределении финансовых и материальных потоков. Такая система в принципе является саморегулирующейся, то есть не требующей вмешательства руководства страны в управление ею. Цель составляющих ее звеньев - получение максимальной прибыли, а не соблюдение интересов всего общества. Именно она используется в качестве основы хозяйственных систем капиталистических стран. В отличие от саморегулирующейся рыночной экономической системы плановая (она же директивная, командная и т.п.) экономическая система, хотя и использует рыночные отношения (например, товарно-денежные отношения в СССР), является хозяйственной системой с принудительным регулированием, в которой распределение материальных и финансовых потоков определяется выдвигаемыми руководством страны задачами. Обменный способ интеграции позже был дополнен технологическим способом, когда изделие в процессе изготовления передается от одного специалиста к другому согласно технологической карте. Технологический способ "торгом" не сопровождается и со стоимостными параметрами не связан. Он обеспечивает лишь выполнение производственного задания. Таким образом, в силу наличия разделения труда прогноз будущего должен учитывать присутствие в хозяйственной системе страны составляющей рыночных отношений, в том числе и при социализме.

Констатируем: смена капитализма социализмом с учетом других направлений развития общества в настоящее время составляет основное содержание прогноза будущего. Но возникает очередной вопрос: каким ныне видится механизм такой смены? Ведь тот прогноз и тот механизм, которые К. Маркс и Ф. Энгельс приводили в "Манифесте коммунистической партии", не нашел полного подтверждения в истории. Они считали, что современный им капитализм находится на стадии своего естественного конца. К тому их склоняли проводимая буржуазией нещадная эксплуатация пролетариата, безработица и все усиливающиеся экономические кризисы. Они полагали, что общество все отчетливее будет делиться на буржуазию и пролетариат, который будет нищать как относительно, так и абсолютно. Предполагалось, что в процессе развития производительных сил рабочий превратится в придаток машины. В этих условиях они рассматривали пролетариат как могильщика буржуазии. Предполагалось, что ликвидация капитализма начнется с наиболее развитых капиталистических стран, так как пролетариат там был наиболее многочислен и организован. Основоположники марксизма рассчитывали на революционную смену формаций пролетариатом (причем исторически одновременно во всех передовых капиталистических странах), который надо превратить в "класс для себя", то есть сознающий свои интересы, хотя и не исключали мирного ухода капитализма, скажем через выкуп у буржуазии основных средств производства. По существу, они игнорировали стихийный вариант смены формаций, по которому развивались процессы при смене всех досоциалистических формаций. Это было методологической ошибкой, которую и выявил реальный ход истории.

Во-первых, он показал, что современный основоположникам марксизма капитализм не находился на стадии естественного конца, его болезни были не старческие, а "детские". При дальнейшем развитии капитализма некоторые из них были существенно приглушены. От беспощадной эксплуатации пролетариата и затягивания "социальных гаек" капитализм постепенно был вынужден перейти к "социально ориентированной рыночной экономике", когда значительная часть ВВП направляется на социальные нужды. Сработали инстинкт самосохранения буржуазии, который указал ей на пагубность затягивания "социальных гаек", а также борьба пролетариата за свои права и появление Советского Союза, которое наглядно показало буржуазии ее судьбу в случае продолжения прежней политики.

Во-вторых, пролетариат не нищает абсолютно, хотя и нищает относительно.

В-третьих, пролетариат уже был "классом для себя" (общественные классы всегда "классы для себя"), так как преследовал свои интересы. Но он предпочитает бороться за них в экономических схватках с буржуазией, скажем путем забастовок, а не в политической борьбе, то есть не стремится быть могильщиком буржуазии в понимании тогдашней теории. Об этом наглядно свидетельствует развитие рабочего движения на Западе. Пролетариату не грозит уничтожение при капитализме, поэтому он в норме к политической власти не стремится (буржуазия стремится к власти, так как при социализме ей места нет). В сущности, капитализм представляет собой некий симбиоз буржуазии и пролетариата. Пролетариат прибегает к политической борьбе только тогда, когда его "загоняют в угол", то есть эксплуатация становится невыносимой.

В-четвертых, кроме наличия в обществе классов пролетариев и буржуазии, на чем акцентировались основоположники марксизма, в обществе возник еще так называемый средний класс, общность людей среднего достатка, которая в условиях буржуазной демократии обеспечивает устойчивость капиталистического общества. В этом его значение. Практика показала, что при развитии производительных сил рабочий не становится придатком машины. Напротив, от него требуется повышенный профессионализм, овладение знаниями. Не случайно современный капитализм иногда называют "когнитивным" капитализмом, то есть капитализмом, использующим знания. Значительную часть общества ныне составляет инженеры - техническая интеллигенция. В современном понимании инженеры - это рабочие, только высокой квалификации. Высокооплачиваемая часть пролетариата, средний бизнес и другие люди, не владеющие крупным капиталом, но обладающие повышенным материальным достатком, и составляют этот средний класс. Классики марксизма указывали на появление такой общности, но не прогнозировали столь существенного ее влияния на жизнь общества, которое показывает современная реальность.

К каким умозаключениям должен прийти исследователь, анализируя сложившуюся ситуацию?

Умозаключение первое. Необходимо разграничить стихийную смену формаций и сознательную. Все досоциалистические смены формаций были стихийными. В самом деле, развивая производство в недрах феодальной формации, буржуа преследовали свои экономические интересы, а вовсе не собирались сознательно строить какой-то капитализм. Точно так же, преследуя свои экономические интересы, они брали политическую власть, ибо она их интересы защищала лучше, чем власть феодальная. Закон смены формаций, который К. Маркс излагает в Предисловии к работе "Критика политической экономии", зафиксирован им на основе изучения стихийных смен формаций и справедлив только для них. Это закон стихийной смены формаций. Он гласит: "На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что является только юридическим выражением последних - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке". Подчеркиваем еще раз: ни в коем случае нельзя забывать, что данный закон относится к стихийной смене формаций, а потому очень осмотрительно и осторожно надо применять его положения для сознательной, то есть происходящей по воле и желанию людей, смены формаций, в частности сознательного перехода от капитализма к социализму. Толчок к сознательной смене формаций дает не противоречие между производительными силами и производственными отношениями, а завязавшийся узел из социальных, политических, экономических, часто колониальных противоречий. Сознательная смена формаций стала возможной лишь после того, как основоположники марксизма создали теорию формаций. Ибо только тогда стало возможно прогнозировать развитие истории, а значит, пытаться сознательно сменить формацию.

Умозаключение второе. С появлением знаний по формационному развитию общества эре исключительно стихийных смен формаций пришел конец. Теперь в эти процессы неминуемо должен был вмешаться человек. Ибо, располагая знаниями (в данном случае о формационном развитии), он всегда стремится их использовать. Он так устроен. События истории (Парижская коммуна, возникновение Советского Союза) подтверждают это умозаключение и дают наглядное представление о такого рода процессах.

Умозаключение третье. Не следует думать, что с появлением вероятности и попыток сознательной смены формаций прекратится процесс стихийной смены формаций. Просто две эти линии, сознательная и стихийная, должны развиваться параллельно, в известной степени влияя друг на друга. Большой ученый Б.П. Курашвили в книге "Новый социализм. К возрождению после катастрофы" говорит о двух путях перехода к социализму: революционном и длительном эволюционном, когда "...капитализм... будет постепенно прорастать социалистическими элементами (государственное регулирование, социальные программы, предприятия, принадлежащие работникам...)." Закон стихийной смены формаций есть закон природы, а законы природы всегда выполняются. Поэтому в современной истории обязан протекать процесс стихийной смены капитализма социализмом. Он действительно протекает. Причем просматривается действие обоих механизмов реализации закона стихийной смены формаций, допускаемых этим законом. В первом механизме задействовано сознание масс, которые являются частью производительных сил общества. Будучи недовольны существующими производственными отношениями, массы борются за их изменение. В норме такая борьба носит экономический характер. Тем не менее она вызывает и политические изменения. Они - в постепенном сдвиге всего общества влево за последние 150 лет. Отрицать этот сдвиг невозможно. Количественные же изменения, как известно, рано или поздно выливаются в изменения качественные, и упорная экономическая борьба пролетариата в будущем постепенно приведет к серьезным политическим результатам. Скажем, через постепенное создание мощного сектора государственной собственности, что в сочетании с наличием сильных обратных связей и обратного управления обеспечивает переход к социалистической формации. Следует заметить, что такой переход фактически равносилен сознательному переходу к социализму. Тем не менее здесь правомерна трактовка, использующая закон стихийной смены формаций: сознание пролетариата как производительной силы вступает в противоречие с существующими буржуазными производственными отношениями, в результате капиталистическая формация сменяется социалистической.

Второй механизм - чисто классический, через зарождение социалистического способа производства в недрах старой формации - капитализма. В советское время подобная возможность отрицалась. В качестве ростков (зародышей) такого способа производства можно рассматривать: 1) предприятия с коллективной трудовой собственностью типа Мондрагоновской федерации в Испании и предприятия ИСОП в США: 2) государственное предпринимательство (на основе государственной собственности, скажем, в национализированных отраслях производства). Конечно, буржуазия препятствует и будет препятствовать развитию этих ростков. Но они обладают солидным экономическим преимуществом перед частными корпорациями, что обеспечивает их победу в конкурентной борьбе. Так, на предприятиях с коллективной трудовой собственностью производительность труда выше до 30%, а государственные предприятия вообще заведомо и принципиально рентабельнее частных (при прочих равных условиях) в силу отсутствия выплат дивидендов и баснословных премий, которые назначают себе управленцы.

Механизм стихийной смены капитализма социализмом через расширение государственного производства (предпринимательства) особенно перспективен и вероятен. Дело в том, что буржуазное руководство стран рано или поздно будет вынуждено расширять государственное производство. Причем не только потому, что оно повышает хозяйственную рентабельность, а значит, обеспечивает стране определенные преимущества в конкурентной борьбе, но и в силу того, что государственные предприятия в норме оставляют прибавочный продукт в распоряжении государства. Это позволяет ему расходовать прибавочный продукт на собственные, в том числе социальные, нужды, то есть как бы увеличивает государственный бюджет. Частные же корпорации отчисляют от прибавочного продукта только налоги, то есть часть прибавочного продукта (в стоимостном исчислении). Есть и еще одна, пока в достаточной степени не осознанная, причина привлекательности государственного предпринимательства для управленцев капиталистических стран. Она в том, что государственное предпринимательство не служит источником цикличности развития капиталистической экономики, проще говоря экономических кризисов, а частное такой причиной является. Частный предприниматель, стремясь обратить прибавочный продукт в прибавочную стоимость, старается продать его населению, в то время как население способно приобрести лишь необходимый продукт. В результате часть прибавочного продукта остается невостребованной, что и провоцирует возникновение и развитие экономического кризиса. Государственные же предприятия в норме прибавочным продуктом дополняют государственный бюджет, то есть увеличивают его приходную часть, не в денежном, а материальном измерении. Как это было в Советском Союзе. Затем правительство распределяет приходную часть в соответствии с необходимыми тратами. Разумеется, ничего этого не будет, если управленцы капстран не дозреют до понимания сущности указанных процессов. Пока что их "экономические" суждения поражают непрофессионализмом. Но жизнь - отличный учитель, особенно если сопровождается экономическими кризисами, подобными Великой депрессии. Для себя же заметим, что от развитого государственного предпринимательства до социализма остается один шаг. Он заключается во введении сильной обратной связи в политическую систему, в частности контроля. И массы должны этот шаг сделать.

Здесь самое место сказать о принципиальной ошибке руководства России. Судя по заявлениям нынешнего президента России, руководство будет осуществлять либеральную экономическую политику, направленную на всемерное сокращение государственного предпринимательства. Здесь показано, что такая политика лишает страну возможности повысить рентабельность экономики и занять лидирующее место. Россия, располагая в течение продолжительного времени большими финансовыми возможностями, не возрождала и не возрождает государственный сектор производства, разрушенный в период ельцинизма, а вымаливала и продолжает вымаливать частные инвестиции. В результате слышны лишь причитания о "сырьевой игле", а хозяйство остается разрушенным и страна топчется на месте. Российское руководство панически боится государственного предпринимательства. Возможно, из идеологических соображений, а может, просто не обладает нужными для этого способностями и профессионализмом. Вместе с тем своей политикой оно закладывает фундамент под будущий гигантский, уже российский, экономический кризис. В целом вектор действий российского руководства направлен против фундаментального направления развития человеческого общества.

Резюмируем. Прогноз будущего дает возможность руководителям стран направлять вектор своей деятельности согласно направлению развития общества, что способствует оптимизации траектории развития. Прогноз будущего должен вестись с учетом всех основных направлений развития общества. Для нынешнего мирового общества очередным шагом в будущее является переход в социалистическую формацию. Механизм такого перехода многовариантен, зависит от конкретной ситуации в каждой стране и соответственно может осуществляться как сознательно, так и стихийным порядком. В последнем случае наиболее вероятен переход через создание и постепенное расширение производства на основе государственной собственности, то есть государственного предпринимательства, с одновременным усилением обратной связи в политической системе. Нынешнее российское руководство совершает принципиальную ошибку, сокращая государственное предпринимательство. Тем самым оно не только затрудняет хозяйственное развитие страны, но и закладывает фундамент под будущий экономический кризис в самой России. Оно не понимает хода истории, и в этом - главная причина его непрофессионализма.

"Экономическая и философская газета",
2010, No.44.

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте есть форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

*   *   *   *   *   *   *

Удачи вам и счастья!


В избранное