Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 537


"Эконометрика", 537 выпуск, 9 мая 2011 года.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

Приводим аннотацию, содержание и предисловие новой книги А.И. Орлова "Организационно-экономическое моделирование: учебник: в 3 ч. Ч.2. Экспертные оценки (М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011. - 486 с.).

Доклад А.И. Орлова "Об оценке качества процедур анализа данных" был прочитан 22 февраля 2011 г. на V научно-практической конференции "Социологические методы в современной исследовательской практике", посвященная памяти первого декана факультета социологии НИУ ВШЭ Александра Олеговича Крыштановского.

Познакомьтесь с тезисами докладов А.И. Орлова "Организационно-экономическое моделирование в неформальной информационной экономике будущего" (Двенадцатый всероссийский симпозиум "Стратегическое планирование и развитие предприятий", 12 - 13 апреля 2011 г., ЦЭМИ РАН) и "Глобальный прогноз на основе неформальной информационной экономике будущего" (Международный научный конгресс "Глобалистика-2011: в поиске новых ресурсов развития", 18-22 мая 2011, г. Москва).

Поздравляем с Днем Победы!

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Орлов А.И. Организационно-экономическое моделирование: учебник в 3 ч.

Ч.2. Экспертные оценки.

- М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011. - 486 с.

Аннотация, содержание, предисловие

УДК 519.2:338 (075.8)

ББК 60.6я73

О-66

Р е ц е н з е н т ы:

заместитель директора Института проблем управления РАН

чл.-корр. РАН Д.А. Новиков;

заведующий кафедрой "Системы управления экономическими

объектами" Московского авиационного института

(Государственного технического университета)

д-р экон. наук, проф. В.Д. Калачанов

Орлов А. И.

Организационно-экономическое моделирование: учебник: в 3 ч. / А. И. Орлов. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011.

ISBN 978-5-7038-3276-9

Ч. 2: Экспертные оценки. - 486, [2] с.: ил.

ISBN 978-5-7038-3424-4

Систематизированы ключевые процедуры теории и практики экспертных оценок, в том числе связанные с типовыми стадиями экспертного опроса, методами подбора экспертов, разработкой регламентов проведения сбора и анализа экспертных мнений.

Рассмотрены основные идеи современной теории измерений, согласования кластеризованных ранжировок, парных сравнений и люсианов, аксиоматического введения расстояний, оптимизационного определения итогового мнения комиссии экспертов, теории нечеткости и других математических и статистических методов анализа экспертных оценок.

Содержание учебника соответствует курсам лекций, которые автор читает в МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Для студентов, преподавателей и исследователей в области прикладной и математической статистики, сбора и анализа экспертных данных, методов оптимизации, математического и организационно-экономического моделирования, а также специалистов в области разработки и применения современных методов экспертных оценок и соответствующего программного обеспечения.

УДК 519.2:338 (075.8)

ББК 60.6я73

(c) Орлов А. И., 2011

ISBN 978-5-7038-3424-4 (ч. 2) (c) Оформление. Издательство

ISBN 978-5-7038-3276-9 МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011

Оглавление

Предисловие ................................................................................ 6

Глава 1. Примеры процедур экспертных оценок ................. 11

1.1. Индивидуальные и коллективные экспертные

оценки................................................................................. 11

1.2. Оценка и выбор вариантов решений с помощью

экспертов............................................................................. 18

1.3. Экспертное прогнозирование ........................................... 24

1.4. Экспертные оценки на современном этапе ..................... 30

Контрольные вопросы.............................................................. 45

Темы докладов, рефератов, исследовательских работ ......... 46

Литература ................................................................................ 46

Глава 2. Организация работы экспертной комиссии .......... 48

2.1. Основные стадии экспертного опроса ............................. 48

2.2. Подбор экспертов .............................................................. 52

2.3. Выбор цели экспертизы .................................................... 57

2.4. Основания для классификации экспертных методов ..... 64

2.5. Роль интуиции эксперта при принятии решений........... 69

Контрольные вопросы.............................................................. 76

Темы докладов, рефератов, исследовательских работ ......... 77

Литература ................................................................................ 77

Глава 3. Теория измерений и экспертные оценки ............... 79

3.1. Основные шкалы измерения............................................. 79

3.2. Инвариантные алгоритмы и средние величины ............. 92

3.3. Средние величины в порядковой шкале.......................... 98

3.4. Средние по Колмогорову .................................................. 101

Контрольные вопросы и задачи............................................... 103

Темы докладов, рефератов, исследовательских работ ......... 104

Литература ................................................................................ 105

Глава 4. Методы средних рангов ............................................ 106

4.1. Экспертные ранжировки ................................................... 106

4.2. Методы средних арифметических рангов и медиан

рангов .................................................................................. 109

4.3. Метод согласования кластеризованных ранжировок..... 112

Контрольные вопросы и задачи............................................... 121

Темы докладов, рефератов, исследовательских работ ......... 122

Литература ................................................................................ 123

Глава 5. Принятие решений и голосование ........................... 125

5.1. Пример задачи принятия решения комиссией

экспертов............................................................................ 125

5.2. Голосование как один из методов экспертных

оценок................................................................................. 131

5.3. Парадокс Кондорсе............................................................ 136

5.4. Основные понятия теории принятия решений

и экспертные оценки......................................................... 139

Контрольные вопросы и задачи............................................... 150

Темы докладов, рефератов, исследовательских работ ......... 152

Литература ................................................................................ 152

Глава 6. Математические методы анализа экспертных

оценок ........................................................................... 153

6.1. Основные математические задачи анализа экспертных

оценок................................................................................. 153

6.2. Экспертные мнения и расстояния .................................... 163

6.3. Свойства медианы Кемени ............................................... 178

6.4. Коэффициенты корреляции и конкордации.................... 181

Контрольные вопросы и задачи............................................... 191

Темы докладов, рефератов, исследовательских работ ......... 193

Литература ................................................................................ 194

Глава 7. Бинарные данные и парные сравнения ................. 196

7.1. Теоретическое обоснование "турнирного" метода

ранжирования вариантов .................................................. 197

7.2. Графы и бинарные данные................................................ 201

7.3. Толерантности и люсианы в экспертных оценках.......... 211

7.4. Моделирование ответов экспертов при парных

сравнениях ......................................................................... 240

Контрольные вопросы и задачи............................................... 248

Темы докладов, рефератов, исследовательских работ ......... 249

Литература ................................................................................ 249

Глава 8. Теория нечеткости и экспертные оценки ................ 251

8.1. Понятие нечеткости........................................................... 251

8.2. Нечеткие множества.......................................................... 258

8.3. Методы анализа нечетких экспертных данных .............. 273

8.4. Теория нечеткости как часть теории вероятностей ........ 281

8.5. Нечеткий экспертный выбор в контроллинге

инноваций .......................................................................... 290

Контрольные вопросы и задачи............................................... 296

Темы докладов, рефератов, исследовательских работ ......... 297

Литература ................................................................................ 297

Глава 9. Экспертные оценки в экологии ............................... 299

9.1. Экспертные оценки в задачах экологического

страхования и обеспечения экологической

безопасности....................................................................... 299

9.2. Технология экологических экспертиз.............................. 303

9.3. Общественная экологическая экспертиза........................ 310

9.4. Проведение экологических экспертиз с правовой

точки зрения ...................................................................... 314

Контрольные вопросы.............................................................. 326

Темы докладов, рефератов, исследовательских работ ......... 327

Литература ................................................................................ 327

Глава 10. Экспертные технологии оценки рисков ................ 329

10.1. Бизнес-процессы инновационных проектов ................. 329

10.2. Инновационные проекты в вузах .................................. 346

10.3. Модель инновационного проекта................................... 349

10.4. Прогнозирование рисков................................................. 358

10.5. Различные виды рисков................................................... 368

10.6. Управление рисками........................................................ 374

Контрольные вопросы.............................................................. 387

Темы докладов, рефератов, исследовательских работ ......... 388

Литература ................................................................................ 388

Глава 11. Основы теории рейтингов ....................................... 390

11.1. Оперативные методы принятия решений на основе

экспертных оценок.......................................................... 390

11.2. Веса факторов .................................................................. 404

11.3. Бинарные рейтинги.......................................................... 418

11.4. Сравнение рейтингов и линейные рейтинги ................. 428

Контрольные вопросы и задачи............................................... 438

Темы докладов, рефератов, исследовательских работ ......... 439

Литература ................................................................................ 440

Глава 12. Экспертные оценки - интеллектуальные

инструменты организационно-экономических

исследований............................................................... 441

12.1. Экспертные оценки в маркетинговом исследовании ..... 441

12.2. Экспертные технологии в системе "Шесть сигм"........ 448

12.3. Оценка технического уровня и качества продукции

на основе иерархической системы показателей ........... 453

12.4. Применение экспертных оценок при упорядочении

системы государственных стандартов ......................... 461

12.5. Экспертные оценки в оценочной деятельности

и инвестиционном менеджменте .................................. 468

12.6. Прогнозирование и метод сценариев............................. 477

Контрольные вопросы.............................................................. 485

Темы докладов, рефератов, исследовательских работ ......... 485

Литература ................................................................................ 486

Предисловие

Как изменится экономика через десять лет? Будут ли экологически безопасны города и промышленные предприятия или же вокруг нас возникнет рукотворная пустыня?

Достаточно вдуматься в эти вопросы, проанализировать, как десять лет назад мы представляли себе сегодняшний день, чтобы понять, что стопроцентно надежных прогнозов просто не может быть. Вместо утверждений с конкретными числами можно ожидать лишь качественных оценок. Тем не менее мы должны принимать решения, например, об экологических, инвестиционных и других проектах, последствия которых станут известны через десять, двадцать и более лет.

Бесспорно, что для принятия обоснованных решений необходимо опираться на опыт, знания и интуицию специалистов. После Второй мировой войны на основе кибернетики, теории управления, менеджмента и исследования операций стала быстро развиваться самостоятельная дисциплина - теория и практика экспертных оценок.

Методы экспертных оценок - это методы организации работы со специалистами-экспертами и обработки мнений экспертов. Эти мнения обычно выражены частично в количественной, частично в качественной форме. Экспертные исследования проводят с целью подготовки информации для принятия решений. Для проведения работы по методу экспертных оценок формируют рабочую группу, которая организует деятельность экспертов, объединенных (формально или по существу) в экспертную комиссию. Лицо, принимающее решение, - это тоже эксперт, поэтому можно констатировать, что любое решение - это решение эксперта!

Содержание учебника посвящено методам и технологиям сбора и анализа мнений экспертов, применению экспертных оценок. Учебник состоит из 12 глав.

В главах 1-5 приведены введение в теорию и практику экспертных оценок, типовые процедуры экспертных оценок, основные стадии экспертного опроса и примеры применения теории измерений для выбора способа усреднения мнений экспертов. Рассмотрены методы средних арифметических рангов и медиан рангов, согласования кластеризованных ранжировок, голосование как один из методов принятия решений.

В главах 6-8 обсуждены математические методы анализа экспертных оценок. Рассмотрены подходы к аксиоматическому введению расстояний между ответами экспертов, оптимизационный подход к определению итогового мнения комиссии экспертов, свойства расстояния Кемени и медианы Кемени, использование коэффициентов корреляции и конкордации. Для анализа бинарных данных и результатов парных сравнений рекомендовано использовать теорию случайных толерантностей и люсианов. Рассмотрены основы методологии нечеткости, сведение теории нечеткости к теории вероятностей и ее использование в экспертных технологиях.

В главах 9-12 рассмотрены примеры применения экспертных оценок. Глава 9 посвящена задачам экологического страхования и обеспечения экологической безопасности, технологиям экологических экспертиз. В главе 10 обсуждены экспертные технологии оценки рисков и управления ими, в том числе при выполнении инновационных проектов. В главе 11 приведена теория рейтингов (основное внимание уделено бинарным и линейным рейтингам), разработанная автором. В главе 12 экспертные оценки рассмотрены как интеллектуальные инструменты конкретных организационно-экономических исследований. Обсуждено их применение в маркетинговых исследованиях, в системе "Шесть сигм", при использовании иерархической системы показателей технического уровня и качества продукции и упорядочении совокупности государственных стандартов по статистическим методам управления качеством, в оценочной деятельности и инвестиционном менеджменте, при прогнозировании, в том числе методом сценариев.

В конце каждой главы приведены контрольные вопросы и задачи, темы докладов, рефератов, исследовательских работ. Для понимания материала достаточно знания стандартных учебных курсов по высшей математике.

Автор более 35 лет постоянно занимается экспертной деятельностью и как практик, и как теоретик. В учебник включены теоретические и практические результаты исследований автора начиная с 1970-х годов и по настоящее время.

Теория экспертных оценок связана с прикладной статистикой, эконометрикой, теорией принятия решений. Запросы теории экспертных оценок стимулировали развитие наиболее современной области прикладной статистики - нечисловой статистики.

Математические результаты нечисловой статистики, а также различные вопросы теории принятия решений включены в часть 1 "Нечисловая статистика" учебника "Организационно-экономическое моделирование" и частично в учебники "Прикладная статистика", "Эконометрика" и "Теория принятия решений", выпущенные издательством "Экзамен" в 2004-2006 гг.

В учебнике рассмотрены современные методы анализа статистических данных, полученных от экспертов. При этом субъективные экспертные данные не противопоставляются объективным результатам измерений (наблюдений, испытаний, анализов, опытов), поскольку для их описания и анализа используются одни и те же вероятностно-статистические методы и модели.

Автор стремился сделать доступным широкому кругу читателей более чем 35-летний опыт работы междисциплинарного исследовательского коллектива научного семинара "Экспертные оценки и анализ данных". Семинар, организованный в 1973 г., работал сначала в МГУ им. М.В. Ломоносова, а затем в Институте проблем управления РАН. В рамках этого междисциплинарного коллектива создана отечественная научная школа в области экспертных оценок.

Учебник может быть рекомендован различным категориям читателей. Студенты дневных отделений управленческих и экономических специальностей, прежде всего специальности "Менеджмент высоких технологий", найдут в нем необходимый материал для изучения соответствующих разделов учебных курсов: "Организационно-экономическое моделирование", "Эконометрика", "Прикладная статистика", "Управленческие решения", "Теория принятия решений", "Экономико-математическое моделирование", "Математические методы в экономике", "Маркетинговые исследования", "Математические методы оценки" и др.

Слушатели вечерних отделений вузов, в том числе получающие второе образование по экономике и менеджменту, смогут изучить основы теории экспертных оценок и вопросы ее практического использования. Менеджеры, экономисты и инженеры, изучающие экспертные оценки и теорию принятия решений самостоятельно или в институтах повышения квалификации, по программам переподготовки или получения академической степени "Мастер (магистр) делового администрирования" (Master of Business Administration - МВА), смогут ознакомиться с ключевыми идеями.

Учебник предназначен для широкого круга специалистов, заинтересованных в применении современных методов экспертных оценок в любой предметной области, разработчиков таких методов и соответствующего программного обеспечения. Современный взгляд на экспертные технологии, основные подходы и результаты в этой области открывает большие перспективы для дальнейших математических исследований в теории вероятностей и математической статистике. Книга представляет несомненный интерес для исследователей - специалистов по вопросам управления, в том числе по принятию решений, методам оптимизации и математическому моделированию, а также для преподавателей, включающих в курсы лекций разделы по экспертным оценкам.

Материалы книги использовались при преподавании в МГТУ им. Н.Э. Баумана и во многих других отечественных и зарубежных образовательных структурах.

Благодарности. Автор выражает благодарность своим многочисленным студентам и слушателям, прежде всего различных образовательных структур Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, участникам научных конференций и семинаров, коллегам по работе в научно-учебном комплексе "Инженерный бизнес и менеджмент", на кафедре "Экономика и организация производства" и в Институте высоких статистических технологий и эконометрики МГТУ им. Н.Э. Баумана, Российской ассоциации статистических методов и Российской академии статистических методов.

Учебник написан в традициях отечественной вероятностно-статистической школы. Автор выражает благодарность своим учителям - акад. АН УССР Б.Г. Гнеденко, чл.-кор. АН СССР Л.Н. Большеву, проф. В.В. Налимову.

Автор признателен всем сотрудникам Издательства МГТУ им. Н.Э. Баумана за большую работу по подготовке рукописи к изданию.

С текущей научной информацией по теории и практике экспертных оценок можно ознакомиться на сайте "Высокие статистические технологии" (http://orlovs.pp.ru) и его форуме (http://forum.orlovs.pp.ru/), а также на странице Лаборатории экономико-математических методов в контроллинге (http://www.ibm.bmstu.ru/nil/lab.html) на сайте научно-учебного комплекса "Инженерный бизнес и менеджмент" МГТУ им. Н.Э. Баумана. Достаточно большой объем информации содержит еженедельник "Эконометрика", выпускаемый с июля 2000 г. (http://subscribe.ru/catalog/science.humanity.econometrika). Автор искренне благодарен разработчику сайтов и редактору электронного еженедельника А.А. Орлову за многолетний энтузиазм.

Автор просит читателей присылать свои вопросы и замечания по адресу Издательства или непосредственно по электронной почте: prof-orlov@mail.ru.

По адресу http://baumanpress.ru/books/342/ приводятся также начала и концы глав.

Электронная версия исходного текста учебника (под названием: Орлов А.И. Высокие статистические технологии: Экспертные оценки: Учебник. - М.: Институт высоких статистических технологий и эконометрики, 2008. - 372 с. (электронный вариант)): http://ibm.bmstu.ru/nil/biblio.html#books-04-hsexp

*   *   *   *   *   *   *

Об оценке качества процедур анализа данных

Орлов А.И., проф., д.э.н., д.т.н., директор Института высоких статистических технологий и эконометрики МГТУ им. Н.Э. Баумана

Конференция посвящена актуальным тенденциям в развитии методов сбора и анализа полевых данных, методологическим подходам к исследованию современной российской реальности, а также вопросам оценки качества процедур исследования. Обсудим, с какими научными областями связаны научно-исследовательские работы по тематике конференции.

Полевые данные - это, прежде всего, данные выборочных исследований. Выборочные методы широко применяются в научных медицинских исследованиях, при изучении качества продукции, в производственном менеджменте, в биологических, химических и других научных и прикладных исследованиях. Другими словами, выборочные методы - часть прикладной статистики, т.е. науки о том, как обрабатывать данные [1]. Социологическая специфика в выборочных исследованиях, на наш взгляд, в большинстве случаев не выражена.

Отметим, что ряд прикладных областей - маркетинг (изучение предпочтений потребителей, рекламное дело), управление персоналом, отношения с общественностью и другими заинтересованными сторонами и др. - рассматриваются как социологией, так и экономикой в качестве своих составных частей. По крайней мере, подготовка студентов и защита диссертаций, относящихся к этим областям, проводятся как в экономических, так и в социологических учебных структурах и диссертационных советах.

Это не случайно. Согласно современным воззрениям управленческие решения следует принимать на основе всей совокупности социальных, технологических, экономических, экологических, политических факторов. Все эти факторы следует рассматривать совместно.

Может показаться, что речь идет об очевидном - единстве окружающего нас мира и вытекающего из этого тривиального факта единстве науки. Однако отечественная наука искусственно разбита на отдельные части - социологию, экономику, математику, медицину и т.д. Сначала деление было создано для удобства управления, затем перегородки укрепились и стали почти непроницаемыми. Давно придуманное деление мешает развитию науки. В частности, тем, что оно игнорирует самостоятельное существование такой научной области, как "статистические методы", если угодно, "прикладная статистика".

Между тем хорошо известно, что в США число специалистов по статистическим методам существенно больше, чем математиков. А вот в нашей стране математика есть как самостоятельная наука (со своими факультетами, институтами, журналами, диссертационными советами), а прикладная статистика - официально отсутствует.

Есть математическая специальность "теория вероятностей и математическая статистика", её представители заняты доказыванием теорем, не имеющих отношения к реальному миру и ничего не дающих тем, кто обрабатывает конкретные данные. Внутри экономической науки есть специальность "статистика", ее представители заняты удовлетворением ведомственных интересов Росстата и действуют на уровне позапрошлого (т.е. XIX) века. А всего остального - статистических методов в технике, управлении, экономике, социологии, медицине, истории и т.д. - с точки зрения официальных органов нет.

Статистические методы развиваются на нелегальном положении. Конечно, нелегалы находят те или иные легальные прикрытия. В СССР статистические методы в медицине выступали под знаменем медицинской кибернетики (не знаю, как обстоит дело сейчас). Статистические методы в технических науках маскировались под "математические методы в научных исследованиях" (конечно, смешно быть доктором технических наук, ничего не понимающим в технике, как автору этих строк). Статистические методы в экономике, т.е. эконометрика, проходят в рамках специальности "Математические и инструментальные методы экономики" (именно по этой специальности автор защитил свою вторую докторскую диссертацию). Связь с экономической практикой может полностью отсутствовать.

Вопрос "Кто виноват?" не является актуальным. Проанализируем последствия уродливого развития отечественной науки и обсудим возможные пути исправления ситуации.

Последствия достаточно понятны. В каждой камере, выделенной делениями официальной науки, оказалось некоторое число лиц, применяющих (а иногда и развивающих) статистические методы. В области социологии - это многие из тех, кто собрался на настоящую конференцию. Веря в обоснованность официального деления, они замкнулись внутри своей группы. Всё, что делается в других камерах - их не интересует. Они ничего не знают и - главное - не хотят знать о внешнем мире.

К чему это приводит? К замкнутости внутри своего круга, т.е. к групповщине. Читают только своих, цитируют только своих. А поскольку группа небольшая, и - так уж случилось - нет внутри нее специалистов по математическим методам статистики и анализа данных, происходит понижение общего научного уровня. Ошибки накапливаются, попадая в учебники, энциклопедические издания. Готовя доклад, я долго думал, давать ли здесь перечень ошибок известных участников настоящей конференции, подобный содержанию интернет-ресурса "Профессора-невежды готовят себе на смену новых невежд" [2]. Хотелось порассуждать о том, что кусочно-постоянная функция отличается от непрерывной. Или вот рассуждение, попавшее в энциклопедическое издание. Бесспорно совершенно, что многие переменные признаки, изучаемые в ходе социологических исследований, интегрируют в себе большую совокупность не связанных друг с другом экономических, психологических и других факторов, каждый из которых оказывает на итоговую переменную сравнительно слабое влияние. Автор рассматриваемого утверждения почему-то считает, что согласно Центральной предельной теореме теории вероятностей такие итоговые переменные должны быть распределены нормально. Это верно, если справедлива аддитивная модель - влияющие на нее факторы складываются. А если верна мультипликативная модель - влияющие факторы перемножаются, то из той же Центральной предельной теоремы следует, что итоговые переменные должны быть распределены логарифмически нормально (т.е. не они сами, а их логарифмы распределены нормально).

Несколько иной эффект встретился мне в теории классификации. Она - междисциплинарна, и ясно это было давно. В 80-е годы активно действовала Комиссии по классификации Всесоюзного совета научно-технических обществ во главе с член-корр. АН СССР Г.Б. Бокием, включавшая около тысячи специалистов. И вот - социологи пишут про типологию и классификацию, игнорируя всё, что "за забором". Чтобы чуть-чуть исправить положение, укажу на обзор [3] со 126 литературными ссылками, неизвестными социологам.

Впрочем, судя по учебникам (!) для студентов-социологов, некоторые их авторы еще не освоили аксиоматику теории вероятностей по А.Н. Колмогорову (1933 год!) и не понимают, что для описания, изучения, сравнения методов анализа данных надо сначала ввести вероятностно-статистическую модель порождения данных в терминах современной теории вероятностей. Смешно читать про какой-то "комплекс условий", который должен повторяться... Достаточно вспомнить про проверку статистических гипотез, которая обычно проводится на основе всего лишь одного случайного значения. Если это значение попадает в определенную область, то принимается первая гипотеза, если не попадает - вторая. Никакого повторения "комплекса условий"...

Игнорируется не только сделанное снаружи, но и сделанное здесь же, но давно. Мне об этом уже приходилось писать [4], соответствующий доклад помещен в материалах предыдущей конференции [5], полемическое выступление включено в "Дискуссию о социологии" на официальном сайте Российского общества социологов [6].

Этот сюжет можно было бы развить, называя конкретные фамилии, проводя ссылки на источники. Однако я не стал этого делать, поскольку опасаюсь, что моя критика была бы адресована наиболее достойным ученым, с которыми меня связывают десятилетия движения по параллельным путям в науке, а деятельность менее квалифицированных лиц осталась бы без адекватной оценки.

Подводя итоги первой части настоящей работы, констатируем, что методы сбора и анализа полевых данных - это предмет не только социологии, но и теории выборочных исследований как части прикладной статистики.

Вторая часть тематики конференции - методологические подходы к исследованию современной российской реальности - также интердисциплинарна. Изучение поведения потребителей (маркетинг) и работников (управление персоналом) тяготеют к экономике, динамики семейных отношений - к демографии, политических процессов - к политологии, проблем самоубийств - к криминальной статистике, и т.д., и т.п.

Знаковой фигурой XXI в. является американский исследователь Даниэль Канеман (Daniel Kahaneman), получивший Нобелевскую премию по экономике за 2002 г. В ходе ряда экспериментов Канеману удалось доказать, что в своей повседневной жизни большинство людей не руководствуются здравым смыслом. Канеману впервые удалось ввести в экономику понятие человеческого фактора, объединить в единую науку психологию и экономику. Интересно, что лауреат Нобелевской премии по экономике никогда экономике не учился, а всю жизнь занимался психологией, конкретно - психологией выбора повседневных экономических решений. Экономисты до Д. Канемана, начиная с А. Смита, делали одну и ту же ошибку - они предполагали, что человек руководствуется элементарной логикой и собственной выгодой - покупает там, где дешевле, работает там, где больше платят, из двух товаров одинакового качества выберет тот, который дешевле. Исследования Д. Канемана показали, что все не так просто. Люди, оказывается, не хотят думать. Они руководствуются не логикой, а эмоциями, случайными импульсами; тем, что вчера слышали по телевизору, или от соседа, устоявшимися предрассудками, рекламой и т. д. Работы Д. Канемана - сплав экономики, социологии и психологии. Чем и интересны, показывая вектор дальнейшего развития общественных наук, необходимость разрушения искусственных перегородок между науками.

Третья часть тематики конференции - вопросы оценки качества процедур исследования. Здесь мы обратим внимание на брошюру [7] по прикладной статистике, посвященную основным требованиям к методам обработки данных, и характеристикам этих методов, а также на методику сравнительного анализа родственных эконометрических моделей, помещенную в качестве приложения 3 к учебнику "Эконометрика" [8]. Однако в рамках настоящего доклада сосредоточимся на двух примерах - на оценке качества процедур усреднения и алгоритмов диагностики.

Среди актуальных направлений, в которых развиваются математические методы исследования, обычно выделяют статистику объектов нечисловой природы, а в ней как одну из важнейших составных частей - теорию измерений. За последние десятилетия теория измерений прошла путь от малоизвестного раздела математической психологии до общенаучной концепции, знакомство с которой признается обязательным для исследователей и студентов самых разных специальностей.

Теория измерений исходит из того, что арифметические действия с используемыми в практической работе числами не всегда имеют смысл. Например, зачем складывать или умножать номера телефонов? Далее, не всегда выполнены привычные арифметические соотношения. Например, сумма знаний двух двоечников не равна знаниям "хорошиста", т.е. для оценок знаний 2+2 не равно 4. Приведенные примеры показывают, что практика использования чисел для описания результатов наблюдений (измерений, испытаний, анализов, опытов) заслуживает методологического анализа.

Основные шкалы измерений - наименований (номинальная), порядковая, интервалов, отношений, разностей, абсолютная - подробно описаны в литературе [9]. Используют и иные типы шкал [10]. В настоящее время считается необходимым перед применением тех или иных алгоритмов анализа данных установить, в шкалах каких типов измерены рассматриваемые величины.

Выяснение типов используемых шкал необходимо для адекватного выбора методов анализа данных. Основополагающим требованием является независимость выводов от того, какой именно шкалой измерения воспользовался исследователь (среди всех шкал, переходящих друг в друга при допустимых преобразованиях). Например, если речь о длинах, то выводы не должны зависеть от того, измерены ли длины в метрах, аршинах, саженях, футах или дюймах. Другими словами, выводы должны быть инвариантны относительно группы допустимых преобразований шкалы измерения. Только тогда их можно назвать адекватными, т.е. избавленными от субъективизма исследователя, выбирающего определенную шкалу из множества шкал заданного типа, связанных допустимыми преобразованиями. Требование инвариантности выводов накладывает ограничения на множество возможных алгоритмов анализа данных. В качестве примера рассмотрим порядковую шкалу. Одни алгоритмы анализа данных позволяют получать адекватные выводы, другие - нет. Например, в задаче проверки однородности двух независимых выборок алгоритмы ранговой статистики (т.е. использующие только ранги результатов измерений) дают адекватные выводы, а статистики Крамера-Уэлча и Стьюдента - нет. Значит, для обработки данных, измеренных в порядковой шкале, критерии Смирнова и Вилкоксона можно использовать, а критерии Крамера-Уэлча и Стьюдента - нет.

Оказывается, требование инвариантности является достаточно сильным. Из многих алгоритмов анализа статистических данных ему удовлетворяют лишь некоторые. Покажем это на примере сравнения средних величин.

Пусть Х1, Х2,..., Хn - выборка объема n. Наиболее общее понятие средней величины введено французским математиком первой половины ХIХ в. академиком О. Коши. Средней величиной (по Коши) является любая функция f(X1, X2,...,Xn) такая, что при всех возможных значениях аргументов значение этой функции не меньше, чем минимальное из чисел X1, X2,...,Xn, и не больше, чем максимальное из этих чисел. Средними по Коши являются среднее арифметическое, медиана, мода, среднее геометрическое, среднее гармоническое, среднее квадратическое.

Средние величины используются обычно для того, чтобы заменить совокупность чисел (выборку) одним числом, а затем сравнивать совокупности с помощью средних. Пусть, например, Y1, Y2,...,Yn - совокупность оценок экспертов, "выставленных" одному объекту экспертизы, Z1, Z2,...,Zn - второму. Как сравнивать эти совокупности? Очевидно, самый простой способ - по средним значениям.

При допустимом преобразовании шкалы значение средней величины, очевидно, меняется. Но выводы о том, для какой совокупности среднее больше, а для какой - меньше, не должны меняться (в соответствии с требованием инвариантности выводов, принятом как основное требование в теории измерений). Сформулируем соответствующую математическую задачу поиска вида средних величин, результат сравнения которых устойчив относительно допустимых преобразований шкалы.

Пусть f(X1, X2,...,Xn) - среднее по Коши. Пусть среднее по первой совокупности меньше среднего по второй совокупности:

f(Y1, Y2,...,Yn) < f(Z1, Z2,...,Zn).

Тогда согласно теории измерений для устойчивости результата сравнения средних необходимо, чтобы для любого допустимого преобразования g (из группы допустимых преобразований в соответствующей шкале) было справедливо также неравенство

f(g(Y1), g(Y2),...,g(Yn)) < f(g(Z1), g(Z2),...,g(Zn)),

т.е. среднее преобразованных значений из первой совокупности также было меньше среднего преобразованных значений для второй совокупности. Причем сформулированное условие должно быть выполнено для любых двух совокупностей Y1, Y2,...,Yn и Z1, Z2,...,Zn. И, напомним, для любого допустимого преобразования. Средние величины, удовлетворяющие сформулированному условию, назовем допустимыми (в соответствующей шкале). Согласно теории измерений только допустимыми средними величинами можно пользоваться при анализе мнений экспертов и иных данных, измеренных в рассматриваемой шкале.

С помощью математической теории, развитой в монографии [11], удается описать вид допустимых средних величин в основных шкалах. Рассмотрим обработку, для определенности, мнений респондентов или экспертов, измеренных в порядковой шкале. Справедливо следующее утверждение.

Теорема 1. Из всех средних по Коши допустимыми средними в порядковой шкале являются только члены вариационного ряда (порядковые статистики).

Теорема 1справедлива при условии, что среднее f(X1, X2,...,Xn) является непрерывной (по совокупности переменных) и симметрической функцией. Последнее означает, что при перестановке аргументов значение функции f(X1, X2,...,Xn) не меняется. Это условие является вполне естественным, ибо среднюю величину находим для совокупности (множества) чисел, а не для последовательности. Множество не меняется в зависимости от того, в какой последовательности мы перечисляем его элементы.

Согласно теореме 1 в качестве среднего для данных, измеренных в порядковой шкале, можно использовать, в частности, медиану (при нечетном объеме выборки). При четном же объеме следует применять один из двух центральных членов вариационного ряда - как их иногда называют, левую медиану или правую медиану. Моду тоже можно использовать - она всегда является членом вариационного ряда. Можно применять выборочные квартили, минимум и максимум, децили и т.п. Но никогда нельзя рассчитывать среднее арифметическое, среднее геометрическое и т.д.

Естественная система аксиом (требований к средним величинам) приводит к так называемым ассоциативным средним. Их общий вид нашел в 1930 г. А.Н.Колмогоров [12]. Теперь их называют "средними по Колмогорову". Для чисел X1, X2,...,Xn средним по Колмогорову является

G{(F(X1) + F(X2) +...+ F(Xn))/n},

где F - строго монотонная функция (т.е. строго возрастающая или строго убывающая), G - функция, обратная к F. Среди средних по Колмогорову - много хорошо известных персонажей. Так, если F(x) = x, то среднее по Колмогорову - это среднее арифметическое, если F(x) = ln x, то среднее геометрическое, если F(x) = 1/x, то среднее гармоническое, если F(x) = x2, то среднее квадратическое, и т.д. (в последних трех случаях усредняются положительные величины).

Среднее по Колмогорову - частный случай среднего по Коши. С другой стороны, такие популярные средние, как медиана и мода, нельзя представить в виде средних по Колмогорову. Справедливы следующие утверждения.

Теорема 2. В шкале интервалов из всех средних по Колмогорову допустимым является только среднее арифметическое.

Таким образом, среднее геометрическое или среднее квадратическое температур (в шкале Цельсия), потенциальных энергий или координат точек не имеют смысла. В качестве среднего надо применять среднее арифметическое. А также можно использовать медиану или моду.

Теорема 3. В шкале отношений из всех средних по Колмогорову допустимыми являются только степенные средние с F(x) = xс, с<>0, и среднее геометрическое.

Есть ли средние по Колмогорову, которыми нельзя пользоваться в шкале отношений? Конечно, есть. Например, с F(x) = ex. Среднее геометрическое является пределом степенных средних при c->0. Теоремы 2 и 3 справедливы при выполнении некоторых внутриматематических условий регулярности.

На наш взгляд, теоремы 1-3 должны быть известны всем студентам-социологам. (Как и все, я не могу претендовать на полное знание литературы. Буду благодарен за указание учебников для социологов, в которых приведены теоремы 1-3.)

Аналогично средним величинам могут быть изучены и другие статистические характеристики - показатели разброса, связи, расстояния и др. Нетрудно показать, например, что коэффициент корреляции не меняется при любом допустимом преобразовании в шкале интервалов, как и отношение дисперсий. Дисперсия не меняется в шкале разностей, коэффициент вариации - в шкале отношений, и т.д.

Перейдем к оценке качества алгоритмов диагностики. Результаты обработки реальных данных с помощью некоторого алгоритма диагностики в случае двух классов описываются долями правильной диагностики a - в первом классе и b - во втором, с учетом долей классов в объединенной совокупности c(i), i = 1, 2, c(1) + c(2) = 1.

Нередко [13] как показатель качества алгоритма диагностики (прогностической "силы") используют долю правильной диагностики m = c(1)a + c(2)b. Однако показатель m определяется, в частности, через характеристики c(1), c(2), частично заданные исследователем (например, на них влияет тактика отбора респондентов или образцов для изучения).

В аналогичной медицинской задаче величина m оказалась больше для тривиального прогноза, согласно которому у всех больных течение заболевания будет благоприятно. Тривиальный прогноз сравнивался с алгоритмом выделения больных с прогнозируемым тяжелым течением заболевания. Он был разработан группы под руководством академика АН СССР И.М. Гельфанда. Применение этого алгоритма с медицинской точки зрения вполне оправдано [14]. Итак, по доле правильной классификации m алгоритм группы И.М. Гельфанда оказался хуже тривиального - объявить всех больных легкими, не требующими специального наблюдения. Этот вывод очевидно нелеп. И причина появления нелепости вполне понятна. Хотя доля тяжелых больных невелика, но смертельные исходы сосредоточены именно в этой группе больных. Поэтому целесообразна гипердиагностика - рациональнее часть легких больных объявить тяжелыми, чем сделать ошибку в противоположную сторону.

Разберем ситуацию подробнее. Пусть имеется некоторый алгоритм диагностики на два класса с долями правильной диагностики a - в первом классе и b - во втором. Сравним его с двумя тривиальными алгоритмами диагностики. Первый тривиальный алгоритм относит все классифицируемые объекты к первому классу, для него a = 1 и b = 0, следовательно, m = c(1). Второй тривиальный алгоритм относит все классифицируемые объекты ко второму классу, для него a = 0 и b = 1, следовательно, m = c(2).

В качестве показателя качества алгоритма диагностики будем использовать долю правильной диагностики. Когда первый тривиальный алгоритм лучше исходного? Когда c(1) > c(1)a + c(2)b, т.е. b / (1 - a + b) < c(1) (с учетом того, что c(1) + c(2) = 1). Когда второй тривиальный алгоритм лучше исходного? Когда c(2) > c(1)a + c(2)b, т.е. c(1) < (1 - b) /(1 + a - b). Таким образом, для любого заданного алгоритма диагностики существуют границы d(1) и d(2) для доли первого класса с(1) в объединенной контрольной выборке такие, что при с(1) < d(1) рассматриваемый алгоритм хуже второго тривиального алгоритма, а при с(1) > d(2) он хуже первого тривиального алгоритма.

Поэтому мы полагаем, что использовать в качестве показателя качества алгоритма диагностики долю правильной диагностики нецелесообразно.

Предлагаем применять метод пересчета на модель линейного дискриминантного анализа [15], согласно которому показателем качества алгоритма диагностики является т.н. "прогностическая сила", а статистической оценкой "прогностической силы" h является "эмпирическая прогностическая сила" h* = Ф(d*/2), d* = G(a) + G(b), где Ф(x) - функция стандартного нормального распределения с математическим ожиданием 0 и дисперсией 1, а G(y) - обратная ей функция.

Если классы описываются выборками из многомерных нормальных совокупностей с одинаковыми матрицами ковариаций, а для классификации применяется классический линейный дискриминантный анализ Р.Фишера, то величина d* представляет собой состоятельную статистическую оценку расстояния Махаланобиса между двумя рассматриваемыми совокупностями, причем независимо от порогового значения, определяющего конкретное решающее правило. В общем случае показатель h* вводится как эвристический. Распределение статистики h* является асимптотически нормальным, что позволяет строить доверительные интервалы для прогностической силы h (см. [16] и другие наши учебники).

Как проверить обоснованность пересчета на модель линейного дискриминантного анализа? Допустим, что классификация состоит в вычислении некоторого прогностического индекса у и сравнении его с заданным порогом с. Объект относят к первому классу, если у<с, ко второму, если у>с. Прогностический индекс - это обычно линейная функция от характеристик рассматриваемых объектов. Возьмем два значения порога с1 и c2. Если пересчет на модель линейного дискриминантного анализа обоснован, то, как можно показать, "прогностические силы" для обоих правил совпадают: h(с1) = h(c2). Выполнение этого равенства можно проверить как статистическую гипотезу. Расчетные алгоритмы предложены нами в цитированной работе 1987 г. и включены в наши учебники, цитированные на протяжении настоящей статьи.

Организационные меры, которые целесообразно использовать для исправления явно ненормальной ситуации в той научной области, которой посвящена настоящая конференция, достаточно очевидны. Надо проанализировать сделанное в самой этой области и в прилегающей к ней, в которых развиваются и применяются статистические методы. Для этого необходима интеллектуальная работа и соответствующие ресурсы, кадровые и финансовые. Не только необходима научная и учебная специальность "Математические методы в социологии", но и обеспечивающая ее инфраструктура - сеть научных учреждений и подразделений, журналов, конференций, диссертационных советов и т.д. Иначе можно умереть от жажды, сидя на каменном островке посередине реки и громко крича: "Ау, мы отстали! Где вода?".

Литература

1. Орлов А.И. Прикладная статистика. Учебник. - М.: Экзамен, 2006. - 671 с.

2. Форум сайта "Высокие статистические технологии" http://forum.orlovs.pp.ru/index.php, раздел "Статистические методы", тема "Профессора-невежды готовят себе на смену новых невежд" http://forum.orlovs.pp.ru/viewtopic.php?t=548 .

3. Орлов А.И. О развитии математических методов теории классификации. - Журнал "Заводская лаборатория". 2009. Т.75. No.7. С.51-63.

4. Орлов А.И. Статистические методы в российской социологии (тридцать лет спустя). - Журнал "Социология: методология, методы, математические модели". 2005. No.20. С.32-53.

5. Орлов А.И. Отечественные достижения: теория устойчивости и нечисловая статистика. - Материалы IV конференции "Современные проблемы формирования методного арсенала социолога" (Москва, 16 февраля 2010 г.). - М.: Институт социологии РАН, 2010. CD диск ISBN 978-5-89697-181-8 http://www.ssa-rss.ru/index.php?page_id=259

6. Орлов А.И. Черная дыра отечественной социологии. - Выступление 09-01-2011 в "Дискуссии о социологии" на сайте Российского общества социологов http://www.ssa-rss.ru/index.php?page_id=19&id=456

7. Орлов А.И., Миронова Н.Г., Фомин В.Н., Черчинцев А.Н. Рекомендации. Прикладная статистика. Методы обработки данных. Основные требования и характеристики. - М.: ВНИИСтандартизации, 1987. - 62 с.

8. Орлов А.И. Эконометрика. Учебник для вузов. Изд. 3-е, переработанное и дополненное. - М.: Изд-во "Экзамен", 2004. - 576 с.

9. Орлов А.И. Организационно-экономическое моделирование: теория принятия решений: учебник. Гриф УМО. - М.: КноРус, 2011. - 568 с.

10. Толстова Ю.Н. Измерения в социологии. - М.: Инфра-М, 1998. - 352 с.

11. Орлов А.И. Устойчивость в социально-экономических моделях. -М.: Наука, 1979. - 296 с.

12. Колмогоров А.Н. Избранные труды. Математика и механика. М.: Наука, 1985. С. 136-138.

13. Горелик А.Л., Скрипкин В.А. Методы распознавания. - М.: Высшая школа, 1984. - 208 с.

14. Гельфанд И.М., Алексеевская М.А., Губерман Ш.А. и др.Прогнозирование исхода инфаркта миокарда с помощью программы "Кора-3". - Журнал "Кардиология". 1977. Т.17. No.6. С.19-23.

15. Орлов А.И. О сравнении алгоритмов классификации по результатам обработки реальных данных. - В сб.: Доклады Московского Общества испытателей природы 1985 г. Общая биология: Новые данные исследований структуры и функций биологических систем. - М.: Наука, 1987. С.79-82.

16. Орлов А.И. Организационно-экономическое моделирование: учебник: в 3 ч. Часть 1: Нечисловая статистика. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана. - 2009. - 541 с.

*   *   *   *   *   *   *

А.И. Орлов

Организационно-экономическое моделирование в неформальной информационной экономике будущего

В Императорском Московском Техническом Училище (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана) в 1860-х гг. разработан "русский метод обучения ремеслам", суть которого состояла в выделении простейших операций в технологических процессах и в оптимизации их сочетания и выполнения. Развивая этот метод, Тейлор и Форд пришли к тому, что сейчас называют "научным менеджментом". Констатируем, что менеджмент, как область научной и прикладной деятельности, был создан в МГТУ им. Н.Э. Баумана.

На современном этапе развития организации производства, стратегического планирования на уровне предприятий и народного хозяйства общепризнано, что управленческие решения необходимо принимать на основе всей совокупности социальных, технологических, экономических, экологических, политических факторов. Итак, экономика - часть менеджмента как науки об управлении людьми [1].

В развиваемой нами (см. [2, 3] и тезисы на 9, 10 и 11 симпозиумах) новой организационно-экономической теории - неформальной информационной экономике будущего - основная идея состоит в том, что современные информационные технологии и теория принятия решений (включая экспертные оценки) позволяют построить техническую систему, предназначенную для выявления потребностей и организации производства с целью их удовлетворения. Для реализации этой возможности необходима лишь политическая воля.

В качестве предшественников, на работы которых существенно опираемся, мы указывали В.М. Глушкова и Ст. Бира. Однако необходимо констатировать, что весьма многие исследователи высказывали схожие мысли. Можно указать К. Поланьи, проанализировавшего становление рыночной системы [4]. По его мнению, рыночное капиталистическое общество нежизнеспособно и должно быть заменено более справедливой общественной системой. Поланьи завершил книгу [4] прогнозом наступления социализма.

В рамках плановой системы можно смоделировать любые рыночные отношения, а потому плановое хозяйство заведомо не менее эффективно, чем рыночное. Основная критика (Хайека) плановой системы базировалась на невозможности произвести необходимое количество вычислений, в результате плановые решения запаздывали и не могли охватить необходимую номенклатуру товаров и услуг. Как показали шотландские экономисты В. Пол Кокшотт и Аллин Ф. Коттрелл (см. [2, 3]), современные информационные технологии снимают эти проблемы. Так, П. Кокшотт убедительно демонстрирует теоретическую возможность организации производства с целью непосредственного удовлетворения потребностей в масштабах страны или человечества в целом. Особо отметим выполненный им тщательный анализ объемов необходимых вычислений. Для расчетов управленческих решений на базе моделей линейного программирования мощностей стандартных современных компьютеров вполне достаточно. Итак, применять инструменты управления хозяйственной деятельностью, основанные на деньгах, нет необходимости.

Наш вклад в рассматриваемое интеллектуальное движение состоит в разработке теории принятия решений и методов сбора и анализа экспертных оценок для выявления потребностей [6].

Литература

1. Орлов А.И. Менеджмент: организационно-экономическое моделирование. Учебное пособие для вузов. Гриф УМО. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 475 с.

2. Орлов А.И. Неформальная информационная экономика будущего - базовая организационно-экономическая теория // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия "Социально-экономические науки". 2010. No.2. С.55-67.

3. Орлов А.И. Основные идеи неформальной информационной экономики будущего // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2010. No. 1. С.89-105.

4. Поланьи К. Великая трансформация: Политические и экономические истоки нашего времени. - СПб.: Алетейя, 2002. 320 с.

5. Орлов А.И. Организационно-экономическое моделирование: теория принятия решений: учебник. Гриф УМО. - М.: КноРус, 2011. - 568 с.

*   *   *   *   *   *   *

Глобальный прогноз на основе неформальной информационной экономики будущего

Орлов Александр Иванович
Д.э.н., д.т.н., к.ф.-м.н., директор Института высоких статистических технологий и эконометрики Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, Россия, Москва

Методы прогнозирования, развиваемые в Международной академии исследований будущего, позволяют достаточно обоснованно предсказать будущее развитие экономики, отказ от погони за прибылью (от хрематистики по Аристотелю) и переход к использованию экономических инструментов, нацеленных на удовлетворение потребностей граждан и их общностей. В нашей организации развивается неформальная информационная экономика будущего, претендующая на роль базовой организационно-экономической теории.

В Императорском Московском Техническом Училище (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана) в 1860-х гг. разработан "русский метод обучения ремеслам", суть которого состояла в выделении простейших операций в технологических процессах и в оптимизации их сочетания и выполнения. Развивая этот метод, Тейлор и Форд пришли к тому, что сейчас называют "научным менеджментом". Констатируем, что менеджмент, как область научной и прикладной деятельности, был создан в МГТУ им. Н.Э. Баумана.

На современном этапе развития организации производства, стратегического планирования на уровне предприятий и народного хозяйства общепризнано, что управленческие решения необходимо принимать на основе всей совокупности социальных, технологических, экономических, экологических, политических факторов. Итак, экономика - часть менеджмента как науки об управлении людьми [1].

В развиваемой нами [2, 3] новой организационно-экономической теории - неформальной информационной экономике будущего - основная идея состоит в том, что современные информационные технологии и теория принятия решений (включая экспертные оценки) позволяют построить техническую систему, предназначенную для выявления потребностей и организации производства с целью их удовлетворения. Для реализации этой возможности необходима лишь политическая воля.

В качестве предшественников, на работы которых существенно опираемся, мы указывали В.М. Глушкова и Ст. Бира. Однако необходимо констатировать, что весьма многие исследователи высказывали схожие мысли. Можно указать на К. Поланьи, проанализировавшего становление рыночной системы [4]. По его мнению, рыночное капиталистическое общество нежизнеспособно и должно быть заменено более справедливой общественной системой. Поланьи завершил свою книгу прогнозом наступления социализма.

В рамках плановой системы можно смоделировать любые рыночные отношения, а потому плановое хозяйство заведомо не менее эффективно, чем рыночное. Основная критика (Хайека) плановой системы базировалась на невозможности произвести необходимое количество вычислений, в результате плановые решения запаздывали и не могли охватить необходимую номенклатуру товаров и услуг. Как показали шотландские экономисты В. Пол Кокшотт и Аллин Ф. Коттрелл (см. [2, 3]), современные информационные технологии снимают эти проблемы. Так, П. Кокшотт убедительно демонстрирует теоретическую возможность организации производства с целью непосредственного удовлетворения потребностей в масштабах страны или человечества в целом. Особо отметим выполненный им тщательный анализ объемов необходимых вычислений. Для расчетов управленческих решений на базе моделей линейного программирования мощностей стандартных современных компьютеров вполне достаточно. Итак, применять инструменты управления хозяйственной деятельностью, основанные на деньгах, нет необходимости. Однако на настоящий момент отдельные - но не все - финансовые инструменты полезны обществу.

Наш вклад в рассматриваемое интеллектуальное движение состоит в разработке теории принятия решений как инструментария НИЭБ, в частности, методов сбора и анализа экспертных оценок для выявления и согласования потребностей [5, 6], а также в обосновании необходимости замены распространенных ныне вариантов экономической теории не неформальную информационную экономику будущего.

Литература

1. Орлов А.И. Менеджмент: организационно-экономическое моделирование. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 475 с.

2. Орлов А.И. Основные идеи неформальной информационной экономики будущего // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2010, No. 1. С.89-105.

3. Орлов А.И. Неформальная информационная экономика будущего - базовая организационно-экономическая теория // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия "Социально-экономические науки". 2010. No.2. С.55-67.

4. Поланьи К. Великая трансформация: Политические и экономические истоки нашего времени. - СПб.: Алетейя, 2002. - 320 с.

5. Орлов А.И. Организационно-экономическое моделирование: теория принятия решений. - М.: КноРус, 2011. - 568 с.

6. Орлов А.И. Организационно-экономическое моделирование: в 3 ч. Ч.2. Экспертные оценки. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011. - 486 с.

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте есть форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

*   *   *   *   *   *   *

Удачи вам и счастья!


В избранное