Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 503


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

Вы читаете 503-й выпуск рассылки "Эконометрика" от 13 сентября 2010 года.

Кандидат социологических наук В.Е. Смирнова показывает путь от духовности к революции.

Обсуждению проблемы глобального потепления посвящены статьи "Безапелляционные разговоры о глобопотеплении - это политика" М. Калашникова и "Надо ли бороться с планетарным потеплением или само пройдет?" П. Образцова.

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

От духовности к революции

Смирнова Виктория Евгеньевна, кандидат социологических наук

"...у нашей цивилизации есть только два пути: коммунизм или смерть"
Милонов И.В.

От духовности к революции

Изменение социально-политического строя и экономических реформ, генерация "информационализма" в течение последних двух десятилетий обнаруживают чрезмерную склонность к смешению в одной-единственной эволюционной тенденции множества процессов, хотя и взаимосвязанных, но фактически различных: претерпевает масштабную трансформацию российское общество; модифицируются отношения собственности и власти, перестраивается механизм социальной стратификации. Процесс вхождения социума в фазу возрождения капиталистической системы вызвал усложнение социальной дифференциации и социального неравенства, вследствие возникновения новых форм собственности (появление новых социальных групп, маргинализация массовых слоёв, расширение "социального дна"), ещё большую криминализацию экономических отношений и т.п. Отсюда и перелом системы групповых интересов, способов поведения, социальных взаимодействий; и оскудение духовного потенциала отдельной личности, потеря жизненных ориентиров, инициировавшие острую потребность в кардинальной модификации всего социального устройства, в приведении его в соответствие с диалектикой жизни как процесса полноценного и исчерпывающего человеческого бытия. Таким образом, эти, на первый взгляд, разрозненные явления на деле - полюса дезинтегрирующего курса трансформации общества.

Настоящая "информационная революция ... внесла коренные изменения в сферу развития духовности. Современные информационные системы позволяют формировать суррогат общественного сознания по заказу денежных мешков" (1) (здесь и далее в круглых скобках - огтсылки к комментариям в конце статьи). А "общество, основанное на погоне за прибылью, на измерении любых ценностей деньгами, на тотальном манипулировании массовой информации и "промывании мозгов" - одно из главных препятствий для среднего человека в духовном развитии" (2). "Человек и общество с такими духовными принципами вырождаются. ...Когда нет никакой иной инстанции между человеком и его желаниями, люди неизбежно превращаются в скотов. Общество же скотов обречено. ...Общество эгоистов и развращенных потребителей не способно сохранить землю, жизнь, человеческое в людях" (3). Зато Божие благословение, несомненно, даруется униженным и обделённым: "...Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие" (4).

Все органы СМИ, рьяно пытаясь умалить роль или, вообще, нивелировать значение Советской власти, популяризируют мрачные страницы истории, подавая их в извращенном, усугубленном виде; декларируют скорейшее приобщение к западной цивилизации. По мнению писателя Сергея Лукьянова, "...идёт настоящая пропаганда интересов и культуры чужой страны". Если на духовном, социокультурном уровнях проанализировать результаты возвращения в 1990-х годах к капиталистической системе и активной демократизации путём поругания, разграбления могучей государственной системы, то непреложным станет процесс социальной ассимиляции, связанный с постепенным усвоением всех социально-культурных черт западного общества: культивирование секса и всевозможных перверсий, личного обогащения, насилия, эгоцентризма и т.д. И болезнь, к сожалению, активно развивается: "Мы переварили западных примитивов. Мы как будто уже примиряемся с языком многих новейших индивидуалистов, ... мы готовы заговорить хоть по-африкански, лишь бы не подумал кто, что своё нам дороже чужого. Насколько ремесленник древности чувствовал инстинктивную потребность оригинально украсить всякую вещь, настолько теперь процветают нелепый штамп и опошленная форма" (5).

Если рассматривать метафизическую сторону модных ныне воззрений о необходимости скорейшей унификации двух супротивных цивилизаций, то в сугубо материальном смысле возможность такого единства можно будет элиминировать как абсолютно бессмысленное явление.

Истоки рационального обывательского представления о субстанциональном антагонизме российского и западного начал можно обнаружить в дефиниции Н. Бердяевым женственной, пассивной и покорной природы русского народа, "всегда подвергающегося изнасилованию чуждым ей мужественным началом" (6). Славяне в западнических воззрениях фигурировали как задержавшаяся в историческом развитии субстанция. Гегель, в частности, считал, что у всех народов есть только один путь исторического развития и по этому пути, показывая пример всем остальным странам, идёт Западная Европа, в первую очередь Германия. "Германский дух есть дух нового мира, цель которого заключается в осуществлении абсолютной истины как бесконечного самоопределения свободы" (7). "Положение немцев среди остальных народов Европы, их военный союз, их племенной характер - это столпы, на которых утверждена культура, свобода и независимость Европы" (8).

Такая антитеза немецкой и русской историософии, не может быть воспринята иначе как критически, поскольку русская культура никогда не имела влияния на культуру европейскую.

Об отличном от западного историческом пути России говорили западники и славянофилы. "Западники, настаивали на единстве субстанциальных начал России и Европы" (9). Отцами же мессианской идеи особого пути России стали славянофилы, которые чаяли, что Запад ни в коем разе не должен быть российским поводырём, поскольку ядром западного мира прибывает "насилие и рабство" (10) и "эгоизм собственности" (11); основные же черты русского мира - "терпение и простота" (12), "кротость и способность к самопожертвованию" (13), общинное братство" (14).

Людской эгоизм и деградацию христианской конфессии на Западе славянофилы обличали симптомами духовного упадка западного мира. России же, "сохранившей учение Христа в первоначальном виде" (15), отводили великую роль в историческом процессе: "Во всемирном состязании народов тот народ станет выше других, кто более способен другим сочувствовать и в себя принимать всемирное, очищая его в Божественном... наше Русское Народное тем отличается от других, что оно с самого начала бытия своего окрестилось, облеклось во Христа" (16). Славянофилы исходили из представления о том, что Божий замысел о людях может быть осуществлён только совместной активностью несхожих между собой цивилизаций, каждая из которых имеет своё предназначение и дополняет остальные. М.Ф. Достоевский писал в "Объяснительном слове по поводу... речи о Пушкине", что русский народ способен братской своей любовью внести примирение в европейские противоречия (17). Таким образом, ключевым моментом в понимании духовных начал российского общества, его скрепляющим стержнем, является глубоко личностный, индивидуально избираемый путь к общности - российский коллективизм.

Социально-экономический прогресс любой страны наиболее интенсивен на основе духовной культуры общества, грамотности и образованности народа, развития науки и других составляющих уровня цивилизованности. Стезя к искоренению социальной аномии (18) должна обеспечиваться определенными и адекватными средствами воздействия на людей, способами и стилем управления. "Необходимо построить управленческие структуры общества таким образом, чтобы во власть смогли прийти достойные люди" (19), т.е. нужна как воздух новая аксиоматика, поскольку "потребительская цивилизация постепенно доводит нашу планету к гибели. И так будет до тех пор, пока экономика не сменит ложные аксиоматические принципы на новые, отражающие приоритет духовного и живого над материальным и мёртвым. Нравственные аксиомы должны выступать в новой экономике в виде своеобразных ограничений, сдерживающих общество и власть от нарушений Бога нашего Иисуса Христа" (20). В этом смысле своего рода прототипом идеологии социализма, или первой фазы коммунистической формации в классическом понимании, являются нравственные принципы Христианской этики и культуры: "...в христианстве так много общих идей с социализмом, социалистические идей настолько много взяли у христианства, что нередко возникали общественные течения христианского социализма" (21). Система социально-экономического общественного устройства, в наибольшей степени соответствующая евангельским заветам, не нова. В нескольких вариантах она была реализована, а в ряде стран она бытует и теперь. "О том, что социализм больше соответствует соборному духу и характеру русского человека, исписано немало бумаги, и это вряд ли можно опровергнуть".

Существуют различные модели социализма, но всем им присуща общая составляющая - стремление к повышению в сознании индивида значимости общества как оптимального механизма естественной регуляции всех сторон жизнедеятельности человека. Советский социализм в нашей стране вершился исключительно во имя благосостояния человека созидательного труда и общественного устройства во имя благополучия людей. Заслуги социализма колоссальны. Зачатки плана строительства социалистического фундамента можно обнаружить во многих трудах и выступлениях В.И. Ленина. Вот ничтожная толика черт, являющиеся показателями здоровья общества, которые детерминируют советское прошлое России, когда определяющими задачами в созидании социальных благ были:

1. Контроль и учёт производств и распределения продуктов. "...Безотчётность, бесконтрольность в деле производства и распределения продуктов есть гибель зачатков социализма, есть казнокрадство..." (22);

2. Повышение производительности труда как "коренная задача создания высшего, чем капитализм, общественного уклада, именно: повышение производительности труда..., его высшая организация" (23);

3. Организация соревнования. "Организовать соревнование коммун, ввести отчётность и гласность в процессе производства хлеба, одежды...Необходимо создание такой прессы, которая бы не забавляла и не дурачила массы политическими пикантностями и пустяками, а именно вопросы повседневной экономики несла на суд массы, помогала серьезно изучать их" (24);

4. "Строгая организация" и диктатура. "...нужна железная рука..." (25). "Встать во главе истомлённой и устало ищущей выход массы, повести её по вертикальному пути, по пути трудовой дисциплины..." (26). "Тот, кто отступает теперь от порядка, дисциплины, тот впускает врага в свою среду... у нас должно быть величайшее напряжение сил в ежедневном труде, либо нас ждёт неминуемая гибель..." (27).

5. Развитие Советской организации. Активная пропаганда грамотного управления .

6. Подъём культуры. Задача подъёма культуры была одной из важнейших задач. Велась постоянная борьба с безграмотностью и особое внимание уделялось сфере культуры.

7. Коллективизм воплощал собой товарищескую взаимопомощь, осознание человеком ответственности перед обществом за совершаемые поступки, осмысленный синтез личных интересов с общественными, паритетность в коллективе. Коллектив заботился о человеке, о развитии потенциала и дарований личности. Существует ошибочное филистерское мнение несведущих субъектов о том, что коллективизм губителен для индивидуальности и нивелирует отличия между людьми (так называемая "уравниловка"). На самом же деле, только путём социализации индивид созревает как личность и развивает свои способности. Коммунизм утверждает высшую форму коллективизма.

8. Социалистическая система хозяйствования успешно выдержала проверку и за короткий исторический срок убедительно доказала свою эффективность и превосходство над капиталистической. Показателями служат те большие изменения, которые произошли в общественном положении, материальном и культурном уровне жизни советских людей. Притягательная сила примера нового общественного строя оказывала сильнейшее революционизирующее воздействие на широкие трудящиеся массы за рубежом.

Как видно, эпохальны великие достижения и победы Советского Союза, ставшего к 1980-м годам одной из двух в мире сверхдержав. С СССР было невозможно не сообразоваться в решении вопросов международных отношений. При этом нужно учитывать, что, и в советское время, и сегодня, население нашей страны - мишень для нескончаемой информационной агрессии капиталистического мира во имя духовного и этического растления русского народа. Экономическая и военная мощь страны социализма была надёжным гарантом безопасности нашей Родины, оплотом мира на земле: "Нам казалось совершенно естественным и само собой разумеющимся, - как дышать воздухом и встречать каждый день восход солнца, - что никого не могут беспричинно лишить работы, что работа есть всегда и для всех, что построенное и оснащенное новейшим оборудованием предприятие не может остановиться, а может только развиваться и наращивать объемы производства; что на пенсию можно спокойно и обеспеченно жить, да еще и подкармливать детей и внуков; что от школьной скамьи до аспирантуры за обучение не надо платить ни копейки, наоборот, тебе же платят, лишь бы учился; что если для спасения твоей жизни или жизни твоего ребенка потребуется сложнейшая операция, ее сделают за счет государства, и ты даже не узнаешь, сколько она стоила" (из резолюции митинга советских граждан в Москве 18 сентября 1997 г.) (27). Теперь все эти и другие социальные и материальные блага граждане России, как и других республик СНГ, потеряли:

"По качеству жизни простого народа (по информации ООН) наша страна теперь занимает 58 место, а по продолжительности жизни - 122 в мировом сообществе, опережая лишь народы "чёрной" Африки" (28).

РФ утратила стратегическую продовольственную безопасность, т.к. 50-70 % продовольственных товаров импортируется за счёт иностранных кредитов, за которые будут рассчитываться наши дети, внуки, правнуки.

В случае осуществления против нас производственной блокады, мы испытаем голод, подобный 1903 г.

Посевные площади сократились на 34,8%.

В руках олигархов, бандитов и иностранного капитала - около 50% сельскохозяйственных земель.

Когда-то СССР занимал 2 место в мире по поголовью крупного рогатого скота и по сбору зерно-бобовых культур.

Существует миф, что недостаток мясомолочной продукции и сахара подобный дефициту в конце 1980-х и нач. 1990-х существовал на протяжении всего социалистического прошлого нашей страны. Чушь. Кризисная ситуация с вводом "карточной" системы на покупку указанных провиантов была организована горбачёвским руководством искусственно: эшелонами сотни тысяч тонн по демпинговым ценам товары экспортировались за границу и десятки тысяч тонн - на свалки для того, чтобы образовать агрессивную реакцию народа в отношении партийного и советского руководства страны, посеять в народе сомнение в преимуществом социализма над капитализмом.

Но советский социализм, сотворив в минимальный срок из России по-настоящему непобедимое великое государство, был идеологически взорван изнутри с такой лёгкостью, что волей-неволей задумываешься о беспредельности человеческого ханжества и алчности, особенно, в лице руководства СССР, упустившего грандиозный созидательный потенциал социалистического строя.

Подводя итоги всему сказанному ранее, напрашивается вывод о том, что историческим будущим России должен быть ничто иное как христианский социализм.

Христианский социализм - социализм национальный, в смысле мессианского призвания. Прежде всего, в его построении должна активно участвовать Русская Православная Церковь. Переход к христианскому социализму не может мыслиться ни через революцию и насильственную экспроприацию, ни через государственное принуждение. Для этого РПЦ должна превратиться из маргинальной организации, исповедующей личное спасение, в подлинного духовного лидера русского народа, способного осуществить его мессианское призвание. Но каком духовном лидерстве может идти речь, если, мы видим лишь сплошное фарисейство и алчность иерархов, безразличных к безнравственным телепередачам, развращающим юношество, пропагандирующим всевозможные пороки, вместо трудовой деятельности. Сейчас "если благотворительность - то показушная, если помощь - так такая, что хуже бездействия. И все трубят о себе на каждом углу. Чем хочет утешить народ псевдоправославие? Обещаниями, успокоениями? Священнослужители одной рукой "благословляют" воров, а другой - останавливают народ: терпи, мол, Христос терпел и нам велел..." (29). Вот и выходит, что квазиправославие - поборница капитализма.

Как это не парадоксально звучит, но именно атеистическая Советская Россия была олицетворением истинного православия, веры в высокий дух человека. Советские люди не верили в Бога, но им не нужны были хоругви и иконы, которыми ныне прикрывается порок, чтобы совершать подвиги и быть патриотами; открывать детские образовательные учреждения, дома культуры, храмы науки и искусств для воспитания высоконравственного и всесторонне развитого человека. "Бог у советских людей был в сердцах, в умах и делах. А сегодняшняя смазливо-терпимая реставрация царизма плюс законы дикого рынка превратили православие в золоченую рясу, прикрывающую звериные рожи всевозможных "новых" от единственного мученика в лице народа. ...Советская власть единственная, при которой на деле торжествовали принципы Христа (30).

Подобное православие, официально-храмовое, в сочленении с показными, неискренними крещениями и венчаниями, не стремящееся осуществить правду и любовь на русской земле безмятежно уживается с рабством и социальной несправедливостью. Похожая ситуация наблюдалась и дореволюционный период российской истории, когда под выдвинутыми принципами православия, самодержавия и народности, так и не был построен подлинно христианский социум. Именно перед октябрьской социалистической революцией произошел новый виток в понимании русской идеи как естества религиозно-социального.

Есть надежда, что, встав на революционный путь сегодня, можно избежать новых неудачных переворотов (подобных августовскому путчу) и помочь скорейшему претворению в жизнь зачатков коммунизма без баснословных чиновничьих декламаций и других потрясений. Какие классы будут иметь место на момент революции?

Следует напомнить, что по мере развития производительных сил происходит и историческая смена классов. Согласно теории марксизма, наиболее прогрессивный класс - промышленный фабрично-заводской пролетариат, поэтому именно он был наиболее интересен в качестве общественного класса, который будет вершить революционную гегемонию. В наше время характер производства значительно модифицировался: создателем общественного продукта теперь является не наёмный работник физического труда индустриального сектора (рабочий класс), а наёмный работник умственного труда ("белые воротнички") - "когнитариат".

Осмыслим теперь классовую структуру современного общества: буржуазия (3-5% населения) и мелкая буржуазии, бюрократия, когнитариат, рабочий класс (45-55%), крестьянство, маргиналы ( ок. 10-15%), безработные и иждивенцы (60-70%). (Нельзя не отметить, что сумма никак не 100% - А.О.).

1. Буржузия или элитный сегмент гражданского общества. Позиционирует себя как самостоятельный класс с характерными эгоистическими целями и задачами. А потому она наступательна, антинациональна, крайне жестока в поведении, несовместима с патриотическим движением. Сотрудничество с этим социальным слоем для нас практически невозможно, зато он будет ликвидирован как класс в ходе революции (численность завышена примерно в 10 раз - А.О.);

2. Маргинальная прослойка - это обозначение личностей и групп, находящихся на "окраинах", на "обочинах основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций. Понятие "маргинал" впервые появилось во Франции как имя существительное в 1972 г. Маргиналами стали называть людей, которые либо сам отвергает общество, либо оказывается им отвергнутым. Исторически так сложилось, что люмпенизированные слои населения охотнее поддерживают не своих апологетов, а преуспевающих людей. Дабы повести за собой социально обездоленное население, потребна демонстрация власти и духовного перевеса.

3. Бюрократия или чиновничий аппарат. Бюрократ - это и наемный работник - управленец, получающий льготы и заработную плату, превышающую стоимость его рабочей силы, и так называемые "бюджетники" - низшая прослойка госслужащих: педагоги, научные работники, медики. Последних можно именовать также "государственными патриотами", поскольку трудятся они на голом энтузиазме во благо нашей централизованной социально-политической организации и робко внимают речам министров, провозглашающим приоритеты в развитии социальной сферы.

4. Мелкая буржуазия (предприниматели, "челноки", ремесленники) заинтересована в полной свободе предпринимательства. "В массе своей эти люди балансируют на грани деклассирования. В современной России альтернатива мелкобуржуазному положению не пролетаризация, а маргинализация, т.е. провал в социальную яму. Отсюда зависимость от власти, услужливость" (31). Есть надежда на то, что она будет искоренена посредством развития крупного производства, роста достатка и авторитета рабочего класса, что сделает круг мелких собственников менее предпочтительным в вопросе классовой принадлежности.

5. "Пролетариат инженерный" ( В.И. Ленин) или "когнитариат" ( Д. Белл и Э. Тоффлер) - сходные по социальному статусу с классическим пролетариатом эксплуатируемые работники умственного труда, только с существенно рознящимися условия бытия. Поскольку, несмотря на сохранение природы классовой эксплуатации, её мера несопоставима с мерой эксплуатации рабочих времён создания марксизма по длительности рабочего дня, размеру зарплаты, жилищным условиям и т.д. Поэтому когнитариат не революционен, является сторонником умеренных социал-демократических методов, ему не свойственен коллективистский дух.

6. Рабочий класс. "Современный рабочий с прогрессом промышленного производства не поднимается, а всё более опускается ниже условий существования своего собственного класса. Рабочий становится паупером, и пауперизм растёт ещё быстрее, чем население и богатство" (32). На рабочий класс возлагаются особенные надежды, хотя численность его оставляет желать лучшего.

7. Крестьянство. Российский крестьянин - это и не кооперативный мелкий собственник, и не рабочий совхоза, и не фермер западного типа, а некая социальная туманность. Крестьянам всегда, даже в относительно благополучные эпохи, свойственна большая инерция, однако, земледелец остаётся одной из ведущих фигур.

8. Безработные и иждивенцы (пенсионеры, ветераны войны, инвалиды и молодёжь до 18 лет). Составляют 1/3 всего населения России. Это исполинская сила, но поддерживающая настоящее правительство, завлекаемая мизерными льготами и помощью.

Вывод напрашивается следующий: ни одна из показанных классовых прослоек, составляющих современную структуру российского общества пока не готова взять на себя роль активного революционного пласта, фактора мобилизации народных масс. Соответственно, рациональным будет такую функцию отвести национальному сознанию, пробуждение которого в умах представителей бедствующих классов будет способствовать форсированию процесса социально-классовой и национально-освободительной борьбы, чтобы как можно раньше начать искоренение миазмов настоящего во имя здоровья социального организма будущего. Для этого необходимо, развивая общественные СМИ и организации, узаконив контроль над государственными органами, остановить деидеологизацию населения России измышлениями, искажающими достоверные факты советской истории; максимально популяризовать идеи коммунистического созидания; активизировать рабочее движение, формируя всё большее количество военизированных трудовых союзов и левых оппозиций, способных вооружённым путём построить преграды в формировании бюрократического контрреволюционного государства.

Исход революции обусловлен как раз уровнем классовой организации и сознанием его прогрессивной части накануне революции, масштабом накопленного опыта экономической и политической борьбы, наличием сильной, революционной партии пролетариата, дальновидностью и куртуазностью партийной тактики, ради привлечения полупролетарских слоёв в качестве союзников.

Литература

(упомянутые в тексте литературные источники в алфавитном порядке)

1. Аксаков К. С. Полное собрание сочинений. М., 1861. Т. 1. - 641 с.;

2. Белинский В. Г. Россия до Петра Великого // Белинский В. Г. Собрание сочинений: В 9 т. Т. 4. М., 1979.;

3. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М.; Наука, 1990.;

4. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. М.: Российское Библейское Общество. - 1993. - 1376 с.;

5. Валентинов Б. Духовный раскол. // Советская Россия. - 2000. - No.12. - с.16-17;

6. Вернись, 37-й! Резолюция митинга советских граждан г. Москвы "День возвращения доброго имени 1937 году". // Дуэль.-1997. - No.20(42). - с. 7.;

7. Ю. Власов. "Русь без вождя". Воронеж: Б.и.. 1995., 525 с.;

8. Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории / Пер. с нем. А. М. Водена. -СПб.: Наука, 1993.- 477с.;

9. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества / Пер. с нем. А. В. Михайлова. М.: Наука, 1977.- 703 с.;

10. Дахин В. Государство и маргинализация // Свободноая мысль. - 1997. - No.4. - с. 13-15;

11. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Т. 18. Л.: Наука, 1978. С. 37; Т. 25. Л., 1983. С. 195-196; Т. 26. Л., 1984. С. 131, 148.;

12. Зенин П. Годы великих свершений и годы разрушений. - СПб.: Издательство "Время", 2008. - 86 с.;

13. Зюганов Г.А. Идти вперёд. - М: Молодая гвардия, 2007. - 318 с.;

14. Ленин В.И. Очередные задачи Советской власти. апрель 1918 года ПСС, Т. 36, с. 185

15. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Издание пятое. Т. 33. - М.: Политиздат, 1969. - 240 с.;

16. Ленин В.И. К четырёхлетней годовщине Октябрьской революции (октябрь 1921 года ПСС, Т. 44, с. 144-152)

17. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. Т. 3. - М.: Политиздат, 1985;

18. Милонов И.В. Коммунизм - вопросы и ответы, М: 2000.

19. Песков А. М. Германский комплекс славянофилов // Вопросы философии. - 1992. - No. 8.- с.11-12.;

20. Политическая экономия коммунизма, или зачем пала Берлинская стена?/ под ред. Засл. деятеля науки РФ, д-ра экон. наук, проф. В.Е. Есипова и канд. экон. наук, доц. Н.М. Багрова.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. - 334 с.;

21. Рерих Н.К. Сердце Азии. Сказки. Дневники / Н.К. Рерих. - М.: Эксмо, 2009. - 560 с.;

22. Розгин Д. О мудрецах и хитрецах //Советская Россия. - 2002. - No.88.- с.4-5.;

23. Тростников В. Что для нас дети - радость или обуза?. // Аргументы и факты. -2009. - No.38. - с. 18;

24. Хомяков А. С. Полное собрание сочинений. Т. 2. М., 1886. - С. 164;

25. Хомяков А.С. О старом и новом: Статьи и очерки. М., 1988.- 350с.;

26. Швырев С. П. История русской словесности. Ч. 2. Изд. 2-е. М., 1860.;

27. Шубин А.В. Социализм. "Золотой век" теории. - М.: Новое литературное обозрение, 2007. -600 c.

Комментарии

(1) Б. Валентинов. Духовный раскол. // Советская Россия. - 2000. - No. 12. - С.16-17.

(2) Шубин А.В. Социализм. "Золотой век" теории. - М.: Новое литературное обозрение, 2007.- С.17.

(3) Власов Ю. Русь без вождя. - Воронеж: Б.и. 1995. - С. 517

(4) Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. М.: Российское Библейское Общество. - 1993.- С. 1037.

(5) Рерих Н.К. Сердце Азии. Сказки. Дневники / Н.К. Рерих. - М.: Эксмо, 2009.- С.148-160

(6) Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М.: Наука, 1990. - С. 190.

(7) Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории / Пер. с нем. А. М. Водена. СПб.; Наука, 1993.- С. 361.

(8) Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества / Пер. с нем. А. В. Михайлова. М.: Наука., 1977.- С. 469

(9) Белинский В. Г. Россия до Петра Великого // Белинский В. Г. Собрание сочинений: В 9 т. Т. 4. М., 1979. С. 37-38, 40.

(10) Аксаков К. С. Полное собрание сочинений. М., 1861. Т. 1. С. 8.

(11) Хомяков А. С. Полное собрание сочинений. Т. 2. М., 1886. С. 164;

(12) Аксаков К. С. Полное собрание сочинений. М., 1861. Т. 1. С. 19.

(13) Хомяков А. С. Полное собрание сочинений. Т. 2. М., 1886. С. 242.;

(14) Хомяков А. С. О старом и новом: Статьи и очерки. М., 1988. - С. 68.

(15) Тростников В. Что для нас дети - радость или обуза? // Аргументы и факты. -2009. - No.38, с. 18

(16) Шевырев С. П. История русской словесности. Ч. 2. Изд. 2-е. М., 1860. - С. 8-9.

(17) Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Т. 18. Л., 1978. С. 37; Т. 25. Л., 1983, С. 195-196; Т. 26. Л., 1984, С. 131, 148

(18) Аномия - (от франц. Anomie - баззаконие, безнормность) - термин введён Э.Дюркгеймом (90-е годы XIX в.) и обозначает нарушение культур, единства общества, возникшее из-за отсутствия чётко установленных норм. У Э. Дюргейма аномия означала распад прочной системы нравственных ценностей: рост преступности, числа самоубийств, разводов выступает не сколько причиной, сколько следствием нарушения той части культур, единства, которая касается религиозных и семейных ценностей.

(19) Милонов И.В. Коммунизм - вопросы и ответы. М: 2000.

(20) Политическая экономия коммунизма, или зачем пала Берлинская стена?/ под ред. Засл. деятеля науки РФ, д-ра экон. наук, проф. В.Е. Есипова и канд. экон. наук, доц. Н.М. Багрова.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. - с. 334.

(21) Шубин А.В. Социализм. "Золотой век" теории. - М.: Новое литературное обозрение, 2007. - с.12

(22) Ленин В.И. Очередные задачи Советской власти. апрель 1918 года ПСС, Т. 36. - с. 185.

(23) Ленин В.И. Очередные задачи Советской власти. апрель 1918 года ПСС, Т. 36. - с. 187.

(24) Там же. - с. 191

(25) Там же. - с. 195

(26) Там же. - с. 201

(27) Ленин В.И. К четырёхлетней годовщине Октябрьской революции (октябрь 1921 года ПСС, Т. 44. - с. 144-152).

(27) Вернись, 37-й! Резолюция митинга советских граждан г. Москвы "День возвращения доброго имени 1937 году". Принята в Москве на Октябрьской пл., 18 сентября 1997 г. // Дуэль. - 1997. - No.20(42). - С. 7.

(28) Зенин П. Годы великих свершений и годы разрушений. - СПб.: Издательство "Время", 2008. - 48 с.

(29) Розгин Д. О мудрецах и хитрецах //Советская Россия. - 2002. - No.88.- с.4.

(30) Розгин Д. О мудрецах и хитрецах // Советская Россия. - 2002. - No.88.- с.5.

(31) Зюганов Г.А. Идти вперёд. - М: Молодая гвардия, 2007. - с. 318.

(32) Политическая экономия коммунизма, или зачем пала берлинская стена? / под редакцией засл. деятеля науки РФ, д-ра экон. наук. проф. В.Е. Есипова и канд. экон. наук, доц. Н.М. Багрова.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. - с.12.

Источник: http://kprf.ru

*   *   *   *   *   *   *

Безапелляционные разговоры о глобопотеплении - это политика

М. Калашников

Тридцать пять лет назад все боялись глобального похолодания

Еще в первой половине 1970-х мир боялся обратного: похолодания. В 1973-м в США ученые били тревогу по поводу понижения температуры на разных материках. На тот момент с 1940-х годов отмечалось постоянное похолодание: в среднем на одну десятую градуса с каждым десятилетием. Причем в Арктике все это выражалось наиболее ярко. Птицы начинали гнездиться все южнее и южнее, стали отступать на юг таежные массивы, уступая место тундре.

Примечательно, что с начала века и до 1940-х годов наблюдалось как раз таки потепление. Именно в этот промежуток времени совершаются самые впечатляющие экспедиции в Арктику. К середине 1920-х (ко времени экспедиции Амундсена к полюсу на дирижабле "Норге" и полярных полетов "Графа Цеппелина") средняя температура зимы в районе Шпицбергена оказалась на 6 градусов выше, чем в начале века, в районе Новой Земсли - на 3-4 градуса, в центральной области Гренландии - на 5 градусов! Льды отступали, причем тогда, когда мир и близко не знал таких выбросов окислов углерода, как нынче. Не было еще такого чудовищного потребления нефти, таких миллионных автомобильных "стад". До 1940 года температура зимы в некоторых местах Арктики повысилась почти на 10 градусов, масса льда океане сократилась почти вдвое. Именно в этот момент СССР и смог наладить движение грузовых судов по Северному морскому пути. Красноречивый факт: когда в 1893-1896 годах экспедиция норвежца Нансена на "Фраме" дрейфовала, вмерзнув во льды, толщина их у судна составляла до 3,6 метра. Когда дрейфовал экипаж советского парохода "Георгий Седов" с капитаном Константином Бадигиным, эта толщина составляла около двух метров. В те же годы в потеплевшей Арктике русские устроили первую в мире дрейфующую станцию "Северный полюс-1", а Главсевморпуть построил сеть своих научных станций и опорных пунктов.

Тогда леса стали надвигаться на тундру со скоростью в несколько сотен метров в год. На Новой Земле стала гнездиться большая морская чайка. На 100-200 километров к северу сместились гнездовья белой куропатки, свиязи, бекаса, варакушки, чечетки, вьюрка... Зайцев и хорьков стали видеть на 500-700 км севернее, чем прежде. У Сахалина появились тропические летучие рыбы. В Канаде зона земледелия продвинулась вверх по карте на 100-200 километров. Стали отступать ледники, в Перу на 900 метров поднялась линия вечных снегов в горах. Климат Земли до Второй мировой смягчался, увеличивалось испарение вод океана, а потому разница между зимними холодами и летней жарой уменьшалась. Более того, в жарком поясе планеты собственно жара стала спадать: погода в среднем приобретала более "морской" характер.

Тогда раздались первые голоса ученых о том, что скоро Северный Ледовитый океан летом освободится ото льда, а долгий полярный день будет увеличивать испарении влаги, а потому климат планеты станет мягким и прекрасным. Уйдут засухи. Известный русский писатель Борис Житков предлагал тогда с помощью тысячи самолетов засыпать ледники Гренландии угольной пылью - чтобы они побыстрее растаяли, освободив для человечества огромный остров. Чтобы там зазеленели леса и луга.

Но затем - все как ножом обрезало. Наступило резкое похолодание. Поистине марсианские морозы хорошо запомнили немецкие агрессоры под Москвой в 1941-м, а потом и зимой 1942/1943 гг. под Сталинградом. Арктика тоже сразу же посуровела...

Недолгий "малый ледниковый период" по Леониду Булыгину

В июне 1974 года журнал "Техника - молодежи" напечатал статью кандидата технических наук Леонида Булыгина "Климат третьего тысячелетия", где автор опроверг тогдашние страхи о прогрессирующем глобальном похолодании - и предрек конец "малого ледникового периода", переходящий в планетарное потепление. Сегодня, тридцать пять лет спустя, очень интересно вчитаться в прогноз советского исследователя.

"Можно утверждать: начало 2000-х годов будет отмечено заметным улучшением климатических условий. Не исключено, что в XXI веке арктический бассейн впервые со времен викингов освободится от ледового плена. Максимальное потепление должно установиться позже, около 2300-2400 годов. Во второй половине третьего тысячелетия возникнет тенденция к медленному похолоданию", - утверждал Л. Булыгин. Начало же глобальной оттепели он отнес к 1970-1980-м годам. И тут оказался прав на сто процентов. С потеплением Булыгин связал увеличение объема осадков в Средней Азии (и действительно, теперь там снег - частое явление), в то время как зимние осадки на Восточной Украине, на Дону и в Поволжье уменьшатся, что сделает более частыми засухи в этих регионах.

В своих прогнозах Булыгин опирался на изыскания академика В. Шулейкина, каковой в 1936 году выдвинул теорию "теплового маятника": взаимодействий в системе "полярные льды - теплые океанские воды". Академик доказывал, что небольшие изменения течения Гольфстрима вызывают рост или таяние полярной "шапки". Это, в свою очередь, вызывает пульсацию холодных Лабрадорского и Гренландского течений, идущих с севера в Атлантику. Эти течения влияют на теплый Гольфстрим. Круг замыкается. Возникает "маятник": потепление - похолодание.

Однако, отмечал Леонид Булыгин, это - не единственный "маятник", есть и другие, еще толком не изученные. Слишком сложна система "климат планеты", слишком сложен механизм взаимодействия атмосферы и океана. Уж больно много "волн" накладываются друг на друга, "интерферируют".

Получаются постоянные колебания климата. Еще 2 тысячи лет назад Северная Африка была не пустыней, а краем пшеничных полей и оливковых рощ. В Х веке нашей эры Северный Ледовитый океан, судя по всему, летом освобождался ото льда. Именно тогда викинги совершают свои знаменитые плавания, заселяя и Исландию, и береговую полосу Гренландии (Зеленой земли). Скандинавы, заселяя Гренландию, поставили в ней два монастыря, триста хуторов, множество церквей. Пока сильное похолодание XIII века не оборвало связь острова с Европой. Оно же и привело к вымиранию скандинавских колонистов в Гренландии. В тринадцатом же веке сильнейшие зимние стужи привели к тому, что монгольские завоеватели Руси (нашествие Батыя началось в 1237-м) двигались по замерзшим рекам, как по широким гладким дорогам. Париж зимой заваливало снегом. То похолодание и получило название "малого ледникового периода", что сменилось потеплением с XVII века.

Теперь, если верить Булыгину, мы вступили в период оттепели. Длина циклов "потепление-похолодание" колеблется, здесь нет определенного числа веков и десятилетий. Как видите, впечатляющие потепления на планете бывали и задолго до тех времен, когда люди научились делать бензин и строить автомобили, еще до эпохи фабрик и заводов.

А может, впереди - большой ледниковый период?

Но справедливости ради отметим, что если Булыгин ждет трехсот-четырехсотлетней оттепели, то некоторые нынешние исследователи полагают: впереди, возможно, - самый настоящий, на многие тысячелетия, новый ледниковый период.

В феврале 2009 г. нам случилось беседовать с еще советским академиком, директором Института географии Владимиром Михайловичем Котляковым. Выдающийся русско-советский гляциолог, последний из живущих ныне маститых участников Международного геофизического года 1957-1958 гг., он рассказал о том, что нынешний межледниковый период (голоцен) затянулся чересчур надолго. На целых 11 тысяч лет. А работы на антарктической станции СССР "Восток", где бурилась суперскважина, показали: обычно голоцены продолжаются от 4 до 6 тысяч лет. При том, что самый теплый климат на планете в нынешнем голоцене был 5,5 тысяч лет назад, когда еще и древнего Египта не возникло. А нынешние климатические передряги все больше напоминают холодные XVI-XVII века. В Голландии, как и во времена Яна Брейгеля, опять замерзают каналы.

Мы спросили академика: может ли наступить новый ледниковый период внезапно, молниеносно? В считанные месяцы, а то и дни? Он нас немного успокоил. Конечно, сказал академик Котляков, похолодание наступает стремительно по геологическим меркам, график падения температуры дает резкие вертикальный всплеск, после которого идет постепенное потепление. Но этот "момент" все равно занимает десятки лет.

А на Западе ждут "метановой жары"

Сторонники теории катастрофического глобального потепления снова в шоке. Теперь они опасаются повышенного выброса в атмосферу метана - парникового газа, который по своей "парниковости" почти двадцатикратно превосходит двуокись углерода.

При этом главным источником метановых выбросов становится тающая в Арктике вечная мерзлота.

Об этом сейчас громче всего говорит доктор Кэти Уолтер, исследователь из Аляскинского университета. Молодая ученая дама активно работает на полуострове, изучая пузыри метана в толще вечной мерзлоты. По ее мнению, особенно активно метан выделяется из северных озер. Потепление высвободит только из сибирских водоемов не менее 55 млрд тонн метана. Одно лишь это может удесятерить содержание этого парникового газа в воздушной оболочке планеты.

Уолтер доказывает, что именно выбросы метана из арктических озер привели к значительному потеплению на Земле 11 тысяч лет назад. Ну, а в атмосфере сегодняшней планеты содержание этого газа (СН4) утроилось по сравнению с доиндустриальными временами. Сказались выращивание риса, рост поголовья крупного рогатого скота, добыча угля - они в совокупности дали 70% прироста. Однако таяние вечной мерзлоты грозит намного увеличить процесс "метанизации" воздуха, а значит - и глобального потепления.

Доктор Уолтер работает на полуострове Сьюарда (Аляска). Находя пузыри метана в толще вечной мерзлоты, она любит протыкать их и поджигать. Языки пламени вздымаются при этом на 6-7 метров. 32-летняя ученая считает, что особенно активно метан выделяют не только высокоширотные озера, но и мелководные моря обширного сибирского шельфа.

1,9 трлн тонн углерода...

"Метанисты" в США сегодня говорят о том, что вечная мерзлота покрывает 20% суши. Ее верхний трехметровый слой таит в себе 1,9 трлн тонн углерода. Естественно, в связанном виде - в том же метане. Они ожидают, что к концу этого столетия средняя температура в Арктике повысится на 6 градусов Цельсия - и вся эта невообразимая масса углерода окажется в атмосфере.

Геолог Владимир Романовский, работающий в Аляскинском университете, доказывает: если только 1% углерода из вечной мерзлоты будет ежегодно освобождаться, это может удвоить ежегодные выбросы углерода в атмосферу. Убыстряя потепление, это, в свою очередь, ускоряет "парниковое" таяние вечной мерзлоты с выбросами метана.

Настоящими "метановыми генераторами" становятся все расширяющиеся из-за таяния мерзлоты северные озера и озерца. С разрушающихся берегов органические остатки попадают на дно, где анаэробные микроорганизмы, поедая органику, выделяют все тот же СН4. Доктор Уолтер говорит, что некоторые озера на Аляске, расширяясь, наступают на берега со скоростью до одного метра в год. И чем больше озеро - тем больше оно выбрасывает парникового газа.

Последние два года исследования доктора Уолтер финансируют НАСА и Национальный фонд научных исследований США. Они требуют от нее создания модели того, как метановые выбросы Арктики повлияют на планетарный климат в будущем. И уже есть некоторые предварительные выводы группы Уолтер. По ее мнению, повышение средней температуры на два градуса удвоит или даже утроит темпы расширения полярных пресных водоемов.

С другой стороны, американцы заявляют, что потепление начнет ускоренное высвобождение метана из твердых газогидратов, залегающих неглубоко под дном сибирских морей. Об этом предупреждает, например, Международный арктический исследовательский центр (США). Хотя и признает то, что степень влияния этих процессов на климат еще неясна.

В то же время, власти штата Аляска (губернатор - знаменитая Сара Пэйлин) говорят о том, что таяние вечной мерзлоты уже разрушает многие дома, повреждает школы, дороги и мосты. И вообще, мол, на ремонт всего этого придется истратить 6 млрд долларов в ближайшие двадцать лет.

А может, это спасает нас от холодной смерти?

В свете сказанного возникает вопрос: а не спасают ли нас усиленные выбросы метана и двуокиси углерода от нового ледникового периода? Ибо если он наступит, человечество ожидают жесточайшие испытания. С вынужденной миграцией миллиардов людей - и с гибелью миллиардов же.

Может, тогда стоит послать подальше Киотский протокол? И не бояться выбросов углекислоты в воздушный океан?

Это, конечно, шутка. Все написанное здесь говорит о другом: безапелляционные разговоры о глобопотеплении - это политика. Это бизнес больших корпораций, которые хотят создать новые рынки (торговли квотами на выбросы в атмосферу, производство гибридных автомобилей, выпуск кислород-водородных топливных элементов и т.д.) На самом деле, современная наука знает о тайнах климатических изменений слишком мало. Нужно не политиканством заниматься, а серьезным изучением Земли.

Ну, а русским все равно нужно строить и атомные ледоколы, и Северный флот возрождать, и Севморпуть в порядок приводить. Ибо все это нам пригодится и при потеплении, и при похолодании.

http://rpmonitor.ru
Интернет против Телеэкрана, 19.06.2009

*   *   *   *   *   *   *

Надо ли бороться с планетарным потеплением или само пройдет?

Пётр Образцов

В Копенгагене прошла Конференция ООН по проблемам изменения климата. На 17-18 декабря 2009 г. было намечено главное мероприятие - пятое совещание по Киотскому протоколу, на котором его участники собираются договориться о новых параметрах сокращения выброса парниковых газов и принять документ, который придет на смену этому протоколу. Срок действия Киотского протокола истекает в 2012 году, на который некоторые уже назначили конец света из-за окончания действия календаря майя и падения на Землю крупнейшего метеорита. Календарь не закончится, метеорит не упадет. А вот что будет с глобальным потеплением и надо ли с ним бороться?

Не в парнике ли мы живем?

История с этим потеплением началась в 70-е годы прошлого столетия, когда появились данные об увеличении средней температуры атмосферы у поверхности Земли. И хотя и раньше бывали колебания этой температуры вплоть до самых удивительных - в X веке Гренландия была покрыта лесами, а во времена Пушкина "...снег выпал только в январе", - на этот раз климатологи заметили, что график потепления примерно совпадает с графиком увеличения содержания углекислого газа (СО2) в атмосфере. Причем увеличение и температуры, и концентрации СО2 началось в середине XIX века, т.е. в те же годы, когда в Европе началась промышленная революция.

Развитие промышленности приводит прежде всего к резкому увеличению сжигания топлива - для получения электричества, для производства металлов, да и просто при работе двигателей внутреннего сгорания в автомобилях, которых уже в XX веке стало видимо-невидимо. А продуктами горения топлива являются вода и та самая углекислота. Так возникла теория о парниковом эффекте.

Логика была такой. Парниковый эффект, т.е. действительно существующее повышение температуры под стеклом или пленкой в замкнутом пространстве парника, объясняли следующим образом: стекло пропускает ультрафиолетовое (УФ) излучение Солнца, которое нагревает землю и воздух в теплице, обратно же тепло не выходит, поскольку стекло не пропускает ни теплый воздух, ни "теплое" инфракрасное (ИК) излучение. Поскольку СО2 также является веществом, которое пропускает УФ-, но не ИК-излучение, то и было решено, что под "одеялом" из углекислого газа Земля постоянно нагревается. Это очень опасно, поскольку приведет к разным всемирным катастрофам, от таяния полярных льдов и наводнений до размораживания вечной мерзлоты и разрушения всей российской инфраструктуры на нашем Севере. Отсюда был сделан серьезный вывод - нужно немедленно снизить до минимума выбросы СО2, т.е. сократить промышленное производство и перестать ездить на автомобилях с двигателями внутреннего сгорания.

Нет, мы живем в атмосфере Солнца

Далеко не все ученые согласились с этим выводом. Тем более что еще до возникновения шумихи о глобальном потеплении парниковый эффект изучал американский экспериментатор Роберт Вуд. Он соорудил маленькую настольную тепличку с крышей из прозрачного монокристалла обычной поваренной соли, которая пропускает и УФ, и ИК - обратно. Согласно теории, в такой тепличке парникового эффекта быть не должно. Однако тепличка отлично работала, температура внутри нее исправно повышалась, т.е. парниковый эффект все же был. Вот только причина его была совсем другой - когда Вуд открыл маленькую дверку и тепличка начала свободно проветриваться, эффект исчез. Парниковый эффект возникает, сделал вывод ученый, когда нет воздухообмена с окружающей средой.

Таким образом, нет оснований считать, что повышение температуры в атмосфере Земли связано с углекислотой. Тем более что все "человеческие" выбросы углекислоты составляют всего несколько процентов от природных. Скорее всего, в парниковой теории перепутаны причина и следствие - больше всего СО2 находится в растворенном виде в воде морей и океанов. А при повышении температуры растворимость газов уменьшается, и эта углекислота выделяется в атмосферу. То есть не СО2 повышает температуру, а рост температуры увеличивает содержание СО2.

Но ведь глобальное потепление наблюдается невооруженным глазом? Вроде бы да. В Москве, во всяком случае, зимы стали намного теплее. И в чем причина? Скорее всего, в повышении активности Солнца, астрономы говорят, что мы живем в атмосфере Солнца. А ведь эта активность может и понизиться - и тогда, как полагают некоторые ученые, нас в середине столетия ждет малый ледниковый период.

Хакеры наносят удар

Однако сторонники парниковой теории сумели убедить общественность и правительства многих стран в справедливости своих представлений о климате. И был придуман Киотский протокол, к которому не сразу, но все же присоединилась и Россия. Правда, у нашей страны есть симпатичный экономический резон. Киотский протокол подразумевает, что каждая из стран должна выбрасывать четко установленное количество СО2 в год. Это квота. А если мы не выбираем свою квоту, т.е. выбрасываем меньше (а наша промышленность уже лет 20 находится в полуобморочном состоянии), то невыбранный остаток можно продать стране, которая выбрасывает СО2 больше своей квоты. Россия могла бы к 2015 году заработать на продаже квот аж 15 млрд долларов. Оказывается, можно торговать и развалом промышленности! Правда, время идет, а денег этих что-то не видно.

Сейчас против парниковой теории выступает множество ученых и просто здравомыслящих граждан, однако "тепловики" уперлись. Существует даже точка зрения, что глобальное потепление - это заговор ученых и политиков, потерявших военный заказ в результате перестройки. Удачно подвернувшееся потепление было использовано для продолжения финансирования, например, атомной промышленности - вместо выделяющих СО2 тепловых станций будем строить безвредные АЭС.

Но вот совсем недавно произошло уже совсем досадное для парниковых климатологов событие: некие русские хакеры выложили в открытом доступе в интернете конфиденциальную переписку британских и американских климатологов, которые договариваются о способах сокрытия данных, свидетельствующих не просто о неверности парниковой теории, но даже и об отсутствии самого глобального потепления! Да, в Москве потеплело, но зато в Европе шел снег в мае, а в Северной Африке ударили морозы. Так что средние величины могут оказаться вовсе не такими страшными, как нас пугают.

Эта история уже получила название "климатгейта". Если все подтвердится, то Киотский протокол станет уже бессмыслицей.

Не все в порядке в Датском королевстве

Действие Киотского протокола заканчивается в 2012 году. Конференция в Копенгагене исходно была призвана разработать новый протокол, точнее - договор, обозначающий дальнейшие шаги к сокращению выброса парниковых газов. Особое внимание должно было быть уделено позициям США и Китая, которые являются основными "производителями" этих газов, но Киотский протокол не подписали. Не улучшил атмосферу конференции и "климатгейт". Так что, по всей видимости, Копенгагенская конференция приведет лишь к выработке мало к чему обязывающей декларации, которая станет скорее призывом типа "Давайте жить дружно!" и пожеланием не переходить улицу на красный свет, не стоять под стрелой и не заплывать за линию буйков.

Как менялся климат

Малый ледниковый и большой парниковый периоды

Средняя температура атмосферы Земли действительно изменяется с течением времени. Наиболее заметные изменения представлены в этой таблице.

1000-1300 гг. н.э. Средневековый климатический оптимум. Леса в Гренландии (что означает - "зеленая земля")

1500-1700 гг. Малый ледниковый период в Европе. Картина Яна ван Гойена "Конькобежцы" демонстрирует замерзшие каналы в Голландии, которые сейчас не замерзают. Гренландия целиком покрыта километровой толщей льда.

1770 г. Максимум небольшого потепления в XVIII в.

1900 г. Последний год понижения температуры в XIX в.

1940 г. Идет потепление климата. В Гренландском море количество льдов уменьшилось вдвое.

1979 г. Начало драматического потепления климата (по другим данным - ничего такого не происходит)

1997 г. Подписание Киотского протокола, ограничивающего выбросы "парниковых" газов

2009 г. Подписание нового, Копенгагенского договора о проблеме изменения климата Земли. Появление новых данных о возможной ошибке в измерении температуры атмосферы. "Климатгейт"

Стоимость вопроса: если "потеплисты" все-таки правы, то к середине нашего века на защиту прибрежных городов и поселений от наводнений, вызванных таянием ледниковых шапок Антарктиды и Гренландии, потребуется 1 триллион долларов.

Известия-Наука, 11 декабря 2009

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте есть форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

Заходите - вас будут рады видеть!

*   *   *   *   *   *   *

Программа "Диссер" - дополнение для Microsoft Word, предназначенное для создания и работы со списками литературы. В диссертациях, научных статьях, рефератах требуется приводить список использованной литературы, вставляя в текст диссертации ссылки на его позиции. При большом размере списка отслеживать соответствия порядковых номеров публикаций в списке и чисел в ссылках в тексте диссертации становится крайне сложно, особенно при изменении порядка следования ссылок в списке. Эта программа добавляет в Word новую функцию - создание и редактирование списка литературы, позволяя исправлять численные ссылки в тексте одним нажатием кнопки. "Диссер" можно загрузить с сайта http://kankowski.narod.ru.

Удачи вам и счастья!


В избранное