Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 421


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

"Владивостокский симптом" как предвестник коллапса системы "путинской стабильности" и царившего "оптимизма" рассматривает в своей статье С.А. Строев (Санкт-Петербург). Интересны выявленные им некоторые неявные аспекты и последствия "праворульного кризиса".

В 421-м выпуске рассылки "Эконометрика" от 16 февраля 2009 года начинаем публиковать работу известного экономиста и статистика Григория Ханина "Советское экономическое чудо - миф или реальность?". В соответствии со сложившемся стилем рассылки книга разбита на части. В настоящем выпуске - часть 1 книги.

Все вышедшие выпуски Вы можете посмотреть в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

"Владивостокский симптом" как предвестник коллапса системы "путинской стабильности" и царившего "оптимизма". Некоторые неявные аспекты и последствия "праворульного кризиса"

С.А.Строев (Санкт-Петербург)

Публикуем в порядке обсуждения статью молодого петербургского ученого С.А.Строева, в которой предпринята попытка анализа социально-экономических процессов, стоящих за нашумевшим "праворульным кризисом" и массовыми протестными выступлениями в Приморье и на Дальнем Востоке. Автор предлагает свою интерпретацию нового явления, еще недостаточно проанализированного в КПРФ - массового протеста маргинализованных групп населения и мелкобуржуазных слоев. Автор также анализирует действенность и эффективность традиционных лозунгов КПРФ в условиях коллапса системы "путинской стабильности" и перехода от царившего в этот период "оптимизма" к кризисному сознанию. Материал размещен в дискуссионном порядке с некоторыми сокращениями. (Предисловие администрации сайта kprf.ru.)

14 декабря прошедшего 2008 года в Приморье прошла массовая антиправительственная "акция народного протеста", которая, как и последующая жестоко подавленная ОМОНом и внутренними войсками протестная акция 21 декабря, нашла и находит широкую поддержку в кругах народно-патриотической оппозиции. Это не удивительно. Лозунги типа "Дайте нам работу!", "Нефть - пЕДРосам. Вазелин - народу!" и "Помощи ждали мы, а помогли опять олигархам" хорошо укладываются в привычную логику "народного протеста против антинародного режима". Однако при этом за кадром остались некоторые аспекты приморских протестов, которые имеют решающее значение для понимания не только ситуации на Дальнем Востоке, но и в России в целом.

Процитируем программный текст протестующих во Владивостоке. Из "Заявления о вынесении вотума недоверия Правительству РФ": "12 декабря 2008 года в "Российской газете" были опубликованы  нормативно-правовые акты Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2008  года  903 "О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в  отношении некоторых моторных транспортных средств" и Постановление  Правительства РФ от 10 декабря 2008 г.  943 "О внесении изменений в пункт 11  Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении  товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации  физическими лицами для личных целей". Данными нормативно-правовыми актами Правительство РФ делает нищими и  безработными 80% жителей Дальнего Востока, именно такой процент населения  работает в сфере связанной с поддержанными и новыми иномарками. Приняв антинародные, противоправные постановления Правительство РФ пошло  против жителей России, поставив их на грань нищеты, что в условиях мирового  финансового кризиса квалифицирует данные действия не иначе как геноцид  собственного народа! Нормативно-правовые акты, принимаемые Правительством РФ практически тайком,  без изучения ситуации, ради лоббирования интересов российского автопрома,  приводят к тому, что около 1 млн. семей дальневосточников оказываются в рядах  безработных!".

А вот слова из интервью члена правозащитной организации АНО "Редакция "Криминальный поиск" Анастасии Загоруйко корреспонденту "Нового Региона": "Умрет градообразующий бизнес - не будет денег на социалку и все остальное - Умрет регион. Экономические исследования подтверждают - не менее 60% населения региона живет за счет автобизнеса, связанного с иномарками".

Вдумаемся, что же произошло. Что на этот раз учинил антинародный (без кавычек) режим и против чего протестуют люди. 12 декабря "Российская газета" опубликовала постановление о повышении таможенных пошлин на легковые и грузовые иномарки. Цель этих нововведений - защитить отечественных производителей, под которыми понимаются как исконные российские автозаводы, так и иностранные автопредприятия, которые строят заводы в нашей стране. Постановление вступит в законную силу с 11 января 2009 года. Чего же требуют протестующие автомобилисты? В основном, четырёх вещей: снижения таможенных пошлин, снижения цен на бензин, недопущения запрета на ввоз иномарок старше 5 лет, недопущения запрета праворульных автомобилей.

Требование снижения цен на бензин понятно и вполне укладывается в привычные рамки социально-экономических требований, с которыми постоянно выступают КПРФ и близкие ей силы. А вот остальные три пункта требований заслуживают самого пристального интереса. Потому что в данном случае население протестует против протекционистских таможенных барьеров, казалось бы направленных на защиту отечественного товаропроизводителя, а, следовательно, и на защиту рабочих мест. Ситуация диаметрально противоположная тому, что происходило в 1990-е годы. Тогда народ (или, по крайней мере, его сознательная часть) требовал защитить отечественное производство.

Но, может быть, это типичный конфликт интересов потребителя и производителя (который иногда происходит не только в обществе, но и внутри отдельно взятого гражданина)? Нет, не похоже. Ведь протестующие люди защищают не только своё право покупать более дешёвые и при этом более удобные японские иномарки, а не продукцию отечественного автопрома. Ключевые для понимания ситуации здесь слова о том, что "Данными нормативно-правовыми актами Правительство РФ делает нищими и  безработными 80% жителей Дальнего Востока, именно такой процент населения  работает в сфере связанной с поддержанными и новыми иномарками ... что в условиях мирового  финансового кризиса квалифицирует данные действия не иначе как геноцид  собственного народа!". Возможно и даже вероятно, что 80% - это пропагандистский перехлёст. Анастасия Загоруйко в своём интервью называет более скромную цифру - 60%. Но так или иначе, транзит, продажа и обслуживание японских иномарок оказывается "градообразующим бизнесом", который кормит большинство населения и является несущей конструкцией всей социально-экономической системы региона. Без этого "градообразующего бизнеса" регион просто умрёт, заявляют идеологи протестующих.

Это и есть тот ключевой момент для понимания ситуации переживаемого ныне конца "эпохи путинской стабильности" и царившего в ту эпоху "идиотического оптимизма". Проблема даже не в том, что правительство методично разрушает промышленность, сельское хозяйство, науку, армию, систему здравоохранения и образования. Оно действительно всё это делает, но оно это делало и при Ельцине. Однако при Ельцине болезнь была тяжёлой, но ещё не смертельной. Социально-экономическая структура общества отторгала ельцинские реформы. Поэтому и сами реформы буксовали и не шли, фактически сводились к грабительским набегам правящей олигархии на страну - набегам разрушительным, разорительным, но переживаемым социально-экономической системой страны как некое стихийное бедствие, как внешний по отношению к ней самой разрушительный фактор.

При Путине ситуация трагически ухудшилась даже по сравнению с ельцинскими временами. Смертельная болезнь проникла внутрь социально-экономической структуры общества. Из внешнего фактора она превратилась в фактор внутренний.

Начинающему наркоману от первых доз зачастую бывает плохо: тошнит, кружится голова, во рту мерзкий привкус. Организм отторгает яд. Это то, что было с Россией при Ельцине. Общество отторгало "реформы" и требовало по сути возвращения от ларёчно-базарно-перекупочной экономики к экономике производственной. Вчерашний советский инженер, вынужденный стать "челноком" и мелким спекулянтом, не только остро переживал этот переход и хотел вернуться в прежнее положение инженера, но и реально мог это сделать, поскольку сохранял ещё и полученное образование, и свои профессиональные навыки.

Но старому наркоману доза уже не доставляет никаких неприятных ощущений. Организм привык к яду, наркотик встроился в его биохимические процессы и стал необходимостью. Теперь мучительную ломку вызывает, наоборот, отсутствие наркотика. Это то, что произошло со страной при Путине. Социальная и экономическая система срослась с теми факторами, которые её постепенно убивают - и уже не может воспроизводиться без них. Выросло целое поколение граждан, которые и не хотят, и, за неимением соответствующего образования и навыков, не могут заниматься реальной производственной деятельностью. В отсутствие реального производства навыки старшего поколения, незаписываемые и передаваемые только в непосредственном обучении, уже безвозвратно утрачены.

Несущими конструкциями социально-экономической системы страны стали три:

1. Добыча и экспорт сырья.

2. Импорт промышленных и сельскохозяйственных продуктов. Их продвижение на российском рынке (дисрибьютинг, маркетинг), посреднические услуги, рекламный бизнес, собственно сфера торговли, сервисы по обслуживанию импортной техники. Сюда же, в лучшем случае, относится "отвёрточное производство" - то есть примитивная сборка из экспортных деталей.

3. Сфера управления и распределения. Растущая с каждым годом масса чиновников, управленцев, депутатов всех уровней, их помощников, мелких клерков и т.п. К сфере управления непосредственно примыкает сфера силовых структур - как государственных, так и частных.

Именно эти три сферы и формируют основу социальной структуры. Они служат основными каналами, по которым распределяются средства. Вокруг них нарастает сфера обслуживания, индустрия развлечений, коммерческого туризма, шоу-бизнес разного уровня, заменивший все формы искусства, коммерческая система платной медицины и превращённая в бизнес система коммерческого образования.

Обратим внимание: в этой социальной структуре практически нет ни индустриального рабочего класса, ни крестьянства. Крестьянство просто уничтожено импортом дешёвых продуктов. Рабочий класс в основном сведён к добывающим и перерабатывающим отраслям, представлен, в основном, шахтёрами, нефтяниками, металлургами, отчасти "отверточными" машиностроителями, выведенными за пределы крупных городов и потому не играющих серьёзной роли в политических процессах.

Советский квалифицированный заводской рабочий класс фактически ликвидирован за счёт импорта дешёвой китайской и более качественной европейской промышленной продукции. Неквалифицированый рабочий класс (строители, дорожные рабочие, разнорабочие и т.п.) заменён гастарбайтерами - то есть выведен за границы не только русской нации, но и российского общества в целом.

Отдельные производства, сохранённые в основном из соображений престижа, занимаются, главным образом, имитацией собственного существования и функционирования, например, разработкой экспериментальных образцов, которые заведомо не будут внедрены в производство и т.п. То есть созданием отчётных единиц, обосновывающих выделение финансирования.

Наука переориентирована с исследовательских задач на задачи выбивания и обоснования грантов. Сохранившаяся медицина занимается в основном составлением медицинской отчётной документации, рекламой импортных препаратов (по коммерческим договорам) и реализацией отечественной продукции, главным образом, вакцин, приносящих прибыли компаниям, приникшим к кормушке госзаказа.

При этом каждый отдельный гражданин, встроенный в эту социально-экономическую систему, является её заложником, поскольку единственным источником его существования служит место в данной системе. Любое нарушение сложившейся системы означает утрату той или иной категорией граждан средств к существованию. Поэтому граждане будут защищать данную сложившуюся систему всеми возможными средствами, несмотря на то, что система в целом означает не только колониальную зависимость России, но и поступательное сокращение (геноцид) её населения.

Вернёмся, однако, к ситуации в Приморском крае. Очевидно, что сложившаяся система есть система экономического колониализма. Никак иначе нельзя охарактеризовать ситуацию в которой "градообразующим бизнесом" является закупка, перепродажа и сервисное обслуживание автомобилей заграничного производства, причём преимущественно старых и подержаных. Однако жители края включены в эту систему, и она является источником их существования. Власть отмахивалась от конструктивных предложений КПРФ и Г.А.Зюганова по программе развития Дальнего Востока, поддержке здесь стратегических отраслей, строительству автомобильных производств (пусть даже пока отверточных), как альтернативы зависимости региона от соседей. Но когда уже стало совсем плохо, власть пошла по самому примитивному и предсказуемому пути. В итоге даже робкая попытка Кремля в интересах некоторых олигархических кланов, заполучивших активы российского автопрома, снизить уровень экономической колониальной зависимости российского Дальнего Востока от Японии натолкнулась на решительное и жёсткое сопротивление населения, в условиях борьбы за существование и выживание, защищающего сложившийся колониальный порядок вещей! И здесь стоит обратить внимание на то, что среди лозунгов акций протеста были не только традиционные "Нефть - пЕДРосам. Вазелин - народу!" и "Дайте нам работу!", но и такие, прямо скажем, настораживающие как "Мы не нужны России?" и "Владик и Курилы верните Японии!". А это уже очень и очень серьёзно, и на фоне таких лозунгов интерес Кавказ-центра к ситуации в Приморье отнюдь не выглядит праздным. Не даром депутаты-коммунисты в Думе ставили вопрос, что нынешняя политика режима ведет к отторжению Дальнего Востока от России.

Фактическая борьба приморских автомобилистов и занятых в сфере транзита и сервиса японских автомобилей граждан за сохранение своего региона в сфере влияния Японии как экономической метрополии легко и естественно может перейти в русло политического сепаратизма. А учитывая то, что "зона праворульности" не ограничивается Дальним Востоком, а доходит до Татарии, и то, что 21 декабря обновременно с "уличными боями" во Владивостоке протестные акции проходили в Казани и Екатеринбурге (а, возможно, и в других городах), ситуация и вовсе принимает нешуточный оборот. Осуждать за это население глупо и нелепо. Бытие определяет сознание. Какое бытие - такое и сознание.

При этом заметим, что противоположные по содержанию акции в поддержку решения Правительства РФ о повышении пошлин на иномарки, организованные Профсоюзом работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) в Нижнем Новгороде, "Ульяновскиом автомобильном заводе" и "АвтоВАЗе" в Тольятти, по масштабам совершенно несопоставимы с акциями протеста в Приморье. Несмотря (а, может быть, как раз благодаря) на то освещение, которое они, в отличие от дальневосточных акций, получили в СМИ, они сразу же были дискредитированы как заказные, инспирированные правительством и его "карманными" "голубыми" профсоюзами. На это тоже обратим внимание: в условиях краха путинской стабильности начинает действовать механизм негативного консенсуса - любая причастность к правительству заведомо делегитимизирует и дискредитирует акцию в глазах населения. Авторитет у правительства на самом деле не нулевой, а довольно весомый - только с отрицательным знаком.

Каков основной политический вывод?

Экономический кризис в России, несомненно, будет в течение 2009 года усиливаться. Всё, что мы наблюдали в конце 2008 года - это ещё даже не начало. Это только предвестие. Собственно говоря, тот процесс, который начинается, это не кризис. Кризисом называется острое состояние, предполагающее возможность как гибели, так и выздоровления. Кризис - это переломный момент болезни, точка бифуркации. В этом смысле кризиса нет. Есть коллапс - катастрофическое необратимое "схлопывание" и разрушение системы, не предполагающее, собственно, никаких реальных возможностей её выздоровления.

Правительство не только не сможет, но и не будет пытаться смягчить удар экономической катастрофы по населению. Это следует из уже сделанных им шагов: фактической приватизации золото-валютных резервов именно в тот момент, когда их наличие является критическим фактором для выживания населения страны. При этом никаких действий, направленных на хотя бы частичное восстановление внутренних систем жизнеобеспечения, правительством не осуществляется. Более того, антикризисная политика правительства, направленная на защиту интересов олигархата, ещё более усугубляет предстоящий удар кризисной волны по населению страны, изымает последние ресурсы, которые могли бы если не поддержать собственные системы жизнеобеспечения, то хотя бы отчасти компенсировать их отсутствие.

Разумеется, приближающаяся экономическая и социальная катастрофа вызовет массовые протесты населения, которые в случае прямого голода могут принять даже характер уличной войны. Однако владивостокский урок состоит в том, что традиционные лозунги народно-патриотической оппозиции образца 1990-х (причём, общие для коммунистического и национал-париотического лагерей) все больше будут натыкаться на барьер непонимания и отторжения маргинализованной массы.

Восстановление собственного сельского хозяйства? Кто из нынешних горожан - работников офисов, посреднических фирм и сферы обслуживания - добровольно согласится уехать из города и стать колхозником? Надо, видимо, четко осознавать каким слоям населения адресуется этот лозунг.

Восстановление промышленности? Кто из тех же оффисных работников, продавцов-консультантов, старших и младших менеджеров, системных администраторов, юристов, консультантов, торговых посредников - одним словом, из современной городской молодёжи от 18 до 35 - согласится пойти работать в заводской цех? Да даже если бы и согласился - откуда он возьмёт навыки работы, которые остались разве что у 70-летних дедушек, уже вышедших на пенсию? Следовательно, и это требование должно быть конкретизировано и актуализировано.

Восстановление обороноспособности? Кто добровольно пойдёт служить в нынешнюю армию? Кто будет поднимать ВПК? Откуда возьмутся инженеры, когда за невостребованностью разрушена система их подготовки? Откуда возьмутся высококвалифицированные рабочие? И здесь необходимо более четкое понимание адресных групп.

Выросло целое поколение людей, которое и не хочет, и не может в силу своего образования и воспитания работать в реальном секторе производства. Максимум производительности, на которое оно способно - это отвёрточная сборка и сервисное обслуживание импортной техники. Но даже этим занимается лишь небольшой процент населения. Остальные умеют только заниматься перепродажами, продвижением товаров, "менеджментом", рекламой, оформлением договоров и контрактов, консультированием и т.п. Вся эта масса сосредоточенного в городах населения (преимущественно молодого и среднего возраста) любую попытку вернуть Россию из состояния сырьевой колонии в состояние страны с собственным производством воспримет просто как покушение на их привычный уклад жизни, лишающий её единственно возможных для неё способов обеспечивать своё существование. Собственно, это и было заявлено прямым текстом в Приморье: "введение протекционистских барьеров - это социальный геноцид". И самое страшное, что это абсурдное заявление на самом деле сегодня соответствует сложившейся реальности!

Что в итоге? Система "путинской стабильности" рушится по мере того, как фактически обнаруживается избыточность населения России по сравнению с величиной, диктуемой конъюнктурой мирового рынка. Вспомним все известные рассуждения западных лидеров о достаточности для России населения в 50-60 млн. человек. Причём рушится эта система необратимо и с неизбежностью. Вместе с ней рушится и вся социально-экономическая система "Большой трубы", обеспечивавшая если не жизневоспроизводство, то хотя бы постепенность и относительную безболезненность угасания населения России.

Возможно ли восстановить прежнюю (советского типа) относительно независимую от мирового рынка плановую по своему существу некоммерческую систему жизневоспроизводства и жизнеобеспечения, основанную на собственном внутреннем промышленном и сельскохозяйственном производстве? Многие говорят, что уже невозможно: точка невозврата в её разрушении пройдена.

Но весь ужас, который предстоит осознать той значительной части граждан, находящихся под воздействием остатков "нефтедолларового кайфа", что никакого третьего варианта нет. Либо коллапс и распад России, либо возвращения к мобилизационной экономике.

Страна на излете "путинской стабильности" находится в положении больного, которому хирурги под наркозом разрезали живот, а потом забрали с собой все анестетики и хирургические инструменты и уехали. Действие наркоза вот-вот закончится - и больной обнаружит себя со вскрытым животом, непереносимой болью, в полном отсутствии врачей и без всяких средств как облегчить боль, так и исправить ситуацию. Что он будет в этом случае делать? Скорее всего, метаться, кричать и совершать явно безумные и бессмысленные поступки. Например, громить операционную. Что, разумеется, делу нисколько не поможет.

Похоже на то, что сейчас дан старт процессам, которые предсказывались давно, и о которых КПРФ предупреждала общество все последние годы "путинской стабильности". Прогнозы-предупреждения относительно дальнейшего трагического развития ситуации, если КПРФ не удастся повернуть страну на путь мобилизационной экономики, звучали давно. Они давались и автором этих строк еще в 2005 году. За прошедшие годы к этой невесёлой картине добавился лишь один существенный фактор. Неконтролируемая миграция в Россию приняла такие масштабы, что азиатские и кавказские этнические группы, организованные на основе родственно-земляческих связей, не желающие интегрироваться в российский, русский жизненный уклад даже во внутренних исконно русских областях стали реальной силой.

Опыт Владивостокских событий, все указанные факторы должны быть осмыслены КПРФ, в ее агитационно-пропагандистской деятельности. Без этого партии будет трудно вырабатывать свою тактику борьбы в условиях наступающего коллапса системы "путинской стабильности" и краха царившего благодаря временному притоку нефтедолларовых доходов "идиотического оптимизма" правящей элиты.

2009-01-05 00:44, kprf.ru

*   *   *   *   *   *   *

Советское экономическое чудо - миф или реальность?

Часть 1

Григорий Ханин

Представляемый вниманию читателей цикл очерков - первая часть намечаемой мною работы об экономике России 1990-х. Я убежден, что проблемы и альтернативы экономики этих лет невозможно объяснить, не прояснив исходные позиции, созданные и в материальной и в институциональной сфере в предыдущий период. В частности, вопреки широко распространенному противоположному мнению (которое и я разделял долгое время), вовсе не очевидно, что единственным выходом из экономических трудностей 1990-х было реформирование экономики на рыночных началах. Существовали и другие альтернативы реформирования в рамках прежней экономической модели, которые обсуждались только учеными коммунистической ориентации и уже по одному этому исключались из рассмотрения сторонниками других политических взглядов, декларирующими свою идеологическую неангажированность в научной области. Поскольку я никогда не был членом КПСС, критически относился к политической и экономической системе социализма в СССР в доперестроечный период, подвергался в связи с этим преследованиям и долгое время не мог публиковать свои работы, мои взгляды никак не могут быть объяснены ностальгией по старым временам. К занятиям историей советской экономики 1940 - 1950-х меня подтолкнул прежде всего интерес к пренебрегаемым направлениям возможных хозяйственных изменений.

В России явно ощущается дефицит доброкачественных работ по истории экономики советского периода. Относительно неплохо освещена экономика 1920-х, начиная с работ целой плеяды прекрасных экономистов (самых разных направлений) тех лет. Что касается последующего периода, то понятно, что в советское время невозможно было ожидать объективного изложения истории экономики. Даже такой выдающийся историк народного хозяйства России, как П. И. Лященко, написавший два превосходные два тома по досоветскому периоду и неплохо осветивший периоды Гражданской войны и нэпа, посвятил экономике 1930 - 1940-х самую бледную и неправдивую часть своего труда.

Только в период перестройки создались условия для создания объективной истории советской экономики 1930-1980 годов. Однако эти условия были использованы, по-моему, не лучшим образом. Конечно, в этот период вышел целый ряд работ (нередко с использованием архивных данных), которые создали условия для более объективного описания экономической истории, правдиво излагая те колоссальные трудности и жертвы, которые сопровождали развитие советской экономики в 1930-1940 годы. Читатель, надеюсь, не сочтет нескромностью, если я в этой связи упомяну и свои труды. Сделанные мною еще в доперестроечный период, но опубликованные в полном объеме только в начале 1990-х [1] , эти расчеты позволили получить более объективные оценки реальной динамики и эффективности советской экономики (аналогичные работы западных экономистов и аналитиков ЦРУ были близки к моим в части оценок динамики экономики, но не подвергали серьезному пересмотру данные об изменении динамики основных производственных фондов и материалоемкости продукции). Исключительно важны книги, в которых впервые подробно освещалось развитие военно-промышленного комплекса СССР, ранее совершенно закрытого для исследований, и таких связанных с ВПК отраслей, как радиоэлектроника. Появился ряд интересных мемуаров крупных хозяйственников того периода, в которых описаны процессы принятия хозяйственных решений, даны характеристики персонального состава руководящих кадров и общей хозяйственной обстановки. Намного расширилась источниковедческая база исследований, впервые опубликованы многие закрытые данные о развитии советской экономики.

Вместе с тем я не уверен, что история советской экономики в результате этих исследований стала более объективной. Скорее, вместо одной неправды или полуправды появилась другая полуправда. Если раньше замалчивались трудности и жертвы, то теперь стали замалчиваться реальные достижения советской экономики. Кроме того, практически исчез из рассмотрения вопрос о том, были ли кризисные явления 1960-1980 годов неизбежными, вытекая из коренных недостатков избранной хозяйственной модели - или же их можно было избежать, приняв другие стратегические решения в области структурной политики и модифицируя (но не ломая) существующую хозяйственную модель. О достижениях советской экономики упорно писали только ученые коммунистической ориентации, но их работы страдают от слепого, а иногда и тупого, следования лживой официальной статистике и игнорирования реальных трудностей и жертв 1930-1940-х.

Цель данной работы - дать более объективное представление положения в советской экономике в 1940-1950 годы. Я выбрал для анализа именно этот период не только потому, что он ближе к конечной цели моего исследования, но и потому, что именно к тому времени командная экономика уже прошла "детский период" своего формирования и ее фактическое развитие позволяло выявить ее реальные возможности. Я не характеризую здесь все особенности своей работы, памятуя об английской поговорке, согласно которой вкус пудинга познается лишь в ходе его потребления. Отмечу здесь только одно: я подробно остановился на политической борьбе в руководстве СССР в этот период, так как без этого, по моему глубокому убеждению, невозможно понять многие особенности развития советской экономики. Ввиду ограниченности места я более подробно останавливаюсь на развитии экономики в послевоенный период по сравнению с довоенным, особенно подробно рассматриваю экономику 1950 годов, а внутри этого десятилетия - вторую половину 1950-х, во многом предопределившую судьбы советской экономики на многие годы вперед.

Только глубокое непонимание экономической теории и пренебрежение экономической историей способны породить представление о командной экономике как о наборе методов регулирования и организационных структур, воздействующих на экономику с одинаковой эффективностью (или неэффективностью), независимо от экономического положения страны, состояния производительных сил, конкретных методов планового руководства, интеллектуального и организационного уровня кадров управления и политического руководства, общекультурного уровня населения, политической обстановки в стране и в политическом руководстве.

Развитие командной экономики, равно как и всех иных экономических систем, переживало периоды становления и зрелости, когда ее возможности раскрылись наиболее полно. Многое говорит за то, что период зрелости начался во второй половине 1930-х. Тогда перед экономикой встала намного более сложная задача, чем создание современной индустриальной базы по иностранным образцам и зачастую под иностранным руководством. Теперь предстояло самостоятельно развивать научно-технический прогресс, освоить созданный производственный потенциал, обеспечить повышение эффективности экономики. Для такого перехода были определенные предпосылки, созданные колоссальными усилиями предыдущих лет по расширению среднего и высшего образования. При всех крупных недостатках качества обучения к середине 1930-х было подготовлено значительное количество специалистов с высшим образованием, превосходящих по своей квалификации средний уровень руководящих кадров советской экономики тех лет. Особенно высоки стандарты технического образования в СССР были в 1920-х, и именно выпускники технических вузов 1920-х, спустя десятилетие уже имевшие опыт практической работы, сменяли старых руководителей промышленности в ряде важнейших отраслей - в качестве примера назову И. Тевосяна, В. Емельянова, А. Звенягина.

Руководящий и инженерно-технический персонал советской экономики, состоявший преимущественно из бывших профессиональных революционеров и героев Гражданской войны, со своей работой справлялся плохо. Но и уступить место более подготовленным людям он не хотел. Социальный механизм командной экономики плохо приспособлен для обновления кадров. Сигнал к массовому обновлению руководящих кадров был дан в известной речи Сталина 4 мая 1935 года перед выпускниками военной академии. Сталин признал здесь неспособность старых кадров овладеть новой техникой, созданной в период двух первых пятилеток и фактически призвал к их замене новыми, более подготовленными кадрами. Часто высмеивавшийся, как лицемерный, лозунг "Кадры - решают все" был реальным проявлением осознания Сталиным бесполезности основной части старых руководителей для решения новых, более сложных экономических и военно-политических задач.

Варварским способом замены малоквалифицированных руководящих кадров на более квалифицированные и энергичные стал "большой террор" 1937 года. На высшем уровне эта замена, безусловно, резко повысила профессиональный уровень кадров хозяйственного управления. Достаточно сравнить, к примеру, фельдшерское образование Г. Орджоникидзе с высокой профессиональной подготовкой наркомов важнейших отраслей тяжелой промышленности, назначенных в 1938-1939 годы, чтобы эта разница стала очевидной. Столь же очевидны профессиональные преимущества Н. Вознесенского по сравнению с В. Куйбышевым или А. Зверева - по сравнению с Г. Гринько. Такого же рода изменения произошли и на уровне начальников главков, главных инженеров главков, директоров крупнейших заводов. В воспоминаниях даже такого бескомпромиссного противника сталинизма, каким был академик А. Сахаров, признаются блестящие деловые качества многих его руководителей. И это были типичные сталинские наркомы призыва 1937 года. В тот же период окончательно сформировались и другие необходимые элементы командной экономики. Сложилась стройная система контроля за действиями руководящих кадров, включавшая и партийный, и государственный (Наркомгосконтроль) и, быть может, самый важный и наиболее осведомленный - контроль госбезопасности. Сложилась система строжайшей дисциплины и ответственности от руководителей разного уровня до рабочих и колхозников за результаты труда, выполнение планов - Сталин прекрасно понимал сильную склонность командной экономики к получению не заработанных доходов. Они могли быть достигнуты самыми разнообразными путями: скрытым ростом цен, получением боле легкого плана, понижением качества продукции, приписками к реально выполненному.

В годы перестройки система хозяйственного управления того периода беспощадно осуждалась за ее суровость и жестокость. В пылу критики не замечали не только ее полного соответствия природе командной экономики. Отказывались видеть и ее неразрывную связь с модернизацией экономики, преобразованием аграрного общества в высокоиндустриальное, немыслимое без строгой дисциплины и ответственности. Сталинское руководство взяло на себя ту миссию преобразования поведения населения России, которую не успел выполнить капитализм, охвативший лишь небольшую часть хозяйственной жизни страны.

Писатель А.Бек в знаменитой книге "Новое назначение" устами своего героя министра Онисимова (прообразом которого стал И. Тевосян) так объясняет смену руководителей промышленности в 1937-1938 годах: "Вчерашние "ура-рыцари". Онисимов этак назвал блестящее созвездие директоров, выдвинувшихся в начале тридцатых годов и затем, недавно, со сталинской безжалостностью почти сплошь истребленных... В своих тогдашних размышлениях о совершившемся Онисимов склонялся к мысли, что уцелел закономерно... Не однажды ему думалось, что, к своему счастью, он вовремя успел получить техническое образование, стать прокатчиком-специалистом. А топор репрессий снес, свалил хозяйственников, ни черта, собственно - так с присущей ему категоричностью мысленно он формулировал, - в технике не смысливших, никакой специальностью, кроме политики, не обладавших. Организаторы производства, они, как не раз убеждался Онисимов, лишь весьма неконкретно, смутно знали заводское дело, производство, которым руководили. Бег времени сделал их ненужными" [2].

Академик Д. Гвишиани - не только серьезный советский специалист в области управления, но и зять А. Косыгина и сын высокопоставленного сотрудника НКВД (в юности, кстати, - счетовода райфинотдела) - хорошо зная новый слой советских хозяйственников, писал уже в 1990-х: "Мне кажется, что объективная причина выдвижения в 30-40 годы плеяды молодых руководителей ... состояла в вынужденной потребности в компетентных кадрах управления народным хозяйством. Это обстоятельство заставило Сталина отказаться от сложившейся практики назначения руководящих кадров по принципу идеологической преданности. Новые люди были специалистами, выросшими на производстве, способными отвечать за конкретное дело" [3].

Обращаю внимание на мысль о вынужденном характере этой замены. Смена хозяйственных кадров в 1937-1938 годах на уровне не только наркоматов и главков, но часто и предприятий и даже цехов и отделов предприятий, не могла не привести к снижению производства в некоторых отраслях и снижению эффективности использования ресурсов. Однако прочность сложившегося к тому времени хозяйственного механизма оказалась настолько велика, что даже эта огромная кадровая перетряска не привела к катастрофическим последствиям для экономики.

Хочу обратить внимание на важное обстоятельство, которое, кажется, недооценивается при объяснении данного феномена. В наименьшей степени пострадали от репрессий старые специалисты - и технические (часть их продолжала работать в "шарашках") и, что выглядит более неожиданным, экономические. В определенном отношении их роль даже выросла. Укажу на два отнюдь не рядовых примера. Как вспоминает бывший министр внешней торговли СССР М. Меньшиков, перед войной на коллегиях наркомата (когда им руководил А. И. Микоян) решающий голос принадлежал двум старым специалистам в области внешнеэкономических связей (одним из них был хорошо известный своими работами профессор Л.И. Фрей). Показательно, что сам А. Микоян в своих воспоминаниях об этом умалчивает. Другой пример относится к деятельности Госбанка СССР, тоже в предвоенный период, когда его возглавил Н. А. Булганин. При Госбанке был создан экспертный совет, который возглавил очень талантливый экономист Ю. Шенгер. В этот совет входили лучшие советские специалисты в области денежного обращения и кредита, в том числе такие крупные экономисты, как Ф. И. Михалевский, М. И. Боголепов, член первого правления Госбанка СССР В. С. Рапопорт [4] .

Наконец, в высшем органе хозяйственного управления, в Госплане СССР, весной 1941 года был создан Совет научно-технической экспертизы, куда входили многие выдающиеся специалисты в области науки и техники [5]. Этот Совет осуществлял техническую экспертизу целесообразности сооружения крупных объектов строительства, разрабатывал план технического развития экономики (в том числе на период четвертой пятилетки).

Для понимания характера происходивших в конце 1930-х изменений в высшем хозяйственном руководстве СССР показательно изменение положения в нем клана Кагановичей - братьев Лазаря и Михаила, один из которых - Лазарь Каганович - в середине 1930-х был одним из самых близких Сталину руководителей. В 1938 году братья возглавляли два ведущих наркомата тяжелой промышленности - собственно наркомат тяжелой промышленности, куда входили тогда все ее отрасли, кроме машиностроения (Л. Каганович), и оборонной промышленности (М. Каганович). Кроме того, Л. Каганович одновременно возглавлял важнейший наркомат путей сообщения, руководивший железнодорожным транспортом. Можно сказать, что все три наркомата занимали ключевое положение в экономике СССР и братья Кагановичи были "экономическими царями" советской экономики. При этом ни один из них не имел ни технического образования, ни опыта хозяйственной деятельности на предприятиях промышленности. Типичных партийных аппаратчиков, их в то же время нельзя считать (по крайней мере, Лазаря) бездарными хозяйственными руководителями. Так, хорошо знавший Л. Кагановича по совместной работе в качестве его заместителя и в целом критически относившийся к нему Н. Байбаков отмечает, что тот "был энергичным и требовательным, внес немалый вклад в развитие топливных отраслей и железнодорожного транспорта" [6] . Вместе с тем оба брата, по отзывам того же Байбакова и других высших хозяйственных руководителей того времени (например, А. Шахурина и В. Емельянова) были технически малограмотными, а М. Каганович еще и организационно бестолковым [7]. Влияние Кагановичей на хозяйственные дела начало быстро уменьшаться уже в начале 1939 года, когда страна стала приходить в себя после массовых репрессий. Был разукрупнен наркомат оборонной промышленности, из него выделились наркоматы судостроительной промышленности, вооружений и боеприпасов, во главе которых были поставлены технократы - И. Тевосян, Б. Ванников, И. Сергеев (двое первых - талантливые руководители с большим опытом хозяйственной работы). М. Каганович остался было наркомом авиационной промышленности, но в начале 1940 года и его заменили А. И. Шахуриным, имевшим высшее техническое образование и опыт хозяйственной работы.

Постепенно стало падать и влияние Лазаря Кагановича. Из его наркомата один за другим начали выделяться новые - наркоматы черной и цветной металлургии в начале 1939 года (новый нарком черной металлургии А. Самохвалов оказался слабым руководителем и уже через год был заменен на И. Тевосяна, который быстро перестроил руководство отраслью), наркомат химической промышленности (во главе его был поставлен выдающийся хозяйственник М. Первухин). В конце концов из ведения Л. Кагановича был изъят последний остававшийся под его контролем наркомат - топливной промышленности, который в середине 1940 года был разделен на два наркомата - нефтяной и угольной промышленности.

После устранения двух "последних могикан" периода дилетантского хозяйственного управления руководство основными отраслями промышленности оказалось к середине 1940 года (после неудачи в финской войне, возможно, и стимулировавшей эти перестановки) в руках серьезных хозяйственников и специалистов - за редкими исключениями вроде типичного аппаратчика К. Седова (руководившего нефтяной промышленностью до 1944 года, когда его сменил профессионал Н. Байбаков).

В целом вторая половина 1930-х характеризовалась значительной рационализацией государственного и хозяйственного управления по сравнению с предшествующим периодом "дикого социализма". Наиболее долгосрочные последствия для развития экономики имели изменения в сфере образования. В 1934-1936 годах в средней и высшей школе была фактически восстановлена дореволюционная система образования с регламентированной системой занятий и достаточно жесткими требованиями к оценке знаний. Наряду с повышением оплаты труда преподавателей эти изменения привели к качественному росту квалификации выпускников. Выпускники средней и высшей школы второй половины 1930-х составили ядро и офицерских кадров военного времени, и инженерно-технических работников периода войны и послевоенного развития экономики. Крупным шагом в повышении квалификационного состава кадров стало создание в 1940 году системы трудовых резервов, которая позволила готовить значительно более квалифицированных рабочих, чем прежняя система индивидуальной подготовки и краткосрочной фабрично-заводской подготовки в ФЗУ.

Проведенная в 1936 году реформа оптовых цен ликвидировала убыточность в основных отраслях тяжелой промышленности и позволила более обоснованно планировать стоимостную структуру промышленного производства и оценивать его динамику и многие другие структурные характеристики экономики. В 1938 году были введены повышенные нормы амортизационных отчислений, с выделением в них отчислений на ремонт, что позволило намного улучшить содержание основных производственных фондов, которое раньше находилось в тяжелом состоянии.

К сожалению, тогда так и не была произведена планировавшаяся переоценка основных фондов, которая позволила бы реально оценить их восстановительную стоимость и тем самым намного более обоснованно определять и структуру себестоимости продукции, и расходы на капитальный ремонт и капитальные вложения.

Разукрупнение промышленных наркоматов, произведенное в начале 1939 года, позволило более квалифицированно руководить соответствующими отраслями. Руководство строительством улучшилось благодаря созданию специального наркомата строительства, который позволил обеспечить единое руководство этой отраслью, ранее разбросанное по различным наркоматам. Специалисты по материально-техническому снабжению отмечают положительное влияние централизации материально-технического снабжения, проведенной в 1940 году. Созданный в 1940 году Государственный комитет по стандартам предпринял огромные усилия по повышению качества продукции, которые дали результаты (хотя, конечно, не смогли привести к радикальному повышению качества в условиях командной экономики, когда количественные показатели плана в превалировали над показателями плана по повышению качества продукции, а контроль потребителей над качеством продукции был минимальным). Отмечу расширение практики соревнования отдельных творческих коллективов при решении важнейших технических задач, получившее широкое развитие начиная с 1938 года, прежде всего в оборонной промышленности, с превосходными результатами в конструировании многих образцов военной техники.

Безусловно, положительную роль в развитии экономики, при всей своей жесткости и даже жестокости, сыграли меры по укреплению производственной дисциплины, принятые в конце 1938 года и летом 1940 года, и увеличение продолжительности рабочего дня с 7 до 8 часов.

Новые методы планирования производства и заготовок вводились в сельском хозяйстве. Так, мясопоставки колхозам с 1 января 1940 года устанавливались в зависимости от земельной площади, закрепленной за колхозами, а не от поголовья скота, как было ранее. Это заинтересовывало колхозы в расширении поголовья скота и его продуктивности. В 1940 году был изменен таким же образом и принцип установления норм обязательных поставок всех сельскохозяйственных культур (кроме технических).

Важную роль в улучшении положения в экономике сыграли меры по совершенствованию контроля за заработной платой (1939-1940 годы), и по улучшению методов установления налога с оборота, введенные с начала 1939-го. Следовало бы проанализировать также нормирование труда и материалов, организацию планирования, структуру плановых органов и т. д., но эти проблемы плохо исследованы в экономической и исторической литературе. На основе имеющихся данных можно сделать вывод, что хотя качество планирования улучшилось по сравнению с началом 1930-х (когда было просто отвратительным), сохранялись многие беды начального периода советского планирования: запоздалое утверждение годовых планов, частая их корректировка в течение года, слабая обоснованность плановых заданий и т. д. Частично эти недостатки объяснялись быстрым изменением внешней обстановки. Так, необходимость наращивания военных расходов накануне войны или появление новой военной техники требовали внесения быстрых изменений в уже составленные планы. Частично причина состояла в недостаточной квалификации работников плановых органов и недооценке значения устойчивых и обоснованных планов высшим политическим руководством того времени. Немало было ошибок и в организационной структуре экономики. Заслуживает внимания критика А. И. Микояном изменений в составе и характере деятельности такого высшего хозяйственного органа, как Экономсовет СНК СССР, которые Микоян в своих мемуарах назвал "реорганизационной чехардой перед войной". Но само создание Экономсовета СНК СССР и А. И. Микоян считал обоснованной мерой, как и создание летом 1940 года Бюро СНК по отраслям промышленности.

Важнейшую роль в системе управления советской экономикой играли взаимоотношения между партийным и государственным руководством. Руководство ВКП(б) не только предопределяло решение основных вопросов экономической политики, но и вмешивалось в повседневную деятельность советских и хозяйственных органов различных уровней, прежде всего, в подбор руководящих кадров этих организаций. Хотя эта система имела очевидные недостатки и неоднократно подвергалась критике и самим Лениным, и некоторыми другими видными руководителями (Л. Троцкий, Л. Красин), она просуществовала все годы советской власти.

Объяснялось это, на мой взгляд, двумя обстоятельствами. Коммунистическая партия никогда полностью не доверяла хозяйственным кадрам ни в политическом, ни в хозяйственном отношении, не без основания опасаясь злоупотребления теми своими возможностями в личных целях, в ущерб интересам государства и всей политической системы. Обычные способы контроля за деятельностью хозяйственников (через государственные контрольные, финансовые и другие органы) казались недостаточными. С другой стороны, партийные органы обеспечивали известную межотраслевую хозяйственную координацию на своей территории, выполняя тем самым, в известной степени, роль органов территориального управления, что было особенно важно для решения срочных экономических задач в области сельского хозяйства, строительства, при стихийных бедствиях и т. д.

Разумеется, вмешательство партийных органов в деятельность хозяйственных, к тому же далеко не всегда компетентное, вызывало недовольство хозяйственных органов. Как пишет старый хозяйственник И. Парамонов, хорошо знавший С. Орджоникидзе, тот "решительно выступал против смешения партийных функций с хозяйственными, сопротивлялся подмене хозяйственных органов партийными" [8]. По-видимому, с середины 1930-х Сталин тоже стал понимать недостатки дублирования партийных и хозяйственных органов. Об этом говорит критика чрезмерной вовлеченности партийных органов в хозяйственную жизнь (отвлекавшей от идейно-политической работы и воспитания кадров), прозвучавшая в его выступлении на февральско-мартовском пленуме ЦК 1937 года. Однако официально такая линия была оформлена лишь в решениях XVIII съезда партии.

В рамках рационализации управления экономикой, в начале третьей пятилетки произошло определенное ослабление вмешательства партийных органов в хозяйственную жизнь. Проявлением этого ослабления стало упразднение, в соответствии с изменениями в Уставе партии, отраслевых отделов в партийных органах (кроме сельхозотделов). Одновременно в этом Уставе декларировалось право контроля партийных организаций за работой производственных предприятий и обязанность наркоматских парторганизаций сигнализировать о недостатках в деятельности наркоматов.

В целом эти решения означали заметное ослабление вмешательства партии в повседневную хозяйственную жизнь, так как упразднялись основные проводники такого вмешательства - отраслевые отделы партийных органов. Однако уже через полгода произошел поворот в этом вопросе, который, насколько мне известно, не нашел объяснения в историко-экономической литературе.

29 ноября 1939 года Политбюро приняло постановление о создании промышленных отделов в ЦК компартий союзных республик, обкомах, крайкомах и горкомах партии (но не в самом ЦК ВКП(б)). Это постановление в то время не публиковалось. Оно предусматривало восстановление упраздненных ранее отраслевых отделов в области промышленности и транспорта (но не других отраслей экономики, как, например, торговля и финансы) "в целях усиления партийного руководства промышленностью и транспортом", в том числе для "проверки работы партийных организаций по осуществлению ими права контроля деятельности администрации предприятий" [9]. Тем самым восстанавливалась значительная часть прежней системы контроля партии за руководством промышленностью и транспортом. Чем же объяснить такой быстрый поворот? В порядке гипотезы можно предположить, что за короткий срок выявилась опасность бесконтрольного (со стороны партийных органов) хозяйственного управления и усилились злоупотребления в различных сферах хозяйственной жизни. Возможно также, что у партийного руководства появились опасения относительно излишней самостоятельности хозяйственных руководителей и перспективы образования мощного замкнутого хозяйственного блока. Наконец, не исключена и роль "внутрицеховых" претензий партийного аппарата на больший вес в хозяйственной жизни.

Результаты деятельности восстановленных отраслевых отделов и контроля партийных организаций за администрацией оказались весьма низкими. Именно так оценила их деятельность XVIII партийная конференция, в решениях которой было сказано немало жестких слов по этому поводу [10]. С целью дальнейшего расширения роли партии в хозяйственной жизни теперь, в частности, предполагалось иметь не одного, а несколько секретарей партийных комитетов в городах, областях, краях и ЦК союзных республик. Решения XVIII конференции были направлены на радикальное повышение роли партийных комитетов и первичных партийных организаций в хозяйственной жизни. Отсюда можно сделать вывод, что попытка ослабить роль партии в руководстве экономикой при сохранении командной системы оказалась неудачной и не оправдала себя.

При рассмотрении роли партийных органов в экономике конца 1930-х обращает на себя внимание очень важное обстоятельство. В ЦК партии отраслевые органы так и не были восстановлены вплоть до начала войны. Чем объяснить эту кажущуюся непоследовательность? Видимо, тем, что Сталин понимал огромную опасность дублирования и некомпетентного вмешательства в хозяйственную жизнь на самом верхнем уровне хозяйственного руководства. С другой стороны, уровень компетентности аппарата наркоматов был более высоким, чем в нижестоящих хозяйственных органах, а деятельность наркоматов Сталин мог контролировать и лично.

Ссылки

[1] См. Г. И. Ханин. Советский экономический рост: альтернативная оценка. - "Коммунист", 1988, No. 17; его же. Динамика экономического развития СССР. Новосибирск, 1991.

[2] А. Бек. Новое назначение. М., 1989, стр. 141-142.

[3] "Премьер известный и неизвестный. Воспоминания о А. Косыгине". М., 1997, стр. 188.

[4] См. Н. Н. Шабанова. О себе и времени, в котором жила. - "Деньги и кредит", 2000, No. 10, стр. 67-69.

[5] См. М. И. Хлусов. Развитие советской индустрии. 1946-1958 гг. М., 1977, стр. 23, 52-62.

[6] Н. К.Байбаков. Сорок лет в правительстве. М., 1993, стр. 17.

[7] См. В. С. Емельянов. О времени, товарищах и себе. М., 1974, стр. 358.

[8] И. В. Парамонов. Пути пройденные. М., 1966, стр. 208.

[9] "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумах ЦК". Т. 7, стр. 145.

[10] Там же, стр. 195-196.

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте работает форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

Заходите - вас будут рады видеть!

*   *   *   *   *   *   *

Программа "Диссер" - дополнение для Microsoft Word, предназначенное для создания и работы со списками литературы. В диссертациях, научных статьях, рефератах требуется приводить список использованной литературы, вставляя в текст диссертации ссылки на его позиции. При большом размере списка отслеживать соответствия порядковых номеров публикаций в списке и чисел в ссылках в тексте диссертации становится крайне сложно, особенно при изменении порядка следования ссылок в списке. Эта программа добавляет в Word новую функцию - создание и редактирование списка литературы, позволяя исправлять численные ссылки в тексте одним нажатием кнопки. "Диссер" можно загрузить с сайта http://kankowski.narod.ru.

Удачи вам и счастья!


В избранное