Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 322


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

В 322-м выпуске рассылки "Эконометрика" от 26 марта 2007 года познакомьтесь с нашей статьей "Организационные структуры и механизмы управления". Обратите внимание на рассказ о применении методов социометрики для решения задач управления научно-исследовательскими молодежными коллективами.

Продолжаем публиковать работу М.А. Горбунова "Оценка в условиях текущей войны".

России надо перейти к плановой экономике, заявил Борис Грызлов. Давно пора!

Все вышедшие выпуски Вы можете посмотреть в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Организационные структуры и механизмы управления

А.И.Орлов

Среди основных функций управления (по Анри Файолю) выделено создание организационных структур. Обсудим эту функцию менеджмента. Сначала рассмотрим многообразие мира организаций.

1. Виды организаций

Выделяют два вида организационных процессов - функционирование и развитие. Функционирование обеспечивает сохранение организации на основе обмена со средой ресурсами, энергией, информацией. Развитие создает условия: преобразования организации в соответствии с требованиями среды; восстановления нарушенного равновесия; перехода к новому качественному состоянию.

Организация - это структурированная общность людей (участников организации), имеющая общие цели и общее руководство. Ключевые слова здесь - структура, цели, руководство. Примерами являются промышленные предприятия, организации сферы услуг, государственные и муниципальные структуры управления, общественные организации, объединения и партии, спортивные общества, семьи, дружеские компании, неформальные творческие коллективы и т.д. Важно управлять и самим собой.

В литературе встречаются различные по форме (но не по содержанию!) определения рассматриваемых понятий. Например: "Организация - это систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующих достижение определенных целей" [1]. Сопоставление формулировок различных авторов представляется неплодотворным.

В соответствии с отношением к своим участникам организации делятся на первичные и вторичные. Первичная организация является внешней данностью. Она обладает собственными целями, которые навязываются людям, имеет абсолютный постоянный приоритет над участниками и наделяет их ресурсами. Примером является типовое государственное учреждение.

Вторичная организация создается самими участниками. Она служит их целям. Участники наделяют ее ресурсами. Среди вторичных организаций выделяют корпоративные и ассоциативные. Корпоративная получает временный приоритет над участниками для решения текущих проблем. Примером служит акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью. Ассоциативная не обладает приоритетом над участниками, отношения являются партнерскими. Примерами являются клуб, коллектив ученых вокруг научного семинара, дружеская компания.

Выделяют механические и органические организации. Сравнение с точки зрения особенностей функционирования и структуры проведено в табл.1.

Таблица 1.

Сравнение механических и органических организаций

Признаки

Механическая организация

Органическая организация

Структура и границы

Неизменные

Гибкие и меняющиеся

Связи между элементами

Жесткие "вертикальные"

Как "вертикальные", так и "горизонтальные"

Самостоятельность элементов

Ограниченная

Высокая

Специализация

Узкая

Широкая

Иерархичность

Сильная

Слабая

Сферы деятельности

Традиционные

Связанные с инновациями

Размеры

Крупные и средние

Средние и мелкие

Деление организаций на официальные и неофициальные (табл.2) связано с их правовым положением. Отметим, что официальную организацию можно рассматривать как набор должностей, связанных между собой производственными отношениями. Для неофициальных организаций важны личности, а не должности. К таким организациям относятся, например, дружеская компания, совокупность пользователей Интернета или организованная преступная группа. Неофициальная организация может быть весьма разветвленной и могущественной, скажем, мафия.

Таблица 2.

Виды организаций (в соответствии со статусом)

Признаки

Официальная организация

Неофициальная организация

Особенности возникновения

Согласно правовому акту

Правовая незакрепленность

Субъекты

Должности

Личности

Характер связей

Предписанный (между должностями)

Свободный (между личностями)

Основы регулирования

Правовые нормы

Традиции, обычаи

Причины создания

Достижение официально объявленных целей в соответствии с потребностями организации

Удовлетворение личных потребностей участников в поддержке, общении, информации

2. Организация как совокупность структур

Выделяют организационные, управленческие, социальные, коммуникационные, технологические структуры. Их описания приведены в табл.3.

Таблица 3.

Виды структур

Организационная

Совокупность подразделений

Управленческая

Совокупность органов управления

Социальная

Совокупность работников, объединенных с учетом пола, возраста, профессии, образования, взаимных симпатий и антипатий

Коммуникационная

Совокупность каналов, по которым осуществляется взаимодействие членов организации, обмен информацией

Технологическая

Совокупность оборудования, материальных и энергетических потоков.

Функциональная структура организации основана на объединении видов деятельности по родственным группам (функциям). Элементами функциональной структуры являются:

А) производственные подразделения - основные, вспомогательные, обслуживающие, экспериментальные;

Б) управленческие подразделения - административные, информационные, сервисные, а также научно-исследовательские и совещательные (например, Совет главных специалистов предприятия);

В) социальные подразделения - столовая, клуб, база отдыха, поликлиника.

Под подразделением понимается официально созданная группа работников, выполняющая действия по достижении поставленной частной цели. На практике используют различные принципы выделения подразделений фирмы (предприятия):

- количественный (исходя из числа людей, необходимого для осуществления данной деятельности);

- временной (исходя из числа людей, необходимого для выполнения работ за определенный период времени);

- технологический (исходя из числа людей, необходимого для обслуживания технологического процесса);

- профессиональный (исходя из числа людей одной профессии, необходимого для выполнения данной работы).

Примерами подразделений являются бригады в артели грузчиков, вахты внутри экипажа судна, цеха промышленного предприятия, кафедры высшего учебного заведения.

Структуру управления, основанную на выделении достаточно самостоятельных подразделений, называют дивизиональной. Название происходит от division (англ.) - деление, разделение; отдел, отделение, раздел, часть; дивизия. Используются следующие принципы создания подразделений в рамках дивизиональной структуры (принципы обособления):

А) рыночный (удовлетворение потребностей в продукции и услугах определенной группы клиентов);

Б) территориальный (удовлетворение потребностей в продукции и услугах клиентов на определенной территории);

В) продуктовый (удовлетворение потребностей клиентов в продукции и услугах данного вида);

Г) инновационный (освоение и производство принципиально новой продукции и услуг).

Типы связей между предприятиями, входящими в дивизиональную организационную структуру, могут быть различными. В акционерном холдинге, когда материнская фирма владеет контрольными пакетами акций остальных фирм, связи являются финансовыми. В акционерном обществе с дочерними компаниями к финансовым связям добавляются технологические, а в непосредственно в акционерном обществе - еще и административные.

Адаптивными организационными структурами называют структуры, которые быстро приспосабливаются к требованиям внешней и внутренней среды. Среди них обычно выделяют проектные, матричные, программно-целевые, фрагментарные.

Проект - группа видов деятельности, направленных на решение разовой задачи. Достоинства проектных структур - высокая целевая ориентация, специализация, концентрация необходимых ресурсов. Их недостатки - связанность ресурсов до завершения работ, трудность нахождения применения высвобожденным ресурсам вследствие их уникальности.

Матричная организационная структура - это совокупность временных рабочих групп (проектов) в рамках организации или подразделения. Ее достоинства - позволяет быстро маневрировать ресурсами; обеспечивает высокую целевую ориентацию работ. Недостатки - трудна в формировании и управлении; непригодна для работы в критических ситуациях.

Программно-целевая организационная структура - совокупность подразделений, связанных с выполнением целевых комплексных программ (ЦКП). Если работа в данный момент времени ведется только по одной конкретной программе, то программно-целевая организационная структура - разновидность проектной структуры. Если работа по программе является дополнением к основной деятельности - то разновидность матричной структуры.

Фрагментарная организационная структура - совокупность автономных и полуавтономных подразделений (бригад, комитетов, комиссий, творческих групп), работающих самостоятельно над несвязанными друг с другом проблемами инновационного характера. Пример - выполнение фундаментальных научно-исследовательских работ в рамках академического НИИ.

3. Функционирование управленческих структур

Управленческая структура - упорядоченная совокупность субъектов управления (подразделений, должностей) и связей между субъектами управления.

На управленческую структуру влияют различные факторы. Прежде всего - масштабы и организационная структура организации. Большое значение имеют характер деятельности организации и территориальное размещение подразделений, особенности специализации производства и используемые технологии. Весьма существенны сложившиеся затраты на управление, наличие людей, имеющих необходимую квалификацию и навыки, сложившиеся неформальные связи.

Уровень руководства - это место менеджера в иерархической системе управления. На высшем уровне руководства находятся первые лица - руководители организации (top-managers - топ-менеджеры). Это - верхушка иерархии. У них нет непосредственных начальников, зато есть подчиненные-управленцы (т.е. руководители, менеджеры). Примерами являются директор завода и главный инженер.

К нижнему уровню руководства относятся линейные менеджеры, руководящие непосредственными исполнителями. У линейных менеджеров есть непосредственные начальники, но среди их подчиненных менеджеров нет. Примеры - бригадир и мастер на одном из участков завода.

Менеджеры среднего уровня руководства подчиняются менеджерам более высокого уровня управленческой иерархии и сами имеют в подчинении менеджеров. Начальник участка и начальник цеха, в который входят несколько участков - руководители среднего звена.

Норма управляемости (диапазон контроля) - число работников, которыми может эффективно управлять руководитель. На высшем уровне руководства - это 3-5 человек. На среднем - 10-12 человек. На низшем - до 25-30 человек. Норма управляемости определяется содержанием работ и уровнем управления. Она влияет на число нижестоящих подразделений и число дальнейших уровней управления.

Так, узкой специализации работ в организации соответствует низкая норма управляемости. Соответственно организация имеет "высокую" организационную структуру, управленческая иерархия имеет много уровней (руководитель организации - руководитель управления - руководитель отдела - исполнитель).

Широкой специализации работ в организации соответствует высокая норма управляемости и соответственно "плоская" организационная структура (руководитель организации - специалисты и исполнители).

Пример функциональной структуры управления предприятия (в сокращении). Руководителю предприятия подчиняются заместитель по производству, заместитель по финансам и экономике, заместитель по планированию. Заместителю по производству подчиняются цех 1, цех 2, цех 3, цех 4. Заместителю по финансам и экономике подчиняются бухгалтерия и отдел труда и зарплаты. Заместитель по планированию подчиняются плановый отдел и отдел нормирования.

На практике используются различные разновидности функциональной структуры управления предприятием. В безцеховой структуре непосредственным руководителем начальника участка является директор. В цеховой - директору подчиняется начальник цеха, а ему - начальники участков. В корпусной структуре появляется новый уровень руководства, и иерархия управления выглядит так: директор - начальник корпуса (группы цехов) - начальник цеха - начальник участка.

При использовании программно-целевой управленческой структуры в подразделениях фирмы ведется деятельность по реализации ЦКП, которую координирует руководитель целевой комплексной программы (ЦКП).

В матричной структуре управления руководитель подразделения осуществляет следующие функции: административную; обеспечения ресурсами; организационного контроля. А руководитель проекта осуществляет иные функции: методологического обеспечения, координации, текущего и итогового контроля.

Функциональная структура управления имеет ряд преимуществ:

- сосредоточение важнейших решений на высшем уровне;

- стратегическая направленность работы и возможность проведения единой политики во всех сферах деятельности;

- четкость, рациональность, отсутствие дублирования функций;

- экономичность процесса управления.

Однако есть и недостатки:

- слабая координация работ подразделений;

- слабая чувствительность к научно-техническому прогрессу;

- негибкость.

Функциональная структура наиболее пригодна для управления крупными предприятиями, стабильно выпускающими однородную продукцию.

Структура управления крупной современной фирмой с отделениями может выглядеть так. Центром является офис главного руководителя - база работы Правления и Совета директоров. Цент обслуживает штаб квартира, в которой сосредоточены функциональные службы фирмы. Региональные отделения (суперотделения) имеют свою структуру. Они состоят из групп отделений. Каждое отделение это группа взаимосвязанных предприятий, сбытовых организаций, исследовательских центров, обособленных территориально. Наконец, структурными единицами отделений, т.е. суботделениями, являются предприятия. Управленческие структуры предприятий уже рассматривались.

4. Управленческая ответственность

Управленческая ответственность - это необходимость давать отчет за решения и действия менеджера, а также и за их последствия. Выделяют общую управленческую ответственность, которую несет руководитель за создание необходимых условий работы, и функциональную ответственность исполнителя за конкретный результат.

Как соотносятся полномочия и ответственность? Если полномочия превосходят ответственность, велика опасность административного произвола. Ситуация "полномочия меньше ответственности" влечет паралич управленческой деятельности. Если полномочия соответствуют ответственности, то работа идет нормально.

Почему необходимо распределение управленческих полномочий? Рост масштабов производства приводит к невозможности управлять в одиночку. Руководителю организации приходится идти на расщепление управленческих полномочий. Это означает распределение полномочий среди подчиненных сверху вниз.

Количественными характеристиками имеющихся у менеджера управленческих полномочий являются объемы ресурсов, которыми он может распоряжаться без согласования с вышестоящей инстанцией, и число лиц, прямо или косвенно обязанных следовать принятым им решениям.

Рассмотрим факторы, определяющие масштабы полномочий на том или ином уровне управления.

Масштабы полномочий, сосредоточенных у одного субъекта, зависят прежде всего от сложности, важности, разнообразия решаемых проблем, динамика бизнеса и размеров организации. Необходимо учитывать необходимость обеспечения единства действий, издержки, связанные с принятием решений, и надежность систем коммуникаций. Важны способности руководителей и исполнителей, морально-психологический климат в коллективе.

Перечислим условия эффективного распределения полномочий:

- достаточность для решения поставленных задач;

- сбалансированность с полномочиями субъектов, с которыми приходится взаимодействовать;

- четкость линий полномочий: каждый сотрудник должен знать,

от кого он получает полномочия

и кому их передает,

перед кем он отвечает

и кто перед ним.

Централизация полномочий означает преимущественное сосредоточение полномочий на высших уровнях управления. При этом обеспечивается стратегическая направленность управления. Принятие решений концентрируется в руках тех, кто хорошо знает общую ситуацию. Устраняются дублирование управленческих функций. Однако есть и недостатки. Централизация полномочий требует больших затрат времени на передачу информации по иерархической лестнице. При этом информация может быть искажена. Решения принимают лица, плохо знающими конкретную ситуацию. Излишняя централизация сковывает процесс управления, делает его негибким.

Децентрализация управления - это преимущественное сосредоточение полномочий на нижних уровнях управления. Она обеспечивает гибкость и маневренность управления, снимает перегрузку центра второстепенными проблемами, сокращает информационные потоки, позволяет принимать решения лицам, хорошо знающим конкретную ситуацию. Но при этом придает решениям тактический (а не стратегический) характер, затрудняет координацию управленческой деятельности, может привести к игнорированию интересов организации в целом, к сепаратизму и разрушению организации.

Одна из основных задач руководства организации - найти "золотую середину" между централизацией и децентрализацией.

5. Различные схемы управления

Функциональная схема управления основана на том, что руководитель руководит главными специалистами (по производству, финансам, маркетингу, персоналу), каждый из главных специалистов руководит каждым из руководителей подразделений, а те - своими исполнителями. Достоинством этой схемы является высокое качество решений. Недостатками является возможная нескоординированность решений главных специалистов, их борьба за приоритет, что приводит к высокой конфликтности. В итоге возможна общая неэффективность.

В линейно-штабной схеме управления у каждого руководителя есть свой штаб, который участвует в выработке решений. Руководители разного уровня общаются между собой, пользуясь информацией своих штабов. Руководители подразделений руководят исполнителями. Достоинством является освобождение руководителей от анализа проблем и подготовки проектов решений. К недостаткам относится сохранение перегрузки руководителей текущими делами. Менеджеры высоких уровней управления оторваны от практики и не участвуют в реализации своих решений. Агрессивная защита своих позиций приводит к конфликтам.

На практике используют два основных способа распределения полномочий: разделенные полномочия (руководитель передает полномочия подчиненному, оставляя за собой общий контроль), поглощенные полномочия (руководитель, передавая полномочия, одновременно полностью сохраняет их за собой).

Рассмотрим несколько конкретных схем управления.

Простая линейная схема управления (распределения полномочий): руководитель непосредственно командует исполнителями. Возможно лишь для весьма малой организации.

"Анархическая" схема управления - несколько руководителей, общаясь между собой, на равных правах командуют исполнителями.

Сложная линейная схема управления - вышестоящий руководитель командует нижестоящими, на нижнем уровне управления - исполнители.

Сопоставим достоинства и недостатки управления на основе линейных схем. К достоинствам относится четкая выраженность линий полномочий и ответственности, а также оперативность реакции. Однако в линейных схемах управления не предусмотрено участие "штабных" специалистов, что приводит к перегрузке руководителей второстепенными вопросами.

Разработка схемы управления организацией и на ее основе управленческой структуры - одна из основных функций менеджера.

6. Социометрическое исследование - инструмент менеджера

В любой фирме, на любом предприятии в дополнение к официальным организационным структурам создаются неформальные, основанные на отношениях между людьми. Менеджеру необходимо учитывать с своей работе неформальные связи. Выявить их можно с помощью социометрии [2,3].

Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентаций участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Неформальная структура группы зависит от формальной структуры в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние.

Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требования экспериментатора раскрыть свои симпатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Поэтому для проведения социометрического исследования целесообразно привлекать постороннюю специализированную организацию

Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы отвечает на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий, доверия и т.д.

При этом социометрическая процедура может проводиться в двух формах. Первый вариант - непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения выборов испытуемого. Второй вариант - параметрическая процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбрать строго фиксированное число из всех членов группы. Социометрическая карточка или социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям. Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования. Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки.

Вначале следует построить простейшую социоматрицу взаимных выборов. Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям. Основное достоинство социоматрицы - возможность представить выборы в числовом виде. Проведение опроса и представление первичной информации является предварительным этапом для дальнейшего анализа социометрических данных.

Рассмотрим применение социометрической технологии на примере изучения неформальных соотношений в студенческой группе. Прикладная значимость работы определялась тем, что из студентов этой группы были сформированы две подрядные бригады, выполнявшие задания Института высоких статистических технологий и эконометрики по изучению динамики потребительских цен [4].

Респондентам были заданы вопросы (они предлагались в устной форме, без ограничения числа выборов):

1. У кого вы берете конспекты лекций?

2. С кем вы сидите на семинаре?

3. С кем вы советуетесь при выполнении контрольных работ, курсовых работ и т.п.?

4. С кем вы часто разговариваете по телефону?

5. У кого вы узнаете об учебной информации: об изменениях в расписании, о собрании группы и т.п.?

6. С кем вы больше всего общаетесь: а) во время занятий; б) вне института;

7. С кем вы обычно ходите обедать?

8. Если вы что-то не поняли на семинаре, то у кого просите объяснение?

9. Если бы вся ваша группа была членами одной фирмы, и перед вами встала задача выбрать руководителя, то кого бы вы предложили на эту должность?

10. Если бы у всех ваших одногруппников были свои фирмы, а у вас нет, то к кому из них вы пошли бы работать?

11. Если бы вы все были членами одной фирмы, как вы думаете, кого группа выбрала бы президентом?

12. У кого из вашей группы есть, по вашему мнению, талант руководителя (организатора)?

13. После окончания института, при устройстве на работу вы узнаете, что там уже работает ваш одногруппник. Кого вы хотели бы увидеть?

13-1) проранжируйте всех своих одногруппников от 1 до 22 (от самого привлекательного до самого антипатичного);

13-2) напротив каждой фамилии укажите одну из букв а, б, в,г, д:

а) очень хотел бы увидеть; б) скорее "да", чем "нет"; в) трудно сказать; г) скорее "нет", чем "да"; д) не хотел бы увидеть.

Социометрические вопросы были разбиты на три группы: первая группа (условное название "информационная"): сюда входят 1, 3, 5, 8 вопросы; вторая группа ("неформальная"): 2, 4, 6а, 6б, 7 вопросы; третья группа ("трудовая"): 13 вопрос.

Социометрический опрос позволяет выявить неформальных лидеров в коллективе. Именно с ними менеджеру следует работать в первую очередь, проводя то или иное изменение (см. главу 2.2). С точки зрения социометрии неформальный лидер - это человек, которого выбирает большинство респондентов.

На основании полученных для конкретной студенческой группы результатов можно сделать следующие выводы:

1. В исследуемой группе есть два крупных четко выраженных кластера (подгруппы) и ряд мелких.

2. Первая бригада построена по принципу взаимной заинтересованности в совместной работе. Вторая бригада построена по принципу антипатии к руководителю первой бригады и внутри группы - кто с кем хотел бы работать.

3. В группе два социометрического лидера. Оба в первой бригаде. Одна из них - староста группы (т.е. формальный лидер).

4. Руководители бригад не являются социометрическими лидерами.

5. Если заменить формального лидера (условный номер 18 в списке респондентов) на одного из неформальных (условные номера 4 и 9), то получим следующие результаты. При замене 18 на 4 состав бригады не изменится, принцип объединения в группу остается прежним, количество прямых связей увеличивается (следовательно, такая замена была бы возможной с целью улучшения работы бригады). Если же заменить 18 на 9, то состав бригады изменится.

Дальнейшее развитие событий подтвердило результаты, полученные с помощью социометрического опроса. Через некоторое время коллектив первой бригады потребовал смены бригадира, новым стал социометрический лидер 4. Бригада продолжала работать в прежнем составе. При создании второй бригады в ней объединились студенты, стоявшие в оппозиции к основной части группы. Это диссидентство (инакомыслие) в дальнейшем породило трудности в управлении бригадой. Социометрический опрос принес вполне ощутимую пользу менеджерам Института высоких статистических технологий и эконометрики.

Дополнительная информация по рассматриваемым вопросам содержится в [5-8].

Литература

1. Орлов А.И., Федосеев В.Н. Менеджмент в техносфере: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 384 с.

2. Морено Дж. Социометрия. - М.: Изд. иностр. лит., 1958.

3. Максименко В.С., Паниотто В.И. Зачем социологу математика. - Киев: Радяньска школа, 1988.

4. Орлов А.И. Эконометрика. - М.: Экзамен, 2003. - 576 с.

5. Менеджмент / Под ред. Ж.В.Прокофьевой. - М.: Знание, 2002. - 288 с.

6. Мухин Ю.И. Наука управлять людьми: изложение для каждого. - М.: Фолиум, 1995. - 368с.

7. Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона: Сборник: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1989. - 448 с.

8. Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. - Воронеж: ВГАСА+ВВШП, 1995. - 195 с.

Публикация: Орлов А.И. Организационные структуры и механизмы управления. - Журнал "Бизнес-команда и ее лидер". 2005. No.10. С.17-26.

*   *   *   *   *   *   *

"Оценка в условиях текущей войны"

Горбунов Михаил Андреевич
Москва, 2005

Продолжение (начало в выпусках Рассылки No.318 от 26 февраля, No.319 от 5 марта, No.320 от 12 марта и No.321 от 19 марта 2007 г.)

(Редакция не всегда разделяет взгляды и воззрения авторов статей, публикуемых в рассылке.)

3.3. Система знаний наших предков

Сейчас, русский, я вкратце опишу систему знаний твоих предков, поскольку она будет нам необходима для понимания войны, о которой я рассказываю, она так же будет необходима для понимания следующей главы диплома.

Весь мир делится на четыре части, по сторонам света, к одной из четырех четвертей относится все в проявленной Вселенной, включая человека. Каким бы невероятным на первый взгляд ни показался этот принцип, он действительно выполняется для всего органического и неорганического мира; во многом благодаря этому знанию твоим предкам, русский, удалось разгадать такое множество загадок, над которыми сегодня все еще ломает головы научное сообщество.

Четыре атрибута русского война

(Рисунок исключен)

Четыре природных врага

(Рисунок исключен)

Четыре основных техники на пути русского воина, связанные с четырьмя направлениями

(Рисунок исключен)

Русский, причина, по которой я все это детально не расписываю со значениями и комментариями, с приведением методик и техник, в том, что все это уведет от основной темы - войны, и получится громоздко. Ниже я приведу с десяток схем, без объяснений, которые ты так или иначе видел или встречал где-нибудь. Они все описывают знания твоих предков. Этими схемами я хочу сказать, что знания всеобъемлющи, начиная от причин рождения и смерти, заканчивая предназначением человека и устройством вселенной. Просто одно перечисление этих знаний может занять несколько толстых томов.

Круг бытия

(Рисунок исключен)

Раскрытие потенциала

(Рисунок исключен)

Жизнь непроявляющаяся

(Рисунок исключен)

Жизнь проявляющаяся

(Рисунок исключен)

Причина и следствие

(Рисунок исключен)

Дифференцированное сознание

(Рисунок исключен)

Взаимоотношения между внутренне присущим осознанием 1-го типа и развивающимся осознанием 2-го типа

(Рисунок исключен)

Действие включенности

(Рисунок исключен)

Сфера бытия

(Рисунок исключен)

Основное строение человека и Вселенной

(Рисунок исключен)

Проявление 3-й уровень ("росчерк меча архангела Михаила")

(Рисунок исключен)

Пустота и три троицы

(Рисунок исключен)

Дерево Жизни
(Линии, которые соединяют измерения (миры), символизируют существующие между измерениями электромагнитные взаимодействия.)

(Рисунок исключен)

Четырехмерное предназначение Невыразимого

(Рисунок исключен)

Русский, я специально накидал все в кучу, чтобы ты мог хотя бы вкратце представить, что твои русские предки лохами не были. Они знали такие тайны вселенной, до которых всему современному научному сообществу очень и очень далеко. Все эти знания они использовали очень разумно и в согласии с окружающим миром. Они не допускали использования этих знаний для манипулирования окружающими людьми и не допускали нарушения вселенской гармонии.

Все силы вселенной, по сути, нейтральны, только намерение людей их использующих окрашивает их либо в добро, либо во зло. Необходимо отметить еще один важный факт: благодаря особенности традиции Людей Знания, описанные знания никогда не были и не могут быть потеряны. Это всегда было одной из сильных сторон русских, поскольку накопленные знания являлись основным средством, с помощью которого они могли обретать свою силу. Однако, как мы уже видели, для Древних Видящих это обернулось слабостью, так как именно эта часть традиции искушала их вернуться к отвратительным принципам магов-атлантов. В своей самонадеянности и тщеславии Древние Видящие стремились к такой форме силы, которая давала им власть над людьми, и, хотя в определенном смысле преувеличением было бы назвать Древних Видящих олицетворениями зла, они достаточно близко подошли к этому.

Запомни, русский, удерживать человека в физических оковах означает рабство; содержать его в психической зависимости означает заниматься самой поганой черной магией.

Именно это послужило причиной пришествия Христа на землю. Именно по причине неразборчивых в средствах действий и вредоносных стремлений этих Древних Видящих на Землю ступила Великая Сущность, воплотившись в Иисуса Христа. Ты много раз слышал, русский, про Христа Спасителя, храм вот в Москве ему построили, а почему спаситель? От чего спаситель? Знай, спаситель именно от поганых намерений тех людей, которые используют великое знание для получения власти над другими людьми, поскольку эта власть всегда основана на психической зависимости и рабстве.

Христос воплотился не с какими-то неясными религиозно- мистически- философскими целями. Он принес с собой способы, техники и методики, позволявшие физически уничтожать Древних Видящих стремящихся к способам овладения волей и через психическое воздействие добиваться власти. Он обладал Великой Силой позволившей основать Христианскую Церковь, передать ей техники и методики для борьбы со злом. Поскольку любое использование психического оружия ведет к нарушению равновесия сил Земли. Своим пришествием он сберег не только людей, но Землю, на которой мы сейчас живем, от участи Атлантиды.

Русский, ты должен знать, что на всех первых христианских иконах, святые и патриархи церкви были изображены с мечами, а не с посохами, причины по которым пришлось их перерисовать, я расскажу тебе ниже.

Что касается твоих предков, русский, они стали естественными носителями христианского учения, поскольку оно прекрасно гармонировало с теми знаниями, которыми они обладали. Именно на территории тогдашней Русской Ордынской Империи и обосновалась Христианская Церковь, являвшаяся защитой по сути всего континента от различных вредоносных устремлений. На территории Русской Империи была образована Инквизиция, цель которой как раз и состояла в физическом уничтожении людей использующих силы природы для достижения власти над другими людьми.

Если кратко обобщить, Христос принес на Землю Оружие и Силу с помощью которых твои предки смогли предотвратить очередной всплеск черной магии и погружение Земли в хаос подобный уничтожению Атлантиды. С помощью этого оружия и силы, Христианская Церковь устроила великое гонение язычников, по сути, уничтожив их по всему континенту.

Однако возникла проблема, русский. Проблема неочевидная, но как показали последующие события, очень серьезная. Настолько серьезная, что мы до сих пор пожинаем ее плоды.

Очистив Землю от неразборчивых в средствах людей, готовых отдавать свои физические тела различным существам, в обмен на силу и могущество. Твои предки встали перед проблемой отсутствия цели. С одной стороны они обладали Великим Знанием, Силой и Мощью, с другой стороны у них не было цели, куда это все можно применить. И в результате они сами стали целью для более мелких бесов, все так же стремящихся к власти ради своих вредоносных целей. Целью буквальной, поскольку использование в ритуале человеческого жертвоприношения, человека обладающего христианской силой сродни тому, как в радиоприемнике используется батарейка.

Самая фатальная ошибка наступила по совокупности обстоятельств. В западных землях Ордынской Империи возникла эпидемия неизвестной заразной болезни, которая выкашивала целые города и земли. Правителями Империи было принято решение уничтожить, зачистить целые населенные области, ради спасения всего государства. Но эту работу надо было кому-то сделать. В результате нашлись те, кто подписался под эту грязную работу в обмен на часть знаний, которыми обладали русские. Знания эти составляли часть боевых техник относящихся к Северу русского учения (Не-делание и Сталкинг). Они были необходимы непосредственно для выполнения карательной миссии. Выход этой карательной экспедиции из Ордынской Империи отражен в Библии как "исход евреев из Египта", как раз они и подписались под эту работу. Однако Правителями Империи была осознана ошибочность такого решения и вдогонку была выслана часть русской армии, чтобы остановить карательную экспедицию, что отражено в Библии как "выход армии фараона" вдогонку.

Чтобы лучше осознать сказанное, тебе стоит помнить, русский, что в те времена не надо было десятилетиями сидеть за партой, чтобы усвоить какие то знания. Информация могла транслироваться прямо в мозг "слушателя", поэтому и понятие "передать знание" в те времена носило совершенно иной смысл, и представляло собой вполне конкретный способ передачи информации.

3.4. Евреи

Теперь собственно о евреях. Русский, дальше рассказ пойдет о тех людях, которых ты знаешь как евреев. Все что с ними связано, основано это большом нагромождении лжи. В мою задачу не входит сражаться со всей лживой информацией, поэтому я просто буду использовать те слова, которые ты знаешь - еврей и иудаизм. Если отметить вкратце: нынешние евреи к евреям библейским отношения не имеют никакого, у нынешних все краденое, название народа, название нынешнего государства, и то Знание, с помощью которого они на сегодняшний день добились власти тоже краденое. Нынешние евреи это восточные хазары, Хазарский Каганат существовал как полугосударственное образование до семнадцатого века, после чего бесследно распался. Основной религией Хазарского Каганата был иудаизм.

Вернемся к описываемым событиям. Началось все с того, что в те времена маленькое племя иудеев, отвергнутое израильтянами за их человеконенавистничество и пристрастие к человеческим жертвоприношениям, провозгласило расовую доктрину, влияние которой на судьбы человечества оказалось губительнее взрывчатых веществ и эпидемий. Еврейским законом была объявлена теория господствующей расы. И так бы вся эта суета канула бесследно в истории, если бы им не удалось завладеть средствами для достижения своих поганых целей, поставленных в духе Древних Видящих.

С помощью использования боевых техник Севера евреи, по сути, получили доступ в круг силы, и с их помощью начали стремиться к большим знаниям, позволявшим накапливать силу и добиваться власти над другими людьми, используя знания как оружие против всего человечества. От применения оружия против них решено было отказаться, по двум причинам, во-первых, из-за его разрушительных последствий в первую очередь для Земли, помня об Атлантиде. Вторая причина ни к евреям ни к их злым помыслам отношения не имела и была связана с определенной ступенью развития всего человечества. Русские понимали взаимосвязь всего живого в этой вселенной, путей развития и эволюции человечества. Дело было не в оружии. Хранители Расы, те могущественные и чудесные сущности, которые окружают Дух Атля, приняли важнейшее решение отступить в тень и позволить человечеству расти самостоятельно. Тоже было рекомендовано сделать Русским Людям Знания. Причина заключалась в том, что всему человечеству целиком необходимо было вырасти, как вырастает ребенок, проходя в своем развитии весьма разрушительные периоды. Это было как раз то решение, когда из двух зол пришлось выбирать меньшее. И русские приняли решение физически выйти из ситуации, обрубив доступ к Знанию. Таким образом, сделав невозможным, дотянутся до самого разрушительного в мире оружия, людям со злыми человеконенавистническими помыслами. Часть населения Русской Ордынской Империи, являющаяся основными носителями Знаний, ушла. Куда ушла и где они сейчас, русский, ты возможно со временем узнаешь. Те же Люди Знания, которые остались, начали осуществлять боевое прикрытие Учения. Возможно, ты слышал о церковном расколе, организованном патриархом Никоном, в результате которого уничтожались и правились древние исторические документы и богослужебные книги. Именно тогда было специально искажено Православие, путем удаления из него Знаний об Единой Истине и введением всякого мусора вроде "тебя по одной щеке ударили, так надо другую подставить", Именно тогда были перерисованы мечи на иконах, вместо них появились посохи и свитки. Патриарх Никон был Великим войном и видящим. Он своими действиями сделал "неинтересным" Православное учение, неинтересным для всяких тварей с гнусными помыслами. Это было подобно тому, как из люстры убрали лампочку, осталась одна люстра, которая сама по себе светить не могла. По этой же причине лишившись света Знания твой народ, русский, начал приходить в упадок и ничтожество, это было неизбежное следствие вынужденного решения, по-другому было бы еще хуже. Русский народ заплатил за него многими поколениями и многими миллионами жертв своего народа. Тот упадок, в котором мы пребываем последние триста лет, является следствием отсутствие Знания о Единой Истине и подобен слепоте без света.

Вернемся к евреям. Иудаизм уже в те времена был отсталым явлением, ибо люди уже тогда скептически относились ко всяким идолам и племенным богам, обладая идеей единого общего Бога, Бога справедливости и любви. Как ты понял, русский, идея Единого Бога была известна задолго до появления на земле иудейского племени, а иудаизм, по сути, является отрицателем этой идеи. "Кто равен тебе среди богов?" (Исход) спрашивают евреи у своего племенного бога.

Теперь, русский, давай обратимся к еврейскому первоисточнику, который покажет нам цели, ради которых евреи стремились завладеть могущественным знанием русских и их оружием, подписавшись под грязную работу по зачистке зараженных территорий Русской Ордынской Империи.

Цели:

Тора

"И сказал мне Господь, говоря... В сей день я стану вселять ужас перед тобой и страх пред тобой во все народы под небом, что услышат о тебе, и будут дрожать, и будут в страхе пред тобой... И господь повелел мне в то время учить вас законам и предписаниям, чтобы вы могли исполнять их в стране, куда пойдете, чтобы владеть ею... И потому что любил Он твоих отцов, потому избрал Он их семя после них... чтобы изгнать народы пред тобой которые больше и сильнее тебя, чтобы вошел ты, чтобы отдать тебе их земли в наследие... И когда Господь, Бог твой предаст их тебе, ты побьешь их, и полностью уничтожишь; и не заключишь с ними договора, не окажешь милости; ни заключишь браков с ними... и разрушишь их алтари, и разобьешь их кумиров... Ибо ты святой народ под Господом, Богом твоим; и Господь, Бог твой избрал тебя быть особым народом под Ним, над всеми народами, что на лице земли... И ты пожрешь все народы, которых Господь, Бог твой предаст их тебе; глаз твой не будет иметь к ним жалости... Но Господь, Бог твой предаст их тебе, и истребит их мощным разрушением, пока не будут они истреблены... И предаст царей их в руки твои, и ты истребишь имя их из поднебесной: не устоит никто против тебя, доколе не искоренишь их... Всякое место, куда ступит нога твоя, будет твоим... даже до самых дальних морей будут твои берега... А из городов сих народов, которые Господь, Бог твой даст тебе в наследие, не оставь в живых ничего, что дышит... И будешь давать в займы многим народам, но сам брать в займы не будешь... Истребите все места, где народы, которыми вы овладеете, служили богам своим..."

Второзаконие.

Русский, запомни, никакие боги подобное дерьмо не пишут, это пишут люди в своей безграничном чувстве собственной важности и одержимые желанием власти. Вообще никакие "священные" книги к богам никакого отношения не имеют, любые книги пишут люди, имеющие свой трефовый интерес. По всей видимости, какому то Древнему Видящему твои русские предки наваляли люлей за его поганые стремления и он решил остатки своего сознания употребить для создания вредоносной силы, способной на кривой кобыле объехать законы и того и нашего времени.

Иудаизм с его отрицанием Единого Бога, с верой в какого то племенного божка Иегову, с его законом господствующей расы остается по наши дни совершенно исключительной и единичной религией во всем мире. Иудея, породившая нынешних евреев, всегда пользовалась дурной славой. Иуда продал Израильтянам своего брата Иосифа, любимого сына Иакова, за двадцать серебряников, как много позже другой Иуда, единственный иудей следи учеников, продал Иисуса Христа за тридцать. "Что конь леченый, что вор прощеный, что жид крещеный".

Описывая иудеев наиболее рьяный из еврейских историков др. Иосиф Костейн пишет: "Они решили, что им предопределено стать особой расой,... что их образ жизни должен быть совершенно иным, чем у окружающих их народов. Требуемое различие не допускало даже мысли о слиянии их с соседями. Они хотели быть обособленными абсолютно от всех".

Процитированное Второзаконие положено в основу Торы ("Закона"), составляющей Пятикнижие, как сырой материал для талмуда, сам же Талмуд породил множество комментариев и разъяснений к комментариям, что вместе и составляет еврейский "закон". "Второй Закон" подается как пятая книга Библии, якобы вытекающая из четырех предыдущих; на самом деле это первая книга к которой пририсовали все остальное. Евреи считают себя в праве вносить любые поправки в устные законы, данные Богом Моисею, чтобы соответствовать "постоянно меняющимся условиям в духе традиционного учения" (Кастейн).

Основу Второзакония (Второго Закона) составляет религиозная нетерпимость, основу "Нового закона" составляет расовая нетерпимость, а убийство во имя религии - главное отличие. Второзаконие полностью аннулирует все нравственные заповеди, заменяя их, под маской религии, грандиозной политической идеей избранного народа, посланного в мир, чтобы уничтожать другие народы, "владеть" ими и править землей. Разрушение - основная идея Второзакония, без нее ни от "Второзакония", ни от "Моисеева Закона" не остается буквально ничего.

Эта концепция разрушения в качестве догмата веры единственна в своем роде и там где она переходит в политику, например философия самой рабовладельческой страны Америки за ней и Израиля, тоже взята из Второзакония. Это, прежде всего - полная политическая программа: концепция планеты, созданной каким-то племенным божком Иеговой, для его "избранного народа", которая завершается триумфом последнего над всеми остальными народами и их разорением. Евреям обещаны исключительно материальные блага: избиение чужестранцев, рабы, женщины, добыча, земли, империя. Для получения всего этого требуется только одно: "соблюдение законов и предписаний", которые в основном требуют уничтожения других людей. Уничтожения всеми доступными и кровожадными способами, среди этих способов человеческие жертвоприношения, это обязательный закон иудаизма по сей день.

Примером может служить Дер-Ясин - арабское поселение в Палестине, подвергшееся 9 апреля 1948 г. полному уничтожению. Отряд еврейских террористов из организации "Иргун" (начальник - будущий премьер Израиля Менахем Бегин) вырезал население (253 убитых), дома были взорваны динамитом, трупы брошены в колодцы. Жестокость убийц не отставала от ветхозаветных примеров: беременным женщинам вспарывали животы, дети всех возрастов, начиная от грудных младенцев, убивались поголовно. Все делалось с неоднократного одобрения англосаксов, с которыми евреи находятся в нежнейшей дружбе, многократно заявляя что "наш мандат на убийства - Библия" (Хаим Вейцман)

Напомню, все книги пишутся людьми, а не богами, в данном случае написаны для того, чтобы получить моральное право на достижения своих поганых целей.

Теперь, русский, то, что касается самой жуткой части еврейской религии, это человеческие жертвоприношения.

В России выяснением вопроса о ритуальных убийствах впервые было поручено министром внутренних дел графом Л.А. Петровским в 1844 г. чиновнику особых поручений, знаменитому лингвисту и составителю "Толкового словаря великорусского языка" Владимиру Ивановичу Далю, составившему после многолетних изысканий "Розыскание о убиении евреями христианских младенцев и употреблении крови их", напечатанное в немногих экземплярах для служебного пользования, явно чтобы не возбуждать народ против евреев. Даль приводит более 30 авторов на нескольких языках, занимавшихся расследованием этого вопроса в разные эпохи еврейской истории, цитирует трактат Талмуда "Санхедрин", в котором значится, что "дети христиан суть незаконнорожденные, а писание повелевает мучить и убивать незаконнорожденных", и другие тексты Талмуда, говорящие о христианах как о скотах, достойных смерти (понятно, не дали евреям до самого разрушительного знания дотянуться). После описания 79 случаев ритуальных убийств в Польше, Даль разбирает ритуальные убийства в г. Велиже, Витебской губернии, и в районе этого города в 1805, 1817 (2 случая), 1819 и 1821 гг., в Виленской губернии (1827) и в Варшаве (также в 1827 г.), в Минской губернии (1833), в Волынской губернии в том же 1833 г. и в особенности хорошо известное Велижское дело 1823 г.

Расследование В.И.Даля (на 127 стр.) впоследствии исчезло из тех немногих библиотек, где имелся его экземпляр, но было переиздано в 1913 г.в связи с нашумевшем делом Бейлиса в Киеве. На этом последнем процессе неоднократно цитировалось Саратовское дело о ритуальном убийстве 2-х мальчиков 10 и 11 лет в 1852 и 1853 гг., закончившиеся осуждением 4-х изобличенных евреев к высшей мере наказания за уголовные преступления в дореволюционной России, 20 годам каторжных работ.

В деле Бейлиса факт ритуального убийства был установлен с полной достоверностью, но суду видимо было предложено воздержаться от употребления этого термина, чтобы не возбуждать народ против евреев; обвиняемый Мендель Бейлис был оправдан судом присяжных по недостатку улик после того, как в ходе двухгодичного следствия (1911-13) были подкуплены несколько следователей и отравлены трое детей, видевших как Бейлис тащил 12-летнего Андрея Ющинского на кирпичный завод еврея Зайцева, где произошло убийство.

Русский, сейчас передо мной лежит очень интересная недавняя фотопленка, отснятая в летнем молодежном еврейском лагере "Агуда", в Севильских горах, недалеко от Нью-Йорка, на ней запечатлен процесс обучения еврейских подростков 12-14 лет жертвоприношениям. В качестве учебного пособия выступает туша свиньи. На фотопленке раввины показывают подросткам, как правильно сливать кровь, какие органы и как брать. Большой стол, накрытый покрывалом, сверху клеенка, раввины в хирургических перчатках и около 15 евреев - подростков. Все лица узнаваемые, позируют. Из фотографий становиться ясно, кровь, что с человека, что со свиньи сцеживается одинаково. Свой своих снимал. Фотопленка Kodak, отснятая обычным фотоаппаратом-мыльницей.

Ни цели, ни методы Древних Видящих не забыты.

Ну, что же, на войне как на войне. Ты ведь понимаешь, русский, что никто и никогда не откажется по своей воле от знаний, дающих власть над другими людьми.

На твоих иконах нет посохов, русский, на твоих иконах мечи.

(Продолжение следует.)

*   *   *   *   *   *   *

Информация

России надо перейти к плановой экономике, заявил Борис Грызлов

В России назрела необходимость перехода к плановой экономике, заявил во вторник председатель Госдумы и лидер партии "Единая Россия" Борис Грызлов на Съезде промышленников Свердловской области в Нижнем Тагиле.

"Речь идет не о возвращении Госплана. Однако четкое планирование даст дополнительный толчок развитию экономки страны", - сказал он. По словам Грызлова, планирование в экономике поможет устранить бюрократические барьеры во всех ее отраслях. Грызлов также заявил о необходимости реформирования единого социального налога и налога на добавленную стоимость, передает ИТАР-ТАСС.

Председатель Госдумы принимает участие в Съезде промышленников Свердловской области, который сегодня проходит в Нижнем Тагиле. Участники форума обсуждают проблемы формирования промышленной политики и развития производительных сил в Свердловской области.

Как подчеркнул глава "единороссов", отдельные вопросы форума станут приоритетными на очередном съезде партии в Екатеринбурге в начале декабря. "В первую очередь это вопросы инноваций в современной промышленности", - сказал Грызлов.

NEWSru.com, вторник, 26 сентября 2006 г.

Грызлов: Пора вернуться к плановой экономике

В России назрела необходимость перехода к плановой экономике. Об этом заявил председатель Госдумы и лидер "Единой России" Борис Грызлов на открывшемся в Нижнем Тагиле Съезде промышленников Свердловской области, сообщают Вести.Ру.

"Речь идет не о возвращении Госплана. Однако четкое планирование даст дополнительный толчок развитию экономики страны", - сказал он. По словам Грызлова, планирование в экономике поможет устранить бюрократические барьеры во всех ее отраслях. Грызлов также заявил о необходимости реформирования единого социального налога и налога на добавленную стоимость.

Кроме того, в своем выступлении Грызлов подчеркнул, что государство должно уделять внимание вопросу промышленности. По его словам, "созрела необходимость разработки и принятия закона о промышленной политике России. До этого года говорить о государственной промышленной политике вообще считаю зазорным. Рынок должен генерировать развитие промышленности. Это был тот постулат, который не подвергался сомнению со стороны руководителей экономического блока правительства".

Grani.ru, 26.09.2006

Дословно

Борис Грызлов, спикер Госдумы: "Если государство не инвестирует в промышленность, то какой оно само пример подает бизнесу? Значит, оно боится инвестировать в промышленность, и бизнес будет бояться."

Интерфакс, 26.09.2006

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте работает форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

Заходите - вас будут рады видеть!

*   *   *   *   *   *   *

Программа "Диссер" - дополнение для Microsoft Word, предназначенное для создания и работы со списками литературы. В диссертациях, научных статьях, рефератах требуется приводить список использованной литературы, вставляя в текст диссертации ссылки на его позиции. При большом размере списка отслеживать соответствия порядковых номеров публикаций в списке и чисел в ссылках в тексте диссертации становится крайне сложно, особенно при изменении порядка следования ссылок в списке. Эта программа добавляет в Word новую функцию - создание и редактирование списка литературы, позволяя исправлять численные ссылки в тексте одним нажатием кнопки. "Диссер" можно загрузить с сайта http://kankowski.narod.ru.

Удачи вам и счастья!


В избранное