Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 157


Информационный Канал Subscribe.Ru

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

   В этом, 157-м выпуске рассылки "Эконометрика" от 26 января 2004 года вашему вниманию предлагаются материалы по курсам А.И.Орлова "Статистика" (программа, включая тестовые задания, и таблицы раздаточного материала), "Экология и инвестиционная деятельность предприятия" (вопросы к зачету и программа), "Эконометрика" (программа и контрольные работы) и "Эконометрика в отраслях промышленности" (программа и содержание практических занятий). Курсы читаются в Межотраслевом институте повышения квалификации кадров по новым направлениям развития техники и технологии при Московском государственном техническом университете имени Н.Э.Баумана.

   Все вышедшие выпуски Вы можете посмотреть в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Межотраслевой институт повышения квалификации кадров
по новым направлениям развития техники и технологии
при Московском государственном техническом университете
им. Н.Э.Баумана

"УТВЕРЖДАЮ"
Зам. директора МИПК
при МГТУ им. Н.Э.Баумана
по учебной работе
____________Валиков В.И.
"____"_____________2003 г.

Учебная программа факультета повышения квалификации
"Бизнес и менеджмент"

Статистика

   Объемы различных форм учебной работы (в часах): всего аудиторных занятий - 36 часов, в том числе лекции 24 часа, практические занятия.12 часов, самостоятельные занятия слушателей 36 часов. Формы контроля: две контрольные работы, экзамен.

Введение

   Целью изучения дисциплины "Статистика" является знакомство с основами современных статистических методов, ориентированных на решение конкретных задач в области менеджмента и экономики.

   Задачами изучения дисциплины являются:

   - приобретение основных знаний, умений и навыков применения статистических методов при решении экономических и управленческих задач;

   овладение базовыми понятиями теории статистики, прежде всего общим представлением о статистических методах анализа эмпирических экономических данных;

   приобретение исходных умений и навыков построения статистических моделей, применения методов описания данных, оценивания и проверки гипотез.

   Теоретической базой дисциплины являются математические дисциплины, входящие в стандартный начальный курс высшей математики. А именно - общий курс высшей математики (математический анализ, линейная алгебра), особенно теория вероятностей и математическая статистика. Полезно знакомство с курсами дискретной математики и исследования операций. Из экономических дисциплин в ряде тем курса предполагается знакомство с основами экономической теории.

   Изложение материала ведется в логической последовательности, начиная с анализа структуры современной статистики как науки. Затем рассматриваются различные виды статистических данных и приемы их описания. Вслед за рассмотрением основных задач статистики изучаются наиболее часто используемые методы многомерного статистического анализа, временных рядов, статистики нечисловых данных. Завершается курс обсуждением проблем практического применения статистических методов. Конкретизация материала осуществляется рассмотрением соответствующих примеров, частных задач и их решений.

   При изучении дисциплины предусматриваются лекции, практические занятия, контрольные работы и самостоятельное изучение материала. По итогам изучения дисциплины проводится экзамен. Контрольные работы и экзамен проводится за счет времени, отведенного на изучение дисциплины.

Учебно-тематический план

No. п/п

Название темы

Всего

ауд. часов

В том числе

Лекции

Практ. зан.

1

   Структура экономической статистики

2

2

-

2

   Статистические данные

6

4

2

3

   Основные задачи статистики

6

4

2

4

   Основные методы многомерного статистического анализа

8

4

4

5

   Временные ряды

4

3

1

6

   Статистика нечисловых данных

6

4

2

7

   Проблемы практического применения методов экономической статистики

4

3

1

 

   Итого:

36

24

12

Краткое содержание дисциплины

Лекции

Тема 1. Структура статистики как науки

   Прикладная статистика, математическая статистика, применение статистических методов в конкретных областях. Экономическая статистика как одна из статистических наук. Примеры статистических исследований: выборочные опросы потребителей, перепись населения, расчет индекса инфляции. Современное положение статистики в России.

Тема 2. Статистические данные

   Выборочные и сплошные наблюдения. Влияние формулировок вопросов на результаты исследования. Организация опросов. Статистические таблицы. Статистические диаграммы (столбиковые, круговые, звездчатые и иные).

   Описание одномерных статистических данных. Вариационный ряд и его построение. Выборочные характеристик - среднее арифметическое, медиана, минимум, максимум, размах, квантили, верхний и нижний квартили, межквартильное расстояние. Выборочные дисперсия и среднее квадратическое отклонение. Гистограммы. Эмпирическая функция распределения. Непараметрические оценки плотности.

Тема 3. Основные задачи статистики

   Выборочные исследования. Опрос потребителей и выборочный контроль. Модели случайных выборок. Построение доверительного интервала для вероятности события. Проверка гипотезы о равенстве долей (гипотезы однородности) для двух групп. Расчетные формулы и таблицы ВЦИОМ.

   Описание данных. Методы классификации и многомерного шкалирования. Вероятностные модели в статистике. Оценивание характеристик и параметров. Проверка гипотез. Параметрические вероятностные модели. Непараметрическая статистика.

Тема 4. Основные методы многомерного статистического анализа

   Метод наименьших квадратов в случае линейной зависимости между откликом и фактором. Необходимые условия минимума гладкой функции нескольких переменных. Расчетные формулы для оценивания параметров. Точечный прогноз и доверительные границы. Случай нескольких факторов. Приближением многочленом. Преобразование переменных на примере логарифмирования экспоненциальной зависимости. Представление о дисперсионном анализе. Представление о факторном анализе и методе главных компонент.

Тема 5. Временные ряды

   Описание экономических процессов временными рядами. Сглаживание временных рядов. Прогнозирование методом наименьших квадратов. Расчет роста за несколько периодов с помощью показателей роста за отдельные периоды. Среднее геометрическое при вычислении среднего роста. Выделение циклов.

Тема 6. Статистика нечисловых данных

   Нечисловые данные в экономической статистике. Качественные признаки. Шкалы измерения (номинальная, порядковая, интервалов, отношений, разностей, абсолютная). Какими средними можно пользоваться в порядковой шкале? Последовательности из 0 и 1 (люсианы). Упорядочения. Интервальные данные. Нахождение итогового мнения комиссии экспертов. Роль расстояний между объектами нечисловой природы в статистике нечисловых данных. Статистика нечетких данных.

Тема 7. Проблемы практического применения статистических методов

   Понятия прикладной статистики и эконометрики. Основы методологии построения моделей анализа статистических данных. Планирование статистического исследования. Сбор данных. Компьютерная поддержка анализа данных. Современное положение в области теории и практики экономической статистики. "Точки роста".

Практические занятия

   1. Статистические данные и их описание.

   2. Основные задачи статистики.

   3. Многомерный статистический анализ.

   4. Статистический анализ временных рядов.

   5. Статистические методы анализа нечисловых данных.

   6. Примеры практического применения статистических методов.

Методические рекомендации по изучению дисциплины

   Основная часть курса отведена лекционной форме обучения. Изложение нацелено на знакомство слушателей с современными статистическими методами. Конкретные задачи разбираются на практических занятиях.

   Контрольные мероприятия: контрольные работы после тем 4 и 6 (типовое содержание контрольных работ прилагается), экзамен в конце курса.

Учебно-методическая литература

   1. Большев Л.Н., Смирнов Н.В. Таблицы математической статистики. - М.: Наука, 1983.

   2. Вероятность и математическая статистика: Энциклопедия/Гл. ред. Ю.В.Прохоров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.

   3. Гнеденко Б.В. Курс теории вероятностей. Учебник. - М.: Эдиториал УРСС, 2001.

   4. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики. Учебник. - М.: Финансы и статистика, 1998.

   5. Кемени Дж., Снелл Дж. Кибернетическое моделирование. М.: Сов. Радио, 1972.

   6. Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: Учебник/А.И.Харламов, О.Э.Башина, В.Т.Бабурин и др: Под ред. А.А.Спирина, О.Э.Башиной. - М.: Финансы и статистика, 1994.

   7. Орлов А.И. Что дает прикладная статистика народному хозяйству? - "Вестник статистики", 1986, No.8, с.52-56.

   8. Орлов А.И. О перестройке статистической науки и ее применений. - "Вестник статистики", 1990, No.1, с.65-71.

   9. Орлов А.И. Эконометрика. - М.: "Экзамен", 2002. - 576 с.

   10. Орлов А.И., Федосеев В.Н. Менеджмент в техносфере. - М.: Мастерство, 2002.

   11. Пфанцагль И. Теория измерений. - М.1976.

   12. Статистический словарь. - М.: Финансы и статистика, 1989.

Программу разработал
профессор, доктор технических наук
Орлов А.И.

Декан факультета повышения квалификации
"Бизнес и менеджмент"
профессор, доктор экономических наук
Рыжикова Т.Н.

Приложение

Типовое задание контрольной работы No. 1 по методу наименьших квадратов

   Исходные данные - набор n пар чисел (tk , xk), k = 1,2,.,n, где tk - независимая переменная (например, время), а xk - зависимая (например, индекс инфляции). Предполагается, что переменные связаны зависимостью

xk = a tk + b + ek , k = 1,2,.,n,

   где a и b - параметры, неизвестные статистику и подлежащие оцениванию, а ek - погрешности, искажающие зависимость.

Таблица.1.

Исходные данные для расчетов по методу наименьших квадратов

tk

1

3

4

7

9

10

xk

12

20

20

32

35

42

   По данным, приведенным в табл.1, методом наименьших квадратов оцените параметры a и b линейной зависимости. Выпишите восстановленную зависимость.

   Вычислите восстановленные значения зависимой переменной, сравните их с исходными значениями (найдите разности) и проверьте условие точности вычислений (при отсутствии ошибок в вычислениях сумма исходных значений должна равняться сумме восстановленных).

   Найдите остаточную сумму квадратов и оцените дисперсию погрешностей.

   Выпишите точечный прогноз, а также верхнюю и нижнюю доверительные границы для него (для доверительной вероятности 0,95).

   Рассчитайте прогнозное значение и доверительные границы для него для момента t= 12.

   Как изменятся результаты, если доверительная вероятность будет увеличена? А если она будет уменьшена?

Контрольная работа No. 2 в форме теста

(Обведите наиболее подходящий вариант ответа.)

   1. Согласно официальным данным Государственного комитета РФ по статистике в 1998 г. выполняли исследования и разработки 383 высшие учебные заведения, а подготовку аспирантов вели 538 вуза. Как можно объяснить это несоответствие? А) Аспиранты не ведут научную работу. Б) Профессора, руководители аспирантов, не ведут научную работу.

   В) Госкомстат РФ учитывает только финансирование научных работ и наличие научных ставок.

   2. При какой цене максимальна прибыль в условиях раздела 1 раздаточных материалов, если издержки равны 12? А) 30; Б) 32; В) 35.

   3. При исследовании предпочтений потребителей открытые вопросы: А) труднее для опрашиваемых, но легче для обработки; Б) легче для опрашиваемых, но труднее для обработки.

   4. Пусть из 657 опрошенных 289 сказали "да". Доверительный интервал для доли отвечающих "да" в генеральной совокупности, соответствующий доверительной вероятности 0,95, таков:

А) [0,245; 0,398]; Б) [0,435; 0,445]; В) [0,405; 0,556]; Г) [0,402; 0,478]; Д) [0,247; 0,633] .

   5. Из 513 юношей 193 любят "Сникерс", а из 748 девушек - 327. Значение статистического критерия Q для проверки гипотезы о равенстве вероятностей равно:

А) 3,38; Б) -2,176; В) 0,25; Г) 12,56; Д) -0,173.

   Гипотеза об одинаковой привлекательности "Сникерса" для юношей и девушек (на уровне значимости 0,05): А) принимается; Б) отклоняется.

   Метод наименьших квадратов. Исходные данные - представленный в таблице набор n пар чисел (tk , xk ), k = 1,2,., n, где tk - независимая переменная, а xk - зависимая. Предполагается, что переменные связаны зависимостью xk = a tk + b + ek , k = 1,2,.,n, где a и b - параметры, неизвестные статистику и подлежащие оцениванию, а ek - погрешности, искажающие зависимость. Для табличных данных n = 6.

   tk

   2

   5

   6

   8

   9

   10

   xk

   17

   26

   28

   33

   35

   38

   6. Оценка а* коэффициента при линейном члене такова:

А) 2,38; Б) -0,13; В) 3,25; Г) 2,56; Д) 17,3.

   7. Оценка b* свободного члена такова: А) 9,38; Б) -10,13; В) 12,42; Г) 13,56; Д) 41,3.

   8. Сумма исходных значений зависимой переменной больше суммы восстановленных значений этой переменной на

А) 0;08 Б) -1,34; В) 0; Г) 8,56; Д) -41,3.

   9. Остаточная сумма квадратов равна

А) 5,34; Б) 1,17; В) - 2,45; Г) 0,06; Д) 32,3.

   10. Оценка дисперсии погрешностей равна:

А) 0,195; Б) -3,47; В) 12,33; Г) 0,021; Д) 12,4.

   11. Прогнозное значение для момента t = 12 равно:

А) 50,19; Б) - 234,7; В) 43,14; Г) 40,02; Д) 37,02.

   12. Верхняя доверительная граница (при доверительной вероятности 0,95) для прогнозного значения для момента t = 12 равна:

А) 50,19; Б) - 4,71; В) 39,82; Г) 60,02; Д) 43,92.

   13. Нижняя доверительная граница (при доверительной вероятности 0,95) для прогнозного значения для момента t = 12 равна:

А) 33,48; Б) 7,71; В) 42,36; Г) 41,02; Д) 43,92.

   14. Доверительный интервал для прогнозного значения при увеличении доверительной вероятности: А) сузится; Б) расширится; В) останется без изменения.

   Индекс инфляции. На основе данных таблицы рассчитайте индекс инфляции с 14.03.1991 по 14.03.2001 на основе потребительской корзины из 6 продуктов питания.

 

Наименование продукта

Годовая норма, кг

Цена на 14.03.1991

Цена на 14.03.2001

   1

   Хлеб ржаной

   65,3

   0-20

   10

   2

   Картофель

   124,22

   0-10

   9

   3

   Помидоры

   2,8

   0-85

   80

   4

   Яблоки свежие

   15,1

   1-50

   20

   5

   Колбаса докторская

   0,4

   2-30

   95

   6

   Молоко, кефир

   110,0

   0-32

   17

   15. Индекс инфляции равен:

А) 35,23Б) 67,80В) 48,54Г) 13,75

   16. Гражданин Иванов в марте 1991 г. получил 450 руб., а в марте 2001 г. - 12500 руб. (индекс инфляции найден при решении задачи 15). Его реальный доход

А) увеличился; Б) уменьшился; В) не изменился.

   17. В условиях задачи 16 доход гражданина Иванова

   А) увеличился в 1,27 раз Б) уменьшился в 1,75 раз; В) уменьшился в 2,34 раза.

   18. За январь индекс инфляции составил 17%, а за февраль - 23%. Индекс инфляции за два месяца равен

А)1,40Б) 1,54В)1,44Г) 1,36

   19. При анализе данных, измеренных в порядковой шкале, можно вычислять:

А) среднее арифметическое; Б) медиану, В) среднее геометрическое.

   20. При анализе данных, измеренных в шкале интервалов, можно вычислять:

А) среднее гармоническое; Б) среднее арифметическое; В) среднее геометрическое.

Приложение

Табл. 2. Номенклатура, годовые нормы потребления и цены для потребительской корзины ИВСТЭ на основе данных Института питания РАМН

Наименование продукта питания

Годовая норма, кг

Цена на 14.03.91

Цена на 14.03.94

Рост цен, раз

   1. Хлеб и хлебопродукты

       

   1.1 Мука пшеничная

   18,5

   0-46

   646

   1404

   1.2 Рис

   3,5

   0-88

   620

   705

   1.3 Другие крупы

   4,9

   0-62

   750

   1210

   1.4 Хлеб пшеничный

   59,8

   0-50

   720

   1440

   1.5 Хлеб ржаной

   65,3

   0-20

   390

   1950

   1.6 Макаронные изделия

   4,9

   0-70

   1200

   1714

   2. Картофель

   124,22.

   0-10

   490

   4900

   3. Овощи

       

   3.1 Капуста

   30,4

   0-20

   500

   2500

   3.2 Огурцы и помидоры

   2,8

   0-85

   2500

   2941

   3.3 Столовые корнеплоды

   40,6

   0-20

   450

   2250

   3.4 Прочие (лук и др.)

   27,9

   0-50

   900

   1800

   4. Фрукты и ягоды

       

   4.1 Яблоки свежие

   15,1

   1-50

   960

   640

   4.2 Яблоки сушены

   1,0

   3-00

   1900

   633

   5. Сахар и кондитерские изделия

       

   5.1 Сахар

   19,0

   0-90

   650

   722

   5.2 Конфеты

   0,8

   4-50

   3500

   778

   5.3 Печенье и торты

   1,2

   1-40

   14700

   3357

   6. Мясо и мясопродукты

       

   6.1 Говядина

   4,4

   2-00

   42700

   1350

   6.2 Баранина

   0,8

   1-80

   1940

   1078

   6.3 Свинина

   1,4

   2-00

   2300

   1150

   6.4 Субпродукты (печень)

   0,5

   1-40

   3500

   2500

   6.5 Птица

   16,1

   2-40

   2600

   1083

   6.6 Сало

   0,7

   2-40

   3300

   1375

   6.7 Копчености

   0,7

   3-70

   15000

   4054

   7. Рыба и рыбопродукты

       

   7.1 Свежая (минтай)

   10,9

   0-37

   2200

   5946

   7.2 Сельди

   0,8

   1-40

   2500

   1786

   8. Молоко и молочные продукты

       

   8.1 Молоко, кефир

   110,0

   0-32

   520

   1625

   8.2 Сметана, сливки

   1,6

   1-70

   2500

   1471

   8.3 Масло животное

   2,5

   3-60

   4000

   1111

   8.4 Творог

   9,8

   1-00

   2000

   2000

   8.5 Сыр и брынза

   2,3

   3-60

   6000

   1667

   9. Яйца, шт.

   152,0

   10-09

   100

   1111

   10. Масло растительное, маргарин

       

   10.1 Масло растительное

   3,8

   1-80

   2000

   1111

   10.2 Маргарин

   6,3

   1-20

   2000

   1667

   Примечание. Пункт 1.3 - геркулес (в этой таблице и далее).

Таблица 3.

Индекс инфляции и стоимость потребительской корзины Института высоких статистических технологий и эконометрики

Дата

Стоимость потреб. корзины S(t) (руб.)

Индекс инфляции I(31.3.91;t)

31.3.91

26.60

1.00

14.8.93

17,691.00

665.08

15.11.93

28,050.00

1054.51

14.3.94

40,883.00

1536.95

14.4.94

44,441.00

1670.71

28.4.94

47,778.00

1796.17

26.5.94

52,600.00

1977.44

8.9.94

58,614.00

2203.53

6.10.94

55,358.00

2081.13

10.11.94

72,867.00

2739.36

1.12.94

78,955.00

2968.23

29.12.94

97,897.00

3680.34

2.2.95

129,165.00

4855.83

2.3.95

151,375.00

5690.79

30.3.95

160,817.00

6045.75

27.4.95

159,780.00

6006.77

1.6.95

167,590.00

6300.38

29.6.95

170,721.00

6418.08

27.7.95

175,499.00

6597.71

31.8.95

173,676.00

6529.17

28.9.95

217,542.00

8178.27

26.10.95

243,479.00

9153.35

30.11.95

222,417.00

8361.54

28.12.95

265,716.00

9989.32

1.2.96

287,472.55

10,807.24

5.3.96

297,958.00

11,201.43

5.4.96

304,033.44

11,429.83

8.5.96

305,809.55

11,496.60

5.6.96

302,381.69

11,367.73

3.7.96

306,065.21

11,506.21

3.8.96

308,963.42

11,615.17

7.9.96

288,835.07

10,858.46

1.10.96

278,235.35

10,459.98

5.11.96

287,094.77

10,793.04

4.12.96

298,024.76

11,203.94

3.1.97

314,287.16

11,815.31

4.2.97

334,738.24

12,584.14

4.1.98

345.72

12.997

3.1.99

622.30

23.395

5.1.00

851.32

32.004

3.1.01

949.21

35.684

2.7.01

1157.23

43.505

   Примечание 1. В таблице целая часть отделяется от дробной десятичной точкой, а запятая используется для деления числа по разрядам. Учитывается проведенная деноминация рубля. Если ее не учитывать, то за 10 лет (1991-2001) цены (в Москве) выросли примерно в 40 тысяч раз. Поскольку экономические связи между регионами ослабли, то темпы роста цен в регионах различаются, но, видимо, не более чем в 2 раза.

*   *   *   *   *   *   *

Межотраслевой институт повышения квалификации кадров
по новым направлениям развития техники и технологии
при Московском государственном техническом университете
им. Н.Э.Баумана

"УТВЕРЖДАЮ"
Зам. директора МИПК
при МГТУ им. Н.Э.Баумана
по учебной работе
____________Валиков В.И.
"____"_____________2003 г.

Учебная программа факультета повышения квалификации
"Бизнес и менеджмент"

Экология и инвестиционная деятельность предприятия

   Объемы различных форм учебной работы (в часах): всего аудиторных занятий - 24 часа, в том числе лекции - 16 часов, практические занятия - 8 часов, самостоятельные занятия слушателей - 12 часов. Форма контроля - зачет.

Введение

   Целью преподавания дисциплины является знакомство слушателей с проблемами инвестиционной деятельности предприятия в соотнесении с требованиями экологии, в частности, экологического права.

   Задачами изучения дисциплины являются:

   - получение слушателями базовых знаний об экологических проблемах взаимодействия производства и окружающей среды;

   - знакомство с основами экологического права;

   - изучение Федерального Закона "Об экологических экспертизах" применительно к проблемам инвестиционного менеджмента;

   - обсуждение проблем сравнения и выбора инвестиционных проектов на основе характеристик финансовых потоков;

   - выявление роли экологических рисков и экологического страхования в инвестиционной деятельности предприятия.

   Изложение материала ведется в логической последовательности, начиная с обоснования необходимости учета проблем экологии в деятельности менеджера, в частности, при управлении инвестициями. Затем предусмотрен переход к рассмотрению современных проблем экологии и инвестиционного менеджмента. Вопросы экологического права рассматриваются прежде всего на примере Федерального Закона "Об экологической экспертизе", в соответствии с которым инвестиционные проекты должны подвергаться экологической экспертизе согласно процедуре, установленной рассматриваемым законом. Изучаются экономические и экспертные методы сравнения и выбора инвестиционных проектов. В связи с наличием в бизнес-планах раздела, посвященного анализу рисков, рассматриваются экологические риски. Конкретизация материала осуществляется рассмотрением соответствующих примеров, частных задач и их решений.

   При изучении дисциплины предусматриваются лекции, практические занятия и самостоятельное изучение материала. По итогам изучения дисциплины проводится зачет. Зачет проводится за счет времени, отведенного на изучение дисциплины.

Учебно-тематический план

No. п/п

Название темы

Всего

ауд. часов

В том числе

Лекции

Практ. зан.

1

   Экологические проблемы взаимодействия производства и окружающей среды

3

2

1

2

   Право и экология

4

3

1

3

   Экологические экспертизы

4

4

 

4

   Проблемы сравнения и выбора инвестиционных проектов

6

4

2

5

   Экологические риски и экологическое страхование

7

3

4

 

   Итого:

24

16

8

Краткое содержание дисциплины

Лекции

1. Экологические проблемы взаимодействия производства

и окружающей среды

   Экологические проблемы в современном мире и в нашей стране. Постоянный и аварийный экологические риски. Различные виды вредностей. Медицина труда. Проблема химической безопасности биосферы. Практические проблемы вредных производств и утилизации экологически опасных отходов. Концепция устойчивого развития (по результатам конференции в Рио-де-Жанейро 1992 г.). Необходимость правового регулирования экологических проблем, в том числе при разработке инвестиционных проектов. Система экологических организаций - от федеральных органов до предприятий и общественных организаций (объединений).

2. Право и экология

   Природоохранная деятельность, ее организационное и законодательное обеспечение. Права и обязанности граждан в области охраны окружающей природной среды согласно Конституции Российской Федерации. Закон Российской Федерации "Об охране окружающей среды" (2002). Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду. Полномочия граждан в области охраны окружающей природной среды.

   Нормирование качества окружающей природной среды. Организационно-экономические механизмы охраны окружающей природной среды.

   Экологический контроль. Экологический мониторинг. Права должностных лиц государственного экологического контроля. Общественный экологический контроль. Экологические проблемы в Уголовном кодексе Российской Федерации. Экологическое аудирование предприятий. Декларирование безопасности производств. Экологические требования в стандартизации и сертификации. Защита прав потребителей.

3. Экологические экспертизы

   Экологические экспертизы согласно Законам Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и "Об экологических экспертизах". Полномочия Президента Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, специально уполномоченных федерального и территориальных государственных органов в области экологической экспертизы.

   Государственная экологическая экспертиза, ее объекты, порядок проведения, формирование, члены, руководитель и заключение экспертной комиссии. Права граждан и общественных организаций (объединений) в области экологической экспертизы. Общественная экологическая экспертиза, ее объекты, условия и порядок проведения, заключение. Возможные причины отказа в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы.

   Права и обязанности заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе. Порядок финансирования государственной и общественной экологических экспертиз. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе. Разрешение споров и международные договоры в области экологической экспертизы.

4. Проблемы сравнения и выбора инвестиционных проектов

   Социальные, технологические, экономические и политические последствия осуществления инвестиционных проектов. Распространенные расчетные экономические методы сравнения потоков платежей и критика возможности их обоснованного практического использования. Проблема устойчивости выводов по отношению к допустимым отклонениям исходных данных и предпосылок проекта. Проблема горизонта планирования. Роль экологических последствий осуществления инвестиционных проектов. Необходимость применения оценок экспертов. Практические вопросы применения методов экспертных оценок. Метод сценариев и его использование в задачах эколого-экономического прогнозирования.

5. Экологические риски и экологическое страхование

   Экологические риски, их классификация, моделирование и оценивание. Постоянные риски и аварийные риски. Методы структуризации аварийного риска. Дерево событий и дерево последствий. Понятие об анализе риска (по В.Г.Горскому). Основы математического моделирования последствий аварий на производстве. Выделение опасных зон на основе предельно допустимых концентраций. Возмещение экологического ущерба. .Понятие об экологическом страховании предприятий и территорий. Развитие различных подходов к экологическому страхованию. Подготовка Закона РФ "Об обязательном экологическом страховании".

   Проблема классификации экологически опасных объектов. Построение групповых и обобщенных показателей качества экологического состояния окружающей среды, безопасности технологий, экологической опасности промышленных и иных объектов. Методы согласования кластеризованных ранжировок, соответствующих различным экспертам или различным подходам. Проблема оценки качества однотипных математических моделей при построении банка эколого-математических моделей (на примере моделей испарения жидкости).

Практические занятия

   1. Роль экологических проблем в работе менеджера.

   2. Статистические методы экологического контроля.

   3. Характеристики финансовых потоков в инвестиционном менеджменте.

   4. Оценка и анализ экологических рисков.

   5. Построение групповых и обобщенных показателей качества на основе оценок экспертов.

Методические рекомендации по изучению дисциплины

   Основная часть курса отведена лекционной форме бучения. Изложение нацелено на знакомство слушателей с современными проблемами экологии и методами инвестиционного менеджмента. Конкретные задачи разбираются на практических занятиях.

   Изучение дисциплины "Экология и инвестиционная деятельность предприятия" целесообразно проводить после изучения дисциплин "Статистика" и "Эконометрика".

Экология и инвестиционная деятельность предприятия

Вопросы к зачету по курсу проф. А.И.Орлова

   1. Экологические проблемы в современном мире и в нашей стране.

   2. "Победы" человека над природой.

   3.Три этапа в развитии экологии.

   4. Составляющие окружающей природной среды: литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера.

   5. Различные виды загрязнений: выбросы в атмосферу, сбросы на почву и в водные потоки, размещение твердых отходов, радиационные и волновые воздействия.

   6. Экологические проблемы взаимодействия производства и окружающей природной среды.

   7. Концепция устойчивого развития (по результатам конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 г.).

   8. Система экологических организаций - от федеральных органов до предприятий и общественных организаций (объединений).

   9. Права и обязанности граждан в области охраны окружающей природной среды согласно Конституции Российской Федерации. Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду. Полномочия граждан в области охраны окружающей природной среды.

   10. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (2002).

   11. Нормирование качества окружающей природной среды.

   12. Экологический контроль. Права должностных лиц государственного экологического контроля. Общественный экологический контроль.

   13. Экологический мониторинг.

   14. Экологические проблемы в Уголовном кодексе Российской Федерации.

   15. Экологические требования в стандартизации и сертификации. Защита прав потребителей.

   16. Методы возмещения экологического ущерба. Принцип "загрязнитель платит" (правовое обеспечение возмещения вреда, нанесенного окружающей среде).

   17. Средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни (СОППЖ) и ее использование для интегральной оценки воздействия на экологическую обстановку.

   18. Экологические экспертизы согласно Федеральному закону "Об экологических экспертизах". Объекты государственной экологической экспертизы.

   19. Государственной экологическая экспертиза: порядок проведения, формирование, руководитель, эксперты и заключение экспертной комиссии.

   20. Права граждан и общественных организаций (объединений) в области экологической экспертизы. Общественная экологическая экспертиза, ее объекты, условия и порядок проведения, заключение.

   21. Права и обязанности заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе. Порядок финансирования государственной и общественной экологических экспертиз.

   22. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.

   23. Организационно-экономический механизм рационального природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

   24. Проблемы сравнения и выбора инвестиционных проектов. Социальные, технологические, экономические и политические последствия осуществления инвестиционных проектов.

   25. Финансовые потоки инвестиционных проектов. Характеристики финансовых потоков (чистая текущая стоимость, внутренняя норма доходности, срок окупаемости и др.). Подходы к выбору значения дисконт-фактора.

   26. Инфляция и "чистый банковский процент" при оценке и сравнении инвестиционных проектов.

   27. Проблема устойчивости выводов по отношению к допустимым отклонениям исходных данных и предпосылок проекта. Решение задачи устойчивости для чистой текущей стоимости при интервальном задании дисконт-фактора.

   28. Проблема горизонта планирования при принятии решений относительно .инвестиционных проектов.

   29. Экологические риски, их классификация, моделирование и оценивание. Постоянные риски и аварийные риски.

   30. Вероятностно-статистическое описание рисков. Различные подходы к оцениванию рисков. Постановки задач управления рисками. Многокритериальные задачи.

   31. Необходимость применения оценок экспертов при оценке и выборе инвестиционных проектов. Практические вопросы применения методов экспертных оценок.

   32. Метод сценариев и его использование в задачах эколого-экономического прогнозирования.

   33. Методы структуризации (декомпозиции) рисков. Дерево событий и дерево последствий.

   34. Понятие об экологическом страховании предприятий и территорий.

Учебно-методическая литература

   1. Экология / Под ред. С.А.Боголюбова. - М.: Знание, 1999. - 288 с.

   2. Конституция Российской Федерации. - М.: Инфра.М-Норма, 1997. - 80 с.

   3. Комментарий к Закону Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" / Под ред. С.А.Боголюбова. - М.: Инфра.М-Норма, 1997. - 382 с.

   4. Моткин Г.А. Основы экологического страхования. М.: Наука, 1996. - 192 с.

   5. Орлов А.И. Эконометрика. - М.: Экзамен, 2002, 2003. - 576 с.

   6. Орлов А.И., Федосеев В.Н. Менеджмент в техносфере. - М.: "Академия", 2003. - 378 с.

   7. Уголовный кодекс Российской Федерации. - М.: Объединенная редакция МВД России, 1996. - 160 с.

   8. Федеральный закон "Об экологической экспертизе" (1995).

   9. Сайты в Интернете: http://antorlov.nm.ru, http://www.newtech.ru/~orlov.

Программу разработал
профессор, доктор технических наук
Орлов А.И.

Декан факультета повышения квалификации
"Бизнес и менеджмент"
профессор, доктор экономических наук
Рыжикова Т.Н.

*   *   *   *   *   *   *

Межотраслевой институт повышения квалификации кадров
по новым направлениям развития техники и технологии
при Московском государственном техническом университете
им. Н.Э.Баумана

"УТВЕРЖДАЮ"
Зам. директора МИПК
при МГТУ им. Н.Э.Баумана
по учебной работе
____________Валиков В.И.
"____"_____________2003 г.

Учебная программа факультета повышения квалификации
"Бизнес и менеджмент"

Эконометрика

   Объемы различных форм учебной работы (в часах): всего аудиторных занятий - 36 часов, в том числе лекции - 24 часа, практические занятия 12 часов, самостоятельные занятия слушателей - 36 часов. Формы контроля - две контрольные работы, экзамен.

Введение

   Целью изучения дисциплины "Эконометрика" является овладение основными современными эконометрическими методами анализа конкретных экономических данных на уровне, достаточном для использования в практической деятельности менеджера, а также инженера-менеджера и экономиста-менеджера.

   Задачами изучения дисциплины являются:

   - знакомство с современным представлением об эконометрике;

   - овладение основными приемами выборочных исследований;

   - изучение теории и алгоритмов метода наименьших квадратов;

   - овладение приемами практического анализа временных рядов на примере данных об изменении цен на товары и услуги, а также способами применения полученных результатов;

   - знакомство с различными методами проведения экспертных исследований;

   - изучение основ современной теории измерений и применение этой к теории к выбору вида средней величины в соответствии со шкалой измерения;

   - овладение методами определения эмпирических и теоретических средних величин для данных произвольной природы.

   Теоретической базой дисциплины являются математические дисциплины, входящие в стандартный начальный курс высшей математики. А именно - общий курс высшей математики (математический анализ, линейная алгебра), особенно теория вероятностей и математическая статистика. Полезно знакомство с курсами дискретной математики и исследования операций. Из экономических дисциплин в ряде тем курса предполагается знакомство с основами экономической теории и со статистикой (общим курсом статистики или экономической статистикой).

   Изложение материала ведется в логической последовательности, начиная с обоснования необходимости использования современных эконометрических методов в практической работе менеджера. Затем рассматриваются вопросы организации и проведения выборочных исследований, анализа их результатов. Выборочные исследования широко применяются в работе менеджеров, в частности, в маркетинговых исследованиях, но при этом достаточно просты с математической точки зрения. Затем разбирается простейший вариант одного из основных эконометрических методов - метод наименьших квадратов. Анализ инфляции избран в качестве развернутого примера прикладного эконометрического исследования. Затем после обсуждения проблем организации и проведения экспертных исследований рассматриваются соответствующие этой области эконометрики теоретические вопросы, связанные с теорией измерений и определением эмпирических и теоретических средних, используемых в качестве итогового мнения комиссии экспертов. Конкретизация материала осуществляется рассмотрением соответствующих примеров, частных задач и их решений.

   При изучении дисциплины предусматриваются лекции, практические занятия, контрольные работы и самостоятельное изучение материала. По итогам изучения дисциплины проводится экзамен. Контрольные работы и экзамен проводится за счет времени, отведенного на изучение дисциплины.

Учебно-тематический план

No. п/п

Название темы

Всего

ауд. часов

В том числе

Лекции

Практ. зан.

1

   Введение. Предмет и задачи эконометрики

2

2

-

2

   Выборочные исследования

4

3

1

3

   Понятие о регрессионном анализе

10

6

4

4

   Эконометрический анализ инфляции

8

5

3

5

   Понятие об экспертных исследованиях

4

4

-

6

   Теория измерений и средние величины

8

4

4

 

   Итого:

36

24

12

Краткое содержание дисциплины

Лекции

Тема 1. Введение. Предмет и задачи эконометрики

   Определение эконометрики как науки, изучающей конкретные количественные и качественные взаимосвязи экономических объектов и процессов с помощью математических и статистических методов и моделей. Структура статистики: математическая статистика, прикладная статистика, применения статистических методов в конкретных областях. Различие между математической статистикой и официальной статистикой. Структура современной эконометрики. Особенности экономических данных и их учет в эконометрических методах прикладной статистики. Понятие об эконометрических моделях прогнозирования, управления качеством, анализа экспертных оценок и др.

Тема 2. Выборочные исследования

   Необходимость выборочных исследований. Анкетное исследование (на примере изучения предпочтений потребителей). Различные виды формулировок вопросов (открытый, закрытый, полузакрытый вопросы), их достоинства и недостатки. Биномиальная и гипергеометрическая модели выборки, их близость в случае большого объема генеральной совокупности по сравнению с выборкой.

   Асимптотическое распределение выборочной доли (в случае ответов типа "да" - "нет"). Интервальное оценивание доли и метод проверки статистической гипотезы однородности, т.е. равенства долей (на основе теоремы Муавра-Лапласа, теоремы о наследовании сходимости и таблиц ВЦИОМ).

Тема 3. Понятие о регрессионном анализе

   Метод наименьших квадратов (МНК) для линейной прогностической функции от времени. Система нормальных уравнений. Формулы для оценивания параметров. Вид расчетной таблицы. Критерий правильности расчетов. Точечный и интервальный прогноз.

   Линейная модель множественной регрессии. Метод наименьших квадратов в общем случае. Свойства оценок МНК. Модель, линейная по параметрам. Преобразования переменных. Нелинейные модели регрессии и их линеаризация.

   Показатели качества регрессионной модели. Типовое поведение оценки остаточной дисперсии для расширяющегося семейства регрессоров. Предельное распределение оценок степени многочлена.

Тема 4. Эконометрический анализ инфляции

   Методы анализа динамики цен. Разброс цен на один и тот же товар. Инфляция как рост цен. Потребительские корзины. Определение и расчет индекса инфляции. Приведение к сопоставимым ценам с помощью индекса инфляции. Теорема умножения и средний индекс (темп) инфляции. Теорема сложения.

   Применения индекса инфляции для определения прожиточного минимума, итогов финансово-хозяйственной деятельности организации, оценки материальных ценностей, анализа инвестиционных проектов и в других областях. Опыт прогнозирования индекса инфляции и стоимости потребительской корзины с помощью регрессионного анализа. Инфляция в России. Динамика основных макроэкономических показателей России.

Тема 5. Понятие об экспертных исследованиях

   Необходимость проведения экспертных исследований. Основные представления о теории и практике экспертного оценивания. Примеры процедур экспертных оценок. Их использование в соревнованиях, при выборе, распределении финансирования. Военный совет в Филях под руководством М.И. Кутузова как пример экспертной процедуры. Метод Дельфи. Мозговой штурм. Экологические экспертизы. Метод сценариев.

   Планирование и организация экспертного исследования. Роли лиц, принимающих решения (ЛПР), и специалистов (экспертов) в процедурах принятия решений. Рабочая группа и экспертная комиссия. Основные этапы проведения экспертного исследования. Экономические вопросы проведения экспертного исследования.

   Формирование целей экспертного исследования (сбор информации для ЛПР и/или подготовка проекта решения для ЛПР и др.). Формирование состава экспертной комиссии: методы списков (реестров), "снежного кома", самооценки, взаимооценки. Проблема априорных предпочтений экспертов. Достоинства и недостатки процедур, используемых при отборе экспертов. Различные варианты организации экспертного исследования, различающиеся по числу туров (один, несколько, не фиксировано), порядку вовлечения экспертов (одновременно, последовательно), способу учета мнений (с весами, без весов), организации общения экспертов (без общения, заочное, очное с ограничениями ("мозговой штурм") или без ограничений). Сочетание различных методов экспертного оценивания.

Тема 6. Теория измерений и средние величины

   Основы репрезентативной теории измерений. Определения основных шкал, примеры. Группы допустимых преобразований для основных типов шкал (наименований, порядка, интервалов, отношений, разностей, абсолютной). Требование устойчивости статистических и эконометрических выводов и заключений относительно допустимых преобразований шкал. Сравнение трех видов средних (среднее арифметическое, мода, медиана) для зарплаты (доходов) работников предприятия. Определение средних величин по Коши.

   Некорректность применения среднего арифметического в порядковой шкале. Теорема об описании средних, результат сравнения которых устойчив в порядковой шкале. Применения к рейтингам. Средние по Колмогорову и описание средних, результат сравнения которых устойчив в шкалах интервалов и отношений.

   Проблема получение итогового мнения комиссии экспертов. Метод средних арифметических рангов. Его некорректность в большинстве экспертных исследований. Метод медианных рангов. Согласование кластеризованных ранжировок (ГОГ-метод).

   Обобщенный показатель (полезность) как функция частных показателей. Методы построения обобщенного показателя. Два подхода к определению весовых коэффициентов линейной функции полезности. Линейная свертка с коэффициентами, которые оценивают эксперты. Критика такого подхода на основе анализа реальных предложений по процедуре выбора технологии Недостатки экспертных методов непосредственного определения коэффициентов весомости. Экспертно-статистический метод и его реализация с помощью метода наименьших квадратов.

Практические занятия

   1. Интервальное оценивание долей и проверка статистической гипотезы однородности, т.е. равенства долей.

   2. Точечный и интервальный прогноз методом наименьших квадратов

   3. Расчет и применение индекса инфляции

   4. Сравнение различных методов усреднения.

   5. Построение итогового мнения комиссии экспертов по методу средних арифметических рангов и методу медианных рангов. Построение согласующих кластеризованных ранжировок.

Методические рекомендации по изучению дисциплины

   Основная часть курса отведена лекционной форме бучения. Изложение нацелено на знакомство слушателей с современными проблемами эконометрики. Конкретные задачи разбираются на практических занятиях.

   Изучение дисциплины "Эконометрика" целесообразно проводить после изучения дисциплины "Статистика".

   Контрольные мероприятия: контрольные работы после тем 3 и 4 (типовое содержание контрольных работ прилагается), экзамен в конце курса.

Учебно-методическая литература

Основная литература

   Большев Л.Н., Смирнов Н.В. Таблицы математической статистики. - М.: Наука, 1983.

   Менеджмент. Учебное пособие / Под ред. Ж.В. Прокофьевой. - М.: Знание, 2000. - 288 с.

   Орлов А.И. Эконометрика. Учебник для вузов. - М.: Экзамен, 2002, 2003. - 576 с.

   Орлов А.И., Федосеев В.Н. Менеджмент в техносфере. Учебное пособие для вузов. - М,: Академия, 2003. - 403 с.

Дополнительная литература

   Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. - М.: СИНТЕГ-ГЕО, 1997. - 188 с.

   Горский В.Г., Гриценко А.А., Орлов А.И. Метод согласования кластеризованных ранжировок. - Журнал "Автоматика и телемеханика". 2000. No.3. С.179-187.

   Журнал "Заводская лаборатория. Диагностика материалов", секция "Математические методы исследования".

   Журнал "Прогнозирование" (Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН).

   Журнал "Экономико-математические методы" (Центральный экономико-математический институт РАН).

   Гринглаз Л. Высшая математика для экономистов. Учебное пособие. - Рига: Рижский институт мировой экономики, 1996. - 336 с.

   Жихарев В.Н., Орлов А.И. Законы больших чисел и состоятельность статистических оценок в пространствах произвольной природы. - В сб.: Статистические методы оценивания и проверки гипотез. Межвузовский сборник научных трудов. - Пермь: Изд-во Пермского государственного университета, 1998. С.65-84.

   Ларичев О.И., Мошкович Е.М. Качественные методы принятия решений. Вербальный анализ решений. - М.: Наука, 1996.- 208 с.

   Литвак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений. - М.: Патент, 1996. - 271 с.

   Нейлор Т. Машинные имитационные эксперименты с моделями экономических систем. - М.: Мир, 1975. - 500 с.

   Орлов А.И. Задачи оптимизации и нечеткие переменные. - М.: Знание, 1980. - 64 с.

   Орлов А.И. Устойчивость в социально-экономических моделях. - М.: Наука, 1979. - 296 с.

   Сидельников Ю.В. Теория и организация экспертного прогнозирования. - М.: ИМЭМО АН СССР, 1990. - 196 с.

   Тейл Г. Эконометрические прогнозы и принятие решений. - М.: Статистика, 1971. - 488 с.

   Сайты в Интернете: http://antorlov.nm.ru, http://www.newtech.ru/~orlov.

Программу разработал
профессор, доктор технических наук
Орлов А.И.

Декан факультета повышения квалификации
"Бизнес и менеджмент"
профессор, доктор экономических наук
Рыжикова Т.Н.

Приложение

Типовое задание контрольной работы по методу наименьших квадратов

   Исходные данные - набор n пар чисел (tk , xk), k = 1,2,.,n, где tk - независимая переменная (например, время), а xk - зависимая (например, индекс инфляции). Предполагается, что переменные связаны зависимостью

xk = a tk + b + ek , k = 1,2,.,n,

   где a и b - параметры, неизвестные статистику и подлежащие оцениванию, а ek - погрешности, искажающие зависимость.

Таблица.1.

Исходные данные для расчетов по методу наименьших квадратов

tk

1

3

4

7

9

10

xk

12

20

20

32

35

42

   По данным, приведенным в табл.1, методом наименьших квадратов оцените параметры a и b линейной зависимости. Выпишите восстановленную зависимость.

   Вычислите восстановленные значения зависимой переменной, сравните их с исходными значениями (найдите разности) и проверьте условие точности вычислений (при отсутствии ошибок в вычислениях сумма исходных значений должна равняться сумме восстановленных).

   Найдите остаточную сумму квадратов и оцените дисперсию погрешностей.

   Выпишите точечный прогноз, а также верхнюю и нижнюю доверительные границы для него (для доверительной вероятности 0,95).

   Рассчитайте прогнозное значение и доверительные границы для него для момента t= 12.

   Как изменятся результаты, если доверительная вероятность будет увеличена? А если она будет уменьшена?

Типовое задание контрольной работы по теме "Индекс инфляции"

   1. На основе данных табл.2 рассчитайте индекс инфляции с 14.03.1991 по 14.03.2001 на основе потребительской корзины из продуктов No.No. 3, 5, 8, 13, 21, 25.

Таблица 2.

Номенклатура, годовые нормы потребления и цены (руб.)

No. п/п

Наименование продукта питания

Годовая норма, кг

Цена на 14.03.1991

Цена на 14.03.2001

   1

   Хлеб пшеничный

   59,8

   0-50

   12

   2

   Хлеб ржаной

   65,3

   0-20

   10

   3

   Мука пшеничная

   18,5

   0-46

   10

   4

   Картофель

   124,22

   0-10

   9

   5

   Капуста

   30,4

   0-20

   8

   6

   Помидоры

   2,8

   0-85

   80

   7

   Столовые корнеплоды

   40,6

   0-20

   9

   8

   Прочие (лук)

   27,9

   0-50

   8

   9

   Яблоки свежие

   15,1

   1-50

   20

   10

   Сахар

   19,0

   0-90

   21

   11

   Говядина

   4,4

   2-00

   85

   12

   Субпродукты (печень)

   0,5

   1-40

   45

   13

   Птица

   16,1

   2-40

   52

   14

   Колбаса докторская

   0,4

   2-30

   95

   15

   Копчености

   0,3

   3-70

   200

   16

   Рыба свежая (минтай)

   10,9

   0-37

   80

   17

   Сельди

   0,8

   1-40

   40

   18

   Молоко, кефир, л

   110,0

   0-32

   17

   19

   Сметана, сливки

   1,6

   1-70

   50

   20

   Масло животное

   2,5

   3-60

   70

   21

   Творог

   9,8

   1-00

   45

   22

   Сыр и брынза

   2,3

   3-60

   70

   23

   Яйца, десяток

   15,2

   0-90

   20

   24

   Масло растительное

   3,8

   1-80

   26

   25

   Маргарин

   6,3

   1-20

   35

   2. Гражданин Иванов в марте 1991 г. получил 150 руб., а в марте 2001 г. - 4000 руб. Во сколько раз изменился его реальный доход за 10 лет? Увеличился или уменьшился?

   3. За январь индекс инфляции составил 5% , а за февраль - 2% . Чему равен индекс инфляции за два месяца? Каков средний уровень инфляции? Можно ли в данном случае складывать проценты инфляции?

   4. Выразите текущий курс доллара США в ценах марта 1991 г.

   Примечание. В задаче 2 следует использовать индекс инфляции, рассчитанный в задаче 1. В задаче 4 рекомендуется принять, что индекс инфляции за 12,5 лет (март 1991 г. - сентябрь 2003 г.) равен 50.

*   *   *   *   *   *   *

Межотраслевой институт повышения квалификации кадров
по новым направлениям развития техники и технологии
при Московском государственном техническом университете
им. Н.Э.Баумана

"УТВЕРЖДАЮ"
Зам. директора МИПК
при МГТУ им. Н.Э.Баумана
по учебной работе
____________Валиков В.И.
"____"_____________2003 г.

Учебная программа факультета повышения квалификации
"Бизнес и менеджмент"

Эконометрика в отраслях промышленности

   Объемы различных форм учебной работы (в часах): всего аудиторных занятий - 12 часов, в том числе лекции 8 часов, практические занятия 4 часа, самостоятельные занятия слушателей 12 часов. Форма контроля - зачет.

Введение

   Целью изучения дисциплины "Эконометрика" является овладение основными современными эконометрическими методами анализа конкретных экономических данных на уровне, достаточном для использования в практической деятельности менеджера, а также инженера-менеджера и экономиста-менеджера.

   Задачами изучения дисциплины являются:

   - знакомство с современным представлением об эконометрике;

   - овладение основными приемами выборочных исследований;

   - изучение алгоритмов метода наименьших квадратов;

   - овладение приемами практического анализа временных рядов на примере данных об изменении цен на товары и услуги, а также способами применения полученных результатов;

   - знакомство с основными вопросами проведения экспертных исследований.

   Теоретической базой дисциплины являются математические дисциплины, входящие в стандартный начальный курс высшей математики. А именно - общий курс высшей математики (математический анализ, линейная алгебра), особенно теория вероятностей и математическая статистика. Полезно знакомство с курсами дискретной математики и исследования операций. Из экономических дисциплин в ряде тем курса предполагается знакомство с основами экономической теории и со статистикой (общим курсом статистики или экономической статистикой).

   Изложение материала ведется в логической последовательности, начиная с обоснования необходимости использования современных эконометрических методов в практической работе менеджера. Затем рассматриваются вопросы организации и проведения выборочных исследований, анализа их результатов. Выборочные исследования широко применяются в работе менеджеров, в частности, в маркетинговых исследованиях, но при этом достаточно просты с математической точки зрения. Затем разбирается простейший вариант одного из основных эконометрических методов - метод наименьших квадратов. Анализ инфляции избран в качестве развернутого примера прикладного эконометрического исследования. Затем обсуждаются проблемы организации и проведения экспертных исследований. Конкретизация материала осуществляется рассмотрением соответствующих примеров, частных задач и их решений.

   При изучении дисциплины предусматриваются лекции, практические занятия, контрольные работы и самостоятельное изучение материала. По итогам изучения дисциплины проводится экзамен. Контрольные работы и экзамен проводится за счет времени, отведенного на изучение дисциплины.

Учебно-тематический план

No. п/п

Название темы

Всего

ауд. часов

В том числе

Лекции

Практ. зан.

1

   Введение. Предмет и задачи эконометрики

1

1

-

2

   Выборочные исследования

2

1

1

3

   Понятие о регрессионном анализе

4

3

1

4

   Эконометрический анализ инфляции

3

2

1

5

   Понятие об экспертных исследованиях

2

1

1

 

   Итого:

12

8

4

Краткое содержание дисциплины

Лекции

Тема 1. Введение. Предмет и задачи эконометрики

   Определение эконометрики как науки, изучающей конкретные количественные и качественные взаимосвязи экономических объектов и процессов с помощью математических и статистических методов и моделей. Структура статистики: математическая статистика, прикладная статистика, применения статистических методов в конкретных областях. Различие между математической статистикой и официальной статистикой. Структура современной эконометрики. Особенности экономических данных и их учет в эконометрических методах прикладной статистики. Понятие об эконометрических моделях прогнозирования, управления качеством, анализа экспертных оценок и др.

Тема 2. Выборочные исследования

   Необходимость выборочных исследований. Анкетное исследование (на примере изучения предпочтений потребителей). Различные виды формулировок вопросов (открытый, закрытый, полузакрытый вопросы), их достоинства и недостатки. Биномиальная и гипергеометрическая модели выборки, их близость в случае большого объема генеральной совокупности по сравнению с выборкой.

   Асимптотическое распределение выборочной доли (в случае ответов типа "да" - "нет"). Интервальное оценивание доли и метод проверки статистической гипотезы однородности, т.е. равенства долей.

Тема 3. Понятие о регрессионном анализе

   Метод наименьших квадратов (МНК) для линейной прогностической функции от времени. Система нормальных уравнений. Формулы для оценивания параметров. Вид расчетной таблицы. Критерий правильности расчетов. Точечный и интервальный прогноз.

   Линейная модель множественной регрессии. Метод наименьших квадратов в общем случае. Свойства оценок МНК. Модель, линейная по параметрам. Преобразования переменных. Нелинейные модели регрессии и их линеаризация.

Тема 4. Эконометрический анализ инфляции

   Методы анализа динамики цен. Разброс цен на один и тот же товар. Инфляция как рост цен. Потребительские корзины. Определение и расчет индекса инфляции. Приведение к сопоставимым ценам с помощью индекса инфляции. Теорема умножения и средний индекс (темп) инфляции. Теорема сложения.

   Применения индекса инфляции для определения прожиточного минимума, итогов финансово-хозяйственной деятельности организации, оценки материальных ценностей, анализа инвестиционных проектов и в других областях. Опыт прогнозирования индекса инфляции и стоимости потребительской корзины с помощью регрессионного анализа. Инфляция в России.

Тема 5. Понятие об экспертных исследованиях

   Необходимость проведения экспертных исследований. Основные представления о теории и практике экспертного оценивания. Примеры процедур экспертных оценок.

   Проблема получение итогового мнения комиссии экспертов. Метод средних арифметических рангов.

   Рабочая группа и экспертная комиссия. Основные этапы проведения экспертного исследования.

   Различные варианты организации экспертного исследования, различающиеся по числу туров (один, несколько, не фиксировано), порядку вовлечения экспертов (одновременно, последовательно), способу учета мнений (с весами, без весов), организации общения экспертов (без общения, заочное, очное с ограничениями ("мозговой штурм") или без ограничений). Сочетание различных методов экспертного оценивания.

Практические занятия

   1. Интервальное оценивание долей и проверка статистической гипотезы однородности, т.е. равенства долей.

   2. Точечный и интервальный прогноз методом наименьших квадратов

   3. Расчет и применение индекса инфляции

   4. Построение итогового мнения комиссии экспертов по методу средних арифметических рангов.

Методические рекомендации по изучению дисциплины

   Основная часть курса отведена лекционной форме бучения. Изложение нацелено на знакомство слушателей с современными проблемами применения эконометрики в отраслях промышленности. Конкретные задачи разбираются на практических занятиях.

   Изучение дисциплины "Эконометрика в отраслях промышленности" целесообразно проводить после изучения дисциплины "Статистика".

   Контрольные мероприятия: зачет в конце курса.

Учебно-методическая литература

Основная литература

   Большев Л.Н., Смирнов Н.В. Таблицы математической статистики. - М.: Наука, 1983.

   Менеджмент. Учебное пособие / Под ред. Ж.В. Прокофьевой. - М.: Знание, 2000. - 288 с.

   Орлов А.И. Эконометрика. Учебник для вузов. - М.: Экзамен, 2002, 2003. - 576 с.

   Орлов А.И., Федосеев В.Н. Менеджмент в техносфере. Учебное пособие для вузов. - М,: Академия, 2003. - 403 с.

Дополнительная литература

   Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. - М.: СИНТЕГ-ГЕО, 1997. - 188 с.

   Журнал "Заводская лаборатория. Диагностика материалов", секция "Математические методы исследования".

   Журнал "Прогнозирование" (Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН).

   Журнал "Экономико-математические методы" (Центральный экономико-математический институт РАН).

   Гринглаз Л. Высшая математика для экономистов. Учебное пособие. - Рига: Рижский институт мировой экономики, 1996. - 336 с.

   Ларичев О.И., Мошкович Е.М. Качественные методы принятия решений. Вербальный анализ решений. - М.: Наука, 1996.- 208 с.

   Литвак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений. - М.: Патент, 1996. - 271 с.

   Нейлор Т. Машинные имитационные эксперименты с моделями экономических систем. - М.: Мир, 1975. - 500 с.

   Орлов А.И. Задачи оптимизации и нечеткие переменные. - М.: Знание, 1980. - 64 с.

   Орлов А.И. Устойчивость в социально-экономических моделях. - М.: Наука, 1979. - 296 с.

   Сидельников Ю.В. Теория и организация экспертного прогнозирования. - М.: ИМЭМО АН СССР, 1990. - 196 с.

   Тейл Г. Эконометрические прогнозы и принятие решений. - М.: Статистика, 1971. - 488 с.

   Сайты в Интернете: http://antorlov.nm.ru, http://www.newtech.ru/~orlov.

Программу разработал
профессор, доктор технических наук
Орлов А.И.

Декан факультета повышения квалификации
"Бизнес и менеджмент"
профессор, доктор экономических наук
Рыжикова Т.Н.

Приложение

Содержание практических занятий по теме "Понятие о регрессионном анализе"

   Исходные данные - набор n пар чисел (tk , xk), k = 1,2,.,n, где tk - независимая переменная (например, время), а xk - зависимая (например, индекс инфляции). Предполагается, что переменные связаны зависимостью

xk = a tk + b + ek , k = 1,2,.,n,

   где a и b - параметры, неизвестные статистику и подлежащие оцениванию, а ek - погрешности, искажающие зависимость.

Таблица.1.

Исходные данные для расчетов по методу наименьших квадратов

tk

1

3

4

7

9

10

xk

12

20

20

32

35

42

   По данным, приведенным в табл.1, методом наименьших квадратов оцените параметры a и b линейной зависимости. Выпишите восстановленную зависимость.

   Вычислите восстановленные значения зависимой переменной, сравните их с исходными значениями (найдите разности) и проверьте условие точности вычислений (при отсутствии ошибок в вычислениях сумма исходных значений должна равняться сумме восстановленных).

   Найдите остаточную сумму квадратов и оцените дисперсию погрешностей.

   Выпишите точечный прогноз, а также верхнюю и нижнюю доверительные границы для него (для доверительной вероятности 0,95).

   Рассчитайте прогнозное значение и доверительные границы для него для момента t= 12.

   Как изменятся результаты, если доверительная вероятность будет увеличена? А если она будет уменьшена?

Содержание практических занятий по теме "Эконометрический анализ инфляции"

   1. На основе данных табл.2 рассчитайте индекс инфляции с 14.03.1991 по 14.03.2001 на основе потребительской корзины из продуктов No.No. 3, 5, 8, 13, 21, 25.

Таблица 2.

Номенклатура, годовые нормы потребления и цены (руб.)

No. п/п

Наименование продукта питания

Годовая норма, кг

Цена на 14.03.1991

Цена на 14.03.2001

   1

   Хлеб пшеничный

   59,8

   0-50

   12

   2

   Хлеб ржаной

   65,3

   0-20

   10

   3

   Мука пшеничная

   18,5

   0-46

   10

   4

   Картофель

   124,22

   0-10

   9

   5

   Капуста

   30,4

   0-20

   8

   6

   Помидоры

   2,8

   0-85

   80

   7

   Столовые корнеплоды

   40,6

   0-20

   9

   8

   Прочие (лук)

   27,9

   0-50

   8

   9

   Яблоки свежие

   15,1

   1-50

   20

   10

   Сахар

   19,0

   0-90

   21

   11

   Говядина

   4,4

   2-00

   85

   12

   Субпродукты (печень)

   0,5

   1-40

   45

   13

   Птица

   16,1

   2-40

   52

   14

   Колбаса докторская

   0,4

   2-30

   95

   15

   Копчености

   0,3

   3-70

   200

   16

   Рыба свежая (минтай)

   10,9

   0-37

   80

   17

   Сельди

   0,8

   1-40

   40

   18

   Молоко, кефир, л

   110,0

   0-32

   17

   19

   Сметана, сливки

   1,6

   1-70

   50

   20

   Масло животное

   2,5

   3-60

   70

   21

   Творог

   9,8

   1-00

   45

   22

   Сыр и брынза

   2,3

   3-60

   70

   23

   Яйца, десяток

   15,2

   0-90

   20

   24

   Масло растительное

   3,8

   1-80

   26

   25

   Маргарин

   6,3

   1-20

   35

   2. Гражданин Иванов в марте 1991 г. получил 150 руб., а в марте 2001 г. - 4000 руб. Во сколько раз изменился его реальный доход за 10 лет? Увеличился или уменьшился?

   3. За январь индекс инфляции составил 5 % , а за февраль - 2 % . Чему равен индекс инфляции за два месяца? Каков средний уровень инфляции? Можно ли в данном случае складывать проценты инфляции?

   4. Выразите текущий курс доллара США в ценах марта 1991 г.

   Примечание. В задаче 2 следует использовать индекс инфляции, рассчитанный в задаче 1. В задаче 4 рекомендуется принять, что индекс инфляции за 12,5 лет (март 1991 г. - сентябрь 2003 г.) равен 50.

*   *   *   *   *   *   *

Вниманию всех программистов!

   Проект "Disser" (http://kankowski.narod.ru) предлагается к передаче для дальнейшего развития всем желающим. Приобретший пакет получает на него все имущественные и неимущественные права, в том числе право на распространение от своего имени (ограничения и условия минимальны). В случае заинтересованности - пишите по адресу kankowski@narod.ru.

*   *   *   *   *   *   *

Книга "PHP: полезные приемы"

   Знаете, как старые "компьютерщики" учатся новому языку программирования? Они не изучают толстенные учебники, не штудируют конспекты и руководства. Им не нужны премудрые преподаватели, они не корпят над тщательно выполняемыми уроками. Им достаточно всего лишь краткого описания языка и нескольких уже готовых программ, написанных на нем. На основании анализа этого они язык и осваивают.

   Что надо для такого усвоения? Кроме умения думать и наблюдать, делать выводы - ничего! Ну, вернее, почти ничего. Еще нужны те самые краткое описание языка и несколько примеров.

   Книга "PHP: полезные приемы" именно их вам и даст. В ней как раз и приводится небольшая справка по языку программирования PHP и текст сценариев, выполняющих наиболее популярные у создателей сайтов задачи. А все сценарии снабжены подробным подстрочным комментарием о предназначении каждой их строчки. Так что вы можете как изучать язык PHP по этой книге, так и сразу же вводить тексты сценариев в компьютер и размещать их на сайте. Цена книги - 100-150 руб.

   Эту книгу Вы можете купить, не сходя с места - через Интернет-магазин "Болеро".

*   *   *   *   *   *   *

   На сайте http://antorlov.euro.ru или его зеркале http://www.newtech.ru/~orlov Вы можете найти:
   1. Макрос Microsoft Word 97/2000/XP "ВерсткаТекстаКнижкой" для создания в Word книжек размером в половину листа, макросы для создания каталогов файлов, извлечения из недр Word красивых значков.
   2. Макрос Microsoft Word 97/2000/XP Конвертор "Число-текст" с поддержкой русского, украинского и английского языков и двух падежей, обладающий также возможностью автоматического обновления вставленных текстовых расшифровок при изменении значений исходных чисел.
   3. Учебник профессора А.И.Орлова по менеджменту.
   4. Статьи А.И.Орлова по актуальным вопросам статистики и экономики.
   5. Лекцию об устройстве ядерных реакторов.
   6. Информацию об Институте высоких статистических технологий, который занимается развитием, изучением и внедрением современных методов анализа технических, экономических, социологических, медицинских данных.

   Страница рассылки - http://antorlov.euro.ru/ivst.htm или http://www.newtech.ru/~orlov/ivst.htm.

   В Москве для работы с сайтом www.newtech.ru/~orlov Вы можете воспользоваться бесплатным демо-доступом компании NewTech. Телефоны: (095)234-94-49, (095)956-37-46. Login: imt или demo. Password: test, Primary DNS: 212.16.0.1, Secondary DNS: 193.232.112.1. Вход под этим логином бесплатный, сеанс связи неограничен. Если Вам отказывают в авторизации, то просто повторите дозвон позже.

   На сайте http://karamurza.chat.ru представлена книга видного современного философа и политолога С.Г.Кара-Мурзы "Опять вопросы вождям", которая является глубоким научным исследованием проблем западного и российского общества. Книга предназначена всем интересующимся политологическими и социологическими проблемами.

   "Устройство файловой системы". "Системный реестр". "Устройство Internet". "Сеть Fidonet". "Система электронной почты". "Кодировки русского языка". "PHP". "Установка нескольких ОС". "Перепрошивка BIOS". "Полезные приемы web-дизайна". "Выслеживание спамеров". Заинтересовало что-нибудь? Тогда посмотрите книгу "Тайны и секреты компьютера" - например, на http://comptain.nm.ru. Или на полках магазинов. Ведь все это - темы ее глав. А стиль книги - как художественная литература. Таких книг вы еще, наверное, не видели - так что вряд ли пожалеете, если ознакомитесь.

   "Disser" - это комплект макросов для Word, упрощающих создание рефератов и курсовых. Готовое оформление, титульный лист, содержание создаются несколькими щелчками мыши. Ввод предельно упрощён благодаря автозамене, расшифровывающей популярные сокращения. Также: настройка недокументированных возможностей, дополнительные шаблоны, сборник полезных советов, методичка "Как написать реферат". Сайт: http://kankowski.narod.ru, зеркало: http://e-town.nm.ru.

   Из книги Максима Калашникова "Битва за Небеса", представленной на сайте http://sw.rus-idea.com, вы узнаете о том, какими должны были стать воздушно-космические силы СССР 2000 года и прочтете о русской авиации 20 века.

Удачи вам и счастья!



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное