Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 33


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

   Этот выпуск от 12 марта 2001 года посвящен методике проведения статистических наблюдений.
   Автор материалов рассылки и статей на сайте http://antorlov.chat.ru - профессор А.И.Орлов. Поддержка рассылки осуществляется А.А.Орловым.
   Все вышедшие выпуски Вы можете посмотреть в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika.

*      *      *

Основы профессиональных знаний

Статистические наблюдения

Введение

   Возрастающий интерес к статистике вызван современным этапом развития экономики в стране, связанным с попытками формирования рыночных отношений. Этот этап требует глубоких экономических знаний в области сбора, обработки и анализа экономической информации.
   Статистическая грамотность является неотъемлемой составной частью профессиональной подготовки каждого экономиста, финансиста, социолога, политолога, а также любого специалиста, имеющего дело с анализом массовых явлений, будь то социально-общественные, экономические, технические, научные и другие. Работа этих групп специалистов неизбежно связана со сбором, разработкой и анализом данных статистического (массового) характера. Нередко им самим приходится проводить статистический анализ различных типов и направленности либо знакомиться с результатами статистического анализа, выполненного другими. В настоящее время от работника, занятого в любой области науки, техники, производства, бизнеса и прочее, связанной с изучением массовых явлений, требуется, чтобы он был, по крайней мере, статистически грамотным человеком. В конечном счете, невозможно успешно специализироваться по многим дисциплинам без усвоения какого-либо статистического курса. Поэтому большое значение имеет знакомство с общими категориями, принципами и методологией статистического анализа.
   Основу статистической грамотности в значительной мере должен давать предмет "Общая теория статистики". К сожалению, учебная литература по этому предмету, как правило, не отвечает современным требованиям, более того, зачастую содержит грубые ошибки.
   Как известно, для статистической практики РФ и стран СНГ в последние годы важнейшим вопросом остается адекватное информационное отражение новых социально-экономических явлений. Сюда, в частности, относится организация получения и анализ данных, характеризующих изменение форм собственности и процесс приватизации, негосударственную занятость населения и безработицу, деятельность рыночных финансово-кредитных структур и коренное реформирование налоговой системы, новые виды миграции граждан и поддержку возникших малоимущих социальных групп, а также многое другое. Кроме того, в целях отслеживания внедрения "рыночных" отношений и складывающихся реалий серьезной корректировки потребовали системы показателей, методы сбора и разработки данных в традиционных областях статистического наблюдения: по учету основных результатов промышленного и сельскохозяйственного производства, внутренней и внешней торговли, деятельности объектов социальной сферы и т.д. Вместе с тем, насущная необходимость получения адекватной и однозначной информации в настоящее время систематически возрастает.
   Вместе с тем необходимо констатировать, что за последнее время основные подходы к организации статистического наблюдения за социально-экономическими явлениями жизни не претерпели существенных изменений.
   Статистическое наблюдение выступает как один из главных методов статистики и как одна из важнейших стадий статистического исследования. Важность этого этапа исследования определяется тем, что использование только объективной и достаточно полной информации, полученной в результате статистического наблюдения, на последующих этапах исследования в состоянии обеспечить научно обоснованные выводы о характере и закономерностях развития изучаемого объекта. Статистическое наблюдение от начальной до завершающей стадии - получения итоговых материалов - должно быть тщательно продуманным и четко организованным.

Понятие статистического наблюдения и его этапы проведения

   Для исследования социально-экономических явлений и процессов общественной жизни следует прежде всего собрать о них необходимые сведения – статистические данные. Под статистическими данными (информацией) понимают совокупность количественных и качественных характеристик социально-экономических явлений и процессов, полученных в результате статистического наблюдения, их обработки или соответствующих расчетов.
   Статистическая информация необходима и государственным органам управления, и частным предпринимателям. Так, данные об экономическом положении в стране, о существующей покупательной способности населения, его составе и численности, рентабельности предприятий различных отраслей народного хозяйства, динамике безработицы, об изменении индексов цен на отдельные товары нужны прежде всего государственным службам. Для чего? Для совершенствования системы налогообложения предприятий и частных лиц, внесения изменений в таможенную и инвестиционную политику, разработки мер по социальной защите различных слоев населения. Эти же сведения требуются и частным предпринимателям для планирования и организации производства, решения оперативных и стратегических задач менеджмента и маркетинга..
   Основными свойствами статистической информации являются ее массовость и стабильность. Первая черта связана с особенностями предмета исследования статистики как науки, а вторая – говорит о том, что однажды собранная информация остается неизменной и, следовательно, имеет способность устаревать. Поэтому и выводы о состоянии и развитии явления, сделанные на основе анализа информации, полученной несколько лет назад, могут быть неполными и даже неверными.
   Важной частью любого статистического исследования является статистическое наблюдение.
   Статистическое наблюдение – это массовое, планомерное, научно-организованное наблюдение за явлениями социальной и экономической жизни, которое заключается в регистрации отобранных признаков у каждой единицы совокупности.
   Примером статистического наблюдения являются опросы общественного мнения, которые стали особенно популярны в России в последние годы. Такое наблюдение предпринимается с целью выявления отношения людей к некоторым представляющим интерес вопросам или спорным событиям. Изучение общественного мнения входит в основу общей системы исследования рынка и является его важной составной частью. Такое наблюдение требует опроса ряда лиц по заранее определенной программе.
   Статистическое наблюдение может проводиться органами государственной статистики, научно-исследовательскими институтами, экономическими службами банков, бирж, фирм и т.д..
   Процесс проведения статистического наблюдения включает следующие этапы:
   - подготовка наблюдения;
   - проведение массового сбора данных;
   - подготовка данных к автоматизированной обработке;
   - компьютерный анализ данных;
   - подведение итогов и подготовка заключения;
   - разработка предложений по совершенствованию статистического наблюдения.
   Любое статистическое наблюдение требует тщательной, продуманной подготовки. От нее во многом будут зависеть надежность и достоверность информации, своевременность ее получения.
   Подготовка статистического наблюдения – процесс, включающий разные виды работ. Сначала необходимо решить методологические вопросы, важнейшими из которых являются определение цели и объекта наблюдения, состава признаков, подлежащих регистрации; разработка документов для сбора данных и их "обкатка" на пилотной выборке; выбор отчетной единицы и единицы, относительно которой будет проводиться наблюдение, а также методов и средств получения и анализа данных.
   Кроме методологических вопросов необходимо решить проблемы организационного характера, например, обеспечить финансирование исследования, определить состав органов, организаций и лиц, проводящих наблюдение; подобрать и подготовить кадры для проведения наблюдения; составить календарный план работ по подготовке, проведению и обработке материалов наблюдения; провести тиражирование документов для сбора данных.
   Проведение массового сбора данных включает работы, связанные непосредственно с заполнением тех или иных статистических формуляров. Он начинается с рассылки по почте или с раздачи интервьюерам переписных листов, анкет, карт, бланков, форм статистической отчетности и заканчивается их сдачей после заполнения в органы, проводящие наблюдение.
   Собранные данные на этапе их подготовки к автоматизированной обработке подвергаются арифметическому и логическому контролю. Оба эти контроля основываются на знании взаимосвязей между показателями и качественными признаками. На заключительном этапе проведения наблюдения анализируются причины, которые привели к неверному заполнению статистических бланков, и разрабатываются предложения по совершенствованию наблюдения. Это очень важно для организации будущих обследований.
   Получение сведений в ходе статистического наблюдения требует немало затрат финансовых и трудовых ресурсов, а также времени.

Цель статистического наблюдения

   Цель наблюдения. Статистические наблюдения чаще всего преследуют практическую цель – получение достоверной информации для выявления закономерностей развития явлений и процессов. Например, целью микропереписи населения России 1994 г. было получение данных о численности, составе населения, условиях его проживания.
   Задача наблюдения предопределяет его программу и формы организации. Неясно поставленная цель может привести к тому, что в процессе наблюдения будут собраны ненужные данные или, наоборот, не будут получены сведения, необходимые для анализа.
   Объект и единица наблюдения. Отчетная единица. При подготовке наблюдения кроме цели следует точно определить, что именно подлежит обследованию, т. е. установить объект наблюдения.
   Под объектом наблюдения понимается некоторая статистическая совокупность, в которой проистекают исследуемые социально-экономические явления и процессы. Объектами наблюдения могут быть:
   - совокупность физических лиц (население отдельного региона, страны; лица, занятые на предприятиях отрасли),
   - физические единицы (станки, машины, жилые дома),
   - юридические лица (предприятия, фермерские хозяйства, коммерческие банки, учебные заведения) и др.
   Чтобы определить объект статистического наблюдения, необходимо установить границы изучаемой совокупности. Для этого следует указать важнейшие признаки, отличающие его от других сходных объектов. Например, прежде чем проводить обследование рентабельности промышленных предприятий, следует определить формы собственности, организационно-правовые формы предприятий, отрасли промышленности и регионы, подлежащие наблюдению.
   Всякий объект статистического наблюдения состоит из отдельных элементов – единиц наблюдения.
   В статистике единицей наблюдения (в зарубежной литературе используется термин "элементарная единица") называют составной элемент объекта, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации. Например, при демографических обследованиях единицей наблюдения может быть человек, но может быть и семья; при бюджетных обследованиях – семья или домашнее хозяйство.
   Единицу наблюдения следует отличать от отчетной единицы. Отчетной единицей выступает субъект, от которого поступают данные об единице наблюдения. Так, при организации статистического наблюдения в капитальном строительстве информация о строящихся объектах - единицах наблюдения - может быть получена от проектных или подрядных организаций, или от предприятий-застройщиков - отчетных единиц.
   Единица наблюдения и отчетная единица могут совпадать. Например, если надо определить объем освоенных за год капитальных вложений, то предприятие-застройщик будет одновременно и единицей наблюдения, и отчитывающейся организацией. Однако при изучении процесса концентрации капитальных вложений отчетной единицей по-прежнему будет застройщик, а единицей наблюдения – стройки и объекты, строительство которых ведет данный застройщик.

Программа статистического наблюдения.

   Программа статистического наблюдения. Всякое явление обладает множеством различных признаков. Собирать информацию по всем признакам нецелесообразно, а часто и невозможно. Поэтому необходимо отобрать те признаки, которые являются существенными, основными для характеристики объекта, исходя из цели исследования. Для определения состава регистрируемых признаков разрабатывают программу наблюдения.
   Программа наблюдения – это перечень признаков (или вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения. От того, насколько хорошо разработана программа статистического наблюдения, во многом зависит качество собранной информации.
   Чтобы составить правильно программу наблюдения, исследователь должен ясно представлять задачи обследования конкретного явления или процесса, определить состав используемых в анализе методов, необходимые группировки и уже на основе этого выявить те признаки, которые можно определить при проведении работы. Обычно программа выражается в форме вопросов переписного (опросного) листа, бланка, анкеты, карты.
   К программе статистического наблюдения предъявляются следующие требования.
   Программа должна содержать существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое явление, его тип, основные черты, свойства. Не следует включать в программу признаки, имеющие второстепенное значение по отношению к цели обследования или значения которых заведомо будут недостоверны или отсутствовать. Например, если признаки отсутствуют в первичном учете. А также при незаинтересованности отчетных единиц в представлении такой информации, так как она является предметом коммерческой тайны.
   Вопросы программы должны быть точными и не двусмысленными, понимание их опрашиваемыми должно быть однозначно, иначе полученный ответ может содержать искаженную, а потому не верную информацию. Они должны быть также легкими для понимания во избежание лишних трудностей при получении ответов.
   При разработке программы следует не только определить состав вопросов, но и их последовательность. Логичный порядок в последовательности вопросов (признаков) поможет получить достоверные сведения об явлениях и процессах. Иногда расположение и варьирование вопросов позволяет выявить латентные (скрытые) признаки, проверить достоверность ответов.
   Наблюдение редко может охватить территорию всей страны. При сборе сведений о стоимости потребительской корзины в Москве и Санкт-Петербурге местом проведения обследования будут территории этих двух крупнейших городов страны.
   Выбор времени наблюдения заключается в решении двух вопросов:
   - установление критического момента (даты) или интервала времени;
   - определение срока (периода) наблюдения.
   Под критическим моментом (датой) понимаются конкретный день года, час дня, по состоянию на который должна быть проведена регистрация признаков по каждой единице исследуемой совокупности. Так, например, критическим моментом микропереписи населения РФ в 1994 г. был 0 часов в ночь с 13 на 14 февраля 1994 г. Критический момент устанавливается с целью получения сопоставимых статистических данных. В случае исследования варьирования биржевых котировок на торгах валютных бирж в различных городах России необходимо иметь данные о курсах доллара США, японской иены, немецкой марки и других валют, зарегистрированные в один и тот же день. Если же надо проанализировать изменение объема продаж какой-либо валюты на биржевом рынке в отчетном месяце по сравнению с предыдущим месяцем, то устанавливается не критический момент, а интервал времени, за который следует получить статистические данные. Выбор критического момента или интервала времени определяется прежде всего целью исследования.
   Срок (период) наблюдения – это время, в течение которого происходит заполнение статистических формуляров, т. е. время, необходимое для проведения массового сбора данных. Этот срок определяется исходя из объема работы (числа регистрируемых признаков и единиц в обследуемой совокупности) и численности персонала, занятого сбором информации. Следует учитывать, что отдаление периода наблюдения от критического момента или интервала времени может привести к снижению достоверности получаемых сведений. Например, микроперепись населения, упомянутая ранее, проводилась в течение десяти дней с 14 по 23 февраля 1994 г.

Организационная работа в статистическом наблюдении

   Успех любого статистического наблюдения зависит не только от тщательности методологической подготовки, но и от правильного и своевременного решения широкого спектра организационных вопросов.
   Важнейшее место в организационной работе занимает подготовка кадров, в процессе которой проводится обучение и различного рода инструктажи с участием, например, сотрудников статистических органов, организаций, представляющих данные. Обсуждаются вопросы заполнения статистических документов (бланков), подготовки материалов наблюдения к автоматизированной обработке, методы анализа статистических данных и т. д.
   Если проведение наблюдения связано с большими затратами трудовых ресурсов, то для регистрации сведений в период проведения обследований привлекаются лица из числа неработающих (в том числе безработные) и некоторых категорий учащихся (студенты высших учебных заведений, учащиеся старших курсов техникумов). При проведении переписи населения таких лиц называют счетчиками. Обычно организуется обучение временного персонала. Оно проводится для выработки навыков правильного заполнения статистических формуляров счетчиками.
   Размножение документации самого обследования, документации для проведения инструктажей и рассылка их республиканским, краевым, областным комитетам и управлениям статистики также относятся к организационным вопросам наблюдения.
   В период подготовки статистического исследования типа переписи большая роль отводится массово-разъяснительной работе: проведению лекций, бесед, организации выступлений в печати, по радио и телевидению о значении, целях и задачах предстоящего обследования.
   Для согласования деятельности всех групп и/или служб, занятых подготовкой и проведением наблюдения, целесообразно составить календарный план, представляющий собой перечень (наименование) работ и сроки их исполнения отдельно для каждой группы или организации, занятой в проведении обследования.

Формы статистического наблюдения

   На этапе подготовки обследования нужно выяснить, как часто оно будет проводиться, будут ли обследоваться все единицы совокупности или только часть их, как получать информацию об объекте (путем личного интервью, по телефону, по почте, простым наблюдением и т. п.). Другими словами, - необходимо определить формы, способы и виды статистического наблюдения.
   Формы статистического наблюдения. В отечественной статистике используются три организационные формы (типы) статистического наблюдения:
   - отчетность (предприятий, организаций, учреждений и т. п.);
   - специально организованное статистическое наблюдение (переписи, единовременные учеты, обследования сплошного и несплошного характера);
   - регистры.
   Статистическая отчетность. Отчетность – это основная форма статистического наблюдения для органов государственной статистики. С ее помощью статистические органы в определенные сроки получают от предприятий, учреждений и организаций необходимые данные в виде установленных в законном порядке отчетных документов. Эти документы скрепляются подписями лиц, ответственных за их представление и достоверность собираемых сведений. Таким образом, документы статистической отчетности – это официальные документы, содержащей статистические сведения о работе предприятия, учреждения, организации и т. п.
   Отчетность как форма статистического наблюдения основана на первичном учете и является его обобщением. Первичный учет представляет собой регистрацию различных фактов, событий, производимую по мере их совершения, как правило, на особом документе, называемом первичным учетным документом.
   Для отчетности характерно то, что, во-первых, она утверждается органами государственной статистики. Представление информации по неутвержденным формам является нарушением отчетной дисциплины. Во-вторых, она имеет обязательный характер, т. е. все предприятия, учреждения, организации должны представлять ее в указанные сроки; юридическую силу, потому что подписывается руководителем предприятия (учреждения, организации); документальную обоснованность, так как все данные базируются на документах первичного учета.
   Действующую статистическую отчетность делят на типовую и специализированную. Состав показателей в типовой отчетности является единым для предприятий всех отраслей народного хозяйства. В специализированной отчетности состав показателей изменяется в зависимости от особенностей отдельных отраслей экономики.
   По срокам представления отчетность бывает ежедневная, недельная, двухнедельная, месячная, квартальная и годовая. Кроме годовой отчетности все перечисленные виды представляют собой текущую отчетность.
   По способу представления сведений отчетность делится на телеграфную, телетайпную, почтовую.
   Достоверность и качество выводов на основе статистической отчетности определяется квалификацией работников государственных статистических органов. Зачастую эта квалификация недопустимо низка, в результате в официальных статистических справочниках встречаются попросту анекдотические данные. Так, научными работниками сотрудники Госкомстата считают тех, кто получает зарплату в качестве лица, занимающего должность научного сотрудника. В результате все профессора вычеркиваются из числа ученых. Далее, оказывается, что в высшая школа составляет 5% от российской науки, хотя в ней сосредоточена примерно половина докторов и кандидатов наук. Такие "статистические выводы" дают уже базу для принятия совершенно неверных решений руководством страны. Оказывается также, что число вузов, готовящих аспирантов, примерно в 2 раза больше числа вузов, ведущих научные исследования (т.е. получающих госбюджетное финансирование). А ведь всем ясно, что аспиранты занимаются научными исследованиями…
   Кроме низкой квалификации, большое значение имеет давление со стороны власти. Мы уже не раз отмечали, что занялись исследованиями инфляции потому, что наши данные о росте цен были примерно в 2 раза выше официальных данных.
   Приходится констатировать, что, с одной стороны, доверия к данным Госкомстата нет, с другой стороны, иных данных зачастую нет. Чему можно верить в публикациях Госкомстата? Видимо, тому, что измерено в натуральных показателях. Например, демографическим данным (о рождениях и смертях). Различные обобщенные стоимостные показатели вызывают сомнение. Например, какой разумный смысл могут иметь данные о ВВП (валовом внутреннем продукте), если в нем 13% составляют услуги банков? Что же такое полезное делают банки? Оказывают банковские услуги. Дал кредит на миллион рублей - и в ВВП добавляется миллион. Итак, несколько дней работы клерков приравниваются к производству и продаже 160 000 батонов хлеба. Явная чушь! Значит, ВВП - показатель, не имеющий реального экономического смысла. Он может использоваться в политических играх, как и, скажем, завышенные на 2-3 порядка "статистические данные" о репрессиях 1930-х годов.
   Специально организованное статистическое наблюдение. В том числе перепись. Специально организованное наблюдение проводится с целью получения сведений, отсутствующих в отчетности, или для проверки ее данных. Наиболее простым примером такого наблюдения является перепись. Российская практическая статистика проводит переписи населения, материальных ресурсов, многолетних насаждений, неустановленного оборудования, строек незавершенного строительства, оборудования и др.
   Перепись – это специально организованное наблюдение, повторяющееся, как правило, через равные промежутки времени, с целью получения данных о численности, составе и состоянии объекта статистического наблюдения по ряду признаков.
   Характерными особенностями переписи являются: одновременность проведения ее на всей территории, которая должна быть охвачена обследованием; единство программы наблюдения; регистрация всех единиц наблюдения по состоянию на один и тот же критический момент времени. Программа наблюдения, приемы и способы получения данных по возможности должны оставаться неизменными. Это позволяет обеспечить сопоставимость собираемой информации и получаемых в ходе разработки материалов переписи обобщающих показателей. Тогда можно не только определить численность и состав исследуемой совокупности, но и проанализировать ее количественное изменение в период между двумя обследованиями.
   Из всех переписей наиболее известны переписи населения. Их цель состоит в установлении численности и размещения населения по территории страны, характеристики его состава по полу, возрасту, занятиям и другим показателям. Первая всеобщая перепись населения России была проведена в 1897 г., а последняя – в 1989 г.
   В период подготовки всеобщей переписи для уточнения и апробации программно-методических и организационных вопросов наблюдения проводят пробную перепись. Например, такая перепись была осуществлена в декабре 1986 г. Это обследование охватило не все население, а только пять процентов населения страны. Запись сведений при переписи населения всегда проводится на основе его опроса (без требования предъявить какие-либо документы, подтверждающие правильность ответа).
   Переписи получили большое распространение и в зарубежной статистике. Среди них наиболее интересными являются систематически проводимые в США переписи отраслей национального хозяйства, в частности переписи обрабатывающей промышленности, называемые цензами. (Следует иметь в виду, что слово "ценз" имеет несколько значений. Это не только синоним слова "перепись". Под ним еще понимается ряд признаков, наличие которых при организации наблюдения служит основанием для отнесения той или иной единицы к исследуемой совокупности.) Американские переписи охватывают все предприятия и проводятся один раз в пять лет (в годы, оканчивающиеся на цифру 2 или 7). В промежутках между переписями проводятся ежегодные выборочные обследования для заполнения пробелов в данных.
   Программа таких переписей предусматривает получение данных о численности занятого населения, заработной плате, отработанных человеко-часах, затратах по снабжению; сведений о потреблении электроэнергии, капитальных вложениях, стоимости и количестве отгруженной продукции, запасах готовой продукции, стоимости незавершенного производства, материалов и топлива на конец года. А также содержит специальные вопросы о типе предприятия, его оборудовании и т. д.
   Опросные формы посылаются предприятиям для заполнения по почте за 4-7 месяцев до начала переписи. Это позволяет отчетным единицам своевременно и правильно заполнить переписные листы.
   Кроме переписей, государственная статистика проводит и другие специально организованные наблюдения, в частности бюджетные обследования, которые характеризуют структуру потребительских расходов и доходов семей.
   Регистровая форма наблюдения. Регистровое наблюдение – это форма непрерывного статистического наблюдения за долговременными процессами, имеющими фиксированное начало, стадию развития и фиксированный конец. Оно основано на ведении статистического регистра. Регистр представляет собой систему, постоянно следящую за состоянием единицы наблюдения и оценивающую силу воздействия различных факторов на изучаемые показатели. В регистре каждая единица наблюдения характеризуется совокупностью показателей. Одни из них остаются неизменными в течение всего времени наблюдения и регистрируются один раз; другие показатели, периодичность изменения которых неизвестна, обновляются по мере изменения; третьи – представляют собой динамические ряды показателей с заранее известным периодом обновления. Все показатели хранятся до полного завершения наблюдения за единицей обследуемой совокупности.
   Организация и ведение регистра невозможны без решения следующих вопросов:
   - когда заносить в регистр и исключать из него единицы совокупности?
   - какая информация должна храниться?
   - из каких источников следует брать данные?
   - как часто обновлять и дополнять информацию?
   В практике статистики различают регистры населения и регистры предприятий. Регистр населения – поименованный и регулярно актуализируемый перечень жителей страны. Программа наблюдения ограничена общими признаками, такими, как пол, дата и место рождения, дата вступления в брак (эти данные остаются неизменными в течение всего периода наблюдения) и брачное состояние (переменный признак). Как правило, регистры хранят информацию только по тем переменным признакам, изменение значений которых документально оформлено. Информация в регистр заносится на каждого родившегося и прибывшего из-за границы. Если человек умер или выехал на постоянное место жительства из страны, то сведения о нем изымаются из регистра. Регистры населения ведутся по отдельным регионам страны. При перемене места жительства сведения по единице населения передаются в регистр соответствующей территории. В связи с тем, что правила регистрации довольно сложны и ведение регистра требует больших затрат, эта форма наблюдения практикуется в государствах с небольшой численностью и высокой культурой населения (в основном это европейские страны). Необходимо отметить, что регистр населения, как любой регистр, охватывающий наблюдением значительную совокупность единиц, содержит данные по весьма ограниченному числу признаков. Поэтому ведение регистра предполагает проведение специально организованных обследований, в том числе и переписей населения.
   Регистр предприятий включает в себя все виды экономической деятельности и содержит значения основных признаков по каждой единице наблюдаемого объекта за определенный период или момент времени. Регистры предприятий содержат данные о времени создания (регистрации предприятия), его название и адрес, телефон, информацию об организационно-правовой форме, структуре, виде экономической деятельности, количестве занятых (этот показатель отражает также размер предприятия) и др.
   В нашей стране были разработаны три регистра: промышленных предприятий, строек и подрядных организаций. Внедрение их в статистическую практику существенно повысило информационный и аналитический уровни статистики, позволило решить ряд экономико-статистических задач, для которых непригодны другие формы статистического наблюдения. В настоящее время ведутся работы по созданию единого регистра для всех хозяйственных единиц. Ему отводится важное значение во внедрении т.н. "системы национальных счетов" в статистическую практику.
   Единый государственный регистр предприятий и организаций всех форм собственности (ЕГРПО) дает возможность организовать сплошное наблюдение (по ограниченному кругу статистических показателей) предприятий, зарегистрированных на территории России. Он позволяет получить непрерывные ряды показателей в случае изменения территориальной, отраслевой и других структур совокупности.
   В регистр заносятся данные по всем предприятиям, организациям, учреждениям и объединениям независимо от их формы собственности, включая предприятия с иностранными инвестициями, банковские учреждения, общественные организации (объединения) и другие юридические лица.
   Информационный фонд регистра содержит,
   во-первых, регистровый код субъекта;
   во-вторых, сведения об отраслевой, территориальной принадлежности субъекта, его подчиненности, виде собственности, организационной форме;
   в-третьих, справочные сведения (фамилии руководителей, адреса, номера телефонов, факсов и т. д., а также сведения об учредителях)
   и, наконец, в-четвертых, экономические показатели.
   Значения последних будут заноситься в регистр на основе бухгалтерской и статистической отчетностей, представляемых в региональные органы статистики. Регистр содержит данные о следующих показателях:
   - среднесписочная численность работников;
   - средства, направляемые на потребление;
   - остаточная стоимость основных средств;
   - балансовая прибыль (убыток);
   - уставный фонд.
   Так как регистр ведется по отдельным территориям, то региональные статистические службы могут расширять состав экономических показателей в случае необходимости. ЕГРПО позволит производить отбор и группировку любой совокупности единиц по одному или нескольким признакам.
   Сбор данных об единицах наблюдения осуществляется в процессе их государственной регистрации и последующего учета. При закрытии предприятия ликвидационная комиссия в десятидневный срок уведомляет об этом службу ведения регистра. Пользователями регистра могут быть любые юридические или физические лица, заинтересованные в информации. Сама целесообразность разработки и ведения подобного регистра для ряда специалистов остается сомнительной.

Способы статистического наблюдения

   Способы статистического наблюдения. Статистическая информация может быть получена различными способами, важнейшими из которых являются непосредственное наблюдение, документальный учет фактов и опрос.
   Непосредственным называют такое наблюдение, при котором сами регистраторы путем непосредственного замера, взвешивания, подсчета или проверки работы и т. д. устанавливают факт, подлежащий регистрации, и на этом основании производят записи в формуляре наблюдения. Этот способ применяют, например, при наблюдении за вводом в действие жилых домов.
   Документальный способ наблюдения основан на использовании в качестве источника статистической информации различного рода документов, как правило, учетного характера. При надлежащем контроле за постановкой первичного учета и правильном заполнении статистических формуляров документальный способ дает достаточно точные результаты.
   Опрос – это способ наблюдения, при котором необходимые сведения получают со слов респондента (т.е. опрашиваемого физического лица). Он предполагает обращение к непосредственному носителю признаков, подлежащих регистрации во время наблюдения, и используется для получения информации о явлениях и процессах, не поддающихся непосредственному прямому наблюдению.
   В статистике применяются следующие виды опросов: устный (экспедиционный), саморегистрации, корреспондентский, анкетный и явочный.
   При устном (экспедиционном) опросе специально подготовленные работники (интервьюеры, счетчики, регистраторы) получают необходимую информацию на основе опроса соответствующих лиц и сами фиксируют ответы в формуляре (бланке, карте, анкете) наблюдения. По форме проведения устный опрос может быть прямым (как это имеет место при переписи населения), когда счетчик "лицом к лицу" встречается с каждым респондентом, и опосредованным, например по телефону (этот способ дает смещение выборки).
   При саморегистрации формуляры заполняются самими респондентами, а счетчики раздают им бланки опросных листов, разъясняют правила их заполнения, а затем их собирают.
   Корреспондентский способ заключается в том, что сведения в органы, ведущие наблюдения, например, в редакции газет, сообщает штат добровольных корреспондентов (т.н. "стукачей"). Этот вид опроса требует наименьших затрат, но не дает уверенности в том, что полученный материал является высококачественным, так как не всегда возможно непосредственно на месте проверить правильность полученных ответов. К тому же выборка обычно бывает смешенной.
   Анкетный способ предполагает сбор информации в виде анкет и этим напоминает способ саморегистрации. Определенному кругу респондентов вручаются специальные вопросники (анкеты) либо лично, либо путем публикации в периодической печати. Заполнение этих вопросников носит добровольный характер и осуществляется, как правило, анонимно (в этом отличие от способа саморегистрации). Обычно обратно получают меньше анкет, чем рассылают. Этот способ сбора информации (как и устный (экспедиционный)) используется при несплошном наблюдении. Анкетный опрос применяется в обследованиях, где не требуется высокая точность, а нужны приближенные, ориентировочные результаты, например, при изучении общественного мнения о работе городского транспорта, торговых предприятий и т. д. не нужно преувеличивать точность сплошных наблюдений, поскольку всегда есть ошибки регистрации, а иногда они могут быть намеренными и потому весьма значимыми.
   Явочный способ предусматривает представление сведений в органы, ведущие наблюдение в явочном порядке, например при регистрации браков, рождений, разводов и т.д.
   При выборе вида того или иного опроса необходимо учитывать: с какой точностью надо провести наблюдения; возможность практического применения того или иного способа; материальные возможности.

Виды статистического наблюдения.

   Виды статистического наблюдения. Статистические наблюдения можно разбить на группы по следующим признакам:
   - времени регистрации фактов;
   - охвату единиц совокупности.
   По времени регистрации фактов бывает непрерывное (текущее), периодическое и единовременное наблюдение. При текущем наблюдении изменения в отношении изучаемых явлений фиксируются по мере их наступления, например при регистрации рождений, смерти, состояния в браке. Такое наблюдение проводится с целью изучения динамики какого-либо явления.
   Данные, отражающие изменения объекта, могут быть собраны в ходе нескольких обследований. Они обычно проводятся по схожей программе и инструментарию и называются периодическими. К такому виду наблюдения относятся переписи населения, которые проводятся обычно через каждые 10 лет, регистрация цен производителей по отдельным товарам, которая в настоящее время проводится ежемесячно.
   Единовременное обследование дает сведения о количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его исследования. Повторная регистрация проводится спустя какое-то время (не определенное заранее) или может не проводиться вообще. Единовременным обследованием была, например, инвентаризация незавершенного производственного строительства 1990 г.
   По охвату единиц совокупности статистическое наблюдение бывает сплошное и несплошное. Задачей сплошного наблюдения является получение информации обо всех единицах исследуемой совокупности.
   До последнего времени российская система государственной статистики опиралась прежде всего на сплошное наблюдение. Однако такой вид наблюдения имеет серьезные недостатки: высокую стоимость получения и обработки всего объема информации; большие затраты трудовых ресурсов; недостаточную оперативность информации, так как для ее сбора и обработки необходимо много времени. И наконец, ни одно сплошное наблюдение, как правило, не обеспечивает полного охвата всех без исключения единиц совокупности. Большее или меньшее число единиц обязательно остается вне наблюдения как при проведении единовременных обследований, так и при такой форме наблюдения, как отчетность. Например, в настоящее время значительная часть предприятий негосударственного сектора не представляет необходимую информацию органам государственной статистики, даже несмотря на принятый Закон РФ "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности". Количество и доля неохваченных единиц зависят от многих факторов: вида обследования (по почте, с помощью устного опроса); типа отчетной единицы; квалификации регистратора; содержания вопросов, предусмотренных программой наблюдения; времени дня или года, когда проводится обследование, и др.
   Совершенно непонятно, какая доля собранной Госкомстатом информации реально кем-либо используется. Следовало бы исходить из заявок потребителей статистической информации, а не из постоянно разраставшейся системы статистической отчетности. В результате в настоящее время каждое ведомство ведет свой статистический учет: Минфин свой, Министерство налогов и сборов - свой, Пенсионный Фонд - свой, Госкомстат - свой…
   Несплошное наблюдение изначально предполагает, что обследованию подлежит лишь выборка - часть единиц изучаемой совокупности. При его проведении следует заранее определить, какая часть совокупности должна быть подвергнута наблюдению и каким образом следует отобрать те единицы, которые должны быть обследованы.
   Одним из преимуществ несплошных наблюдений является возможность получения информации в более короткие сроки и с менышими затратами ресурсов, чем при сплошном наблюдении. Это связано с меньшим объемом собираемой информации, а следовательно, с более низкими затратами на ее получение, проверку достоверности, обработку, анализ.
   Существует несколько видов несплошного наблюдения. Одно из них – случайное выборочное наблюденне. Это довольно распространенный вид, основанный на принципе случайного отбора тех единиц изучаемой совокупности, которые должны быть подвергнуты наблюдению. При правильной организации выборочное наблюдение дает достаточно точные результаты, вполне пригодные для характеристики всей исследуемой совокупности. В этом состоит достоинство выборочного наблюдения по сравнению с другими видами несплошного наблюдения.
   Численность выборочной совокупности зависит от природы (характера) исследуемого социально-экономического явления. В выборочной совокупности должны быть представлены все типы единиц, имеющиеся в исследуемой совокупности. В противном случае выборочная совокупность не будет достаточно точно воспроизводить пропорции и зависимости, характерные для совокупности во всем ее объеме. Как говорят, выборка должна быть представительной (репрезентативной).
   Разновидностью выборочного наблюдения является метод моментных наблюдений. Суть его состоит в том, что информация собирается путем регистрации значений признаков у единиц выборочной совокупности в некоторые заранее определенные моменты времени. Поэтому метод моментных наблюдений предполагает отбор не только единиц исследуемой совокупности (выборку в пространстве), но и моментов времени, в которые проводится регистрация состояния исследуемого объекта -(выборка во времени).
   Этот вид наблюдения применяется, например, при проведении обследований доходов населения. В последнее время люди часто отказываются давать информацию о своих доходах.
   Следующий вид несплошного наблюдения – это метод основного массива. При нем обследованию подвергаются самые существенные, обычно наиболее крупные единицы изучаемой совокупности, которые по основному (для конкретного исследования) признаку имеют наибольший удельный вес в совокупностн. Именно этот вид используется для организации наблюдения за работой городских рынков. Ясно, что он дает смешенные результаты, поскольку наиболее крупные единицы могут функционировать совсем по иным принципам, чем мелкие.
   Монографическое обследование представляет собой вид несплошного наблюдения, при котором тщательному обследованию подвергаются отдельные единицы изучаемой совокупности, обычно представители каких-либо новых типов явлений. Оно проводится с целью выявления имеющихся или намечающихся тенденций в развитии данного явления. Монографическое обследование, ограничиваясь отдельнымн единицами наблюдения, изучает их с высокой степенью детализации, которой нельзя достигнуть при сплошном или даже выборочном обследовании. Детальное статистико-монографическое изучение одного завода, фермы, бюджета семьи и т. д. позволяет уловить те пропорции и связи, которые ускользают из поля зрения при массовых наблюдениях. Таким образом, при монографическом обследовании статистическому наблюдению подвергаются отдельные единицы совокупности, причем они могут представлять собой как действительно единичные случаи, так и совокупности малого размера. При проведении монографических обследований со статистиками и социологами конкурируют писатели. Например, роман И.С. Тургенева "Отцы и дети" дает такую характеристику нового для середины девятнадцатого века явления, как нигилизм, какую не мог бы дать ни один статистик или социолог.
   Монографическое обследование часто проводится для составления программы нового массового наблюдения. Можно сказать, что существует тесная связь между сплошным (или выборочным) и монографическим наблюдениями. С одной стороны, для отбора единиц наблюдения, которые должны быть подвергнуты монографическому изучению, используют данные массовых обследований. С другой – результаты монографических обследований дают возможность уточнить структуру исследуемой совокупности и, что очень важно, связь между отдельными признаками, характеризующими изучаемое явление. Это позволяет уточнить программу массового наблюдения, характерные черты и основные признаки объекта исследования.

Ошибки наблюдения

   Точностью статистического наблюдения называют степень соответствия величины какого-либо показателя (значение какого-либо признака), определенной по материалам статистического наблюдения, действительной его величине.
   Расхождение между расчетным и действительным значением изучаемых величин называется ошибкой наблюдения.
   Точность данных – это основное требование, предъявляемое к статистическому наблюдению. Чтобы избежать ошибок наблюдения, предупредить, выявить и исправить их возникновение, необходимо:
   - обеспечить качественное обучение персонала, который будет проводить наблюдение;
   - организовать специальные частичные или сплошные контрольные проверки правильности заполнения статистических формуляров;
   - провести логический и арифметический контроль полученных данных после окончания сбора информации.
   В зависимости от причин возникновения различают ошибки регистрации и ошибки репрезентативности.
   Ошибки регистрации – это отклонения между значением показателя, полученного в ходе статистического наблюдения, и фактическим, действительным его значением. Этот вид ошибок может быть и при сплошном, и при несплошном наблюдениях.
   Систематические ошибки регистрации всегда имеют одинаковую тенденцию либо к увеличению, либо к уменьшению значения показателей по каждой единице наблюдения, и поэтому величина показателя по совокупности в целом будет включать в себя накопленную ошибку. Примером статистической ошибки регистрации при проведении социологических опросов населения может служить округление возраста населения, как правило, на цифрах, оканчивающихся на 5 и 0. Многие опрашиваемые, например, вместо 48-49 и 51-52 лет говорят, что им 50 лет.
   В отличие от ошибок регистрации ошибки репрезентативности характерны только для несплошного наблюдения. Они возникают потому, что отобранная и обследованная совокупность недостаточно точно воспроизводит (репрезентирует) всю исходную совокупность в целом.
   Отклонение значения показателя обследованной совокупности от его величины по исходной совокупности называется ошибкой репрезентативности.
   Ошибки репрезентативности также бывают случайные и систематические. Случайные ошибки возникают, если отобранная совокупность неполно воспроизводит всю совокупность в целом. Ее величина может быть оценена с помощью методов эконометрики.
   Систематические ошибки репрезентативности появляются вследствие нарушения принципов отбора единиц из исходной совокупности, которые должны быть подвергнуты наблюдению. Для выявления и устранения допущенных при регистрации ошибок может применяться счетный и логический контроль собранного материала.
   Счетный контроль заключается в проверке точности арифметических расчетов, применявшихся при составлении отчетности или заполнении формуляров обследования.
   Логический контроль заключается в проверке ответов на вопросы программы наблюдения путем их логического осмысления или путем сравнения полученных данных с другими источниками по этому же вопросу.
   Примером логического сопоставления могут служить листы переписи населения. Так, например, в переписном листе пятилетний мальчик показан женатым, а годовалый ребенок – грамотным. Ясно, что полученные ответы на вопросы неверны. Подобные записи требуют уточнения сведений и исправления допущенных ошибок. Другим примером сравнения могут быть сведения о заработной плате работников промышленного предприятия, которые имеются в отчете по труду и в отчете по себестоимости продукции. В торговле примером такого логического контроля может служить сопоставление сведений о фонде оплаты труда, содержащихся как в отчетности по труду, так и в отчете по издержкам обращения.
   После получения статистических формуляров следует прежде всего провести проверку полноты собранных данных, т.е. определить, все ли отчетные единицы заполнили статистические формуляры и значения всех ли показателей отражены в них. Следующим этапом контроля точности информации является арифметический контроль. Он основывается на использовании количественных связей между значениями различных показателей. Например, если среди собранных данных имеются сведения о численности промышленно-производственного персонала, выработке товарной продукции в среднем на одного работающего и стоимости товарной продукции, то произведение первых двух показателей должно дать значение третьего показателя. Если арифметический контроль покажет, что данная зависимость не выполняется, это будет свидетельствовать о недостоверности собранных данных. Поэтому в программу статистического наблюдения целесообразно включать показатели, которые дают возможность провести арифметический контроль.
   Обычно для исправления ошибок, выявленных в ходе логического контроля, требуется повторно обратиться к источнику сведений.

Практическое применение выборочного метода в исследовании клиентов службы занятости.

   Структурные изменения в экономике оказали существенное влияние на занятость населения (увеличился уровень безработицы). Понятие безработицы требует специального определения.
   Куда же идут люди, оставшиеся без работы? Сначала каждый пытается устроиться на работу "своими силами". Многие сразу или после безуспешных поисков работы обращаются в органы службы занятости, основной задачей которых является трудоустройство обратившихся в них граждан по специальности с достаточной для каждого оплатой труда, удобным расположением рабочего места относительно места жительства.
   Для того, чтобы предлагать подходящую работу, необходимо иметь информацию о каждом нуждающемся в трудоустройстве.
   Следует отметить целесообразность анализа состава безработных, обратившихся в службу занятости. Результаты анализа будут не только интересны, но и полезны для работы службы занятости.
   Состав и численность обратившихся в службу занятости меняется от месяца к месяцу, от сезона к сезону. Для оценки ситуации и выявления пожеланий безработных можно проводить выборочные обследования. Бесспорным преимуществом выборочного метода являются минимальные затраты времени на получение репрезентативных данных.
   Для формирования выборочной совокупности из общего числа обратившихся в службу занятости можно применить типическую выборку, которая предполагает предварительное разделение генеральной совокупности на однородные группы, которые образуются посредством специально проведенной типической группировки единиц генеральной совокупности или использования имеющихся, естественно сложившихся явлений. В данном случае всех обратившихся за помощью в трудоустройстве можно разделить на мужчин и женщин, выделяя их по уровню образования, специальности, предыдущей должности и другим признакам и в каждой полученной группе провести отбор, пропорциональный численности групп.
   На стадии проектирования рассчитывается объем выборочной совокупности. При отборе единиц пропорционально численности типических групп число наблюдений по каждой группе определяется по формуле:

ni =n*Ni / N,

   где ni- объем выборки для i-й типической группы;
   Ni- объем i-й типической группы;
   n - общий объем выборки;
   N - общих объем генеральной выборки.
   После проведения выборочного наблюдения следует рассчитать ошибки выборочных показателей. Для определения предельной ошибки выборки средней величины количественного признака при бесповторном отборе используется формула

D x = t s x/ (n*(1-n/N))1/2.

   При этом sx - оценка среднего квадратического отклонения изучаемого показателя, коэффициент доверия t зависит от вероятности, с которой гарантируется величина предельной ошибки выборки. Иногда рекомендуется принимать доверительную вероятность, равную 0,997 (t=3). доверительный уровень вероятности 0,997 означает, что только в 3-х случаях из 1000 ошибка может выйти за установленные границы. Затронутая тематика относится к эконометрике.
   Для получения дополнительных сведений о безработных в выборочной совокупности можно провести анкетирование. Определяя необходимый круг вопросов, надо исходить из цели анкетирования - получения дополнительной информации для трудоустройства с учетом имеющейся профессии и пожеланий лица, обратившегося в службу занятости. Таким образом, в анкету следует включить вопросы об образовании, профессии, стаже и последнем месте работы. Следует выяснить по результатам анкетирования численность желающих обучаться на курсах с целью повышения квалификации и приобретения новой профессии. Распространив результаты выборочного наблюдения на генеральную совокупность, можно определить численность будущих желающих пройти обучение - это необходимо для принятия решения о целесообразности организации обучения на курсах и дальнейшем их трудоустройстве. Таким образом, принятие решения об организации учебы возможно на данных анкетирования минимального числа обратившихся в службу занятости.
   Если включить в анкету вопрос о требованиях безработного к новой работе, то можно определить сферу, географию, режим работы и другие характеристики желаемой работы. Используя полученные данные, можно сопоставить численность безработных с имеющимися вакантными местами и определить возможность трудоустройства обратившихся в службу занятости.
   Наиболее сложным и ответственным этапом составления анкеты является формулировка вопросов. Поэтому вопрос должен соответствовать теме и задачам исследования. Форма вопросов должна ориентироваться на сотрудничество.
   Рассмотрим ряд вопросов, которые, на мой взгляд, следует включить в анкету. Для определения уровня квалификации ставится вопрос об уровне специальной и общей подготовки, квалификационных разрядах и категориях, стаже работы. Для более подробной характеристики можно включить вопросы о владении иностранными языками, о навыках работы с ПЭВМ.
   Анализ социальной структуры безработицы предлагает выявление структуры безработных по основным социальным слоям и группам, по уровню доходов.
   Выбор нового места работы, помимо отмеченных факторов, зависит и от состояний здоровья. В этой связи ставится вопрос и о том, имеются ли ограничения к работе по состоянию здоровья.
   В конце анкеты респонденту предлагается в открытой форме высказать общее мнение по теме опроса, предложения и пожелания.
   Опираясь на выработанные в практике некоторые нормы, можно определить размер проектируемой анкеты. Считается, что 20-30 минут - это достаточное время, которое позволяет, не утомляясь, ответить на все вопросы.
   После составления анкеты рекомендуется проведение пробного анкетирования для выяснения целесообразности применения данной анкеты.
   Проведенный анкетный опрос обратившихся в службу занятости граждан позволил получить информацию о состоянии рынка рабочей силы в Чебоксарах.

Табл. 1. Состав рынка рабочей силы

Наименование групп

Процент

Высвобожденные работники

24,4

Уволенные по собственному желанию

39,3

Выпускники общеобразовательных школ, вузов, средних специальных заведений, профтехучилищ

12,4

Механический прирост населения

10,8

Уволенные из рядов вооруженных сил

4,6

Незанятое население

3,8

Освобожденные из мест лишения свободы

1,9

Женщины, вышедшие из трехлетнего отпуска по уходу за ребенком

2,8

Итого

100

   Основная доля выпадает на уволенных по собственному желанию и попавших под сокращение. Чаще всего причиной увольнение является очень низкая заработная плата, а также сокращение заработной платы вследствие длительного нахождения в отпусках без сохранения заработной платы (в административных отпусках).
   Безусловно, информация о причинах безработицы необходима для эффективной работы органов службы занятости и в определенной мере мажет способствовать подбору работы в соответствии с индивидуальными возможностями каждого.
   По результатам анкетирования выяснились некоторые различия по уровню образования среди мужчин и женщин.
   Основную часть безработных составляют лица с общим средним образованием, следовательно, возможности трудоустройства данной категории будут определяться и требованиями к образованию.
   По данным опроса почти половина обратившихся в службу занятости (40,5%) владеют двумя, а некоторые и большим количеством профессий. Вместе с тем на вопрос: "Хотите ли Вы иметь другую (дополнительную) специальность?" положительно ответили 61,5% респондентов. В основном это молодые люди, средний возраст которых 29 лет, изъявившие желание обучаться новым профессиям на курсах по направлению службы занятости. при определении своего будущего места работы каждый человек сопоставляет свои физические возможности с фактической нагрузкой на предлагаемой работе. В связи с этим в нашей анкете ставился вопрос о состоянии здоровья.
   Таким образом, выборочный метод, и в частности анкетирования безработных, позволяет получать самую разнообразную информацию в короткие сроки и с наименьшими затратами.

Заключение.

   Федеральная программа "Реформирования статистики в 1997-2000 годах" рассматривала реформирование системы статистического наблюдения как одно из основных программных направлений. Ставилась задача: "...перестроить методы сбора информации, реализовав комбинированный подход, в соответствии с которыми крупные и средние предприятия всех форм собственности будут обследованы с использованием сплошного метода учета, малые предприятия - выборочным способом…"
   Статистическое наблюдение обеспечивает получение необходимых данных о количественных значениях тех или иных показателей и, естественно, должны изменяться в соответствии с требованиями системы статистических наблюдений.
   Во-первых, как это предусматривается в федеральной программе реформирования статистики, необходимо создание системы регистров, субрегистров и банков данных, позволяющих накапливать, актуализировать и соответствующим образом трансформировать базовую информацию, необходимую для применения методически сложных методов наблюдения. К сожалению, несмотря на предпринимаемые усилия, Единый государственный регистр предприятий и организаций продолжает оставаться малопригодным для этих целей.
   Во-вторых, по мнению авторов программы, нужно решать проблему качества первичной статистической информации. Влияние ошибок на конечный результат наблюдения неизмеримо возрастает, поэтому на выверку первичных данных затрачиваются большие средства. Несмотря на всю психологическую сложность, необходимо рассмотреть вопрос о сопровождении публикаций статистических данных, ссылками на их точность. Должно прийти понимание: без ссылок на точность - нет статистических данных.
   Программный подход позволит проводить целевой комплекс мероприятий по совершенствованию системы статистического наблюдения: прежде всего формирование на базе системы статистических показателей социально-экономического развития перечня важнейших мероприятий за ходом и выполнением реализации экономических реформ в системе народнохозяйственного управления, методика важнейших показателей, учитываемых при проведении переписей, единовременных, выборочных и монографических обследований.
   Показатели должны быть максимально ориентированы на методологию, применяемую для международных статистических сопоставлений, а также свободными от конъюнктурных наслоений периода застоя.
   Предлагается разработать и внедрить в практика статистической системы цензов ряд регулярно предоставляемых отчетных показателей.
   Ценз содержит в себе ряд признаков (обычно в количественном выражении), наличие которых при проведении статистических работ (переписи, выборочные обследования и т.п.) служит основанием для отнесения объекта к исследуемой совокупности.
   Систему цензов можно применить также и для проведения единовременных учетов и обследований, охватывая ими лишь предприятия или организации, преобладающие в изучаемой совокупности.
   Исходя из программы совершенствования системы статистического наблюдения, предлагается следующая последовательность этапов ее разработки и реализации:
   1.Определение перечня статистических показателей, характеризующих важнейшие экономические процессы, для сплошного наблюдения, а также перечня показателей и объектов статистического наблюдения, информация по которым может быть получена при помощи переписей, выборочного наблюдения и единовременных учетов;
   2. Разработка и внедрение форм отчетности для сплошного наблюдения, а также форм и программ выборочного наблюдения и необходимого математического аппарата для распространения данных выборочного наблюдения на всю совокупность объектов;
   3. Разработка системы цензовой отчетности и необходимого математического аппарата для распространения цензовой отчетности на всю совокупность объектов;
   4.Обучение экономистов методам выборочных, монографических обследований и цензовой отчетности.
   Анализ федеральной программы "Реформирования статистики в 1997-2000 годах" показывает, что Госкомстат РФ продолжает игнорировать современную статистическую науку и двигается по наезженной колее. Более того, с составленной без всякого учета достижений высокий статистических технологий и эконометрики программой он не справился. Значит, еще долго на вопрос: "Можно ли верить данным Госкомстата?" мы должны будем отвечать: "Ни в коем случае".

Список используемой литературы.

   1. Башет К.В. "Статистика коммерческой деятельности" - М.: Финансы и статистика. 1996.
   2. "Вопросы статистики". -1996. - No.1, No.11.
   3. "Вопросы статистики". - 1997. - No. 2, No.4, No.5.
   4. Елисеева М.А. Общая теория статистики. - М.: Финансы и статистика, 1988.
   5. Харченко Л.П. Статистика. -М.: ИНФРА - М, 1997.

А.И.Орлов,
д.т.н., профессор МГТУ им. Н.Э.Баумана,
академик Российской академии статистических методов

*      *      *

   На сайте http://antorlov.chat.ru или его зеркале http://www.newtech.ru/~orlov Вы можете найти полезные макросы для Microsoft Word 97/2000 для создания книжек размером в половину листа, обьединения множества файлов в один, создания каталогов своих файлов, извлечения из недр Word'а красивых значков. Имеется конвертор "Число-текст" с возможностью автоматического обновления вставленных расшифровок. Также представлен учебник профессора А.И.Орлова по менеджменту, статьи А.И.Орлова по актуальным вопросам статистики и экономики. Имеется лекция об устройстве ядерных реакторов.
   Страница рассылки - http://antorlov.chat.ru/ivst.htm или http://www.newtech.ru/~orlov/ivst.htm.
   Если Вы живете в Москве, то для доступа к сайту www.newtech.ru/~orlov Вы можете воспользоваться бесплатным демо-доступом компании NewTech. Телефоны: (095)234-94-49, (095)956-37-46. Login: demo. Password: test. Вход под этим логином абсолютно бесплатный и открыт круглосуточно. Сеанс связи неограничен. Одновременно возможен вход не более 5 пользователей по демо-доступу. Если Вы видите сообщение об отказе в авторизации, значит, Вы - 6-й пользователь, входящий под этим логином, - повторите попытку позже. Доступ с использованием программы Netscape Navigator требует указания DNS: Primary DNS: 212.16.0.1, Secondary DNS: 193.232.112.1. В последнее время увеличилась загрузка бесплатных линий, так что для дозвона рекомендуется использовать какую-нибудь автоматическую программу вроде EDialer. Отказ сервера в принятии пароля не должен служить основанием для прекращения дозвона.
   На сайте http://karamurza.chat.ru представлена книга видного современного философа и политолога С.Г.Кара-Мурзы "Опять вопросы вождям", которая является глубоким научным исследованием современных проблем западного и российского общества. Данная книга может серьезно повысить образовательный уровень интересующихся политологическими и социологическими проблемами.

Удачи Вам и счастья!



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное