Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Опиум для народов

  Все выпуски  

Опиум для народов


О МЕДИТАЦИИ В СНЯТИИ НАРКОЗАВИСИМОСТИ


В последней рассылке крупнейшего южноафриканского реабилитационного центра "Stepping Stones"- статья Питера Повиса (Peter Powis) об использовании медитации. Не могу удержаться от желания привести полный перевод этой статьи:

Я нахожу захватывающим, когда научные открытия накладываются друг на друга таким образом, что проливают свет на давно существующие знания и практики. В этом году я побывал на конференции в Великобритании, где были презентациии, посвященные мозговой биохимии зависимостей и были также доклады, посвященные посттравматическому синдрому.

Представленные результаты исследований подтвердили, что нарушения в химической деятельности головного мозга являются важным фактором в развитии зависимостей. Нарушенная химическая деятельность часто оказывается предопределенной генетически, но может также быть следствием изменений, порожденных приемом наркотиков, а также другими факторами.

Другими словами, у многих людей биологическая предрасположенность к наркозависимости оказывается наследственной. У других нарушенная химическая активность мозга является результатом регулярного злоупотребления наркогенными веществами и/или результатом воздействия внешних факторов, как, например, какая-либо серьезная травма (жестокость, насилие и проч.)

Возможно, что у некоторых людей эти факторы накладываются друг на друга, почти гарантируя в будущем какого-то рода зависимость. Собственно говоря, в мозговой деятельности происходит вот что: цепочки, связанные с получением удовольствия, проходящие через средний мозг, разрегулируются, что сопровождается понижением производительности фронтальной части коры головного мозга, управляющей нашими способностями принимать обоснованные решения, откладывать удовольствие и планировать будущее.

Похоже, что при посттравматическом синдроме наблюдается аналогичная ситуация, при которой часть среднего мозга, ответственная за выживание (мозжечковая миндалина), становится сверхчувствительной и чрезмерно реагирующей на все, что может внушить страх, поэтому инстинктивная реакция страха подавляет четкую, рационально мыслящую предфронтальную кору головного мозга.

Мне показалось интересным, что похожие нарушения мозговой деятельности наблюдаются при зависимости и при посттравматическом синдроме. Особенно с учетом того, что при поверхностном обзоре литературы о гиперактивности (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) я увидел данные о схожих нарушениях. Затем я стал просматривать данные новейшего исследования об эффекте, производимом на мозг некоторыми формами медитации, и его выводы показались мне потрясающими.

В исследовании делается вывод, что вдумчивая медитация, известная еще со времен Будды, так же, как и практики, развивающие способности к состраданию, восстанавливают нарушения, наблюдаемые при зависимости, посттравматическом синдроме и гиперактивности.

В частности, эти открытия показывают, что регулярно выполняемая медитация уменьшает чрезмерную активность мозжечковой миндалины ("центра выживания" в среднем мозге), и улучшает функционирование префронтальной коры головного мозга. Неудивительно, что люди, регулярно практикующие медитацию, сообщают об улучшении самочувствия и способности не теряться в стрессовых ситуациях. Таким образом, они не действуют импльсивно, утрачивая осознанность.

Стрессы (конфликтные ситуации, давление со стороны окружающих, утраты, страхи) глубоко вплетены в большинство жизненных ситуаций. Поэтому для проходящих лечение людей (особенно на ранних стадиях лечения) вдумчивая медитация должна рассматриваться не просто как приятная добавка к стандартным процедурам, но как высокоэффективный инструмент для уменьшения вероятности рецидива и улучшения качества лечения. Одна из моих задач на следующий год - обеспечить пациентам возможность введения практик медитации в лечебный процесс.

О вдумчивой медитации

Что же такое вдумчивая медитация (медитация внимания)? Этот термин пришел из буддизма и имеет отношение к седьмому правилу так называемого благородного восьмеричного пути Будды.

Суть этого правила в следующем (перевод я взял с DharmaWiki):

"Необходимость постоянной бдительности – таково дальнейшее развитие того правила, согласно которому ищущий должен постоянно помнить о том, что уже изучено. Он постоянно должен рассматривать тело – как тело, ощущение – как ощущение, ум – как ум, душевное состояние – как душевное состояние."

То есть вдумчивая медитация - это постоянное внимание к себе и своим действиям, задавание самому себе вопросов: "Каковы мои мысли?", "Каковы мои действия?", "Каковы мои чувства?", "Каковы мои телесные ощущения?". Если говорить языком современной психологии, речь идет о регулярном рефлексировании.

Кстати говоря, такой вид медитации совершенно не соответствует тому, что чаще всего имеют в виду, говоря о медитации как концентрации на каком-то объекте или образе.

Поэтому иногда у нас происходят курьезные недоразумения с религиозными людьми, имеющими негативную информацию о медитации.

Кстати, несколько слов об отношении к религии в реабилитационном лагере клуба "Орион".

То, что религиозные подходы оказываются очень эффективны в избавлении от наркозависимости, не вызывает сомнения. И когда в лагерь приходит человек, причисляющий себя (пусть даже формально) к православным или какой-то иной конфессии, ему дается возможность использовать религиозные практики (прежде всего различные виды молитв) в работе над собой.

Приходят к нам в основном православные, но никакой конфессиональной ограниченности или миссионерских поползновений у нас нет.

Так вот, недавно, когда наша реабилитационная программа получала благословение в одном из киевских православных храмов, священник увидел в описании программы слово "медитация". И это сразу вызвало опасения. Пришлось подробно объяснять, почему подходы, которые мы называем словом "медитация", не противоречат христианской традиции. В конечном счете мы, конечно, получили благословение.

Но действительно, у традиционных западных религий (христианство, ислам, иудаизм) есть претензии к восточным медитационным психотехникам, связанным с концентрацией на внутренних образах. В основном высказываются претензии такого характера:

- обращение к Богу в мыслях и молитвах более предпочтительно, чем обращение к себе, своей энергетике и образам (чтобы не происходило "обожествление" себя);

- концентрация на внутренних образах, имеющих отдаленное отношение к реальности, сама по себе негативна, так как уводит из реальности в фантазии.

Но в любом случае к вдумчивой медитации эти претензии не имеют отношения. Например, в православии есть понятия "бдение" и "трезвение", очень близкие к предмету нашего обсуждения.

 


Будем рады ответить вам на вопросы, связанные с методиками реабилитации, а также любые другие вопросы наркологической тематики. Пишите нам:


В избранное