Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Рождение без насилия

  Все выпуски  

Рождение без насилия N64


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Рождение без насилия N64 (3 апреля 2001г.)
Информация данной рассылки - это личное мнение ее автора. Вся ответственность за возможные действия и их последствия, предпринятые в связи с этой рассылкой, лежит на тех, кто эти действия предпринимает. Читатель, будь ответственен за свои поступки!
Internet  > > >  birth.ft.inc.ru  > > >  Архив рассылки | Форум | Новости | Библиотека | Подписка
E-mail  > > >  birth@ft.inc.ru  > > >  Заказ предыдущих выпусков | Подписка

Сегодня мы снова вернемся к книге Анатолия Гармаева "Нравственная психология и педагогика", потому что самые интересные для нас главы (о беременности, родах и воспитании маленьких детей) остались непрочитанными.

В первом выпуске речь шла о репродуктивном обучении, традиционном для нашего общества, и о Способностях человека - в частности, о Врачевательной и Педагогической. Во втором - об эмоциональных запечатлениях, Триаде Эго и Триаде Совести, победе Эго-состояний над Силами Души и чрезмерном внимании к развитию способностей.

Тема: Нравственная психология и педагогика. Часть 3

Анатолий Гармаев,
священник

Электронный вариант книги воспроизводится по печатному изданию Макариев-Решемской Обители, Выпуск 49, 1999 год.


Как состояние матери во время беременности влияет на формирование Душевных Сил ее будущего ребенка:

"Еще в утробе матери в душе ребенка идет формирование Душевных Сил. В большей мере процесс этот зависит от душевного внимания матери и отца. Непременно обоих, а не только матери, как это принято думать сегодня. Обретение резервной полноты Душевных Сил в этот период имеет фундаментальное значение для всей последующей жизни. Физиологическое состояние матери играет значимую роль в том, каким будет ребенок после рождения. Физические нагрузки, которые несет мать, отражаются на здоровье ребенка.

Большинство людей очень мало знают или, зная, мало придают значения следующему факту: Душевные свойства и Душевные Силы ребенка прямо зависимы от душевного состояния матери и отца. Более того, именно в утробе ребенок обретает резерв развития Душевных Сил. Если мать, нося ребенка, переживает различные трудные состояния (раздражается, возмущается, обижается, гневается, вступает в конфликты с окружающими дома, на работе, в транспорте) - это признак малости или скудости ее Душевных Сил. Если бы Душевные Силы были, то могла бы терпеть. Муж раздражается - Душевных Сил хватает, чтобы смолчать. Муж раздражается еще больше - Душевных Сил хватает, чтобы терпеть. Иногда бывает хватает Душевных Сил не только на то, чтобы терпеть, но и прощать и оставаться ласковой к раздраженному мужу и тем самым растворить это раздражение. А бывает, что Душевных Сил хватает даже на то, чтобы любить мужа. Он пришел в гневном, разбитом состоянии, но любви хватает, чтобы покрыть это улыбкой, нежностью, лаской, теплом, заботой, и, глядишь, через пятнадцать минут сидит за кухонным столом совершенно умиротворенный, спокойный и счастливый муж в своей семье.

Когда так свободны Душевные Силы, естественно, мать хранит окружающих людей в мире друг с другом и с собой. Счастлива та мать, которая в дополнение к собственному хранению, идущему от нее, получает охранение и со стороны окружающих: когда муж хранит ее, когда мать и отец и все родные хранят ее, и на работе тоже хранят ее. Тогда, тем более, мать не вырвана в окружающий мир, она живет, не теряя внутреннего общения с ребенком. В этом умиротворенном состоянии она чувствует, что происходит с ней. Тайна рождения живого, совершающаяся в ее утробе, притягивает ее внимание. И тогда Душевные Силы, имеющиеся в ней, обращены внутрь, отданы будущему ребенку. Если рядом с материнским вниманием происходит и внимание отца (любящее сердце знает, что это такое), то дети получают огромную поддержку в развитии Душевных Сил и рождаются ровными, спокойными, внутренне сохраненными в любой ситуации, даже в самой критической, самой трудной.

Но часто современная мать не имеет таких сил, на малейшую обидную фразу мужа она срывается - терпеть сил нет, молчать сил нет, тем более - прощать и любить. Малейшая фраза - ее захватывают эмоции. Душевные Силы, Душевные свойства отодвигаются в сторону и мать предается страстям. Она в раздражении, в тоске, в отчаянии. Она срывается в Эго-состояние, и оттуда продолжает истерику, плач, обиду. Может ли кто-то извне остановить ее? - Может. Например, кто-то закричит так, что от испуга она внезапно забудет, о чем плакала. Выход ли это? Увы, сам испуг не выходит за пределы Эго-состояния.

Иное произойдет, если кто-то извне даст ей столько Душевных Сил, что ее собственная душевная скудость исполнится этой силой и откликнется благодатностью изнутри. Она как бы встанет и снова начнет любить, снова сможет прощать, и, более того - будет переживать за то, что упала, что отдалась Эго-состоянию, что была в обиде, в чем-то душевно-скудном. Такое обращение к ней и есть действие любви. И если рядом есть человек, который отдаст ей свою любовь, исполнит ее своею нежностью, тогда мать снова встанет, поднимется, простит, слезы высохнут, она почувствует мир в душе.

Восстановление мира - это и есть обретение душевно богатого состояния, т.е. Сил Души и Совести.

Когда же таких сил мало, женщина постоянно в срыве. То в гордом властолюбии она несет по всему дому свое: никто не пикни, не заикнись - немедленно будешь отправлен в угол, остановлен резким словом... То в страшной печали, в обидчивости: малейшая царапинка - и тут же съежилась, и неделю нельзя вывести ее из этого состояния. То в страшном состоянии гнева, когда раздражение выливается в то, что на девятом месяце беременности она хватает топор и разламывает в щепки шкаф. То упала в состояние уныния, бросила семью и понеслась по улицам: один вариант - по театрам, второй - по подругам и знакомым, третий - по магазинам.

Действий Эго-влечения к праздности очень много. У каждого свой склад, своя потребность в праздности, и падение в праздность происходит у всех по-разному.

Например, от праздности она попала в концертный зал. Возвращается домой. Чем ближе к дому, тем больше чувствует внутреннюю тоску. И не хочется ступать на порог. Так бы и сидела в зале вечно. На самом деле это - от отсутствия Душевных Сил. В результате утробный ребенок, в котором формируются Душевные Силы, запечатлеет эту скудость - он родится с малым, резервом Душевных Сил. И поэтому малейшая внешняя зацепка, - он тут же будет впадать в свои Эго-состояния. Так вскрывается фундаментальная причина самых различных психопатических кругов, т.е. возможность или склонность к немедленному западению в Эго-состояние у детей.

Другой случай, при котором умножается такая скудость Душевных Сил - когда мать не просто сама в скудости, но сверх того находится в сильном упадке настроения. Особенно когда мать переживает состояние обиды, страшной тоски, печали, одиночества, брошенности, ощущения, что все вокруг обозлились на нее (прежде всего муж) и что никакого выхода нет. При этом можно заметить удивительную вещь: ребенок в утробе откликается на такое состояние матери, сочувствует ей. В нем появляется особая, крайняя чувствительность к различным упадшим настроениям матери. Внимательная мать в период, когда очень тяжело переживает какой-то внешний конфликт, чувствует, как ребенок в утробе весь затих, потому что он боится ее чем-либо изнутри задеть. Он весь в сочувствии, весь в острейшем переживании всех состояний ее души. Такое переживание дает ребенку при рождении сверхчувствительность к состояниям матери, ненормальную сверхчувствительность, не обеспеченную его собственными Душевными Силами. Такие дети, не имея резерва Душевных Сил, в возрасте до семи лет сильно зависимы от матери. Они не отпускают ее от себя, при этом своею привязанностью могут сильно ее мучить.

Еще один вариант: мать находится в ожесточенном состоянии. Переживая жесткое отношение к окружающим людям, излишнюю требовательность, строгость, она тем самым пробуждает жестокость и в формирующемся ребенке. В этом случае он становится особенно активен, толкается, бьется кулачками, часто шевелится, иногда переворачивается. Ребенок рождается запутанным пуповиной. Это - от состояния матери, которое переживалось ребенком через ее гнев, раздражение, ненависть. Мать, переживающая ненависть, напечатлевает аналогичное состояние в ребенке. С одной стороны он запечатлевает состояние глубочайшего раздражения на все, что происходит вокруг. С другой - его воля склоняется в начатки Эго-влечения гнева, полученные им по наследству. И вместо доброго отношения к людям в нем развивается ожесточение. Обе причины ведут к тому, что ребенок сильно ворочается, крутится в материнской утробе. Усвоив в утробе такой способ бытия в мире, этот ребенок потом будет выдавать сильные реакции гнева.

Если мать находится во властном состоянии давления на окружающих, ребенок будет реагировать собственной гордостью. Эго-состояние гордости в ребенке потом активно проявится в упрямстве. У властных матерей дети упрямы. Чем более властно она вела себя в то время, когда ребенок был в утробе, тем сильнее ребенок будет проявлять упрямство первые полгода - год. В дальнейшем, в зависимости от силы, от гордой натуры самого ребенка, оно может усилиться. Сильная натура, сильная гордость ребенка усиливается в упрямстве, либо, наоборот, - сламывается. Тогда разворачивается особая психопатия, наиболее трудная, наиболее конфликтная: психопатия между матерью и ребенком. Власть со стороны матери и лукавство со стороны ребенка.

Если мать переживает состояние тщеславия, то можно наблюдать какую-то особую открытость детей на окружающих людей. Это не открытость как таковая в заботе, в радости к людям, а это ожидающая открытость к ним. Очень быстрая реакция на слово "молодец". Буквально уже на первом месяце сказанное слово "молодец" ("Какой ты у меня молодец, какой ты у меня...") и прочие уменьшительные и ласкательные выражения играют особую роль, дают особый отклик в душе ребенка. Это возбужденное тщеславие происходит от тщеславия матери.

Если столь сильный отпечаток оставляют в душе ребенка отрицательные свойства матери, тем более свое действие имеют все положительные свойства ее души.

Из вышеприведенного следует, что состояние матери, пока она носит ребенка, чрезвычайно значимо для его формирования либо в Эго-влечениях, либо в Совести."


Как отражается процесс родов на дальнейших отношениях в семье:

"Роды имеют большое значение для пробуждения материнского в матери, для пробуждения сыновнего и дочернего в детях, что каким-то удивительным образом связаны еще и с пробуждением отцовства в отцах. При этом не за счет того, что отец присутствует во время родов (это необязательно, хотя опыт последних лет показывает, что желательно), а вследствие того, что переживает мать во время родов относительно отца.

К сожалению, в большинстве случаев сегодняшняя мать ничего относительно отца во время родов не переживает, она просто на это время забывает об отце.

В результате и отец не вспоминает о том, что происходит с матерью. Он может находиться в глубоком беспокойстве, он может дежурить под окнами родильного дома, он может кричать: "Ура!" после того, как ребенок родится, но полноты отцовского пробуждения он не переживет, потому что не знает, что происходит с нею, потому что мать в этот момент забыла про отца. О нем можно помнить, если оставаться в глубинном чувстве материнства, сегодня для многих женщин потерянном. Ничего удивительного не будет в том, что, придя домой, она так и не вспомнит его. И он, отец, станет разве что просто проживающим в одной квартире членом семьи, как это бывает в некоторых семьях.

Но иное, если мать не только помнит об отце, но и нуждается в нем, как в отце своего ребенка. Удивительно, что это тройственное пробуждение происходит в ней через болезненные роды. Если роды обезболенные, то пробуждения ни в том, ни в другом случае не происходит вообще, вплоть до того, что мать просто бросает ребенка. Он ей становится не нужен. Страдание, пережитое матерью, является искупительным страданием, выводящим сразу в уровень Совестливости и Душевных Сил. Если это не пережито матерью в самих родах, оно не будет пробуждено и в Душевных свойствах и Силах и в Совести у самого ребенка. Более того, у матери будет какая-то внутренняя черствость. Даже если она и приняла ребенка, даже если она его потом воспитывает, она будет постоянно осознавать какую-то закрытость на свое дитя.

Матери, имеющие трех, четырех, пятерых детей, знают, что с первым ребенком они были закрыты, пробуждение материнского в полноте при первых родах не произошло. Нет ни одной матери, которая бы прошла полноту материнства, и поэтому нет ни одного ребенка из старших детей, который бы был пробужден в Совестливом уровне и Душевных Силах потому, что он не получил этот импульс от матери. Только с появлением третьего ребенка мать начинает чувствовать, что такое материнство, и с появлением пятого она имеет полноту этого чувства. И лишь к седьмому она обретает всю глубину материнства.

Правда, случается и такое: мать рожает вовсе не от материнства. Сегодня эта проблема вскрылась совершенно неожиданной стороной. Многодетные семьи сегодня оказались многодетными вовсе не от материнства. Мать пьет, гуляет и при этом совершенно не следит за тем, что происходит с детьми, сколько их рождается, ее совершенно не волнует состояние детей ни до родов ни после: родится - не родится, что дальше с ним будет... Сегодня очень много именно таких многодетных семей. Это не материнство.

В данном случае мы ведем речь не о таком, а о настоящем пробуждении материнства, которое к седьмому ребенку имеет глубину материнского чувства, а это значит - глубину слышания или соединения семьи как одного целого. Обязательное слышание отца, обязательное слышание предыдущих шести детей в момент родов. Что это такое? Это - феномен возможен только в тайне материнства."


Как мать воспринимает боль во время родов - через Эго-состояния или через чувство Совести:

"Если мать ничего этого не знает и не готовится с позиции глубоких уровней, т.е. Триады Совести, к родам, то во время родов и в период беременности она вся находится в Триаде Эго. И тогда в сам момент родов она продолжает переживать Эго-состояние. Боль искупительная переживается как собственная боль, - и отсюда часто возникающий страх будущих родов и нежелание рожать, потому что боязно. Настоящее же материнство, переживая всю полноту боли, не о ней печалуется, а о будущем ребенке. Чувство Совести открыто на боль, как на искупление первородного греха. "Я мать, в муках рождающая", - чутко слышит это углубление Совести в себе. Это почти явственное ощущение родов как благословенного состояния, как состояния деторождения...

Мало кому это знакомо. Боюсь, что для многих это какие-то фантастические вещи. Но тем не менее, это свойственно женщине, хотя это не свойственно нашему воспитанию, ибо мы перестали воспитывать детей. Всякая девочка, появляясь на свет, рождается для этих переживаний.

Если же мать находится в Триаде Эго, то в момент родов она защищается от боли. И, благодаря этому тягостному состоянию, отношения с ребенком еще до его рождения начинают осложняться. В результате роды становятся отягощенными. Самозащита матери от боли, ее Эго-состояние приводят к тому, что роды либо затягиваются, либо отодвигаются, либо происходит десинхронизация, и начинаются муки, потому что идет реакция самозащиты. Во время родов, когда ребенок особо нуждается в покровительстве матери, особенно нуждается в ее обращенности к нему, она вдруг душевно закрывается от него. Роды становятся трудными. В крайних случаях ребенок вытаскивается искусственно.

Искусственные роды - это катастрофическое состояние нравственного в матери. Это признак ее внутреннего без совестного состояния до зачатия, в период ношения в утробе, в период беременности, в момент самих родов.

Конечно же, мать этого не осознает. Конечно же, спустя много времени, когда ребенку будет уже за двадцать лет и когда он выдаст по всей полноте всю отторгающую реакцию на нее, она начнет понимать, что было с нею, и в каком состоянии она находилась, когда его зачинала, когда его носила и когда рожала."


Эго-состояние материнской привязанности к ребенку:

"Существует другая крайность, еще одно материнское Эго-состояние, которое тоже происходит от неправды материнства. Это особое ожидание ребенка. Когда мать очень хочет ребенка, когда мать пристрастно к нему обращена, тогда ношение ребенка является, помимо благодатного, умиротворенного общения с ребенком, еще и пристрастным. Мать начинает испытывать чувство услаждения от того, что он в ней есть. Не радость от движения его ножки, а услаждение от того, что эта ножка коснулась ее внутренней стенки. Не радость от того, что он шевельнулся или каким-то образом дал о себе знать, а услаждение от того, что он есть у меня в утробе. И вот это услаждающееся Эго-состояние материнской привязанности к ребенку, которое формируется еще при беременности, в отдельных случаях сильно проявляется во время родов. Мать отдается боли, но в услаждении. И через это происходит особая, очень тонкая привязка ребенка к матери. Разворачивается сильная психопатия их отношений, длящаяся до 24 лет и далее. Иногда пожизненно, совершенно ломая личную жизнь сына или дочери.

Выйти из этого психопатического круга очень трудно, потому что он лежит на грани Эго и Совести. На грани. Он глубоко Эгоистичен, и в то же время в какой-то момент здесь присутствует как бы подобие Совестливого отношения к ребенку. И вот это уподобление Совестливому движению, но глубоко эгоистическое уподобление, дает глубину, привязки между ребенком и матерью. Отсюда - сила психопатических отношений, которые развиваются наиболее глубоко. И очень трудно матери, осознающей эту силу, потом из нее выходить. Пережить этот выход практически - все равно что пережить вторые роды, во много крат более болезненнее - душевные. То есть мать должна как бы выскользнуть из этой корпускулы Эго-влечения к своему ребенку.

В реальности это неправедное состояние переживается через такие ощущения: малейшая предполагаемая угроза ребенку немедленно приводит к возбуждению у матери всех сил, направленных на то, чтобы спасти ребенка. Какая импульсивность, какая способность на отклик, какая самоотдача, самопожертвование в момент, когда она вытаскивает ребенка из опасности! Чаще всего никакой опасности на самом деле и нет, - но всею собою она чувствует, будто есть опасность. И выйти из этого ощущения опасности матери бывает чрезвычайно трудно. Потому что всем внутренним ощущением она в заботе, в якобы заботе, она в интенсивном материнстве, якобы, в материнстве. Когда это, наконец, осознается, требуется невероятно много усилий, чтобы не впадать в это состояние.

Ребенок закричал - немедленное желание броситься туда... Нужно остановить себя, найти в себе силы остановиться - пережить страшную боль, внутреннюю душевную боль, чтобы остановить себя. Поначалу, когда человек себя останавливает - это очень болезненно. И вот это действие необходимо будет выполнить над собой матери. И только после нескольких лет такой работы над собою, она сумеет вырваться из этих тисков психопатических отношений со своим ребенком."


Почему Эго-состояние матери во время родов приводит к скудости Душевных Сил у ребенка:

"Дети, пережившие то или иное Эго-состояние матери в момент родов, получают очень сильные запечатления скудости Душевных Сил. Ведь в Эго-состоянии мать может находиться в том случае, если Совестливый и душевный уровни у нее скудны, и она вся отдалась третьему Эго-уровню. Эту скудость запечатлевает ребенок. Поэтому по родам иногда можно сразу сказать: если ребенок рождается запутанным пуповиной - его Душевные Силы резко ослаблены. Будет ребенок капризным, будет ребенок упрямым, т.е. по Эго-состояниям (тем или иным - у разных детей доминанты разные) он будет активен, энергетика Эго-состояний будет большой. Если ребенок родится с асфиксией, значит, он либо во время родов, либо в предродовой момент пережил некоторый момент удушья душевного и физического. Это значит, что такой ребенок получил мало Душевных Сил, ибо только мать своим Эго-состоянием могла привести ребенка к такому беспокойству и крутящейся активности.

Есть дети, которые от властолюбия матери рождаются с некоторым запозданием реакции, у ребенка некоторая внутренняя заторможенность, апатичность. Это тоже от слабости Душевных Сил. Эго-состояния обязательно сказываются на длительности беременности. При выраженности Эго-состояний, слабости Душевных Сил естественный нормальный цикл по времени женщина пройти не может. И поэтому, по мере оскудения Душевных Сил, по мере возбуждения Эго-состояния в людях и падения нравов, сокращаются сроки беременности. Какой резерв Душевных Сил будут нести в себе родившиеся дети, когда Душевные Силы "на нуле", какую же энергетическую власть будет иметь уровень Эго, какая разнузданность в Эго-состоянии тогда пойдет от этих детей?

При этом можно наблюдать еще одно явление: внутренние регулирующие душевную жизнь механизмы у таких детей бессильны. Внутри нет ничего, что могло бы запретить Эго-уровень. Мы говорим: "ребенок без стержня". А на самом деле у него нет Душевных Сил, он почти не слышит свою Совесть, поэтому Эго-влечения действуют разнузданно. Мы говорим: "ребенок безвольный". Что значит - ребенок безвольный? Значит ли это, что отсутствует Воля? Ничего подобного. Каждый человек имеет Волю, и с Волей рождается, но в данном случае Воля отдана Эго-влечениям: или праздности, или печали, или плотскому влечению и служит им.

И попробуйте с таким ребенком говорить о Совести, обращаться к его Совести. Там не к чему обращаться! Потому что там все глухо, там все обессилено, там нечем слышать. Ведь слышит только "имеющий уши". Но ведь этими ушами слышащими является Совесть и Душевные Силы. Если таких сил нет, чем же слышать? Нечем. И поэтому - без-Совестный. И поэтому разговаривать с ним на уровне человеческого общения невозможно. Необходимо ситуативное проживание каких-то действий и тогда через стрессовые ситуации, через горе, пережитое в стрессе, ребенок выйдет на уровни четвертый и пятый - уровни Душевных Сил и Совести.

Существует в народе давняя поговорка- "горе лечит". Имеется в виду нравственное лечение. Горе лечит нравственно, т.е. позволяет человеку пробудиться на четвертом, пятом уровнях Совести и Душевных Сил. Что такое состояние горя? Горе переживает человеческое Эго. Оно очень чего-то хотело, активно взялось, делало, строило, все получалось, и вдруг на последнем этапе - крах. Страшное горе! Крах потерпело Эго-состояние гордости. И вот, переживая состояние краха, оно бессильно, энергетика Эго кончилась, она в упадке. В этот момент возможно услышать движение Совести, поначалу тончайшее движение ее. Горе, пережитое человеком - это единственная возможность услышать голос Совести. Человек, переживший горе, т.е. когда в нем Эго-влечения пережили некоторый крах и затихли, вдруг становится чутким к окружающим людям. Это пробудились его Душевные свойства и Силы, их голос услышался. Душевные Силы дали чуткость, человек слышит боль другого, нужду людей, потому что пережил горе, потому что через горе Эго убавило свою энергетику."


(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)

Наши рассылки и сайты
Рождение без насилия
  (по e-mail: birth@ft.inc.ru)
Психологические тесты
  (по e-mail: test@ft.inc.ru)
Сам себе психолог
  (по e-mail: psy@ft.inc.ru)
КНИГОЗОР. Обзор компьютерных книг
  (по e-mail: knigozor_comp@ft.inc.ru)
КНИГОЗОР. Обзор книг по психологии
  (по e-mail: knigozor_psy@ft.inc.ru)

Наши партнеры

 

Advertising Banner Network F2\  

 

Рассылка "Рождение без насилия" http://birth.ft.inc.ru
Автор: Ксения Подорова
birth@ft.inc.ru
Консультант: Ирина Мартынова irina@ft.inc.ru, профессиональная акушерка из Санкт-Петербурга, одна из создателей системы водных родов, принявшая более 600 домашних родов
Периодичность: еженедельно
Количество подписчиков: 3398



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное