Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Книжные новости в Русском Журнале Книжные новости в Русском Журнале


Информационный Канал Subscribe.Ru

Книжные новости в Русском Журнале


Сегодня в выпуске
28.12.2005

Лоб и молитва

Мы защитили Ходорковского от Панюшкина. Нас никто не просил, мы сами. Максим Соколов очень кстати вспомнил поговорку про лоб и молитву, только к Панюшкину ли она относится? Не к Панюшкину, к нам.

"Какую биографию делают нашему рыжему!"
А. Ахматова

В первых солнца лучах
Лишь сержант-некрофил
Его, громко крича,
Еще долго любил.
В. Емелин

На прошлой неделе, когда в "Эксперте" вышла моя рецензия на книжку Валерия Панюшкина "Узник тишины", у меня зазвонил рабочий телефон. Тут нужно уточнить, что я до сих пор не знаю номера своего рабочего телефона, потому никому его не даю, и мне на работу никто не звонит. В этот раз, однако, звонили мне - впервые.

Надеюсь, вы подумали, что сейчас начнется какая-нибудь детективная история. А вот и нет. Звонила всего лишь верстальщица, которая делала ту полосу с рецензией и, в частности, сканировала обложку книги, чтобы проиллюстрировать мой текст. Книгу я предоставил из личной библиотечки, то есть свою собственную. И ве! рстальщица просила меня дать ей эту книгу почитать. То есть она прочла мой текст (а нужно сказать, что для журналиста это высшая похвала - когда твои тексты читают верстальщики; значит, действительно интересно написал), поняла, насколько ужасную книгу написал Панюшкин, и теперь хочет сама убедиться в том, насколько ужасна эта книга. А убедиться можно только одним способом - прочитав ее. И теперь она хочет прочитать "Узника тишины".

Я тогда не обратил внимания на этот эпизод, но через пару дней, когда подошел срок написания очередной колонки для газеты "Взгляд", я зачем-то (каюсь, увлекся) решил написать колонку о той же самой книге Панюшкина, тем более что несколько, как мне показалось, важных мыслей за ограниченностью журнальной площади не попали в экспертовский текст. Написал. Колонка вышла и, судя по письмам поклонников Ходорковского, обещавших при случае повесить меня за яйца! , также нашла своего благодарного читателя.

Нужно также ! учесть, что я не единственный в мире журналист, прочитавший "Узника тишины", и не единственный из прочитавших, кому книга показалась смешной, нечестной, лицемерной, безвкусной, пошлой и так далее. Книгу прочитал Виталий Иванов, книгу прочитал Максим Соколов, книгу прочитал Дмитрий Ольшанский; Иван Давыдов тоже наверняка прочитал книгу, но у Ивана Давыдова на "Русских ночах" ежедневная колонка, поэтому он отреагировал на "Узника тишины" еще до его появления в магазинах, то есть когда только первую главу книги опубликовала "Газета.ру". Потом свою рецензию написал Виталий Иванов. Потом, как уже было сказано, сразу две - я. Потом Соколов. Потом Ольшанский. Еще, ! говорят, была рецензия Льва Данилкина в "Афише". И еще наверняка будет много рецензий. Как-то само собой началось негласное соревнование авторов - кто смешнее прокомментирует "Узника", кто найдет в книге больше нелепостей и нестыковок. Кто убедительнее покажет, что нет большего подспорья обвинителям Ходорковского, чем книга Панюшкина. И понеслась. Свора собак накинулась на таракана. Собаки резвятся, веселя зевак, а таракан сидит в своей щели, радостно потирая лапки - вот, мол, какой я переполох вызвал.

Смотреть противно.

Заранее прошу прощения за модное сравнение, но слишком уж оно напрашивается. Патриаршие, на скамейке сидят двое - молодой и постарше. Тот, что постарше, говорит молодому: "Прочитал твою рецензию на Панюшкина. Очень неплохо, но вот какая штука. Ходорковский у тебя получился как живой (при том, что, замечу, в книге Панюшкина он вовсе не живой - он карто! нный! - О.К.). А надо было показать, что никакого Ходор! ковского не существует вовсе!"

Молодой кивает. Через минуту к ним подсядет иностранец - седеющий брюнет, явно из Израиля, похожий на бывшего ректора одного известного гуманитарного вуза. Он материализовался нашими стараниями - моими, Виталия Иванова, Максима Соколова, Ольшанского и прочих рецензентов. С тем, что книга Панюшкина слишком дурна, чтобы быть заказанной друзьями Ходорковского, не спорит никто - это очевидно всякому, кто прочитал "Узника". Другое дело, что никто так не помог этим друзьям очеловечить образ краснокаменского сидельца, как мы, добровольные рецензенты-олигархоборцы. Мы защитили Ходорковского от Панюшкина. Нас никто не просил, мы сами. Максим Соколов очень кстати вспомнил поговорку про лоб и молитву, только к Панюшкину ли она относится? Не к Панюшкину, к нам.

Под ворохом наших текстов теперь уже совершенно неважно, каково качество панюшкинской книги. Как не важно было качество писаний Солженицына после с такими же охранительно-благими ! целями устроенной совписовской кампании против него. Как не важна была ценность стихотворений Бродского после известного суда над тунеядцем.

Человек, который будет изучать историю России по статьям Максима Соколова (мало ли, вдруг будет такой сумасшедший историк), подумает, что во времена Путина был такой мощнейший и влиятельнейший политик Гарри Каспаров, которому посвящена добрая половина текстов. Единственное, чего не поймет этот историк, - что стало с Гарри Каспаровым потом. Почему он не стал президентом, вождем оппозиции в парламенте, политзаключенным или кем-то в этом роде - почему никакого осязаемого следа в истории страны, кроме шахматного чемпионства, он не оставил. И трудно будет объяснить тому историку, что не был никогда этот Каспаров никаким политиком, просто Максим Соколов на каком-то этапе увлекся, понравилось ему пинать маргинала. И эти пинки стали для Каспарова, может быть, главной, если не единственной составляющей его политического капитала.

И ! НБП никогда бы не стала заметной политической силой, если бы н! е идиотс кие обвинения, штурмы бункера и суды.

И Шендерович никогда бы не набрал и одного процента, если бы не "Не хлебом единым" по всей Москве, те же изощряющиеся в критике полузабытого сатирика охранители, заказные статьи в "МК" и так далее.

И книга Панюшкина не стала бы событием, если бы не вал наших рецензий.

За этот год страна наша, если кто не заметил, сильно изменилась. И тех, кого стоило опасаться еще год назад, теперь просто нет. Местами они съели друг друга, местами выпали в маргинальность, местами просто сошли на нет по непонятным причинам. Но их больше нет - это медицинский факт. Хватит заниматься некрофилией, коллеги.

P.S. Задним умом каждый крепок, тем не менее должен сказать, что понимаю теперь: мне не стоило писать тех рецензий вовсе, и я сожалею о том, что я их вообще написал. Игнорировать надо было.

А вообще - с Новым годом, конечно. Остальное в сравнении с ним - полная ерунда.

Подробнее

Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: russ.book
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное