(Слева был ее нынешний муж Агутин, я его обрезал - на фиг он нужен.)
Поп-певица 1990-х годов.
31 декабря 1997 года я сидел на диване, держа в руке бутылку водки и в другой - стакан, и смотрел я в телевизор и был удручен: нравилось мне!
Не мог я, являясь честным, найти ничего уж такого, чтобы с чистой душой сказать "говно!".
Песня была приятная, клип красивый, указанная Варум на вид - тоже вполне увлекательна.
И думал я: а чем я, собственно, так уж принципиально лучше - в художественном то есть смысле? Тем только, что много о себе мню, и с выражением презрения на лице плюю на их лестницу успеха, а эти просто нехитро заколачивают бабки? Но в художественном-то смысле - в сущности, ничем мои сочинения от этих и не отличаются, разве что чуть поточней эпитеты.
И в голове черный гнев цвел -
Эльф, цвельф.
Раздосадован был я, и я был зол -
И пил этанол.
И хотел разрушать и ломать как таран -
И стучать в барабан, -
и думал я - что же такое придумать, какую же такую выработать художественную систему, которая никак и не при каких обстоятельствах не дозволена была бы к показу по телевизору - в смысле, чтобы этим вот, которые в нем, не понравилась им ни за что и никогда? Согласно песне:
Я хочу быть любим, но не вами.
Ибо нравиться вам - это стыдно.
И так и не придумал до сих пор.
И пребываю вот уже довольно длительное время в состоянии недовольства и злобы.
2. Конечно, можно трупы трахать, кушать гной и говно - но этого я и сам, во-первых, не хочу, во-вторых же - это нынче хоть и не показывают по телевизору, но банально еще более. А на старости лет заниматься ху#ней, которая и самому неинтересна, лишь бы назло телевизору, - это, конечно, глупо.
Таковы мои художественные затруднения, господа.
***
Вот это стихотворение, спустя три года досочиненное до окончательного вида:
И в голове черный гнев цвел -
Эльф, цвельф.
Раздосадован был я, и я был зол -
И пил этанол.
И хотел разрушать и ломать как таран -
И стучать в барабан,
Телевизор я это тут взял посмотрел,
Тут вот и озверел:
Ох, какие же наглые там дураки,
И притом мудаки!
И какие же просто, ну просто, друзья,
И сказать что нельзя!
Лучше сразу мораль: телевизор не надо смотреть,
Чтоб вот так не кипеть; -
Прав, кто взял, да и выкинул на фиг из дома его -
Вот какая мораль из написанного выше всего.
31 декабря 1997, 1 сентября 2000
"Эльф, цвельф" - по-немецки это "одиннадцать" и "двенадцать". Здесь - исключительно ради складности.
С ы н ы стояли у стенки сверкая ногами, обутыми в шпоры. Они обрадовались и сказали:
Обнародуй нам отец
Что такое есть Потец.
О т е ц, сверкая очами, отвечал им:
Вы не путайте сыны
День конца и дочь весны.
Страшен, синь и сед Потец.
Я ваш ангел и отец.
Я его жестокость знаю,
Смерть моя уже близка.
На главе моей сияют
Плеши, лысины - тоска.
И если жизнь протянется,
То скоро не останется
Ни сокола ни волоска.
Знать смерть близка.
Знать глядь тоска.
С ы н о в ь я, позвенев в колокольчики, загремели в свои языки:
Да мы тебя не о том спрашиваем,
Мы наши мысли как чертог вынашиваем.
Ты скажи-ка нам отец
Что такое есть Потец.
И воскликнул о т е ц:
Пролог,
А в Прологе главное Бог.
Усните сыны,
Посмотрите сны.
Сыновья легли спать. Спрятав в карман грибы. Казалось, что стены, и те были послушны. Ах, да мало ли что казалось. Но в общем немногое и нам как и им казалось. Но чу! Что это? О т е ц опять непрямо отвечал на вопрос. И вновь проснувшимся сыновьям он сказал вот что, восклицая и сверкая бровями:
Пускай поет и пляшет
Седой народ.
Пускай руками машет
Как человек.
В мирный день блаженства
Ты истекаешь.
Как скоро смерти совершенство
Я сам постигну.
Но где ж понять исчезновенье,
Иль все мы смертны?
Что сообщишь ты мне мгновенье,
Тебя ль пойму я?
Кровать стоит передо мною,
Я тихо лягу,
Я уподоблюсь под стеною
Цветам и флагу.
Сыны сыны. Мой час приходит.
Я умираю.
Не ездите на пароходе.
Всему конец.
Сыновья, построясь в ряды, сверкая ногами, начинают танцевать кадриль. Первый сын, или он же первая пара:
Что такое есть Потец
Расскажите мне отец.
Второй сын, или он же вторая пара:
Может быть Потец свинец
И младенец и венец.
Третий сын, или он же третья пара:
Не могу понять отец,
Где он? кто же он, Потец?
О т е ц, сверкая очами, грозно стонет:
Ох в подушках я лежу.
П е р в ы й с ы н:
Эх отец, держу жужу.
Ты не должен умереть,
Ты сначала клеть ответь.
В т о р о й с ы н, танцуя как верноподданный:
Ах, Потец, Потец, Потец.
Ах, отец, отец, отец.
И т р е т и й с ы н, танцуя как выстрел:
Куклы все туша колпак,
Я челнок челнок челнак.
Сыновья прекращают танцевать - не вечно же веселиться, и садятся молча и тихо возле погасшей постели отца. Они глядят в его увядающие очи. Им хочется все повторить. Отец умирает. Он становится крупным как гроздь винограда. Нам страшно поглядеть в его, что называется, лицо. Сыновья негласно и бесшумно входят каждый в свою суеверную стену. Потец это холодный пот, выступающий на поту умирающего. Это роса смерти, вот что такое Потец.
1936 или 1937
(И еще две части в том же духе, посвященные выяснению вопроса, что же такое потец.)
Вопрос:
- И что же в этом хорошего?
Ответ:
- Охо-хо... Достаточно сложно так вот изложить, с бухты-барахты. Я, во всяком случае, пока не готов.
Поэтому пока я могу только предложить сомневающемуся читателю поверить мне на слово, аргументируя это тем, что обманывать его относительно выдающести поэзии В. мне нет совершенно никакой выгоды, поэтому я его не обманываю.
А раз я его не обманываю и раз я все-таки есть человек немного, очевидным образом, понимающий в поэзии, значит - разумно к моим утверждениям прислушаться и - - -
***
Вот например, какую умную мысль можно сообщить о поэзии Введенского: в сущности, это религиозная поэзия!
Смысл в том, что о вещах, лежащих за пределами ума - смерть, загробная жизнь, Бог и проч. - можно говорить соответствующим - лежащим за пределами ума - заумным - языком.
Кредо кум абсурдум эст - в этом духе.
Абсурдные вещи - ну вот абсурдным языком их только и можно излагать.
Не напрямую, в смысле, - ибо это невозможно, они не поддаются прямому умозрению - а абсурдными и заумными художественными средствами погружая читателя в абсурдное и заумное состояние ума, дабы он, будучи в этом состоянии, мог приблизиться к если не осознанию, так хоть ощущению абсурдных и заумных тайн бытия.
А на самом деле, так и не только о Смерти, Боге и т.п., но и вообще обо всей жизни, в которой, если подумать, на самом деле тоже совершенно ничего не понятно, тоже на самом деле все за пределами ума и понимания.
***
То есть, так выходит, Введенский - тот же символизм? Попытка прорваться к умом непостижимому через символы и намеки, в случае Введенского - через абсурд и заумь?
Выходит, примерно так.
Да в сущности, на самом-то деле, и весь авангард, несмотря на прямо противоположные, нежели у символизма, художественные средства (у тех - музыкальность, у этих - сознательная какофония, у тех гиперэмоциональность, у этих - демонстративная холодность и проч.), - он есть продолжение и развитие символизма, а еще вернее - лежащего в его основе, являющегося его идейной почвой - оккультизма. Я это много раз повторял, но не поленюсь и еще раз повторить.